Для кого был создан автомобиль jeep

KUNST! Как появились легендарные внедорожники Jeep

Едва ли умник, однажды решивший прозвать новый армейский вездеход «Джипом», думал, что через полсотни лет эти словом будут называть все внедорожники.

Мало найдётся автомобилей, таких же знаменитых, как Jeep, и в то же время имеющих такую же запутанную историю. Сконструировали машину одни, выпускали другие, владели маркой потом третьи, четвёртые и пятые, пока бренд не оказался у нынешних хозяев, никак не участвовавших в создании оригинального Jeep.

А началось всё в 1940 году. Надо сказать, что полноприводные машины появлялись ещё на самой заре автомобильного века, но вплоть до Второй мировой войны особого интереса ни у кого не вызывали. И лишь всеобщая автомобилизация военного дела поставила, наконец, перед конструкторами вопрос о создании транспортного средства на четырёх колёсах, которому было бы не страшно бездорожье. США к тому времени ещё не были втянуты в войну, но американские военные, чтобы быть начеку, объявили конкурс на создание армейского вездехода.

Требования к нему были такие: максимальная скорость — 88 км/ч, скорость на бездорожье — 8 км/ч, глубина преодолеваемого брода — 29 см при скорости 5 км/ч, угол въезда — 45 градусов, угол съезда — 35 градусов, привод на четыре колеса, сухая масса — 585 кг, грузоподъёмность — 270 кг, колёсная база — 2032 мм (80 дюймов), колея — 1194 мм, дорожный просвет — 160 мм.

Эти условия оказались для конструкторов крепким орешком. Ближе всех к решению задачи удалось подойти, как ни странно, не инженерам автогигантов, а мелкой и малоизвестной компании American Bantam, которая с по 1941 год собрала около 6 тысяч машин, по американским меркам считавшихся микролитражками. 23 сентября 1940 года армии был представлен прототип будущего Jeep. Вояки остались им довольны, даже несмотря на то что его масса получилась намного выше требовавшейся — почти на 330 кг. Впрочем, поняв, что первоначальное требование было нереальным, военные пересмотрели этот пункт конкурса.

Читайте также:  Мультимедийные системы для автомобиля рено дастер

Однако крохотная производственная база Bantam вызывала сомнения в том, что фирме по зубам столь крупный военный заказ. Поэтому на подмогу были призваны ещё две компании. Одной из них был автогигант Ford, другой — хорошо известная в довоенной Америке фирма Willys-Overland. Машины марки Overland собирались с 1903 года. В эта компания перешла во владение автодилера Джона Виллиса (John Willys), который, заказав партию автомобилей и не дождавшись их, предпочёл купить всю фирму целиком, чтобы гарантировать выполнение ею своих обязательств. От уже раскрученной марки Overland он отказываться, естественно, не стал, а машины под маркой Willys появились уже значительно позже. Willys-Overland выпускала солидные, надёжные машины и в начале века занимала почётное второе место по выпуску после Ford. Лишь потом она скатилась на вторые роли, не выдержав конкуренции с такими новыми массовыми марками, как Chevrolet и Dodge.

И у Ford, и у Willys тоже были свои наработки по армейскому внедорожнику. Оригинальный проект от Bantam был переработан с их учётом, и военные выдали каждой из трёх фирм заказ на 1500 машин. Они назывались соответственно Ford GP, Willys MA и Bantam BRC 40.

Откуда же взялось это название — Jeep, которое поначалу было всего лишь неофициальным прозвищем? На этот счёт существует несколько объяснений, но ни одно из них нельзя назвать абсолютно удовлетворительным. Согласно наиболее распространенной легенде, словечко «jeep» — это производное от обозначения фордовской модели GP, которое произносится «» и якобы означает General Purpose («общего назначения»). Однако, согласно более авторитетным источникам, аббревиатура никогда так не расшифровывалась: по фордовской номенклатуре буква G обозначала «для правительственного использования» (government’s use), а P — колёсную базу в 80 дюймов.

