Секретно: что за ведра и рожки на крышах правительственных авто
Вам понравился материал? Поделитесь с друзьями!
В последнее время на дорогах Украины можно все чаще увидеть преимущественно черные автомобили или целые кортежи (включая президентский) с массой антенн на крыше. Предположений много, но АвтоПортал подробно расскажет об их предназначении
Для начала стоит упомянуть печально известный бунт в поселке Врадиевка Николаевской области, жители которого решили показать милиции (да и правительству тоже), на что способен разъяренный народ. Этот случай, пожалуй, стал самым обсуждаемым за последние месяцы. Неудивительно, что и в комментариях к публикациям об этом нередко встречались призывы свергнуть режим и пр. На примере спецантенн на крышах авто чиновников и VIP-персон мы попытаемся объяснить, что все они прекрасно понимают, в какой стране живут, и поэтому предпринимают всевозможные средства для обороны.
С чего началось
Появление непонятных антенн и других приспособлений на крышах автомобилей берет начало со времен СССР. В те времена КГБ и другие спецслужбы использовали их для обеспечения конфиденциальной связи, прослушки и пр. Использовали их в армии и Гараже Особого Назначения (ГОН) — при перевозке высших лиц государства.
Со временем, в 90-х, стали появляться спецприборы и на автомобилях криминальных авторитетов. Они получили распространение после того, как повсеместно начали взрывать машины с сидящими в них «шишками». Последние то и ввели моду на установку антенн спецсвязи, защищающих от радиоуправляемых взрывных устройств.
Наглядный пример
Довольно проблематично узнать, что на самом деле есть в автомобилях президентского кортежа, например. Но частично раскрывает тему обеспечения безопасности при передвижении один из автомобилей кортежа Барака Обамы.
Это автомобиль радиоэлектронной борьбы, который есть у Госдепартамента и Секретной службы. Он используется для подавления ракет класса воздух или земля, постановки помех и/или радиоперехвата, блокировки радиоуправляемых взрывных устройств. Подобные антенны и приборы есть и у правительственной «верхушки» Украины. В частности, у президента. В кортеже всегда есть по меньшей мере одна машина с «рожками».
Плюс к этому на Мерседесе, в котором ездит сам Янукович присутствует на первый взгляд обычная антенна. Но она необычная.
Ведра или черные горшки
Большинству интересно знать, что за черные «ведерки» можно встретить на правительственных и просто дорогих автомобилях. Некоторые путают их с мигалками, якобы накрытыми чехлами. К слову, когда в 2011-м году СМИ написали о кортеже нардепа от ПР Юрия Иванющенко (в узких кругах — Юра Енакиевский), журналисты и перепутали «ведерки» с мигалками. Уже после публикации в качестве «P.S.» было дописано, что это вовсе не мигалки, а якобы «Пелена».
«Пелена». В интернете вам вряд ли удастся найти точные характеристики и предназначение этого комплекса. Впрочем, как и узнать стоимость. Да и компания, которая занимается в Украине продажей и установкой подобных «девайсов» крайне не публичная. Тем не менее, она часто фигурирует в тендерах на закупку спецоборудования для СБУ и других ведомств. Имя ей — научный производственный центр «Инфозахист». Основной принцип НПЦ — ни явно, ни косвенно не называть своих клиентов и заказчиков, поскольку даже сам факт обращения фирмы-заказчика может быть использован недоброжелателями в своих целях.
Радиоэлектронный комплекс «Пелена» предназначен для защиты от радиоуправляемых взрывных устройств, а также для защиты технической информации. Кроме того данный комплекс служит для блокирования сотовых телефонов. В комплект входит 6 антенн (разного вида, включая «ведра») и металлический моноблок (зачастую помещается в багажное отделение). Стоимость такого комплекса — порядка 20-25 тысяч долларов.
Стоит отметить, что есть и другие комплексы, выполняющие приблизительно те же функции, что «Пелена». Есть зарубежные аналоги. Есть производства СНГ. Например, иногда можно встретить на VIP-авто и комплексы от Конструкторского Опытного Бюро Ралиоаппаратуры «КОБРА».
