Что делать с самортизированными автомобилем

Содержание
  1. Правила списания самортизированных основных средств на примере – проводки и документы
  2. Как списать с баланса ОС, если оно полностью самортизировано?
  3. Документальное оформление
  4. Бухгалтерские проводки при выбытии объекта без остаточной стоимости
  5. Амортизация в машине
  6. Что такое амортизация автомобиля и как ее рассчитать
  7. Как рассчитать амортизацию авто
  8. Какие автомобили проходят амортизационный расчет
  9. Полностью самортизированные основные средства — что это?
  10. Как учитывать полностью самортизированные основные средства
  11. Нюансы расчета налога на имущество по ОС со стопроцентной амортизацией
  12. Ремонт и модернизация самортизированных ОС
  13. Продажа и ликвидация ОС с остаточной стоимостью, равной 0
  14. Дарение полностью самортизированного объекта ОС
  15. Итоги
  16. Бухгалтерский учет
  17. Налоговый учет
  18. Как определить срок эксплуатации самортизированного объекта
  19. Амортизация транспортных средств
  20. Возможные способы начисления амортизации автотранспорта
  21. Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?
  22. Определение срока использования для подержанных машин
  23. Когда необходимо применять понижающий коэффициент?
  24. Когда применяются повышающие коэффициенты?
  25. Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта
  26. Линейный способ, как самый распространенный
  27. Амортизация транспортных средств: иные методы начисления
  28. Ответы на актуальные вопросы
  29. Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Правила списания самортизированных основных средств на примере – проводки и документы

Практически на каждом предприятии имеются полностью самортизированные основные средства, которые продолжают использоваться при полном погашении амортизацией стоимости приобретения, указанной в балансовой ведомости.

Бухгалтер должен знать правила отражения действий при модернизации, демонтаже или сбыту ОС без остаточной стоимости.

Как списать с баланса ОС, если оно полностью самортизировано?

Исходя из правил ПБУ 6/01, списать объекты ОС с баланса предприятия можно только в процессе выбытия (продажи, передачи) или полной утери им способности давать доходы.

Отразить убытки в связи со списанием ОС, переставшего быть рентабельным и не подлежащего восстановлению, необходимо в составе прочих расходов за тот период, к которому они имеют отношение.

Когда будет рассчитываться налог на прибыль, нужно учесть траты на ликвидацию основного средства во внереализационных расходах.

Читайте также:  Исправление дефектов кузова автомобиля

Важно! начисление амортизации не допустимо расценивать как списание имущества. Даже при полном исчерпании данного ресурса имущество можно учитывать на балансе по нулевой остаточной стоимости.

При этом если полностью самортизированное имущество состоит из нескольких составляющих, то списание возможно частично, так как некоторые элементы основного средства могут принести пользу.

Если ОС полностью самортизирован, то предприятие вправе списать его с баланса.

Остаточной стоимости такое основное средство не имеет, поэтому убытки от данной процедуры будут связаны только с оплатой процесса демонтажа, разукомплектации, утилизации.

При этом детали и составные части самортизированного основного средства можно принять к учету, если они могут использоваться в дальнейшем.

Документальное оформление

Для списания полностью самортизированного средства требуется сбор комиссии, в состав которой обязательно входит бухгалтер и лицо, ответственное за объект.

Комиссия должна выполнить несколько шагов, сопровождая их формированием документальных подтверждений:

Осмотр самортизированного объекта

Необходимо детально изучить основное средство на предмет технического и внешнего состояния, все данные вносятся в специальный акт осмотра

Определение возможности и целесообразности восстановления основного средства

Важно выяснить рентабельность восстановления или модернизации ОС для дальнейшей эксплуатации

Определение причин списания

Указание причины, по которой требуется списание ОС – физический износ в связи с истечением срока полезного использования

Определение виновных лиц

Это действие необходимо, если списание объекта происходит до исхода эксплуатационного периода и полной амортизации ОС (авария, поломка, порча)

Возможность применения и оприходования отдельных элементов

Перед полной ликвидацией необходимо определить целесообразность снятия отдельных узлов и механизмов самортизированного основного средства для дальнейшего применения

После ликвидации основного средства участники процесса должны составить акт о списании согласно требованиям п. 68 Методических указаний, утв. Приказом Минфина РФ № 91 от 2003 года.

Учитывая сложившуюся ситуацию и количество списанных средств, используются актуальные унифицированные бланки из следующего списка:

  • форма ОС-4 – для демонтажа одного объекта;
  • форма ОС-4а – для списания автотранспорта;
  • форма ОС-46 – для удаления группы объектов.

Данный документ выступает в качестве основания для внесения информации в такую документацию:

  • инвентарная карточка в формате ОС-6 или для информации по группе унифицированный бланк ОС-6а;
  • инвентарная учетная книга ОС по форме ОС-6б.

Если списанное ОС подверглось разборке и полученные детали остались на производстве для дальнейшего применения, их необходимо оприходовать.

С этой целью заполняются следующие документы:

  • накладная по форме М-11;
  • акт по форме М-35.

Кроме этого, предприятие в связи с избавлением от неликвидной производственной единицы может понести траты в качестве:

  • остаточной стоимости объекта (если ОС не полностью самортизирован), согласно п. 29 ПБУ 6/01;
  • трат в результате его разборки п. 31 ПБУ 6/01.

Бухгалтерские проводки при выбытии объекта без остаточной стоимости

Для отражения списания ОС на счете 01 открывается отдельный субсчет 2, в дебет которого переносится первоначальная стоимость актива, а в кредит накопленная амортизация.

Для полностью самортизированных основных средств эти показатели будут равны, а ОС не будет иметь остаточной стоимости, то есть сальдо по субсчету 01.2 для таких ОС будет нулевым.

