Допустимые значение дымности автомобиля с дизельным двигателем

Автотранспорт — правила, нормы, положения

эксплуатация автомобильного транспорта

4. Выбросы от дизелей.

Выбросы от дизелей.

В данной статье изложен порядок поддержания установленных норм выбросов автомобилями с дизельными двигателями, находящимися в процессе эксплуатации.

Основополагающим документом в этом вопросе является ГОСТ Р 52160 — 2003 «Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.

1. В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

1.1. Свободное ускорение: увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5-1,0 с.

1.2. Максимальная частота вращения n мах, мин. -1 : достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

Читайте также:  Марка чугуна для ступицы колес для автомобилей

1.3. Минимальная частота вращения , n мin, мин. -1 : частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

1.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения К и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложения «И» к ГОСТ Р 41.24.

1.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с приложением «И» ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

1.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением «К» к ГОСТ Р 41.24.

1.7. Коэффициент поглощения света К, м -1 : значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞.

1.8. Коэффициент ослабления света N, %: значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.

1.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м -1 : максимальное значение коэффициента поглощения К, измеренное в режиме свободного ускорения.

1.10. Результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Хср., м -1 : среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хср.

1.11. Предельно допустимое значение дымности XL, м -1 : предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения на двигателе или автомобиле.

2. Нормы дымности:

а) основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света К, вспомогательным – коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет К в N для дымомера L, равной 0,43м, приведен в приложении 1 ГОСТ Р 52160-2003.

б) дымность Хср. автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения света ХL (максимального значения коэффициента К), указанного в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель (автомобиль), в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.

в) дымность Хср. автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

– 2,5 м -1 – для двигателей без наддува;

– 3,0 м -1 – для двигателей с наддувом.

г) дымность Xср. на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов — не более 1,5 м -1 .

3. Условия проведения испытаний.

3.1. Испытания проводят в соответствии с данным ГОСТом и в соответствии с паспортами (руководствами по эксплуатации) дымомеров по каждой их модели (Инфракар, Мета, АВГ, МДО, Премьер и т.д.).

3.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

4. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе.

4.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24. (дымомер должен иметь две измерительные шкалы, одна из которых должна быть градуирована в абсолютных значениях поглощения света k, м -1 , от 0 до бесконечности, а другая, линейная, должна быть с диапазоном измерения N от 0% до 100%; обе измерительные шкалы должны охватывать диапазон от 0 при общем световом потоке до максимального значения шкалы при полном затемнении).

4.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 — 100 °С и погрешностью измерений не более ± 2,5% верхнего предела измерений.

4.3. Для измерения частоты вращения коленчатого вала

двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 — 6000 мин. -1 и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.

4.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке (сроки поверки – в паспортах дымомеров).

4.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения «К» к ГОСТ Р 41.24.

5. Подготовка к измерениям.

5.1. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.2. Измеряют значения n min и n max , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.

5.3. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

— глушат двигатель (при его работе);

— затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

— устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;

— устанавливают зонд для отбора отработавших газов на выпускную трубу;

— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».

6. Измерение дымности.

6.1. Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:

— при работе двигателя в режиме холостого хода на n min равномерно перемещают педаль за 0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 — 3 с. Отпускают педаль и через 8 — 10 сек. приступают к выполнению следующего цикла;

— циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

— измеряют значения Хм на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;

— измеренные значения Хм считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м — 1 ;

— определяют среднеарифметическое значение Хср, четырех последних измерений Хм , которое принимается за результат измерения.

График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в

процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б данного ГОСТа.

6.2. Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Хср, полученное в одной из выпускных труб.

Источник статьи: http://avtotrans-consultant.ru/vybrosy-ot-dizeley/

Измерение дымности отработавших газов дизельных двигателей

Для автомобилей с дизельными двигателями, находящимися в эксплуатации, действует ГОСТ 21393-75 «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности» с изменением №2. Стандарт распространяется на автомобили и автобусы с дизельными двигателями.

Основным нормируемым параметром дымности является натуральный показатель ослабления светового потока K м-1, вспомогательным – коэффициент ослабления светового потока N %. Натуральный показатель ослабления светового потока K, м-1 – величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя через который поток излучения от источника света ослабляется в «е» раз (е=2,178 – основание натуральных логарифмов).

Коэффициент ослабления светового потока N, % представляет собой степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера. Пересчет значений К в N приведены в таблице.

Пересчет значений натурального показателя ослабления светового потока в коэффициент ослабления светового потока (для N, приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м).

Показатели ослабления светового потока K м-1 и коэффициент ослабления светового потока N %. определяются на холостом ходу: на режиме свободного ускорения, а также при максимальной частоте вращения.

Измере­ния производятся на неподвижно стоящем автомобиле с исправной системой выпуска отработавших газов и после подготовки дымомера к работе.

