- Генри Форд и его успех. История автомобиля Форд
- Создатель компании Генри Форд
- Знаменитая модель «Т»
- Компания в настоящий момент времени
- Машины, нацисты и ракеты. На чём Генри Форд заработал миллионы
- Генри Форд совершил невозможное. 116 лет назад автомобиль стал массовым, а его покупка превратилась из праздника в обыденность. Весь путь «фордовских» автомобилей с конвейера в руки владельцев — в нашем материале.
- Генри Форд. Часть 1. Как был сделан первый автомобиль
- История Компании «FORD»
Генри Форд и его успех. История автомобиля Форд
Создание компании Форд имеет любопытную предысторию. Все началось в 1872 году, когда сын иммигранта из Ирландии и будущий знаменитый автомобилестроитель в детском возрасте упал с лошади и больно ушибся. Тогда в его голове созрела мысль о том, что надо придумать транспортное средство, которое может передвигаться без помощи животных. Этим ребенком был Генри Форд.
Создатель компании Генри Форд
Автомобильная компания получила свое название в честь своего создателя Генри Форда. Он от рождения был настоящим технарем. Еще в подростковом возрасте мальчик Генри интересовался всем механическим, пытался вникнуть в устройство всего, что его окружало. Он часто ремонтировал часы своим соседям.
Генри Форд был рожден 30 июля 1863 года в семье земледелов. У его отца была ферма. Достигнув 16-ти лет, Генри уехал работать в Детройт. Там он стал на практике изучать инженерное дело и знакомиться с работой механизмов. Он устанавливал и чинил паровые двигатели. В 1893 году был первый результат его трудов.
Форду удалось сконструировать свой первый двигатель внутреннего сгорания на бензине с одним цилиндром. По прошествии трех лет Генри Форд построил свою первую машину.
Генри решил попробовать своими силами создать свою автокомпанию, но смог только получить опыт на будущее. Он также принимал участие в автогонках, благодаря этому он обрел известность на рубеже XIX-XX вв.
Несмотря на всего восемь классов образования, Форду удалось добиться определенных результатов в автоспорте и показать горячую увлеченность строительством автомобилей. Он смог убедить несколько крупных финансистов вложиться деньгами в автомобильное производство. И тогда же в июне 1903 года в окрестностях Детройта появился завод «Форд Мотор Компани».
Но ссора Форда с компаньонами в 1905 году могла существенно повлиять на историю фирмы. Соучредители наотрез отказывались выпускать дешевые авто. Но Генри Форд был человеком упрямым и настырным, поэтому он вынудил держателя главного пакета акций продать их ему. После этого Форд стал спокойно изготавливать и продавать недорогие машины.
Конвейерное производство машин – его заслуга. Он сделал это в 1913 году. Благодаря этому производство автомобилей подешевело и было поставлено на поток, и продукцию завода могли себе позволить не только богачи, но и люди среднего класса.
Знаменитая модель «Т»
В жизни Генри Форда 1908 год стал знаменательным. В этот год сбылась его давняя мечта – он выпустил модель машины под названием «Жестяная Лиззи». Коротко автомобиль назывался Модель «Т». Впоследствии эта авторская машина стала самой известной в авто-индустрии.
Благодаря новой технологии производства цена на автомобиль упала до отметки в 260$. В первый год выпуска удалось сбыть более 10 тысяч экземпляров. Тогда же эта машина стала необходимым и доступным транспортом. Начали производить автомобили в крупных масштабах. А налаженный конвейер помогал каждые 10 секунд выпускать новенькую Модель «Т».
К 1932 году завод Форд производил 1/3 всех автомобилей в мире.
Компания в настоящий момент времени
С момента основания фирмы прошло более 100 лет. Главным принципом, принесшим компании бешеный успех, и по сей день является сочетание постоянного совершенствования моделей авто и минимальных трат на их производство. Благодаря этому обстоятельству «Форд Мотор Компани» сейчас выпускает автомобили мирового класса.