Расходы от списания отражаются по дебету счет 91. Здесь собираются траты на демонтаж, оплату услуг сторонних организаций по разборке и утилизации.

Стоимость оприходуемых составных деталей и узлов списываемого основного средства отражается в составе прочих доходов на счете 91.

Для внесения информации в бухгалтерский учет относительно списания имущества, которое полностью самортизировано, то есть не имеет остаточной стоимости, формируются такие проводки:

Источник статьи: http://praktibuh.ru/buhuchet/vneoborotnye/os/vybytie/spisanie-samortizirovannyh-osnovnyh-sredstv.html

Амортизация в машине

Что такое амортизация автомобиля и как ее рассчитать

Сама по себе амортизация – это перенос стоимости средства труда (в данном случае автомобиля) в зависимости от меры их износа на продукт, производимый с их помощью. Как правило, амортизация исчисляется в денежном эквиваленте.
Расчет амортизации нужен, чтобы вовремя проводить все необходимые по регламенту технические осмотры и ремонты транспортного средства, а также чтобы определить максимально возможный (оставшийся) срок эксплуатации.

Пренебрегать положенными техническими работами нельзя. И очень важно проводить их в срок. В противном случае автомобиль из средства передвижения может превратиться в реальную угрозу на дорогах.

Как рассчитать амортизацию авто

Чтобы провести расчет амортизации автомобиля, совсем не обязательно обладать специфическими бухгалтерскими знаниями. Если следовать инструкции, это не так и сложно.
Один из простых вариантов, как можно рассчитать приблизительную амортизацию, выглядит следующим образом. Для этого возьмите справочник с указанием всех моделей автомобилей и их балансовой стоимостью (такие есть у бухгалтеров предприятий, на которых эксплуатируются автомобили). Она зависит от года выпуска авто. Цифру, которую вы там найдете, разделите на количество месяцев, в течение которых вы использовали автомобиль. Таким образом вы сможете рассчитать месячную амортизацию машины.
Стоит учитывать, что данный расчет не будет истиной в последней инстанции, т.к. выполнен он довольно грубо. Ведь при его составлении не учитывается ряд параметров, которые являются довольно важными.
Как вариант, можно рассчитать амортизацию автомобиля онлайн на сайте http://www.ocenchik.ru/iznos/. Введите в указанные поля данные своего авто, и система автоматически рассчитает вам необходимую цифру.
Для того чтобы провести более детальный расчет амортизации автомобиля, вам понадобится вести специальные записи. В них обязательно учитывайте все финансовые затраты, связанные с автомобилем: замену расходников, затраты на бензин, прохождение ТО и траты на ремонт, также стоит учитывать и сезонные замены шин. Единственное, что стоит помнить, — это то, что все данные необходимо подкреплять чеками. Все эти данные складываются, делятся на количество времени, в течение которого эксплуатировался автомобиль – в результате, получаются данные, по которым можно сделать более точный вывод об амортизации автомобиля.

Какие автомобили проходят амортизационный расчет

Естественно, что рассчитать амортизационные расходы можно для любого автомобиля. Однако, если речь идет об организации, здесь действует ряд исключений. Так, например, машины делятся на группы, которые зависят от года выпуска транспортного средства. В основном, выделяют три группы:
— авто в возрасте от 0 до 5 лет;
— авто от 5 до 7 лет;
— авто от 7 до 10 лет.
Обычно организации стараются проводить расчет по авто старше 5 лет. Для тех, что не дотягивают, попросту применяют 10-20% амортизационные расходы от общей стоимости автомобиля. Учитывается и дополнительное оборудование, установленное в машине. А порой на расчет амортизации влияет даже скорость, с которой может передвигаться транспортное средство.

Это деление необходимо еще и для налоговых расчетов. Ведь амортизационные расходы, как и любые другие, необходимо очень четко отражать в декларации.

Полностью самортизированные основные средства — что это?

Как учитывать полностью самортизированные основные средства

Нюансы расчета налога на имущество по ОС со стопроцентной амортизацией

Ремонт и модернизация самортизированных ОС

Продажа и ликвидация ОС с остаточной стоимостью, равной 0

Дарение полностью самортизированного объекта ОС

Как учитывать полностью самортизированные основные средства

В практике нередки случаи, когда начальная балансовая стоимость основного средства полностью погашена амортизацией, но сам объект ОС продолжает использоваться и участвовать в формировании доходов предприятия.

Как рассчитать балансовую стоимость предприятия, узнайте из статьи «Балансовая стоимость основных средств – это…».

По правилам ПБУ 6/01 списать объект ОС с учета возможно только в случае его выбытия либо утраты способности приносить доход. Если же ОС продолжает использоваться, его следует продолжать учитывать для целей бухучета и при необходимости раскрывать информацию о нем в бухгалтерской отчетности.

Для чего оформляется справка о балансовой стоимости активов организации, см. в этом материале.

Аналогичной точки зрения по данному вопросу придерживаются и налоговики: если по основному средству освоено 100% амортизации, но при этом оно используется, его нужно продолжать учитывать (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).

При этом остаточная стоимость ОС, отражаемая в балансе и определяемая как разница между первоначальной стоимостью (Дт 01) и амортизацией (Кт 02), будет равна 0.

Подробнее см. в статье «Отражаем основные средства в бухгалтерском балансе».

Нюансы расчета налога на имущество по ОС со стопроцентной амортизацией

Для расчета налога на имущество в налоговую базу включается остаточная стоимость имущества (ст. 375 НК РФ).