Малозаметные антенны
В странах СНГ они представлены, в основном, как старыми, так и новыми «Кавказ», «Карат», «Ангстрем» и «Роса». Все это комплексы спецсвязи, которые, если внедряться в подробности, имеют существенные отличия. Одним из первых, кто начал их использовать, является Леонид Ильич Брежнев. Именно на его авто можно увидеть установленные под углом полуметровые антенны от системы правительственной подвижной радиосвязи «Роса».
Применение каждого из этих комплексов заключается в обеспечении защищенной связи руководителей силовых структур и правительственных чиновников. Чтобы было понятнее, в чем заключается спецсвязь, для примера рассмотрим «Кавказ» (и вспомним заодно антенну на Мерседесе Виктора Федоровича).
«Кавказ». Разделен на 7 кодовых групп. В зависимости от типа может обеспечивать как просто защищенную телефонную и документальную связь, так и связь с подвижными объектами (самолетами, кораблями и пр.). Комплексно использует каналы проводной, коротковолновой и спутниковой связи. Версия же «Кавказ-7» представляет собой защищенный канал телекодовой связи с целью незамедлительного доведения информации о ядерном нападении до первых лиц государства независимо от их местонахождения и трансляции в систему централизованного боевого управления принятого решения (санкции) на организацию ответных действий (применение ракетно-ядерного оружия).
На автомобилях распознать наличие «Кавказа» можно по антенне в виде 25-30-сантиметрового штыря с треугольным основанием, установленного под углом 60-70 градусов.
Антенны других комплексов выглядят похожими на «Кавказ», но все же другие. Впрочем, у нас тут не кружок радиолюбителей, так что не будем внедряться в тонкости. Важно отметить, что установить такой комплекс в свой автомобиль не получится. Во-первых, антенна это вершина «айсберга», а сам «айсберг» в виде огромного чемодана (назовем это так) поместится не во все автомобили. Второе — в автомобиле со спецсвязью всегда должен пребывать человек с табельным оружием. Ну и третье, такое «удовольствие» не из дешевых и не может быть использовано в личных целях без особого на то разрешения соответствующих органов.
Рожки
Небольшие «рожки» на крыше автомобиля могут свидетельствовать о наличии эфирного наземного цифрового телевидения DVB-T(2). Поначалу эта роскошь встречалась на правительственных авто и машинах руководителей спецслужб.
Со временем подтянулись и бизнесмены, которым тоже захотелось иметь цифровое ТВ. Цена — порядка 1000 грн.
Шайба
Изначально такой тип антенны использовался для применения в сети конфиденциальной криптозащищенной связи для спецслужб и высших органов власти. Со временем перекочевал и на автомобили гражданских лиц, включая таксистов (в России таких много).
Плюс такой антенны заключается в том, что она имеет круговую диаграмму направленности в горизонтальной плоскости — можно общаться с «абонентами» при помощи мобильной радиостанции, независимо от расположения автомобиля. На гражданских авто может использоваться как GSM-3G-антенна, которая улучшает качество связи и мобильного интернета от обычного 3G-модема. Цена — от 300 гривен.
Тарелка
Изредка можно встретить на автомобилях подобного рода «тарелки». Такие антенны используются для радиомониторинга и радиоконтроля — обнаружение, пеленгация и анализ радиосигналов, что необходимо для обеспечения общественной и национальной безопасности, а также контроля распределения частот на государственном уровне.
Нередко пеленгаторы спрятаны под боксами на крышу. Так что не удивляйтесь, если увидите громадный внедорожник и/или странного вида микроавтобус с боксом на крыше. Это не значит, что его «владельцу» мало багажника. Может, там пеленгатор. Или действительно весь багажник всегда забит аппаратурой.
Всех слышу, все вижу
Резюмируя, остается добавить, что вышеуказанные устройства спецсвязи позволяют не только блокировать взрывные устройства, но и подслушивать кого угодно и, конечно, глушить сигналы. Тоже кого угодно. Надеемся, после прочтения статьи, вы теперь не будете задаваться вопросом, что за «ведерки» и «ежики» стоят на крышах дорогих автомобилей. Безусловно, мы рассмотрели лишь небольшую часть существующих средств спецсвязи, только этот снимок автомобиля из охраны президента США дает понять, что за антеннами на крыше авто скрывается целая куча аппаратуры, о существовании которой мы можем и не подозревать.
