Что такое соскальзывание автомобиля

Поведение автомобилей на скользкой дороге

Умение водителя не допускать скольжения автомобиля на зимних дорогах является одним из наиболее ценных в стесненных городских условиях. Объясняется это весьма просто – на городских дорогах вы практически всегда находитесь в гуще событий, в окружении не только других транспортных средств, но и также столбов, бордюров и прочих объектов.

Такое положение дел подразумевает, что любой занос автоматически становится потенциально опасным и влечет за собой какие-либо негативные последствия.

Потенциально опасные участки дороги

То, что на дороге водитель обязан быть внимательным и не терять концентрации, является известной аксиомой. При этом на определенных участках дороги в плане потенциального скольжения и заноса следует быть особенно внимательным, в частности:

  • на мосту;
  • на выезде из скоростных туннелей большой протяженности;
  • ближе к обочине.

Стоит дать более подробное объяснение, почему эти места относятся к числу потенциально опасных. В городе дороги обычно окружены зданиями и деревьями, соответственно, эти объекты гасят порывы ветра и снижают обледенение. Но мосты лишены этого преимущества, – они, как правило, открыты всем ветрам и снегу, поэтому на них дорога имеет более скользкое покрытие.

Также следует учитывать, что стандартная для мостов выпуклая форма создает своеобразный эффект трамплина – автомобиль на скорости хуже сцеплен с дорогой после того, как тот проедет верхнюю точку моста. В процессе движения по обычной дороге контролировать этот аспект намного проще, но при въезде на мост ситуация быстро может поменяться, и вовремя отреагировать на такое изменение непросто. Особую опасность представляют в этом плане мосты, на которых есть повороты.

Читайте также:  Зачем воруют антенны с автомобиля

Опасность туннелей заключается в том, что в них дорога обычно чистая и сухая, внутри нет ветра, а на выезде картина резко меняется:

  • машина сразу попадает с такой дороги на гололед;
  • риск получения сильного бокового удара ветром серьезно возрастает;
  • происходит резкая смена освещения, что влияет на реакцию водителя.

Наконец, ближе к разделительным полосам и к обочине дорога грязнее, соответственно, эта часть более скользкая. Отсюда совет водителям – не стоит спешить занимать левый ряд, это может оказаться очень опасным решением. Любой обгон зимой следует совершать только будучи абсолютно уверенным в его безопасности.

Способы, которыми можно «пробовать» дорогу

Главными факторами успешной зимней езды являются водительское внимание и перестраховка во всех возможных ситуациях. Не зря же довольно часто сравнивают ее с работой сапера, ведь одна единственная ошибка может привести к самым серьезным, и даже печальным последствиям.

Для недопущения такого развития событий необходимо «пробовать» дорогу, то есть проверять, надежно ли сцепление колес автомобиля с покрытием. Эффективным способом в этом случае является пробное торможение. Алгоритм действий здесь прост: убедившись, что на достаточном расстоянии сзади от автомобиля никого нет, водитель может интенсивно, но без резкости надавливать на педаль тормоза. Основное внимание тут уделяется времени срабатывания блокировки колес, исходя из чего и можно будет сделать вывод о торможении в условиях движения в обычном режиме.

Еще одним вариантом является использование рулевого управления. Здесь необходимо короткими, но интенсивными движениями во время езды повернуть руль вправо-влево и по тому, как машина реагирует на эти действия, станет понятно, о каком покрытии под колесами идет речь. Это особенно полезно при смене одной дороги на другую. Заметить, что это произошло довольно сложно, особенно в темное время суток, поэтому задача водителя состоит в том, чтобы не терять внимания и перестраховываться даже в тех случаях, когда, казалось бы, ничего опасного произойти не сможет.

Действия водителя при скольжении автомобиля

Стоит рассмотреть ситуации, когда процесс скольжения все-таки начался. Чаще всего происходит скольжение передних колес машины, когда при повороте руля она либо вообще не реагирует на это действие, либо начинает смещение по пологой дуге. В таком случае необходимо предпринять следующие действия:

  1. Сбросить газ. Это нужно сделать в обязательном порядке, чтобы у колес появилось больше возможностей «цепляться» за дорогу. Это актуально для всех типов привода, но особенно для переднеприводных машин.
  2. Поворот руля немного назад. Самый сложный момент, поскольку инстинктивно водитель пытается поворачивать быстрее и резче. Делать так категорически нельзя, ситуация станет еще хуже, так как передние колеса окажутся относительно корпуса автомобиля практически в перпендикулярном положении. Они перестанут вращаться и их скольжение только усилится.

Бывает и так, что сносить начинает задние колеса, в результате чего машина начинает двигаться боком относительно своего изначального движения. Здесь важно умение быстро вращать руль, причем поворачивать его нужно в сторону заноса. Такой поворот руля позволит вернуть машину вдоль дороги, то есть в ее изначальное состояние.

Здесь важно учитывать, что сам по себе факт такого поворота значит мало, важно, – чтобы он проходил быстро и своевременно. В частности, если реакция на начало заноса была правильной, но скорость поворота не успевает за движением транспортного средства, то образуется так называемый «эффект хлыста», в результате чего машину развернет еще сильнее.