  • Установить оптический детектор на выхлопную трубу проверяемого автомобиля (ДО-1) или подключить гибкий шланг измерительного зонда к основному прибору (MDO2-LON) и закрепить зонд на выхлопной трубе. Подключить датчик температуры масла (MDO2-LON).
  • Подключить датчик частоты вращения коленчатого вала к двигателю.
  • Запустить двигатель и дождаться его прогрева до рабочей температуры. Установить минимальную частоту вращения вала двигателя.

Проведение измерений в режиме свободных ускорений

Перед началом измерений должна быть выполнена серия из шести повторений цикла изменения частоты вра­щения вала дизеля от минимальной до максимальной, который осуществляется путем быстрого, но плавного нажатия на педаль пода­чи топлива (до упора) с интервалом не менее 7 и не более 15 с. Затем производится серия из не менее чем четырех измерений следующего типа. Быстро, но не резко нажимают на педаль управления подачей топлива и удерживают ее в нажатом положении 2…3 с, поддерживая постоянную частоту вращения, ограничиваемую регулятором ТНВД. При этом измеряется пиковое значение натурального показателя ослабления светового потока К, частота вращения, ограниченная регулятором, и частота вращения при холостом ходе.

При каждом последующем измерении фиксируют пиковое значение натурального показателя ослабления светового потока К, когда четыре последовательных значения пока­зателя располагаются в зоне шириной 0,25 м-1 по шкале К, но не обра­зуют убывающую последовательность. За результат измерения принимают среднее арифметическое значение результатов этих четырёх из­мерений. Пример: пусть при проведении испытаний получены следующие значения по шкале К при проведении проверки на режиме свободных ускорения для двигателя без наддува 1,15; 1,0; 0,8; 1,0. Несмотря на то, что максимальная величина К не превышает допустимого значения 1,2, разница между значениями 1,15 и 0,8 превышает значение 0,25 м-1, а это значит что данный автомобиль не проходит тестовую проверку.

Проведение измерений в режиме максимальной частоты вращения

Измерения на этом режиме производятся не позднее, чем через 60 с после испытаний на режиме сво­бодного ускорения. Плавно нажимают на педаль управления подачей топлива и удерживают ее в нажатом положении 2…3 с.. При этом частота вращения коленчатого вала двигателя будет поддерживаться регулятором частоты вращения ТНВД. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 се­кунд после впуска ОГ в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6 % по шка­ле N. За результат измерения следует принимать среднее арифмети­ческое значение крайних показаний дымности.

Предельно допустимые показатели дымности при испытаниях авто­мобилей с дизелями по ГОСТ 21393-75 с изменениями №2 указаны в таблице:

Таблица. Допустимые нормы дымности для автомобилей с дизельными двигателями

Режим измерения дымности

Предельно допустимое значение показателя К доп. , м -1

Предельно допустимое значение показателя N доп. ,%

Свободное ускорение для автомобилей с дизелями:

Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/diagnostirovanie/metodika-provedeniya-izmerenij-po-dy-mnosti-otrabotavshih-gazov-dizel-ny-h-dvigatelej/

Допустимые значение дымности автомобиля с дизельным двигателем

АВТОМОБИЛИ С ДИЗЕЛЯМИ

ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ

Нормы и методы измерений

Automobiles with diesel engines. Smoke emission,
Norms and methods of measurements.
Safety requirements

Дата введения 1977-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта»

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 18.12.75 N 3944

Изменение N 2 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12.11.98)

Зарегистрировано Техническим секретариатом МГС N 3123

За принятие изменения проголосовали:

Наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Казахстан

Главная государственная инспекция
Туркменистана

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на которую дана ссылка

5. Ограничение срока действия снято Приказом Минприроды от 16.04.92 N 60

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1999 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в декабре 1985 г., ноябре 1998 г. (ИУС 3-86, 6-99)

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 8, 2003 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Настоящий стандарт распространяется на автотранспортные средства с дизелями (далее — автомобили), вновь изготовленные и находящиеся в эксплуатации.

Стандарт устанавливает нормы и методы измерения дымности отработавших газов автомобилей (далее — дымность) на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя (далее — максимальная частота вращения).

Термины, применяемые в настоящем стандарте, и их пояснения приведены в приложении 1.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1. НОРМЫ ДЫМНОСТИ

1. НОРМЫ ДЫМНОСТИ

1.2. Дымность автомобилей во время гарантийного пробега* (гарантийного срока службы), а также в течение всего срока эксплуатации непосредственно после выполнения услуг по техническому обслуживанию и ремонту не должна превышать значений, указанных в таблице.
_______________
* Для автомобилей, имеющих пробег менее 3000 км, предприятия-изготовители должны устанавливать технологические нормы дымности.

Режим измерения дымности

Свободное ускорение для автомобилей с дизелями:

Максимальная частота вращения

1.3. Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по ГОСТ Р 41.24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значений, указанных предприятием-изготовителем в знаке или документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства.