В данном случае она равна 0, т. е. налога к уплате не будет. Но до момента списания самортизированных ОС с учета организация должна включать информацию о них в декларацию либо налоговый расчет авансовых платежей по налогу на имущество (письмо ФНС России от 08.12.2010 № 3-3-05/128).

ВНИМАНИЕ! С 2019 года налогом не облагается движимое имущество.

Обо всех новостях, связанных с заполнением и подачей декларации по налогу на имущество, читайте в рубрике «Налоговая декларация по налогу на имущество организаций».

Ремонт и модернизация самортизированных ОС

Полностью самортизированные объекты ОС могут нуждаться в ремонте или модернизации.

Если вы проводите модернизацию или реконструкцию таких средств, то и в бухгалтерском, и в налоговом учете расходы на нее будут увеличивать текущую стоимость объекта.

При этом сумма начисленной в НУ за один месяц амортизации должна определяться как произведение увеличенной в результате модернизации первоначальной стоимости и нормы амортизации, определенной исходя из срока полезного использования данного объекта. То есть она будет зависеть от того, увеличился в результате модернизации СПИ или нет. Если срок остался прежним, применяется норма, установленная при вводе ОС в эксплуатацию. Если увеличился, норму следует пересмотреть (см. письма Минфина от 11.09.2018 № 03-03-06/1/64978, от 23.10.2018 № 03-03-06/1/76004, от 25.10.2016 № 03-03-06/1/62131)

О позиции налоговых органов в отношении начала амортизации модернизированного ОС узнайте из публикации «ФНС поддержала выгодный вариант амортизации модернизированного ОС».

Для целей бухучета у организации есть возможность выбора: продлевать срок полезного использования ОС или оставить прежним. Решение принимается исходя из того, сколько времени будет использоваться или какой объем продукции еще нужно выпустить на этом модернизированном ОС.

О бухгалтерском и налоговом учете модернизации вы узнаете из статьи «Модернизация основных средств — бухгалтерский и налоговый учет».

Если вы осуществляете ремонт полностью самортизированных ОС, то расходы учитываются сразу в том периоде, в котором проводился ремонт. Для целей налогообложения эти расходы нужно учитывать в составе прочих расходов, а в бухучете расходы на ремонт относятся к расходам по обычным видам деятельности.

Продажа и ликвидация ОС с остаточной стоимостью, равной 0

Ценой продажи полностью самортизированного имущества признается договорная цена (ст. 105.3 ГК РФ). Проданное или ликвидированное ОС списывается с учета (п. 76 Методических указаний по учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).

При реализации ОС с остаточной стоимостью, равной 0, нужно начислить НДС с полной суммы реализации.

Подробнее о начислении НДС на продажу ОС читайте в статье «Расчет и порядок уплаты НДС с продажи (реализации) основных средств».

Для налоговых целей выручка от продажи ОС рассматривается как доход от реализации (п. 1 ст. 249 НК РФ). Поскольку остаточная стоимость самортизированного ОС равна 0, доход от реализации можно будет уменьшить только на те затраты, которые связаны с обеспечением сделки по этому ОС (п. 1 ст. 268 НК РФ).

Расходы на ликвидацию для расчета налога на прибыль включаются в состав внереализационных (п. 1 ст. 265 НК РФ) единовременно в полном объеме в том периоде, когда они были фактически понесены (п. 7 ст. 272 НК РФ).

Восстанавливать НДС (который ранее был принят к вычету) по ликвидируемому объекту со стопроцентной амортизацией не нужно (ст. 170 НК РФ).

Подробнее о ст. 170 НК РФ узнайте .

Дарение полностью самортизированного объекта ОС

Дарение имущества стоимостью свыше 3000 руб. между двумя коммерческими организациями запрещено законодательством (ст. 575 ГК РФ).

О нюансах безвозмездных договоров между юрлицами см. .

Поскольку отдельный порядок определения цены объекта ОС с нулевой учетной стоимостью, передаваемого в дар, не предусмотрен, расчет следует производить по аналогии с другими правовыми нормами, в частности ст. 105.3 и 154 НК РФ (по рыночной стоимости объекта).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нулевая остаточная учетная стоимость ОС вовсе не означает, что и рыночная стоимость этого ОС равна 0. Для безвозмездной передачи потребуется экспертная оценка объекта.

Допускается безвозмездная передача некоммерческим организациям и учреждениям, а также физическим лицам. При этом:

  • В отношении налога на прибыль в соответствии с содержанием ст. 39 и 41 НК РФ у передающего предприятия не возникает объекта налогообложения (дохода) по налогу на прибыль при дарении. Одновременно по нормам ст. 270 НК РФ предприятие не вправе учесть для налогового учета и расходы по дарению. Таким образом, передача ОС в дар никак не должна затрагивать расчеты по налогу на прибыль.
  • В отношении НДС дарение любого ОС будет признаваться реализацией для целей обложения налогом (п. 1 ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК РФ). Налог нужно будет начислить и уплатить с рыночной стоимости передаваемого ОС (п. 2 ст. 154 НК РФ). Сумма уплаченного по дарению НДС не должна уменьшать базу по налогу на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).

ВАЖНО! В некоторых случаях, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, дарение ОС не облагается НДС. Например, если ОС передаются органам государственной или местной власти. В таком случае дарителю следует восстановить входной НДС по передаваемым объектам. Сумма налога к восстановлению определяется пропорционально остаточной стоимости ОС (п. 3 ст. 170 НК). То есть по полностью самортизированным ОС (чья остаточная стоимость равна 0) НДС к восстановлению тоже будет равен 0.

В бухучете все расходы, связанные с дарением, учитываются в составе прочих расходов в том периоде, в котором ОС списывается с учета.