Педаль газа для переднего и заднего привода

Когда заносит задние колеса автомобиля с передним приводом, то сбрасывать газ сразу нельзя. Его нужно, как минимум, держать на том же уровне, а то и добавлять. Никакого противоречия здесь нет, ведь если газ уменьшить, то происходит замедление передних колес, но не торможение, поэтому они уходят вперед и в результате занос становится еще более интенсивным.

Если же сносит передние колеса, – наоборот, нужно добавлять газ, но запутаться в такой ситуации, особенно неопытному водителю, достаточно легко. В этом и состоит ключевая опасность переднего привода, о чем следует всегда помнить, находясь за рулем такого автомобиля.

Для заднеприводных машин подобная двойственность нехарактерна: если происходит снос колес, это, в любом случае, требует уменьшения подачи газа. Что является более характерной реакцией человека, поэтому за рулем такого автомобиля ему проще выбраться из заноса.

Особенности скольжения на полном приводе

Такие автомобили являются своеобразным симбиозом, но с ними сложнее всего, поскольку одна машина может вести себя ближе к переднеприводным, другая – к заднеприводным моделям. Причем повлиять на изменение данной характеристики может даже обычная смена резины.

В целом, полный привод демонстрирует больше устойчивости при движении по дороге, да и с точки зрения проходимости такие автомобили смотрятся выигрышно, но скольжение при заносе происходит сразу у двух осей. Такое положение дел приводит к тому, что автомобиль при потере управления начинает боком съезжать с дороги.

Стабилизация полноприводного автомобиля является более сложной задачей, чем в ситуациях с передним или задним приводом. Изменения могут носить столь резкий и быстрый характер, что приспособиться к ним трудно даже опытным профессионалам. Следует помнить, что экстремальное вождение не подходит для полного привода, его главная особенность – стабильное и уверенное движение. Особенного внимания требуют к себе машины с подключаемым мостом, у которых в обычном режиме работает одна ось, но при скольжении включается вторая, и поведение автомобиля становится сложно предсказать.

Подводя итоги…

Представленная в этой статье информация носит ознакомительный характер. Эти теоретические знания, безусловно, нужны, но без практической тренировки они вряд ли окажутся полезными. Ведь на дороге часто в силу вступают не только технические аспекты, но и психологические, как в случае с поворотом руля в сторону заноса, и выбраться из подобных ситуаций без практических навыков невозможно.

Напоследок стоит отметить, что установленные в современных автомобилях электронные системы оказывают помощь водителю, сообщая ему об угрозе скольжения. На приборной доске загораются предупреждающие символы, и это служит той самой перестраховкой, дополнительно защищающей человека за рулем.

Однако нельзя всецело полагаться на электронику, игнорируя элементарные соображения безопасности и здравого смысла. По сути, срабатывание электроники означает, что ошибка со стороны водителя уже произошла, но еще не поздно все исправить. Если же предупреждение системы проигнорировать, то впоследствии это может привести к достаточно печальным последствиям, когда уже никакая электроника не будет в состоянии помочь.

Источник статьи: http://pvm-school.ru/articles/povedenie-avtomobilej-na-skolzkoj-doroge/

Занос автомобиля: действия при сносе и заносе на разном приводе

Скользкая дорога (мокрый асфальт, снег или ледяная корка на дороге) не обеспечивают нормальное сцепление колес автомобиля с полотном. Такой автомобиль становится трудноуправляемым. Занос или снос машины являются наиболее часто встречающимися проблемами с управлением.

Сам по себе занос или снос не является критической проблемой. Однако, в зимнее время именно из-за этого возникает большинство дорожно-транспортных происшествий. Естественно, что водители интересуются тем, как избежать потери управления, что является ее причиной, и как следует действовать, когда потери устойчивости автомобиля на дороге избежать не удалось.

Это не является простой задачей, так как включает в себя несколько составляющих:

• Максимально быстро классифицировать тип заноса или сноса
• Принять решение о последовательности действий
• Избегать неправильных маневров

Проблема усложняется также и тем, что для разных типов потери устойчивости и управляемости необходимо предпринимать различные действия. Ниже будут рассмотрены наиболее типичные ситуации.

Снос передних колес

Сносом передних колес называют их боковое скольжение при прохождении поворотов или при экстренном маневрировании. Он возникает из-за отрицательного уклона дороги на повороте, сильного бокового ветра, неправильно накачанных колес, использования шин со стертым протектором, прохождения поворотов на слишком большой скорости и т.п.

При этом автомобиль движется по инерции под углом к передним колесам, так как их сцепления с дорогой оказывается недостаточно для компенсации этой силы. Проще говоря, при повороте руля машина при сносе передней оси продолжает двигаться прямо. Если при этом водитель начинает экстремальное торможение, то автомобиль становится полностью неуправляемым и часто вылетает либо на полосу встречного движения, либо на обочину.

Эта проблема характерна для заднеприводных и полноприводных машин, у которых передние и задние колеса имеют разнонаправленную тягу, что способствует произвольному изменению траектории прохождения поворота. Высокопрофильные покрышки, которыми часто оснащаются внедорожники, только усугубляют снос передних колес.

