На автомобиле установлены две блок-фары производства Bosch или АО «Автосвет», объединяющие фары ближнего и дальнего света, лампы габаритного (стояночного) света и указатели поворота. Блок-фары различаются по конструкции. Фара ближнего света «Автосвет» — с плоским экраном и линзой между лампой и рассеивателем, рассеиватель блок-фары приклеен к корпусу, лампа габаритного света расположена в фаре дальнего света. Фара ближнего света Bosch — без линзы, с экраном-колпачком на лампе, лампа габаритного света – в фаре ближнего света. Указатели поворота у обеих блок-фар одинаковые, точки крепления совпадают: вверху – болтами к верхней поперечине рамки радиатора, внизу – гайкой к шпильке на кронштейне брызговика и болтом – к стойке рамки радиатора.
В фарах устанавливаются однонитиевые лампы ближнего и дальнего света. При включении ближнего света фар горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света – все лампы (и ближнего и дальнего света).
Напряжение на лампы ближнего и дальнего света подается соответственно через реле К4 и К5 типа 904.3747-10, расположенные в монтажном блоке. Напряжение включения реле при температуре 20±5°С – не более 8 В, сопротивление обмотки – 85±8,5 Ом. Напряжение на обмотки реле подается, если полностью нажата клавиша переключателя наружного освещения (тогда выбор между ближним и дальним светом – в зависимости от положения подрулевого переключателя света фар) или – независимо от положения переключателя – если водитель оттягивает на себя подрулевой переключатель (тогда включается дальний свет фар).
Снятие и разборка блок-фары, замена ламп
Схемы подключения блок-фар с однонитиевыми лампами ближнего света
6 — комбинация приборов с контрольной лампой дальнего света фар А — к источникам питания К4 — реле включения ближнего света фар К5 — реле включения дальнего света фар
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Отсоединяем «минусовой» провод от аккумулятора.
Отсоединяем два электрических разъема блок-фары.
Ключом «на 10» отворачиваем два болта верхнего крепления блок-фары.
Отворачиваем два винта крепления указателя поворота…
Для замены стекла фары отстегиваем шесть защелок крепления и, срезав слой герметика, снимаем стекло.
Новое стекло вклеиваем на специальном герметике.
Заменить лампы блок-фары можно на автомобиле. Для наглядности эти операции проведем на демонтированной фаре.
Повернув патрон указателя поворота против часовой стрелки, извлекаем его из гнезда вместе с лампой.
Вдавив лампу внутрь и повернув против часовой стрелки, вынимаем ее из патрона.
Поворачиваем крышку фары против часовой стрелки и снимаем ее.
Отсоединяем провод от лампы ближнего света.
Сдавив пружинный фиксатор, выводим его усики из пазов.
Отводим фиксатор вверх и вынимаем лампу ближнего света.
Галогенные лампы нельзя брать за стеклянную колбу, чтобы не оставить жировых следов от пальцев. Если это произошло, лампу необходимо обезжирить спиртом.
Для снятия ламп дальнего и габаритного света снимаем вторую крышку фары.
Отсоединяем провод от лампы дальнего света.
Выводим усики пружинного фиксатора из пазов.
Извлекаем лампу дальнего света.
Отсоединяем провод от лампы габаритного света.
Вынимаем патрон с лампой.
Извлекаем лампу из патрона.
Сборку и установку блок-фары проводим в обратной последовательности.
Направления световых пучков фар регулируют вращением винтов, которые поворачивают оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Винты регулировки пучка света в горизонтальной…
Гидрокорректор фар служит для изменения угла наклона фар в зависимости от загрузки автомобиля. Он состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров, установленных на блок-фарах, и соединительных трубок. Цилиндры и трубки заполнены специальной жидкостью с низкой температурой замерзания и не сообщаются с атмосферой.
Гидрокорректор – неразборный и ремонту не подлежит. При закисании поршней в цилиндрах, течи из цилиндров или трубок, а также если ход штоков исполнительных механизмов (в блок-фарах) отличается от величины 7±0,5 мм, замените гидрокорректор в сборе.
Снятие главного цилиндра гидрокорректора фар
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Поддев отверткой, снимаем рукоятку и накладку цилиндра гидрокорректора.
Головкой «на 22» отворачиваем гайку…
Отсоединение исполнительных механизмов гидрокорректора от фар см. в разделе Снятие и разборка блок-фары, замена ламп.
Схема регулировки света фар
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Выберите ровную горизонтальную площадку в пределах базы автомобиля на расстоянии 5 м от экрана – светлой стены здания, гаража и т.п.
