Что такое липучка для автомобиля

Что такое липучка, или фрикционная шина, и как она работает

Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.

«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского « friction » – трение.

Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.

Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.

Читайте также:  Тюнинг автомобиля тойота аурис

Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.

С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.

Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.

Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.

Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS , но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.

Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.

Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».

Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.

А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.

Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.

Источник статьи: http://www.kolesa.ru/article/chto-takoe-lipuchka-ili-friktsionnaya-shina-i-kak-ona-rabotaet

Что такое зимняя резина-липучка

Фрикционные шины появились намного позднее шипованных моделей, однако именно с появления «липучек» и начался закат эры «шипов», которые попали под запрет в большинстве европейских стран, Канаде и США.

Ведь резина-липучка держится за дорогу не хуже шипованного протектора, кроме того, она не уродует асфальт и не скользит по твердому покрытию. Эти преимущества выдвинули зимние нешипованные шины на первое место в рейтинге пристрастий покупателя, на котором они задержались до наших дней. Но что представляет собой авторезина-липучка, к сожалению, понимают далеко не все водители, выбирающие на зиму исключительно шипованные модели (в России это пока не запрещено). Поэтому далее по тексту мы попытаемся ответить на самые животрепещущие вопросы водителей, желающих поменять шипы на липучку.

Фрикционная модель — это зимняя или всесезонная разновидность автошины, лишенная шипов. В народе ее называют «липучкой». Это прозвище появилось в результате слухов о повышенной адгезии авторезины, которая якобы «прилипает» к любой поверхности. На самом деле липучка работает совсем по-другому.

Шипованная модель вгрызается в наст или лед металлическими вставками круглой или прямоугольной формы. Механизм работы такого колеса понятен каждому. Фрикционная модель устроена сложнее — она держится за дорогу, снег и лед за счет повышенного коэффициента трения. Причем повышенное значение силы трения обеспечивается тремя составляющими:

  • специальной резиной — она не твердеет на морозе, поэтому ее можно вдавить (весом авто) даже в микротрещины наледи;
  • обилием мелких канавок (ламелей) — они отводят воду, осушая пятно контакта, предотвращая аквапланирование;
  • особым рисунком протектора — отсутствие шипов компенсируется сложным рельефом с множеством граней, которые цепляются за лед, наст и дорогу не хуже металлических вставок.

Повышенное трение заменило шипы, используемые в зимних шинах с 30-х годов прошлого века. Эта замена предопределила основной вектор конструирования автошин для холодного климата, в результате чего на рынке появились не только щадящие асфальт зимние модели, но и всесезонные варианты, пригодные для катания в любое время года.

Чем «липучка» отличается от шипованных шин?

В первую очередь отсутствием шипов. Но не все шипованные модели поставляются потребителю с инсталлированными вставками, кроме того металлические шипы могут выпасть из протектора. Как же в этом случае отличить липучку от шипованного варианта без вставок? Очень просто — обратите внимание на следующие моменты:

  • Индекс скорости — он не должен превышать S, Q или R. На липучках вообще не ездят со скоростью выше 160-180 км/час.
  • Рисунок протектора — в отличие от крупной шипованной шашечки на поверхности липучки нарезано множество V-образных узоров или мелких квадратиков. Фрикционная шина держится за дорогу гранями протектора, поэтому ее рисунок намного мельче, чем у шипованного конкурента.
  • Плотность расположения поперечных ламелей — если каждый квадрат или V-образный элемент протектора пересекают десятки неглубоких канавок, то перед вами 100% фрикционный вариант.

Контролируя эти моменты, вы отличите от шипованной модели любую разновидность липучек, и не купите под видом фрикционного варианта изношенное колесо с выпавшими шипами.

С помощью он-лайн подбора вы можете быстро и просто выбрать «липучки» для вашего автомобиля.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d89dd3a43fdc000af2c5d9c/chto-takoe-zimniaia-rezinalipuchka-5f085ef26505094fcc4cda6d

Шина-липучка: за и против

Все тайны и особенности шин «липучек»

Если с шипованными шинами все более-менее понятно, они цепляются за скользкую дорогу и лед своими шипами, то по поводу «липучки» у автолюбителей возникает много вопросов. Не все понимают, как именно она работает и почему не скользит на льду.

Что такое фрикционная шина?

Фрикционная шина, которую в народе называют «липучкой», — это шина, которая создает повышенное трение. Такие покрышки изготавливают из шероховатой резины, которая хорошо сцепляется с поверхностью. Если рассмотреть ее под микроскопом, то можно увидеть в ней микроотверстия и канавки.

