- Что такое слепая зона при движении автомобиля
- О слепой (мертвой) зоне автомобиля
- Что такое слепая зона автомобиля
- Чем опасно нахождение другого автомобиля в слепой зоне зеркал
- Как не попасть в ДТП с автомобилем, находящимся в слепой зоне
- Слепые зоны автомобиля
- Характеристика
- Пример
- В чем опасность
- Как избежать мертвых зон?
- Грузовик
- Разновидности
- Как обезопасить себя?
- Правильно настраиваем зеркала
- Опасности
- Электронные помощники
Что такое слепая зона при движении автомобиля
«Мертвой» или «слепой» зоной называется пространство, в котором отсутствует видимость. Каждый водитель знаком с ситуацией, когда во время маневра он теряет из поля зрения часть дороги или обочины и, соответственно, соседние автомобили или пешеходов.
Многие думают, что «слепая» зона опасна только при обгоне, но это далеко не так. По статистике она становится причиной ДТП более чем в 70% случаев. А примерно треть таких аварий связана с наездом на пешеходов.
Для водителя «слепая зона» всегда источник опасности, особенно для неопытного. Можно повредить машину, наехав на бордюр или какое-то препятствие, можно попасть и в ДТП. Наибольшую опасность «слепая зона» представляет при выполнении обгона, особенно при многополосном движении. Один водитель начал обгон, а второй в этот момент решил перестроиться в левый ряд. Вот вам и авария.
При отсутствии дополнительных зеркал «слепая зона» образуется справа и слева на уровне заднего крыла автомобиля. Эта же зона наиболее вероятного столкновения при перестроении, поэтому, настраивая боковые зеркала, желательно поставить несколько предметов в предполагаемые «слепые» места и обеспечить их видимость.
В идеале обзор должен быть настроен таким образом, чтобы отражение заднего автомобиля, уходя из центрального зеркала, сразу появлялось в боковом. Такое положение зеркал настраивается только опытным путем.
В тоже время следует помнить, что даже правильно настроенные зеркала не дают полный обзор. Многие водители, стремясь добиться кругового обзора, навешивают на машину множество дополнительных зеркал. Это оправдано, как правило, только для водителей грузовых машин.
Обилие зеркал отвлекает водителя от дороги, а их осмотр занимает значительно больше времени. Особенно когда в одном блоке комбинируется обычное зеркало и сферическое, искажающее перспективу. Чтобы осознать такую картинку мозгу требуется больше времени, естественно, водитель теряет контроль за тем, что происходит перед автомобилем
Другая опасность подстерегает водителя от «слепых зон», возникающих впереди — сбоку от автомобиля. Эти «слепые» зоны обусловлены конструктивными особенностями машины. Причинами их появления являются передние стойки и капот.
Сидя за рулем, водитель не видит пространство перед капотом на расстоянии до 2 метров. Поэтому всегда есть риск повредить машину при парковке. Если водитель в себе не уверен – можно поставить парктроник.
Передние «слепые» зоны повышают риск столкновения при развороте и повороте на перекрестках, особенно в сумерки. Есть риск не заметить пешехода и совершить наезд. Такие наезды происходят из-за того, что пешеход в какой-то момент скрылся за стойкой, а если водитель был не очень внимателен, то может вообще его не увидеть. При таком маневре нужно проявлять крайнюю осмотрительность и больше вертеть головой, чтобы увеличить обзор.
Сходная опасность возникает при начале движения задним ходом. В этом случае возникает обширная «слепая» зона за багажником и задними стойками, тем более, что они обычно довольно широкие. Ошибку совершают те водители, которые при маневре смотрят исключительно в зеркала.
Гораздо безопаснее оглянуться назад и смотреть в заднее стекло, так обзор увеличивается. Надеяться только на парктроник тоже не следует, он может не сработать, когда сзади окажется ребенок или животное. В этом случае практически исключает риск камера заднего вида, нужно только держать ее всегда в чистоте.