Заправьте автомобиль, положите на штатные места инструмент и запаску, проверьте давление в шинах всех колес.
В темное время суток поставьте машину на выбранной площадке перпендикулярно экрану (расстояние между фарами и экраном должно быть 5 м).
Усадите на водительское сиденье помощника или положите груз 75 кг и слегка качните автомобиль сбоку для установки подвесок.
Измерьте расстояние от центров фар до пола (оно должно составить около 600 мм), на этой высоте проведите горизонтальную линию на экране, а на 75 мм ниже нее – вторую.
Начертите на экране вертикальную осевую линию (расстояния от нее до центров левой и правой фары должны быть равны) и линии, соответствующие центрам фар (на расстоянии 554 мм от осевой).
Установите ручку гидрокорректора фар в положение минимальной загрузки. Одну из фар закройте (куском картона, фанеры и т.п.).
Включите ближний свет фар.
Винтами с пластмассовыми головками, расположенными на задней стенке блок-фары, отрегулируйте направление световых пучков незакрытой фары. Верхняя граница пятна (горизонталь) должна совпадать с нижней линией, а место излома пучка (точка пересечения горизонтального и наклонного участка) – с вертикальной линией центра фары.
После этого откройте и отрегулируйте вторую фару, закрыв первую.
Наружное освещение, лампы стоп-сигнала и света заднего хода, освещение салона и багажника
Схема включения наружного освещения
1 — лампы габаритного света в блок-фарах 2 — монтажный блок 3 — переключатель наружного освещения 4 — выключатель зажигания 5 —- контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов 6 — лампы габаритного света в наружных задних фонарях 7 —- лампы стоп-сигнала во внутренних задних фонарях 8 —- фонари освещения номерного знака
9 —- выключатель освещения приборов 10 —- выключатель света заднего хода 11 — выключатель стоп-сигнала 12 —- блок бортовой системы контроля 13 —- лампы света заднего хода во внутренних задних фонарях К1 — реле контроля исправности ламп (внутри реле показаны контактные перемычки, которые должны устанавливаться при отсутствии реле) А — к источникам питания В —- к лампам освещения приборов
Передние лампы габаритного света расположены в блок-фарах, задние – в наружных задних фонарях (на крыльях автомобиля). Лампы стоп-сигнала и света заднего хода – во внутренних задних фонарях на крышке багажника. (Снятие выключателя стоп-сигнала см. Снятие вакуумного усилителя и педального узла тормоза). Фонари подсветки номерного знака расположены на бампере.
Габаритный свет включен, если нажат переключатель наружного освещения. Лампы габаритного света и стоп-сигнала запитаны через реле К1 контроля исправности ламп в монтажном блоке. Если какая-либо из ламп перегорит или нарушится контакт в патроне или питающей цепи, в блоке контроля загорается соответствующий индикатор. Если реле контроля ламп нет, вместо него должны стоять перемычки, иначе лампы гореть не будут.
Лампы фонарей освещения номерного знака включаются одновременно с наружным освещением, но подключены в обход реле контроля, поэтому их исправность не диагностируется.
Лампа подсветки вещевого ящика включается при включенном зажигании выключателем под крышкой ящика.
Напряжение к выключателям ламп плафона освещения салона и индивидуального плафона водителя подается также при включении зажигания. Кроме того, лампа освещения салона загорается, если открыта одна из дверей и переключатель плафона находится в соответствующем положении. Через несколько секунд после закрывания двери яркость свечения лампы уменьшается, и она гаснет. Этим управляет блок индикации бортовой системы контроля.
Подсветка приборов включается одновременно с включением наружного освещения. Яркость ламп подсветки регулируется реостатом на панели приборов.
Лампы фонарей заднего хода загораются, если включено зажигание и замкнут выключатель заднего хода, расположенный на коробке передач.
Освещение багажника включается одновременно с лампами габаритного света.
Указатели поворота
Указатели поворота (левые или правые) включаются подрулевым переключателем.
Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворота) включается при нажатии на соответствующую кнопку. Мигание ламп в этом режиме обеспечивается реле-прерывателем К3 типа 493.3747 в монтажном блоке.
При перегорании одной из ламп указателя поворота частота мигания оставшихся ламп и контрольной лампы удваивается. В нормальном режиме частота мигания должна составлять 90±30 циклов в минуту при температуре окружающего воздуха от –40 до +65°С и напряжении от 10,8 до 15 В.
Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализаци