- Что делать если ваш автомобиль забуксовал?
- Дополнительная информация
- Если забуксовал в снегу
- Как подготовиться к зиме
- Правила движения в снегу
- Как выбраться из снега
- Автомобиль с АКПП – тонкости
- Чтобы прекратить буксование автомобиля рекомендуется
- Трогание на скользком покрытии
- После дождя грунтовая дорога скользкая
- Как трогаться на льду
- Важные «зимние» правила
- Выезжаем из снега на МКПП
- Как действовать с автоматом?
Что делать если ваш автомобиль забуксовал?
Никто не даст вам гарантию в том, что ваш автомобиль не может застрять, буксуя на снегу или в грязи. Застрять можно в речном песке, на глинистом грунте или на вспаханном поле. Достаточно часто застревают автомашины, находящиеся в сцепке с прицепом для легкового автомобиля, да и просто перегруженные автомобили. Как действовать в этой сложной ситуации?
Как правило, пробуксовывает одно колесо, имеющее наименьшее сцепление с грунтом (снегом). Во-первых, водитель должен оценить серьезность сложившейся ситуации. Во-вторых, возможно, продолжающиеся попытки «вылезти» приведут к дальнейшему погружению колес в грунт, и автомобиль сядет элементами моста или кузова на грунт. В этом случае без лопаты, домкрата или посторонней помощи не обойтись.
Считается, что переднеприводные автомобили легче вызволить из капкана. Колеса переднеприводного автомобиля при буксовании следует поворачивать в разные стороны, обеспечивая смену площадки контакта шины с дорогой, при этом меняются условия сцепления. Конечно, если вы завязли, буксируя прицеп для легкового автомобиля, то его рекомендуется временно отцепить.
Часто помогает преодолеть буксование метод «раскачки», когда вы непрерывно меняете направление движения вперед-назад, предварительно расчистив перед колесами пространство от грунта или снега.
Под буксующие колеса подкладывают песок — при буксовании по льду; хворост, лапник — в лесу, а также прочий подручный материал. Подкладывать подручный материал под колесо эффективнее, если предварительно поднять автомобиль домкратом.
Грибники возят с собой резиновые ленты-коврики или сваренные из уголка четыре дорожки по метру длиной, которые используют для вытаскивания застрявшей машины. При этом металлические дорожки эффективнее, коврики часто вылетают из-под буксующих колес.
Всегда предупреждайте людей, толкающих и раскачивающих автомобиль, что находиться в зоне за вращающимся колесом при буксовании опасно. Все, что вы подкладывали под колесо — ветки, камни и грунт, полетит на них.
Некоторые водители используют цепи противоскольжения. Цепи противоскольжения повышают проходимость автомобиля на заснеженных и скользких дорогах, но ездить с ними нужно только в случаях действительной необходимости, т. к. цепи портят шины и снижают комфортабельность езды. На мягком грунте или на снегу применение цепей опасно. Вы можете «закопаться» и сесть на элементы подвески или кузова.
Следует устанавливать только те цепи противоскольжения, которые соответствуют размеру колеса вашего автомобиля. Концы цепей должны быть надежно зафиксированы. Монтаж и эксплуатация цепей противоскольжения производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. Двигаться с установленными цепями противоскольжения следует на малой скорости. Если цепи начнут задевать за кузов или детали ходовой части, немедленно остановитесь и закрепите или перемонтируйте их заново. Езда на высокой скорости с установленными цепями противоскольжения или буксование колес на месте с высокой частотой вращения может привести к повреждению автомобиля.
На скользкой дороге, особенно на подъеме, трудно тронуться с места из-за буксования колес. В таком случае рекомендуется начинать движение не на первой, а на второй или даже третьей передаче. Для успешного использования этой рекомендации на практике потребуется провести несколько специальных тренировок, чтобы научиться согласованно управлять педалями сцепления и акселератора. В гололед неоценимую услугу может оказать подсыпанный под колеса песок. Опытные автолюбители зимой всегда возят с собой 2—3 кг сухого песка. Хранить его удобно в пластмассовых банках с завинчивающимися крышками.
