- Раритетный автомобиль
- Содержание
- Определение по версии Classic Car Club of America
- Определение по версии Antique Automobile Club of America
- Великобритания
- Германия
- Россия
- Ретро и ведро: где граница между олдтаймером и старьем
- Сохранность кузова
- Аутентичность комплектации
- Ценность в среде автолюбителей
- Заключение
- Ретромашинам дадут свой стандарт
Раритетный автомобиль
Классический автомобиль — термин, в общем случае относящийся к старинным автомобилям; существует, однако, очень большое количество конкретных определений. В то время, как одни очень широки и фактически причисляют к классике любой хорошо сохранившийся старый автомобиль, иные, например определения по версии «Concours d’Elegance» или The Classic Car Club of America, рассматривают в качестве конца «классической эры» 1948 года, и ставят иные жесткие ограничения.
В Европе предпочитают использовать термин олдтаймер (англ. Oldtimer ) — «старинный, раритетный автомобиль». Как правило, под этим словом имеют в виду машину до 1975 года выпуска.
В современном русском языке также распространён термин «авторетро» с не вполне устоявшимся значением, обычно под раритетными понимают любые достаточно старые автомобили.
Высоко ценящиеся модели олдтаймеров — предмет антиквариата и коллекционирования. В настоящее время существует целая индустрия, связанная с коллекционированием, восстановлением (реставрацией) и тюнингом классических автомобилей.
Символом движения любителей олдтаймеров в Европе считается редкий 1955—1963 годах.
Современные технологии и материалы для реставрации позволяют воссоздать старинный автомобиль в первозданном виде, при этом сохранив его полную аутентичность, вплоть до мелочей. Но, всё же, особо ценятся автомобили, сохранившиеся в своем первозданном виде.
Содержание
В США классическим автомобилем официально считается автомобиль, выпущенный за 15 и более лет до текущей даты и сохраняемый в состоянии, соответствующем заводскому (или восстановленный в него).
Определение по версии Classic Car Club of America
CCCA признает классическими только автомобили высшей ценовой категории, выпущенные в ограниченных количествах между 1925 и 1948 годами. Из критериев «классика» называется так же дизайн — он должен включать в себя архаические элементы, такие, как отдельные крылья, подножки, фары и т. д. Им соответствует, например, 1948 Delahaye (на иллюстрации справа). У CCCA имеется собственный список классических автомобилей. Однако, данное определение даже в США считается излишне жестким, и во избежание путаницы к попадающим под него автомобилям обычно применяются термины Full Classic или CCCA Classic.
Определение по версии Antique Automobile Club of America
AACA считает классическим любой автомобиль, выпущенный 25 лет назад и более.
Великобритания
Официальное определение отсутствует, однако, автомобили, выпущенные до 1 января 1973 года определяются как «historic vehicle» (историческое средство передвижения) и освобождаются от дорожного налога. Если автомобиль зарегистрирован после этой даты, его год выпуска подлежит проверке компетентной организацией, например British Motor Heritage Foundation. Так же государственная страховая компания причисляет к категории классических автомобили старше 15 лет и стоимостью выше £15,000. [1].
Германия
В ФРГ автомобили, выпущенные более 30 лет назад, имеют официальный статус «Oldtimer».
Россия
Официальное определение отсутствует. Однозначное мнение в сообществе коллекционеров отсутствует так же. Ввиду характерных для отечественного автопрома длительных сроков выпуска автомобилей, а так же относительно небольшого числа моделей, можно сделать предположение, что наиболее рационально было бы использовать не временной критерий, а конкретный список моделей, относящихся к классическим.
Коллекционирование классических автомобилей, вне зависимости от того, что под этим подразумевается (от восстановления и сохранения крупносерийных образцов советского автопрома вроде ГАЗ-21 или ВАЗ-2101, до коллекционирования редких, уникальных иномарок и отечественных автомобилей, вроде исключительно редкого и ценного бронированного ЗиС-115), набирает всё большую популярность в России.
