Чем тушить легковой автомобиль

Тушение автомобиля

Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.

Общие рекомендации

  1. Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
  2. Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
  3. Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
  4. Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
  5. Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
  6. Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
  7. Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
  8. Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
  9. Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
  10. Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
  11. Радиус опасной зоны – 10 метров.
  12. Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
  13. Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.
Читайте также:  Мультимедиа приставка для автомобиля

Горит автомобиль в ходе движения

Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.

Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.

Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.

Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.

Горит автомобиль на стоянке

Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.

Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.

Причины пожарной опасности

Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.

  1. Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
  2. Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
  3. Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
  4. Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
  5. Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.

Меры профилактики

Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.

  1. Не пренебрегать ТО автомобиля.
  2. Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
  3. Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
  4. Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
  5. Не заправлять машину при включенном двигателе.
  6. Регулярно проверять огнетушители.

Источник статьи: http://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozhary/tushenie-avtomobilya.html

Какой огнетушитель для автомобиля выбрать – порошковый или углекислотный

Есть три вещи, которые являются обязательными атрибутами автомобиля. Это огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечка. Речь в статье пойдет об огнетушителях, а именно о двух его видах: порошковом и углекислотном. При возгорании авто можно тушить и водяным прибором, но в машинах его не устанавливают, потому что при низких температурах он просто замерзает. А значит, воспользоваться им просто будет невозможно. Итак, разбираем огнетушители порошковые и углекислотные – что лучше, их назначение, и каковы у них характеристики.

Требования, предъявляемые огнетушителям для автомобиля

Есть несколько достаточно жестких требований, которые предъявляются огнетушащим приборам, используемым в автомобилях. Эти правила и требования обозначены в ГОСТе Р51057-2001.

  1. В легковых автомобилях должны устанавливаться огнетушители объемом 2 л весом 2 кг (это минимальный показатель). В грузовых машинах 5 л и 5 кг соответственно. Обратите внимание, что вес обозначает не массу всего прибора, а вес закаченного в корпус огнетушащего вещества.
  2. Срок годности. Эта величина указывается на корпусе, а точнее на этикетке. Здесь же обозначается время перезарядки и освидетельствования.
  3. На корпусе также наносится инструкция, как пользоваться устройством, и маркировка прибора.

Необходимо отметить, что ежегодный техосмотр авто – это обязательная проверка огнетушителя на его качественное техническое состояние. При этом инспектор проверяет все: корпус, патрубки, шланги, этикетку и манометр.

Отличительные особенности двух видов

Итак, переходим к основному вопросу темы: чем отличается порошковый огнетушитель от углекислотной модели. Первое и основное отличие в огнетушащем веществе (ОТВ).

Само название «порошковый» огнетушитель получил из-за того, что внутрь баллона закачивается порошкообразный материал. Порошок представлен разными составами, в которых основным ингредиентом выступает один из ниже обозначенных:

  • бикарбонат металлов щелочного типа;
  • графит плюс хлориды металлов щелочного типа;
  • фосфорно-калийные соли;
  • силикагель, насыщенный хладоном.

Кроме этих веществ в состав порошка входят кремнийорганический жидкий раствор, гидрофобизатор АМ-1-300 (аэросил), белая сажа. Эти три компонента от общего объема огнетушащего вещества занимают всего лишь 3-5%. Сегодня производители чаще всего используют для производства порошков фосфат аммония, как самый дешевый компонент, но такой же эффективный для тушения огня, как и все остальные.

Состав углекислотных огнетушителей – это двуокись углерода (СО2), международное название – диоксид углерода. Если попадется одно из них, то это одно и то же вещество. Необходимо обозначить, что в природе в жидком состоянии двуокиси углерода не существует. Обычно это газ. Но закачивать газ внутрь в большом объеме невозможно. Потребуется усиленный корпус, который будет тяжелым и дорогим.

Но у этого вещества есть одно свойство – превращаться в жидкость, если газ сильно сдавить, то есть поднять его давление. Так и происходит закачка СО2 под давлением. То есть внутри баллона он находится в жидком состоянии. Это удобнее и при хранении. Давление внутри корпуса – 6 МПа.

