Самые известные авторские фишки в автомобильном дизайне
Нарисовать по-настоящему красивую машину с правильными формами и удачными пропорциями по силам не всякому дизайнеру. А создать автомобиль-легенду и вписать свое имя в историю дано единицам. Сегодня расскажу о выпускниках факультетов промышленного дизайна, добившихся наибольшего успеха.
Изгиб Хофмайстера (Вильгельм Хофмайстер)
Этот стилистический элемент, присущий всем современным моделям BMW (за редким исключением), многие считают детищем Вильгельма Хофмайстера, отвечавшего за дизайн баварской марки с 1958 по 1970 годы. Впервые характерный изгиб задних стоек крыши появился на автомобилях из Мюнхена в 1961 году – на купе 3200CS от Bertone.
Поначалу художественный прием нес и функциональную нагрузку: укрепляя стойки, делал их визуально легче и улучшал обзор. А потом стал фишкой BMW. Кстати, первое время в треугольнике, образованном изгибом, баварцы размещали логотип. В 2018-м компания возродила решение на кроссовере Х2.
Любопытно, что подобная форма задних стоек крыши встречалась на автомобилях других марок и до Хофмайстера. Например, на Kaiser Manhattan в 1951 году, а также на Lancia Flaminia Sport от Zagato в 1959-м. Похожий стилистический элемент был и на моделях «Сааба». Только у скандинавов он назывался «хоккейной клюшкой».
«Нос тигра» (Петер Шрайер)
Приплюснутая по центру радиаторная решетка, которую можно встретить на всех современных моделях Kia, предстала на суд публики в 2007 году во Франкфурте на концептуальном спорткаре Kee (на фото). Это была дебютная работа тогда еще нового для южнокорейской компании шеф-дизайнера Петера Шрайера, выходца из Audi.
Разрабатывая с нуля фирменный стиль Kia, выпускник Королевского колледжа искусств в Лондоне ассоциировал переднюю часть автомобиля с мордой животного. Тигр был выбран Шрайером как знакомый каждому образ, а также символ силы и ловкости.
Кстати, название характерной радиаторной решетки в российском офисе компании с некоторых пор переводят как «улыбка тигра». Хотя в оригинале она называется Tiger nose, то есть дословно «нос тигра».
«Динамическая линия» де Сильвы (Вальтер де Сильва)
На счету итальянского гения дизайна, работавшего сначала на Fiat, затем на Alfa Romeo, а потом на Seat, Audi и Volkswagen, множество известных моделей.
Например, угловатые Tipo, Tempo, стремительные 33, 147, 156, 164, 166, спортивные TT, R8, A5, а также «Гольфы», начиная с пятого поколения, Scirocco и Passat CC (это далеко не весь список). Однако, увековечил фамилию маэстро в учебниках по дизайну элемент, придуманный во времена работы с испанской «дочкой» Volkswagen – Seat.
Речь о «динамической линии» де Сильвы. Это выразительная боковая выштамповка на концепт-карах и серийных моделях Seat, волной проходящая от фар головной оптики до задних колесных арок. Она есть у Ibiza, Toledo, Altea и Leon прошлых поколений. Вообще для машин с дизайном от Вальтера де Сильвы характерен минимум декора в экстерьере. Как правило, маэстро формирует образ линиями подштамповок кузовных панелей.
Икс-стиль (Стив Маттин)
За плечами британца, закончившего университет Ковентри, не меньшее портфолио, чем у остальных дизайнеров в нашем списке. За время работы на Mercedes-Benz и Volvo, Стив Маттин стал отцом практически всех моделей с «трехлучевой звездой», вышедших в начале нулевых. От первого А-класса до «Майбаха».
Также он приложил руку к созданию Volvo S40 и V50 в 2007 году. Необычные каплевидные фары на концептах S60 и XC60 с дополнительными секциями у радиаторной решетки – тоже его работа.
Но настоящую революцию маэстро совершил, когда в 2011 году стал главным дизайнером АвтоВАЗа. Получив карт-бланш от руководства, Маттин с нуля разработал новый фирменный икс-стиль Lada. По словам дизайнера, литера Х в виде выштамповок на боках «Иксрея» и «Весты», а также на «лице» всех остальных моделей из Тольятти, кроме (пока что) «Ларгуса» и обеих «Нив», — это символ экстрима, свойственных для России резких контрастов и простых форм. Именно это достижение мы отнесли к главным заслугам Маттина на поприще автомобильного дизайна.
