- Для чего на некоторых машинах стоит указатель температуры масла, а не охлаждающей жидкости?
- Отличие датчиков
- Указатели температуры масла и антифриза на приборной панели
- Подведём итоги
- Что такое датчик температуры масла и для чего он нужен?
- Общие данные
- Принцип работы
- Температурные датчики в двигателях внутреннего сгорания
- Датчик аварийного давления масла двигателя ВАЗ
- Как проверить датчик температуры масла
- Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
- Устройство и принцип работы ДТОЖ
- Где находится ДТОЖ
- Виды датчиков
- Виды неисправностей датчика и как их устранить
- Неисправности ДТОЖ:
- Причины появления неполадок
- Как проверить, рабочий ли датчик температуры
- Как проверять
- Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?
- Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.
- Как заменить датчик температуры
- Вывод
- Видео
- Принцип действия и функции прибора
- Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
- Испытание на работоспособность
- Устройство датчика температуры двигателя
- Признаки неисправности датчика температуры ОЖ
- Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
- Подведем итоги
Для чего на некоторых машинах стоит указатель температуры масла, а не охлаждающей жидкости?
Перегрев силового агрегата — это одна из распространенных причин, появления критических неисправностей у двигателей. Подобные проблемы возникают при поломках помпы, завоздушивании системы или же протечках в радиаторе. Многие современные двигатели оснащёны различными датчиками, в том числе специальными сенсорами температуры охлаждающей жидкости и масла. Поговорим поподробнее о том, почему на отдельных автомобилях на приборной панели используются указатели температуры охлаждающей жидкости, тогда как у других измеряется температура масла.
Отличие датчиков
Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой сложное устройство, контролирующее нагрев антифриза, и при достижении жидкости своей максимальной и критической температуры подаётся соответствующий сигнал на блок управления, после чего включается обдув радиатора. Если температура продолжает расти, то на приборной панели выводится соответствующее предупреждающее сообщение.
Для определения температуры масла используется специальный сенсор, который имеет контактную клемму, термистор и резистор. Принцип работы такого датчика аналогичен сенсору в системе охлаждения, однако выполнить какое-либо дополнительное охлаждение смазки в данном случае невозможно. Автовладельцу выводится соответствующее предупреждающее сообщение, при появлении которого следует незамедлительно остановиться, охладить двигатель, и при возможности на эвакуаторе доставить машину в сервис.
Прогрев охлаждающей жидкости происходит зимой достаточно быстро. Буквально 2-3 минут будет достаточно, чтобы поднять температуру антифриза, который первоначально будет прогоняться по малому кругу. Однако такой нагрев охлаждающей жидкости вовсе не означает, что двигатель прогрелся, поэтому начав движение, в особенности при активных ускорениях и повышенной нагрузке на мотор, будет отмечаться быстрый износ силового агрегата. В подобном случае возникают различного рода поломки, устранение которых может потребовать проведения капитального ремонта.
Указатели температуры масла и антифриза на приборной панели
В зависимости от конкретной модели автомобиля на приборной панели имеется указатель температуры охлаждающей жидкости или масла. Дело в том, что судить о прогреве мотора по температуре охлаждающей жидкости не совсем правильно. Поэтому на многих спортивных машинах и авто премиум-класса устанавливают не указатели температуры антифриза, а именно датчики нагрева моторного масла, что позволяет водителю делать выводы о правильности работы двигателя.
Для правильной работы двигателя и предупреждения его преждевременного износа необходимо не только прогреть антифриз, но и вывести масло на оптимальные параметры температуры, что обеспечивает качественную смазку всех подвижных элементов внутри мотора. Зимой, когда холодное масло быстро густеет, куда важнее знать его температуру, чем температуру охлаждающей жидкости, которая может нагреться буквально за 2-3 минуты, циркулируя по малому кругу радиатора.
Также такие указатели температуры масла являются стандартными для спортивных автомобилей. Дело в том, что на мощные форсированные моторы приходится повышенная нагрузка, в особенности, когда двигатель не прогрет, а автовладелец начинает выкручивать его до красной зоны тахометра с целью получения максимально возможного ускорения авто. Именно чтобы предупредить водителя о необходимости аккуратного управления авто до полного прогрева машины, такие спорткары оснащаются на приборной панели указателем температуры масла.
