Качество, техническое состояние и работоспособность автомобиля
Качество – это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля (агрегата) к выполнению заданных функций при использовании по назначению. Каждое свойство характеризуется одним или несколькими показателями с различными количественными значениями.
Надежность – это свойство автомобиля, сохранять во времени в установленных приделах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации. Надежность автомобиля характеризуется следующими основными свойствами:
Безотказность– свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега;
Долговечность– свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения работ ТО и ремонта;
Ремонтопригодность – свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта;
Сохраняемость– свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования;
Техническое состояние– совокупность изменяющихся в процессе эксплуатации свойств автомобиля, характеризуемых в определенный момент признаками, установленными технической документацией.
Техническое состояние автомобиля и его элементов определяется количественными показателями конструктивных параметров: у1 у2, у3, …,уn.
В процессе работы автомобиля показатели его технического состояния изменяются от начальных ун, соответствующих новому изделию, до предельно допустимых упд, а затем и до предельных уп..
Значение упсоответствует предельному состоянию, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно (рис. 1.1).
Рисунок 1.1. – Изменение состояния элемента в зависимости от значений параметров состояний
Продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега, а в ряде случаев в единицах выполненной работы, называется наработкой li.
Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом lр.Тогда в интервале пробега 0 ≤ li ≤ lр при ун ≤ уi ≤ уп(зона работоспособности) изделие считается исправным и может выполнять свои функции.
Ресурс является важнейшим показателем свойства долговечности.
Если изделие удовлетворяет требованиям нормативно-технической документации по всем показателям, то оно считается исправным.
Если параметры изделия, характеризующие его способность выполнять заданные функции, соответствуют установленным нормативно-технической документацией требованиям, то оно признается работоспособным. Отсюда следует, что когда автомобиль может выполнять свои основные функции, но не отвечает всем требованиям технической документации (например, помято крыло), он работоспособен, но неисправен.
Дата добавления: 2016-04-06 ; просмотров: 2965 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://helpiks.org/7-70586.html
Техническое состояние и работоспособность автомобиля
Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, детали) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущими значениями конструктивных параметров Y (таблица 1).
Таблица 1 – Конструктивные элементы автомобиля и их параметры
Конструктивный элемент | Количество | Конструктивный параметр Yi |
Агрегат, система | 15…20 | — взаимное расположение деталей и узлов; — присоединительные размеры, зазоры, люфты, ходы; — характер взаимного перемещения, взаимодействия и др |
Узел, механизм | 70…90 |
Продолжение таблицы 1
Конструктивный элемент | Количество | Конструктивный параметр Yi |
Деталь | 15000…25000 | — размер и конфигурация; — вид материала, прочность; — вид соединения (зазоры, натяги); — качество и точность обработки поверхности; — характер взаимодействия и взаимного перемещения; — электрические и гидравлические сопротивления |
Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой.
Наработка – продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную и др. На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в километрах пробега (l), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) – в часах (t). Наработка технологического оборудования исчисляется обычно в часах.
По мере увеличения наработки l, t параметры технического состояния изменяются от номинальных Yн, свойственных новому изделию, до предельных Yп, при которых дальнейшая эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим, экологическим или другим причинам недопустима (рисунок 1).
ЗР – зона работоспособности; ЗО – зона отказов; ЗУ – зона упреждения отказов; Yпд – предельно-допустимое значение параметра; lр – ресурс изделия; lу – ресурс упреждения
Рисунок 1 – Схема изменения параметров технического состояния
Работоспособность – состояние изделия, при котором оно может выполнять заданные функции с параметрами, значения которых соответствуют технической документации, то есть в интервале Yн – Yп (рисунок 1).
Наработка изделия до предельного состояния Yп называется ресурсом – lр.
Если продолжать эксплуатировать изделие за пределами его ресурса, то есть при наработке l > lр, наступает отказ, то есть событие, заключающееся в нарушении или потере работоспособности.
