- Подрезали при перестроении и попали в ДТП – кто виноват и что делать?
- Что говорят ПДД о подрезании?
- Подрезали при перестроении – кто виноват?
- Перестроились и затормозили – удар сзади
- Если задели боковой частью
- Доказательства
- Что делать при таком ДТП?
- Если подрезали и уехали с места происшествия?
- Судебная практика 2021 года
- Если вас подрезали на дороге
- Что такое «подрезали» на дороге?
- Как не столкнуться с автомобилем, который вас подрезает?
- Что делать для того, чтобы вас не подрезали?
- Если вас подрезали и произошло ДТП, кто виноват?
Подрезали при перестроении и попали в ДТП – кто виноват и что делать?
- Вне зависимости от цели подрезающего всегда нужно следить за дистанцией и безопасным боковым интервалом. Так как виноватым в такой ситуации оказаться вполне реально.
- Если кто-то пытается вас «учить» на дороге, соблюдайте правила, тормозите при возникновении опасности вместо маневрирования.
- Для доказательства своей невиновности в случае ДТП решающую роль в большинстве случаев играет видеорегистратор в вашей машине.
- Если подрезавший водитель скрылся с места происшествия, не всё потеряно, его можно привлечь к ответственности, а вам – получить страховое возмещение.
Когда мы говорим, что автомобиль подрезали, то почти всегда имеется в виду некое специальное, умышленное действие второго водителя, который спровоцировал ДТП. Так действуют «учителя» на дороге, которые пытаются наказать или проучить своего оппонента, полагая, что водитель недостаточно удобно для него или неё едет или двигается слишком медленно. Иногда при таких маневрах не удается избежать столкновения транспортных средств и, казалось бы, простой конфликт уже перерастает в возмещение вреда. Но кто кому будет его возмещать, кто прав, и кто виноват в таких ситуациях, разберем более подробно в статье.
Что говорят ПДД о подрезании?
Ключевым понятием, которое нам понадобится, является перестроение. Но, к счастью, оно, как и другие термины, простое.
- Перестроение – это когда автомобиль сперва ехал в одной полосе и потом переместился в соседнюю полосу, при этом направление движения сохранил.
- Причём, если вы выехали на «встречку», то это тоже перестроение.
- То же правило действует и для рядов, если в одной полосе их несколько.
- Когда этот манёвр совершается неправильно, то может возникнуть опасность для движения. Она возникает, когда при продолжении дальнейшего движения, не изменяя скорости и направления, возникает риск столкновения автомобилей.
- При этом очень важно какая дистанция и боковой интервал разделяют автомобили в начальный момент. От этого зависит, удастся ли избежать ДТП или нет.
Всё это включено в понятие опасное вождение, которое было введено в Правила дорожного движения в 2016 году. Опасное вождение запрещается водителям, но именно таким вождением и отличаются «учителя» на дорогах.
Такая манера вождения имеет относительно чёткие критерии, описанные в ПДД:
- подрезание другого автомобиля – то есть неуступление дороги при перестроении,
- резкое торможение, когда оно не нужно для предотвращения опасности на дороге и ДТП (это тоже включено в в понятие «подрезания»),
- несоблюдение дистанции и/или бокового интервала,
- препятствование обгону.
Нарушая требования Правил, они умышленно создают опасность на дороге, резко перестраиваясь перед автомобилями и тормозя, без какой-либо необходимости.
Подрезали при перестроении – кто виноват?
Кажется, что ответ на данный вопрос напрашивается сам собой, конечно же, виноват тот, кто подрезал. Но на практике не всё так однозначно, как хотелось бы.
Перестроились и затормозили – удар сзади
Для такой ситуации важным показателем будет дистанция. При этом, водителю, который едет прямо и не совершает никаких маневров необходимо держать безопасную дистанцию до впереди едущего транспортного средства. Он самостоятельно выбирает её, исходя из скорости его автомобиля, погодных условий и состояния дороги.
Но что делать и как быть, когда выбранную дистанцию нарушает перестроившийся автомобиль. При этом, он может не просто вклиниться в вашу полосу, но и затормозить перед вашим автомобилем.
В таком случае водитель, которого пытаются «проучить» должен со своей стороны соблюдать ПДД и при возникновении опасности тормозить вплоть до полной остановки. Так действовать предписывает пункт 10.1. И, если подрезающему водителю запрещено резко тормозить без какой-либо на то причины, то для второго водителя такие причины есть – вам необходимо избежать ДТП.
Когда дистанция, на которую перестроился «учитель» слишком мала, то, скорее всего, у вас не будет технической возможности остановиться, и произойдет столкновение. В данном случае виноват будет водитель, вас подрезавший, но самое важное здесь – вам данный факт предстоит еще доказать.
