Система EPS в автомобиле
EPS представляет собой систему, призванную стабилизировать курсовую устойчивость автомобиля. Данная система, установленная в машине, совмещает в себе две другие системы – ASR и ABS. Реализация системы EPS стала возможной, благодаря развитию электронных устройств транспортного средства. Таким образом, автомобильные инженеры стали оснащать автомобили системами EPS серийно примерно 18 лет назад. Первым автомобилем, на котором была выполненна серийная установка EPS, стал в 1995 году купе Mercedes-Benz CL 600. Спустя непродолжительное время данной системой стали оборудовать все машины S- и SL-класса. По словам экспертов в области автомобильной техники, с 2014 года система EPS станет опцией, которая будет иметься в базовой комплектации каждой машины.
С символикой EPS встречались многие автомобилисты. Однако далеко не каждый автолюбитель может достаточно точно ответить на вопрос о том, зачем нужна эта система и какое именно влияние она оказывает на управление автомобилем и движение. Об этом и поговорим в рамках данной статьи.
Принцип работы системы EPS
Система EPS представляет собой электронную программу стабилизации. Однако, говоря об этом устройстве, подразумевается электроусилитель руля или рулевого управления. Иными словами, если речь зашла о системе EPS, то априори имеется в виду система динамической стабилизации.
Изначально в автомобилях до использования EPS, как правило, применялись в основном гидравлические усилители рулевого управления. Однако 1990-ом году инженеры корпорации Honda оснастили системой стабилизации курсовой устойчивости модель автомобиля. В этой машине система EPS была установлена лишь в качестве дополнения к системе ABS или антиблокировочной системе колес.
Не прошло и пяти лет, как практически все крупнейшие автопроизводители стали оснащать выпускаемые автомобили данной системой. Таким образом, у потребителей появилась отличная возможность стать владельцем автомобиля, в котором установленная универсальная программа, призванная осуществлять регулирование рулевого компонента и ходовой части. Особо эффективным стало оснащение системой EPS автомобилей автоконцерна Mercedes-Benz. Дело в том, что автомобили именно этого производителя были больше всего подвержены опрокидыванию.
В настоящее время мировые производители, осуществляющие выпуск современных и качественных машин, оснащают свою продукцию системой EPS, имеющую свою определенную модификацию. Как бы то ни было, система стабилизации курсовой устойчивости автомобиля призвана существенно повысить комфорт вождения, управления и передвижения. Управление автомобилем, который оборудован системой EPS, осуществляется с автоматическим контролем. Во время передвижения система приспосабливается к любой скорости и к любым дорожным условиям.
Конструкция системы EPS состоит из:
- блока управления;
- электромагнитного клапана;
- ряда датчиков, среди которых имеются и скоростные датчики.
Если при передвижении возникли какие-либо проблемы с управлением машины – серьезные или несущественные, то в любом случае произойдет автоматическое распознавание датчиками опасности. Затем датчики выполнят передачу сигнала опасности. Программа, обработав переданный сигнал, самостоятельно выполнит корректировку движения. Таким образом, система EPS выполняет регулировку движения, которая может заключаться и в притормаживании одного колеса, и в притормаживании нескольких колес, и в ограничении подачи горючего. Конструкция системы стабилизации курсовой устойчивости автомобиля отличается компактностью. Именно это позволяет использовать ее почти для любых моделей автомобилей.
Система EPS и ее преимущественные особенности
Многие, как правило, начинающие автомобилисты, полагают, что в дополнительном усилении рулевого управления нет равным счетом никакой необходимости. Они считают, что усилитель рулевого управления не является столь важной характеристикой и которая влияет на безопасность передвижения ничтожно мало. Но следует сказать, что подобное мнение не соответствует действительности.
А действительность такова, что установленная в автомобиле система EPS:
- Дает возможность сэкономить топливо. Автомобиль, оснащенной системой стабилизации курсовой устойчивости, обладает средним расходом топлива. Дело в том, что запуск данной системы имеет свою специфику. Таким образом, благодаря системе, расход энергии происходит только в случае поворота либо изменения текущего направления движения. Гидравлический усилитель, который находится в рабочем состоянии перманентно, этим похвастать не может. Экономия топлива, обусловленная спецификой запуска EPS, является одним из основных преимуществ данной системы.
