Чемпионат мира по спортивным автомобилям — World Sportscar Championship
Чемпионат мира по спортивным автомобилям — это мировая серия гонок спортивных автомобилей, проводимая FIA с 1953 по 1992 год .
Чемпионат превратился из небольшой коллекции самых важных спортивных автомобилей, гонок на выносливость и шоссейных гонок в Европе и Северной Америке с десятками гонщиков-джентльменов на стартовой решетке в профессиональную гоночную серию, на которую крупнейшие мировые автопроизводители тратили миллионы долларов в год. Официальное название серии менялось на протяжении многих лет, однако с момента своего основания в 1953 году она обычно была известна как Чемпионат мира по спортивным автомобилям. Чемпионат мира по спортивным автомобилям был, вместе с Чемпионатом мира Формулы-1, одним из двух основных чемпионатов мира по трассе. мотогонки.
В 2012 году чемпионат мира по спортивным автомобилям был возрожден и переименован в чемпионат мира по гонкам на выносливость .
Содержание
Гонки
Самым известным событием были « 24 часа Ле-Мана», которые были частью чемпионата во всех сезонах, кроме 1956 , 1975 — 79 и 1989 — 90 сезонов.
Среди прочего, следующие гонки также учитывались в чемпионатах в определенные годы:
История
С 1953 по 1961 год
Раньше легендарные гонки, такие как Милле Милья , Каррера Панамерикана и Тарга Флорио, были частью календаря, наряду с 24 часами Ле-Мана , 12 часами Себринга , Tourist Trophy и 1000 км Нюрбургринга. Такие производители, как Ferrari , Maserati , Mercedes-Benz , Porsche и Aston Martin выставляли заявки, часто с участием профессиональных гонщиков, имеющих опыт участия в Формуле-1 , но большинство участников составляли водители-джентльмены ( каперы ), подобные Nardis. и Бандинис . Автомобили были разделены на категории Sports Car и GT (серийные автомобили), а затем были разделены на классы с рабочим объемом двигателя . Команды заводов Ferrari и Maserati были жесткими соперниками на протяжении большей части десятилетия, но, хотя автомобили Maserati выиграли много гонок, марке так и не удалось завоевать титул чемпиона мира. Рабочая команда Mercedes-Benz вышла из чемпионата после 1955 года из-за аварии в Ле-Мане , в то время как небольшая заводская команда Aston Martin изо всех сил пыталась добиться успеха в 1957 и 1958 годах, пока ей не удалось выиграть чемпионат в 1959 году. В целом, заводская команда Jaguar не участвовала ни в каких мероприятиях, кроме Ле-Мана, несмотря на потенциал C- и D-типов .
1962 по 1965 год
В 1962 году календарь был расширен за счет включения небольших гонок, в то время как FIA сместила акцент на серийные автомобили GT. Название World Sportscar Championship было прекращено, его заменил Международный чемпионат производителей GT . Они группируют автомобили в три категории с определенными размерами двигателей; менее одного литра, менее двух литров и более двух литров. Подъемы в гору , спринтерские гонки и небольшие гонки расширили чемпионат, в котором теперь было около 15 гонок за сезон. Знаменитые гонки, такие как Ле-Ман, по-прежнему засчитывались в прототип чемпионата, однако оценка очков не была очень табличной, поэтому FIA вернулась к исходной форме чемпионата, проведя от 6 до 10 гонок.
В 1963 году оставались три класса мощности двигателя, но была добавлена категория прототипов. В 1965 году классы двигателей стали для автомобилей объемом менее 1300 куб. См (класс I), объемом менее 2000 куб. См (класс II) и более 2000 куб. См (класс III). Класс III был разработан для привлечения большего числа американских производителей без ограничения верхнего предела рабочего объема двигателя.
1966 к 1981
Период между 1966 и 1971 годами был, возможно, самой успешной эпохой чемпионата мира с классами S (спортивные автомобили 5 л) и P (прототипы 3 л), а также такими автомобилями, как Ferrari 512S , Ferrari 330 P4 , Ford GT40 , Lola. Т70 , Чапараль , Alfa Romeo 33 , и Порше «ы 908 , 917 боролись за первенство на классических схем , таких как Sebring , Нюрбургринг , Спа-Франкоршам , Монца , Targa Florio , и Ле — Ман , где выиграл 4 лет Форда в ряд, в то, что сейчас считается золотым веком гонок на спортивных автомобилях.