Пару слов скажем и про ситуации, которые случаются, как правило, в осенне-зимний период. У перестроившегося водителя может не быть желания и цели вас подрезать, он по невнимательности может просто не оценить дорожную обстановку.
К примеру, не учесть, что дорога скользкая или под слоем снега, а на таком покрытии тормозной путь увеличивается. И безобидное перестроение в соседний ряд на светофоре может привести к аварии, ведь автомобилю, который едет позади не хватит расстояния, чтобы остановиться. То есть данный пример прост:
- вы едете, например, со скоростью 30 км/ч и размеренно замедляетесь, чтобы остановиться на запрещающий сигнал светофора, правильно рассчитав расстояние до стоп-линии и тормозной путь при таком медленном торможении,
- но вдруг перед вами вклинивается другой автомобиль, который, хоть и движется со скоростью, к примеру, 5 км/ч, но уменьшает дистанцию, и ваш тормозной путь уже даже при экстренном торможении, которое вы начинаете применять, оказывается длиннее расстояния до подрезавшей машины.
Должны ли вы были предвидеть, что авто перестроиться, и интенсивнее тормозить ещё заранее? Нет. Могли ли вы предвидеть эту опасность в контексте пункта 10.1 ПДД? Нет. Виноваты ли вы в ДТП? Конечно же, нет!
В таком случае вина тоже будет лежать на невнимательном водителе, но обстоятельства произошедшего придется также доказывать. Ведь подрезавший вас водитель может указать, что и не перестраивался вовсе, а ехал по этой полосе уже давно.
Если задели боковой частью
Как вы помните, кроме дистанции, есть еще и боковой интервал. Его не соблюдают, когда бьют задней частью опережающего или обгоняющего автомобиля в переднюю часть двигающуюся по своей полосе машину.
Избежать ДТП здесь крайне сложно, но можно, если, вовремя обнаружив опасность, затормозить либо отвернуть рулем в сторону.
Но крутить сильно рулем нельзя, ведь машину может занести, и тогда полученный вред будет еще больше, чем тот, которого хотелось избежать.
Также важно сохранить положение автомобиля в полосе на случай, если придется доказывать свою невиновность. Ведь второй участник ДТП скорее всего скажет, что это именно вы перестроились из другой полосы в его и врезались в его заднюю часть. Кроме того, вернёмся к пункту 10.1 – он указывает только тормозить до полной остановки, а никак не маневрировать.
Доказательства
Когда водитель попал в подобное ДТП, самым хорошим и надежным доказательством его невиновности является запись видеорегистратора, установленного в его автомобиле. В крайнем случае, в автомобиле, который двигался рядом в потоке.
Ведь на видеозаписи, как правило, видно, чьи именно действия привели к аварийной ситуации, кто обгонял, кто подрезал. А это главное при доказательстве виновности того или иного участника движения – установить причинно-следственную связь в ДТП.
Без записи бывает крайне тяжело доказать свою правоту, ведь объяснения участников будут противоречивые, а показания свидетелей не всегда помогают установить истину.
Кроме того, вокруг могут быть камеры видеонаблюдения. Поэтому сразу после аварии (после того, как вы выставите знак аварийной остановки, включите «аварийки» и вызовите ГИБДД) следует осмотреться вокруг на предмет их наличия. А затем соответствующим ходатайством заявить инспектору ГИБДД о необходимости запроса видео с этой камеры у соответствующей организации.
Что делать при таком ДТП?
Действия водителя при ДТП прописаны в ПДД, но там перечислены только обязанности с законодательной точки зрения, и не только эти обязанности необходимо выполнить водителю, но и другие действия, которые помогут вам остаться правым в такой ситуации.
- По возможности сразу же остановиться после столкновения.
- Не передвигать и не переставлять автомобиль с места, как минимум до того момента, как сможете зафиксировать все обстоятельства ДТП.
- Найти свидетелей и очевидцев аварии, записать их данные, спросить есть ли у них видеорегистраторы, если это водители из других авто.
- Сфотографировать автомобили, их взаимное расположение относительно друг друга и других стационарных объектов.
- Обязательно сфотографировать повреждения на обоих автомобилях и следы, осколки и т.п. на дороге. При этом, повреждения надо фотографировать очень детально, а следы и осколки в масштабе относительно автомобилей.
- Если нет возможности всё это фотографировать, тогда можно сделать видеозапись, на тот же видеорегистратор (при наличии).
- Вызвать ГИБДД для оформления происшествия, если необходимо.
