- Обзор рынка HCV в России
- Территориальная структура рынка
- Самые популярные марки грузовиков
- Тенденции и прогнозы от экспертов
- Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
- Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Крупнотоннажные грузовые автомобили (HCV)
- Рынок новых HCV в России
- Региональная структура рынка новых HCV
- Прогноз развития рынка HCV в России
Обзор рынка HCV в России
Согласно международной классификации, грузовые автомобили делятся на определенные типы и имеют различную сферу применения. Классифицируются грузовики в зависимости от полной массы транспортного средства. Так, среднетоннажные автомобили (MCV) массой от 3,5 до 16 тонн, в основном используются для перевозки грузов на малые расстояния, в коммунальном хозяйстве и других отраслях с возможностью установки специальных надстроек. Крупнотоннажные грузовики массой свыше 16 тонн (HCV) очень часто применяются при перевозках на дальние расстояния, в масштабном строительстве, на карьерных разработках и других крупных производственных площадках.
По итогам 2017 года российский рынок коммерческой техники достиг уровня в 200 тысяч единиц, что почти на 28% больше, чем годом ранее. Лучшие показатели зафиксированы в сегменте HCV, где продолжается рост после падения в 2015-2016 годах. Данные аналитического агентства АВТОСТАТ говорят об увеличении показателей на 68%, до 60,6 тысячи. Объемы производства также выросли. По информации Росстата, в 2017 году было выпущено 162 тысячи грузовиков (+18,2%). Позитивные тенденции развития российского рынка HCV сохраняются и в 2018 году. Основной предпосылкой для столь активного роста, эксперты называют отложенный спрос.
Территориальная структура рынка
Как и в прошлые годы, на первом месте по регистрации новых HCV находятся Москва и Московская область. На их долю приходится 13,38% и 7,72% от общего объема соответственно. Третью позицию занимает Республика Татарстан(5,02%). Следом с небольшим отрывом идут Санкт-Петербург (4,54%) и Ханты-Мансийский АО (4,39%). Последние строчки занимают Нижегородская (2,95%), Самарская (2,65%), Смоленская (2,62%) и Иркутская (2,57%) области.
Высокие показатели регистрации новых крупнотоннажных автомобилей в этих регионах РФ объясняются целым рядом факторов. В частности, расширением и обновлением автопарков компаний нефтяной сферы, предприятий, связанных с реализацией проектов реконструкции, и строительства крупных федеральных автомагистралей. Не стоит забывать о росте рынка горнодобывающей отрасли, что также способствует увеличению объемов продаж крупнотоннажных грузовиков.
Самые популярные марки грузовиков
Первое место в сегменте крупнотоннажных грузовых машин занимает КамАЗ. На его долю приходится 12,2 тыс. единиц продукции. За отчетный период объемы продаж этого бренда увеличились на 40%. При этом линейка грузовиков КамАЗ считается самой популярной у российских потребителей. На второй позиции укрепился GAZ, на его долю по предварительным данным, приходится около 6 тыс. экземпляров. В тройку лидеров рынка HCV попал грузовик из Швеции – Scania (5,7 тыс. шт.).
С небольшим отрывом от шведского бренда идет Mercedes-Benz с показателем 5,3 тыс. ед. На пятом месте оказалась продукция немецкой компании MAN. В ТОП-10 самых популярных в РФ брендов входят еще одна отечественная марка крупнотоннажных автомобилей – «Урал». Остальные места в списке востребованных у россиян грузовиков, занимают шведский бренд Volvo, японский Isuzu, голландский DAF. Несколько сдает свои позиции MAZ, по итогам девяти месяцев, он стоит на последней строчке рейтинга.
Тенденции и прогнозы от экспертов
В целом рынок продолжает восстанавливаться, и хорошие показатели роста демонстрируют сегменты, которые сильнее всего «прогнулись» во время падения. По мнению руководителя технической службы Itella в России, Дмитрия Макаревича, сейчас активными покупателями грузовиков являются транспортные компании, которые в период спада рынка приостановили обновление автопарков. Переход на Евро-5 с 1 января 2018 года также оказал влияние на рынок. Это законодательное изменение вызвало колебания в структуре спроса: многие компании предпочли обновить свои автопарки в конце 2017 года, а в первом квартале 2018 года наблюдается некоторая инерция спроса.