По другой версии, во всём виноват персонаж комиксов — существо по имени Джип Юджин (Eugene the Jeep), похожее на собаку и умевшее ходить по стенам и потолкам, лазить по деревьям, летать и вообще — делать всё на свете. Якобы те солдаты, которые познакомились с проходимостью Джипов, были так потрясены, что немедленно присвоили новой машине имя этого всемогущего существа.

Наконец, считается, что в Первую мировую войну «джипами» называли новобранцев, а также новые непроверенные машины. Это словечко дожило до годов и прилипло к новому вездеходику, когда он ещё только находился на испытаниях.

Как бы там ни было, название прижилось. В 1941 году после обширной программы испытаний Джипы от всех трёх производителей были сильно унифицированы и модифицированы на основе конструкции от фирмы Willys — выбор пал именно на неё, того что виллисовская конструкция оснащалась самым мощным мотором, с четырьмя цилиндрами, рабочим объёмом в 2,2 литра и мощностью в 60 л.с. Считается, что при диаметре цилиндра в 79,4 мм и ходе поршня в 111,1 мм это был самый длинноходный мотор, когда-либо выпускавшийся серийно. На малых оборотах он выдавал высокий крутящий момент, что, разумеется, особенно важно для автомобилей, рассчитанных на очень неспешную езду по бездорожью. Машина имела рамную конструкцию с открытым лёгким кузовом, подвеска была самая банальная, на продольных полуэллиптических рессорах, привод через двухскоростной демультипликатор на оба моста, причём передний мост можно было отключать. На шоссе автомобиль мог развить 104 км/ч, а его масса составляла около 1020 кг — между прочим, почти вдвое больше, чем первоначально требовали военные!

Модернизированная модель под названиями Willys MB (M — «military», то есть военный, B — модель, следующая за прежней A) и Ford GPW (W — от Willys) получила новую решётку радиатора с вертикальными прорезями, ставшую классической. Ту самую решётку, которая, согласно армейскому афоризму, представляет собой «металлический лист с прорубленными в нём отверстиями» (ранние Джипы имели более сложную решётку из вертикальных металлических прутьев). Эта машина и стала тем знаменитым Джипом, на котором в годы войны ездили не только бравые американские солдаты, но и войска союзников, включая Красную армию. Интересно, что эти вездеходы получили у нас в стране известность под названием Виллис, хотя многие ленд-лизовские Джипы были не виллисовской, а фордовской продукцией. Всего за годы войны фирма Willys произвела 363 тысячи Джипов, Ford — около 280 тысяч. Из этого количества в Советский Союз по ленд-лизу было отгружено около 51 тысячи машин, причём часть из них поставлялась в виде машинокомплектов, из которых готовые автомобили собирались уже у нас. На базе Джипа Ford также строил амфибии — модель GPA (буква A как раз и означает amphibious), многие представители которой также попали на Восточный фронт.

После окончания войны фирма Bantam отошла от дел, Ford не проявил заинтересованности в продолжении выпуска Джипов ( сейчас там, небось, локти кусают!), зато руководство Willys решило, что гражданский вариант — это шанс выжить в мире ожесточённой конкуренции с «большой детройтской тройкой», уже успевшей разорить большинство мелких автопроизводителей. Неофициальное название Jeep было зарегистрировано как торговая марка (запатентовали также форму радиатора с семью прорезями), фирма Willys на время вовсе отказалась от выпуска легковых автомобилей, сосредоточив все усилия на производстве гражданской версии внедорожника, получившей наименование CJ — Civilian Jeep. Самая первая серийная модель «Гражданского Джипа» — — сошла с конвейера уже в 1945 году. Между прочим, первоначально Jeep CJ предлагалось использовать… как лёгкий сельскохозяйственный трактор, однако вскоре выяснилось, что его мощности на пашне совершенно недостаточно. В придачу к Jeep CJ в -е годы выпускалась «прогулочная» версия — Jeepster, весьма спартанская по части комфорта открытая машина.