В случае, когда следы на дороге, показывающие как двигались автомобили до ДТП, могут быстро исчезнуть (идет снег, дождь) то фиксировать их надо как можно быстрее.
После всего вышеуказанного, когда остается лишь ждать прибытия на место сотрудников полиции, необходимо осмотреть место ДТП и близлежащие объекты. Возможно где-то есть видеокамеры, на которые могла попасть ваша авария.
По факту мы перечислили почти всё, что должны делать сотрудники полиции после прибытия на место ДТП. Но они могут прибыть слишком поздно, когда уже не будет видно следов, разъедутся свидетели и очевидцы, поэтому в ваших интересах изначально брать на себя их обязанности, а потом всю информацию сообщить сотрудникам.
Если свидетелей или видеозапись удастся найти только спустя какое-то время, когда ДТП уже будет давно оформлено, то имеющуюся видеозапись нужно письменным ходатайством приобщить к материалам дела. Также письменно необходимо заявлять и о наличии свидетелей и об их опросе.
Если подрезали и уехали с места происшествия?
Второй участник ДТП не всегда остается на месте происшествия, и даже в том случае, когда его автомобиль пострадал, ведь он понимает, что его действия могли стать причиной аварии. А в ситуациях, когда машину подрезали, но контакта между авто не было, уезжают почти всегда. Именно так поступают чаще всего так называемые «учителя».
В такой ситуации важно запомнить, записать, узнать, посмотреть на видеорегистраторе марку, модель и номерной знак подрезавшего автомобиля и сообщить их инспектору ДПС.
Инспектор обязан доложить дежурному о скрывшемся транспортном средстве и водителе и отразить эти данные в документах.
Скрывшегося водителя в итоге могут не найти и не оштрафовать (не привлечь к административной ответственности), но это не мешает вам получить возмещение по ОСАГО, если на автомобиль виновника был оформлен полис ОСАГО, или потребовать ущерб с собственника уехавшего автомобиля.
Судебная практика 2021 года
Практика в судах по таким ДТП различная и обобщить её не получится, но мы более подробно остановимся на одном деле, и на его примере расскажем, как и что обычно бывает в суде.
Решение по этому делу вынес Первоуральский городской суд 29 июля 2014 года, затем это решение было обжаловано, но решение устояло и вступило в законную силу.
Коротко о ситуации: водитель ехал в крайней левой полосе, и какой-то учитель решил его подрезать. В результате его действий водителю пришлось тормозить, и машина потеряла управление. Как итог, автомобиль потерпевшего выскочил на встречку, где столкнулся с большегрузом. Были пострадавшие. Учитель скрылся с места происшествия, контакта с его машиной не было.
Сразу отметим 3 фактора, которые, как нам кажется, привели к положительному решению по данному делу в пользу пострадавшего.
- У пострадавшего водителя в машине был видеорегистратор. Прибывший на место сотрудник ДПС сразу же просмотрел видеозапись и передал ориентировку на скрывшийся с места ДТП автомобиль. Его нашли и даже установили водителя. Далее именно запись видеорегистратора играла ключевую роль при проведении экспертиз, в том числе судебных.
- В данном ДТП были пострадавшие и уголовное дело. Хоть это плохо звучит, но именно этот факт повлиял на то, что в рамках уголовного дела проводилась автотехническая экспертиза, которая также была учтена судом при вынесении решения.
- Нашлись свидетели данного происшествия, и они дали показания в суде.
Основной довод виновника ДТП был в том, что это другой водитель сам не справился с управлением, начал крутить рулём и выехал на встречную полосу, а он не при делах.
Поэтому важно помнить о том, что мы писали выше, ваши действия не должны расходиться с Правилами дорожного движения, и, если в конкретной ситуации вы, просто тормозя, не избежите столкновения, может быть, вы тем самым избежите более серьезных последствий и разбирательств.
Даже если у вас будет видеозапись, нельзя быть на 100% уверенными в том, что вас не признают виновными. По делу могут быть проведены несколько экспертиз, и мнения экспертов могут кардинально отличаться. Важно, как суд в конечном итоге оценит все доказательства по делу.
В заключении хотелось бы сказать, что самое надежное средство – это стараться избегать таких ситуаций, соблюдать ПДД и не провоцировать других водителей на агрессию. Основные правила здесь просты:
- никогда никого не провоцируйте, даже если ничего не нарушаете при этом,
- не двигайтесь в левом ряду вне населённых пунктов (а также внутри населённых пунктов при разрешённой скорости 80 км/ч) при свободных правых и если этого не требуется для поворота налево или разворота; в последних ситуациях перестраивайтесь в левую полосу заблаговременно, чтобы никого не подрезать, но и не нужно занимать этот ряд за несколько километров до места поворота/разворота,
- помните, что и в населённых пунктах занимать левую полосу нельзя при наличии 3 и более полос в вашем направлении, кроме случаев интенсивного движения, необходимости опережения других авто, поворота налево или разворота.