Еще один тренд, позитивно влияющий на рост рынка — расширение собственных автопарков транспортных компаний. Как пояснила Анна Качурец, гендиректор компании GroozGo: «Ранее транспортные компании предпочитали работать с ИП, так как платили им наличными или с использованием нелегальных схем. С ужесточением законодательства работать по-прежнему становится невозможно. Клиенты не спешат поднимать ставки, а платить подрядчикам приходится, выплачивая все налоги. В итоге, чтобы удержать цену для клиента и конкурировать с другими игроками, транспортные компании вкладываются в собственные автопарки».
Эксперты прогнозируют дальнейшее позитивное развитие рынка. По мнению Игоря Давыдова, операционного директора компании «Исузу Рус», в перспективе ближайших лет рынок грузовых машин продолжит восстанавливаться. Лидерство останется за тяжелыми грузовиками, и это несмотря на то, что в сегменте существуют не только позитивные, но и негативные, тормозящие рынок тенденции. К ним можно отнести: снижение среднегодовой численности работников, занятых в обрабатывающей промышленности, что свидетельствует о процессе стагнации в экономике и, как следствие, будет препятствовать росту продаж автомобилей.
Среди положительных тенденций эксперты отмечают программы господдержки, стимулирующие приобретение новой техники, обновление автопарков и углубление локализации производства. В первую очередь это программы обновления парка колесных транспортных средств, льготного лизинга, субсидирования закупок автотранспорта, работающего на ГМТ. Эти программы позволяют увеличить спрос и стимулируют выбытие из эксплуатации старой техники, не соответствующей современным стандартам безопасности и экологии. Сохранение комплекса этих мер в полном объеме важно для поддержания той позитивной динамики, которая наметилась в 2017 году.
Однако не все эксперты отводят мерам господдержки ключевое значение. «Безусловно, эти меры играют большую роль и поддерживают рынок, однако они не являются единственным драйвером отрасли», — заявляет представитель «Исузу Рус». По его мнению, сегмент коммерческого транспорта конкурентен, здесь есть спрос, есть качественное предложение, рынок постепенно восстанавливается после кризиса. В связи с этим можно говорить, что в случае сокращения объемов господдержки возвращения в кризисное состояние не произойдет».
Обзор подготовлен по данным статистических отчетов АВТОСТАТ, Росстат и материалам ассоциации АПНегГ.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
Источник статьи: http://perevozka24.ru/pages/obzor-rynka-HCV-v-rossii
Аналитика рынка коммерческих авто. Итоги 2017 года и прогнозы. Крупнотоннажные грузовые автомобили (HCV)
Рынок новых HCV в России
К сегменту крупнотоннажных грузовиков (HCV) относятся автомобили, имеющие полную массу свыше 16 тонн. В 2017 году рынок новых машин этой категории превысил 60 тысяч единиц (+68,4%) и вернулся к уровню 2014 года.
Безоговорочный лидер этого сегмента – КАМАЗ – улучшил свои продажи на треть и перешагнул уровень в 24 тысячи реализованных грузовиков. Однако трёхзначная динамика спроса на автомобили ближайших конкурентов привела к тому, что отечественный производитель потерял пятую часть своей доли на рынке и теперь она опустилась ниже 40%. С седьмого на второе место, продемонстрировав рост реализации в 3,5 раза до 6 тысяч штук, поднялся за год шведский Volvo. В настоящее время каждый десятый проданный в стране тяжёлый грузовик принадлежит этому лидеру среди иностранных брендов.Третью позицию с показателем 5,7 тысячи единиц (рост – в 2,3 раза) удерживает за собой ещё одна скандинавская марка – Scania. Её доля на рынке увеличилась на треть до 9,4%.