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/142076
Ретро и ведро: где граница между олдтаймером и старьем
Просматривая на Ютубе различные ролики, посвященные авто прошлых лет выпуска, в том числе, «корчеванию» старых моделей, регулярно сталкиваешься с гневными комментариями юзеров в духе «испоганили легенду, ироды». Это наталкивает на размышления на тему того, какой автомобиль действительно вправе считаться олдтаймером и легендой, а какой — представляет собой ржавое ведро, не являющееся ценностью, несмотря на почтенный возраст.
Есть ряд критериев, по которым можно определить, что же такое та или иная машина: олдтаймер это или древняя развалюха, которой самое место в пункте приема металлолома. От них напрямую зависит то, какая судьба наиболее логична и закономерна для того или иного экземпляра, стоит ли заниматься его восстановлением, или все подобные хлопоты — тлен. О трех самых важных параметрах для определения статуса тачки я сейчас и расскажу.
Сохранность кузова
Самое главное, что требуется для признания автомобиля настоящим олдтаймером, это сохранность кузовных элементов в более-менее приемлемом состоянии. «Рыжики», небольшие очаги коррозии, дефекты ЛКП и прочие мелкие изъяны просто неизбежны для авто, возраст которого уже позволяет законно выйти на пенсию. Все эти проблемы есть, без них никак, но каждый из таких изъянов вполне поддается устранению в процессе реставрации.
Очаги ржавчины и гниения металла можно отпескоструить, зачистить, проварить, а места, где возникли небольшие сквозные дыры, залатать. Наличие таких возрастных проблем еще не делает автомобиль ржавым ведром, которому дорога в утиль. Однако бывает и так, что кузов прогнил насквозь, где только можно, от порогов осталась рыжая труха, лонжероны протыкаются пальцем, а, наступая на днище, думаешь лишь о том, как бы нога не провалилась, оказавшись на асфальте. И эти проблемы — серьезная помеха реставрации.
Если старый автомобиль восстановлен с использованием минимума заплаток, сторонних средств, окрашен в заводской цвет — это настоящий олдтаймер. Но если в процессе реставрации пришлось полностью переварить лонжероны на «новодел», использовать для заплаток кучу жести из ближайшего строительного магазина, израсходовать три ведра шпатлевки для устранения неровностей кузовных панелей, то это уже не полноценный ретро-кар.
Такие экземпляры даже среди ценителей не особо ценятся (сделать машину подобным образом выйдет на порядок дороже, чем потом ее продать), единственный случай, когда столь радикальное «оперативное вмешательство» имеет смысл, это особая редкость машины. То есть варенный-клепанный-шпатлеванный «Москвич» 412 все равно останется древним ведром, которому цена — максимум пара тысяч у.е. (таких машин и в хорошем состоянии еще много), а вот условный ГАЗ-А — все же олдтаймер, хоть и не в лучшем состоянии. Ведь таких почти не осталось, выбирать не из чего, и восстановить машину из гнилого состояния с использованием кучи неродных материалов — единственный способ сохранить ее для потомков.
Можно подытожить: если машина очень старая и редкая, то она остается олдтаймером, даже если реставрация потребует больших восстановительных работ, замены оригинальных элементов кузова на «новодел». Но если речь идет о более распространенных экземплярах, где выбрать еще есть из чего, то слишком гнилая и восстановленная со злоупотреблением заплатками, шпатлевкой, неродными железками, тачка — это уже «ненастоящий» олдтаймер. Облик вроде и сохраняется, но коллекционная ценность такого авто невысока, а затраты на реставрацию — не оправданы.
Аутентичность комплектации
Помимо сохранности кузовных деталей, имеет значение сохранность комплектации, узлов и оборудования. Реставрация олдтаймера — это капитальный ремонт всей машины с сохранением максимального количества аутентичных и на 100% идентичных оригиналу узлов. То есть можно использовать шины или патрубки современного выпуска (резина, особенно старая, с годами очень склонна к разрушению), но точно такие же, как 50 или 70 лет назад.
