Чем тушить двигатель автомобиля

Как правильно потушить автомобиль

Сегодня обсудим очень неприятную, но очень важную тему – пожар в автомобиле.

Итак, как же правильно потушить автомобиль и какими средствами это лучше делать. Давай разберемся.

Оказывается, мало иметь в машине огнетушитель. Его надо правильно подобрать.

Порошковые огнетушители состоят из корпуса, в котором находится запас порошка и баллона со сжатым воздухом или инертным газом. Последний не только создает струю порошка, но и вытесняет воздух из зоны горения. Эти огнетушители не опасны для человека и не чувствительны к значительным колебаниям температур. Содержащееся в них вещество – измельченные до порошкообразного состояния минеральные соли с различными добавками. Попадая в очаг, порошок плавится, образуя пленку препятствующую поступлению воздуха к горящему материалу. Несомненным достоинством порошка является то, что он борется с тлением и повторными возгораниями. По буквам, указанным в инструкции по применению, можно легко определить, для тушения какого вещества предназначен данный огнетушитель. Как правило, там присутствуют буквы АВСЕ, ВСЕ либо D. Эти буквы обозначают класс пожара. Все зависит от того, какое вещество горит. Так класс «А» присваивается пожару, если на нем горят твердые горючие вещества в основном органического происхождения — дерево и изделия из него, текстиль, бумага и т.п. Классом «Б» обозначают горящие жидкие вещества или плавящиеся твердые – различные виды топлива и другие нефтепродукты, растворители, краски, пластик и т. п. Класс «С» указывает на горение газов, класс «D» свидетельствует о наличии металлов и их сплавов, а класс «Е» присваивается в том случае, когда произошло возгорание электрооборудования находящегося под высоким напряжением.

Читайте также:  Как называется шведский автомобиль

Углекислотный огнетушитель. Это простой газовый баллон с раструбом. Наполнен он сжиженным углекислым газом. При открывании вентиля из конического раструба появляется струя белых хлопьев, напоминающих снег и имеющих температуру -70°. Попадая в зону горения, углекислота одновременно и охлаждает ее и вытесняет из нее воздух, а потому горение быстро прекращается. Преимуществом углекислотного огнетушителя является то, что он не оставляет следов. А потому обивка салона останется после него чистой. Недостатки — зависимость давления в баллоне от температуры окружающей среды (при — 20° и ниже огнетушитель работает плохо), существует опасность обморожения рук, необходима крайняя осторожность при использовании его в закрытых пространствах, например гаражах (вдыхание углекислого газа вызывает потерю сознания, а попадание струи углекислоты в лицо может привести к летальному исходу). Накопление статического заряда на корпусе огнетушителя может вызвать взрыв паров бензина. Если в машине установлено газовое оборудование и огонь успел нагреть ресивер, нельзя допускать попадание на него струи углекислоты, поскольку резкое охлаждение его стенок может привести к взрыву.

Как же правильно тушить:

При появлении первых признаков возгорания автомобиля сразу остановитесь у обочины и выключите зажигание. Высадите пассажиров и покиньте машину сами. Попросите попутчиков или прохожих вызвать пожарную охрану, а сами приступайте к тушению.

Если автомобиль на парковке, учитывайте направление ветра. это важно, поскольку боковой ветер будет сдувать струю вещества в сторону, встречный — существенно уменьшать ее дальность, заставляя ближе подходить к огню.

При загорании в моторном отсеке сначала нужно открыть капот. Делать это следует осторожно, прикрываясь им от возможного выброса пламени. Дело в том, что при этом происходит резкое увеличение притока воздуха в зону горения и соответственно усиление огня. А потому если открыть капот стоя перед машиной, можно получить ожоги. Точно так же следует вести себя при необходимости попасть в горящий салон или багажник. Дверь машины или крышку багажника открываем осторожно, прикрываясь ими от огня. Если в течение нескольких секунд выброса не произошло, можно, соблюдая осторожность, выйти из-за укрытия и тушить огонь с более удобной позиции.

