Буксировка автомобиля: несколько простых советов
Прежде всего, нужно решить, как именно вы будете транспортировать свой автомобиль к месту предполагаемого ремонта. Вариантов несколько: на гибкой сцепке, с помощью частичной или полной погрузки.
Жесткая сцепка
частичная погрузка автомобиля
Эвакуатор
Не забывайте, что буксируемый на гибкой сцепке автомобиль является полноценным участником дорожного движения, а потому его водитель обязан иметь при себе стандартный набор документов: водительское удостоверение, свидетельство о регистрации или ПТС, полис ОСАГО. Ну и, конечно, буксируемый автомобиль должен иметь номерные знаки. Иначе у инспекторов ГИБДД возникнут вполне обоснованные вопросы.
Подготовка
На буксирующем автомобиле должен гореть ближний свет фар вне зависимости от времени суток. Собственно, сейчас все автомобили обязаны двигаться с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Но нелишне еще раз об этом напомнить. Подробнее о том, когда и как использовать световые приборы в соответствии с ПДД, написал Сергей Смирнов.
На буксируемой машине должна быть включена аварийная сигнализация. Если она не работает, необходимо сзади закрепить знак аварийной остановки. Длина гибкой сцепки должна быть от четырех до шести метров. Это в ваших же интересах. Дело в том, что потребность в буксировке, как правило, возникает из-за невозможности запустить двигатель, а значит и про усилитель тормозов тоже можно позабыть. Если трос короткий, водитель буксируемого автомобиля может с непривычки выбрать неправильное усилие на педали тормоза и «догонит» свой буксир. Если же трос слишком длинный, возникнут сложности при проезде поворотов.
Буксировка автомобиля
У буксируемого на гибкой сцепке автомобиля должны быть исправны тормозная система и рулевое управление. Скорость транспортировки — не более 50 км/ч. Нужно помнить и о том, что в гололед буксировка запрещена.
На буксируемом автомобиле нужно включить зажигание, чтобы не сработала механическая блокировка руля в повороте. Поэтому рекомендуем отсоединить от катушки зажигания провод низкого напряжения — это сбережет заряд аккумулятора. Кроме аварийной сигнализации водителю сломавшейся машины может понадобиться и клаксон, а в дождь — и стеклоочистители. На все это нужна энергия, и ее надо беречь.
буксировочный трос
Правилами процесс крепежа троса не регламентируется. Главное, чтобы он был закреплен надежно. Это в интересах обоих водителей. Если у «буксира» нет проушин сзади, трос крепится за фаркоп. Если нет и его, а задняя подвеска рессорная, трос можно зацепить за рессору.
Затем на трос нужно прицепить так называемые предупредительные устройства. Они описаны в пункте 9 основных положений Правил («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»). Это флажки или щитки размером 200×200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми полосами шириной 50 мм. На трос должно быть установлено минимум два таких флажка. Если их нет, а сцепка из двух машин попала в ДТП — скажем, водитель автомобиля, едущего по соседней полосе, начал перестраиваться и задел буксировочный трос, — то виновным признают водителя буксира. Он нарушил пункт 20.3 Правил.
За отсутствие предупредительных устройств предусмотрено предупреждение или штраф 500 руб. Основной вопрос в том, где взять эти самые таблички — обычные красные тряпки не подойдут, так как они не обладают световозвращающим эффектом. Многие производители тросов флажки-таблички просто не делают, в магазинах автозапчастей этот товар тоже редкий, так что придется искать в интернете.
буксировочный трос
Что делать, если троса нет? Попробуем смастерить его из того, что окажется под рукой, то есть в багажнике машины. Прочные веревки, ремни безопасности и прочее. Главное, чтобы такой «самопал» был требуемой длины.
В путь
Троганье — один из самых сложных моментов при буксировке. Водитель первого автомобиля должен начинать движение плавно, чтобы не было рывка при старте. Если у машины механическая коробка передач, в момент, когда трос натянется, нужно чуть выжать педаль сцепления. Это смягчит рывок. Затем нужно добавить газа, чтобы не дать тросу провиснуть сразу после начала движения.
Нужно помнить, что водитель сзади видит дорогу хуже, чем водитель первого автомобиля, и к тому же имеет сильно ограниченные возможности для маневра. Потому в сцепке нужно двигаться осторожно, по возможности избегая торможений и остановок. Но если остановка необходима, перед торможением помигайте аварийкой. Это даст понять второму водителю, что вы собираетесь останавливаться. При проезде поворотов по возможности закладывайте большой радиус поворота, ведь буксируемый автомобиль проезжает его по заметно меньшему радиусу.