При открытии клапана давление углекислоты резко падает, поэтому она вылетает из сопла уже в газообразном состоянии. Добавим для информации, что углекислота может находиться в твердом состоянии. Такое вещество называют сухим льдом. Его используют для хранения скоропортящихся и быстротаящих продуктов. В пожаротушение сухой лед не применяют.

Тушение углекислотным огнетушителем

Итак, типы огнетушащих веществ разобраны, переходим к другим особенностям и отличиям порошкового огнетушителя от углекислотного. Начнем с того, что у них есть одно общее преимущество – с их помощью можно гасить пожары разных категорий. Автомобиль в этом плане не стал исключением.

Порошковые с маркировкой «ОП» выгодны тем, что они легче углекислотных и дешевле них. Их основное действие на огонь – покрытие горящих поверхностей порошковой массой, которая ложится слоем, не пропускающим воздух в очаг возгорания. Отсюда неприятные последствия:

  • порошок собой загрязняет все поверхности;
  • его сложно отодрать после прилипания при высоких температурах.

В этом плане углекислотные лучше, потому что углекислота на воздухе – это газ, который проникает даже в труднодоступные места, где огня не видно. Но и у него есть отрицательные побочные эффекты:

  • газ в виде дымовой завесы – вещество токсичное, отравиться им можно быстро, если концентрация высокая;
  • вылетевший из баллона углекислый газ имеет отрицательную температуру, незнающий человек может получить травму.

Еще одно отличие порошкового и углекислотного огнетушителя – масса прибора. В этом плане порошковый тяжелее. К примеру, при объеме баллона 2 л вес ОП-2 – 4,5 кг, ОУ-2 – 3 кг.

Обратите внимание на такой момент – порошок налипает на горящие поверхности, тем самым хорошо перекрывая поступление воздуха в места горения. Углекислота также перекрывает доступ кислорода своей массой, плюс низкая температура, которая понижает температуру нагретых огнем плоскостей. Но при этом СО2 не оставляет на предметах никаких следов. Порошок просто прилипает ко всем поверхностям, после чего его придется отлипать. И не факт, что с некоторых предметов он отдерется.

Поэтому, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для дома, офиса или квартиры: порошковый или углекислотный, то предпочтение лучше отдать второму. Первый в этом плане явно невыгоден. С его помощью потушить пожар – не проблема, но порошок испортит мебель, одежду, бытовую технику, которые не пострадали от огня. Потому что во время пожара огнетушащим веществом заливается все помещение без разбору. И никто не разбирается в экстремальной ситуации: горят вещи и предметы мебели или нет.

В этом плане автомобиль проще. Загорелся – значит, надо тушить. Но специалисты говорят о том, что горючие жидкости, которые воспламенились, лучше тушить порошковым моделями. Если горит проводка под напряжением, то оптимально использовать углекислотный.

Поэтому совет – приобрести сразу два прибора и хранить их внутри автомобиля. Это совет по легковым авто. Что касается автобусов и грузовых машин, то по закону в них должно быть два огнетушителя.

Дополнительные сведения

Необходимо обозначить, что порошковые модели – это три подвида, которые отличаются друг от друга способом закачки порока внутри баллона.

  1. Они так и называются – закачные. В них порошок закачивается под давлением. В качестве закачного элемента применяют воздух, азот или углекислый газ.
  2. С жатым воздухом. Внутри кроме порошка располагается баллон с жатым воздухом. При нажатии и на рукоятку огнетушителя штырь, расположенный на конце давящей части ручки, протыкает внутренний баллон. Воздух смешивается с порошком и выталкивает его под давлением наружу.
  3. С газогенерирующим патроном. Внутри прибора расположен патрон с веществами, которые при соприкосновении с воздухом, создают внутри давление. Принцип работы такого огнетушителя идентичен предыдущей модели. То есть штырь прокалывает патрон, от чего и образуется внутри прибора высокое давление.