На опасных участках двигаться следует медленно и с постоянной скоростью, останавливаться только на уклонах. Глубокие лужи лучше предварительно обследовать шестом. Не залезайте в грузовую колею, поскольку клиренс (наименьшее расстояние от поверхности дороги до низшей точки автомобиля) грузового автомобиля 220—330 мм, а клиренс легкового — 170—180 мм.
Дополнительная информация
При полном или частичном использовании материалов сайта гиперссылка на первоисточник обязательна.
Источник статьи: http://www.transportall.ru/article/auto/vash_avtomobil_zabuksoval.html
Если забуксовал в снегу
Снежная зима для многих в радость, а вот автолюбителям она может доставить массу неприятностей, среди которых, пожалуй, наиболее актуальная для наших реалий – глубокий рыхлый снег, который никто даже не собирается чистить, снего-грязевая плотная «каша» и ямы в укатанном снегу.
Как подготовиться к зиме
Наверняка даже начинающие автомобилисты помнят о важности «переобувки» машины в зимнюю резину. Бывалые хозяева «железных коней» советуют обзавестись на холодный период набором «скорой автомобильной помощи», который включает:
- лопату – лучше иметь обычную полноразмерную совковую, но в условиях ограниченного пространства в багажнике подойдет и маленькая саперная, главное чтобы она была надежной;
- небольшой пакет песка и пачку каменной соли;
- нейлоновый буксировочный трос – он такой же прочный как металлический и в то же время гибкий, крепится проще;
- домкрат – целесообразнее выбрать гидравлический, он более устойчив и намного удобнее винтового;
- несколько кусков прочной доски – подложить под колеса при выезде из рыхлого снега.
Хорошим дополнением к этому комплекту станут самозатягивающиеся цепи противоскольжения.
Правила движения в снегу
Одним из зимних врагов начинающих автомобилистов является рыхлый снег. Прежде всего, следует помнить, что двигаться в таких дорожных условиях лучше на низкой передаче. По возможности приспустить давление в колесах на 0,5 атм., чтобы увеличить проходимость автомобиля и ни в коем случае не останавливаться в рыхлом снегу. Лучше проехать несколько дальше и сделать остановку на почищенном месте.
Если же машина застряла и не хочет двигаться дальше не стоит паниковать и вдавливать в пол педаль газа. Во-первых, от этого машина лишь глубже зароется в снег и может окончательно «сесть на пузо». Во-вторых, можно спалить сцепление, что и засвидетельствует появившийся в салоне специфический запах.
Как выбраться из снега
Предлагаем несколько простых советов по борьбе со снеговой «кашей». Если автомобиль с МКПП(механической коробкой переключения передач) не справляется и начинает замедлять ход, следует плавно добавлять газ, не меняя положения руля. При этом важно контролировать пробуксовку ведущих колес по вибрации корпуса или движению стрелки тахометра, при фактическом отсутствии ускорения машины. Когда машина начинает пробуксовывать, можно попробовать сдать назад. Утрамбовав тем самым снежный покров и создав удобную площадку для удачного преодоления возникшей преграды.
В случае окончательной остановки автомобиля придется прибегнуть к более радикальным способам вызволения. Сначала следует освободить колеса от снега, если понадобится, то убрать его и из-под днища, а также прочистить колею для разгона. Если докопались до льда стоит использовать припасенный песок и соль, а также можно использовать незамерзайку. При их отсутствии следует попробовать набрать земли с обочины или в крайнем случае утрамбовать снег. В ход могут также пойти доски, ветки (лучше сосновые) или, за неимением всего вышеперечисленного, можно воспользоваться резиновыми ковриками из салона автомобиля (главное на радостях не забыть их забрать после удачного вызволения из снежного плена). Все это добро следует подкладывать под ведущие колеса.
После проведения этих манипуляций можно снова пробовать трогаться с места. Делать это следует плавно, избегая пробуксовки. Обороты при этом лучше держать где-то на уровне 1600–1700. Необходимо медленно отпускать сцепление, и по мере падения оборотов добавляя газ, постараться двигаться вперед. Если колеса все же начинают буксовать, стоит переключиться на вторую передачу, начальные обороты повысить до 2000 и еще раз попробовать начать движение. В случае поражения приступить к следующему методу.
Довольно эффективный способ выбраться из снега – раскачивание. Специалисты советуют начинать раскачивания:
- для заднеприводной машины на задней передачи;
- для переднеприводной – на первой.
