- ГОСТ Р 55855-2013 Автомобильные транспортные средства. Методы измерения и оценки общей вибрации
- Текст ГОСТ Р 55855-2013 Автомобильные транспортные средства. Методы измерения и оценки общей вибрации
- МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ
- Предисловие
- 1 Область применения
- 2 Нормативные ссылки
- 3 Термины и определения
- 4 Обозначения
- 5 Оценка общей вибрации
- 6 Методы испытаний
ГОСТ Р 55855-2013 Автомобильные транспортные средства. Методы измерения и оценки общей вибрации
Текст ГОСТ Р 55855-2013 Автомобильные транспортные средства. Методы измерения и оценки общей вибрации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
Автомобильные транспортные средства
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ло стандартизации ТК 56 «Дорожный транспорт»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2013 г. № 1895-ст
4 8ВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный текст изменений и поправок — е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автомобильные транспортные средства МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ВИБРАЦИИ
Motor vehicles. Methods of measurement and evaluation of general vibrations
Дата введения — 2014—09—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — АТС) категорий М,. М2. М3. N,. N2. N3 по ГОСТ Р 52051 и устанавливает метод определения и оценки общей вибрации, которая воздействует на водителя и пассажиров, сидящих на сиденьях или лежа* щих на носилках в случае перевозки больных при движении АТС.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.714-2010 (МЭК 61260:1995) Государственная система обеспечения единства измерений. Фильтры полосовые октавные и на доли октавы. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и опре* деления
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 24346-80 Вибрация. Термины и определения
ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования
ГОСТ ИСО 5348-2002 Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров
ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений
ГОСТ ИСО 10326-1-2002 Вибрация. Оценка вибрации сидений транспортных средств по ре* эультатам лабораторных испытаний. Часть 1. Общие требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайге Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Ест заменен ссылочный стандарт. на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт. на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется примемггь без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей згу ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 12.1.012.
ГОСТ ИСО 8041 и ГОСТ 24346. а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система, влияющая на образование вибрации: Комплекс элементов АТС, который может оказывать влияние на вибрацию которая воздействует на водителя и пассажиров, при движении АТС.
3.2 элемент системы, влияющей на изменение вибрации: Любой отдельный элемент АТС: элемент упругой подвески кузова, двигателя, коробки передач (силового агрегата), раздаточной ко* робки, карданного вала, главной передачи, колесных редукторов и т.п.
3.3 масса АТС в снаряженном состоянии: Масса порожнего транспортного средства с кузовом и сцепным устройством в случае автобуса-тягача, либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, к/или сцепным устройством.
Примечание — Эта масса включает для категорий М и N массы охлаждающей жидкости, масел, не менее 90 % топлива. 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, водителя (75 кг) и (для городских и междугородных автобусов) члена экипажа (75 кг), есгы в транспортном средстве предусмотрено место для него, а также запасного колеса для категорий М. N и О.
3.4 общая вибрация: Вибрация, передаваемая на ноги, ягодицы и спину водителя и пассажиров АТС.
Примечани е — Диапазон частот для общей вибрации составляет от 0.5 до 80.0 Гц для оценки ее воздействия на состояние здоровья человека и степень комфорта.
3.5 комфорт: Субъективное ощущение хорошего самочувствия в условиях воздействия внешних факторов, включая вибрацию и удар.
4 Обозначения
В настоящем стандарте применены следующие условные обозначения:
а — виброускорение, м/с». Измеряемым параметром является среднеквадратичное значение виброускоре ния:
W • частотная коррекция:
d. к • индексы, используемые для обозначения различных форм частотной коррекции:
w • индекс, используемый для обозначения корректированного виброускорения;
х. у, z- индексы, используемые для обозначения направления поступательной вибрации (рисунок 1):
Рисунок 1 — Система координат для тела человека
v • индекс, используемый для обозначения полной вибрации, рассчитанной по измерениям в направлениях х. у. г.