Пятёрку лучших замыкают немецкие автоконцерны. Mercedes-Benz смог нарастить реализацию в 2,8 раза до 5,5 тысячи машин, а MAN – в 2,1 раза до 4,5 тысячи экземпляров. Соответственно доля первого в сегменте HCV превысила 9%, второго – достигла 7,5%. Отметим, что на лидирующую пятёрку проходится 3/4 российского рынка крупнотоннажной техники.
Ещё год назад занимавший вторую строчку рейтинга Минский автозавод показал лишь шестой результат. Его продукции в нашей стране было реализовано 3,7 тысячи штук (+20,4%). Ненамного от него отстал голландский DAF, реализовавший 3,6 тысячи машин (рост – в 3,9раза). Далее с долями 4,6% и 2,4% соответственно следуют российские URAL и NEFAZ. В 2017 году продажи автомобилей «Урал» выросли на треть до 2,9 тысячи единиц, в отличие от самосвалов и автоцистерн Нефтекамского автозавода, реализация которых уменьшилась на 6,6% до 1,4 тысячи машин. Замыкает десятку лидеров по-прежнему японский Isuzu с показателем 878 автомобилей (+59,9%). Доли каждого из оставшихся участников российского рынка крупнотоннажных грузовиков находятся ниже 1%.
Региональная структура рынка новых HCV
На российском рынке грузовой техники, в отличие, например, от европейского, преобладают крупнотоннажные автомобили, их доля составляет 75,6%. Одним из основных факторов этого является то, что наша страна имеет гораздо большую территорию по сравнению с европейскими государствами, и поэтому в грузоперевозках выгоднее использовать технику большей грузоподъемности.
Практически третья часть из 60,6 тысячи проданных в 2017 году новых грузовых автомобилей полной массой свыше 16 тонн пришлась на Центральный ФО, в котором реализовано 19,6 тысячи таких машин (рост – в 1,9 раза). Москве и Подмосковью, занимающим верхние строчки в региональном рейтинге, достаётся 54% от этого количества. Таким образом, если брать российский рынок в целом, то в столичных регионах продаётся каждый шестой тяжёлый грузовик в стране. Вторым по объему продаж крупнотоннажной техники является Приволжский ФО – реализация 11,7 тысячи грузовых автомобилей (рост – в 1,7 раза) обеспечила ему пятую часть рынка. Регионом-лидером в нём остается Татарстан, занимающий третье место в региональном рейтинге. В республике было реализовано 3,9 тысячи машин (рост – в 1,8 раза). Третью строчку в рейтинге федеральных округов занимает Уральский ФО, в котором рынок крупнотоннажных грузовиков рос не так динамично (+39,6%), как в целом по стране (+68,4%), что не могло не сказаться на доле УФО. В итоге она уменьшилась на 2,8% и составляет теперь 13%.
Далее с показателем 6,9 тысячи единиц (рост – в 1,7 раза) идёт Северо-Западный ФО. Отметим, что половину продаж на Северо-Западе обеспечивает рынок Санкт-Петербурга, который входит в первую пятёрку регионального рейтинга с результатом 3,7 тысячи машин (рост – в 1,9 раза). В Сибирском ФО объемы реализации «крупнотоннажников» в 2017 году достигли 6,5 тысячи экземпляров (рост – в 1,6 раза), в Южном ФО – 4 тысячи автомобилей (рост – в 1,7 раза).
Наименьший рост спроса по итогам 2017 года наблю даем в Дальневосточном ФО (2,6 тыс. шт.; +25,3%), что повлекло уменьшение доли округа на 1,5% до 4,2%. А наибольший – в Северо-Кавказском ФО, замкнувшем рейтинг федеральных округов. В нём реализация новых грузовых автомобили полной массой свыше 16 тонн выросла практически вдвое до 1,4 тысячи штук.
Прогноз развития рынка HCV в России
Поскольку рыночный сектор тяжелых грузовиков показал в 2017 году неожиданно стремительный рост, наш прогноз, составленный в начале года, оказался слишком заниженным. Реальные продажи HCV в объеме 60,6 тыс. автомобилей превысили показатели базового и оптимистичного сценариев на 52% и 41% соответственно.