Источник статьи: http://tonkostidtp.ru/a/podrezali-pri-perestroenii-i-popali-v-dtp-kto-vinovat-i-chto-delat
Если вас подрезали на дороге
Последнее обновление: 08.06.2020
Комментариев нет
В процессе движения в потоке машин, каждый водитель выбирает для себя оптимальную дистанцию до едущего впереди автомобиля. Водитель может дистанцию увеличивать, сокращать, в общем, действовать в зависимости от дорожных условий в совокупности со своими привычками.
Поскольку поток машин движется неравномерно, то и расстояние между машинами по линии дистанции все время изменяется: становится то больше (дистанция увеличивается), то меньше (дистанция уменьшается). Вместе с необходимостью совершать перестроения для выполнения различных маневров повышается вероятность того, что в увеличенное пространство между машинами может «встроиться» другой автомобиль.
Подобные варианты маневрирования транспортных средств являются естественными, и если они совершаются в рамках ПДД, то нарушением они НЕ являются. В рамках ПДД означает, что в соответствии с пунктом 8.1, при выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Также не являются нарушением ПДД случаи, когда «страждущего» перестроиться впускают впереди себя либо с целью избежать аварийной ситуации в перспективе, либо из добрых побуждений. Такое соучастие нередко проявляется и хорошо «работает» во время движения в пробках. Рекомендую статью В пробках все равны: уступите вы, уступят и вам.
Что такое «подрезали» на дороге?
Процесс встраивания между едущими друг за дружкой машинами на всегда происходит, что называется, гладко. Бывают ситуации, когда кто-то резко встраивается перед вами, и вы вынуждены затормозить, или отвернуть в сторону для того, чтобы избежать столкновения с тем авто, который перестроился прямо перед вами.
Такой процесс резкого перестроения или другого маневра, когда кто-то резко сбоку въезжает перед вашим автомобилем, вынуждая вас принять указанные выше меры, получил в народе название «подрезание». Имеет место эффект неожиданности.
Резкое перестроение почти всегда может вызвать непредвиденные последствия, начиная с тех, что кто-то «шарахнется» в сторону, заканчивая потерей управления, например, на скользкой дороге. Теория перестроения рассмотрена в серии статей Перестроение.
С похожим явлением можно встретиться на повороте налево в перекрестке, когда один водитель поворачивает по дуге через условный центр перекрестка, а другой, едущий за ним водитель, поворачивает по короткой линии, срезая угол поворота, в целях быстрее повернуть, тем самым подрезая путь первому водителю.
Смысл фразы «подрезали на дороге» заключается в том, что один участник движения, встраиваясь сбоку в поток машин, как бы режет путь другому участнику (препятствует ему), вынуждая того тормозить или уклониться от столкновения.
Хороший наглядный пример ситуации, когда подрезали на дороге, рассмотрен на примере дорожной ситуации в статье К вопросу о тактике перестроения. Ниже на фото запечатлен момент из того эпизода.
Как не столкнуться с автомобилем, который вас подрезает?
При возникновении аварийной ситуации некоторые водители сначала давят рукой на клаксон, а уже потом – ногой на тормоз или как-то пытаются «объехать» ситуацию.
Целесообразно поступать наоборот – сначала реагировать: тормозить или ускоряться в зависимости от обстановки, объезжать или уходить в сторону, а уже потом и звуковой сигнал может не понадобиться.
Звуковой сигнал имеет действие только в самом начале возникновения аварийной ситуации, а позднее может даже стать помехой. Более того, дорожная ситуация может потребовать быстро выкрутить руль, например, для объезда, а одной рукой быстро это сделать вряд ли получится.
Вообще, сам момент того, что вас кто-то подрезает, редко происходит «вдруг», т.е. неожиданно. Автомобиль, водитель которого стремится вас подрезать (а это может происходить не намеренно), обычно виден боковым зрением. К тому же, когда соседний с вами автомобиль вас опережает, траектория его движения обычно просчитывается. По корпусу машины видно, в какую сторону на дороге она смещается.
Таким образом, сам момент перестроения того автомобиля перед вами, можно сказать предсказуем. Но он предсказуем только в том случае, если вы на него обратили внимание, т.е. автомобиль вам виден!