Итоги

Если самортизированные ОС используются, то их продолжают учитывать на балансе по остаточной стоимости, равной 0. Налога на имущество по таким ОС нет, но декларация или расчет авансов по налогу в налоговые органы представляется.

Модернизация ОС с остаточной стоимостью, равной 0, приводит к увеличению балансовой стоимости. Прирост стоимости отражается на счете 01 и списывается в виде амортизации с учетом изменения срока полезного использования.

Расходы на ремонт ОС списываются в том периоде, когда он проводился, первоначальная стоимость не увеличивается.

При продаже, дарении и ликвидации основное средство списывается с учета.

Нередко организации приобретают основные средства, уже бывшие в употреблении. Однако может возникнуть ситуация, когда приобретается основное средство, полностью самортизированное у предыдущего собственника. Как в таком случае учитывать данное имущество, чтобы избежать налоговых рисков?

Организациям, которые купили бывшее в эксплуатации полностью самортизированное основное средство, необходимо отразить данное приобретение в бухгалтерском и налоговом учете. О том, как не допустить ошибок при исчислении первоначальной стоимости такого имущества и избежать налоговых рисков, читайте в статье.

Бухгалтерский учет

Актив к бухгалтерскому учету принимается организацией в качестве объекта основных средств при наличии определенных условий (п. 4 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее — ПБУ 6/01)):Платформа ОФД 📌 РекламаОФД со скидкой 30%. Новогодняя акция на подключение касс ОФД поможет бухгалтеру сдать отчеты + аналитика продаж + работа с Честным ЗНАКом Узнать больше

  • объект предназначен для использования в деятельности организации;
  • срок эксплуатации имущества превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01), которая складывается из суммы фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов, включая суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (п. 8 ПБУ 6/01).

Бывшие в эксплуатации основные средства, равно как и полностью самортизированные, в ПБУ 6/01 отдельно не регламентируются, из чего следует вывод, что данные основные средства отражаются в бухгалтерском учете по общим правилам. То есть по стоимости их приобретения плюс дополнительные возможные «накладные расходы», непосредственно связанные с приобретением.

Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаСеминар: осваиваем нововведения в бухгалтерском учете. Самые главные и важные изменения в бухучете в 2020 году. Уникальная информация. Узнать больше

Данный вывод подтверждается и положениями пункта 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания)), в котором определено, что порядок определения первоначальной стоимости распространяется как на новые, так и на бывшие в эксплуатации основные средства.

Таким образом, в общем случае первоначальная стоимость приобретенного полностью самортизированного основного средства будет равна сумме (без учета НДС), которую покупатель заплатит прежнему владельцу в соответствии с договором.

Пунктом 18 ПБУ 6/01 регламентированы способы начисления амортизации. Для этого необходимо определиться с таким показателем, непосредственно влияющим на суммы начисленной амортизации, как срок полезного использования.

Под сроком полезного использования (СПИ) в бухгалтерском учете понимается период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01).

Обратите внимание, что в данном определении использован именно термин «приносит», а не «способен приносить». Из чего следует, по нашему мнению, что при установлении СПИ организации нужно руководствоваться планируемым периодом использования объекта основных средств, а не периодом, в течение которого данный объект может служить в определенных условиях.

Тем не менее определение СПИ объекта основных средств осуществляется (п. 20 ПБУ 6/01):

  • исходя из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).

Данный порядок распространяется в том числе и на объекты основных средств, ранее эксплуатировавшиеся у другой организации (п. 59 Методических указаний).

Таким образом, порядок отражения в бухгалтерском учете приобретенного полностью самортизированного основного средства, а также дальнейший учет не отличается от общего порядка; в частности, формируя первоначальную стоимость, организация руководствуется пунктом 8 ПБУ 6/01, в том числе самостоятельно определяет СПИ для данного объекта основных средств с учетом ограничений, установленных пунктом 20 ПБУ 6/01.

Рассмотрим бухгалтерский учет операции по приобретению полностью самортизированного основного средства на примере.

Организация приобрела легковой автомобиль, бывший в использовании у другой организации 5 лет (60 месяцев). Стоимость покупки по договору купли-продажи составила 354 000 руб. (в т. ч. НДС — 54 000 руб.).

Автомобиль предыдущим собственником был отнесен к третьей амортизационной группе. При этом согласно документам стоимость автомобиля была полностью списана. Период фактической эксплуатации данного объекта основных средств подтвержден документально.

Организацией, купившей автомобиль, был установлен срок полезного использования на основе ожидаемого срока использования этого объекта, равный 30 месяцам. В соответствии с учетной политикой организацией применяется линейный метод начисления амортизации.

Приобретенный автомобиль начал использоваться в марте.

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений, исходя из установленного ожидаемого срока использования, составит:

(354 000 руб. – 54 000 руб.) : 30 мес. = 10 000 руб./мес.

Таким образом, будут осуществлены следующие проводки:

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

– 300 000 руб. — отражены вложения организации в приобретение основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60

– 54 000 руб. — отражен НДС по приобретенному основному средству;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

– 300 000 руб. — принят к учету автомобиль в качестве основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

– 354 000 руб. — денежные средства перечислены продавцу;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19

– 54 000 руб. — принят к вычету НДС.

Ежемесячно с апреля будет отражаться амортизация:

ДЕБЕТ 26 (44) КРЕДИТ 02

– 10 000 руб. — отражена сумма начисленной амортизации.

Таким образом, как видно, отражение приобретения полностью самортизированного основного средства в бухгалтерском учете предполагает определенную свободу действий организаций.

Налоговый учет

В налоговом учете при отражении полностью самортизированного имущества необходимо учитывать некоторые нюансы законодательства.