В 1972 году классы Group 6 Prototype и Group 5 Sports Car были заменены новым классом Sports Car Group 5. Эти автомобили были ограничены двигателем объемом 3,0 л со стороны FIA, и производители постепенно потеряли интерес. Новые спортивные автомобили Group 5 вместе с Group 4 Grand Touring Cars будут участвовать в недавно переименованном FIA Чемпионате мира среди производителей с 1972 по 1975 год. С 1976 по 1981 год Чемпионат мира по автомобилям был открыт для автомобилей специального производства Группы 5 и других производителей. основанные на категориях, включая автомобили группы 4 Grand Touring, и именно в этот период почти непобедимый Porsche 935 доминировал в чемпионате. Прототипы вернулись в 1976 году в качестве автомобилей Группы 6 с их собственной серией, Чемпионатом мира по спортивным автомобилям , но это продлилось только два сезона (1976-1977). В 1981 году FIA учредила чемпионат водителей.
1982 к 1992
В 1982 году FIA попыталась противодействовать тревожному росту мощности двигателей Специальных серийных автомобилей Группы 5, представив Группу C , новую категорию для закрытых спортивных прототипов (специально построенных гоночных автомобилей), которые ограничивали расход топлива (по теории ограничение расхода топлива, можно было бы смягчить правила двигателя). Хотя это изменение не приветствовалось некоторыми частными командами, производитель поддержал новые правила безмерно. Несколько производителей «старой гвардии» вернулись в WSC в течение следующих двух лет, и каждая марка добавила разнообразия в серию. Согласно новым правилам, это было теоретически возможно нормально безнаддувных двигателей , чтобы конкурировать с (дорогими в обслуживании) турбонаддув двигателей , которые доминировали в серии в 70 — х и начале 80 — х. Кроме того, большинство гонок длилось либо 500, либо 1000 км, обычно продолжаясь более трех и шести часов соответственно, так что можно было также подчеркнуть аспект «выносливости» соревнований. Автомобили группы B , которая относилась к классу GT, также были допущены к гонкам, но участников в этом классе было мало; В сочетании с несчастными случаями со смертельным исходом в раллийных гонках, где класс группы B пользовался большей популярностью, этот класс (и европейские гонки GT в целом) исчез из серии, а спортивные прототипы доминировали в чемпионате.
Porsche был первым конструктором, присоединившимся к серии, представив 956 , но вскоре к серии присоединились несколько других производителей, в том числе Jaguar Cars , Mercedes-Benz , Nissan , Toyota , Mazda и Aston Martin . По мере роста затрат был создан класс C2 (первоначально называвшийся C Junior) для частных команд и небольших производителей с более высокими ограничениями по расходу топлива. В этом более низком классе большинство автомобилей использовали либо двигатель BMW M1, либо новый Cosworth DFL , но, как и в основном классе, каждый отдельный производитель использовал множество решений. Alba , Tiga , Spice и Ecurie Ecosse были одними из самых конкурентоспособных в этом классе. Формула группы C вернула производителей в спорт, но опять же Porsche — с линейкой 956 и 962 Group C — продолжил свое доминирование в спорте.
В 1986 году чемпионат мира по гонкам на выносливость стал чемпионатом мира по спортивным прототипам .
Хотя формула группы C была успешной, с регулярными толпами от 50 000 до 70 000 на мероприятиях WSC (современные Гран-при в Европе будут иметь такие же толпы) и более 350 000 человек на 24-часовой гонке Ле-Ман, FIA ввела новые правила для 1991 г. по приказу вице-президента FIA Берни Экклстоуна; 750-килограммовые машины с современными атмосферными двигателями, которые были специально построены для гоночных автомобилей объемом 3500 куб. См. Новая классификация, известная как Группа C Категория 1 , была разработана для двигателей Формулы-1. Хотя мощность в целом была меньше, чем у существующих автомобилей группы C (около 650 л.с. по сравнению с 750 л.с. и выше), новые автомобили считаются одними из самых быстрых спортивных автомобилей. Однако внедрение этих новых правил было медленным, и лишь несколько машин категории 1 были готовы к сезону 1991 года. Следовательно, FIA также разрешила автомобилям, соответствующим правилам Группы C до 1991 года, участвовать в чемпионате (как автомобили Группы C Категории 2 ) в течение одного переходного года. Однако они были серьезно ограничены в весе, распределении топлива и положении в сети. В 1991 году чемпионат получил еще одно новое название, FIA Sportscar World Championship, и новые правила 3,5 литров в полной мере вступили в силу для чемпионата 1992 года, когда старые автомобили группы C больше не включались.
Кончина 1993 года
Новое поколение гоночных двигателей WSC с заявленным намерением снизить затраты и улучшить конкуренцию быстро оказалось под большим подозрением. Затраты резко выросли, поскольку заводские команды разработали автомобили, способные проходить квалификацию примерно на полпути к стартовой решетке Формулы 1, несмотря на то, что они весят примерно на 200 кг больше. Производители снова отказались от серии спортивных автомобилей, осознав, что теперь у них есть двигатель, подходящий для F1. В частности, Mercedes и Peugeot решили либо сосредоточиться на F1, либо перейти исключительно на нее. Более экзотические двигатели были недоступны для таких команд, как Spice и ADA , поэтому после того, как производители покинули высший класс гонок спортивных автомобилей, серия по существу рухнула. Отсутствие заявок означало, что сезон 1993 года был отменен перед первой гонкой.