Полностью исключить риск «мертвой» зоны невозможно, но чтобы снизить опасность от попадания в «слепые» зоны нужно выполнять несколько простых правил:
- Следить за сигналами поворота других машин и самому включать сигнал заранее, чтобы водитель, едущий сзади смог среагировать на ваш маневр.
- Совершать перестроения максимально быстро, стараясь не задерживаться в «слепой» зоне других водителей. Вы же не знаете уровень их подготовки. Вообще, двигаясь по дороге, нужно действовать из расчета, что мастерство других водителей меньше вашего.
- Перед началом движения назад, или отъезжая от подъезда или парковки, не полениться выйти или выглянуть из машины, чтобы убедиться в отсутствии детей, пешеходов или каких-то предметов около машины. Сколько водителей ободрали краску из-за того, что не увидели тележку из супермаркета за багажником…
- Не поленитесь и оснастите свою машину камерой заднего вида, парктроником или панорамным зеркалом. Особенно если вы живете в крупном городе. Эти приспособления действительно помогут избежать ненужного риска.
- В летний период времени рекомендуется ездить с приоткрытым окном. Таким образом, недостаток обзора компенсируется слуховыми ощущениями. Вы услышите звук автомобиля, идущего на обгон. В любом случае, категорически избегайте включать музыку на полную мощность.
Источник статьи: http://xn--90aaefavsx0al6m.xn--p1ai/propaganda/rekomendaczii-uchastnikam-dorozhnogo-dvizheniya/2694-qslepayaq-zona-chto-neobxodimo-pomnit-voditelyam
О слепой (мертвой) зоне автомобиля
Последнее обновление: 05.07.2020
Комментариев нет
По теме мертвых (слепых) зон автомобиля есть немало высказываний. Среди них есть как подчеркивающие проблему, так и утверждающие, что никаких слепых зон у современного автомобиля не существует, точнее, проблема имела место, но с развитием автомобилестроения у современных машин она не актуальна. Все утверждения имеют право на жизнь.
Цель данной статьи не подтвердить или опровергнуть существующие высказывания, а рассмотреть имеющуюся проблему слепых зон в связке «автомобиль — водитель».
Что такое слепая зона автомобиля
В каких случаях принято говорить о слепой (мертвой) зоне автомобиля, и что вообще означает понятие «слепая зона» у автомобиля?
Начнем с того, что теоретически, мертвой зоной автомобиля можно назвать любое пространство вокруг автомобиля, которое водитель не может видеть и контролировать с водительского места.
Но автомобиль так устроен, что в процессе движения вперед, водитель легко может вести наблюдение за обстановкой на дороге впереди машины, с ее передних «боков» и сзади (по зеркалам заднего вида). А, вот, пространство со стороны задних «боков» контролировать сложнее, поскольку зеркала не могут охватить всю необходимую для контроля зону задних боков автомобиля.
Какая-то часть дороги сзади автомобиля водителю видна в зеркалах, а какая-то — остается не видна. Ну и еще есть такой факт, что настройка зеркал может измениться (сбиться). Т.е. у автомобиля остается небольшая не просматриваемая зона.
Поэтому, под слепой зоной автомобиля подразумевается эта не просматриваемая, или как ее еще называют, мертвая зона его зеркал заднего вида. Для удобства понимания, в качестве примера, ниже по тексту приведена картинка, и рассмотрим небольшой пример.
В процессе движения ваш взгляд направлен вперед, на дорогу. Дорожную ситуацию сзади своего автомобиля (тех, кто движется вслед за вами) вы наблюдаете в зеркалах заднего вида (в салонном зеркале и боковых зеркалах).
Предположим, сзади, по соседней полосе, вас догоняет другой автомобиль (он виден, т.е. отображается в зеркалах). По мере его приближения его отображение «исчезает» сначала в салонном зеркале, а затем и в боковом зеркале. Наступает момент, когда тот автомобиль становится вам НЕ виден ровно до тех пор, пока он почти не поравняется с вами и вы сможете его увидеть боковым зрением или с легким поворотом головы.