По практическим соображениям внутри зоны работоспособности выделяют так называемую предотказную зону ЗУ, вначале которой (при l = lу) параметр технического состояния достигает своего предельно допустимого Yпд значения. Значение этого параметра называют также упреждающим. Попадание изделия в эту зону свидетельствует о приближении отказа и необходимости принять профилактические меры по его предупреждению.
Величины номинальных, предельных и предельно-допустимых значений параметров технического состояния устанавливаются законами, государственными стандартами, постановлениями правительства, нормативно-техническими и проектно-конструкторскими документами, систематизируются в справочных изданиях.
Применяется также понятие исправность, которое шире понятия работоспособность и соответствует такому состоянию изделия, при котором оно удовлетворяет всем требованиям документации.
Отказ автомобиля – это такое изменение его технического состояния, которое приводит к невозможности начать транспортный процесс или прекращению уже начатого транспортного процесса.
Отказ автомобиля фиксируется в следующих случаях, связанных с техническим состоянием:
— опоздание с выходом на линию;
— прекращение уже начатого транспортного процесса (линейный отказ);
— досрочный возврат с линии (неполное выполнение задания);
— принудительное обоснованное недопущение к работе или прекращение работы автомобиля на линии контрольными органами (ГИБДД, транспортная инспекция, экологическая милиция).
Все остальные отклонения технического состояния от нормы классифицируются как неисправности автомобиля.
Классификация отказов и неисправностей приведена в таблице 2.
Таблица 2 – Классификация отказов и неисправностей
Признак | Вид |
1. Влияние на работоспособность | 1.1 Отказ элемента вызывает отказ автомобиля 1.2 Отказ элемента не вызывает отказ автомобиля (неисправность) |
2. Источник возникновения | 2.1 Конструктивные (недостатки конструкции) 2.2 Производственные (несовершенство или нарушение технологии изготовления) 2.3 Эксплуатационные (нарушение правил перевозок и технической эксплуатации, квалификация персонала) |
3. Связь с отказами других элементов | 3.1 Зависимые – отказ одного элемента вызван отказом или неисправностью другого элемента 3.2 Независимые – отказ вызван изменением технического состояния или внешними факторами |
4. Характер изменения параметра технического состояния | 4.1 Постепенные 4.2 Внезапные |
5. Частота | 5.1 С малой наработкой x (15,0 – 20,0) тыс.км |
6. Продолжительность устранения | 6.1 Не влияют на рабочее время автомобиля 6.2 Влияют на рабочее время автомобиля |
7. Место (время) возникновения | 7.1 Линейные – возникают в режиме рабочего времени и нарушают транспортный процесс 7.1.1 Устраняемые на линии 7.1.2 Неустраняемые на линии 7.2 Выявленные в нерабочее время автомобиля |
Существует два метода определения технического состояния изделия: прямой и косвенный. Суть прямого или контактного метода заключается в непосредственном измерении конструктивных параметров. Изменение конструктивного параметра может быть зафиксировано несколькими различными диагностическими параметрами. На этом явлении основывается косвенный или диагностический метод, когда о техническом состоянии изделия судят по косвенным диагностическим параметрам. При этом целесообразно выбрать наиболее эффективные диагностические параметры. Эффективность определяется свойствами однозначности, чувствительности, стабильности, информативности.
Существуют диагностические параметры рабочих процессов и сопутствующих процессов. Диагностические параметры рабочих процессов характеризуют функциональные свойства автомобиля, агрегата, системы. Например, мощность двигателя, скорость автомобиля, расход топлива, тормозной путь. Диагностические параметры сопутствующих процессов сопровождают работу автомобиля, агрегата, системы. Например, температура агрегата, уровень шума или вибрации, содержание продуктов износа в масле, содержание вредных веществ в отработавших газах.
| | следующая лекция ==> | |
Теоретические и нормативные основы ТЭА | | | Представления о конфликте в Древнем мире и Средневековье. |
Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1194 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://helpiks.org/9-47601.html
Тема1.3. Техническое состояние и работоспособность автомобилей
1. Качество. Основные технико-экономические свойства автомобилей
2. Методы определения технического состояния
3. Изменение показателей качества во времени
4. Виды изнашивания деталей
5. Работоспособность и отказ. Классификация отказов
6. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей и их составных частей
7. Влияние квалификации ремонтных рабочих и водителей на эффективность технической эксплуатации автомобилей
1.3.1. Качество. Основные технико-экономические свойства автомобилей
Качество — это совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля, агрегата, материала к выполнению заданных функций при использовании по назначению. Каждое свойство характеризуется одним или несколькими показателями, которые могут принимать различные количественные значения .
