Для чего нужен автомобиль библиотеке

Библиомобили и передвижные библиотеки: история и современность

Передвижная библиотека — транспортное средство (обычно автобус, иногда грузовик), оборудованное полками или витринами для транспортировки книг. Удобно для маленьких и отдалённых населённых пунктов, где создание обычной библиотеки нецелесообразно. В западных странах мобильные библиотеки иногда предназначались для инвалидов, имеющих ограничения в движении, однако этот сервис вытеснил интернет и простой заказ по телефону. В Кении для этой цели используют вьючных животных, а в Венесуэле книги доставляют в труднодоступные горные районы на ослах и мулах (по информации https://ru.wikipedia.org/wiki/Передвижная_библиотека).

Считается, что первый книгомобиль появился в Уоррингтоне, Англия в конце 1850-х годов. Это была повозка с лошадьми. За первый год обслуживания жителям раздали около 12 000 книг.

Позже мобильные библиотеки были установлены внутри автомобилей. Они достигли пика своей популярности в середине XX столетия.

В США первая передвижная библиотека появилась в 1904 году (по другим данным в 1905 году) в штате Мэриленд; её автором стала Мэри Титкомб. В Германии впервые появилась такая библиотека в 1920-е в городе Мюнхене на базе трамвая. В 1926 муниципальная библиотека города Вормс организовала автобус. В 1960-е годы появилась передвижная библиотека для подростков и юношества в кварталах Нью-Йорка, где жили выходцы из Африки. В конце ХХ века была признана неэффективность передвижных библиотек из-за ограниченных возможностей библиотечных услуг и недостатка печатной продукции. XXI век, несмотря на наличие различных гаджетов и Интернета, начинает вновь осознавать ценность чтения и книги.

В России с 20 марта 2007 г. по Ленинградской области ездит «библиобус» марки Mercedes. С июня 2015 года два библиомобиля работают на территории Новой Москвы (ТИНАО).

Книги не исчезли, и не исчезнут никогда. Это доказано всей историей книги. Во многом благодаря специалистам — библиотекарям, преданным своему делу, которые приходят на помощь тем, кто стремится больше узнать и стать умнее. Тем более интересно посмотреть, с чего началась история передвижных библиотек и как они выглядят сейчас.



Самые необычные библиомобили в мире.

BiebBus – это детская передвижная библиотека в Нидерландах. В отличие от американских, голландские улицы слишком узкие, особенно в густо заселённых районах. Обычному книжному грузовику из США с примерно пятьюдесятью квадратными метрами библиотечного пространства на них не развернуться. Архитектор Йордден Холландер нашёл отличное решение. BiebBus – небольшой вагончик, который растёт вертикально вверх. В нём две комнаты. Одна из них располагается над другой. Помещение внизу занимают полки с семью тысячами детских книг. Сквозь прозрачный потолок видна верхняя комната, оборудованная под чудесную игровую площадку и место для чтения. Площадь BiebBus составляет 52 квадратных метра, и в нём могут поместиться 30-45 детей.

LogosHope – ещё одна плавучая библиотека, самая крупная в мире. Корабль принадлежит благотворительной организации GBA Ships, располагающейся в Германии (GBA означает «GuteBücherfürAlle» – «хорошие книги для всех»). Судно путешествует по миру, популяризуя литературу и собирая деньги на благотворительные нужды. На борту можно посетить книжную ярмарку, на которой представлено более 7 000 наименований: от образовательной до художественной литературы, а также книги по технологиям, истории, философии и искусству. До 500 человек, включая команду и гостей корабля, могут разместиться в 200 каютах. Судно достаточно большое, чтобы вместить до 1000 посетителей за раз. Пока что LogosHope заходил в 75 портов в 47 различных странах и областях. Более 3,6 миллионов гостей побывали на корабле, и больше 4 миллионов книг было продано в книжном магазине на борту.