Традиционный Jeep имел устойчивый спрос. Его по достоинству оценили те, кому требовался лёгкий недорогой транспорт, способный передвигаться почти всюду, где пройдёт пеший человек — геологи, лесники, охотники, да и просто жители тех мест, куда ещё не добрались хорошие дороги. Наконец, и военные не собирались отказываться от этой машины, внёсшей существенный вклад в победу. После войны Jeep по лицензии собирался в ряде стран, а также породил немало подражателей, среди которых были такие раскрученные и престижные в наши дни модели, как Land Rover, Toyota Land Cruiser и Nissan Patrol.

Однако массовый рынок SUV ещё не был создан — в то время внедорожники не были модными, и покупали их только те, кому они были действительно нужны. Модель Jeepster не пользовалась популярностью, да и сфера применения внедорожников оставалась ограниченной. Поэтому дела у компании Willys шли неважно, и в 1953 году она была куплена другой фирмой — Kaiser-Frazer, которая пыталась пробиться на рынок легковых автомобилей в послевоенной Америке. Ничего из её усилий не вышло, и в середине пятидесятых она полностью переключилась на выпуск коммерческих и специальных машин, не последнее место среди которых занимал и Jeep, как в гражданской, так и в военной версиях.

1970 год принёс новую смену хозяев. Марку Jeep купила American Motors Corporation (AMC), ещё одна мелкая автомобильная компания, боровшаяся за выживание в качестве наследника известных в своё время фирм Hudson и Nash. У той тоже ничего не получилось — после малоудачного альянса с французским Renault она была в 1987 году куплена «с потрохами» концерном Chrysler. Так марка Jeep оказалась у своих нынешних хозяев. Любопытно, что в годы войны Chrysler не имел к выпуску Jeep никакого отношения. У этого концерна имелся собственный армейский вездеход — Dodge WC (сокращение от weapon carrier — «носитель оружия»), который в Советском Союзе был известен как «Додж три четверти», своей грузоподъёмности в 0,75 тонны. Наконец, следует упомянуть и об альянсе Chrysler c Daimler-Benz, в результате которого Jeep на некоторое время оказался в подчинении у «бывших врагов». Вряд ли кто в годы войны мог вообразить себе такой исход.

И всё же годы, проведённые в составе American Motors, оказались для Jeep чуть ли не самыми судьбоносными. Именно в ту пору он стал лакомым кусочком для американских автопроизводителей — не в последнюю очередь благодаря новой модели Jeep Cherokee, совмещавшей хорошую проходимость с комфортом — тем, чего так не хватало раннему SUV Jeepster. Что же касается заслуженного старичка Jeep CJ, то он продолжал производиться в разных модификациях вплоть до 1986 года, и лишь тогда, накануне краха AMC, в продажу поступило следующее поколение Джипов — Jeep Wrangler, который тем не менее является прямым наследником классического армейского вездеходика, с конструкцией и дизайном, оказавшимися поразительно «неубиваемыми». Своей долговечностью Wrangler превосходил, пожалуй, любые другие модели во всей автомобильной истории. Что же до самого слова «джип», то оно и в английском, и в русском языках из имени собственного превратилось в обозначение целого класса машин — едва ли отыщется другой автомобиль, который мог бы похвастаться тем же.

Источник статьи: http://www.drive.ru/kunst/jeep/4efb32c000f11713001e2104.html

Jeep — история американского автомобильного бренда

Jeep — это марка американских автомобилей, которая является подразделением FCA US LLC (ранее Chrysler Group, LLC), дочерней компанией итальянско-американской корпорации Fiat Chrysler Automobiles . Jeep был частью Chrysler с 1987 года, когда Chrysler приобрел бренд Jeep вместе с остальными активами у компании American Motors Corporation (AMC) .

Jeep — это имя давно стало нарицательным при обозначении автомобилей повышенной проходимости. При этом далеко не каждый знает, что Jeep — это ещё и название торговой марки фирмы, свыше 60 лет производящей внедорожники.

Создателем первого автомобиля Jeep является американский инженер Карл Пробст, сконструировавший в июле 1940 года на фирме American Bantam в рамках тендера американской армии полноприводный автомобиль Bantam BRC грузоподъёмностью «четверть тонны» с открытым кузовом типа Ранебаут.

