Боковой интервал между автомобиля

Боковой интервал

Соблюдение боковых интервалов между автомобилями уделяется гораздо меньше внимания, чем расстоянию до впереди идущей машины. Такое пренебрежение со стороны водителей часто выливается в аварийные ситуации.

Безопасное дорожное движение гарантируется только при условии соблюдения всех правил, которые обязуют автовладельцев придерживаться определенных интервалов по бокам. Их применение обязательно при движении на многополосной проезжей части или обгоне впереди едущих ТС. Игнорирование ПДД может привести не только к порче транспортного средства, но и к увечью, а возможно и смерти, людей.

Что говорится в ПДД

Боковой интервал – это расстояние между двумя машинами сбоку друг от друга. Данное понятие подразумевает безопасное расстояние, при соблюдении которого можно избежать столкновений с другими авто и не царапать свою и чужую машину.

В правилах дорожного движения о соблюдении дистанции между бортами говорится весьма скупо. В пункте 9.10 сказано, что в обязанности водителя входит соблюдать такую дистанцию, которая обеспечит безопасность не только ему, но и другим участникам движения. Более подробных указаний нет, что приводит к необходимости самостоятельно устанавливать данное расстояние и научиться понимать, как определять его на глаз и удерживать на протяжении длительного движения в параллельных рядах.

Удерживание нужного расстояния между двумя транспортными средствами позволяет обеспечить безопасность смежных автомобилей. При этом ответственность за соблюдение дистанции ложится на водителей неравномерно. ТС, которое едет в крайней правой полосе, не должен координировать этот показатель. А вот водитель, который едет слева от него, выстраивает свое движение так, чтобы не повредить себе и соседу справа. Но и двигающаяся справа машина должна помнить о ТС слева.

Читайте также:  Присадки для прочистки топливной системы автомобиля

При объезде препятствия на дороге или обгоне впереди едущего транспорта, следует учитывать авто, которые едут сбоку от него. Неосторожное вождение приводит как минимум к поцарапанным бокам, что мало приятно и выливается в дорогостоящий ремонт.

Правила соблюдения расстояния

Разъяснения о том, каким должен быть боковой интервал в ПДД не найти. Однако выпущено не мало методической литературы, которая дает общие рекомендации исходя из практики.

Для безопасного движения интервал должен быть таким, чтобы предотвратить возможность столкновения в случае резкого виляния другого авто или его незапланированных маневров. Достаточное расстояние дает возможность водителю среагировать на угрозу и принять решение для избежания ДТП.

Для того чтобы обеспечить безопасный интервал сбоку следует учитывать следующие характеристики:

  1. Скорость ТС. При увеличении данного показателя интервал также увеличивается.
  2. Особенности машины, а именно технические характеристики, наличие неисправностей или поломок.
  3. Метеорологические условия. При плохой погоде (дождь, снег, туман, гололедица) расстояние следует увеличивать.
  4. Состояние дорожного покрытия. Чему хуже дорога, тем дальше следует держаться от авто едущего сбоку.
  5. Самочувствие водителя. Низкая скорость реакции ввиду головных или других болей, сонливость и другие симптомы, требуют наибольшего интервала, чтобы при необходимости успеть среагировать на опасность и выполнить нужные для предотвращения ДТП действия.

Только серьезный водительский опыт позволит мгновенно учитывать все факторы, и принимать правильное решение на основе их совокупности. Новичкам в вождении лучше придерживаться расстояний, которые рекомендованы нормативно-правовыми актами.

Какой промежуток между автомобилями является безопасным

Общие рекомендации говорят о том, что боковой интервал напрямую зависит от того, кто именно находится сбоку. Если речь идет о пешеходах, идущих по обочине, или велосипедистах, которые едут по краю дороги, то следует выдерживать между ними и ТС не менее 1,5 метров.

Особенную опасность представляют велосипедисты, так как скорость их движения выше, а маневры могут быть не прогнозируемыми. В случае с другими транспортными средствами следует удерживать расстояние между боковыми поверхностями примерно 2,5 метра.

Плохие дороги, ненастная погода, низкая освещенность, требует увеличения интервалов. Особое внимание стоит уделять при движении рядом с автопоездом. Прицеп может заносить в сторону при обгоне или объезде препятствий на довольно внушительное расстояние. Это следует учитывать, рассчитывая безопасное расстояние между авто.

В населённых пунктах выдерживать такие дистанции просто невозможно, особенно если речь идет о загруженных участках дороги и времени особой загруженности дорог. Избежать опасных ситуаций при таких условиях можно просто снизив скорость. Чем крупнее объезжаемое ТС, тем ниже должна быть скорость передвижения. Особую осторожность стоит проявлять при движении рядом с автобусом или крупным грузовым авто.