- Дает возможность самостоятельно настроить и отрегулировать систему. Иными словами, регулировка и настройка системы осуществляется относительно изначально заданных параметров. Следовательно, автомобилист может собственноручно либо снизить, либо повысить чувствительность системы к совершаемым маневрам при передвижении. Кроме того, систему EPS можно попросту полностью выключить.
- Гарантирует максимально безопасное и комфортное управление автомобилем. Система стабилизации курсовой устойчивости автомобиля позволяет автомобилисту осуществлять контроль рулевого комплекса механизмов. Следует отметить, что контроль осуществляется вне зависимости от того, на какой скорости передвигается автомобиль.
- Помогает предотвратить аварийные ситуации. Система EPS способствует предотвращению определенных аварийных ситуаций, которые возникают вследствие отвратительного качества дорожного полотна. Согласно имеющимся статистическим и исследовательским данным, данная система в 30% случаях предотвращает серьезные дорожно-транспортные происшествия, связанных с наличием дефектов (ям, выбоин и т.д.) на дорожном покрытии. Приведенные данные получены в ходе проведения экспериментов, во время которых машины, оборудованные системой EPS, проходили тест-драйв в условиях, которые были максимально приближены к экстремальным.
- Может быть использована в различных модификациях автомобилей. Популярность системы стабилизации курсовой устойчивости автомобиля среди отечественных автомобилистов только набирает обороты. Отечественная автомобильная промышленность не может похвастать широким внедрением аналогичной системы в выпускаемые машины. А вот европейские автомобильные концерны в большинстве своем уже активно оснащают выпускаемые автомобили данной системой. Следует отметить, что система EPS используется не только на автомобилях, которые работают на горючем топливе, но и на автомобилях, работающих на электричестве.
Что следует знать владельцам машин с системой EPS?
Автомобилистам, чьи машины оборудованы системой стабилизации курсовой устойчивости, следует знать о том, что данная система, несмотря на свою высокую эффективность, лишь снижает вероятность попадания в дорожно-транспортное происшествие, но и не исключает полностью эту возможность. Следовательно, даже при наличии данной системы водитель не должен снижать внимание во время управления автомобилем. Помимо прочего, столь же внимательно следует относиться и к выбору дорожного покрытия, по которому передвигается автомобиль, и к скоростным режимам и т.п.
Во время использования система может работать с нарушениями. Конечно, вероятность этого небольшая, но она, к сожалению, имеется. О наличии нарушений в работе программы рулевого электроусилителя призван предупреждать индикатор, имеющийся на приборной панели. При появлении указанного сигнала рекомендуется немедленно обратиться в диагностический центр для устранения неисправности. В данном случае заниматься ремонтом самостоятельно нежелательно. Дело в том, что рядовой автомобилист не обладает специальными знаниями, навыками и необходимым оборудованием, без которых восстановить работоспособность всего комплекса устройств системы стабилизации курсовой устойчивости автомобиля не представляется возможным. Самостоятельный ремонт в данном случае чаще всего приводит к еще большим поломкам и неполадкам.
Помимо прочего, нередко нарушения в работы системы EPS связаны со сбоями, возникающими в структуре блока управления. Устранения таких неполадок требует наличия знаний, осведомленности и опыта в сфере компьютерного программирования. Если водитель собственноручно устранил неполадки, то это вовсе не означает, что во время эксплуатации автомобиля не могут возникнуть повторные или даже новые нарушения, что, кстати говоря, часто и происходит.
Автомобилисты, ранее не использовавшие систему EPS, часто бывают обеспокоены тем, что при запуске мотора раздается специфический звук, который очень похож на щелчок. Однако беспокоиться в большинстве случаев просто не о чем, так как такой звук чаще всего свидетельствует о приведении в действие устройства стабилизации. Иными словами, щелчок, раздающийся при запуске двигателя, является нормой.