Главной движущей силой столь динамичного развития рынка, на наш взгляд, явился отложенный спрос, сформированный в период кризисного спада экономики в 2015 – 2016 гг. и начавший активно удовлетворяться, как толь- ко стали заметны восстановительные процессы. Действительно, анализ макроэкономических факторов, оказывающих наиболее значимое влияние на годовой объем продаж НCV, показал, что здесь в отличие от рынков LCV и МCV позитивные тенденции проявились наиболее значительно. Причем численные значения этих факторов заметно превысили плановые показатели по варианту развития экономики «базовый+». Так, среднегодовая цена нефти Brent выросла на 22% – до 55 USD/бар. вместо 50 USD/бар., а годовой объем импорта увеличилс я на 24% вместо прогнозируемого показателя в 7,5%. Рост годового объема грузооборота пусть незначительно, но тоже превысил прогноз в 1,5%. Таким образом, в российской экономике начали складываться условия, благоприятные для динамичного восстановления рынка HCV. Также очевидно, что отложенный спрос продолжит стимулировать рост рынка в 2018 году, но уже в меньшей степени, чем в прошедшем году.
Так же, как при составлении прогнозов рынков LCV и МCV, здесь рассматривались три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный.
Согласно базовому сценарию развития, рынок НCV в 2018 году может вырасти примерно на 20%, т.е. до 72,8 тыс. автомобилей. В оптимистичном варианте рост может составить почти 30%, а общий объем продаж – около 78 тыс. автомобилей. Пессимистичный вариант прогноза предполагает показатель роста примерно в 16%, или 70 тыс. машин. В период 2019– 2020 гг. динамика рынка НCV будет отличаться в зависимости от сценария развития. Так, по базовому сценарию рост может составить: 14% – в 2019 г. и 8% – в 20 00 г., что обеспечит выход рынка по итогам 2020 г. на общий объем продаж около 90 тыс. автомобилей. По оптими стичному сценарию предполагается рост рынка на 15% – в 2019 г. и на 7% – в 2020 г. В этом случае объем продаж в 2020 году может достичь 96 тыс. машин, что уже превысит исторический максимум 2012 года. В марочной структуре рынка НCV в 2018 году корпорация «КАМАЗ» сохранит свою лидирующую позицию. По заявлениям представителей корпорации, следует ожидать роста продаж тяжелых грузовиков «КАМАЗ» не менее чем на 23%, что позволит марке удержать рыночную долю в размере 40 – 41%. В этом случае объем продаж автомобилей «КАМАЗ» выйдет на рекордный уровень, превысив максимальный исторический результат 2013 года. В то же время родственная марка НЕФАЗ, вероятнее всего, сохранит реализацию на уровне прошлого года.
Усилия «Группы ГАЗ» по модернизации автомобилей под маркой «УРАЛ» должны привести к заметному росту продаж, который может составить до 26%.
Белорусская марка МАЗ также может воспользоваться благоприятнымирыночными условиями и нарастить объем реализации примерно на 15%.
Среди марок «большой семерки» в 2018 году вряд ли стоит ожидать рекордных «скачков» продаж, продемонстрированных в 2017 году. Скорее всего, показатели роста будут вполне умеренными, за исключением марок Iveco и Renault, в планах которых стоят трудные задачи по возвращению утерянных позиций. Полагаем, что рост объемов продаж марок Volvo, Scania и Mercedes-Benz получится в пределах 10 – 12%, а марки MAN и DAF смогут выйти на более высокий показатель в 23%.
Стоит еще подчеркнуть, что ряд лидирующих марок «большой семерки» может либо существенно приблизиться, либо даже превысить результат максимального уровня продаж 2012 года. Шансы превзойти этот показатель имеются у марок Scania, Mercedes-Benz, а возможности приблизиться – у марок Volvo, MAN и DAF.
Следует также отметить марку Isuzu, которая упорно и планомерно борется за свое место на рынке HCV и в этом году может существенно увеличить объем продаж – до 1300 автомобилей, превысив прошлогодний результат на 48%.
По материалам аналитического агентства «АВТОСТАТ».
Источник статьи: http://www.trucksale.ru/articles/25/