Когда следует увеличить расстояние

Постоянное наблюдение за участниками дорожного движения помогают нарабатывать опыт и учиться правильно реагировать на разные ситуации. Правильно выбранный боковой интервал позволит водителю своевременно выполнить нужный маневр для предотвращения аварийной ситуации, если другие участники движения:

  • совершат резкий незапланированный маневр по причине создавшейся аварийной ситуации сбоку или впереди них;
  • изменят свою траекторию в результате заноса;
  • резко затормозят, провоцируя ДТП или выполнят другие опасные действия.

При достаточном боковом отступе водителю будет достаточно времени чтобы не только оценить ситуацию, но и выполнить нужный для сохранения безопасности маневр.

Увеличивать расстояние между бортами транспортных средств следует при:

  1. Ухудшении дорожного покрытия.
  2. Низкой видимости.
  3. Начавшемся дожде или снегопаде.
  4. Плохом сцеплении с дорогой по причине плохих погодных условий.
  5. Низком освещении.
  6. Ухудшении самочувствия водителя и др.

Параметры постоянно меняются поэтому не стоит терять бдительность на дороге ни на секунду.

Как интервал зависит от скорости движения

Существует общее правило, которое распространяется на всех участников движения на дорогах, — чем выше скорость движения, тем больше опасностей возникает. Это правило распространяется также и на боковой интервал. Увеличивая скорость следует увеличивать расстояние между боками машин. Это необходимо для того, чтобы при необходимости было время для экстренной остановки ТС или времени для изменения траектории движения.

Какая ответственность за несоблюдение дистанции

Сотрудники ДПС никогда не наказывают водителей за неправильно выбранное расстояние, если это не приводит к ДТП. Считается, если аварии не случилось, то интервал был выбран правильно. А вот при попадании в дорожно-транспортное происшествие будет установлено, что являлось его причиной.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу!

Москва: +7 (499) 110-89-42
Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34
Россия: +7 (499) 755-96-84

При несоблюдении безопасного расстояния между бортами авто виновник получит штраф в размере 1,5 тысяч рублей. Кроме этого на виновную сторону ложится материальная ответственность за компенсацию ущерба, причиненного пострадавшей стороне.

Источник статьи: http://autourist.expert/shtrafi/bokovoj-interval.html

Количество полос и боковой интервал

Последнее обновление: 21.05.2020
2 комментария

Вопрос: Как выбрать в зимнее время количество полос и боковой интервал между автомобилями? Если при попутном движении не помещается 2 грузовых ТС, или, например, большие автобусы, то следует ли считать, что в попутном направлении дорога имеет одну полосу для движения?

Ответ. Вопрос остается актуальным не только во время зимы, когда часть дороги оказывается «выключенной» из проезжей части по причине снежных заносов, но и для дорог, на которых разметку не видно (стерлась или ее там никогда не было).

Количество полос движения

На вопрос о количестве полос на проезжей части дает ответ пункт 9.1 ПДД:

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева …».

Когда на дороге отсутствует разметка и соответствующие знаки, для чего нужно иметь представление о количестве полос?

Во-первых, это нужно чтобы не выехать на встречную полосу, когда это запрещено (на дорогах с двусторонним движением в четыре и более полосы пункт 9.2 ПДД прямо запрещает выезжать на встречную полосу, даже в том случае, если разметка на дороге отсутствует).

Далее, перед поворотами направо, налево (разворотом) Правила требуют занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (крайние правое или крайнее левое, пункт 8.5 ПДД), т.е. перестроиться в нужную сторону.

Процесс перестроения должен происходить в соответствии с пунктом 8.4 ПДД – уступает тот, кто перестраивается. Подробнее об этом – в статье Одновременное перестроение. Теория и практика.

Таким образом, т.е. во-вторых, количество полос на дороге необходимо знать для прояснения вопросов приоритета во время перестроения и для безопасного выполнения этого маневра.

Каким путем для себя выяснить, где заканчивается попутная половина проезжей части? Для этого мысленно делим вдоль проезжую часть пополам, и «отсекаем» ее левую половину – это будет встречная половина проезжей части.

Далее, берем ширину своего автомобиля и соотносим ее к ширине «своей» попутной половины проезжей части. Прикидываете, сколько ваших машин (или примерно таких) по ширине войдет в это пространство, плюс небольшой запас на безопасный боковой интервал, примерно полметра. Все эти расчеты достаточно условны, не следует пытаться выяснять какие-то точные цифры или разграничения.

Когда дорога не размечена (или под снегом) и нет знаков, определяющих движение по полосам, условную ширину полосы для движения целесообразно брать исходя из ширины вашего (т.е. своего) транспортного средства, но с учетом габаритных размеров соседних машин, плюс нужно учесть боковой интервал (об этом ниже). Для чего это нужно?