1.5. Контроль дымности автомобилей проводят на соответствие нормам по пп.1.2, 1.3 и 1.4:

а) на предприятиях, эксплуатирующих автомобили:

при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию — по пп.1.3.4 и 1.4;

после технического обслуживания и ремонта или регулировки агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение дымности — по пп.1.2 и 1.3;

б) на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей — по пп.1.2, 1.3, после осуществления услуг и работ;

в) на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили — по пп.1.2 и 1.3, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях;

г) при сертификационных испытаниях — по п.1.3;

д) при государственных технических осмотрах автомобилей и выборочных проверках на дорогах:

автомобили во время их гарантийного пробега (срока службы) — по п.1.2;

автомобили, официально утвержденные в процессе сертификации — по ГОСТ Р 41.24 в период всего срока эксплуатации по п.1.3;

автомобили после гарантийного пробега срока службы — по п.1.4.

1.6. Агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на дымность, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дымность автомобиля не превышала установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, указанных в прилагаемых к автомобилю инструкциях (руководствах).

Разд. 1. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

2.1. Условия измерений

2.1.1. Выпускная система автомобиля не должна иметь неплотностей, вызывающих утечку отработавших газов и подсос воздуха.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.1.2. Перед испытаниями двигатель должен быть прогрет не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.1.3. На автомобилях с механической коробкой передач измерение проводят при нейтральном положении рычага переключения передач. На автомобилях с автоматической коробкой передач измерение проводят при установке избирателя скорости на нейтральное положение.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.1.4. Устройство для пуска холодного двигателя должно быть отключено.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

2.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

(Измененная редакция, Изм. N 2).

2.2.1. Дымность должна измеряться приборами, работающими на принципе просвечивания отработавших газов и отвечающими требованиям, изложенным в приложении 2.

2.2.2. Подготовку, обслуживание и использование дымомера следует проводить в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации на дымомер. Дымомер должен быть поверен.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2.3. Конструкция пробоотборной системы должна обеспечивать отсутствие утечек газов и подсоса воздуха, влияющих на состав отработавших газов. Рекомендуемые требования к пробоотборной системе изложены в приложении 4.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

2.3. Проведение измерений

2.3.2. Дымность на режиме максимальной частоты вращения проверяют не позднее, чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения. Дымность измеряют не ранее, чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6% по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности.

2.3.3. Измерение дымности у автомобилей с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению.

2.3.4. Результаты измерений рекомендуется занести в карточку, указанную в приложении 3.

2.3.1-2.3.4 (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.3.5. Колебание стрелки прибора не должно превышать ±3% от всей шкалы прибора. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям.

2.3.6. Результаты измерений следует занести в карточку, указанную в приложении 3.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

3.1. Места, предназначенные для измерения содержания дымности, должны быть оборудованы принудительной или естественной вентиляцией, обеспечивающей санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений по ГОСТ 12.1.005.

3.2. Уровень шума в зоне проведения измерений — по ГОСТ 12.1.003.

3.3. Уровень вибрации в зоне проведения измерений — по ГОСТ 12.1.012.

3.4. При проведении измерений должны быть приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.

Разд. 3. (Введен дополнительно, Изм. N 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (справочное). Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте

Свободное ускорение — разгон двигателя от минимальной до максимальной частоты вращения на холостом ходу.

Максимальная частота вращения — частота вращения вала двигателя на холостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива, ограниченная регулятором.

Дымность отработавших газов — по ГОСТ 17.2.1.02.

Эффективная база дымомера , м — толщина оптически однородного слоя эталонных газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.

Натуральный показатель ослабления светового потока , м — величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который, поток излучения от источника света дымомера ослабляется в раз. Отсчитывается по основной шкале индикатора дымомера.

Коэффициент ослабления светового потока , % — степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера. Отсчитывается по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м.

Предельно допустимый натуральный показатель ослабления светового потока , м — натуральный показатель ослабления светового потока отработавшими газами, при превышении которого автомобиль считают не выдержавшим испытания.

Предельно допустимый коэффициент ослабления светового потока , % — коэффициент ослабления светового потока отработавшими газами, измеренный по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м (или пересчитанный по формуле, приведенной в п. 3 приложения 2), при превышении которого автомобиль считают не выдержавшим испытание.

Автомобиль, находящийся в эксплуатации, — автомобиль, полученный от предприятия-изготовителя и прошедший регистрацию в установленном порядке.

Необкатанный автомобиль — автомобиль, не прошедший обкатку в объеме, установленном предприятием-изготовителем, необходимую для реализации показателей, указанных в нормативных документах.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1a (справочное). Пересчет значений К в N (для N, приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м)

Пересчет значений в
(для , приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м)

Источник статьи: http://docs.cntd.ru/document/1200005825

Оцените статью