5 Оценка общей вибрации
5.1 В качестве оценочного показателя вибрации принимают виброускорекие. измеренное в м/с 2 и в дБ относительного порогового виброускорения 10 6 м/с 2 .
5.2 При оценке воздействия вибрации на состояние здоровья при положении сидя используют частотные характеристики с коэффициентами в соответствии с ГОСТ 31191.1 (таблица 1. рисунок 1. а):
Таблица 1- Применение основных функций частотной коррекции
Влияние на здоровье
Категория транспортного средства и место измерения
Эсъ 2 для поверхности сидения
Ось z для поверхности сидения
Mi. Mi. Mi. Ni. Nj. N3 Рабочее место водителя
Ось х для поверхности сидения
Ось у для поверхности сидения
Ось х для поверхности сиде-
Ось у для поверхности сиде—мя
Mi. Ni. N*. Ns Рабочее место водителя
Ось 2 для поверхности сидения
Ось 2 для поверхности СИДв-
Ось 2 для лежащего челове-а
Пассажирские сидения v место для больного в автомо зиле скооой помоши
Ось х для поверхности сиде-
Ось у для поверхности сиде-
Ось х для поверхности сиде-«я
Ось у для поверхности сиде-«я
Ось х для лежащего человека
Ось у для лежащего чело веса
Пэссзжирсхие сидения v место для больного в автомо Зиле скорой помощи
Значения основных функций частотной коррекции в третьоктавиых полосах частот в соответствии с ГОСТ 31191.1 приведены в приложении А.
Зона предупреждения при оценке общей вибрации на рабочем месте водителя, на пассажир* схих сидениях и на месте лежащего человека при влиянии вибрации на состояние здоровья человека определяется в соответствии с приложением В ГОСТ 31191.1.
5.3 При оценке воздействия вибрации на степень комфорта при положении сидя и лежа используют частотные характеристики с коэффициентами в соответствии с ГОСТ 31191.1 (таблица 1. рисунок 1. б):
• ось г IV* к* = 1 ,0.
5.4 Оценку влияния на степень комфорта выполняют в соответствии с приложением С ГОСТ 31191.1.
6 Методы испытаний
6.1 Общие требования
6.1.1 При необходимости по требованию стороны проводящей измерения, изготовителем (за*
явителем) должно быть представлено техническое описание АТС. приведенное в приложении Б.
6.1.2 АТС. представленное на испытания, должно соответствовать требованиям конструкторской документации, что определяют при его идентификации.
6.2 Средства измерений и регистрации
6.2.1 Средства измерений и регистрации должны соответствовать требованиям ГОСТ ИСО
При измерениях вибрации в АТС обычно применяют следующие приборы:
а) датчики вибрации (акселерометры):
б) вибропреобразователь (виброметр), представляющий собой устройство совместимое с датчиком (датчиками) вибрации и включающее в себя фильтры (полосовые и весовые), устройства записи сигнала, устройства обработки и анализа сигнала, налример. узкополосный анализатор или анализатор частотного спектра, включающий в себя согласующие усилители и фильтры);
в) калибровочный вибратор (вибростол)
г) приборы для измерений скорости АТС и частоты вращения коленчатого вала двигателя с относительной погрешностью измерения ± 3 %;
д) прибор для измерений скорости ветра с диапазоном измерения от 1 до 15 м/с с погрешностью измерения ± 0.5 м/с;
е) прибор для измерений температуры окружающего воздуха с погрешностью измерения ± 1 °С.
По перечислению а) датчики вибрации могут быть одно, двух или трёхкомпонектными. Соответственно. измерения могут быть проведены в одном, двух или трех направлениях. Максимальная общая масса всех датчиков и системы крепления должна быть менее 10 % эффективной массы вибрирующей поверхности. Боковая чувствительность датчиков (чувствительность к вибрациям, действующим в плоскости, перпендикулярной, измерительной оси) не должна превышать 5 %.