Библиотечный трамвай — старый трамвайный вагон превратился в ярко раскрашенную передвижную библиотеку и рекламную акцию библиотеки им. Жири Махена в чешском городе Брно. Библиотечный трамвай ездит каждый день по 70-километровому маршруту, предоставляя информацию не только о библиотечных услугах, но и, что не менее важно, о преимуществах цифрового чтения. Посетители могут с помощью своих мобильных телефонов сканировать QR-коды для доступа к веб-сайту библиотеки, просматривать каталог и бесплатно скачивать фрагменты выбранных книг. Этот проект инновационной передвижной библиотеки версии 2.0 называют «Библиотека в трамвае – трамвай до библиотеки», и в 2014 году ему присудили первое место на 12-м международном маркетинговом конкурсе Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений.

Библиобурро (от англ. burro – «ослик», прим. перев.). В мире есть места, до которых можно добраться только на одном единственном виде транспортных средств. А тот, ко всему прочему, ещё и кричит по-звериному. Библиотекарь и учитель Луис Сориано на двух осликах, Альфе и Бете, привозит книги в отдалённые деревни в департаменте Магдалена, Колумбия. Его исключительный проект привлёк внимание широкой общественности по всему миру. Как сообщает NewYorkTimes: «Он занялся (проектом) исключительно из убеждения в том, что доставка книг до тех, у кого их нет, поможет хоть немного улучшить жизнь в этом обнищавшем районе, а вместе с ним, возможно, и во всей Колумбии».

Библиомотокарро. Антонио Ла Кава – итальянский учитель на пенсии из Феррандины. После 42 лет преподавания он спросил себя, как ещё он мог бы развивать в детях любовь к чтению? В 2003 году он приобрёл подержанный мопед модели Ape и полностью переоборудовал его, чтобы тот вмещал 700 книг. С тех пор он разъезжает по итальянским деревням, доставляя книги в область Базиликату. О прибытии «Библиомотокарро» оповещает органная мелодия. Задачей Ла Кавы является распространение любви к чтению, ведь незаинтересованность в чтении зачастую появляется со школьной скамьи, когда изучается техника, но не прививается любовь к книгам. Чтение должно приносить удовольствие, а не являться повинностью.

КИБО-СИТИ. Сегодня библиомобиль является мобильным универсальным библиотечным комплексом, оснащенным современными информационно-коммуникационными средствами и обладающий актуальными библиотечными фондами на всех видах носителей, является хорошей альтернативой маломощным стационарным библиотекам. Модель Мобильного комплекса информационно-библиотечного обслуживания «КИБО-СИТИ» разработана на базе грузопассажирского микроавтобуса FordTransitJumbo повышенной грузоподъемности и проходимости. Стоит такое удовольствие порядка 4,5 млн. рублей (150 тыс. $). Минимальный штат обслуживающего персонала – 3 сотрудника: водитель, имеющий права категории «С» и обладающий навыками работы с оборудованием в составе комплекса, высококвалифицированный библиотекарь, предоставляющий библиотечные и информационные услуги, методист, формирующий программу работы КИБО и определяющий форматы его использования. Внутри КИБО-СИТИ одновременно могут свободно разместиться до 5 человек.

КИБО-СИТИ имеет две внутренние зоны обслуживания: современный информационный центр с доступом в Интернет и библиотеку с книжными стеллажами. Со слов авторов проекта в Москве для мобильного доступа в интернет по технологии 4G LTE они пользуются услугами Yota, а вот в регионах их выручает Мегафон. На специально оборудованных стеллажах (10 метров книжных полок, которые во время пути плотно закрываются рольставнями, чтобы книги не падали), размещается библиотечный фонд из 1000 разнообразных по тематике книг и 200 мультимедийных изданий на различных носителях (CD, DVD). Книги прижаты друг к другу и в дороге они не болтаются. Стеллажи позволяют размещать издания разных форматов. Роллерная система позволяет выезжать стеллажам из кузова, в результате чего появляется возможность предоставления открытого доступа к фонду библиомобиля. Для проведения мероприятий вокруг КИБО предусмотрены два раздвижных тента, раскладывающиеся столы и стулья, выносной экран, проектор, звукоусиление.