В 1994 году титул World Sportscar вернется, на этот раз в руки Международной ассоциации автоспорта в Северной Америке для использования в серии IMSA GT . Имя будет использоваться для высшего класса прототипов серии до 1998 года, когда серия закончилась.
Кроме того, 1994 год ознаменовал возвращение международной серии GT после более чем десятилетнего отсутствия с введением серии BPR Global GT . Успех серии привел к дружественному поглощению FIA в 1997 году, ставшего чемпионатом FIA GT Championship . Прототипы в основном отсутствовали на европейских трассах (единственным заметным исключением был Ле-Ман) до 1997 года, когда была создана Международная серия спортивных гонок, которая в 2001–2003 годах превратилась в недолговечный чемпионат FIA Sportscar. Затем появились исключительно спортивные прототипы. под контролем Автомобильного клуба de l’Ouest (ACO) и их санкционированной серии, американской серии Ле-Ман в Северной Америке и серии Ле-Ман в Европе. Чемпионат FIA среди GT в конечном итоге получил статус мирового чемпионата в 2010 году , а ACO в том же году запустила свой собственный международный чемпионат, Межконтинентальный кубок Ле-Мана .
2012 возвращение
После успеха Межконтинентального Кубка Ле-Мана (ILMC) ACO, FIA достигла соглашения с ACO о создании нового чемпионата мира по гонкам на выносливость FIA на 2012 год. Серия разделяет многие элементы ILMC, включая использование 24-часового чемпионата мира по гонкам на выносливость. Ле-Ман в рамках расписания серии. В этой серии по-прежнему используются два основных класса ACO: прототипы Le Mans и GT Endurance . Чемпионские титулы присуждаются конструкторам и водителям прототипов, а кубки конструкторов награждаются в категориях GTE.
Источник статьи: http://ru.qaz.wiki/wiki/World_Sportscar_Championship
Чемпионат мира среди легковых автомобилей
Чемпионат мира среди легковых автомобилей | |
---|---|
Категория | Кузовные |
Дебют | 1987 |
Пилоты | 16 |
Команды | 10 |
Конструкторы | |
Чемпион | |
Команда | Citroen |
Официальный сайт | fiawtcc.com |
Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым гонкам на легковых автомобилях (англ. World Touring Car Championship (WTCC) ) — международный чемпионат среди легковых автомобилей, проводимый FIA.
Содержание
История
Первый розыгрыш чемпионата мира прошёл в 1987 году по регламенту Группы А. По сути, это был проводившийся в тот же год туринговый чемпионат Европы (ETCC), дополненный несколькими раундами в других частях света. В частности в календарь были включены две гонки в Австралии (в том числе и легендарная Bathurst 1000), Новой Зеландии и в Японии (на Фудзи Спидвей). Чемпионом мира стал итальянец Роберто Равалья на BMW M3. Дебютный чемпионат получился слишком успешным и популярным — опасаясь оттока спонсорского и болельщицкого внимания от Формулы-1 FIA предпочла временно закрыть чемпионат в данной категории.
В 1993-м году к идее введения мирового первенства среди легковых автомобилей вернулись. FIA создала кубок мира для набравшей большую популярность супертуринговой техники. Соревнование проводилось в один этап для пилотов, участвующих в различных национальных чемпионатах по всему миру. Соревнование проводилось на протяжении трёх лет — с 1993 по 1995 год — но в 1996-м было отменено из-за малого числа заявок.
C 2001-го года FIA возобновила поддержку ETCC. К 2005-му году, набрав довольно большое число заинтересованных производителей, федерация придала серии статус чемпионата мира. Ныне WTCC считается третьим по силе чемпионатом мира FIA после Формулы-1 и WRC.
Нынешний регламент чемпионата предполагает использование техники, подготовленной по регламенту Super 2000. Рабочий объём двигателя ограничен 2000 куб. см. Регламент серии запрещает многие обычные технологии, используемые в серийных машинах — изменение фазы газораспределения, изменение геометрии турбины, АБС тормозов и система контроля тяги.
В 2008-м году WTCC стал первым чемпионатом FIA, который был выигран на машине, оснащённой турбодизельным двигателем. Первым турбодизельным чемпионом стал SEAT и его автомобиль SEAT León TDI. Титул марке принёс француз Иван Мюллер.