По перечислению б) в совокупности данные устройства образуют измерительную цепь. Различные элементы измерительной цепи должны быть совместимы между собой по характеристикам. Точность измерений зависит как от характеристик отдельных средств измерений, так и от свойств измерительной цели в целом. Общие требования к измерительной цели по ГОСТ ИСО 8041.
По перечислению в) При опорном значении ускорения 10 м/с* или 1 д. погрешность должна находится в пределах ± 3 %.
6.2.2 Калибровку виброиэмерительной системы проводят до и после проведения каждой серии измерений.
Калибровку с применением виброкалибратора проводят следующим образом. Калибруемый акселерометр закрепляют на вибростоле и возбуждают механические колебания с определенным ускорением и частотой. Генерируемый акселерометром электрический сигнал измеряют соответствующей аппаратурой. Чувствительность калибруемого акселерометра можно так же определить на основе сравнения с чувствительностью опорного (эталонного) акселерометра, закрепленного на вибростоле калибратора. Отношение отдаваемых калибруемым и опорным акселерометрами электрических сигналов пропорционально отношению их чувствительностей.
В случае невозможности (или большой сложности) монтажа измерительного акселерометра на калибровочном вибраторе, допускается применение внутренней калибровки измерительной системы с использованием усилителей, имеющих возможность настройки чувствительности вибродатчика. В этом случае калибровочным сигналом служит опорный сигнал, известной амплитуды (например. 1 В (среднеквадратичное значение), полученный с генератора.
6.2.3 Допускается использовать другие схемы и средства измерений и регистрации, если их использование не противоречит требованиям ГОСТ 31191.1 и ГОСТ ИСО 8041.
6.3 Условия проведения испытаний
6.3.1 Шины на АТС должны быть без повреждений, давление должно соответствовать инструкции изготовителя, допустимый износ не должен превышать 20 % первоначальной высоты рисунка протектора.
6.3.2 АТС испытывают без нагрузки, прицепов и полуприцепов, если они не предназначены для перевозки пассажиров. Специальные АТС. предусматривающие установку различных навесных орудий (агрегатов), которые могут оказывать влияние на виброактивность АТС. испытывают вместе с ними.
6.3.3 8 кабине АТС могут находиться два человека: водитель и испытатель. В АТС с числом мест для сидения более девяти (категории Мг. М3) допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается. Возимый комплект инструмента и запасные колеса
должны быть надежно закреплены на своих местах.
6.3.4 На АТС. оборудованном вспомогательной (дополнительной) коробкой передач с ручным переключением и’или приводом более чем на один мост с включением дополнительных мостов, еле* дует установить положение переключателя и число ведущих мостов, используемое при нормальных условиях движения в городе. Не следует использовать устройства, предназначенные для движения на малой скорости, стоянки или торможения.
6.3.5 Передвижное регулируемое сиденье, на котором проводят измерения, должно быть отрегулировано так. чтобы водителю было удобно управлять АТС и работать с органами управления. В случае регулируемой подвески сиденья, она должна быть отрегулирована по массе водителя, чтобы исключить удары о нижний и верхний ограничители. Масса водителя должна находиться в пределах от 70 до 90 кг.
6.3.6 Перед испытаниями двигатепь и другие агрегаты АТС прогревают до рабочей температуры.
6.3.7 Испытания проводят на прямом сухом участке дороги в хорошем техническом состоянии:
• с покрытием из асфальтобетона (среднеквадратичное значение неровностей 0.6 см):
• с булыжным покрытием ровного мощения (среднеквадратичное значение неровностей 1.1 см);
• с булыжным покрытием профилированного мощения (среднеквадратичное значение неровностей 2.9 см).
Продольный и поперечный уклоны измерительных участков не более 1 %.
6.3.6 Скорости движения при испытаниях на дорогах с различным покрытием приведены в таблице 2.
Скорость движения АТС на. км*ч
покрытии из асфальтобетона
булыжном покрытии ровного мощения
булыжном покрытии профилиро-вакного мошения
Источник статьи: http://allgosts.ru/17/160/gost_r_55855-2013