С определением первоначальной стоимости в налоговом учете сложностей также не возникает, поскольку порядок формирования в случае приобретения бывших в эксплуатации основных средств (в т. ч. и полностью самортизированных) аналогичен общему порядку (п. 1 ст. 257 НК РФ) (учитывается сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования). То есть первоначальная стоимость объекта определяется в общем случае ценой его приобретения (без учета НДС).

Отметим, что если приобретено имущество без остаточного срока эксплуатации, то расходы на проведение капитально-восстановительного ремонта, осуществленного до ввода объекта в эксплуатацию, увеличивают первоначальную стоимость объекта (письмо УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 № 16-15/062760@).

Что касается определения срока полезного использования, то здесь необходимо учитывать некоторые положения налогового законодательства, конкретно регламентирующие порядок установления СПИ в случае приобретения основных средств, бывших в эксплуатации.

В налоговом учете под СПИ признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 258 НК РФ).

В частности, ситуация с определением СПИ полностью самортизированных объектов основных средств определена Налоговым кодексом (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ): если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому в соответствии с Классификацией основных средств (утв. пост. Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее — Классификация ОС)), или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Минфин России также разъясняет, что в этом случае налогоплательщик самостоятельно определяет СПИ и, соответственно, амортизирует объект до полного списания стоимости (письма Минфина России от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905, от 09.02.2011 № 03-03-06/2/29, от 05.07.2010 № 03-03-06/1/448, от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141).

Необходимо отметить, что суды настаивают еще и на том, чтобы учитывать при определении СПИ срок возможного использования основного средства в деятельности организации в дальнейшем, его способность приносить доход и технические характеристики (пост. Девятого ААС от 17.01.2013 № 09 АП-38524/2012). В этом деле компания установила СПИ объекта основных средств, не имевших на момент передачи остаточного срока эксплуатации, в том числе исходя из иных факторов: специфики вида деятельности, требований пожарной безопасности, устойчивости конструктивных элементов в случае возникновения аварийной ситуации на объекте, требований по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности, т. е. условий, которые фактически существуют в месте его эксплуатации.

Таким образом, устанавливая СПИ по основным средствам, полностью самортизированным у приобретающей стороны, организации необходимо учитывать всю совокупность факторов, непосредственно влияющих на дальнейший фактический срок эксплуатации объекта. В этом случае риск того, что налоговые органы сочтут установленный СПИ необоснованным, будет сведен к минимуму.

В то же время, опираясь на положения налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ) (в части возможности самостоятельно определять СПИ), у организаций велик соблазн установить СПИ менее 12 месяцев.

Однако в подобной ситуации будут высоки налоговые риски. Но у налогоплательщика есть возможность отстоять свое право, что, в частности, подтверждается судебной практикой. Так, существует дело, в котором суд пришел к выводу, что налогоплательщик имел право самостоятельно определить СПИ основного средства (трактора) стоимостью 160 000 рублей с учетом требований техники безопасности и других факторов равным 1 месяц (пост. ФАС ВСО от 28.06.2011 № А78-7667/2010). Доказательств необоснованности установления такого СПИ налоговая инспекция не предоставила.

Однако подчеркнем: с учетом ранее сделанного вывода устанавливать СПИ менее 12 месяцев рискованно, если организацией планируется использовать имущество за пределами установленного СПИ. Так, судьи рассматривали ситуацию, в которой организация определила СПИ для основного средства (бывшие в использовании склады, мельница) равным двум месяцам (пост. ФАС ДО от 08.11.2007 № Ф03-А73/07-2/3272). Однако на момент проведения проверки налогоплательщик фактически продолжал их использование в производственной деятельности. Суд поддержал инспекцию, аргументируя тем, что СПИ основного средства, с учетом которого определяется норма амортизации, означает срок его возможного использования для выполнения уставных целей общества и способности приносить доход исходя из технического состояния данного имущества.

Таким образом, налогоплательщик должен реально оценить предполагаемый СПИ, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов. Решение организации должно быть, помимо всего прочего, документально обоснованным. В частности, для того чтобы организация имела возможность самостоятельно определить СПИ по приобретенному основному средству, ей необходимо получить от предыдущего собственника данные о времени фактического использования основного средства до момента продажи.

Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, подтверждающих срок эксплуатации предыдущим собственником.

Однако существуют формы первичной документации по учету основных средств, которые могут служить необходимым доказательством (пост. Госкомстата России от 21.01.2003 № 7):

  • форма № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)»;
  • форма № ОС-1а «Акт о приеме-передаче здания (сооружения)»;
  • форма № ОС-1б «Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)».

Напомним, что в связи с изменениями, внесенными новым законом о бухгалтерском учете (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ), указанные формы первичных документов были обязательными к применению до 1 января 2013 года. Поэтому теперь все используемые формы первичных документов необходимо утвердить у руководителя и приложить к учетной политике предприятия.

В формах № ОС-1 и ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации. В данном разделе имеется графа «Фактический срок эксплуатации (лет, месяцев)». В форме № ОС-1б данная информация содержится в общей таблице.

Аналогичное мнение высказывают и чиновники (письма Минфина России от 05.07.2010 № 03-03-06/1/448, от 16.06.2010 № 03-03-06/1/414, от 23.09.2009 № 03-03-06/1/608, УФНС России по г. Москве от 15.06.2010 № 16-15/062760@, от 07.07.2008 № 20-12/064109).

То есть приобретение полностью самортизированных объектов основных средств должно непосредственно сопровождаться заполнением данных документов.