При этом очень важно четко уловить момент максимально возможного отклонения и именно тогда начинать движение в другую сторону.
Автомобиль с АКПП – тонкости
Владельцам автомобилей с автоматической коробкой передач в подобных ситуациях гораздо сложнее. Ведь АКПП – штука тонкая и требует более бережного обращения. Особенности конструкции не допускают плавного включения сцепления, при его срабатывании диски сразу сходятся и как результат машина начинает буксовать. Также от переизбыточных нагрузок привод может выйти из строя. Потому длительная пробуксовка таким машинам строго противопоказана.
Пробовать выезжать необходимо враскачку. Для более быстрого переключения режимов следует четко запомнить положения селектора D и R. Если на коробке указаны ступени «1, 2, 3», то раскачиваться придется в режиме R и 2. Главное газовать плавно.
Если после нескольких попыток, положительного результата не достигнуто, лучше обратиться за сторонней помощью: попросить взять на буксир или вызвать эвакуатор.
Пара советов
После освобождения из снежного плена важно проверить, не забит ли радиатор снегом. Блокировка воздушного потока может привести к перегреву со всеми дальнейшими последствиями.
Если после выезда на ровную асфальтовую дорогу на высокой скорости начинаются вибрации (колебания) руля, следует проверить, не попал ли снег на внутреннюю сторону диска.
Источник статьи: http://osnova35.ru/esli-zabuksoval-v-snegu.html
Чтобы прекратить буксование автомобиля рекомендуется
Трогание на скользком покрытии
Начало движения автомобиля, то есть трогание, на покрытии с низким коэффициентом сцепления (лед, жидкая глина, изморозь на асфальте, масло и т. п.) приводит к срыву ведущих колес в пробуксовку. В такой ситуации машина может вести себя непредсказуемо, например резко изменить направление движения в сторону других машин, препятствий или пешеходов. Это очень опасно, если управляемые колеса повернуты в сторону. Кроме того, вывернутые колеса тормозят автомобиль и еще больше провоцируют пробуксовку.
Трогаясь на укатанном снегу, из-за которого скользкая дорога не сильно отличается от ледяной, особенно если используются шипованные шины, водитель может столкнуться с неприятным эффектом. Несколько оборотов колеса на месте способны снять тонкий слой льда и после касания твердого покрытия придать автомобилю резкий поступательный импульс. В итоге машина неожиданно прыгнет вперед (назад, если трогание совершалось при включенной задней передаче).
Чаще всего водитель допускает ошибку, когда выбирает обороты двигателя при трогании. Слишком сильно нажать педаль газа — значит, повысить обороты коленчатого вала двигателя и, как следствие, сорвать колеса в пробуксовку в момент отпускания сцепления (при механической коробке передач). На льду колесо, которое вращается на месте, разогреет верхний слой и превратит его в воду, но автомобиль не поедет, даже если нажать педаль газа до упора в пол.
Иногда водители хотят тронуться с места на скользкой дороге на колесах, поставленных непрямо. Их вводит в заблуждение руль в нулевом положении. На самом деле, он уже сделал полный оборот и колеса повернуты в сторону.
Когда под Вами – скользкая дорога, – применяйте следующие рекомендации. Старайтесь не допускать пробуксовки колес при трогании с места. Нажимайте педаль газа плавно, так же плавно отпускайте педаль сцепления. Слушайте обороты двигателя, следите за показаниями тахометра. Начинайте движение при оборотах, минимально необходимых для того, чтобы преодолеть инерцию покоя автомобиля. Для этого используйте так называемую задержку сцепления: не отпускайте педаль сцепления до конца, зафиксируйте ее наполовину нажатой в точке трогания. Следите за тем, чтобы управляемые колеса были поставлены прямо (если потребуется, выйдите из машины и проверьте). Что бы ни случилось, в любой ситуации наши специалисты по выездной тех помощи на дорогах москвы приедут и окажут необходимую помощь.