Если же вы не следите за изменением дорожной обстановки вокруг своего авто, отвлекаетесь от наблюдения за дорогой (например, мило беседуете с попутчиком), не обращаете внимание на едущие рядом с вами машины, то резкое перестроение другого автомобиля перед вами становится для вас неожиданным.
А когда событие происходит неожиданно (неожиданно для вас), т.е. если вас подрезали на дороге, то вы оказываетесь к нему не готовы, и возникает вероятность столкновения с тем, внезапно появившимся впереди вас автомобилем.
Таким образом, ответ на вопрос что делать, если вас подрезали, будет следующий: реагировать таким образом, чтобы избежать столкновения. Для этого дорожная ситуация должна быть под вашим контролем.
Что делать для того, чтобы вас не подрезали?
Проблема в том что действие, которое можно назвать подрезанием, т.е. резкое перестроение другого авто в пространство перед вашим автомобилем, от вас никак не зависит. Сие действие осуществляет водитель другого автомобиля в соответствии со своими намерениями.
Не факт, что он это делает умышленно, вполне возможно, что у него вот такое своеобразное ощущение пространства, и он уверен, безупречно ведет свой автомобиль.
Поэтому, вы можете контролировать только последствия от его действия, если оно уже произошло (см. выше, как не столкнуться), или можете процесс движения взять, как говорится, под свой контроль. Что это такое?
Это значит, сделать ситуацию и для вас, и для других водителей предсказуемой. Для того, чтобы другой водитель смог безболезненно перестроиться перед вами, не подрезая вас, целесообразно регулировать дистанцию до едущего впереди вас автомобиля, и, в одних случаях оставлять ее немного большей, чем это требуется для безопасного торможения, а в других — сокращать, чтобы впереди вас никто не вклинился.
Таким образом, другой автомобиль сможет без напряжения перестроиться или перед вами, или наоборот, за вами, например, после завершения обгона, или на многополосной дороге, где очень часто используется шашечное перестроение. В результате, вы свою дистанцию и пространство с боков машины можете контролировать, и даже, если вас кто-то подрежет, вы будете к этому готовы.
Как легко измерить дистанцию до «переднего» автомобиля можно прочесть в статье Движение в потоке.
Для движения в потоке есть одно общее правило: всегда нужно смотреть на несколько машин вперед. Чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. Не следует «прижиматься» почти вплотную к передним автомобилям.
Слишком короткая дистанция — это очень не предусмотрительно. И для вас и для попутчика, который движется впереди.
С одной стороны «прижимание» сзади всегда напрягает, а с другой стороны, прижимаясь к «передним» авто или сильно сокращая дистанцию, вы лишаете себя должного обзора и возможности своевременно реагировать на изменение ситуации. А, ведь, на высокой скорости все происходит очень быстро.
Ведь, если «передний» автомобиль начнет тормозить, а вы у него, как говорят, на «заднем бампере»,то можно очень легко в этот бампер «приехать». А виноват в таком случае будет тот, кто ехал сзади. Получается так, что на короткой дистанции вы добровольно ставите себя в ситуацию, похожую на ту, когда вас подрезают — лишаете себя возможности маневрировать.
Если вас подрезали и произошло ДТП, кто виноват?
Процесс резкого перестроения или другого маневра, когда кто-то резко сбоку въехал перед другим автомобилем, вынуждая того водителя тормозить, либо изменить направление движения, носит народное название «подрезание». Подрезание — это маневр, в результате которого нарушаются требования пункта 8.1 ПДД — создаются помехи для движения других участников, т.е. сие действо является нарушением.
Если в результате подрезания происходит ДТП, то в нем виноват нарушитель, чьи действия спровоцировали столкновение, т.е. подрезавший. Но поскольку в таких ситуациях часто происходит наезд сзади или сзади-сбоку, то со стороны подобное столкновение может выглядеть как ДТП, вызванное несоблюдением дистанции, при котором виновником является «задний» автомобиль.
Может получиться так, что столкновения и не произойдет, провокатор подрежет, и ни о чем не подозревая, продолжит свой путь, а тот автомобиль, которого подрезали, может потерять управление и врезаться, например, в ограждение или улететь с дороги. Физического столкновения между машинами не было, а ДТП произошло.
При существующей системе страхования и разборов ДТП важно не просто быть не виновным, а еще суметь доказать, что ты не виновен в аварии. А как быть, если нет доказательств или свидетелей? — вопрос для многих остается открытым.
Поэтому, выгоднее следить за дорогой, вести автомобиль в соответствии с дорожными и погодными условиями, и стараться избежать аварии. Рекомендую статью Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем!
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 08.06.2020
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Источник статьи: http://avtonauka.ru/electronika/esli-vas-podrezali-na-doroge.html