Именно это пространство, в котором «исчез» едущий сзади автомобиль, носит название «слепая зона», но относится она не к автомобилю, а к зеркалам. Для вас, как водителя, эта зона вовсе не слепая, потому что вы можете быстро повернуть голову и посмотреть в ту сторону, чуть назад (разумеется, если конструкция кузова или кабины позволяет это сделать).
Но наблюдая из привычной водительской позы, и ориентируясь только по зеркалам заднего вида, не трудно убедиться, что слепая зона у автомобиля как бы существует. Момент «исчезновения» едущего сзади автомобиля «из зеркал» это подтверждает.
В этом моменте нужно постараться понять одну маленькую, но важную деталь. Когда едущий сзади автомобиль движется быстрее вашего авто, то время его нахождения в слепой зоне минимально: после того, как он «исчез» в зеркале, он практически сразу «появляется» сбоку, т.е становится виден вам через боковое окно, затем, он опережает вас.
Но если водитель едущего сзади автомобиля после того, как догнал вас и въехал в слепую зону, уравняет скорость с вашим авто, то он так и продолжит движение в слепой зоне вашего автомобиля, т.е. останется для вас «невидимкой»!
Физический размер слепой зоны таков, что на одинаковом удалении по дистанции при увеличении бокового интервала слепая зона увеличивается! И чем больше боковой интервал, тем больших размеров автомобиль может поместиться в этой не просматриваемой зоне. На рисунке эта зона выделена темно-серым цветом.
Чем опасно нахождение другого автомобиля в слепой зоне зеркал
Пока вы движетесь прямолинейно, не покидая свою полосу, то никакой опасности тот, другой автомобиль, находящийся в не просматриваемой зоне для вас, не представляет. Он может появляться в зеркалах, снова исчезать, рано или поздно он из них совсем «уйдет», или его место займет другой автомобиль. Важно то, чтобы вы знали, что там, в слепой зоне зеркал, кто-то находится, и он движется вместе с вами.
В свою очередь, когда вы догоняете другой автомобиль, и оказываетесь в его слепой зоне, то необходимо предполагать, что водитель того, «переднего» автомобиля вас не видит. Для вас же целесообразно сделать так, чтобы стать для него видимым. Выход, в таком случае, единственный — нужно как можно быстрее выйти (т.е. выехать) из его слепой зоны.
Вполне возможно, читатель обращал внимание на такой факт, что на некоторых машинах на стеклах передних дверей имеются матерчатые шторки. Не станем обсуждать их целесообразность, но их наличие подсказывает, что водитель этого автомобиля привык ориентироваться только по зеркалам, и эти шторки ему как бы не мешают.
Но, поскольку известно, что зеркала не всегда могут обеспечить необходимый обзор сзади автомобиля, то есть вероятность, что этот водитель не сможет полностью контролировать слепую зону своего авто, потому что шторки будут закрывать обзор.
Поэтому, есть смысл избегать долгого нахождения в слепой зоне у автомобиля со шторками на дверных стеклах. Это, как раз то же самое, о чем изложено выше по тексту.
Ситуация на дороге изменяется очень быстро. То вы кого-то догоняете (опережаете/обгоняете), то вас кто-то догоняет (опережает/обгоняет), постоянно происходит вот такой повторяющийся процесс. Соответственно, изменяется «картинка» в зеркалах заднего вида.
Если вы начнете перестроение, и не заметите другой автомобиль, находящийся в слепой зоне ваших зеркал, то можете с ним столкнуться. В таких ДТП виноват тот водитель, который перестраивается (пункт 8.4 ПДД). После ДТП, эксперт в своем заключении напишет: не уступил дорогу ТС, имевшему преимущество.
Это будет причина ДТП, изложенная на бумаге официальным языком. Но если посмотреть на проблему открытыми глазами, то в реальности причина ДТП будет состоять в том, что вы, как водитель, не проконтролировали слепую зону автомобиля, и не убедились в том, что ваш маневр будет безопасен.
О том, как выполнить перестроение безопасно, в т.ч. о разных видах этого маневра, можно прочесть в серии статей Перестроение.