Подведём итоги
Многие автомобили премиум-класса, а также спортивные авто оснащаются вместо указателя температуры охлаждающей жидкости специальными приборами, которые позволяют контролировать температуру масла. Дело в том, что прогрев антифриза вовсе не означает нагрев мотора, тогда как о выходе на оптимальный режим силового агрегата можно судить по температуре масла. Как только температура смазки подымется до рабочих 90 градусов, обеспечивается правильная работа мотора, предупреждается его преждевременный износ, а, следственно, сокращаются расходы автовладельца на ремонт машины.
Наличие на приборной панели указателя температуры масла позволяет лучше контролировать прогрев мотора, что исключает преждевременный износ и критические поломки силового агрегата.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cartechnic.ru/dlia-chego-na-nekotoryh-mashinah-stoit-ukazatel-temperatury-masla-a-ne-ohlajdaiuscei-jidkosti-5e398553b1a27411f0431e6f
Что такое датчик температуры масла и для чего он нужен?
Это знание необходимо для того чтобы двигатель внутреннего сгорания постоянно находился в рабочем состоянии.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что если температура масла в двигателе превышает допустимую норму, на приборной панели автомобиля будет загораться специально разработанная для этого сигнальная лампа.
Благодаря этому вы вовремя сможете узнать о том, что в системе вашего автомобиля начался процесс критического снижения уровня масла.
Как только, вы столкнулись с данными показателями необходимо в срочном порядке выполнить работу по доливке в маслоналивную горловину. Это происходит, оттого что вы забываете вовремя производить проверку уровня масла в автомобиле.
Кроме того, сигнальная лампа может указывать на тот факт, что где-то внутри автомобиля происходит утечка масла. Именно эти две наиболее вероятные причины необходимо будет проверить в первую очередь.
В большинстве случаев сигнал подается из-за того, что температура масла в двигателе отображается неверно по причине неисправности самого устройства. Если же при проверке всех допустимых отклонений вы не обнаружили причину, по которой загорается индикатор — то вам необходимо обнаружить в своём автомобиле, где расположен датчик температуры масла двигателя. Данную процедуру необходимо проводить для того, чтобы выявить возможную поломку и при необходимости произвести замену.
Лучше всего если вы предварительно ознакомитесь с процессом проведения данной работы, только потом приступите к непосредственным действиям. Это поможет сэкономить вам весьма существенное количество средств, которые вы должны были бы отдать, обратившись в станцию технического обслуживания автомобилей.
Общие данные
В первую очередь вы должны обнаружить в своём автомобиле месторасположение датчика. Если брать в качестве примера автомобили марки ВАЗ он будет находиться в основании блока двигателя, следовательно, на минимальном расстоянии от масляных фильтров.
Изучив конструкцию детали, учитывайте, что в нём постоянно должна присутствовать оптимальная температура для вашей машины.
В плане конструкции он представляет собой корпус, в котором располагаться механизм, передающий на панель приборов все данные о внутреннем состоянии или же о тех периодах, когда оптимальная температура значительно превышает допустимую норму, а также измерительная мембрана, собирающая все данные о состоянии масла в автомобиле.
Принцип работы
Непосредственная работа датчика температуры масла заключается в том, чтобы вовремя определять с какой силой масло оказывает давление на мембрану. Благодаря этому действию она, в свою очередь, замыкает или размыкает электрические контакты в устройстве. Делая вывод, можно заявить, что для того, чтобы проверить, не случилась ли поломка, вам потребуется приобрести контрольный манометр и, отключив датчик температуры двигателя напрямую подключить его в цепь.
Теперь обратите внимание на его поведение в то время, когда в вашем автомобиле включены холостые обороты. Если он будет отображать более чем 0,60 кгс на 1 см квадратный, значит, рабочая температура масла была существенно превышена что, в свою очередь, и привело к неисправности.
Конечно, в том случае если оптимальная температура масла будет существенно превышены в дороге сомнительно, что у в вас под рукой будет находиться манометр необходимый для выявления неисправностей и приодеться искать другие возможности проверки.
Произведите снятие датчика температуры масла и попросите любого из окружающих вас людей выполнить проворачивание стартера. Обязательно запомните, что при проведении данной процедуры двигатель автомобиля должен находиться в выключенном состоянии.