Важно помнить, что неаккуратная буксировка может привести к аварии и, возможно, человеческим жертвам, поэтому не стоит подходить к этому процессу легкомысленно. Если опыта буксировки нет, то не следует начинать практику на оживленных городских улицах. Лучше доверить это более опытному водителю, а когда выпадет шанс, потренироваться в буксировке где-нибудь за пределами городской черты. И все же желаю никогда не попадать в ситуацию, когда вам могли бы пригодиться наши советы.
Источник статьи: http://www.zr.ru/content/articles/906064-buksiruem-avtomobil-pravilno/
Буксировка автомобиля — секреты и тонкости
Рано или поздно с этим сталкивается любой водитель. Иногда его буксируют на тросе, иногда он кого-то буксирует. На первый взгляд кажется, что здесь нет ничего сложного — точно так же едешь и рулишь. Но так думают только те, кто сам не пробовал. А кто пробовал — могут рассказать много занимательных историй, связанных с буксировкой. И далеко не всегда это истории со счастливым концом. Вот небольшая подборка случаев:
На самом деле, буксировать другую машину, или самому ехать на буксире — это гораздо опаснее, чем ехать самостоятельно. В этой статье я постараюсь дать советы, которые помогут вам избежать неприятностей. Будем рассматривать только самый популярный случай — буксировка одного легкового автомобиля другим на гибкой сцепке.
==============================
! ПДД (в редакции от 30.05.2016) !
==============================
Прежде всего, вспомним правила дорожного движения. Для краткости я убрал всё лишнее (что касается грузовиков, мотоциклов, жесткой сцепки и т.д.):
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
. при буксировке (на буксируемом механическом транспортном средстве);
7.3. При отсутствии или неисправности аварийной сигнализации на буксируемом механическом транспортном средстве на его задней части должен быть закреплен знак аварийной остановки.
Кстати, однажды меня буксировали с разрядившимся аккумулятором. Пришлось прилепить на заднее стекло аварийный знак малярным скотчем.
10.4. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах — фары дальнего или ближнего света.
на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Т.е. передний включает фары как обычно, задний — днём ближний, ночью габариты. Кстати, это не лишено смысла: у некоторых такой ближний свет, что слепит даже днём. Чтобы не слепить переднего в зеркала, лучше действительно включить габариты.
20.1. Буксировка . должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства
20.2. При буксировке . запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4 — 6 м. Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с пунктом 9 Основных положений.
20.4. Буксировка запрещается:
- транспортных средств, у которых не действует рулевое управление
- двух и более транспортных средств
- транспортных средств с недействующей тормозной системой
- в гололедицу на гибкой сцепке
В общем, всё достаточно очевидно. Подчеркну два интересных момента: во-первых, в буксируемом легковом автомобиле можно перевозить пассажиров (пункт 20.2). И второе: буксировка в гололёд запрещена!
(Основные положения по допуску. ) 9. Предупредительные устройства для обозначения гибких связующих звеньев при буксировке механических транспортных средств должны выполняться в виде флажков или щитков размером 200 x 200 мм с нанесенными по диагонали красными и белыми чередующимися полосами шириной 50 мм со световозвращающей поверхностью. На гибкое связующее звено должно устанавливаться не менее двух предупредительных устройств.
Обратите внимание — обычные тросы, которые массово продают в магазинах, нарушают ПДД! Надо либо найти специальный трос, с уже нашитыми флажками, либо где-то купить отдельно флажки или щитки. Я так понимаю, что флажки — это матерчатые (гибкие) квадратики, а щитки — жесткие (из пластика, фанеры, шифера, и т.д.). На «драйв2» советуют вот такие: http://tp-pro.ru/magazin/folder/flazhki-svetovozvrashchayushchiye-tplus
(Дорожные знаки) 3.7 «Движение с прицепом запрещено». Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировкамеханических транспортных средств.
При буксировке — обращайте внимание на этот знак.
В багажнике всегда должен быть буксировочный трос и флажки/щитки. И аварийный знак. Если всё это есть — можете считать себя готовым 🙂
=========
! Трос !