Перед такой шиной стоит три задачи:

1. микропленка – во время движения колесо нагревается, и когда оно попадает на лед, то начинает его немного плавить. Появляется водяная микропленка, которую нужно отводить. Для этого в покрышке сделаны микроотверстия и канавки. Именно туда просачивается микропленка, а шина уже сцепляется с сухой поверхностью льда. Благодаря такой способности отводить микропленку, сцепление на льду увеличивается, а машина хорошо тормозит;

2. сцепление с поверхностью – одной шероховатой поверхности резины недостаточно, поэтому на фрикционной шине, так же, как и на шипованной, есть специальные ламели. В зависимости от нагрузки они нагибаются либо в вертикальной плоскости, либо в горизонтальной. Если машина поворачивает, то ламели нагибаются в сторону, если автомобиль едет вперед, то ламели наклоняются назад. Именно эти ламели «вгрызаются» в сколькое покрытие. Ламели являются своеобразными подпорками. Когда машина едет, они прогибаются под нужным углом и упираются фрикционной резиной под нужным градусом.

3. отведение воды – отвод влаги в фрикционных шинах устроен гораздо лучше, чем в шипованных. В «шиповке» сам шип всегда окружен пустой поверхностью без ламелей или канавок. Таких шипов по всей покрышке разбросано большое количество, а пустые места мешают шине хорошо сцепляться с дорогой. Шипы не всегда справляются с водой, что увеличивает тормозной путь. В «липучке» такого нет. Фрикционная шина всегда готова и к снегу, и ко льду, и к влажной дороге. Она всегда полностью цепляется с дорогой. А канавки на ней помогают отводить воду. Прорези могу быть самыми разными как по размеру, так и по виду или количеству. Каждый производитель старается сделать свой уникальный и неповторимый рисунок протектора.

Где применять «липучку»?

Конечно, выбор зимней резины зависит и от места, где она будет применяться. Если это загород или какие-то суровые условия, то лучше выбираться шипованные покрышки. Они будут «вгрызаться» в лед, прокалывая его шипами. Но в крупных городах в зимнее время года редко встретишь лед, гораздо чаще на дорогах лежит снежная каша. А вот с такой погодой лучше будет справляться именно фрикционная шина.

Итак, важно разобраться, как ведет себя «липучка» на разных покрытиях:

снег – в таких условиях фрикционные покрышки ничуть не уступают шипованным. На снежном покрытии решающее значение имеет профиль, а у «липучки» он как раз высокий;

лед – на льду фрикционная резина показывает себя немного хуже, чем «шиповка». Шипы отлично сцепляются со льдом, прокалывая его. У «липучки» для этого есть специальное фрикционное покрытие, которое пытается сцепиться с поверхностью. Но если температура находится в пределах -20 градусов, то делает это чуть хуже. Однако если температура опускается ниже -20, то тут их проходимость сравнивается.

Следует помнить, что фрикционные шины первую пару сотен километров требуют обкатки. Это необходимо для правильной отточки ламелей, поэтому резкие старты и торможения не рекомендуются.

Преимущества фрикционных шин

Помимо характеристик проходимости, у «липучки» есть ряд преимуществ перед шипованными покрышками. Среди них:

— отсутствие шума – многих автолюбителей раздражает звук цепляющихся об асфальт шипов, с липучкой никаких дополнительных шумов слышно не будет;

— мягкая резина – фрикционные шины делают из более мягкой резины, которая не дубеет на морозе;

— ранняя установка – «липучку» можно ставить раньше, так как она адаптирована к резко меняющимся погодным условиям.

Еврозима и «липучка» — одно и то же?

Некоторые автолюбители путают фрикционные шины и покрышки еврозима. Дело в том, что это абсолютно разная резина и сравнивать ее нет смысла. Еврозима рассчитана на мягкий теплый климат, а не на минусовые температуры, которые встречаются на территории России. Кроме этого, эксплуатация таких шин рекомендована на хороших и расчищенных дорогах. Такую резину можно назвать зимней с натяжкой. Поэтому когда некоторые водители покупают еврозиму, а потом говорят, что «липучка» — это ерунда, они в корне не правы.

Понравилась статья? Подписывайтесь на наш канал и будет вам дзен! 🙂 Липучки и шипы — вся зимняя резина на одном сайте .

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/59bedf824bf161b09cf9c4de/shinalipuchka-za-i-protiv-59c4ae695816692bc14db7a4

Оцените статью