Огнетушащее вещество расходуем экономно, кратковременно (0,5 – 1 сек) нажимая на рукоятку огнетушителя. Струю направляем не в сам огонь, а на горящую поверхность, начиная от ее краев и постепенно переходя к центру. Если горит и сама машина и разлившейся под ней бензин, то в первую очередь гасим огонь на земле, а затем переходим на машину. Пламя хорошо распространяется снизу вверх и плохо в обратном направлении, а потому бессмысленно тушить машину, когда под ней горит разлившейся бензин. Он тут же будет поджигать ее снова.

Полностью опустошать огнетушитель не следует. Нужно оставить в нем 10-15 % вещества. Еще раз внимательно осмотрите автомобиль – не остались ли где-нибудь скрытые очаги горения (на днище машины, на земле, внутри торпедо, под сиденьями и т. д.). Важно найти и ликвидировать их всех, чтобы они не разгорелись снова и не привели к повторному возгоранию. Обнаруженные огонь и тление дотушиваем оставшимся в огнетушителе веществом.

У всех огнетушителей ограниченный срок годности. Как правило – это 3-4 года. После его истечения требуется либо перезарядка, либо замена новым. Предлагаю пойти вторым путем. Дело в том, что теоретических знаний при тушении пожара недостаточно. Нужен хотя бы небольшой опыт. Получить его можно потушив что-либо просроченным огнетушителем, например костер на пустыре. Только не забудьте подстраховаться ведрами с водой.

Но всегда предотвращенный пожар лучше потушенного, а потому следите за техническим состоянием своего «железного друга», будьте осторожны и до пожара не доводите.

Источник статьи: http://www.m2motors.com.ua/novosti/2746-kak-pravil-potushit-avtomobil.html

Какой огнетушитель для автомобиля выбрать – порошковый или углекислотный

Есть три вещи, которые являются обязательными атрибутами автомобиля. Это огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечка. Речь в статье пойдет об огнетушителях, а именно о двух его видах: порошковом и углекислотном. При возгорании авто можно тушить и водяным прибором, но в машинах его не устанавливают, потому что при низких температурах он просто замерзает. А значит, воспользоваться им просто будет невозможно. Итак, разбираем огнетушители порошковые и углекислотные – что лучше, их назначение, и каковы у них характеристики.

Требования, предъявляемые огнетушителям для автомобиля

Есть несколько достаточно жестких требований, которые предъявляются огнетушащим приборам, используемым в автомобилях. Эти правила и требования обозначены в ГОСТе Р51057-2001.

  1. В легковых автомобилях должны устанавливаться огнетушители объемом 2 л весом 2 кг (это минимальный показатель). В грузовых машинах 5 л и 5 кг соответственно. Обратите внимание, что вес обозначает не массу всего прибора, а вес закаченного в корпус огнетушащего вещества.
  2. Срок годности. Эта величина указывается на корпусе, а точнее на этикетке. Здесь же обозначается время перезарядки и освидетельствования.
  3. На корпусе также наносится инструкция, как пользоваться устройством, и маркировка прибора.

Необходимо отметить, что ежегодный техосмотр авто – это обязательная проверка огнетушителя на его качественное техническое состояние. При этом инспектор проверяет все: корпус, патрубки, шланги, этикетку и манометр.

Отличительные особенности двух видов

Итак, переходим к основному вопросу темы: чем отличается порошковый огнетушитель от углекислотной модели. Первое и основное отличие в огнетушащем веществе (ОТВ).

Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:

  • бикарбонат металлов щелочного типа;
  • графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
  • фосфорно-калийные соли;
  • силикагель, насыщенный хладоном.

Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.

Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.

Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.

При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.

Тушение углекислотным огнетушителем

Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.

Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:

  • порошок собой загрязняет все поверхности;
  • его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.

В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:

  • газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
  • вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.

Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.

Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей. Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.

Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня. Потому что во время пожара огнетушащим веществом заливается все помещение без разбору. И никто не разбирается в экстремальной ситуации: горят вещи и предметы мебели или нет.

В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.