Опытные водители рекомендуют применять следующие приемы при боковом скольжении передних колес:

• Тормозить двигателем, переключаясь на пониженную передачу
• Использовать плавное подтормаживание для переноса основного усилия тяги на переднее наружное колесо (при этом важно избегать блокирования колес из-за резкого торможения)
• При достаточной ширине полосы движения вернуть руль в исходное положение, а затем вновь начать поворачивать, но без резких движений

Занос с небольшой амплитудой

Автомобиль заносит на скользкой дороге из-за резких маневров, сильного бокового ветра, неровностей дорожного полотна, резкого нажатия на педаль акселератора и др. Если во время движения возникает занос с небольшой амплитудой, то стабилизировать автомобиль с задним приводом достаточно просто. Для этого необходимо быстро повернуть рулевое колесо в ту же сторону, куда автомобиль заносится, не меняя положение рук на руле (тем же хватом).

Смысл данного маневра состоит в том, чтобы передние колеса выровнять параллельно направлению движения. При этом следует уменьшить обороты двигателя. Такие действия приводят к образованию на задних колесах малого тормозного эффекта. После выравнивания руль возвращается в первоначальное положение. Если это не сделать, то возникнет маятниковое колебание ведущего моста – ритмичного заноса (о нем чуть ниже).

Переднеприводный автомобиль из заноса выводится еще проще. Достаточно добавить оборотов двигателя и ведущие передние колеса должны сами «вытянуть» машину из заноса.

Полноприводные машины нуждаются в выравнивании рулем, как и заднеприводные. Однако, после сброса оборотов, необходимо сразу же нажать на педаль акселератора, чтобы передние ведущие колеса имели достаточно тяги.

Занос с большой амплитудой

Если автомобиль не стабилизируется при заносе с небольшой амплитудой, возникает глубокий занос, при котором угол траектории достигает больших значений. Общий порядок действия такой же, как и при заносе с небольшой амплитудой. Впрочем, имеются и некоторые особенности:

• Рулем следует работать быстро обеими руками, располагая их боковых секторах, «докручивая» одной из рук, не меняя хвата «баранки»
• При рулении необходимо отыскивать угол, при котором уравновешивающая стабилизация будет максимальной
• Попеременно нажимать педаль газа и тормоза, что содаст нагрузку на ведущую ось и управляемые колеса

Критический занос

Характерная особенность критического заноса — это уравновешивание проложенных сил к автомобилю. При этом он на короткое время теряет управляемость. После этого машина или выравнивается сама, или начинает вращаться. Устойчивость автомобиля в этот момент является критической. Поперечную устойчивость можно восстановить следующими действиями:

• Быстро вращая руль двумя руками, на боковых секторах захватывая его перекрестно
• Быстро вращая руль одной рукой, перекатывая хват по тыльной стороне кисти или ладони (эффективно для грузовых автомобилей и автобусов, у которых рулевое колесо расположено горизонтально)
• Быстро выруливая с помощью одной руки (вторая рука выполняет «подкрут»)

Вращение автомобиля

Нередко даже принятые меры результата не приносят, и машина начинает вращение на дороге. В этом случае главное ни в коем случае не тормозить, а, работая рулевым колесом, довернуть в сторону вращения. Дождавшись, когда машина не будет находиться поперек дороги или под углом к ней (т.е. развернувшись на 180, 360, 540, 720 и т.д. градусов), нажать на педаль акселератора, сделав «полицейский разворот» и еще добавить оборотов. Эта техника является достаточно сложной даже для опытного водителя.

Ритмический занос

Ритмическим заносом называют поперечное раскачивание задней оси с усилением амплитуды, которое происходит из-за резонанса колебаний. Возникает он при попытке выполнить несколько маневров, которые имеют противонаправленный характер — например, резкое вращение руля в обе стороны при объезде препятствия, обгоне или вынужденном маневре.

Выровнять машину можно резким рывком руля, когда она входит во второй импульс заноса с правильным дросселированием для компенсации импульсов вращения. При этом водителю следует действовать осторожно. Если же руление или дросселирование выполнить не вовремя, то ситуация только усугубится.

Боковое скольжение

Когда в заносе автомобиль начинает боковое скольжение, водителю необходимо, прежде всего, снизить его скорость. Для этого можно использовать управляемый боковой удар о снежный бруствер. Если машина имеет задний привод, касание следует рассчитать задним крылом или боковой поверхностью одного из задних колес. Переднеприводный автомобиль «ударять» нужно в районе переднего крыла или колеса. На полноприводном автомобиле «контакт» проводится по всей боковой поверхности (следует учесть, что высоко сидящий полноприводный внедорожник, может при этом перевернуться).

Заключение

С учетом того, что потеря устойчивости и управляемости автомобиля на дороге происходит, как правило, из-за ошибок водителя, главной возможностью предотвращения этой проблемы является выбор оптимального режима движения в данных дорожных условиях и своевременное реагирование на переход в движение по неуправляемой траектории.

Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник статьи: http://www.allcarz.ru/tales/zanos-avtomobilya/

Оцените статью