Затем уделите пристальное внимание шлангу, к которому производится крепление датчика. В том случае если с него начнет вытекать определённое количество масла, значить проблема состояла именно в том, что оптимальная температура в определённый момент времени была превышена и датчик сломался. Это два наиболее быстрых способа позволяющих со стопроцентной уверенностью произвести проверку состояния, в котором находиться датчик температуры масла двигателя вашей машины.
Температурные датчики в двигателях внутреннего сгорания
Раньше большинство автомобилей были укомплектованы обыкновенными версиями датчика температуры масла. Они представляли собой непосредственно обыкновенные термореле расположенные на двигатели внутреннего сгорания.
При этом с их помощью можно было проводить только такие работы, как прогрев мотора при запуске. Этого удалось добиться путём обогащения смеси открытых контактов реле и поддержания оптимальной температуры при закрытых контактах.
Современные датчики, реагирующие, на температуру, в которой пребывает охлаждающая жидкость, являются одними из самых важных элементов управления автомобилем. Они постоянно находятся в рабочем состоянии, регулируя оптимальную температуру двигателя.
Датчик аварийного давления масла двигателя ВАЗ
Чтобы полностью выяснить для себя вопрос, что такое в автомобиле датчик аварийного давления, необходимо на примере ВАЗ рассмотреть модернизацию марки, вслед за которой производилась и замена внутренних деталей на более прогрессивные для своего времени варианты.
Те люди, у которых в прежние времена был классический ВАЗ, а теперь пользующиеся появившимися современными модификациями этой марки обратили внимания, что для того, чтобы оптимальная температура в автомобиле постоянно поддерживалась на нормальном уровне, производитель укомплектовал автомобили специальным датчиком температуры масла.
С его помощью можно выяснить конкретное время, когда оптимальная температура превышает допустимую норму. В старой же комплектации автомобиля установлен стрелочный указатель, благодаря которому можно следить за тем, когда рабочая температура будет превышена.
Если вы приобрели новую модель автомобиля, на которую хотите установить стрелочный датчик температуры масла, приобретите в специализированном автомобильном магазине измерительный комплект для вашей машины. Как правило, в него входят непосредственно сам датчик и стрелка указателя.
Кроме этого, вам понадобится переходной штуцер со специальным тройником. Все эти детали позволят вам с минимальными затруднениями произвести замену, и рабочая температура всегда будет поддерживаться в норме.
Источник статьи: http://shokavto.ru/datchik-temperatury-masla-dvigatelya/
Как проверить датчик температуры масла
Чтобы двигатель хорошо работал, эффективно развивал свои эксплуатационные характеристики, все его составляющие должны быть в хорошем состоянии, в том числе и технологические жидкости. Датчик температуры охлаждающей жидкости, он же ДТОЖ, выполняет роль детектива.
Что такое датчик температуры охлаждающей жидкости
Все датчики служат для контроля работы определенных узлов и деталей. При нарушении функций работы, датчик показывает, что работа того или иного устройство нестабильна. Автомобиль в своей конструкции имеет множество датчиков.
Важная рекомендация: можно ли смешивать антифриз с тосолом или между собой, или с водой, и что будет, если смешать? Ответ найдет по ссылке.
Двигатель внутреннего сгорания нуждается в стабильной работе. Так вот, температурный датчик жидкости охлаждения обеспечивает контроль за стабильностью работы ДВС. Мотор машины быстрее греется благодаря этому датчику и медленнее достигает высоких температур, приводящих к кипению охлаждающей жидкости в системе.
ДТОЖ — это не датчик, который показывает температуру жидкости в системе блока и радиатора. Некоторые неправильно думают на счет этого.Датчик температуры ОЖ передает данные температуры жидкости (антифриза, тосола или воды) в электронный блок управления (ЭБУ). А температуру жидкости, которую водитель видит на приборной панели, передает другой датчик, тоже температурный.
Если сломается датчик, который выводит значение температуры для водителя, то ничего серьезного для системы это не принесет. А, если выйдет из строя датчик, который передает значение температуры в ЭБУ, тогда блок управления неправильно будет регулировать работу ДВС.
Информация для начинающих автомобилистов: охлаждающая система (радиатор, рубашка системы охлаждения двигателя) должна содержать жидкость (желательно, которая имеет высокую температуру кипения), которая отводит тепло от мотора.