После дождя грунтовая дорога скользкая
Скользким бывает не только лёд или укатанный снег. Зачастую после дождя грунтовая дорога скользкая настолько, что автомобиль безнадёжно буксует, и без посторонней помощи не обойтись. Необходимо понимать элементарную кинематику подвески автомобиля. Когда включается сцепление, максимально загружаются задние колеса, затем обратным образом реагирует подвеска: через несколько мгновений после начала движения задние колеса уже разгружены. В этот момент и происходит пробуксовка. Управляя машиной с приводом на передние колеса, лучше применять двойной выжим сцепления. Отпустив педаль в первый раз, то есть включив сцепление, вы разгрузите передние колеса, так как инерция покоя потянет автомобиль назад. Включив сцепление повторно тогда, когда машина на элементах подвески качнется вперед, вы подадите на колеса тягу. Из следующей главы можно будет узнать как научиться выполнять остановку и начало движения (трогание) на подъеме и что такое система помощи при трогании на подъеме hsa (hac).
И еще. В начале движения на скользкой дороге (на покрытии с минимальным коэффициентом сцепления) профессионалы рекомендуют применять следующие приемы:
- трогайтесь с места на второй или даже на третьей передаче, чтобы снизить начальную тягу;
- затягивайте стояночный тормоз до половины, чтобы уменьшить вращательный импульс, который передается на ведущие колеса;
- в момент трогания несколько раз осторожно и плавно включите сцепление при постоянных оборотах двигателя;
- попробуйте тронуться на падающих оборотах двигателя: поднимите показания до 1500-2000 об/мин и одновременно (но плавно) отпустите педали сцепления и газа.
А в одной из следующих глав можно будет узнать что делать когда машина застряла в грязи, или машины буксуют в грязи, на снегу, на льду, в траве.
Разгоняясь на снегу, можно допустить небольшую пробуксовку (чего нельзя сказать про лед): она очистит протектор колес от снега. Если же автомобиль не ускоряется, сбросьте газ, затем снова плавно увеличьте тягу.
Как трогаться на льду
Что касается самого старта, то зимой избежать пробуксовки ведущих колес на льду непросто. Особенно опасна она при выезде со стоянки, когда зазоры между припаркованными автомобилями минимальны и есть риск задеть соседей, так как автомобиль в такой момент плохо слушается руля.
Вот безопасная тактика того, как трогаться на льду:
- выжимайте педаль сцепления;
- включите вторую передачу;
- увеличьте обороты двигателя до 1500 об/мин;
- плавно отпуская сцепление, следите, чтобы обороты не падали ниже критических, чтобы двигатель не заглох, а ведущие колеса не сорвались в пробуксовку;
- в точке трогания на несколько секунд задержите педаль сцепления и убедитесь, что автомобиль начал движение;
- после успешного трогания действуйте в обычном порядке.
Если вы уверены, что вам не хватит навыков тронуться на льду, запаситесь временем, терпением и потренируйтесь. Желательно, чтобы вокруг не было других автомобилей, а также посторонних, поскольку советы бывалых не дадут вам сконцентрироваться. Добейтесь плавности, не допускайте пробуксовки колес. Запомните свои действия, привыкните к правильному положению педалей сцепления и газа, при котором создается баланс между тягой, подаваемой на колеса, и минимальными оборотами двигателя, необходимыми для обеспечения уверенного старта.
Разгоняясь на льду, применяйте ступенчатое увеличение тяги. Нажмите педаль газа на 10-15% и удерживайте несколько секунд. Убедитесь, что обороты двигателя увеличиваются, пробуксовки нет, а автомобиль разгоняется. Увеличьте тягу еще на 5-10% и продолжайте разгон тем же способом. Если пробуксовки избежать не удалось, сразу же выжмите сцепление и отпустите педаль газа, чтобы колеса не успели зарыться в снег. Попробуйте начать все сначала. В случае многократных неудачных попыток подсыпайте под ведущие колеса песок или грунт, за городом уложите еловый лапник. На худой конец можно измельчить лед под колесами острым предметом, чтобы превратить его в снежно-ледяной порошок.
А как быть с автоматом? Автоматические КПП подают на ведущие колеса равномерный крутящий момент, который соответствует каждой передаче. Делают они это плавнее, чем водители, управляющие подачей топлива с механической КПП. Именно потому, что, управляя автомобилем с АКПП, практически невозможно перекрутить мотор, то есть превысить обороты коленчатого вала выше тех, что присущи той или иной передаче, так как коробка сама переключит передачу ступенью выше, процесс трогания на льду с автоматом заметно упрощается. У многих современных АКПП существуют режимы, которые ограничивают переключение передач вверх, а также фиксируют включение той или иной передачи. В таком случае можно жестко зафиксировать включение второй, имитируя действия с механической КПП.