Причем если основное средство приобретается у иностранной организации, то срок эксплуатации можно подтвердить документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранного государства, обычаями делового оборота, применяемыми в этом иностранном государстве, и (или) документами, косвенно подтверждающими срок эксплуатации основного средства (письмо Минфина России от 16.06.2010 № 03-03-06/1/414).

Соответственно, в случае если организация не может подтвердить срок эксплуатации предыдущим собственником указанными документами, то в этом случае она вынуждена будет определять срок полезного использования на основании Классификации ОС. Как вариант организация может запросить необходимые сведения от предыдущего владельца в произвольной форме (бухгалтерская справка, письмо), но это неминуемо приведет к спорам с налоговиками.

Отметим, что есть некоторые судебные решения, которые в данном случае были вынесены в пользу организаций. Суды аргументируют свою позицию тем, что законодательство о налогах и сборах и о бухгалтерском учете не устанавливает конкретного первичного документа, необходимого для подтверждения срока эксплуатации оборудования предыдущим собственником (пост. ФАС ПО от 24.02.2009 № А12-12162/2008). Также есть дело, в котором в качестве подтверждения было использовано письмо, где продавцы оборудования сообщили, что износ продаваемых объектов на дату реализации составляет 100 процентов, они не имеют остаточной стоимости и амортизация не начисляется (пост. ФАС СКО от 15.04.2010 № А32-774/2009-33/44). Другие судьи в аналогичной ситуации сделали вывод о том, что ПТС является документом, подтверждающим срок использования транспортного средства предыдущими собственниками (пост. ФАС УО от 02.12.2009 № Ф09-8676/09-С2).

Также налогоплательщиком в качестве подтверждения могут быть использованы приложения к договору поставки оборудования, письма поставщиков, ГТД (пост. Девятого ААС от 22.07.2009 № 09 АП-12225/2009). Кроме того, в рассматриваемом деле у ввезенного оборудования имелись металлические шильды, являющиеся идентифицирующим знаком оборудования и свидетельствующие о дате производства оборудования.

Данные постановления рассматривали ситуации, когда бывшим собственником имущества являлись организации.

В связи с этим необходимо отметить также позицию Минфина России в случае приобретения основного средства у физических лиц (не индивидуальных предпринимателей): у физлица отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации оборудования, и, как следствие, организация не вправе самостоятельно определять срок на основании пункта 7 статьи 258 Налогового кодекса (письма Минфина России от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525, от 06.10.2010 № 03-03-06/2/172).

Таким образом, организации в случае приобретения основного средства, бывшего в использовании, необходимо иметь подтверждающую документацию, в противном случае она будет определять срок полезного использования основного средства, как если бы оно являлось новым, то есть в общем порядке.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что, приобретая полностью самортизированный объект основных средств, организации необходимо принимать во внимание особенности учета таких объектов, в частности налогового учета, поскольку данная ситуация строго регламентирована положениями Налогового кодекса. Наиболее противоречивым моментом в данной ситуации является определение СПИ, поскольку, обосновывая принимаемое решение, организация должна учесть различные факторы, чтобы избежать налоговых рисков.

Экспертиза статьи: Елена Королева, служба Правового консалтинга ГАРАНТ

Мнение: Денис Зайцев, старший юрист DS Law

Как определить срок эксплуатации самортизированного объекта

Необходимо помнить, что применение СПИ за вычетом срока эксплуатации основного средства предыдущим собственником является правом, но не обязанностью налогоплательщика (п. 7 ст. 258 НК РФ). По такому основному средству покупатель вправе установить СПИ как на новый объект, если компании от этого больше выгоды. Но в этом случае амортизационные отчисления могут привести к формированию налогового убытка и, как следствие, вопросам проверяющих.

Новый закон о бухучете обязал компании все используемые формы первичных документов утвердить у руководителя и приложить к учетной политике (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ)). В связи с этим маловероятно, что первичный документ, который покупатель может использовать как доказательство срока использования объекта у предыдущего владельца, может быть утвержден двумя налогоплательщиками одновременно. Скорее всего, форма будет продавца, а покупателю в таких случаях стоит в учетной политике предусмотреть возможность применения чужой формы (это, кстати, касается и других операций, например в случае с аналогами формы ТОРГ-12, которые составлены поставщиками фирмы по их собственным формам). При этом использование данных предыдущего собственника о фактическом сроке эксплуатации через первичный документ, подтверждающий передачу основного средства (аналог формы № ОС-1), является наиболее проверенным, но не единственным способом. Так, данные о фактическом сроке эксплуатации можно взять из технической сопроводительной документации, такие данные можно указать в договоре. Наконец, данные о сроке эксплуатации может содержать сам объект основных средств в электронной форме.

Главное, чтобы в документе оставались обязательные реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ), и неважно, будут ли они в форме, утвержденной покупателем или продавцом.

Амортизация транспортных средств

В данной статье мы рассмотрим: амортизация транспортных средств. Узнаем что относится к ТС и поговорим о нормах ТС.

Начисление амортизации автотранспорта может вызывать определенные вопросы у бухгалтера организации. Понятие «автомобильный транспорт» включает легковые машины, грузовые, автобусы, специальную и прочую технику. Юридические лица по отдельным видам транспорта могут начислять износ по-разному.

Возможные способы начисления амортизации автотранспорта

Определение амортизации основных фондов вменяется в обязанности юридического лица. Автотранспорт прямо или косвенно участвует в получении предприятием дохода, эксплуатируется более 1 года и стоит более установленного законодательством лимита. Порядок расчета износа по нему изложен в Положении по бухгалтерскому учету 6/01 и НК РФ.