Помимо отведения тепла и охлаждения двигателя, циркулирующая жидкость охлаждения охлаждает моторное масло, которое, при закипании теряет свои свойства.
Также охлаждающая жидкость охлаждает воздух, который есть в системе турбонаддува (турбины), охлаждает выхлопные газы и масло коробки переключения передач. Есть у датчика функция нагрева воздуха в вентилирующей и отопительной системах.
Датчик температуры жидкости охлаждения — маленькое звено в агрегатной конструкции системы автомобиля, но оно очень важное. От правильности его работы и исправности в целом, зависит стабильность работы мотора.
Устройство и принцип работы ДТОЖ
При замыкании контактов датчика — система получает информацию, что температура жидкости поднялась.
По схожести функций, температурный датчик похож на резистор. Датчик сконструирован таким образом, что сопротивление электрического тока изменяется при изменения температуры вокруг. Изменения сопротивления передаются в электронный блок управления двигателем.
До ДТОЖ применялись, так называемые, термореле. Они устанавливались в системах впрыска. При расположении контактов в открытом положении, ДВС нагревался. Если контакт замыкался, значит мотор достиг рабочей температуры (обычно это 90 градусов).
Термистор является основным элементов конструкции термодатчика. Именно термистор устанавливает, как будет зависеть сопротивление тока от окружающей температуры.
В свою очередь, термистор состоит из кобальта, вернее оксидов кобальта (Co) и никеля (Ni). При нагревании в этих веществах растет много свободных электронов. За счет увеличения свободных электронов, уменьшается сопротивление.
Есть термисторы с отрицательным температурным коэффициентом. В этом случае термистор показывает максимальные значения, когда двигатель холодный. На термодатчик подается напряжение в 5 Вольт (В). Далее, когда двигатель будет нагреваться, датчик будет уменьшать сопротивление.
ЭБУ смотрит за изменениями напряжения и по этим данным рассчитывает, какая температура жидкости на данный момент. Когда двигатель горячий, электронный блок управления дает команду подавать обедненную смесь топлива с воздухом.
Если датчик неисправен, то ЭБУ может дать команду обогатить топливную смесь, в то время, как надо было сделать ее бедной. При работе с богатой смесью, свечи зажигания быстро загрязнятся.
Мотор может не завестись, если число оборотов двигателя при запуске будет не достаточным. ЭБУ может подать команду — увеличить обороты. Чтобы управляемость в процессе запуска ДВС поддерживалась, клапан рециркуляции должен быть в закрытом положении пока мотор не наберет рабочую температуру.
Если обороты плавают, то это один из признаков не правильной работы датчика температуры. При этом мотор может глохнуть. Угол зажигания зависит от правильной работы датчика, потому что этот параметр тоже регулируется через ЭБУ. Выброс вредных веществ отработавших топливных смесей при таком регулировании уменьшается.
В итоге получается, что силовые, эксплуатационные характеристики автомобиля зависят напрямую от работы датчика температуры жидкости охлаждения.
Где находится ДТОЖ
В разных марках и моделях авто температурный датчик располагается в разных местах. Но, обычно он ставится в головке блока цилиндров (ГБЦ), недалеко от термостата или прямо на нем. Также обязательно расположение датчика должно быть вблизи отводящего патрубка, через который антифриз или тосол, или вода идет обратно в радиатор. Это оптимальное расположение. Датчик в этом случае передает в ЭБУ точную информацию.
Виды датчиков
Классификация ДТОЖ по изменению сопротивления:
- Датчик с отрицательным температурным коэффициентом. Принцип работы в том, что внутреннее сопротивление падает, если температура увеличивается.
- Датчик с плюсовым температурным коэффициентом. Принцип работы обратный, чем у первого типа датчика, то есть внутреннее сопротивление растет с ростом температуры.
Самый популярный в применении автомобильной промышленности — это первый вид ДТОЖ. Бывает, что в машине установлены 2 датчика, основной и дополнительный.
Основной датчик занимается передачей информации электронному блоку управления, а дополнительный — включением вентилятора.