Некоторые современные автомобили комплектуются специальными системами, которые облегчают процесс управления на неустойчивых покрытиях. Такие системы помогают трогаться на песке, снегу, льду и т.п. Изучите инструкцию по эксплуатации автомобиля и попробуйте использовать его электронные системы в различных комбинациях.
Сюда будем собирать полезные упражнения из серии экстримальное вождение
Преамбула (Как отправить в занос авто в зависимости от привода):
Переднеприводный:
— сброс газа с поворотом руля (в повороте от страха сбрасываем скорость)
Заднеприводный:
— добавление газа, особенно с поворотом руля
Полноприводный:
— сброс или резкий набор газа с отворотом руля
— в случае жёсткой блокировки, вообще любой поворот опасен из за слабой проворачиваемости задней оси
Общие для всех приводов:
— Ручник =)
— любое перераспределение веса на переднюю ось разгружает задню, в результате чего зад сносит
Примеры:
— вывернули руль и отпустили газ
— оттормозились перед поворотом и дальше отпустив тормоз поворачиваем
Как выйти из заноса для моего подключаемого полного привода:
Если вы хотите прекратить занос или уменьшить его угол, резко поверните руль в сторону заноса и тут же возвратите его в исходное положение.
Если одного поворота руля мало, тут же повторите его, но уже с меньшим углом. Главное – не дожидаться ответной реакции автомобиля, иначе вы упустите время, и он пойдет в ритмический занос, стремясь развернуться вокруг своей оси.
Отработка упражнений
Упражнение 1 (Прекращение заноса)
ФИГУРА — круг
СКОРОСТЬ — постоянная средняя
Ведя автомобиль по кругу и почувствовав занос задней оси, сбросьте газ и резко поверните руль в сторону заноса; не дожидаясь ответной реакции автомобиля, верните руль в исходное положение и снова поверните, уже на меньший угол.
Если понадобится, поворачивайте снова на еще меньший угол и возвращайте в исходное положение. Вы будете удивлены, как быстро прекратится занос.
Упражнение 2 (Скольжение по окружности)
ФИГУРА — круг
СКОРОСТЬ — увеличивающаяся средняя
Двигайтесь на автомобиле по заданной окружности, увеличивая скорость. Как только начнется занос задней оси, плавно поверните руль в сторону заноса. (Занос задней оси можно очень легко спровоцировать плавным прибавлением газа. Лучше так и сделать – тогда вы будете точно знать, когда начнется занос.)
Не сбрасывайте газ, а пытайтесь удержать автомобиль в заносе, заставив его двигаться по той же окружности. Для этого придется энергично работать рулем, поворачивая его в сторону заноса. Если машину заносит чрезмерно, моментально возвратите руль в исходное положение, сбросив при этом газ. Смысл этого упражнения в том, чтобы пройти в скольжении всю окружность с заносом задней оси, передние колеса вашего автомобиля при этом должны быть вывернуты вправо (при движении против часовой стрелки), хотя сам автомобиль будет делать все время левый поворот по кругу.
(!) С педалью газа обходиться надо бережно и точно. Например, сбросить газ – это не всегда означает просто отпустить педаль. Чтобы поймать баланс скольжения, можно сбросить – быстро, но плавно – обороты с 3000 до 2000 об/мин, а можно поднять, наоборот, с 2500 до 3500 об/мин.
Упражнение 3 (Скользим «восьмеркой»)
ФИГУРА — восьмёрка
СКОРОСТЬ — постоянная средняя
Вы пытаетесь в постоянном скольжении автомобиля пройти «восьмерку». Сложность – «перебрасывание» автомобиля в заносе из стороны в сторону.
