Качество и технический уровень автомобиля
Качество — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности (ИСО 8402).
Качество автомобилей оценивают десятью группами показателей:
- назначения
- надежности
- безопасности
- технологичности
- эргономическими
- эстетическими
- экологическими
- стандартизации и унификации
- патентно-правовыми
- экономическими
Наиболее критичными показателями качества отремонтированных автомобилей являются показатели назначения, надежности и экономические.
Показатели назначения характеризуют способность автомобиля выполнять функцию (перевозку грузов или пассажиров), ради которой он создавался. В качестве показателей назначения принимают самые важные и необходимые свойства (грузоподъемность, вместимость, скорость движения и др.). Оценка показателей назначения автомобиля входит в программу его функциональных испытаний при постановке на производство.
Надежность — одно из основных эксплуатационных свойств автомобиля, определяющее его способность сохранять работоспособность. Под надежностью (ГОСТ 27.002—89) понимают свойство автомобиля сохранять во времени и в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Показатели надежности дополняют показатели назначения в части обеспечения их стабильности в течение нормативной наработки. Большое влияние на надежность автомобиля оказывает качество его ремонта. Оценка показателей надежности автомобиля входит в программу его испытаний на надежность.
Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или сочетание этих свойств.
В свою очередь основным среди составляющих надежности является безотказность. Это свойство определяет способность автомобиля сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки. Безотказность, например, может быть оценена вероятностью безотказной работы автомобиля или средней наработкой его до отказа.
Отказ определяют как переход автомобиля в неработоспособное состояние. Причина отказа заключается в накоплении критического множества повреждений в его элементах. Повреждения проявляются в виде деформаций, механических разрушений и коррозии деталей, изнашивания их поверхностей, старения и усталости материала и др.
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Долговечность автомобиля рассматривают как отрезок времени или наработки, в течение которого оценивают его безотказность. Показателями долговечности служат срок службы и ресурс. Срок службы автомобиля — это календарная продолжительность его эксплуатации до предельного состояния, а ресурс — это наработка до этого состояния.
Ресурс деталей автомобиля по статической подежности, как правило, превышает их ресурс по износостойкости или циклической прочности, при этом масса изношенных деталей незначительно (на 1—3 %) отличается от массы новых деталей. Это положение предполагает использование остаточной долговечности деталей путем восстановления их размеров и свойств до значений, установленных ремонтными документами.
Ремонтопригодность — это приспособленность автомобиля или его частей к предупреждению, обнаружению и устранению отказов путем технического обслуживании или ремонта.
Сохраняемость — это свойство автомобиля сохранять исправное состояние во время его хранения и транспортирования.
Экономические показатели в виде сопоставления эффекта от использования автомобиля и затрат на его создание и эксплуатацию применяют на завершающей стадии оценки его качества.
Уровень качества — это отношение показателей качества рассматриваемого автомобиля к соответствующим показателям качества автомобиля-аналога.
Технический уровень автомобиля — под этим показателем подразумевают относительную характеристику его качества, основанную на сопоставлении, с одной стороны, значений показателей, характеризующих его техническое совершенство, и, с другой стороны, значений одноименных показателей лучшего аналога.
Технический уровень автомобиля является частным показателем уровня его качества, потому что свойства, определяющие его технический уровень, входят в общую совокупность свойств. Во множество показателей технического совершенства входят показатели, определйющие существенное повышение полезного эффекта автомобилей от применения научно-технических достижений. Техническое совершенство выражается показателями материалоемкости и энергоемкости, эргономическими и безопасности и др. Автомобиль становится более совершенным в результате использования новых конструктивных решений, материалов, прогрессивных технологических процессов, методов контроля и испытаний.
Технический уровень автомобилей повышают при ремонте путем их модернизации, которая состоит в замене отдельных составных частей более совершенными, выпускаемыми автомобильными заводами, а также в использовании деталей, упрочненных при их восстановлении.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/kachestvo-i-tehnicheskij-uroven-produktsii/
Качество и надежность машин
Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.
Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.
Качество автомобиля — это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:
- Показатели назначения характеризуют приспособленность автомобиля к использованию по назначению, его технические и эксплуатационные возможности (мощность, производительность, скорость и др.).
- Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции и технологию ее производства.
- Эргономические показатели учитывают его приспособленность к антропометрическим, физиологическим, психологическим, биомеханическим и другим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах (шум, вибрация, усилив на рычагах и др.).
- Показатели унификации и стандартизации характеризуют степень использования одинаковых по своему функциональному назначению деталей сборочных единиц, применяемых на различных автомобилях, и стандартных деталей и узлов.
- Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и использование автомобиля, трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта.
- Экологические показатели характеризуют систему человек—машина—среда с точки зрения уровня вредных воздействий на природу, возникающих в процессе эксплуатации машины.
- Эстетические показатели отражают такие свойства автомобиля, как форма, внешний вид. Они определяются уровнем художественного конструирования.
- Патентно-правовые показатели характеризуют весомость новых изобретений, реализованных в автомобиле.
Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.
Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.
Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).
Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.
Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.
Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.
Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.
Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.
Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.
Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.
2 комментария к записи “ Качество и надежность машин ”
Хочу приобрести подержанный автомобиль не старше 3 лет. Основным критерием для меня является его надежность. Существует ли рейтинг автомобилей по качеству, чтобы проще было определиться?
Ежегодно рейтинг автомобилей по качеству составляется Немецкой Ассоциацией технического надзора (TÜV). Ниже приведен актуальный рейтинг авто не старше 3 лет. Как видно из таблицы, самыми надежными являются модели Mercedes-Benz GLK и Porsche 911. Хуже всего себя показали автомобили Chevrolet Captiva, Kia Sorento и Kia Sportage. Надеемся эта информация поможет Вам в выборе.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/kachestvo-i-nadezhnost-mashin/
Качество автомобилей. Способы управления реализуемым показателем качества
Под качеством автомобиля следует понимать совокупность эксплуатационных свойств, определяющих степень пригодности автомобиля в целом и его КЭ к выполнению заданных функций.
Каждое свойство характеризуется одним или несколькими показателями, которые могут принимать различные количественные значения. Например, свойство динамичности автомобиля характеризуется максимальной скоростью и временем разгона автомобиля до 100 км/ч (у ГАЗ-3110 “Волга” эти показатели составляют, соответственно, 175 км/ч и 12,2 с, при комплектации двигателем ЗМЗ-4062). Есть также свойства автомобиля, которые в процессе эксплуатации не изменяются, например грузоподъемность, пассажировместимость, габаритные размеры и пр.
Однако показатели большинства свойств, определяющих качество автомобиля в процессе эксплуатации, изменяются (динамичность, экономичность, мощность двигателя и пр.). Интенсивность изменения этих свойств можно в процессе эксплуатации уменьшить, т.е. управлять ими при условии знания закономерностей изменения.
Современный автомобиль состоит из 15-20 тыс. деталей, из которых 7-9 тыс. теряют начальные значения свойств, при этом около 3-4 тыс. деталей имеют срок службы меньший, чем срок службы автомобиля в целом. Примерно 150-300 деталей чаще других требуют замены и вызывают наибольшие простои автомобилей и в сумме наибольшие материальные затраты.
Показатели качества автомобиля и его КЭ ухудшаются по мере эксплуатации, с увеличением пробега. Сферу эксплуатации интересуют не только начальные значения показателей эксплуатационных свойств, но в не меньшей степени и интенсивность изменения их в период эксплуатации.
Изменение показателей достаточно большого количества свойств автомобилей в эксплуатации достаточно адекватно описывается экспоненциальной зависимостью (см. рис.2):
, (2.1)
где — значение показателя качества при пробегеt;
— начальное значение показателя качества; к – коэффициент интенсивности изменения конкретного показателя качества в процессе эксплуатации.
Рис.2.1. Изменение и реализуемый показатель качества
Реализуемый показатель — это среднее значение показателя качества за определенный период эксплуатации автомобиля
. Его значение может быть определено по формуле
(2.2)
Более точно значение подсчитывается с использованием интегрального исчисления
(2.3)
Начальное значение показателя качества определяется сферой производства автомобилей лишь с учетом требований сферы эксплуатации. Интенсивность его изменения – как сферой производства, так и в немалой степени сферой эксплуатации автомобилей – в соотношении примерно 3:2. Сфера производства обеспечивает начальное значение показателя качества, интенсивность его изменения, что определяется качеством конструкции и технологии изготовления автомобилей и их КЭ. Сфера эксплуатации автомобилей влияет на интенсивность изменения показателя качества совершенствованием методов ТО и ремонта, качеством их работ, применяемых современных эксплуатационных материалов, стилем вождения автомобилей и т.д. Всё это составляет первый путь управления реализуемым показателем качества (рис.2.2,а), который состоит в совершенствовании качества эксплуатации. Управлять значением можно также путем изменения возрастной структуры парка (рис.2.2,б). При обновлении структуры реализуемый показатель качества возрастает.
Рис.2.2. Способы управления реализуемым показателем качества:
а — совершенствованием качества эксплуатации;
б — управлением возрастной структурой парка
Обновлять структуру автопарков в настоящее время проблематично, т.е. второй метод нельзя считать практичным, а вот совершенствовать качество эксплуатации автомобилей возможно и необходимо. Это одна из основных задач автомобильного транспорта, а именно науки ТЭА.
ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЛИ ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ
К процессам изменения параметров ТС КЭ автомобиля, обусловленных их работой, относятся:
изнашивание, пластические деформации и прочностные разрушения, остаточные деформации, усталостные разрушения, коррозия и старение материалов. Знание процессов изменения ТС КЭ автомобиля важно прежде всего для совершенствования их конструкции, для нормирования периодичности и структуры технических вмешательств в автомобиль в процессе эксплуатации.
ИЗНАШИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ
Источник статьи: http://lektsii.org/1-77304.html