Виды неисправностей датчика и как их устранить
Благодаря тому, что конструкция датчика проста, он считается надежным. Чем проще конструкция, тем выше надежность. У датчика может быть проблема с градуировкой. В этом случае значение сопротивления будет меняться как попало и на ЭБУ будет передаваться неверная информация.
Основная и главная поломка или неисправность температурного датчика охлаждающей жидкости в том, что он не включает вентилятор при достижения температуры включения.
Неисправность может быть вызвана окислением штекера проводки или поломки дополнительного датчика, отвечающего за работу вентилятора.
Неисправности ДТОЖ:
- без причины падают обороты двигателя;
- долго нагревается мотор;
- двигатель часто перегревается;
- повышенный расход топлива;
- ухудшение управляемости автомобилем;
- из глушителя выходит черны дым;
- нет стабильности в работе ДВС.
Бывают также, стуки в двигателе — детонация. На старых авто устанавливался контроллер. При достижении стрелки контроллера за пределы критической зоны, требуется немедленная остановка транспорта. Это может быть связано с поломкой ДТОЖ.
А в современных автомобилях, бортовой компьютер подскажет, что мотор перегрелся и требуется остановиться. Кстати, если тосол, антифриз или вода закипела, нельзя выключать двигатель. Надо остановиться и дать поработать на холостом ходу. Когда температура немного спадет, заглушить двигатель.
Причины появления неполадок
Некачественный антифриз, а также моторное масло могут стать причиной неправильной работы датчика. Дело в том, что наконечник датчика очень чувствительный. Если на нем образуется осадок в виде кристалликов жидкости, то датчик работает со боями. Утечка охлаждающей жидкости приводит к износу прокладки. Также, причиной поломки может быть замыкание в цепи, скачок напряжения.
Как проверить, рабочий ли датчик температуры
Чтобы демонтировать, проверить, заменить датчик, необходимы такие инструменты:
- Ключ на 19 мм.
- Мультиметр.
- Емкость для слива ОЖ.
- Электрочайник для подогрева воды.
- Термометр.
- Еще одна емкость, но уже для горячей воды, маленькая, например, стакан.
Как проверять
Диагностику делают на специальном оборудовании в автосервисах. Чтобы проверить, правильно ли датчик показывает температуру, надо его опустить в горячую жидкость и замерить сопротивлением Омметром или мультиметром в положении определения сопротивления. На разных датчиках, разных марках и моделях, значения сопротивления могут отличаться. В интернет сети есть специальные таблицы с данными сопротивления, для каких датчиков конкретной модели.
Если значение сопротивления отличается от того, какое оно должно быть по таблице, то датчик температуры надо заменить. Датчик не ремонтируется.
Как проверить датчик температуры жидкости охлаждения?
- Берем датчик и опускаем его в теплую воду.
- Берем термометр и опускаем его в емкость с холодной водой. Для точности показаний, лучше использовать электронный градусник.
- К датчику подсоединяем мультиметр и опускаем датчик в воду. Смотрим, что показывает измерительный прибор.
- Вода с холодной водой в это время нагревается до 15, 20, 25 градусов. Результаты записываются. При какой температуре, сколько показывает сопротивление. Если данные не совпали с табличными, эталонными, то датчик подлежит замене.
Есть еще способ проверки датчика темп-ры без градусника. Вода обычно кипит при 100 градусах. Измеряем сопротивление, когда датчик был опущен в кипящую воду. Сопротивление в этом случае должно быть приблизительно 176 Ом. Плюс, минус погрешность, может достигать до 190 Ом. Но без термометра, это приблизительная проверка.
Сейчас приведу таблицу, при какой температуре, в каких пределах должно быть сопротивление.
Температура, С | Сопротивление, Ом |
5 000 — 6 500 | |
10 | 3 350 — 4 400 |
20 | 2 250 — 3 000 |
30 | 1 500 — 2 100 |
40 | 950 — 1400 |
50 | 700 — 950 |
60 | 540 — 675 |
70 | 400 — 500 |
80 | 275 — 375 |
90 | 200 — 290 |
100 | 150 — 225 |
Как заменить датчик температуры
Это можно сделать своими руками, большого опыта для этого не требуется. Порядок таков:
- Слить ОЖ.
- Снять старый датчик. Он вкручивается в спец. отверстие с резьбой. Выкручиваем его.
- Вкручиваем новый датчик. Рекомендуется посадочное место смазать герметиком до вкручивания.
