Brake assist система помощи при экстренном торможении
На сегодняшний день большинство автомобилей премиум-класса получают в базовом наборе оснащения Brake assist, BAS или EBA – система помощи при экстренном торможении. Для тех, кто не силен в английском языке, буквальный перевод Brake assist – «помощь в торможении». Ее основная функция – уменьшить тормозной путь при непредвиденном торможении. Исследования показывают, что данная система позволяет в среднем сократить его на пятую часть. Этого, порой, достаточно, чтобы спасти жизнь.
Существует две основных разновидности системы Brake Assist – помощь при экстренном торможении, и более современный вариант – автоматическое экстренное торможение. Первая буквально дотормаживает за водителя, выпуская в контур тормозов максимальное давление (с учетом «антиблокировки»). Вторая выполняет схожую операцию, но уже практически без участия самого водителя. Рассмотрим каждую более детально.
Система экстренного торможения Brake Assist
Обычно системы подобного рода принято разделять на гидравлические и пневматические. В основе данной классификации лежит принцип создания максимального давления в тормозных контурах.
Пневматический Brake Assist позволяет достичь максимальной эффективности для вакуумного усилителя.
К данным системам относятся:
- BA (собственно сам Brake Assist),
- BAS (практически то же название Brake Assist System),
- EBA (Emergency Brake Assist) ставится в автомобилях Мерседес, Вольво, Тойота, БМВ,
- AFU (l’aide au freinage d’urgence), ставится на «французах», на Ситроен, Рено, Пежо.
С конструктивной точки зрения они объединяют в себе специальный датчик, электромагнитный привод штока, а также блок управления всей системой. Практически в 100% случаев пневматическая вариация любого Brake Assist устанавливается на авто, оборудованные ABS.
«Помощник» начинает работать только в момент резкого (экстренного) нажатия на педаль. Специальный датчик считывает скорость нажатия на педаль тормоза, а затем эта информация попадает в вышеупомянутый блок управления. Тот, в свою очередь, включает электромагнит, а вакуумный усилитель «дожимает» до упора педаль. Все это происходит еще до срабатывания ABS.
Гидравлическая разновидность рассматриваемой системы позволяет создать максимальное давление жидкости в контуре тормозов, используя конструктивные элементы ESP (система курсовой устойчивости).
Она также имеет множество исполнений: HBA, SBC, HBB, BA Plus, DBC. Принципы работы данных систем схожи, но лучше рассмотреть их более детально.
- HBA (Hydraulic Braking Assistance) ставится на автомобилях Ауди, Фольксваген,
- HBB (Hydraulic Brake Booster) также на Ауди, Фольксваген,
- SBC (Sensotronic Brake Control) ставится на автомобилях Мерседес,
- BA Plus (Brake Assist Plus) также на машинах марки Мерседес,
- DBC (Dynamic Brake Control) своя аббревиатура для БМВ.
HBA также как и пневматический «коллега» распознает экстренную ситуацию по быстроте нажатия педали. Система использует датчик угловой скорости, выключатель лампочки «стопов» и манометр тормозного контура. Проанализировав данные, блок управления принимает решение о включении обратного насоса, который максимально повышает давление тормозной жидкости. Весь процесс происходит до включения ABS.
HBB иногда буквально дублирует работу обыкновенного вакуумного усилителя тормозов, например, при прогреве машины зимой. Система использует данные, поступающие с манометра тормозной системы, выключателя сигналов «стоп» и датчика разрежения в вышеупомянутом вакуумном усилителе. Если разрежения в нем недостаточно, то подается сигнал о включении насоса обратной подачи, который существенно повышает давление в тормозах.
SBC – продвинутая версия тормозного «помощника», которая учитывает целый ряд самых разнообразных характеристик и факторов, начиная от скорости переноса ноги с газа на тормоз, силы и скорости нажатия на педаль, и заканчивая типом дороги или динамическими параметрами. Исходя из всех этих факторов, высчитывается идеальное давление в тормозном контуре для каждой ситуации, возникающей на дороге.
BA Plus – нечто промежуточное между автоматическими и «ручными» помощниками. Программа считывает расстояния до встречных предметов (спасибо радарам Distronic), включая машины на дороге, сигнализирует водителю об опасности и требует сбросить скорость. Если торможение покажется ей недостаточным, BA Plus самостоятельно увеличит давление в контурах.