Внутри библиомобиля КИБО-СИТИ 6 стульев и 2 стола (на случай, если надо провести выездную мини-конференцию), ксерокс-факс,большой видеоэкран во всю ширину торцевой стенки, пять ноутбуков OC Win7: 4 стандартных – для библиотекаря и пользователей и один – с большим экраном, настроенный для людей с ограниченными возможностями по зрению и слуху, за которые можно посадить работать посетителей, а также акустическая система 2,0 с микшерным пультом и беспроводными микрофонами.

Современные технологии позволяют осуществлять эффективное энергосбережение (максимальное потреблении электроэнергии 1 кВт). Все лампочки — энергосберегающие, так что 20-ваттная лампа в машине дает свет, как обычная 60-ваттная. Кстати, если подключить всю аппаратуру одновременно, то потребуется не больше 1 киловатт — это мощность обычного электрочайника.

Со слов инженера проекта машина рассчитана на морозы доминус 15 градусов. Чтобы фургон держал тепло, он делается из 5-слойных сэндвич-панелей: пластик, фанера, 50-миллиметровый полистирол, снова фанера и пластик. На все имеется сертификаты качества и без проблем ставится на учет в ГИБДД.

На библиомобиле за счет услуг населению не заработаешь — книги и интернет предоставляются в пользование бесплатно, а сборы от платных услуг вроде распечатывания бумаг копеечные. Проект имеет, прежде всего, социальное значение. Да и обслуживание библиомобиля недешевое – примерно 500 тысяч в год на эксплуатацию.

Кто бы что ни говорил, но люди читают! Просто сегодня они используют для этого разные средства и возможности. Поэтому читайте с удовольствием! А мы вам всегда поможем!

Источник статьи: http://tbib.ru/bibliomobili-i-peredvizhnye-biblioteki-istoriya-i-sovremennost/

10 самых необычных передвижных библиотек

Автор: Пётр Ковальчик

От запряжённой осликом тележки до огромных кораблей: в этой статье вы узнаете о поразительных средствах передвижения, приспособленных для перевозки самого важного в мире груза – мудрости.

Внимание: в тексте даны ссылки на англоязычные статьи и источники.

Больше ста лет передвижные библиотеки служат важным инструментом для распространения знаний, предоставления библиотечного обслуживания и обеспечения растущей потребности населения в книгах.

Первый в мире книгомобиль, запряжённый лошадью, появился в 1857 году в английском графстве Камбрия. Задачей его была выдача книг заинтересованным местным жителям.

С тех самых пор замечательные фотографии библиотек на колёсах будоражат наши умы и воспоминания. Мы ассоциируем их с преданными своему делу библиотекарями, которые приходят на помощь тем, кто стремится больше узнать и стать умнее.

Но не торопитесь ударяться в ностальгию. Средства передвижения, предоставляющие доступ к книгам, совершенно точно не являются пережитками прошлого. Наоборот. Даже Интернет не отвлечёт вас от радостного волнения, если вы будете знать, что в ваш район скоро привезут книги.

Транспортные средства, перечисленные в статье, не всегда представляют собой книгомобили в традиционном смысле. Иногда это передвижные библиотеки, где можно проверить наличие нужной вам книги. А иногда – книжные ярмарки или магазины. Наконец, есть и такие, которые раздают книги безвозмездно.

Независимо от того, где и каким образом они путешествуют, у этих библиотек есть три общие черты: увлечённость, творческий подход и целеустремлённость их создателей и управляющих.

10 самых необычных передвижных библиотек:

1. Оружие массового просвещения



Броское название («Оружие массового просвещения») и чрезвычайно разумный концепт (книги помогают преобразовывать разрушения в нечто прямо противоположное) превратили этот арт-автомобиль в один из известнейших интернет-мемов.