Вывод
Итак, температурный датчик жидкости охлаждения — это один из важных элементов в конструкции авто. При его неправильной работе или полном отказе, работа ДВС ощущается сразу. Отклонения в работе, что называется, на лицо.
Датчик представляет собой терморезистор. Данные об изменении температуры за бортом он передает в ЭБУ через изменения сопротивления.
Видео
В этом видео рассказывается, как правильно произвести замену датчика.
Проверка датчика своими руками в домашних условиях.
Не работает датчик температуры ВАЗ.
Электронные приборы для измерения температуры антифриза, циркулирующего по водяной рубашке двигателя, применяются на автомобилях еще со времен СССР. Поломка этого элемента всегда считалась серьезной проблемой, поскольку без контроля температуры в системе охлаждения можно легко перегреть мотор и вывести из строя поршневую группу. Поэтому начинающему автомобилисту важно знать, как вовремя выявить симптомы неисправности температурного датчика, а поменять его не составит большого труда.
Принцип действия и функции прибора
Конструкция и принцип работы измерителя температуры мало изменились с момента его первого применения на авто. За счет современных материалов, используемых при изготовлении датчика, он уменьшился в размерах, а точность показаний выросла. Прибор представляет собой термический переменный резистор, заключенный внутрь металлического корпуса с резьбовым наконечником. При нагреве термоэлемент снижает сопротивление электрической цепи, что позволяет электронному блоку управления (иначе – контроллеру, ЭБУ) определять температуру охлаждающей жидкости.
От работы температурного датчика зависят следующие функции:
- Традиционно от сигналов измерителя функционирует указатель температуры охлаждающей жидкости.
- Своевременное включение вентиляторов принудительного охлаждения двигателя при достижении антифризом установленного порога температуры (около 100 °С).
- Обогащение топливовоздушной смеси и повышение оборотов холостого хода на непрогретом моторе.
- Во время езды контроллер собирает показания всех датчиков и на этой основе формирует соотношение топлива и воздуха в смеси. Измеритель температуры также участвует в этом процессе.
Конструкцией современного авто может предусматриваться установка нескольких измерителей нагрева, отвечающих за определенные функции. Их расположение бывает разным:
- на верхнем патрубке, ведущем от блока цилиндров к радиатору;
- в корпусе термостата;
- в головке цилиндров;
- непосредственно в радиаторе.
Отличить термоэлементы от других типов датчиков несложно. Все приборы, встроенные в систему охлаждения двигателя и соединенные проводами с контроллером, предназначены для замеров температуры. Единственный момент: когда вы станете искать местонахождение температурного измерителя с целью проверки, не перепутайте прибор с датчиком детонации, встроенным прямо в блок цилиндров. Когда на машине стоит несколько термических элементов, их функции обычно распределяются так:
- измеритель, встроенный в патрубок, участвует в приготовлении топливной смеси для двигателя;
- прибор, стоящий в радиаторе, обеспечивает включение охлаждающего вентилятора (или двух);
- датчик в головке цилиндров отвечает за указатель температуры охлаждающей жидкости.
На большинстве автомобилей низшей и средней ценовой категории применяется один температурный датчик, выполняющий все функции одновременно. Обычно он стоит на корпусе термостата либо на верхнем патрубке радиатора.
Какие симптомы указывают на проблемы с датчиком?
В процессе длительной эксплуатации автомобиля могут наблюдаться явные и косвенные признаки, свидетельствующие о проблемах с температурным датчиком либо его электрической цепью. Первые прямо указывают на необходимость проверки работоспособности прибора:
- перестал работать указатель нагрева мотора на приборной панели;
- охлаждающий вентилятор перестал включаться, хотя водяная рубашка двигателя уже прогрелась до 100 °С;
- протечка антифриза из-под корпуса детали;
- вентилятор запускается невпопад, в том числе и при холодном моторе.
Если на вашем авто проявились перечисленные признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости, то смело приступайте к его диагностике и устранению проблемы, о чем будет сказано далее. Косвенные симптомы могут указывать как на поломку измерителя, так и других элементов системы охлаждения либо силового агрегата. Вот самые распространенные из них:
- Затруднен холодный пуск мотора. Машина заводится, но сразу глохнет, нужно делать несколько повторных попыток. Причиной может служить термоэлемент, датчик положения дроссельной заслонки, недостаточная компрессия или проблемы с зажиганием.