Система автоматического экстренного торможения
Данные системы технически более совершенны и устанавливаются только на очень дорогих авто в максимальных комплектациях. Органами «зрения» являются радары или видеокамеры. Система самостоятельно просчитывает расстояние до впередиидущего транспортного средства и снижает скорость. Даже если это не предотвратит столкновение, урон значительно снизится. Обычно, данная система базируется на других комплексах безопасности, например, адаптивном круиз-контроле. Существует множество разновидностей помощника автоматического торможения, как правило, автопроизводитель сам дает ей имя. Например, Pre-Safe Brake у Мерседес, или CMBS у Хонда.
Некоторые другие варианты:
- City Brake Control на Фиат,
- City Emergency Brake на Фольксваген,
- ACS и Forward Alert на Форд,
- FCM на Митсубиси,
- City Safety и CWABrake на Вольво,
- а также AEB от TRW и PEBS от Bosch.
Кроме очевидной функции, вышеупомянутые системы имеют ряд других возможностей, включая звуко-световую сигнализацию или приведение в готовность средств пассивной безопасности.
Источник статьи: http://povozcar.ru/bas-eba-brake-assist.html
Помощь при экстренном торможении (ЕВА)
Если водитель не нажимает на педаль тормоза достаточно сильно в ситуациях экстренного торможения, давление в тормозной системе увеличивается функцией ЕВА (Emergency Brake Assist = помощь при экстренном торможении). Достоинством является значительно сокращённый тормозной путь. ЕВА применяется только в сочетании с ABS.
ЕВА автоматически включается, если водитель нажимает на педаль тормоза очень быстро, как он обычно это делает в аварийной ситуации. Как только система включается, она подаёт полное давление тормозной системы на все колёса, независимо от давления, приложенного водителем. Конечно, ABS гарантирует, что ни одно колесо не заблокируется и что автомобиль останется полностью управляемым.
Электронная система EBA
Электронная система ЕВА основана на функции DSC, но подаёт давление тормозной системы одновременно на каждое колесо.
Она использует встроенный датчик давления тормозной жидкости для контроля скорости, с которой увеличивается давление тормозной жидкости при нажатии педали тормоза. Если педаль тормоза нажимается быстрее указанного значения, давление тормозной жидкости увеличивается очень быстро, и в результате этого DSC HU/CM принимает решение включить в работу ЕВА.
Когда работа ЕВА начата, DSC HU/CM увеличивает давление тормозной жидкости таким же образом, каким он делает это для работы TCS / DSC в режиме повышения давления.
Механическая система EBA
Механическая система ЕВА является функцией, встроенной в усилитель тормозов. Она механически определяет, как быстро нажимается педаль тормоза. Если педаль нажимается быстрее указанного значения, система использует усилитель тормозов для приложения полного давления тормозной жидкости.
В условиях обычного торможения усилитель тормозов с системой ЕВА работает таким же образом, как обычный. Это означает, что водитель всегда может регулировать тормозное усилие, прилагаемое к колёсам.
Если во время торможения превышается порог включения, определённый предустановленной характеристической кривой, срабатывает ЕВА. Определение порога включения основано на параметрах перемещения педали. Оно является результатом того, насколько быстро и сильно нажимается педаль тормоза.
Механическая система ЕВА использует тот факт, что в усилителе тормозов клапанный поршень перемещается впереди корпуса регулятора, когда начинается работа тормозов. Таким образом, имеется относительное расстояние хода между корпусом регулятора и клапанным поршнем. Данная величина меняется в зависимости от силы, приложенной к педали тормоза, и от скорости педали.
Относительное расстояние хода мало, когда педаль перемещается медленно при слабом приложенном к ней усилии, и становится больше, когда педаль перемещается быстрее при большем приложенном к ней усилии.
В процессе обычного торможения перемещение педали вызывает лишь малое относительное расстояние хода, и ЕВА не работает. Блокирующая втулка удерживается в исходном положении силой, прилагаемой пружиной, и направляющая втулка для шариков может двигаться в осевом направлении.
Если порог включения превышен из-за условий экстренного торможения, т.е. водитель нажимает педаль тормоза очень быстро, что приводит к большому относительному расстоянию хода, шарики перемещаются в направляющей втулке по направлению к клапанному поршню, позволяя подпружиненной блокирующей втулке полностью переместиться в конечное положение. Теперь шарики заблокированы, а направляющая втулка для шариков больше не может перемещаться в направлении закрытия дискового клапана. Таким образом, клапанный поршень не может закрыть дисковый клапан.