Многие пользователи сети даже не догадываются, что книжный танк существует не только ради красивых фотографий. Это ещё и действующий книгомобиль, распространяющий бесплатные книги на улицах Буэнос-Айреса, столицы Аргентины.

Создатель арт-авто художник Рауль Лемесофф использовал остов автомобиля Ford Falcon 1979 года выпуска для создания передвижной библиотеки, похожей на танк. Что важнее всего – книги не закреплены в корпусе автомобиля. Они вставлены в металлический каркас, исполняющий роль книжных полок.

«Оружие массового просвещения» предлагает книги, полученные благодаря частным пожертвованиям. Самого расчудесного танкиста может остановить любой, кому нужна бесплатная книга! Кто против создания целой армии таких?


BiebBus – это детская передвижная библиотека в Нидерландах. В отличие от американских, голландские улицы слишком узкие, особенно в густозаселённых районах. Обычному книжному грузовику из США с примерно пятьюдесятью квадратными метрами библиотечного пространства на них не развернуться.

Архитектор Йорд ден Холландер нашёл отличное решение. BiebBus – небольшой вагончик, который растёт вертикально вверх. В нём две комнаты. Одна из них располагается над другой.

Помещение внизу занимают полки с семью тысячами детских книг. Сквозь прозрачный потолок видна верхняя комната, оборудованная под чудесную игровую площадку и место для чтения.

Площадь BiebBus составляет 52 квадратных метра, и в нём могут поместиться 30-45 детей.

3. Плавучая библиотека


«Плавучая библиотека» – очаровательный общественный арт-проект, организованный художницей, писательницей, педагогом, а теперь и храбрым плавучим библиотекарем Сарой Питерс. Это полноценная библиотека на специально изготовленном деревянном плоту, по обеим сторонам которого расположены книжные полки.

Эту поразительную библиотеку – отличный пример увлечённости, творческого подхода и целеустремлённости – можно повстречать летом на озере Сидар (англ. cedar – «кедр»; прим. перев.) в Миннеаполисе.

До неё можно добраться на каноэ, каяке, вёсельной лодке или другом плавательном средстве небольшого размера. Вплавь тоже «возможно, но не рекомендуется».


Logos Hope – ещё одна плавучая библиотека, самая крупная в мире. Корабль принадлежит благотворительной организации GBA Ships, располагающейся в Германии (GBA означает «Gute Bücher für Alle» – «хорошие книги для всех»).

Судно путешествует по миру, популяризуя литературу и собирая деньги на благотворительные нужды. На борту можно посетить книжную ярмарку, на которой представлено более 7 000 наименований: от образовательной до художественной литературы, а также книги по технологиям, истории, философии и искусству.

До 500 человек, включая команду и гостей корабля, могут разместиться в 200 каютах. Судно достаточно большое, чтобы вместить до 1000 посетителей за раз.

Пока что Logos Hope заходил в 75 портов в 47 различных странах и областях. Более 3,6 миллионов гостей побывали на корабле, и больше 4 миллионов книг было продано в книжном магазине на борту.

5. Цифровой книгомобиль


Созданный в соответствии с давней традицией автомобильных библиотек, которые на протяжении поколений предоставляли обществу доступ к библиотечным материалам, этот книгомобиль в ряду подобных ему стоит особняком. Это первая в мире передвижная библиотека без книг.

Под управлением компании OverDrive – ведущего мирового распространителя цифрового контента для библиотек – цифровой книгомобиль повышает информированность библиотек и школ о программах распространения электронных книг.

Передвижное выставочное пространство длиной 74 фута (примерно 22,5 метра – прим. перев.) разделено на пять отдельных помещений, в каждом из которых демонстрируются электронные и аудиокниги, а также устройства для чтения электронных книг.