КАК: слегка качнув автомобиль в противоположную сторону, можно вызвать так называемое контрсмещение, резко сбросив газ и моментально переложив руль в противоположную сторону почти до упора (вот где вам пригодятся навыки скоростного руления). В тот момент, когда автомобиль из правого заноса пойдет в левый, дозированно прибавляйте газ. Здесь очень важно не перестараться и удержать автомобиль, не дав ему развернуться на 180 градусов. Если же при «перебрасывании» автомобиля из правого заноса в левый задняя ось начнет обгонять передние колеса (то есть начнется глубокий занос), резко выжмите педаль сцепления. Это единственный способ стабилизировать автомобиль в заносе, который достиг критической точки. Главное – не опоздать, ваши действия должны быть упреждающими.
Упражнение 4 (Сброс газа на входе в поворот)
ФИГУРА — Угол (поворот)
СКОРОСТЬ — выше средней
Резко повернуть руль в сторону поворота, сбросить газ и сразу повернуть руль в сторону развивающегося заноса в сочетании с прибавлением газа.
Автомобиль начнет плавно разворачиваться вокруг своей вертикальной оси, и задача водителя состоит в том, чтобы сначала «поймать» его, работая педалью газа и рулем.
Упражнение 5 (Провоцирование заноса рабочим тормозом)
ФИГУРА — Угол (поворот)
СКОРОСТЬ — постоянная средняя
В случае когда вход в поворот покрыт льдом, а скорость невелика, машина может и не отреагировать на сброс газа. Тогда перевести машину в управляемое скольжение можно – это второй прием – рабочим тормозом.
В конечной фазе торможения, перед отпусканием тормозной педали, поверните руль в сторону поворота – это спровоцирует занос задней оси.
Упражнение 6 (Квадрат)
ФИГУРА — Угол, Квадрат
СКОРОСТЬ — Средняя
ВИДЕО —
Размечаем квадрат 20х20 метров, стараемся поворачивать с помощью заноса
Упражнение 7 (Ритмический занос)
ФИГУРА — Прямая, Змейка
СКОРОСТЬ — Средняя
ВИДЕО —
Провоцируем занос, затем заместо того чтобы выровнять машину, уводим в занос в противоположную сторону. И так далее.
Задача:
— контролировать движение в рамках заносов
— не дать машине развернуться
— по своему желанию стабилизировать машину
Упражнение 7 ( Контрсмещение )
ФИГУРА — Угол (поворот)
СКОРОСТЬ — выше средней
На подходе к повороту водитель, не снижая скорости, делает короткое движение рулем в противоположную повороту сторону: машина «ставится», как говорят автогонщики, поперек дороги. (Со стороны это выглядит так, будто водитель перепутал повороты.) Но буквально через секунду водитель достаточно резко поворачивает руль в сторону поворота, сопровождая это действие сбросом газа, и, используя инерцию, ставит машину поперек дороги теперь уже в нужном положении.
Благодаря такой «раскачке» задняя часть машины идет в занос по инерции. Далее следует силовой занос, который, как мы уже знаем, поддерживается газом, и управляется автомобиль газом, а не рулем. Главное в освоении контрсмещения – научиться «попадать в фазу», чтобы момент возникновения спровоцированного заноса совпадал с началом поворота и не был излишне сильным. Если под колесами очень скользко, от выполнения этого приема следует воздержаться. Дело в том, что сила инерции будет слишком сильной и удержать машину в силовом заносе не удастся – ее начнет разворачивать дальше, на 180 градусов. В этот момент остается только выжать педаль сцепления и ждать…
Упражнение 8 (Готовимся к худшему)
ФИГУРА — неважно
СКОРОСТЬ — любая
Если вам придется «уходить» с дороги, проходящей по высокой насыпи, да еще под острым углом, поверните колеса «в поле». Это уменьшит вероятность переворота.
Если на повороте задние колеса обгоняют передние, то есть машина закрутилась больше чем на 90 градусов, следуйте золотому правилу автогонщиков: If you spin, both feet in («если крутит, то обе педали в пол»). То есть надо нажмите на тормоз и сцепление одновременно. На автомобиле с «автоматом» переведите селектор в положение «N». Автомобиль остановится значительно быстрее и, вероятнее всего, останется на дороге. Но главное – у него не заглохнет двигатель, и после полной остановки вы сможете, сориентировавшись, съехать в сторону или на обочину, освободив дорогу другим водителям. Если угол заноса менее 90 градусов, то есть колеса полностью вывернуты в сторону заноса, выжимайте только педаль сцепления – шанс «поймать» машину еще есть.