Первая разновидность маркируется буквой «З», то есть марка будет такой: ОП-2(з). Вторые буквой «Б», третьи буквой «Г».

Здесь нельзя говорить, что какая-то модель лучше другой. Просто существует несколько технологий образования порошковой массы, вылетающей из патрубка (сопла) под давлением. Поэтому для автомобиля выбирайте любую марку.

ОП-2з в автомобиле

Срок годности

Немаловажный фактор, когда ставиться вопрос, какой огнетушитель лучше для автомобиля: порошковый (ОП) или углекислотный (ОУ).

Начнем с порошковой модели. У нее срок годности самого баллона – 10 лет. Но в течение этого времени придется один раз огнетушитель для автомобиля перезарядить. А точнее, через 5 лет после выпуска изделия в эксплуатацию. Как понять, когда прибор был произведен. Для этого необходимо ознакомиться с этикеткой, наклеенной на корпус баллона. На ней есть римские и арабские цифры. Первые показывают месяц выпуска, вторые год. Понятно, что через 10 лет агрегат надо будет заменить полностью, а через пять сдать на перезарядку.

Что касается углекислотных агрегатов, то в зависимости от производителя срок годности варьируется в диапазоне 15-20 лет. А вот перезаряжать их надо, как и порошковые, через 5 лет. Еще одно различие – это срок освидетельствования. Приборы ОУ надо проверять каждый год на предмет наличия номинального давления газа внутри баллона. Для этого просто промеряют манометр агрегата, который и показывает величину давления. Если оно ниже номинального, обозначенного в паспорте изделия, то агрегат передается на перезарядку.

Рекомендуется один раз в 3 месяца проверять манометр. Это должен делать владелец автомобиля. То есть не стоит ждать, когда прибор проверят сотрудники ГИБДД.

Давление надо проверять самостоятельно

Технические особенности

В теме: огнетушитель порошковый и углекислотный – разница, есть и технические отличия. В основном это касается патрубка, из которого огнетушащее вещество должно вылетать для тушения очага возгорания.

У порошкового вида это небольших размеров пластиковый патрубок, который, как сопло для огнетушащего вещества, и не назовешь. Нередко молодые инспектора ГИБДД при проведении техосмотра автомобилей, не замечая его, делают предупреждения водителям за не комплектацию огнетушителя. Так выглядят приборы именно для автомобилей. Огнетушители ОП для помещений снабжаются шлангом и пластмассовым раструбом достаточно больших размеров. Просто в салоне автомобиля мало места, поэтому производители стараются предложить компактные устройства.

У углекислотного вида это шланг и насадка или металлическая труба небольшой длины и патрубок.

Огнетушитель порошковый с маленьким соплом

Правила пользования

В принципе, оба прибора используются одинаково:

  • удаляется чека (надо дернуть за кольцо);
  • нажимается рукоятка;
  • сопло патрубка направляется на очаг возгорания;
  • расстояние до пламени – не меньше 1 м;
  • постараться распределить огнетушащее вещество по всей плоскости, которая горит.

Добавим, что оптимальное расстояние от сопла до зоны горения для порошковых огнетушителей – 3-4 м, для углекислотных – 1 м.

Обобщение по теме

Итак, что выбрать для автомобиля – огнетушитель с углекислотой или порошком внутри. Вопрос на самом деле не самый актуальный. Оба варианта применяются повсеместно. По своим тушащим характеристикам они практически одинаковы. Требования к ним также одинаковые. Особенно это касается способа хранения, где точно определенно место – салон автомобиля. В багажнике лучше не хранить, потому что при возгорании далеко придется добираться до прибора. Плюс в багажнике не всегда можно гарантировать жесткое крепление агрегата к внутренним плоскостям пространства.

Источник статьи: http://pozharanet.com/ognetushiteli/kakoj-ognetushitel-dlya-avtomobilya-vybrat-poroshkovyj-ili-uglekislotnyj.html

Оцените статью