Поэтому совет – приобрести сразу два прибора и хранить их внутри автомобиля. Это совет по легковым авто. Что касается автобусов и грузовых машин, то по закону в них должно быть два огнетушителя.

Дополнительные сведения

Необходимо обозначить, что порошковые модели – это три подвида, которые отличаются друг от друга способом закачки порока внутри баллона.

  1. Они так и называются – закачные. В них порошок закачивается под давлением. В качестве закачного элемента применяют воздух, азот или углекислый газ.
  2. С жатым воздухом. Внутри кроме порошка располагается баллон с жатым воздухом. При нажатии и на рукоятку огнетушителя штырь, расположенный на конце давящей части ручки, протыкает внутренний баллон. Воздух смешивается с порошком и выталкивает его под давлением наружу.
  3. С газогенерирующим патроном. Внутри прибора расположен патрон с веществами, которые при соприкосновении с воздухом, создают внутри давление. Принцип работы такого огнетушителя идентичен предыдущей модели. То есть штырь прокалывает патрон, от чего и образуется внутри прибора высокое давление.

Первая разновидность маркируется буквой «З», то есть марка будет такой: ОП-2(з). Вторые буквой «Б», третьи буквой «Г».

Здесь нельзя говорить, что какая-то модель лучше другой. Просто существует несколько технологий образования порошковой массы, вылетающей из патрубка (сопла) под давлением. Поэтому для автомобиля выбирайте любую марку.

ОП-2з в автомобиле

Срок годности

Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).

Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона. На ней есть римские и арабские цифры. Первые показывают месяц выпуска, вторые год. Понятно, что через 10 лет агрегат надо будет заменить полностью, а через пять сдать на перезарядку.

Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона. Для этого просто промеряют манометр агрегата, который и показывает величину давления. Если оно ниже номинального, обозначенного в паспорте изделия, то агрегат передается на перезарядку.

Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.

Давление надо проверять самостоятельно

Технические особенности

В теме: огнетушитель порошковый и углекислотный – разница, есть и технические отличия. В основном это касается патрубка, из которого огнетушащее вещество должно вылетать для тушения очага возгорания.

У порошкового вида это небольших размеров пластиковый патрубок, который, как сопло для огнетушащего вещества, и не назовешь. Нередко молодые инспектора ГИБДД при проведении техосмотра автомобилей, не замечая его, делают предупреждения водителям за не комплектацию огнетушителя. Так выглядят приборы именно для автомобилей. Огнетушители ОП для помещений снабжаются шлангом и пластмассовым раструбом достаточно больших размеров. Просто в салоне автомобиля мало места, поэтому производители стараются предложить компактные устройства.

У углекислотного вида это шланг и насадка или металлическая труба небольшой длины и патрубок.

Огнетушитель порошковый с маленьким соплом

Правила пользования

В принципе, оба прибора используются одинаково:

  • удаляется чека (надо дернуть за кольцо);
  • нажимается рукоятка;
  • сопло патрубка направляется на очаг возгорания;
  • расстояние до пламени – не меньше 1 м;
  • постараться распределить огнетушащее вещество по всей плоскости, которая горит.

Добавим, что оптимальное расстояние от сопла до зоны горения для порошковых огнетушителей – 3-4 м, для углекислотных – 1 м.

Обобщение по теме

Итак, что выбрать для автомобиля – огнетушитель с углекислотой или порошком внутри. Вопрос на самом деле не самый актуальный. Оба варианта применяются повсеместно. По своим тушащим характеристикам они практически одинаковы. Требования к ним также одинаковые. Особенно это касается способа хранения, где точно определенно место – салон автомобиля. В багажнике лучше не хранить, потому что при возгорании далеко придется добираться до прибора. Плюс в багажнике не всегда можно гарантировать жесткое крепление агрегата к внутренним плоскостям пространства.

Источник статьи: http://pozharanet.com/ognetushiteli/kakoj-ognetushitel-dlya-avtomobilya-vybrat-poroshkovyj-ili-uglekislotnyj.html

Оцените статью