Замена штатных деталей на неродные, но совместимые, снижает коллекционную ценность машины. Поэтому какой-нибудь ГАЗ М-20 «Победа», в котором мотор когда-то «свапнули», заменив на движок от более новой модели, настоящим олдтаймером считаться уже не может. Такую если и брать, то только под замену мотора и прочих узлов на предусмотренные с завода, то есть, именно от «Победы», а не «Волги» или «козлика» ГАЗ-69.
Исключением являются лишь запчасти, которые хоть и не предназначены конкретно для данной модели, но копируют оригинал на 100%, вроде уплотнителей стекла или ступичных подшипников. Такой «новодел» приемлем и не особо обесценивает машину.
Все эти «Волги» ГАЗ-21, «козлики» ГАЗ-69, как и прочие «Москвич-403» или «Победы», являются олдтаймерами только при сохранении комплектации, близкой к заводской. Нештатные детали, равно как и неродные сидения, современная музыка в салоне, покраска с использованием ведра шпатлевки, сильно обесценивают их. Для того, чтобы такая машина считалась настоящим олдтаймером, нужно потратить кучу сил и денег на приведение к оригинальному состоянию. А до того момента это не ценный ретро-кар, а ржавое корыто лохматого года выпуска.
Итак, что мы имеем: олдтаймер просто обязан соответствовать заводскому состоянию внешне, внутри и по качеству реставрации. Никаких килограммов шпатлевки, моторов от других моделей, нештатных дисков и сидений, музыки в салоне и прочего «колхоза». Если аутентичность не соблюдена, и тачку «заколхозили» еще во времена СССР, то никакой она не олдтаймер, а просто старье, и олдтаймером станет только после дорогого профессионального восстановления в сток.
Так что условный гнилой BMW E34, сменивший 10 владельцев, из них 5 переживший в лихие 90-е, сто раз ремонтированный с использованием деталей от ВАЗ, уже никакая не «легенда 90-х», а просто старое корыто, и будет таковым ровно до того момента, пока не будет восстановлен в оригинал с минимумом неоригинальных решений (вроде шпатлевки и заплаток).
Ценность в среде автолюбителей
Решающую роль в определении авто как истинного олдтаймера имеет его ценность в среде ценителей ретро-каров. Как гласит закон рынка, ценность вещи определяется ценой, которую этот самый рынок готов за нее предложить. Если вы оцениваете свою «малышку» в миллион, но покупатели готовы отдать за нее не большее 100 тысяч, и за столько же продаются аналогичные экземпляры, значит, общепризнанной ценности эта машина реально не имеет.
Многие автолюбители из среды ценителей старинностей готовы «с руками оторвать» ГАЗ-21 первой серии, с мотором как у «Победы», звездой на бампере и оленем на капоте, водостоками «на 3/4». За такую тачку в оригинальном на 99% состоянии готовы платить десятки тысяч долларов. Но подобная машина третьей серии, подвергшаяся «колхоз-тюнингу», ржавая, стоит мало, максимум пару тысяч долларов. То есть такой экземпляр не очень ценен, ведь он не особо эксклюзивен, а восстановление в сток потребует огромных вложений.
Исходя из сложности приобретения, редкости, уникальности и эксклюзивности определяется коллекционная ценность олдтаймера. Почти полностью аутентичные старые машины являются ценными экземплярами, но очень ржавые, с кучей нештатных деталей и тюнинга — вовсе нет. Важно помнить об этом всегда, чтобы не купить под видом дорогущего эксклюзива машину, которая в реальности представляет собой только груду ржавого металлолома.