Фирма имеет свою долю акций в других известных компаниях. Например, Киа или Мазда. В настоящее время компания Форд находится на 4 месте в мире по объему выпускаемой ими продукции за все время своего существования.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b227abaec784100a92ae963/genri-ford-i-ego-uspeh-istoriia-avtomobilia-ford-5be96703ec5e1b00aa71cdb7
Машины, нацисты и ракеты. На чём Генри Форд заработал миллионы
» src=»https://static.life.ru/posts/2019/07/1230892/380b1c039206f13848454f79462bddb9.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>
Генри Форд совершил невозможное. 116 лет назад автомобиль стал массовым, а его покупка превратилась из праздника в обыденность. Весь путь «фордовских» автомобилей с конвейера в руки владельцев — в нашем материале.
Не совсем машина
Строго говоря, Model A лишь технически считался автомобилем. С виду он больше напоминал дилижанс, только без лошадей. Форд не особенно думал над дизайном. К тому же больше ста лет назад на грациозность форм всем было плевать. Главное, что первая серийная машина вмещала в себя ещё двух пассажиров, кроме водителя, и быстро ездила.
Model A образца 1903 года был больше похож на карету, только с двигателем
В передней части дизайнеры Форда разместили фонари, просторное сиденье и руль, установленный по центру
В 1904 году после нескольких месяцев работы над Model A, Форд понял весь масштаб собственных ошибок и срочно приказал модернизировать первый автомобиль. В итоге в 1904 году на свет появился Ford Model C — первый автомобиль, который был похож на нормальное транспортное средство. Он получил мягкий складной верх и возможность полностью превращать автомобиль в кабриолет.
Model C получил и переработанный двигатель
В отличие от Flat-2 на Model A, новый двигатель развивал десять лошадиных сил вместо заводских восьми
В 1908 году Форд разработал и запустил в производство Ford Model T — первый массовый автомобиль, который могли себе позволить не только богатеи, но и люди с достатком чуть выше среднего. Цена нового автомобиля составляла не более 850 долларов, в то время как другие автомобили стоили существенно более тысячи долларов. Model T — первый по-настоящему массовый автомобиль Форда. Его производили миллионными сериями.
Ford Model T получил собственный двигатель и трансмиссию, разработанные с нуля
Model T оснастили мощным двигателем объёмом три литра и планетарной коробкой передач, отличающейся плавностью переключения
Первый в производстве
Model A и Model C по-настоящему массовыми и серийными, к сожалению Форда, не стали. Для серьёзных темпов производства этих и появившихся позднее автомобилей нужен был просторный завод и тысячи рабочих. Этот завод появился в 1910 году.
В 1913 году на заводе появился конвейер — первая линия потоковой сборки
Первый продукт, собранный на линии, — генераторы, двигатели и электрика для автомобилей Ford
После того как у Model T появились конкуренты, продажи компании начали стремительно падать. Для того чтобы удержать клиентов, Форд дал добро на разработку «рестайлинговой» версии своего первенца — Ford Model A. Её разработка была завершена к 1927 году. В том же году начались и первые продажи.
Model A был вполне современным — мощный двигатель и надёжные агрегаты
Автомобиль выпускался с 1927 по 1931 год и стал одним из самых продаваемых в США. Model A делали в нескольких кузовах
Кадры решают всё
Задолго до крылатой фразы Сталина о том, что «кадры решают всё», Форд начал стягивать на свои заводы лучших сотрудников. «Пылесосить» лучших специалистов по сборке и организации процесса Форд стал не только высокой зарплатой — пять долларов в час, но и приличными условиями труда.
Фото © AP Photo / Al Behrman
Все сотрудники получали не только зарплату, но и процент с продаж
Это позволило Форду собрать лучшие кадры, в том числе и с конкурирующих производств
Деньги не пахнут
Перед началом Второй мировой войны Генри Форд активно скупал и строил заводы по производству техники в Европе. Большая часть из них оказалась на оккупированных нацистами территориях, однако производственные конвейеры не остановились. Напротив, с 1940 года некоторые заводы, например, во французском Пуасси, начали производить авиационные двигатели, небольшие легковые и тяжёлые грузовые автомобили, которыми закупался вермахт.
Завод в Пуасси также занимался производством авиационных двигателей
Любопытно, что те же двигатели Форд отказался производить для Англии, официально вступившей в войну с Германией
Благодарность от нацистов
30 июля 1938 года, в день его 75-летия, Генри Форда официально наградили орденом Заслуг германского орла — знаменитым Железным крестом.