«Соседей» с дороги никуда не уберешь, они, ведь, тоже участники движения. И среди них может быть крупногабаритный транспорт, например, автобус, троллейбус, большой грузовик. Вы же, в свою очередь, управляете своим! автомобилем, и траекторию движения выбираете исходя из габаритов ВАШЕГО транспортного средства с учетом окружающей обстановки в данный момент времени.

Там, где не помещаются рядом два автобуса, могут поместиться автобус и легковой автомобиль. Или могут свободно разместиться два легковых автомобиля. И соответственно, там, где для автобуса проезжая часть состоит из одной полосы, для легковушек этих полос уже будет две. Зимой, на заснеженной дороге, рядом этим двум легковым машинам уже может стать «тесно», и для них летние две полосы «превращаются» в одну зимнюю.

После снегопадов, когда дороги должным образом не очищены, четыре реальные полосы движения фактически превращаются в две! И мы видим, как два попутных ряда сливаются в один, машины движутся в одной колее. Но даже эти обстоятельства не отменяют пункт 8.5 ПДД (требование занять крайнее положение перед поворотом направо, налево или разворотом).

Боковой интервал

Теперь о выборе бокового интервала. Что такое боковой интервал, и какой величины должен быть боковой интервал? Боковой интервал при рядном движении – это расстояние между бортами транспортных средств. Транспортные средства, в свою очередь, могут двигаться как попутно, так и навстречу друг другу, и в любом случае боковой интервал – это расстояние между их бортами.

ПДД о величине бокового интервала упоминают лишь условно:

Пункт 9.10: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Этот необходимый боковой интервал и должен обеспечить безопасное «соседство» смежных транспортных средств, исключить их боковое столкновение. Условно принято считать, что между попутно движущимися с равной скоростью автомобилями, безопасный боковой интервал должен быть не менее 0,5 метра.

Зависит ли боковой интервал от скорости движения и от ширины автомобиля? Да, зависимость прямая. Чем выше скорость и чем автомобиль в габаритах шире, тем боковой интервал должен быть больше. Несоблюдение безопасного бокового интервала чревато боковым столкновением (еще говорят, машины «притерлись» боками).

В каких еще случаях следует увеличивать боковой интервал? Вообще, каких либо определенных ситуаций для этого не предусмотрено, но боковой интервал целесообразно увеличивать на изгибах дороги, во время опережения и обгона (особенно длинномеров), на встречном разъезде, на параллельных поворотах, при движении по кольцу (не стоит «прижиматься»).

Также целесообразно увеличить боковой интервал на скользкой, заснеженной либо покрытой наледью дороге.

Возвращаясь к вопросу читателя в начале статьи о количестве полос движения и выборе бокового интервала, предположим, ваш автомобиль догоняет автобус или троллейбус по заснеженной дороге (проезжая часть ограничена снежными заносами), и есть необходимость его объехать (опередить).

Смотрите на ширину своей половины проезжей части. Если есть возможность опередить слева, не выезжая на встречную половину дороги (т.е. не обгон), значит, смещаетесь левее и опережаете. Если такой возможности нет (узкая дорога), а объехать едущий автобус необходимо, тогда нужно быть уверенным, что выезд на встречную полосу на этом участке дороги не запрещен, и действуете по ситуации.

Соблюдение ПДД – это необходимость. А несоблюдение безопасности чревато столкновением за рамками ПДД. По ситуации – это значит принять меры предосторожности, ведь, скользкая дорога значительно увеличивает остановочный путь, а во время переезда снежных межполосных уплотнений во время перестроения автомобиль может занести, и как следствие – потеря управления.

Какого-либо общего алгоритма действий в таких ситуациях не существует – действовать нужно исходя из условий конкретной дорожной обстановки.

Еще нужно понять следующее. Когда дорогу в четыре полосы (на них выезд на встречную полосу запрещен пунктом 9.2 ПДД) замело снегом, и она фактически стала двухполосной (один ряд – ваш, второй ряд — навстречу), то эта дорога НЕ перестала быть четырехполосной. Она по-прежнему таковой является, но в этой ситуации крайние правые полосы могут быть непригодны для движения (под снегом) только в данный момент времени, пока не очистят.

Более того, на скользкой дороге или во время снежных заносов выезжать на встречную полосу иногда бывает очень нежелательно. Поэтому, в каких-то «снежных» ситуациях движение по одной колее след-вслед может быть единственно целесообразным.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 21.05.2020

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/vopros-otvet/kolichestvo-polos-i-bokovoj-interval.html

Оцените статью