Упражнение 9 (Провоцирование заноса с помощью «ручника»)
ФИГУРА — Угол (поворот), Круг
СКОРОСТЬ — ниже средней, средняя
Для этого нужно «поддернуть» рычаг ручного тормоза (кнопка на торце рычага должна быть нажата, чтобы не вызвать его блокировку в верхнем положении). Подобное действие «ручником» вызовет занос задней оси автомобиля. Выполняйте данное упражнение, двигаясь по кругу против часовой стрелки, а потом по часовой.
Упражнение 10 (Трогаемся с места)
На скользкой дороге подчас это не простая задача. Что делать, если вы банально забуксовали в снегу? Прежде всего, убедитесь, что передние колеса стоят прямо. Даже незначительный угол их поворота создает сильное сопротивление движению и провоцирует пробуксовку. Это особенно актуально для машин с задним приводом – повернутые передние колеса в этом случае всегда как тормоз. На машине с передним приводом иногда можно покрутить рулем влево-вправо, чтобы колеса нашли, за что зацепиться. Посмотрите, не нагребли ли колеса перед собой снежные валики или что они не стоят поперек скрытой под снегом колеи. При трогании самое главное, чтобы первый оборот колеса произошел без пробуксовки. Нужно качнуть автомобиль, придав ему хотя бы минимальное движение вперед или назад, а затем очень плавно и дозированно добавлять газ, не допуская буксования.
На машине с автоматом мягко трогаться надо так: просто передвиньте селектор из положения «N» в положение «D», не дотрагиваясь при этом до педали газа. Если первый оборот колеса произойдет без пробуксовки, то можно очень плавно прибавлять газ.
На автомобиле, оборудованном штатной антипробуксовочной системой, выключите ее специальной кнопкой: АБС не позволит плавно, но мощно качнуть машину. Если что-то не получилось и ведущие колеса забуксовали, сразу же прекратите газовать и начните все сначала. Держать газ бесполезно: лед под колесом быстро растает, между колесом и дорожным покрытием образуется тонкая прослойка воды, из-за чего значительно усилится скольжение, а следовательно, и пробуксовка.
Упражнение 11 (Разворот на месте задним ходом)
ФИГУРА — Прямая
СКОРОСТЬ — средняя
Начните движение задним ходом, управляя автомобилем одной рукой, развернув туловище вполоборота и положив правую руку на спинку пассажирского сиденья. Разогнав автомобиль до скорости 30–40 км/ч, резко выжмите сцепление и как можно резче крутаните руль. Начнется мощный снос передней оси и эффектное вращение автомобиля вокруг задней оси. Тут же резко верните руль в исходное положение. Контролировать вращение можно скоростью возвращения руля в исходное положение (когда колеса «смотрят» прямо), а приостановить – нажатием на педаль тормоза.
Упражнение 12 (Разворот на месте передним ходом)
ФИГУРА — Прямая
СКОРОСТЬ — выше средней
Разгоняем автомобиль на первой передаче до скорости 30–40 км/ч и одновременно с резким поворотом руля выжимаем педаль сцепления. Теперь резко «поддергиваем» рычаг ручного тормоза, не забыв удерживать кнопку фиксации в нажатом положении, чтобы ручка не зафиксировалась в верхнем положении.
Тут же начнется мощный занос задней оси, и автомобиль развернется буквально на месте задней осью вперед. Если в этот момент выжать сцепление, то двигатель не заглохнет. Это особенно важно, если вы «вальсируете» на заднеприводной машине. Можно прибавить обороты и, бросив педаль сцепления, снова «сорвать» задние колесе в занос и описать полные 360 градусов. А можно «вальсировать» в прямом смысле.
Упражнение 13 (В ритме вальса (разворот на 360 градусов))
ФИГУРА — Прямая
СКОРОСТЬ — выше средней
Повторяем все действия так, как при развороте на 180 градусов передним ходом, а когда машина почти развернется, выжимаем сцепление и включаем заднюю передачу. Остановить вращение, чтобы машина осталась «в створе», то есть на одной линии с первоначальным направлением разгона, можно, вовремя нажав на педаль тормоза. Теперь начинаем разгоняться задним ходом. Если удалось избежать остановки после первого разворота – это высший класс! Точно так же крутим «полицейский разворот» задним ходом, потом разворот передним и так далее, пока хватит длины площадки. После нескольких тренировок, когда у вас выработается правильный алгоритм действий, вы сможете крутить развороты, особенно не задумываясь, то есть действуя подсознательно; вы с удивлением обнаружите, что это очень легко. Главное – не отломать рычаг «ручника» и не оборвать тросик.