=========
В принципе, для буксировки подойдёт любой трос, если он достаточно прочный. Лучше эластичный — это позволит избежать рывков при трогании, и уменьшить провисание при остановке. Но не покупайте самые дешёвые — у них либо карабин разогнётся, либо крюк оторвётся (порвутся нитки в петле на конце). Кроме того, имейте в виду, что за несколько лет трос может сгнить. У меня был вроде нормальный синтетический (!) трос, и я им пользовался в основном зимой — вытаскивал машины из сугробов, ну и меня вытаскивали. Сушиться домой его, понятное дело, не носил. Через несколько лет пришлось ехать на нём на буксире — он порвался 4 раза! Еще и противотуманку мне разбил.
Кстати, есть такой совет — повесить тряпку на середину троса. Если он порвётся, или разогнётся карабин — это позволит уменьшить повреждения.
При покупке проверьте, что крюки хорошо одеваются на буксировочные проушины на вашем автомобиле — они могут и не подойти. Либо купите круглый трос без крюков, и научитесь вязать беседочный узел. Я раньше умел, но через несколько лет забыл, как это правильно делается — теперь просто тупо накидываю несколько полуштыков, если надо. В общем, не заморачивайтесь, подберите нормальный крюк.
И еще раз напомню: по ПДД на трос надо повесить светоотражающие прямоугольники. Если кто-то въедет в трос, или пешеход об него запнётся, упадет, получит синяк — это будет ДТП, и виноваты будете вы — нарушили пункт 20.3.
==========
! АКПП !
==========
Автомобили с автоматической коробкой передач лучше не брать на буксир, и не использовать в качестве буксира — есть риск повредить АКПП. Обычно это всё-же разрешается, но медленно и недалеко. Примерно в таком режиме: 30 * 30 * 30, т.е. скорость не более 30 км/час, на расстояние не более 30 км, после чего остановиться на 30 минут «отдохнуть». Конкретные рекомендации содержатся в инструкции к автомобилю — обязательно почитайте, у некоторых моделей буксировка вообще запрещена производителем. А лучше сразу вызовите эвакуатор — это будет гораздо дешевле, чем ремонт коробки.
=======================
! Как просить о помощи !
=======================
Итак, вы сломались, и стоите на обочине с грустным видом. Все едут мимо, и никто не останавливается. Почему? Причин две:
1. Опасаются. Все знают, что на дорогах встречаются мошенники, которые просят помощи, и пытаются на этом заработать. Придайте себе вид, внушающий доверие. Не знаю как, придумайте что-нибудь. Если среди ваших пассажиров есть девушка трогательно-беззащитной внешности, отправьте её «голосовать». Или, если вы мужчина, и хотите, чтобы вас буксировала девушка — наоборот, придайте себе брутальный вид. Точнее так: придайте себе вид, который нравится девушкам, которые нравятся вам.
2. Не успевают. Мимо вас едет достаточно водителей, согласных помочь. Но! У водителя много других забот, кроме как пытаться понять, не нужна ли кому-то помощь: надо следить за ямами на дороге, за знаками, за разметкой, за другими участниками движения, разговаривать с пассажиром, переключать каналы в радиоприёмнике. Увидев машину на обочине, он первым делом подумает: «остановились пописять», и больше никак не отреагирует. Увидев рядом голосующего человека — первая реакция: «Ему что-то от меня надо. Но у меня и своих забот хватает. Остановиться, спросить, что конкретно надо? Некогда мне, другие остановятся». Возьмите в руку буксирный трос — так, чтобы он свешивался до земли и был хорошо виден. И ситуация волшебным образом изменилась — теперь водитель сразу видит, что именно вам требуется — «Ага, сломался, просится на буксир». Теперь те, кто согласны помочь, будут останавливаться. Только встаньте так, чтобы вас было видно издалека. Если водитель поймет, что вам нужна помощь, только когда поравняется с вами — он проедет мимо, это физика! А возвращаться захочет далеко не каждый.
Если дело происходит ночью — возьмите в другую руку световозвращающий аварийный знак, и неспешно помахивайте им перпендикулярно дороге. Только отойдите немного назад от машины, чтобы знак не забивался вашей же аварийкой. Увидев летающий знак, водитель на всякий случай снизит скорость — это позволит ему, подъехав поближе, разглядеть вас с тросом, и остановиться, если он согласен помочь.