Данная конструкция была потом по настоянию армии доработана более крупными фирмами Willys-Overland и Ford Motor Co., в результате и получившими основные контракты на поставку Jeep Willys MB и Ford GPW армиям США и её союзников. До конца Второй мировой войны их было выпущено 361,4 и 277,9 тыс. ед., соответственно. Значительные поставки данных однотипных моделей осуществлялись в рамках программы «Ленд-лиз» и в СССР, куда было отправлено свыше 51 тыс. Willys в собранном и разобранном виде.

Неформальное прозвище Jeep было (есть мнение что данное название марка получила от автомобиля Ford GPW в частности из за фонетического сочетания первых букв аббревиатуры названия Джи Пи) запущено в широкое обращение американской журналисткой Катариной Хилльер весной 1941 года после испытаний автомобиля Bantam. Оно стало торговой маркой фирмы Willys-Overland в 1945 году.

После окончания войны Willys Overland решила приспособить своё детище к выполнению некоторых гражданских функций. Была подготовлена партия машин. Назвали их просто — CJ (аббревиатура от Civilian Jeep — «гражданский джип»). Эти прототипы послужили базой для создания серийной модели, которая поступила в продажу в августе 1945 года.

Внешне вся «гражданственность» заключалась в наличии откидываемого заднего борта, дворников и крышки бензобака на заднем крыле.

На капоте, задней дверце и раме стекла должен был быть логотип Jeep. Однако в первые годы производства, когда компания ещё вела судебные разбирательства с «Американ Бантам Кар» о праве использования названия Jeep машины приходилось изготавливать с логотипом Willys. Но уже в 1950 году компания добилась закрепления за собой этого имени, и 13 июня 1950 года Jeep был зарегистрирован в качестве торговой марки.

В 1946 году Willys стал первым в автоиндустрии, кто предложил своего рода микроавтобус для гражданского использования. Машина имела привод на задние колёса и могла вмещать в себя до семи человек. Скоростные показатели, правда, не блистали — 100 км/ч. А вот представленный в 1949 году полноприводный вариант, по сути, являлся «дедушкой» современного Jeep Grand Cherokee.

Дальнейшее развитие темы произошло в модели Station Wagon, в многоместном Jeep выпускаемом с 1951 по 1963 годы. Его основа и уже внешние черты послужили прообразом первого Wagoneer.

В 1953 году фирма Willys была куплена компанией Kaiser-Fraizer и в 1963 году переименована в Kaiser Jeep (англ.)русск.. С 1969 года марка Jeep входила в состав концерна AMC (American Motors Co.), в свою очередь попавшего в 1987 году под полный контроль концерна Chrysler. С 1998 года отделение Jeep, специализирующееся на выпуске автомобилей повышенной проходимости, входит в состав транснационального концерна DaimlerChrysler Corp.

1960-е годы были, пожалуй, наиболее важными в истории Jeep: именно в это время формировался рынок внедорожных автомобилей (SUV). Ещё в середине 1950-х фирма начала активное исследование и разработку новых проектов машин с колёсной формулой 4×4. Первые плоды программа дала осенью 1962 года, когда появился полностью новый Jeep Wagoneer (универсал), в корне отличавшийся от производившихся ранее. Модель относилась к серии J и была оснащена как полным, так и частичным приводом.

В 1954 году появилась на свет пятая по счёту версия «гражданского джипа» — CJ5. Этот полноприводной автомобиль оказался настолько удачным, что продержался на конвейере, меняя, правда, двигатели, подвеску и трансмиссию, до 1983 года.

За серией «гражданских джипов» — CJ — ещё в 1949 году закрепилось название Universal («универсальные») 2/4-дверный Wagoneer с 2,79-метровой колёсной базой был первым грузопассажирским автомобилем с автоматической КПП, дизайн и комфорт легковой машины в котором дополняли внедорожные характеристики. Сочетание полного привода с «автоматом» было использовано в индустрии впервые. В дополнение к этому двигатель Wagoneer — «Tornado» — представлял собой единственный в Америке силовой агрегат с верхним распредвалом.