От высокой награды Форд отказываться не стал
Железный крест считался наивысшим орденом Третьего рейха, который когда-либо вручался иностранным гражданам
Компания Ford — это не только автомобили. Многие из разработок компании пригодились и военным. К примеру, танки M4 собирались на мощностях завода, как и другая бронетехника для американской армии в период войны. Но и после Второй мировой компания Ford не отказалась от военных заказов.
Фото © AP Photo / Albert Haut
Одно из подразделений компании производило знаменитые гранатомёты Сhina lake
Также подразделения Ford производят противотанковые комплексы SRAW и создали ПЗРК c лазерным наведением Stinger Alternate
Источник статьи: http://life.ru/p/1230892
Генри Форд. Часть 1. Как был сделан первый автомобиль
Генри Форд родился в Гринфилде, штат Мичиган, 30 июля 1863 года. С раннего детства он работал на ферме своего отца: рубил дрова, доил коров, занимался лошадьми. Когда Генри было тринадцать лет, умерла его мать, с которой он был очень близок.
В 1879 году против воли отца Генри уехал в Детройт, где стал учеником в механическом цехе. Позднее он писал: «У меня никогда не было особой любви к ферме. Я любил мать, которая была на ферме». Его заработная плата была низкой. Чтобы выжить, по вечерам Генри ремонтировал часы.
В Гринфилд Форд вернулся после того, как отец выделил ему 40 акров земли для создания собственной фермы. В апреле 1888 года он женился на Кларе Брайант. Девушка была младше его на три года.
Форд не любил сельское хозяйство и большую часть времени пытался построить машину с паровым двигателем — локомобиль. В сентябре 1891 года он вернулся в Детройт и начал работать инженером в Электрической компании Эдисона. Позднее он стал главным инженером завода с зарплатой 100 долларов в месяц.
В этот период Форд прочитал статью в журнале о том, как немецкий инженер Николас Отто изобрел двигатель внутреннего сгорания. Он также посетил Всемирную выставку в Чикаго, где изучил представленный там экспонат — небольшой бензиновый двигатель, созданный для перекачивания воды. Вдохновленный этим Форд все свободное время тратит на создание автомобиля, работающего на бензине.
Свой первый автомобиль Форд закончил делать в 1896 году. Работал он в своем саду в небольшом кирпичном сарае. Детали изготавливал из металлолома, обрабатывал их на токарном станке и вручную при помощи инструментов. Управляемый двухцилиндровым четырехтактным двигателем автомобиль, названный Tin Lizzie, передвигался на велосипедных колесах. Он не имел заднего хода и тормоза.
Первое испытание автомобиля прошло в мае 1896 года. Однако его создатель упустил из виду тот факт, что автомобиль был шире двери, через которую его надо было вытащить. В отчаянии Форд схватил топор и разбил заднюю стену.
На автомобиле Форд проехал один раз вокруг квартала. Он понимал, что созданное им средство передвижения пока не подходит для массового производства.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5aedbacc4bf161076f7180e9/genri-ford-chast-1-kak-byl-sdelan-pervyi-avtomobil-5aedcb1d256d5cf5602bf2f5
История Компании «FORD»
Ford Motor Company — американский автопроизводитель, четвертый в мире по объемам продаж за всю историю. Штаб-квартира базируется в Дирборне, пригороде Детройта, штат Мичиган.
Компания была основана Генри Фордом 16 июня 1903 года. Ford Motor Company в течение своей долгой истории остается одним из самых крупных и прибыльных автопроизводителей, а также одним из немногих, которые пережили Великую депрессию.
Первой компанией Генри Форда была Detroit Automobile Company, основанная в 1899 году. Через некоторое время она потерпела крах, а в 1901 году уже была создана Henry Ford Company. В марте 1902 года, после ссоры со своими финансовыми покровителями, Форд покинул компанию с правами на ее название и 900 долларами капитала.
В 1903 году Форд привлекает 12 инвесторов, которые в общей сложности владели 1 000 акций Ford Motor Company. В собственности Форда было 255 акций. Несмотря на опасения инвесторов, компания сразу же начала приносить прибыль — 1 октября 1903 они получили 37 000 долларов.
В первые годы своего существования фирма произвела ряд автомобилей, среди которых были Ford Model A, Model К и Model S.