У меня было два таких случая — один раз я показывал трос, другой — провода для прикуривания. Оба раза остановилась первая же машина. Ещё был случай: ночью на трассе мы остановились перекурить, и через некоторое время к нам подъехала девушка со спущенным колесом. Сказала — никто не останавливается помочь. Наверняка мы перед этим проехали мимо неё — но даже и не заметили.
============================
! Перед началом буксировки !
============================
Независимо от того, кем вы будете ехать — передним или задним — прежде всего убедитесь, что другой водитель достаточно адекватен. Если вы видите его в первый раз — сперва поговорите, спросите, что случилось, как давно он тут стоит, куда едет, работают ли руль и тормоза, либо сами всё расскажите, стараясь вовлечь в диалог. Обязательно узнайте, есть ли у него опыт буксировки. Иначе есть риск, что на первом же светофоре он вам въедет в зад, либо на повороте въедет во встречную машину. Или, если он будет впереди — пойдет на левый поворот так, что сам проедет, а вас вывезет ровно под встречку. Или еще каким-то образом подставит — вариантов множество.
Предположим, второй водитель внушает доверие, и вы решились ехать. Заранее обговорите маршрут, если надо — нарисуйте, чтобы маневры переднего не были неожиданностью для заднего. Чем меньше будет поводов для волнения, тем лучше. Напомните себе или ему, что если двигатель у заднего не работает — значит, не работает и гидроусилитель руля, и усилитель тормозов. Руль и педаль тормоза станут непривычно тяжелыми! При этом ключ в замок зажигания всё равно надо вставить и повернуть — на многих автомобилях без ключа руль заблокируется.
У меня был случай — как раз, когда аккумулятор «сел», и я прилеплял знак на заднее стекло. По дороге пришлось сделать остановку, и закрыть машину. Когда поехали — я машину открыл, а ключ сунул в карман. Хотя теоретически ведь знал, что надо вставить в замок. Сел, пока пристегнулся, передний трогается — и у меня руль блокируется вывернутым влево. Слева две полосы от обочины, мы выезжаем в первую, меня тащит сразу во вторую. Я тормозить — передний удивляется (как потом рассказал) и снова трогается. Сигнал не работает. Пытаюсь рукой в окно махать, дверь открыть, чтобы показать, что что-то не так — передний не видит. Меня тащит на машины во второй полосе. Судорожно выхватываю из кармана ключ, дрожащими руками вставляю в замок. Ура! Успел, и ключ не выронил, и никого не зацепили, едем! Где-то через километр уровень стресса снизился, и я стал обращать внимание на второстепенные детали. Оказалось, что всё это время я ехал на «ручнике».
Во всех статьях про буксировку пишут, что надо договориться о сигналах, но почему-то примеры сигналов никто не приводит. Собственно, сигнал всего один: задний «бибикает» — значит, надо остановиться. Обязательно это оговорите. Если звуковой сигнал не работает — машите в окно какой-нибудь тряпкой. Заранее приготовьте тряпку специально для этого, положите ее удобно, откройте окно, если погода позволяет, и договоритесь с передним, чтобы почаще смотрел в зеркало.
Ночью без аккумулятора лучше на буксире не ехать. Особенно на трассе. Вроде бы ПДД это прямо не запрещает — но и не одобряет. В самом крайнем случае — хорошо осветите салон какими-нибудь фонариками, примотайте их как-нибудь. Убедитесь, что свет хорошо виден с разных сторон машины — камаз может попытаться проехать по второстепенной дороге «поперёк» сразу после передней машины. Убедитесь, что свет хорошо заметен и с высоты маленькой машины, и с высоты камаза. Залезьте на дерево, чтобы проверить — я, в общем-то, не шучу. Издалека камаз не сможет вас хорошо разглядеть, и если вы пропадёте из видимости, когда он подъедет близко — далеко не факт, что он всё поймет. Там водитель тоже уставший, неизвестно, сколько километров он сегодня отмотал. Если не получается создать нормальную подсветку, или лазить ночью по деревьям неохота — ложитесь спать. Утром проснётесь усталые, замёрзшие, но целые.
Если есть возможность — цепляйте трос по диагонали, лучше от левого угла передней машины к правому углу задней. Это уменьшит рывки, и заднему будет легче выглядывать вперёд, контролируя общую обстановку, и предугадывая внезапное торможение.