- Нестабильная работа на холостом ходу. Помимо температурного измерителя на нее влияет исправность свечей зажигания, ДМРВ, форсунок и много других факторов.
- Температурный режим находится в пределах нормы, но охлаждающая жидкость начинает кипеть. Если вышел из строя термостат либо снизился уровень антифриза в рубашке, то показания прибора могут отличаться от реального положения дел.
Исправность электронного измерителя температуры можно проверить в домашних условиях. Если наблюдаются косвенные симптомы неисправности, то испытание поможет их выявить или исключить из ряда деталей, находящихся «под подозрением». При успешной проверке неполадки придется искать в другом месте или обращаться в ближайшую автомастерскую.
Испытание на работоспособность
Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:
- Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
- Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
- Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
- Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.
Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.
Для проведения испытаний вам понадобится:
- мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
- небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
- термометр со шкалой до 100 °С.
Термометр необходим, если вы хотите провести точные замеры сопротивления, сверяясь с эталонной таблицей для вашего автомобиля. Когда таблицы нет, то исправность детали проверяется без термометра по ее принципу работы: чем горячее вода в стакане, тем меньше должно быть сопротивление на контактах.
Перед тем как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости под нагревом, прозвоните его контакты омметром. Может статься, что прибор перегорел либо в нем возникло короткое замыкание. Тогда дальнейшие манипуляции теряют смысл и элемент надо менять, поскольку ремонту он не подлежит.
Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.
Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.
Датчик температуры двигателя (датчик температуры охлаждающей жидкости, ДТОЖ) представляет собой важный элемент в устройстве автомобиля. Основная задача – определять температуру ДВС и своевременно уведомить водителя о перегреве двигателя.
Примечательно то, что в зависимости от температуры ЭБУ двигателем регулирует и изменяет различные параметры работы мотора (угол опережения зажигания УОЗ, смесеобразование, обороты холостого хода и т.д.).
Вполне очевидно, что если датчик охлаждающей жидкости выходит из строя, двигатель может работать с перебоями, перегреться, могут возникать ложные уведомления о перегреве и т.п. Далее мы рассмотрим устройство ДТОЖ, как проверить датчик температуры, а также как выполняется замена датчика температуры охлаждающей жидкости.
Читайте в этой статье
Устройство датчика температуры двигателя
Как уже было сказано, указанный датчик измеряет температуру не самого «железа», а охлаждающей жидкости (антифриза или тосола) в системе охлаждения двигателя. Другими словами, замеряется температура ОЖ в системе охлаждения двигателя.
Признаки неисправности датчика температуры ОЖ
В процессе эксплуатации автомобиля необходимо следить за качеством работы ДТОЖ. Если же замечены признаки неисправности, требуется проверить датчик температуры охлаждающей жидкости. Если датчик вышел из строя, необходима его замена.
Неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости двигателя зачастую диагностируются визуально путем осмотра элемента. Обычно на датчике видны повреждения (как механические, так и в результате коррозии).
В данном случае на проблемы с термистором указывают следующие признаки:
- указатель температуры охлаждающей жидкости показывает перегрев двигателя даже на холодном ДВС, показания плавают и т.д.;
- постоянно срабатывает или не срабатывает вентилятор охлаждения;
- увеличен расход горючего, повышены обороты холостого хода, двигатель плохо заводится, может глохнуть, обороты плавают или скачут и т.д.
- на приборной панели горит чек или загорается значок термометра.
При появлении данных симптомов нужно сначала убедиться в том, что вышел из строя именно датчик. После этого следует выполнять замену ДТОЖ. Кстати, стоимость датчика для большинства распространенных моделей авто вполне доступная. На практике, датчик температуры ВАЗ по сравнению с датчиком для иномарки стоит практически одинаково, особенно если использовать качественные аналоги вместо оригинальных.
Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости
Для начала, нужно разобраться, где стоит датчик температуры ОЖ. Если просто, ДТОЖ представляет собой компактное устройство в корпусе, которое должно напрямую контактировать с охлаждающей жидкостью для измерения ее температуры.