В завершении хотелось бы внести еще одну поправку. Не всегда наличие любого из упомянутых атрибутов спецсвязи говорит о том, что она действительно есть в конкретном авто. В интернете полно предложений по продаже муляжей, которые, к слову, тоже иногда встречаются на дорогих машинах с якобы «непростыми» владельцами. В России же хватает уникумов, устанавливающих псевдо-Пелену на ВАЗы.
Потихоньку продвигают эти «игрушки» и в Украине. Причем запросы есть.
Как отличить муляж от подлинных систем? Если не присматриваться, можно и перепутать. Но не надо быть знатоком, чтобы понять главное — в основном настоящие антенны установлены на автомобилях, которые редко ездят без сопровождения или имеют не правительственные или просто «блатные» номера. Ну и марка машины, в силу нашего менталитета, тоже играет роль.
Источник статьи: http://autoportal.ua/articles/obzory/26967.html
Антенны «спецсвязи»
Нередко на улицах городов больших и малых по всей нашей стране можно заметить автомобили самых разных марок — от «Жигулей» до «Лексусов» с установленными на крышах необычными антеннами. Чаще всего – в виде пары коротких чёрных «штырей» на задней части крыши, или же что-то подобное «чёрным мигалкам» сбоку крыши у водительской двери и большое количество других антенн, разной длины и конструкции. Сегодня мы постараемся разобраться, что же это такое, настоящие ли это антенны спецсвязи, зачем это нужно и откуда это появилось.
Органы государственного управления и безопасности, военизированные структуры, специальные и иные службы, безусловно, нуждаются в особых средствах связи. Так например, примерно с 70-х – 80-х годов прошлого века такие системы спецсвязи используются первыми лицами государства. Стоит лишь вспомнить старые автомобили с примерно 40-сантиметровым штырём над ветровым стеклом, на которых перемещался сам Л.И.Брежнев:
Данный вид связи называется СПРС «Роса» (Система Правительственной Передвижной Связи).
Время не стоит на месте, появляются новые технологии, новые стандарты и требования. В нашей современности можно встретить большое разнообразие установленного оборудования на крыше транспортного средства.
Фигурально выражаясь, современная «мода» активно устанавливать на крышу автомобиля разные антенны пришла преимущественно из московского региона, получила широкое распространение по стране примерно с 2008-2009 годов. Одни из известных систем связи называются «Кавказ» , «Карат» , упомянутая «Роса» , «Ангстрем» и другие.
«Кавказ» — система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости. Применяется для обеспечения защищенной связью руководителей силовых структур, министерств и ведомств, руководителей всех ветвей власти, включая высших руководителей государства. В составе системы насчитывается не менее семи подсистем различного назначения, имеющих индексы от «Кавказ-1» до «Кавказ-7», использующихся в разных условиях с разными целями. Они также устанавливаются на автомобили ГОН (Гаража Особого Назначения) и других ведомств.
Настоящие автомобильные антенны системы «Кавказ» выглядят следующим образом:
«Карат» — прогрессивная система связи, наследница системы «Алтай». Имеет возможность работы как в транкинговом режиме, так и в режиме телефонии. Обеспечивает высокую надёжность передаваемой информации от взлома и прослушивания.
Автомобильные антенны «Карат» на магнитном основании выглядят так:
Некоторые мобильные системы связи представляют собой не просто радиостанцию и антенну, а целый набор устройств, который занимает целый багажник или даже целый микроавтобус.
Антенные конструкции на автомобилях различных служб обеспечения безопасности могут иметь вид, совершенно не похожий на привычное понимание антенны:
Такие системы необходимы для мониторинга, перехвата, контроля и других особых задач по обеспечению гос. безопасности в радиоэлектронной области.
Существуют также системы с противоположным предназначением – не обеспечение связью, а, наоборот, подавления радиоволн .
Самая известная система подобного назначения носит название «Пелена» .
Она представляет собой комплекс специальных излучающих устройств высокой мощности и набор антенн. В случае автомобильных – это может быть 8, 10, 14 или даже более антенн разного типа на магнитном основании разной длины и частотных диапазонов, которые могут подавлять все радиосигналы в широком частотном диапазоне, например от 20 до 7000 МГц, что обеспечивает невозможность применения радиоуправляемых взрывных устройств и прочих представляющих опасность радиоэлектронных средств вокруг автомобиля, на котором установлена аппаратура.