Как не попасть в ДТП с автомобилем, находящимся в слепой зоне
Не заметить «объект» в мертвой зоне автомобиля можно не только в плотном потоке машин, но и в процессе маневрирования в ограниченном пространстве, например, на парковке, в тесном дворе и пр. Такое часто происходит во время движения задним ходом.
Причина всякого рода ЧП в подобных ситуациях — излишняя «доверчивость» к зеркалам, и банальное нежелание проверить взглядом слепую зону зеркал.
К сожалению, этого недостатка (наличия слепых зон) не лишен ни один автомобиль. Необходимо этот факт признать, и к нему, соответственно, подготовиться. Очень важно правильно настроить боковые зеркала заднего вида.
Как вариант, чтобы улучшить обзор сзади, кто-то предпочитает установить сферическое зеркало заднего вида. Несмотря на то, что такие зеркала отдаляют картинку, угол обзора у них больше, чем у прямых зеркал.
Еще есть зеркала, у которых внешний край загнут больше, чем средняя часть, таким образом угол обзора увеличивается еще больше. Водители больших машин, да и легковых тоже, устанавливают дополнительные зеркала. Все эти дополнения, безусловно, улучшают обзорность.
Но чтобы не столкнуться с тем, другим автомобилем, который едет в слепой зоне, сначала нужно его своевременно увидеть. И не важно каким образом: или в зеркалах, или повернув голову и посмотрев через боковые стекла.
На легковых машинах чаще всего именно поворот головы и взгляд в слепую зону перед маневром помогает избежать ДТП с едущим рядом, в слепой зоне, автомобилем. Потому что, увидев и оценив реальную обстановку, можно смело принять решение: либо быстро выполнить маневр, либо отказаться от него.
Автомобильная техника постоянно развивается, современные машины оборудуют всевозможными датчиками слежения, сближения, камерами для контроля мертвых зон и пр., но все эти «допы» не из дешевых.
Поэтому самым доступным и одним из самых действенных способов контроля слепых зон своего автомобиля перед маневром остается поворот головы и взгляд в нужную сторону. К тому же, этот способ совсем не затратный.
У него, как и у всего остального в этом мире, есть и сторонники, и противники. Выбор за вами.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 05.07.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Источник статьи: http://avtonauka.ru/electronika/o-slepoj-mertvoj-zone-avtomobilya.html
Слепые зоны автомобиля
Автомобиль представляет собой средство повышенной опасности. Во время движения малейший неправильный маневр может спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Чтобы это исключить, автомобили оснащают дополнительными зеркалами, датчиками, камерами заднего вида. Но все же датчики слепой зоны не могут вас обезопасить на все 100 процентов. В сегодняшней статье мы поговорим о том, что такое мертвая зона и где она находится.
Характеристика
Что это такое? Слепые зоны – это те части автомобиля, которые водитель не может контролировать во время движения. И хоть машина оснащена зеркалами, доверять им полностью нельзя. Они не дают полного представления о том, что творится сзади автомобиля, а лишь в общих чертах проясняют текущую ситуацию. Даже на автомобиле с камерами обзор будет в той или иной степени ограничен.
Пример
За вами едет машина, которая будет производить опережение по соседней полосе. На фото ниже цифрами обозначено расстояние (интервал и дистанция) в сантиметрах, которое водитель может недооценить, посчитав, что маневр будет безопасен.
В чем опасность
Такая машина становится практически невидимой. Нахождение транспортного средства в мертвой зоне может спровоцировать попутное столкновение. Происходит это очень просто: водитель намеревается обогнать другую машину (возьмем, например, грузовик), смотрит в зеркала и перестраивается на встречную или попутную полосу. Однако в это время обгон уже совершает другой водитель, который ехал за вами и попал в так называемые слепые зоны.
Конечно, современные автомобили оснащаются умными устройствами. Это камеры и датчики, которые производят контроль слепых зон и сигнализируют при опасных маневрах. Но такие системы есть далеко не на всех авто, уж тем более бюджетного класса. В редких случаях автомобилист успевает затормозить и перестроиться на другую полосу.