Цифровой книгомобиль был организован летом 2008 года. С тех пор в США и Канаде было проведено более 700 мероприятий с его участием. Ваша библиотека или школа также может пригласить этот автомобиль. Подробности – по ссылке ниже.

6. Библиотечный трамвай


Старый трамвайный вагон превратился в ярко раскрашенную передвижную библиотеку и рекламную акцию библиотеки им. Жири Махена в чешском городе Брно.

Библиотечный трамвай ездит каждый день по 70-километровому маршруту, предоставляя информацию не только о библиотечных услугах, но и, что не менее важно, о преимуществах цифрового чтения.

Посетители могут с помощью своих мобильных телефонов сканировать QR-коды для доступа к веб-сайту библиотеки, просматривать каталог и бесплатно скачивать фрагменты выбранных книг.

Этот проект инновационной передвижной библиотеки версии 2.0 называют «Библиотека в трамвае – трамвай до библиотеки», и в 2014 году ему присудили первое место на 12-м международном маркетинговом конкурсе Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений.

7. Библиобурро (от англ. burro – «ослик», прим. перев.)


В мире есть места, до которых можно добраться только на одном единственном виде транспортных средств. А тот, ко всему прочему, ещё и кричит по-звериному.

Библиотекарь и учитель Луис Сориано на двух осликах, Альфе и Бете, привозит книги в отдалённые деревни в департаменте Магдалена, Колумбия.

Его исключительный проект привлёк внимание широкой общественности по всему миру. Как сообщает New York Times:

«Он занялся [проектом] исключительно из убеждения в том, что доставка книг до тех, у кого их нет, поможет хоть немного улучшить жизнь в этом обнищавшем районе, а вместе с ним, возможно, и во всей Колумбии».

8. Передвижные библиотеки на осликах


Эти яркие библиотеки, запряжённые осликами, не так известны миру, но в Эфиопии обладают не меньшим значением, чем «Библиобурро» – в Колумбии.

Проект возник из признания очевидного факта, что в сельских районах Эфиопии ослов очень много – значительно больше, чем книг.

Первая жёлтая передвижная библиотека пошла по маршруту в 2006 году. На сегодняшний день их уже шесть, и все они путешествуют от школы к школе и от деревни к деревне, предоставляя книги заинтересованным детишкам.

К библиотекам, запряжённым осликами, предъявляются конкретные требования:

В них должны поместиться книжная сокровищница, складные табуреты и специальный отсек для ослиного корма.


Антонио Ла Кава – итальянский учитель на пенсии из Феррандины. После 42 лет преподавания он спросил себя, как ещё он мог бы развивать в детях любовь к чтению?

В 2003 году он приобрёл подержанный мопед модели Ape и полностью переоборудовал его, чтобы тот вмещал 700 книг.

С тех пор он разъезжает по итальянским деревням, доставляя книги в область Базиликату. О прибытии «Библиомотокарро» оповещает органная мелодия.

Задачей Ла Кавы является распространение любви к чтению, ведь незаинтересованность в чтении зачастую появляется со школьной скамьи, когда изучается техника, но не прививается любовь к книгам. Чтение должно приносить удовольствие, а не являться повинностью.

10. Расскажи историю


«Расскажи историю» – потрясающе стильная библиотека на колёсах, которую можно заметить на улицах Лиссабона. Грузовичок этот – часть проекта, предлагающего португальскую классическую литературу в переводе на английский, французский, итальянский, немецкий и испанский языки.

Создатель «Расскажи историю» – Франсиско Антолин. Он превратил шикарный автомобиль Renault Estafette 1975 года в одну из очаровательнейших португальских литературных достопримечательностей.

Проект был организован, когда Антолин и его друзья поняли, как трудно найти переводные издания португальских произведений, которые можно было бы дать почитать своим друзьям-иностранцам.

Источник статьи: http://www.livelib.ru/translations/post/23355-10-samyh-neobychnyh-peredvizhnyh-bibliotek

Читайте также:  Управляя автомобилем во время
Оцените статью