На датчике выполнена резьба. Благодаря такой резьбе он вкручивается в головку блока цилиндров, может стоять на верхнем шланге радиатора, также местом установки в ряде случаев является корпус термостата.
Еще добавим, что есть модели авто, где стоят сразу два ДТОЖ (один датчик температуры двигателя ставится на выходе жидкости из двигателя, тогда как другой на выходе жидкости из радиатора системы охлаждения).
В данном случае нужно учитывать, что сбои может давать только один датчик, так как сразу два выходят из строя редко. Так или иначе, определившись с тем, где находится датчик ДТОЖ, местом его установки и общим количеством таких датчиков, можно переходить к тому, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости.
Сначала нужно убедиться, что проводка на датчик исправна. Чтобы ДТОЖ нормально работал, на датчик подается постоянное напряжение 5 Вольт. Чтобы проверить проводку, нужно от датчика отключить провода, после чего завести мотор и мультиметром проверить подаваемое на датчик напряжение.
- В случае, когда напряжение в норме (5 Вольт), тогда можно переходить к проверке датчика. Сначала датчик выкручивается ключом и осматривается на предмет механических повреждений. Далее следует проверять сопротивление и общую работоспособность.
Для этого потребуется мультиметр, электронный термометр, электронагреватель или чайник для подогрева воды. Сняв датчик с машины, проверку ДТОЖ можно осуществить двумя способами.
Чтобы проверить датчик при помощи нагрева:
- сначала термометр ставится в чайник с холодной водой;
- затем к датчику присоединяется мультиметр, включается режим замера сопротивления;
- теперь сам датчик помещается в чайник;
Далее показания сопротивления фиксируются. Сначала замеры делаются для холодной воды, затем нужно начать нагрев воды. Параллельно фиксируются показания сопротивления при нагреве до 10, 15, 20 градусов Цельсия и выше.
Второй способ проверки ДТОЖ быстрый и простой, однако, менее точный. Термометр для диагностики не нужен. С учетом того, что вода кипит при 100 градусах, то есть температура выше не поднимается, данную отметку можно использовать в качестве контрольной точки.
Остается только поместить датчик температуры ОЖ в кипящую воду и замерить сопротивление датчика тестером-мультиметром. Нормой считается показатель, когда при нагреве жидкости до 100 градусов Цельсия датчик показывает среднее сопротивление 175-178 Ом.
Однако, важно учитывать и то, что во время кипения температура может быть не 100, а 96-98 градусов. Другими словами, есть небольшая погрешность. Принимая во внимание такую поправку, нормальными можно считать показания по сопротивлению датчика на отметке 195-210 Ом.
В любом случае, сравнение полученных данных с таблицей сопротивления ДТОЖ позволяет четко определить, если проблемы с датчиком и работоспособностью терморезистора датчика температуры охлаждающей жидкости.
Подведем итоги
Как видно, датчик температуры двигателя является таким элементом, который не только измеряет температуру для уведомления водителя о перегреве, но и тесно взаимодействует с ЭСУД автомобиля и самой системой охлаждения.
В зависимости от показаний ДТОЖ, блок управления корректирует топливно-воздушную смесь, управляет оборотами двигателя и зажиганием. Также показания датчика инициируют включение вентилятора охлаждения двигателя и т.д.
По результатам данной проверки датчика температуры мотора принимается решение о замене данного элемента или поиске других проблем, которые могут быть причиной перегрева или сбоев в работе ДВС.
В системе охлаждения мотора воздух: симптомы завоздушивания, причины образования воздушной пробки. Как развоздушить систему охлаждения двигателя.
Антифриз закипает и бурлит в расширительном бачке. Причины закипания тосола или антифриза, основные неисправности, диагностика неполадок, рекомендации.
Устройство и принцип работы элемента. Конструктивные особенности и виды терморегуляторов. Рекомендации по выявлению неисправностей, замена термостата.
Как проверить систему охлаждения двигателя автомобиля на герметичность и работоспособность всех компонентов. Диагностика помпы, термостата, патрубков и т.д.
Что такое охлаждающая жидкость для двигателя: назначение и особенности, отличия. Как выбрать ОЖ, как разбавлять концнтрат антифриза, смешивание антифризов.
Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.
Источник статьи: http://kalina-2.ru/remont-vaz/kak-proverit-datchik-temperatury-masla