Model К, выпущенный в 1906 году, стал первым автомобилем Ford Motor с шестицилиндровым двигателем мощностью 40 л.с. и был известен как «родстер джентльмена». Он продавался по цене 2 800 долларов и не отличался высоким качеством, поэтому не имел успеха на рынке. В 1908 году, выпустив всего 900 экземпляров модели, Ford Motor сворачивает его производство. Неудача с Model К, а также Model B, которая тоже была рассчитана на покупателей с достатком, заставила Форда пересмотреть свое отношение к модельному ряду.
С тех пор он начал сосредотачивать свои усилия на выпуске недорогих авто и искал способы максимального снижения их себестоимости.
В 1908 году Генри Форд представил Model T, ставшую самой прославленной моделью марки и первым в мире автомобилем, который выпускался миллионными сериями. Он оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 2,9 л, который работал в паре с двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В этом авто впервые использовались педальное переключение передач и отдельная головка блока цилиндров.
При разбросе цен на автомобили в США от 1 100 до 1 700 долларов Model T продавалась сначала по 850 долларов, а затем ее стоимость снизилась до 350 долларов.
Более ранние модели изготавливались группами из двух или трех работников. Они создавались из компонентов, выполняемых на заказ сторонними фирмами. Автомобили собирались всего несколько часов в день на арендованном заводе в Детройте.
Когда спрос на машины марки вырос, компания переехала в гораздо больший завод в Хайленд-Парк.
В 1913 году Ford Motor внедряет революционный способ производства — конвейер. Установка первой в мире движущейся конвейерной ленты помогла существенно снизить время, затрачиваемое на сборку автомобилей. Так, изготовление шасси занимало 1 час 33 минуты.
Более высокая скорость производства позволила увеличить годовой объем выпуска до 202 667 единиц. В 1914-м эта цифра достигла 308 162, в 1915 году — 501 462 единицы. В 1920 году производство будет превышать одни миллион автомобилей в год.
Эти нововведения тяжело переносились работниками автокомпании, поэтому текучесть кадров была очень высокой, в то время как повышение производительности снижало спрос на квалифицированную рабочую силу. Оборот стал падать ввиду дополнительных затрат, связанных с обучением новых сотрудников. Кроме того, они в основном работали медленно, отрицательно влияя на прирост объемов производства.
В январе 1914 года Форд решил проблему с текучестью кадров за счет удвоения зарплаты до 5 долларов в день, а также ввода восьмичасового рабочего дня и пятидневной недели. Кроме того, Форд стал принимать людей на работу только после собеседования и брать работников с ограниченными физическими возможностями, которые рассматривались как нетрудоспособные другими фирмами.
В результате текучесть кадров упала, производительность возросла, а вместе с этим снизилась стоимость производства одного автомобиля. Это позволило уменьшить цены. Согласно логике Генри Форда, нужно было создать класс платежеспособных простых американцев, способных покупать автомобили, которые они производили.
К тому времени компания стала широко известна во всем мире. В 1904 году было основано представительство в Канаде. В 1907 году открыто представительство марки в России, которое функционировало до 1917 года. С 1911 года расширение на мировой арене сильно ускорилось. Произошло открытие сборочных предприятий в Ирландии, позднее в Англии и Франции, а затем в Дании, Германии, Австрии и Аргентине, Южной Африке и Австралии.
К концу 1919 года Ford выпускал 50% всех автомобилей в США и 40% — в Англии. К 1920 году половина всех автомобилей в США были Model T. Повсеместно на автомобилестроительных предприятиях стал внедряться конвейер.
В 1916-м появляются автомобили скорой помощи, основанные на Model T. Они широко используются англичанами и французами, а также американским экспедиционным корпусом в Первой мировой войне. Максимальная скорость машин составляла 72 км/час, а под капотом был установлен четырехцилиндровый двигатель с водяным охлаждением.
К 1916 году компания накопила огромную прибыль, но Генри Форд заявил, что намерен направить деньги, предназначенные для выплаты дивидендов, в строительство новых заводов. Это позволило резко увеличить объемы производства и снизить цены.
В конце 20-х компания Ford Motor начала уступать свою долю рынка GM и Chrysler. Кроме того, отечественные и зарубежные конкуренты стали предлагать автомобили с более инновационными функциями и опциями класса люкс.