Чешский хрусталь (Йозеф Кабань)
Прежде чем надолго связать жизнь с концерном Volkswagen, словацкий дизайнер закончил Братиславскую высшую школу изобразительных искусств и получил степень магистра в Высшей школе искусств в Лондоне. Притом что Кабань успел поучаствовать в создании ряда моделей «Фольксвагена» – от Volkswagen Lupo и Seat Arosa до Bugatti Veyron, больше всего он известен как главный стилист «Шкоды».
Под его руководством был разработан Kodiaq, не добравшаяся до России последняя Fabia, третья Octavia, включая ее спорный «четырехглазый» рестайлинг. А еще нынешний Superb и несколько концептов. Главной дизайнерской фишкой Кабаня в работе над этими машинами стала обыгранная в ребрах и гранях кузова, а также в сложносочиненной форме оптики, тема хрусталя – визитной карточки Чехии, родины «Шкоды».
«Душа движения» (Икуо Маэда)
Шестидесятиоднолетний Икуо Маэда – потомственный дизайнер. Его отец – Матасабуро Маэда – автор облика самой первой Mazda RX-7. За почти сорокалетнюю карьеру в автоиндустрии Икуо – выпускник Технического и текстильного университета Киото – успел поработать не только на «Мазду» у себя на родине и в Штатах, но также на Ford в Детройте.
Художник известен как отец спортивной RX-8 и ситикара Mazda2 второго поколения. Однако, не эти машины – главная заслуга Маэды в автомобильном дизайне, а создание нового фирменного стиля марки – Kodo. Дословно с японского слово переводится как «душа движения».
К работе над проектом Маэда приступил, заняв кресло главного дизайнера Mazda в 2009 году. Плодом многомесячных трудов, спустя год представившим новую философию бренда на специальном мероприятии в Милане, стал концептуальный седан Shinari. Скульптурные формы большой и низкой четырехдверки, смещенный назад салон, а также игру света на сложных поверхностях кузова мы наблюдаем во всех современных моделях «Мазды».
Противоречивость (Кен Гринли)
Вписать свое имя в историю можно не только выдающимися поступками и созданием настоящих шедевров, но и сомнительными деяниями. Такими, как, например, разработка весьма спорного дизайна ранних моделей корейского бренда SsangYong.
Автором неоднозначной внешности внедорожника Musso, сменившего его Kyron и вэна Rodius, за глаза прозванного «Уродиусом», является британский дизайнер Кен Гринли. Он выпускник того же Королевского колледжа искусств в Лондоне, какой закончил Йозеф Кабань.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/motor1/samye-izvestnye-avtorskie-fishki-v-avtomobilnom-dizaine-5f129c656b65685929c301b1
Автомобильный дизайн: особенности, история и интересные факты
Автодизайном принято называть предварительный, эскизный этап создания модели авто своей неповторимо-индивидуальной художественной формы. Автомобильный дизайн отталкивается от заданных условий рационализма и технологичности при создании автомобилей. То, без чего машина не может ездить, а также отвечать требованиям покупателей и контролирующих органов, должно в той или иной форме быть предусмотрено в эскизе, чертежах и в металле. Необходимо место для двигателя, колес и другого оборудования, предметов и устройств, обеспечивающих комфорт и безопасность водителя и пассажиров.
Полет фантазии проектировщиков, их видение прекрасного и следование моде идет вслед и «обтекает» все необходимое, функциональное и рациональное. Но это процесс двусторонний. Появление новых форм, пропорций, отдельных деталей дает толчок к поиску новых технических решений и материалов, а также «перекомпоновке» уже имеющихся.
Любому производителю выгоднее всего создавать и реализовывать вещи большого размера. Это же выгодно и дизайнерам – ничто не ограничивает полет фантазии. Но если в обществе существует запрос на миниатюризацию, а большие авто реализуются небольшими партиями, то компания сменит вектор производства.
История
Несмотря на то что машины начали в значительных масштабах производиться с конца XIX века, и, следовательно, существовал какой-никакой их дизайн (хотя бы как подражание карете или повозке), считается, что автомобильный и транспортный дизайн как художественное конструирование с теоретическим обоснованием и как реальный бизнес появился в североамериканских штатах в конце 20-х годов прошлого столетия.
Впереди всех был концерн «Дженерал Моторс», сформировавший в 1926 г. соответствующее подразделение. Через год уже был выпущен поразивший всех «Кадиллак Ла Саль». Сразу по окончании Второй мировой войны дизайн в области автомобилестроения начал победное шествие по Европейским странам и Японии. Через сорок лет дизайнерские группы и отделы были у всех автопроизводителей, включая СССР. А в GM по этой тематике работало более тысячи четырехсот специалистов (в концерне Форда — 875).