Заключение
Что мы имеем в итоге? А в итоге мы имеем ряд факторов, разграничивающих олдтаймеры и ржавый металлолом. Чтобы считаться настоящим ретро-каром, цениться в среде поклонников и иметь ценность, старая машина должна соответствовать ряду критериев. Во-первых, она должна иметь достаточную сохранность кузовных деталей. Достаточной можно считать сохранность, при которой восстановление не потребует массового использования заплаток, шпатлевки и неродных железок.
Второй момент — комплектация. Никаких карбюраторов от 24-й «Волги» на «Победе», никаких 4-ступенчатых КПП на ГАЗ-69, никаких моторов от «Волги» ГАЗ-24 или «Газели» в более старых моделях. Все эти последствия народного тюнинга и свапа существенно снижают коллекционную ценность авто, превращая его из ценного экземпляра олдтаймера в неприметную кучу ржавого железа.
Поэтому не стоит сильно переживать, наблюдая за тем, как кто-то в кадре «корчует» старую машину, претендующую на звание олдтаймера в силу возраста. Все равно, если оснащение тачки далеко от оригинала, сохранность оставляет желать лучшего, а реставрация потребует огромных денег и сил, то никакая это не легенда прошлых лет, а лишь ее призрак, тень. И, учитывая нерентабельность восстановления такой машины (если есть экземпляры намного лучше, целее, аутентичнее), прямая дорога ей — достойно встретить конец, перед этим прожив бурную жизнь в стадии «корча».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/hyperu/retro-i-vedro-gde-granica-mejdu-oldtaimerom-i-starem-5c24d7520cfbc500ab75e78c
Ретромашинам дадут свой стандарт
Новый стандарт предусматривает введение критериев оценки на раритетность того или иного автомобиля старше 30 лет. Оценивать машину будут эксперты Российской автомобильной федерации по балльной шкале. Если машина наберет менее 100 штрафных баллов, она будет признана ретро- или классическим автомобилем и получит соответствующий паспорт. Если более — то паспорта она не получит.
Заслужить звание ретро- или классического автомобиля смогут только те машины, которые имеют оригинальную конструкцию, оригинальные или отреставрированные детали и элементы. Либо новые детали, но изготовленные по образцу оригинала.
Напомним, что сейчас уже действует ГОСТ, в соответствии с которым на ретроавтомобили могут выдаваться специальные номера с буквой «К». Предполагается, что те собственники таких машин, которые пожелают получить паспорт ретроавтомобиля, смогут с этим паспортом получить соответствующие номера.
Что же касается регистрации таких машин в ГИБДД, то тут порядок остается прежним даже с паспортом ретроавтомобиля. Помимо этого паспорта все равно на машину требуется ПТС или электронный ПТС.
Напомним, что сейчас на машины старше 30 лет не распространяются требования технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. И это понятно. Они не оборудованы ABS, у них совершенно иная оптика, на некоторых машинах нет зеркал заднего вида. Даже 21-я «Волга» не имеет штатных ремней безопасности. Однако это не ставит запрет на их допуск на дороги. Иностранные ретромашины можно ввозить и ставить на учет в Госавтоинспекции. Но если речь идет о единично ввезенных машинах, то потребуется сертификат соответствия безопасности.
Получить его можно в испытательных лабораториях. А без него машину на учет не поставят, и передвигаться по дорогам она сможет только на эвакуаторе. И даже после вступления в силу нового ГОСТа порядок постановки на учет машин в Госавтоинспекции не изменится. Закон о регистрации транспортных средств не предполагает исключений.
Надо также отметить, что новый ГОСТ не обязателен к применению. Это сугубо добровольное дело каждого автовладельца. Захочет человек получить паспорт ретроавтомобиля, он может обратиться в Российскую автомобильную федерацию, пройти экспертную оценку и получить такой документ. Не захочет — никто его не обяжет.
Никакой обязательной сертификации всех стоящих на учете машин старше 30 лет проводиться не будет.
Источник статьи: http://rg.ru/2020/02/27/v-marte-vstupaet-v-silu-novyj-gost-na-retro-i-klassicheskie-avtomobili.html