Следует заметить, что настоящий действующий комплект «Пелены» можно встретить крайне редко. Преимущественно, все эти антенны, которые устанавливают автовладельцы – просто муляжи. Да и технологии не стоят на месте и получают своё развитие в различных спецслужбах в плане повышения компактности. Комплексы обеспечения безопасности становятся менее заметными и более эффективными.
К примеру, комплект «Пелены» для установки на легковой автомобиль имеет стоимость от 600 000 и доходит до нескольких миллионов рублей, поэтому факт установки некого подобия на тонированных автомобилях бюджетного класса выглядит как минимум, странно.
Комплекс «Пелена» используется также в военных задачах и имеет специальную защищённую конструкцию для установки на военную технику:
Немецкий вариант «Пелены»:
На гражданских автомобилях, встречающихся на улицах городов, часто встречаются короткие чёрные «рожки» , установленные, как правило, по бокам задней части крыши:
Владельцы таких автомобилей, видимо, пытаются быть похожими на руководство различных служб, где действительно имелись абонентские комплексы мобильного цифрового телевидения DVB-T и подобного. Стоило лишь заметить интересные приспособления на крышах сотрудников различных ведомств, как муляжи этих антенн «пошли в народ».
Не совсем понятно, для кого и для каких целей устанавливаются подобные муляжи. Любому интересующемуся данной тематикой не составит труда отличить настоящие антенны от фейков, на сотрудников ГИБДД приспособления на крыше вряд ли «подействуют», тем более что они сами могут неплохо разбираться, что, где, зачем и на какие автомобили устанавливают, действующие сотрудники служб и ведомств лишь украдкой посмеиваются над подобным «тюнингом». Простой обыватель либо не придаст значения, либо вовсе не обратит внимания на то, что за антенны стоят на крыше.
Видимо, желание причислять себя к каким-либо ведомствам, имитировать доступность к неким закрытым сведениям и желание выделить себя над остальными, показав, что водителю такой машины якобы можно больше, чем другим — побеждают здравый рассудок. А приставка «спец» к слову «связь» вообще производит опьяняющее действие.
Производители же, в свою очередь, заполонили авторынки различными предложениями, порой напрочь лишая такие приспособления даже коаксиальных кабелей, либо монтируя в эти муляжи антенны низкого качества для FM-автомагнитол.
Антенны типа «чёрный маяк» и «шайба»
Данный тип антенн может использоваться в самых различных целях – для радиосвязи на различных диапазонах, гражданских и служебных, в качестве GSM, GPS, Глонасс, Wi-Fi антенн, даже в качестве Си-Би антенн, входить в состав комплексов различных систем, в т.ч. «Пелены» и так далее.
На представленных выше фотографиях антенны, к сожалению, являются всего лишь муляжами.
Антенны типа «шайба» благодаря своей круговой диаграмме направленности, в определённых случаях бывают эффективны и используются некоторыми службами.
Разные типы антенн «шайба» изнутри:
Технически, такая антенна может, например, увеличить радиус действия GPRS/EDGE/3G и мобильного интернета и связи в автомобиле. При далёких путешествиях, где в лучшем случае на дисплее мобильного будет отображаться одна «палочка» уровня шкалы принимаемого сигнала, а про интернет можно будет забыть вовсе, такая антенна, будучи подключенной к репитеру или модему, способна дать значительную прибавку сигнала и не оставить людей без связи.
Или же, круговая диаграмма направленности в диапазонах VHF или UHF у соответствующих антенн, бывает весьма эффективна в некоторых местностях, а простая установка на крышу с помощью магнита не будет мешать при лесных и экстремальных автопутешествиях, где кусты и ветки обычно задевают за штыревые антенны.
Однако, к сожалению, как и в случае с «рожками», такие приспособления используют совсем не по назначению.
Гражданская и радиолюбительская связь является гораздо более серьёзным, полезным и интересным увлечением, чем установка бесполезных и глупых псевдоантенн на крышу. Надеемся, наша обзорная статья поможет Вам сразу и безошибочно определять, что за антенны установлены на том или ином автомобиле, самим избежать соблазна устанавливать нечто подобное на своё транспортное средство, и, возможно, станет новой ступенью в развитии Вашего интересного и полезного увлечения в области радиосвязи.
Источник статьи: http://krikam.net/content/articles/o-radiosvyazi/antenny-quot-spetssvyazi-quot/