Износ автомобильного транспорта для бухгалтерского учета разрешено определять любым из 4 вариантов, приемлемых для прочих категорий основных фондов. Налоговый учет предполагает линейный и нелинейный метод. Юридическое лицо выбирает наиболее подходящий и раскрывает свой выбор в локальных нормативных актах. Читайте также статью: → “Амортизация в налоговом учете”

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Как рассчитать срок полезного использования автотранспорта?

Следующей ступенью после выбора метода расчета амортизации будет установление срока полезного использования автомобильного транспорта. Под ним следует понимать время, на протяжении которого хозяйствующий субъект будет списывать стоимость имущества через износ. Организациям предоставляется право определять его на свое усмотрение. Причем это право распространяется не только на бухгалтерский, но и на налоговый учет.

Чтобы максимально приблизить налоговый и бухгалтерский учет, субъектам хозяйствования рекомендуется для определения срока полезного использования автотранспорта руководствоваться Классификацией основных средств, которая определена обязательным документом в целях налогового учета.

По Классификации автотранспорт (легковые, грузовые машины, автобусы) включается в разные группы. Следовательно, срок полезного использования зависит от технических характеристик и того, в какую группу Классификации включен конкретный вид автотранспорта.

Группа по Классификации Срок полезного использования
III От 3 до 5
IV От 5до7
V От 7до 10

Большинство легковых автомобилей и микроавтобусы включаются в третью группу. К четвертой можно отнести легковой транспорт малого класса, а к пятой – большого и высшего класса.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Определение срока использования для подержанных машин

В особом порядке определяется срок и порядок расчета износа по автотранспорту, приобретенному в подержанном состоянии. В таком случае срок службы машины, установленный Классификатором, можно уменьшить на то время, которое он эксплуатировался прежним владельцем.

Важное условие – этот период должен быть подтвержден документами, например техпаспортом машины. Установить время эксплуатации автомобиля предыдущим владельцем можно и по таким документам, как:

  • Акт приема-передачи;
  • Заверенная копия инвентарной карточки объекта.

Возможна ситуация, когда срок эксплуатации автотранспорта у предыдущего хозяина приближается к верхней границе периода, определенного Классификацией, либо превышает ее. В таком случае новый собственник может определить срок на свое усмотрение, опираясь на требования техники безопасности и иные критерии.

Например, легковой автомобиль, который относится к III группе в соответствии с Классификатором, получен предприятием от учредителя в качестве взноса в уставный капитал. Согласно законодательству для этой категории основных фондов установлен срок полезного использования от 3 до 5 лет. По документам на автомобиль он находился в эксплуатации 4 года 6 месяцев. Новый владелец имеет право установить срок эксплуатации по своему усмотрению с учетом времени использования объекта предыдущим владельцем и технического состояния машины. Учитывая эти критерии, организация установила срок равным 36 месяцам. Это означает, что на протяжении такого периода стоимость автомобиля будет списываться путем начисления износа. Читайте также статью: → “Амортизация оборудования”

Когда необходимо применять понижающий коэффициент?

Законодательно установлена обязанность использования понижающего коэффициента при определении величины износа автотранспорта в случае покупки дорогостоящих объектов. Коэффициент 0,5 применяется по отношению к легковым машинам, первоначальной стоимостью превышающей 600000 рублей и микроавтобусам дороже 800000 рублей. Обязанность использования понижающего коэффициента установлена для налогового учета. Законодательством в области бухучета этой необходимости не установлено.

Периодически предел стоимости имущества, по которому действует понижающий коэффициент, изменяется. У владельцев возникает вопрос, сохраняется ли такое обязательство по отношению к автотранспорту, стоимость которого стала меньше установленных законом значений. Вопрос спорный. С одной стороны, избранный способ начисления износа имущества не должен меняться на протяжении всего периода амортизации. Такой точки зрения придерживается Министерство финансов РФ. С иной стороны наличие либо отсутствие коэффициента не способно изменить метод амортизации. Отсюда следует, что в случае изменения лимита стоимости имущества, юридическое лицо – владелец автотранспорта может прекратить применять понижающий коэффициент. Но такое решение, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.

Когда применяются повышающие коэффициенты?

Организации кроме понижающих коэффициентов при расчете износа автотранспорта разрешается использовать повышающие. Необходимость их применения определяется по инициативе субъект хозяйствования в зависимости от обстоятельств. При условии принятия положительного решения о коэффициентах ускорения юридическое лицо обязано прописать это в своих внутренних нормативных актах.

Необходимость применения повышающего коэффициента (не более 2) может возникать при работе автотранспорта в условиях:

  • Агрессивной окружающей среды;
  • Повышенной интенсивности.

Возможность применения такого коэффициента распространяется на автотранспорт, полученный в лизинг. В таком случае коэффициент не должен превышать 3. Такое право возникает у лизингополучателя при условии обоюдного согласия сторон договора.

Синтетический и аналитический учет амортизации автотранспорта

Начисленный износ автотранспорта включается в расходы от обычных видов деятельности. Синтетический учет таких начислений ведется на пассивном счете 02. Счет корреспондирует со счетами 20, 25, 26, 44, 23 в зависимости от того, в какой деятельности эксплуатируется транспортное средство:

  • Дт20 Кт02 – начислен износ объекта, используемого в основной деятельности;
  • Дт23 Кт02- начисление износа по автотранспорту, используемому во вспомогательных производствах;
  • Дт26 Кт02 – начисление износа по транспорту, используемому управленческим персоналом;
  • Дт44 Кт02 – начисление износа по транспорту предприятия торговли.

С точки зрения налогового учета суммы начисленной амортизации автотранспорта относят к косвенным затратам. Предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг, относят такие издержки в состав прямых расходов. Аналитический учет ведется по каждой единице отдельно.