В 1963 году модель Wagoneer получил новый 250-сильный двигатель V6 «Vigiliante».

В декабре 1965 года дилеры Jeep выставили у себя в салонах Super Wagoneer. Спустя два года на эту серию Jeep стали устанавливать автоматическую трансмиссию «Гидроматик».

В конце 1960-х инженеры фирмы создали очередной двигатель серии «Донтлес», теперь уже с 8 цилиндрами. Его решили поставить и на серию J, к которой принадлежали Wagoneer и Super Wagoneer.

Вступление в новую «десятилетку» ознаменовалось для Jeep очередной сменой собственника. 5 февраля 1970 года American Motor Corporation (АМС) приобрела Kaiser Jeep Corporation за $70 миллионов. Для Jeep Wagoneer АМС предложила самый большой в истории полноприводных универсалов двигатель — V6 с одним распредвалом. Опционными были, также впервые в мировой практике, V8 собственного производства.

В 1973 году Wagoneer претерпел некоторые технические доработки. Его новая трансмиссия «Quadro Track» была первой полностью автоматической постоянной системой для полноприводной машины (с самоблокирующимся дифференциалом).

В следующем году состоялось рождение нового имени — Cherokee. Новичок присоединился к J-серии в качестве 2-дверной модели. К 200-летию Америки в 1976 году Jeep выпустил седьмое поколение «гражданского джипа» — CJ7. К 1977 году компания подготовила и 4-дверную версию, сопроводив её стандартным V6. И хотя Jeep Cherokee при рождении внешне походил на более роскошный Wagoneer, в дальнейшем именно он оказался самым популярным автомобилем в истории Jeep Motors.

В 1978 году была запущена ограниченная серия Wagoneer — модификация Limited (с кожаным салоном, радио и массой хрома).

В связи с энергетическим кризисом, начавшимся в 1979 году, выпуск больших пикапов Gladiator и универсалов Wagoneer резко упал. Зато продажи гражданских Jeep серии CJ увеличились.

В 1984 году компания выпустила на рынок новые варианты 2/4-дверного Cherokee, а также 4-дверного Wagoneer, который был на 53,3 см короче, 15 см уже, 10 см ниже и на 453 кг легче своего предшественника, впервые представленного в 1963 году. Cherokee был единственным автомобилем в компактном классе, имевшим четыре двери и две системы полного привода — CommandTrac и SelectTrac.

Весной 1986 года появился на свет Wrangler. Механическая начинка у Wrangler была скорее похожа на Cherokee, чем CJ7.

5 августа 1987 года American Motor Corporation объявила о своём банкротстве. Всё имущество было распродано. Jeep приобрела корпорация Chrysler Corporation.

22 марта 1990 года был выпущен миллионный внедорожник серии «XJ» — ярко-красный Cherokee Limited. За семь лет производства Cherokee стал самой популярной моделью корпорации Chrysler в Европе.

В ознаменование 50-летия марки Jeep корпорация Chrysler выпустила новую версию Cherokee со 190-сильным 4-литровым двигателем PowerTechSix. Автомобиль получил название — Grand Cherokee.

Официальная презентация машины была 7 января 1992 года на Детройтском автосалоне. В 1996-м модельному году в Grand Cherokee были существенно доработаны: двигатель, шасси, электронные системы и интерьер. Внутри салона наиболее значительные изменения произошли с приборной панелью. Все переключатели и кнопки разместились в непосредственной близости от водителя, эргономика интерьера улучшилась.

Успешно справившись с Grand Cherokee, команда конструкторов Jeep взялась за Wrangler — потомка Willys, с которых и началась история компании. Второе поколение Jeep Wrangler было запущено в производство в 1996 году.

Jeep — одна из самых известных во всём мире марок автомобилей. В некоторых языках, как, например, в русском, название марки стало нарицательным при обозначении транспортных средств повышенной проходимости. А в английском оно и вовсе изначально было нарицательным.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c0f3ea89e2c8400a953fc12/jeep-istoriia-amerikanskogo-avtomobilnogo-brenda-5c0facb1080a3b00aa422cbb

Оцените статью