Как и некогда в 1987 году основная часть этапов проводится в Европе. Календарь также дополнен этапами в Бразилии, Марокко, Японии и Китае (в том числе и хорошо известный этап на Guia Circuit).
Техника
С 2005 по 2010 год в гонках принимали участие автомобили различных марок: BMW, SEAT, Chevrolet, Ford, Honda, Lada и другие, подготовленные для участия в классе Super 2000 и Diesel 2000. На нескольких этапах вне зачёта участвовали автомобили Volvo с гибридным двигателем, работающим на биоэтаноле E85 (смесь бензина и спирта). С 2009 года все автомобили, участвующие в гонках, используют в качестве горючего биотопливо двух видов: биоэтанол второго поколения (E10) и био-дизель (для дизельных машин). [1] В 2011-2012 годах в чемпионат, по новым спецификациям, были допущены переднеприводные и заднеприводные автомобили класса S2000 с моторами S1600-турбо, а также автомобили по старым спецификациям S2000, включая переднеприводные автомобили с дизельным мотором. [2] Начиная с 2013 года, чемпионат полностью перешёл на правила S2000 с моторами S1600-турбо, без возможности принимать участие на автомобилях подготовленных по старым спецификациям S2000 и Diesel 2000, кроме азиатских этапов, где местным пилотам разрешено использовать старые автомобили.
Спортивный регламент
Квалификация WTCC состоит из двух сегментов. Первый длится 20 минут, и в нём участвуют все участники чемпионата. Второй сегмент длится 10 минут, и в нём участвует лишь первая десятка лидеров первого сегмента квалификации (на городских трассах 30 и 15 минут соответственно). До 2009 года квалификация длилась 30 минут и проходила в один сегмент.
На каждом этапе WTCC проводится по 2 гонки. Старт первой гонки производится с хода, второй — с места. Расположение автомобилей на стартовой решётке в первом заезде — согласно квалификации, второй — в обратном порядке первой восьмерки финишировавших. Очки в чемпионате начисляются финишировавшим за места с 1 по 8, по системе 10-8-6-5-4-3-2-1.
С 2010 года, как и в Формуле-1 начисление очков ведётся по новой системе: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. Теперь вместо восьми пилотов зачётные очки получает первая десятка. При этом стартовая решётка второй гонки формируется как и прежде: в обратном порядке первой восьмерки финишировавших.
С 2011 года формирование стартовой решётки второй гонки изменено. Теперь она формируется не по результатам первой гонки, а по результатам 1 части квалификации, при этом реверсивно переставляются не 8 автомобилей как ранее, а десять. Также в 2012 году изменился и формат квалификации, во второй сегмент выходят 12 автомобилей, а лучшей пятёрке пилотов по итогам квалификации начисляются зачётные очки по системе 5-4-3-2-1. В 2013 году стартовая решётка второй гонки формируется согласно результату 2 части квалификации: 10 автомобилей, показавшие лучший результат, выстраиваются на старте в обратном порядке, далее следуют 11-я и 12-я машины, а за ними — оставшиеся автомобили, в соответствии с результатом 1 части квалификации.
Гоночный уик-энд проводится в 2 или 3 дня в зависимости от места расположения трассы. Обычно этапы, проходящие за пределами Европы, проводятся за 2 дня. С 2009 года так проводятся все этапы.
- Пятница — свободные тестовые заезды (в основном проводятся на выездных этапах за пределами Европы);
- Суббота — практика и квалификация;
- Воскресенье — утренняя разминка, первая и вторая гонка.
В WTCC присутствуют Абсолютный и Независимый (частный) зачёт. В Абсолютном зачёте участвуют все пилоты чемпионата, заводские и независимые команды и пилоты, но поскольку возможности частников ограничены, специально для них был создан Независимый зачёт Yokohama Trophy (В 2005 — Michelin Independents’ Trophy). Сделано это было чтобы сохранить в чемпионате присутствие частников, так как они составляют практически половину всего пелотона.
В 2010 году были введены новые зачёты. Зачёт новичков чемпионата, в котором участвовали только те пилоты, которые проводят свой первый сезон в WTCC, а также зачёт быстрых кругов, поддерживаемый одним из спонсоров WTCC — компанией Monroe. В сезоне 2011 года с приходом турбированных моторов объёмом 1.6 литра введён зачёт Jay-Ten Trophy, для автомобилей подготовленных по старой спецификации S2000 с 2.0 литровыми двигателями. В 2013 году введён зачёт для азиатских пилотов, принимающих участие на трёх последних азиатских этапах WTCC в Китае, Японии и Макао — Asia Trophy. В этот зачёт допускаются автомобили подготовленные по старым спецификациям S2000 с двухлитровыми двигателями.
Источник статьи: http://wiki2.info/%D0%A7%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0_%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8_%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B9