Линейный способ, как самый распространенный

Линейный способ наиболее понятен для бухгалтера и универсален. Основное преимущество состоит в простоте и возможности его применения в бухгалтерском и налоговом учете.

Норму износа исчисляют делением единицы на срок полезного использования и умножением результата на 100. Чтобы рассчитать величину износа за месяц, умножают месячную норму на первоначальную стоимость автотранспорта.

Например, предприятием приобретен грузовик стоимостью 500000 рублей. Расходы по оформлению этого транспортного средства составили 500 рублей. Срок полезного использования грузового автомобиля равен 60 месяцам. Первоначальная стоимость сложится по-разному:

  • Бухгалтерский учет – 500000 +500;
  • Налоговый учет – 500000.

На образовавшуюся разницу сформируем отложенное налоговое обязательство (500*24% = 120 рублей):

Дт68Кт77. Норма износа:

Несмотря на то, что метод начисления износа в бухучете и в налогообложении совпадает (линейный), величина его за месяц будет разной по причине отличия в первоначальной стоимости грузовика. В бухучете износ:

500500*1,67% = 8358,35. В налоговом учете:

500000*1,67% = 8350,00. Ежемесячные проводки:

Дт20 Кт02 = 8358,35. Дт77 Кт68 = 2,00 ((8358,35 – 8350)*24%).

Амортизация транспортных средств: иные методы начисления

Особенность метода уменьшаемого остатка состоит в том, что в первые годы использования автомобильного транспорта сумма износа будет больше, чем впоследствии. Алгоритм исчисления износа таким способом предполагает расчет на основе остаточной стоимости автомобиля. Этот метод позволяет применять ускоренный коэффициент. Читайте также статью: → “Амортизация автомобиля / машины”

При определении износа по сумме чисел лет полезного использования первоначальную стоимость транспорта умножают на значение, полученное путем деления времени до окончания его службы, на сумму чисел лет срока полезного использования. Определение износа пропорционально выпуску продукции в виду специфичности по отношению к автомобилям не применяется.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1. Предприятие приобрело автомобиль, который ранее находился в эксплуатации. По мнению нового собственника с учетом состояния объекта срок его полезного использования не может быть больше 12 месяцев. Как правильно начислить износ в таком случае?

Ответ. В случае, когда срок службы основного средства не превышает 12 месяцев, можно списать его стоимость сразу в полном объеме, не начисляя амортизацию. Но время фактической эксплуатации автомобиля на предприятии не должно быть больше года.

Вопрос № 2.В каких случаях законодательство позволяет юридическому лицу прекратить начисление амортизации?

Ответ. Законом разрешается приостановить начисление амортизации по автомобильному случаю в таких случаях:

Для бухучета Для налогообложения
Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца Перевод на консервацию согласно приказу руководителя более чем на 3 месяца
Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год Ремонт, реконструкция, модернизация более чем на год
Безвозмездная передача

Вопрос № 3. Является ли регистрация автомобиля в ГИБДД обязательным условием для возможности начисления амортизации? Можно ли начислять износ по машине, которая введена в эксплуатацию, но не поставлена на учет в ГИБДД?

Ответ. Основанием для начала начисления амортизации по автотранспорту, как и по иным основным фондам, является введение его в эксплуатацию. При этом постановка на учет в ГИБДД определяет лишь право автомобиля участвовать в дорожном движении, но не момент начала начисления износа.

Вопрос № 4. Имеются ли какие-либо особенности при начислении износа автотранспорта, определяющиеся его видом?

Ответ. В целом алгоритм и методика расчета износа автомобилей одинакова для разных видов. Но стоит отметить некоторые особенности:

  • Чтобы рассчитать износ по легковым машинам, достаточно знать дату производства, пробег, гарантийный срок производителя от коррозии;
  • Для грузовых машин при начислении износа нужно установить базовую стоимость, период полезного использования;
  • Если амортизация начисляется по автобусам и тракторам, то важно точно определить модель и срок службы;
  • При расчете износа специальной строительной техники в расчет принимают первоначальную стоимость без стоимости шин. По шинам амортизация определяется отдельно.

Вопрос № 5. Как списывается износ автомобиля при его выбытии?

Ответ. Выбытие автотранспорта отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

  • Дт02 Кт01 – списывается начисленный износ;
  • Дт91 Кт01 – на сумму остаточной стоимости.

Автомобиль, как и другое имущество, относящееся к основным фондам, амортизируется, т. е. изнашивается в процессе эксплуатации. Однако существует ряд нюансов, которые необходимо учитывать и при постановке на учет автомобиля, и когда начисляется амортизация автомобиля. Рассмотрим особенности начисления износа на автомобиль.

Амортизация автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Временной отрезок, на протяжении которого компания через амортизационные отчисления будет списывать стоимость автомобиля, определяется сроком полезного использования. Устанавливает его фирма, опираясь на предполагаемый срок службы и ориентируясь на Классификацию ОС по амортизационным группам, утвержденную постановлением Правительства от 07.07.2016 № 640. В предприятии это возложено на специально созданную распоряжением руководства и постоянно действующую инвентарную комиссию.

Во внимание принимают тот факт, что Классификатор разработан для целей налогового учета. В бухучете же компания вправе устанавливать СПИ самостоятельно. Это отмечено в п. 20 ПБУ 6/01. Но обычно сроки эксплуатации автомобиля в налоговом и бухгалтерском учете совпадают.

Согласно классификатору автомашины относятся к 3, 4 или 5-ой амортизационным группам, и зависит принадлежность машины к той или иной категории в зависимости от технических характеристик (мощности, размеров, допустимой массы).

Источник статьи: http://arbatcredit.ru/amortizatsiya-v-mashine/

Оцените статью