Застрять в сугробе или сильном снегу — проще простого, и занять это может пару секунд. А вот откапаться и выехать из снежного плена часто бывает сложно, да и времени уходит немало. Инструкторы по вождению дадут подробную инструкцию, как с минимальными затратами времени и топлива вытащить автомобиль из сугроба.
Важные «зимние» правила
Автоинструкторы считают, что, соблюдая эти несложные правила, вы никогда не застрянете в сугробе, и вождение зимой будет таким же легким, как и летом.
- Остерегайтесь обочин, заваленных снегом. Из рыхлого снега выедет не каждый водитель, даже опытный. Что касается загородной трассы, то снегоуборочные машины часто расчищают дорогу больше ее настоящей ширины. То есть, попав на край, вы можете запросто оказаться в кювете.
- По мокрому и тяжелому снегу рекомендуется ехать по колее. Если же вам нужно пересечь уже протоптанную колею, то делать это лучше на небольшой скорости. Выверните руль чуть-чуть в сторону от выезда, а потом резко в сторону выезда, при этом быстро, но не резко жмите на газ, крепко держа руль.
- Если начался снегопад, и дороги занесены пушистым и рыхлым снегом, то ездить следует так: начинаем движение на первой передаче и сразу же переключаемся на вторую.
- Чтобы быть уверенным на зимней дороге, не забывайте вовремя менять резину. Руководствуйтесь правилом 4x4x4, то есть меняйте сразу все четыре колеса. Глубина протектора на всех колесах должна быть 4 миллиметра, как минимум, а резине не должно быть больше 4-х лет. У резины есть такое свойство: постепенно она теряет свою эластичность и, так скажем, «не держит дорогу». Отсюда пробуксовка, вылет в кювет, а еще хуже — на встречку.
Выезжаем из снега на МКПП
Выезжать из сугроба на механике лучше в раскачку, однако не все умеют делать это правильно и только зарываются в снег еще больше. Главное здесь — избегать пробуксовки и поймать необходимую частоту колебания машины.
Для начала загляните под авто. Выгребите оттуда снег, если вы сели днищем. Насколько возможно освободите от снега колеса.
Снизьте давление в шинах, чем вы увеличите площадь сцепления дороги и колес. Можно положить что-нибудь под ведущие колеса, например, коврики. Хотя помогают они не часто.
Передние колеса должны быть вывернуты прямо, особенно у заднеприводного автомобиля. Даже небольшой угол отклонения будет создавать сопротивление, а это приведет к пробуксовке.
Что касается переднеприводной машины, то здесь положение ведущих колес не принципиально. Более того, рекомендуется перед началом движения покрутить руль, чтобы шины смогли зацепиться.
Затем раскачиваем автомобиль. Для этого работаем сцеплением: нажимаем его и отпускаем, не давая машине буксовать. Хоть на несколько сантиметров, но автомобиль сдвинется. Далее очень плавно добавляем газ, продолжая раскачивание и соответственно движение. Важно, чтобы первый оборот колес получился без пробуксовки.
Как действовать с автоматом?
Выключите антипробуксовочную систему. Поставьте селектор в положение «N», потом в «D», не трогая педаль газа.
Далее нажимаем на газ, и как только авто остановится, жмите на тормоз, но газ не отпускайте. В эту секунду убираете ногу с газа, тормоз остается нажатым, а передачу следует переключить в положение «R» (назад).
Жмете на газ, отпускаете тормоз, получаете откат назад. Нажимаете тормоз в тот момент, когда автомобиль как бы замирает. И так далее. Такими действиями вы раскачаете машину и сможете выехать из снежного плена.
Видео о том, что делать, если автомобиль застрял в снегу:
Источник статьи: http://o-ladagranta.ru/chtoby-prekratit-buksovanie-avtomobilja/