4 февраля 1922 года Форд расширил свое влияние в сегменте роскошных автомобилей благодаря приобретению Lincoln Motor Company. Подразделение Mercury было создано в конце 1938 года и стало занимать среднюю ценовую нишу между марками Ford и Linkoln.
Во время Великой депрессии компания Ford Motor ответила на резкое снижение продаж сокращением масштабов операций и увольнением работников. Хотя Форд оказывал помощь небольшому количеству проблемных семей, большинство из тысяч неквалифицированных рабочих были уволены.
В то время Генри Форд вызвал на себя гнев широких масс, заявив, что безработные должны прикладывать больше усилий, чтобы найти работу. Это привело к масштабным протестам, которые закончились столкновениями с полицией и смертью 5 человек. Более 60 протестующих были тяжело ранены.
В мае 1929 года Советский Союз подписал соглашение с Ford Motor Company. Согласно его условиям, Советы согласились купить автомобилей и запчастей на 13 млн долларов, в то время как американский автопроизводитель должен был оказать техническую помощь, чтобы до 1938 года построить автомобильный завод в Нижнем Новгороде. Многие американские инженеры и квалифицированные рабочие переехали в Советский Союз, чтобы работать на заводе и его производственных линиях. Советское предприятие получило название Горьковский автомобильный завод (ГАЗ).
В 1932 году Советский Союз завершил строительство производственной линии для легкового автомобиля ГАЗ-А и легкого грузовика ГАЗ-АА, которые были переработанными под российские условия моделями Ford A и Ford АА соответственно. Обе эти машины использовались в военных целях.
Во время Второй мировой войны компания производила танки, грузовики, двигатели, запчасти, бомбардировщики, артиллерийские установки и станки. Она стала третьей в списке корпораций, получивших самые крупные военные контракты.
24 сентября 1945 года Генри Форд отдает управление компании в руки своего старшего внука — Генри Форда II. 7 апреля 1947 года основатель Ford Motor умер от кровоизлияния в мозг.
1950-е годы были временем смелых экспериментов и поисков революционных решений. В 1955 году представлен культовый Thunderbird, известный также как T-Bird. Модель выпускалась в одиннадцати поколениях с незначительными перерывами до 2005 года. Всего было произведено 4,4 миллиона автомобилей Thunderbird.
Этот небольшой двухместный автомобиль предназначался для состоятельных людей, которые предпочитают сами водить машину, а не прибегать к услугам водителя. Он получил цельнометаллический кузов на массивной несущей раме, съемный стеклопластиковый жесткий верх и мощный мотор V8 объемом 4,8 литра, который развивал 193 л.с.
Машина имела революционный для своего времени дизайн, довольно строгий, но гармоничный. Это был самый дорогой автомобиль среди всех легковых моделей Ford. Однако он стал любимчиком публики благодаря впечатляющей динамике, яркой внешности и комфортности вождения. Только в 1955 году было продано 16 155 единиц модели.
В 1959 году появляется Ford Galaxie, полноразмерный автомобиль, выпускавшийся в США до 1974 года. Под наименованием Galaxie объединились авто с шестью типами кузова. Модель получила детский замок безопасности на задних дверях и энергопоглощающий руль.
Годом позднее компания представила компактный Ford Falcon. Он оснащался линейкой легких небольших силовых агрегатов, разработанных специально для этой модели. Впоследствии на платформе Falcon строились Mustang I, Granada и Maverick.
В базе автомобиль комплектовался 90-сильным рядным шестицилиндровым двигателем объемом 2,4 литра с однокамерным карбюратором и нижним расположением распределительного вала.
1964 год ознаменован появлением легендарного Ford Mustang. В то время компания отчаянно нуждалась в создании автомобиля-звезды, безусловного лидера продаж, о котором будет мечтать каждый. Mustang разрабатывался в течение нескольких лет, на протяжении которых публике представлялись то один, то другой прототипы, однако они так и не дошли до производства.
Последняя версия концепта была показана в 1963-м. Он характеризовался намного более смелым дизайном, чем его серийный вариант, который, тем не менее, был необычайно удачным. Только за первый год было продано 263 434 «Мустанга», чему во много способствовала мощная рекламная кампания, сопровождавшая его выход.