Западный автодизайн
В первые десятилетия XX века внешний вид машины приобретает привычные нам черты и уже не является копией конного экипажа. Идет ожесточенная борьба не только за тип применяемого двигателя (паровой, электрический или бензиновый), но и тип кузова – «салонный» или открытый.
Автомобильный дизайн 20-30-х годов прошлого века определил трудоголик Бадд – это «обтекаемая форма» (Streamline). В 40-х годах сильное влияние оказывал и стиль «Ар-деко» (декоративное искусство). Это мешанина из неоклассицизма, кубизма, конструктивизма. В дизайне автомобилей воплотились строгость форм, непривычные геометрические решения и роскошь отделки (редкие виды кости, дерева, а также алюминий, серебро и так далее).
С появлением «Кадиллака» 62-й модели в США берет начало новый «аэростиль» (в то время на пике прогресса находилась военная авиация). Она же и диктовала моду. В Англии свой стиль — «лезвие бритвы». Немного позже в США появляется «плавниковый стиль», который распространился по всему свету и существовал даже дольше, чем на «родине». Назван он так из-за наличия стилизованных плавников различных рыб или киля. Плавники разного расположения и формы создавали броский внешний вид, но отличались крайней непрактичностью.
Через пятнадцать лет в моду входит «псевдоспортивный» стиль, наплодивший многочисленный класс автомобилей-пони (pony cars). Параллельно, в 70-х годах, шла борьба «мускулистых» (коварных убийц) и «мотыльков». Muscle-cars – это 2-х дверные модели среднего класса с двигателями от старшего класса. В это время стало больше внимание уделяться безопасности водителя и пассажиров. «Мускулистые» победили «мотыльков», но те, постоянно появляясь и являя собой альтернативу «коварным убийцам», добились существенных улучшений в области безопасности.
Законы аэродинамики начали диктовать моду в следующем десятилетии. Обтекаемые, сглаженные формы автомобилей снижают сопротивляемость встречному потоку воздуха и дают значительную экономию топлива, что становится все более и более актуальным. В последнее десятилетие прошлого века продолжалась аэродинамическая «эра», но к ней добавился стиль «биодизайна». Это имитация природных обтекаемых форм, к примеру, формы окатанной гальки.
В нулевые годы текущего века стали привычными рациональные «компьютерные» формы авто – четко выделяющиеся все 3 объема. Параллельно шла волна дизайна «ностальгического» — автомобильный дизайн с уклоном в 30–50 годы прошлого века.
В настоящее время наметился постепенный отход от стилей предыдущего десятилетия в сторону усложнения очертаний кузова и повышения пассивной безопасности.
Русский автодизайн
Автомобильный дизайн в СССР появился значительно позднее, чем на Западе. До 70-х годов прошлого века немногочисленные автопроизводители как официально, так и неофициально работали по «западным лицензиям». В начале второй половины XX века под «крылом» НАМИ было создано несколько интересных оригинальных отечественных проектов (НАМИ-013, «перспективное такси», «Макси»), но они не были реализованы на производстве. Также не сумел попасть в действующие модели автобус ПАЗ — «Турист», хотя дважды этот концепт-автобус получал призы международных выставок за новшество и своеобразие. Немного другая ситуация сложилась на Горьковском автозаводе, где в 1961 г. бюро по дизайну возглавил Б.Б. Лебедев. Его проекты грузовых автомобилей, в том числе и на гусеничном ходу, удалось реализовать.
Русский автомобильный дизайн всегда подводило производство, его неповоротливость и техническое отставание. Картина не меняется и в текущем столетии, в век глобального разделения труда и кооперации, практически во всех областях производства.
Дизайн внешнего вида автомобиля будущего
Дизайн автомобилей будущего предсказать довольно сложно, так как невозможно предугадать все входящие факторы и главное – научные открытия. Что важно сейчас для дизайна кузова? Это:
- долговечность;
- эргономичность;
- безопасность;
- минимизация трат на производство.
Все может измениться кардинально с введением такого фактора, как изобретение нового вида топлива и/или движителя. И вот большинство транспортных средств, к примеру, «взмывают» вверх и парят в воздухе, как это часто показывают в фантастических фильмах. Или происходит что-нибудь еще «покруче». Дизайн аэромобиля тут же изменится, как и большинство его принципов.