Эти свойства можно поддерживать и восстанавливать, т. е. управлять ими при условии знания закономерностей их изменения.
При анализе или оценке качества последовательно рассматривают следующие цепочки:
при оценке и испытании изделий: свойства — качество;
при предъявлении требований к изделиям: качество —свойства —параметры.
Применительно к автомобилям рассматривают технико-эксплуатацианные свойства (ТЭС), главными из которых являются:
— весовые и габаритные;
Технико-эксплуатационные свойства закладываются при проектировании и производстве, реализуются (в разной степени!): при производстве и в эксплуатации.
При этом потребителя интересуют два главных показателя ТЭС: Начальный уровень — ПК1; Стабильность в процессе эксплуатации (рис. 1.6), т.е. ПK(t) = Ψ (t), где t — наработка (пробег, время работы) с начала эксплуатации. : стабильные ТЭС ПK(t) = const, практически не изменяются в течение всего срока службы изделия (габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др.): i|
Нестабильные ТЭС ПK(t) ≠const, (табл. 2) — ухудшаются в процессе работы и по мере старения автомобиля или агрегата (производительность, экономичность, расход топлива, надежность и др.).
1.3.2. Методы определения технического состояния
Понятие о техническом состоянии
Техническое состояние автомобиля (агрегата, механизма, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов, характеризуемых текущим значением конструктивных параметров Yi. Обычно текущие значения конструктивных параметров связывают с наработкой.
Наработка — продолжительность работы изделия, измеряемая единицами пробега (километры), времени (часы), числом циклов. Различают наработку с начала эксплуатации изделия, наработку до определенного состояния (например, предельного), наработку интервальную и др. На автомобильном транспорте, как правило, наработка автомобилей исчисляется в километрах пробега (l), реже (специальные автомобили, внедорожные карьерные самосвалы) — в часах (t).
По мере увеличения наработки l, t (рис. 2.1) параметры технического состояния изменяются от номинальных Yн, свойственных новому изделию, до предельных Yn, при которых дальнейшая эксплуатация изделия по техническим, конструктивным, экономическим, экологическим или другим причинам недопустима.
Рис. 3.2. Схема изменения параметров технического состояния
ЗР — зона работоспособности; ЗО — зона отказов; ЗУ — зона упреждения отказов; Yп.д — предельно допустимое значение параметра; lр — ресурс изделия; lу — ресурс упреждения
Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность действующих элементов — сборочных единиц и деталей, обеспечивающих выполнение ее функций. По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты, узлы и механизмы, а по отношению к последним — детали. Автомобиль, агрегат, механизм, деталь могут объединяться общим понятием — объект или изделие. Современный автомобиль состоит из 15—20 тыс. деталей, из которых 7—9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем около 3—4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль в целом. Из них 80—100 деталей влияют на безопасность движения, а 150—300 деталей «критических» по надежности чаще других требуют замены, вызывают наибольший простой автомобилей, трудовые и материальные затраты в эксплуатации. Две последние группы деталей являются главным объектом внимания технической эксплуатации, а также производства и снабжения. У современных автомобилей на 2—3 % номенклатуры запасных частей приходится 40—50 % общей стоимости потребляемых запасных частей на 8÷10% — 80÷90% и на 20÷25 — 96÷98 %. Отсюда ясна важность информации по объектам, от которых зависит техническое состояние автомобиля,
Возможность непосредственного измерения конструктивных параметров без частичной или полной разборки узла чаще всего ограничена. Для этих изделий при определении технического состояния пользуются косвенными величинами, так называемыми внешними или диагностическими параметрами, которые связаны с конструктивными и дают о них определенную информацию. Например, о техническом состоянии двигателя можно судить по изменению его мощности, расходу масла, компрессии, содержанию продуктов износа в масле.