Из возможных вариантов наименования при проектировании авто рассматривались Cougar, Torino, Puma, Bronco, Colt, Bronco и пр.
В базовой версии автомобиль получил рядный шестицилиндровый мотор объемом 2,8 литра, который агрегатировался с трёхступенчатой механической, а также двух- или трёхступенчатой автоматической трансмиссией.
Из-за низкого центра тяжести Mustang отличался прекрасными динамическими характеристиками, легкой управляемостью, простотой в обслуживании, экономичностью и ориентированностью на комфорт.
В 1985 году в США бушевал топливный кризис, а рынок заполонили японские малолитражки, которые постепенно захватывали всю большую долю. Ford Motor отреагировал на это выпуском еще одной легенды — модели Taurus, которая стала одной из самых продаваемых в истории Ford. Уже в 1986 году по всему миру было продано 7 млн единиц Ford Taurus.
До появления модели компания отдавала предпочтение заднему приводу, в то время как основные американские конкуренты предлагали авто с переднеприводной компоновкой. Первым переднеприводным авто стал Tempo, однако Taurus помог автопроизводителю окончательно утвердиться в этом сегменте.
Округлая форма модели, из-за которой ее называли «летающей картофелиной», обеспечивала прекрасную аэродинамику, что помогло снизить потребление топлива. В дальнейшем Chrysler и General Motors начали выпускать авто, схожие с Taurus по дизайну.
В 1986 году Ford Motor Company покупает марку Aston Martin. Тремя годами позднее американский автопроизводитель приобретает еще одну британскую автокомпанию — Jaguar .
В 1990 году на рынке дебютирует Ford Explorer, который сразу же становится бестселлером в США и дважды получает номинацию «Лучший полноприводный автомобиль года» (в 1990 и 1991 году).
Модель комплектовалась 4-литровым мотором мощностью 155 л.с. и 5-ступенчатой механической либо 4-ступенчатой автоматической трансмиссией.
В 1996 году выходит Ford Expedition, который пришел на смену модели Bronco и разместился в модельной линейке между младшим Explorer и старшим Excursion.
В 1998 году в Европе на смену устаревшему Escort приходит Focus. Дебют новинки состоялся на Женевском автосалоне, где она заслуженно получила массу положительных откликов.
Модель является одним из десяти самых продаваемых в Европе автомобилей и одним из самых популярных в России.
В Америке Ford Focus стали продавать в октябре 1999 года. Автомобиль был запущен как 3-дверный хэтчбек, 4-дверный седан и 5-дверный универсал, позднее — в 2002 году — дебютировал 5-дверный хэтчбек.
Дизайн авто выполнен согласно концепции New Edge, сочетающей обтекаемые линии и острые углы.
Кроме яркой внешности, автомобиль подкупал конструктивными особенностями подвески: она обеспечивала комфортное вождение на любой дороге и дарила потрясающую устойчивость при прохождении поворотов.
В 2006 году Ford Motor Company объявила о внедрении новой стратегии «Единый Ford» (ONE Ford). До тех пор модельный ряд, да и сами характеристики автомобилей, варьировались в зависимости от региона. Теперь же автопроизводитель решил строить глобальные автомобили, одинаковые для всех рынков.
В 1990 году Ford Motor начинает продажи машин в России. Торговое представительство и первый дилерский центр Ford появились лишь спустя 6 лет. С 2002 года под Санкт-Петербургом производятся автомобили Ford Focus, а уже через четыре года с конвейера сходит стотысячный экземпляр модели.
В марте 2009 года на заводе во Всеволожске начато производство Ford Mondeo в шести комплектациях. К концу того же года этот автомобиль будет занимать 7,4%-ю долю российского рынка в своем классе.
С октября 2011 года функционирует совместное предприятие «Форд Соллерс Холдинг», занимающееся изготовлением пассажирских и коммерческих автомобилей Ford в Ленобласти и Республике Татарстан.
В этом же году компания решает отказаться от марки Mercury.
Сейчас Ford Motor Company — один из крупнейших и старейших автопроизводителей в мире. Он изготавливает автомобили, двигатели, комплектующие, автобусы, спецтехнику, а также ведет разработки в области технологий, дружественных окружающей среде.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5d99ee5997b5d400b3b6d612/istoriia-kompanii-ford-5d99ffb95ba2b500b0d18913