Во время буксировки передний должен всё время помнить, что его машина теперь в 3 раза «длиннее», и соответственно рассчитывать все маневры. Трогаться плавно, без рывков. Сперва потихоньку проехать вперёд, чтобы трос натянулся, а потом уже аккуратно трогаться вдвоём. Не все это сразу понимают. Тормозить тоже плавно, чтобы и задний успел затормозить. И почаще смотреть в зеркало.
Задний должен следить за тросом — тот любит лечь на дорогу, испачкаться, и залезть под колёса. Надо стараться тормозить синхронно с передним, чтобы трос не провисал. Некоторые советуют тормозить только задним: передний лишь чуточку нажимает на тормоз, чтобы стопы загорелись, а задний, увидев это, тормозит обоих. Ну не знаю. если хотите — попробуйте, только договоритесь об этом заранее.
Ещё заднему надо следить, чтобы другие машины не пытались вклиниться между ним и передним. Проверьте, что звуковой сигнал работает нормально, продуйте лёгкие, обновите запас крепких выражений. Если звуковой сигнал не работает — возьмите в салон палку с привязанной на конце красной тряпкой. Или веник. Да! Возьмите лучше веник — это ошеломит противника. И примотайте его изолентой к палке, чтобы можно было отгонять через пассажирское окно. Когда в пробке между вами начнёт влазить машина с громкой музыкой из другого ряда — вы поймёте, что зря не прислушались к этому совету.
Довольно часто аварийку включают на обоих машинах — и на передней, и на задней. С одной стороны — так лучше видно, что едут машины на сцепке. С другой стороны — передний не может обозначать свои маневры поворотниками. Кроме того, чтобы увидеть аварийку, надо, чтобы оба поворотника попали в поле зрения. Если другой водитель смотрит сбоку, и второй поворотник не видит — он может подумать, что машина собирается поворачивать, или перестраиваться в его сторону. Напомню: по правилам — аварийка только у заднего.
Кстати, а вы помните, что можно показывать сигнал поворота руками? Рука вытянута в окно — поворачиваю туда. Для убедительности можно еще указательный палец вытянуть — мол, показываю, а не просто так руку в окно высунул. Рука в окно согнута вверх — поворачиваю в другую сторону. Тут палец будет неуместен (получится — «взлетаю»), лучше сделать ладошку. Не все поймут, но некоторые водители всё же знают эти жесты — и будут благодарны, если задний заранее покажет таким образом левый поворот. Только берегите руку от других машин и мотоциклистов.
Ну и как обычно — следите за дорогой, другими машинами, знаками, светофорами, пешеходами, собаками, голубями, и т.д. Не волнуйтесь, но и не расслабляйтесь. Ещё раз напомню — у буксируемого руль и тормоза станут тяжелее. Удачи!
В общем, в буксировке нет ничего сверхъестественного, и каких-либо суперспособностей не требуется. Если вы нормальный адекватный водитель, а особенно если молоды и не боитесь приключений — то вполне справитесь. Коротко напомню основные моменты:
- уверенность во втором водителе;
- правильный трос с флажками/щитками;
- обо всём договориться перед началом движения, можно зачитать вслух эту статью;
- у переднего ближний/дальний, у заднего аварийка и габариты (ночью) или ближний (днём);
- ехать плавно, аккуратно, и внимательно.
И главный совет: сперва подумайте, точно ли вам это надо. Как говорят самураи: «предотвращённая схватка — это выигранная схватка». Если вам важнее безопасно доставить машину в нужное место, без неприятных случайностей, в целости и сохранности — будет лучше вызвать эвакуатор.
про предотвращённую схватку: смотреть 4:25 — 4:55
Поэтому дополню раздел «подготовка»: кроме троса в багажнике, надо заранее иметь при себе телефон эвакуатора. И если машина внезапно заглохнет — вы сможете принять решение самостоятельно, а не под давлением обстоятельств: либо ехать на буксире, либо переложить все проблемы на специально подготовленных людей. Вот прямо сейчас занесите контакты хорошего эвакуатора себе в телефон, если их там ещё нет. И тогда вы будете полностью готовы «выиграть схватку» со внезапной поломкой!
Что такое плохой эвакуатор, и чем он отличается от хорошего, можно почитать здесь .
RaceExpress выражает признательность автомобильному порталу car72.ru за помощь в подготовке этой статьи.
Источник статьи: http://www.car72.ru/blog/user-9926-view-1041