Если же резких изменений не произойдет, то, скорее всего, к концу столетия, наконец-то, победит электродвигатель, и произойдет окончательное разделение на транспортные средства для супер-полисов (городов огромного размера) и для всего остального.
Дизайн салона
Дизайн салонов может осуществляться фирмой-производителем автомобиля, а также после его покупки в любое время, хотя чаще всего это происходит на стадии подготовки к эксплуатации параллельно с его тюнингом. Если оставить за скобками сумасшедшие идеи и кардинальную переделку, то задача постдизайна — еще более подчеркнуть стиль авто (его какую-либо черту) и/или стиль жизни его владельца. Как правило, хватает доработки отдельных деталей, но с доведением их практически до совершенства в классе Hi-End. Неподражаемая фактура и элегантность меняют чувства и в какой-то мере мироощущения водителя и его пассажиров. А достигается это, к примеру, всего лишь вставками из кожи рептилий и слоновой кости. Хотя не все так просто, и для создания соответствующей атмосферы нужно комплексное воздействие множества факторов.
Диски
Дизайн автомобильных дисков — неотъемлемая часть автодизайна. Не редкостью являются колеса, стоящие как это же авто, но в подержанном состоянии. К примеру, продукция США Nutek стоимостью в расчете на четыре колеса — чуть менее 25 тысяч долларов. Для спортивных автомобилей очень хороши диски Savini. Выглядят скромно, но элегантно, кованые и невероятно легкие. Для внедорожников — крупные, цельной конструкции диски Dub из алюминия, которые постоянно получают награды на специализированных выставках. Vossen, произведенные по специальным технологиям «низкого» литья, выглядят изысканно (отделка хромом по черному основанию) и инновационно, а стоят вдвое дешевле, чем Nutek.
Кресла
Задача дизайна автомобильных сидений заключается не только в придании им соответствующих форм и функций для большей эргономичности и безопасности, но и в создании соответствующего интерьера, в том числе и при помощи чехлов на них. Материал для их изготовления и отделки может применяться самый различный. Как говорится, на любой вкус, цвет и размер кошелька (обивочная ткань, кожзаменитель, натуральная кожа). Уют и пикантность придают накидки на сиденья из натурального меха. Экокожа пропускает воздух, но препятствует проникновению воды.
Дизайн пошива автомобильных чехлов состоит еще и в украшении ткани, из которой они шьются. Применяются как современные технологии, к примеру машинная компьютерная вышивка, так и древние. Еще в Древнем Китае применялась технология украшения тканей наложением на них ворса (флокирование). Объемность рисунков и игра цветов достигаются применением метода «флок на флоке».
Катера и автомобильный дизайн
Так как многие автомобильные фирмы выпускают маломерные речные и морские суда и/или оборудование для них, то они же и занимаются их дизайном. Доступный по цене и футуристичный по виду катер Toyota Ponam-31 представлен на фото.
Очень оригинальную модель запускает в производство «Лексус», но она значительно дороже, и не только из-за отделки (карбон, кожа, дерево). Вызывает восхищение своим внешним видом роскошная яхта Arrow460-Granturismo производства компании «Мерседес-Бенц». Настоящими произведениями искусства являются яхты Aston Martin или Bugatti. А «помешанным» на скорости, встречном ветре и брызгах в лицо предназначена продукция Cigarette Racing (до 160 км/час) и Marine Technology Inc (до 300 км/час).
Заключение
Итак, мы рассмотрели историю автомобильного дизайна. Сейчас он находится на стыке высокого искусства и технических решений, поэтому для реализации задумок «гениев» нужны инженеры-дизайнеры, которые могут переложить уже на полностью технический язык задумки групп и отделов «мозгового штурма». Кропотливая и детализированная проработка и является завершением проекта.
В последнее время наблюдается тенденция прихода в автодизайн женской мысли, логики и видения проблем (кстати, укладывается в общий тренд развития общества). Как говорится, посмотрим и пощупаем, что они создадут. А может, это и к лучшему, так как некоторые эксперты говорят о «закате», а другие — о конце автомобильного дизайна.
В самом деле, является ли дизайнерской работой появление похожих как близнецы автомобилей, различающихся только видом и компоновкой фар, а также другими незначительными деталями? Автомашины прекрасны сами по себе, но очень похожи, а поэтому безлики. Для массового производства это хорошо. Но хочется чего-то еще, нового и неопробованного.
Источник статьи: http://fb.ru/article/395911/avtomobilnyiy-dizayn-osobennosti-istoriya-i-interesnyie-faktyi