Нередко очень внимательные автолюбители ощущают или слышат во время передвижения некоторую вибрацию в районе капота. Ощутить ее способен только очень внимательный и чувствительный водитель, поскольку вибрация почти не ощутима. В данном случае проявлять беспокойство не стоит. Дело в том, что наличие такой едва ощутимой вибрации свидетельствует только об одном – о функционировании стабилизатора руля.
В отдельных случаях система стабилизации курсовой устойчивости автомобиля усложняет движение. К примеру, система EPS усложняет движение при движении с маленькой скоростью по сыпучему дорожному покрытию или при застревании автомобиля. В таких случаях систему необходимо отключать. В связи с этим нелишне отметить, что программа стабилизации EPS, которая отключена, никоим образом не оказывает влияние на функционирование системы ABS или системы антиблокировки тормозов.
В настоящее время подавляющее большинство современных автомобилей оборудуются системами EPS. И это неудивительно, поскольку в некоторых государствах наличие в автомобиле устройства, призванного стабилизировать курсовую устойчивость, — это такой же обязательный атрибут, способствующий безопасности движения, как и пресловутые ремни безопасности.
Источник статьи: http://www.autoshcool.ru/4471-sistema-eps-v-avtomobile.html
Что такое eps автомобиля
HYUNDAI NF 2006
Очень жаль, что не пришлось вживую потренироваться на «тойотовском» симуляторе системы EPS (Electric Power Steering) и пройти специализированный обучающий курс с использованием вот такого оборудования:
Но с другой стороны, когда сам начинаешь изучать эту систему, то приходится отсеивать зёрна от плевел и узнаёшь много интересного. А как не изучать: прежде чем приступать к ремонту какой-либо автомобильной системы, её надо понять. Как работает. Какие есть «подводные» камни. Плюсы и минусы. И так далее. И когда пришлось заниматься восстановлением этой системы на Hyundai, то в памяти уже были отложены основные принципы работы и устройство:
Их этих схем понятен принцип работы: поворот рулевого колеса отслеживает Torgue sensor (см. в Приложении «…применение датчиков Холла в автомобильных системах электрического рулевого управления»), передаёт данные поворота в блок управления, а тот уже, после проведения сравнительного анализа и сверки с базовыми установками, даёт команду на электромотор – куда и насколько вращать.
Обратите внимание на схему слева. Там показан и датчик скорости автомобиля. Он обязателен для работы этой системы: чем больше скорость автомобиля, тем менее чувствителен должен быть руль. На большой скорости он как бы «тяжелеет». Кстати, на гидравлических системах такая же «фишка» тоже была, только там переключение происходило гидравлическим клапаном – как только скорость становилась выше, в работу вступал другой гидравлический канал и руль поворачивался труднее. Это справедливо и оправдано, зачем рулевому колесу крутиться так же легко и быстро на скорости 120 км\час как при движении в 20 км\час, при большой скорости его «отзывчивость» должна притупляться. В более современных автомобилях, кроме датчика скорости блоком управления могут учитываться показания и других датчиков. Так называемых «частностей» много, эти особенности «поле непаханное» для любителей блочного ремонта, стоит только почитать форумы:
Всем привет! У меня hyundai, пробег 75000 км. Горит лампа ESP, руль иногда тяжелый, знающие люди говорят, что наё…ЭУР. Подскажите, что можно сделать?
съезди в сервис центр Hyundai и сделай диагностику за 850 рублей
…ага…скатался…посмотрели-пощупали, сказали ошибку с1260 и что надо менять узел целиком, это 65000 руб.
Но есть на форумах и здравые высказывания:
Не ведись на развод!
обратись в альтернативную матерскую
самому ремонтировать не стоит………… Если нет навыков – не лезь!
История этого Hyundai NF вполне обычная. Автомобиль прибыл в мастерскую с неисправностью: «Горит лампа на панели приборов». Там посмотрели – горит EPS. И никто не поинтересовался очень важным – не спросил «историю неисправности». Это же Букварь: задать клиенту простые вопросы: «А что делали с машиной до появления неисправности, что-то ремонтировали?», «Аварии были?»…и так далее. Практика показывает, что неисправности часто предшествует «нечто» что было «до» — проводили какой-то ремонт и что-то сделали не так…машину стукнули и её рихтовали…много чего могло случиться.
В автосервисе ошибку просто «сбросили» и отправили клиента. А он через некоторое время снова приехал: «Горит лампочка на панели». Ошибка С1260. Разные сканеры переводят эту ошибку по-разному. Всё зависит от программного обеспечения и класса диагностического устройства. Есть такое ПО, которое переводит эту ошибку как «ненормальный датчик управления рулём». На русском языке. Тут кому как нравится, у каждого своё мнение и своё количество денег.
Есть деньги, будет и сканер другой, и надпись на дисплее другая: Steering sensor circuit.
А вот клиента надо расспросить поподробнее. Авария была? А что за авария? И что потом делали? В каком месте «что-то делали»? Спереди? Рулевой системы касались? Не в курсе. не в курсе…ну ладно, посмотрим.
Когда с подобными ошибками сталкиваешься уже не первый раз, то всегда возникает предположение: «перекрутили руль». Жаргонное выражение, но понятное ремонтникам. Вот на такой системе рулевого управления что на рисунке, системе чисто гидравлической и «старой-старой», можно было не бояться этого
«перекручивания руля», там после работ с рулевой системой или с подвеской надо было просто правильно выставить руль в нужное положении.
EPS система электронно-механическая, и как для всякой электроники, электронным мозгам всегда надо от чего-то отталкиваться, то есть, всегда быть в «правильной системе координат». Для системы EPS это zero point, «нулевое, исходное положение». Если по каким-то причинам нулевое положение сбито или неправильно установлено, то система работать не будет.
Именно эта ошибка была на автомобиле. Сканер показал, что блок управления просто «не видит» нулевого положения, оно сбито. На фото «EPS Hyundai» показан тот самый узел, из-за которого возникала ошибка.
Пришлось руками и со сканером выставлять правильное положение. Отсоединять, перекручивать, выставлять. Потом проверил. Получилось. При вращении рулевого колеса до упора влево и вправо ошибка не возникала. Как предположение, ИМХО: после аварии автомобиль подвергался ремонту, там производились какие-то работы с подвеской или с рулевым управлением, а когда всё собирали обратно, то просто забыли всё сделать правильно. Бывает.
В заключение хочу поделиться некоторыми ссылками по теме. Когда смотришь вживую – более понятнее.
Приложение:
EPS Prius http://www.autodata.ru/autodata.ru/eps_prius.pdf
Отказ гидроусилитель руля http://spokoino.ru/articles/obslugivanie_avto/vov_ycilitel_rylya/
http://www.youtube.com/v/R3uKFcLUCQU?fs=1&hl=ru_RU
Basic Steering Gear Operation http://www.youtube.com/watch?v=B7Ar1VxE4JU&feature=related
Рулевое управление
http://www.youtube.com/watch?v=PLpv8a-Ffo0&feature=related
Гидроусилитель руля:
http://www.youtube.com/watch?v=u6VdDvQEwEA&feature=related
Hyundai Power Steering (MDPS) http://www.youtube.com/watch?v=G1S9LhNsN8I
Electric power steering
http://www.youtube.com/watch?v=0clITJwG-qU&feature=related
Electric power steering EPS
http://www.youtube.com/watch?v=ECUoL5SpOoE
Power Steering Animation
http://www.youtube.com/watch?NR=1&feature=endscreen&v=KY8Ky_H4vv0
http://www.youtube.com/watch?v=KY8Ky_H4vv0&feature=related
Сравнительный анализ возможностей применения датчиков Холла в автомобильных системах электрического рулевого управления
http://www.kit-e.ru/assets/files/pdf/2007_05_36.pdf
с неисправностью разбирался
Белов Сергей Александрович
Московская область г. Лосино-Петровский
Можно позвонить в рабочее время:
8 – 903 – 774 – 11 — 82
Источник статьи: http://autodata.ru/article/all/hyundai_nf_2006/