Различают параметры выходных рабочих процессов, определяющие основные функциональные свойства автомобиля или агрегата (мощность двигателя, тормозной путь автомобиля); параметры сопутствующих процессов (температура нагрева, уровень вибрации, содержание продуктов износа в масле); геометрические (конструктивные) параметры, определяющие связи между деталями в сборочной единице и между отдельными агрегатами и механизмами (зазор, ход, посадка и др.).
В процессе работы автомобиля показатели его технического состояния изменяются от начальных или номинальных значений ун сначала до предельно допустимых уп.д., а затем и до предельных уп, что обусловливает соответствующее изменение и диагностических параметров от Sh до Sп.д и Sп. Значения уп и Sп соответствуют предельному состоянию изделия, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно. Например, при работе тормозов в результате изнашивания тормозных накладок и барабанов происходит увеличение зазора у между накладками и тормозными барабанами, что вызывает рост тормозного пути SТ (рис. 2.2). Предельному значению тормозного пути SТ.„, который регламентирован технической документацией (в данном случае Правилами дорожного движения), соответствует предельное значение зазора уп в тормозном механизме.
Этому зазору, в свою очередь, соответствует пробег Lр, при котором зазор и тормозной путь достигают предельного значения. Продолжительность работы изделия, измеряемая в часах или километрах пробега, а в ряде случаев в единицах выполненной работы, называется наработкой. Наработка до предельного состояния, оговоренного технической документацией, называется ресурсом. Таким образом, в рассматриваемом примере Lр — это ресурс, а в интервале пробега 0≤Li≤Lp (зона работоспособности) изделие по этому показателю исправно и может выполнять свои функции.
Если продолжать эксплуатировать автомобиль за пределами Lр (например, до Li), то наступит отказ, т. е. событие, заключающееся в нарушении работоспособности. При этом прекращается транспортный процесс (остановка на линии, преждевременный возврат с линии).
Роль предельно допустимого значения параметра заключается в том, чтобы своевременно информировать (предупредить) о приближении момента отказа для принятия соответствующих мер, которые будут рассмотрены ниже.
1.3.3. Изменение показателей качества во времени
Показатели качества автомобиля, агрегата, детали ухудшаются с увеличением пробега. Однако сферу эксплуатации интересуют не только начальные значения показателей свойств, характеризующих качество автомобиля, но и характер изменения их в течение всего периода эксплуатации. Для ряда показателей, например производительности, работоспособности,-наработки на отказ, характерно изменение от времени эксплуатации или пробега автомобиля по экспоненциальной зависимости
(2.1)
Где: ПК(t), ПК(1)- показатели качества на t-ом и первом году эксплуатации; k- коэффициент, определяющий интенсивность изменения показателя качества во времени (пробегу); t-продолжительность эксплуатации, годы
Чем интенсивнее изменение показателей качества автомобилей по времени, тем ниже его эксплуатационные свойства. Поэтому оценка этих показателей должна проводиться с учетом времени эксплуатации изделия. Реализуемый показатель качества — это среднее значение показателя качества за заданный или фактически сложившийся срок службы или пробег автомобиля.
Реализуемый показатель для условий, описанных формулой (2.1), определяется так:
Реализуемый показатель качества управляем на народнохозяйственном, межотраслевом и отраслевом уровнях.
Если количество автомобилей в разных возрастных группах неодинаково, то определяют реализуемый показатель качества парка:
Пкj – показатель качества автомобиля в возрастной группе j
aij – удельный вес возрастной группы парка аij в конкретный календарный момент существования парка
Можно управлять реализуемым показателем качества автомобиля в эксплуатации, приобретая автомобили с более высокими начальными значениями показателей качества (а, рис. 5), более стабильными в эксплуатации (б, рис. 5) и изменяя сроки их службы (в, рис. 5).
а) Начальное значение показателя качества Пк,
б) Стабильность показателя качества —- интенсивность изменения Пк по мере старения изделия
Источник статьи: http://studfile.net/preview/6302785/page:3/