Но статистика говорит: если машина попала в слепые зоны, это чревато ДТП. Во время попытки избежать столкновения с одним авто водитель рискует задеть других автомобилистов, едущих в соседнем потоке.
Как избежать мертвых зон?
Конечно, отказаться от перестроений и поворотов – не вариант. Но всегда стоит помнить, что любой маневр представляет собой опасность. Предотвратить ее очень просто – произвести мониторинг слепых зон. Для этого необязательно наличие камер, датчиков и сложных систем. Если это легковой автомобиль, не поленитесь лишний раз посмотреть по сторонам. Сканируя таким образом трафик на дороге, вы максимально обезопасите себя от аварийной ситуации.
Грузовик
«Почему только легковые?» – спросите вы. На автомобилях большой грузоподъемности и автобусах в силу больших габаритов невозможно так проконтролировать мертвые участки. Поэтому если вы за рулем крупногабаритного транспортного средства, не совершайте маневра вслепую — так вы точно спровоцируете ДТП.
Разновидности
Следующий тип мертвых зон находится за бампером, сзади автомобиля.
Но что же делать при отсутствии этих систем? Правила дорожного движения рекомендуют производить краткий звуковой сигнал при движении назад. На грузовых автомобилях устанавливают зуммеры – те самые пищалки, которые включаются вместе с задней передачей.
И если вы думаете, будучи за рулем легкового автомобиля, что у вас все как на ладони, вы глубоко ошибаетесь. Взрослых людей в зеркале вы, конечно же, заметите, а вот детей, которые в этот момент находятся в районе багажника, вряд ли. Также это касается мелких ограждений (например, столбиков). Если имеете сомнение, лишний раз осмотрите автомобиль по кругу и убедитесь в безопасности манёвра.
Как обезопасить себя?
Опытные автомобилисты выделяют главное правило – правильный подбор скорости и позиции. При безопасной скорости движения и соблюдении дистанции вы легко уйдете от автомобиля-невидимки. В крайнем случае у водителя последнего будет время и расстояние, чтобы уйти от вас.
Правильно настраиваем зеркала
Правильно отрегулированные зеркала заднего вида – залог безопасности движения.
Как его отрегулировать? Зеркало выставляется так, чтобы водитель видел край пассажирских подголовников и часть крыши сверху. То есть элемент должен охватывать всю площадь заднего стекла. Чем меньше предметов в салоне вы видите через него, тем лучше для вас.
Опасности
Никогда не производите регулировку зеркал на ходу, ориентируясь на поток. Отвлекаясь от дорожной ситуации, вы точно спровоцируете ДТП. Важно, чтобы во время движения оно не тряслось и не вибрировало. Эксплуатировать такое зеркало крайне небезопасно.
Электронные помощники
Практика показывает, что при борьбе с такой опасностью, как слепая зона, камеры и датчики очень сильно помогают. При наличии небольшого бюджета можно приобрести комплект таковых и поставить парктроник, который будет сигнализировать вам о дистанции до объекта при движении задним ходом. Устройства, считывающие мертвые зоны на ходу, стоят на порядок дороже и устанавливаются далеко не на все автомобили бизнес-класса.
Более разумное решение – установка парктроника с камерой заднего вида. Датчики монтируются в отверстия бампера, а камера – в нишу под номерной знак. Устройство данной системы не представляет сложностей, поэтому установить ее можно своими руками.
Самый дешевый – звуковой парктроник. Его можно приобрести по цене от 2800 рублей. Элемент включает в себя 4 датчика, провода и сам считывающий механизм, который выводит на небольшой дисплей данные о текущей дистанции. Устройства, оснащенные камерой заднего вида и ЖК-дисплеем, обойдутся на порядок дороже – примерно 10 тысяч рублей.
Итак, мы выяснили, что такое слепые зоны и как обезопасить себя от них во время движения.
Источник статьи: http://fb.ru/article/278523/slepyie-zonyi-avtomobilya