Следовательно, система ЕВА активна, давление тормозной системы увеличивается до предела блокировки колёс, а педаль тормоза может перемещаться до точки максимального давления без всякого усилия. Давление тормозной системы остаётся на пределе управления ABS до тех пор, пока педаль тормоза не будет снова полностью отпущена.
Источник статьи: http://www.mskjapan.ru/articles/EBA
Как работает система экстренного торможения (EBA)
Система экстренного торможения (Emergency Brake Assist, EBA) – это возможность иметь не только надежные, но и умные тормоза.
Для того чтобы применение тормозов в непредвиденной ситуации было эффективным, — предназначена система экстренного торможения (Advanced Emergency Braking System «AEBS» или Autonomous Emergency Braking «AEB»). Как показывает практика, тормозной путь автомобиля сокращается на 15-20%, если использовать экстренное торможение. А это в свою очередь может оказаться решающим фактором для уменьшения последствий аварий или для полного её предотвращения.
Системы экстренного торможения разделяют на два вида:
- экстренного торможения автоматические;
- системы помощи экстренного торможения.
Автоматическая технология функционирует без дополнительного участия водителя, она создаёт предельное или частичное тормозное давление автоматически.
Вторая, система помощи экстренного торможения, помогает при выжимании педали тормоза водителем осуществлять предельное тормозное давление. Можно сказать, что она завершает процесс торможения за водителя.
1. Система помощи экстренного торможения
Если взять во внимание принцип создания предельного тормозного давления, то конструкции в системе помощи экстренного торможения можно поделить следующим образом:
- пневматические конструкции;
- гидравлические конструкции.
Конструкции пневматического типа помогают правильному функционированию вакуумному усилителю тормозов, они включают в себя следующие системы:
- на автомобилях марки BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Toyota – Emergency Brake Assist, Brake Assist и Brake Assist System;
- на французских автомобилях Citroen, Peugeot, Renault – AFU.
Принцип работы системы помощи при экстренном торможении
Суть работы пневматической конструкции заключается в том, что по скорости нажима на педаль тормоза определяется тип торможения, экстренное ли оно или обычное. Датчик быстроты перемещения штока внутри вакуумного усилителя регистрирует скорость, с которой произошло нажатие педали тормоза. Если уровень сигнала превышает определенное установленное значение, то с помощью электронного блока управления происходит активация электромагнита привода штока. Таким образом, при помощи вакуумного усилителя тормозов происходит дожатие педали тормоза, а экстренное торможение совершается до начала действия ABS.
В гидравлических конструкциях используются элементы из системы курсовой устойчивости, которые обеспечивают предельное давление тормозной жидкости. К системам гидравлического типа относятся:
- Hydraulic Braking Assistance (HBA), представленная в автомобилях марки Audi, Volkswagen. Она определяет экстренность ситуации по силе и скорости, с которой происходит надавливание на педаль тормоза. Ее работа обеспечивается выключателем стоп-сигнала, датчиком давления тормозной системы и датчиками частоты вращения колёс. Сопоставляя сигналы, поступающие со всех встроенных датчиков, электронный блок управления запускает при необходимости насос обратной подачи. Насос доводит до максимума давление в системе тормозов. Программа сработает до того момента, как начнет действовать ABS.
- Hydraulic Brake Booster (HBB), представленная в автомобилях марки Audi и Volkswagen. Эта технология копирует вакуумный усилитель тормозов в некоторых режимах эксплуатации автомобиля. Её работа обеспечивается выключателем стоп-сигнала, датчиком давления внутри тормозной системы и датчиком разряжения в вакуумном усилителе. В случае недостаточного разряжения внутри камер усилителя в работу запускается насос обратной подачи, что повышает до нужного уровня давление внутри тормозной системы.
- Sensotronic Brake Control (SBC) — в автомобилях марки Mercedes-Benz. Она производит анализ таких данных, как усилие нажима на педаль тормоза, быстроту перемещения ноги на педаль тормоза с педали газа, качество дорожного покрытия, направление движения и многие другие факторы. Определив условия движения автомашины, электронный блок управления образует в каждом колесе нужное тормозное усилие.
- Brake Assist Plus (BA Plus) — в немецких машинах Mercedes-Benz. Такая технология, используя радары Distronic, может контролировать расстояние до впереди движущегося автомобиля. Если между автомобилями слишком маленькое расстояние и возникает вероятность столкновения, производится звуковое и визуальное оповещения водителя. Если система устанавливает, что торможение, производимое водителем, недостаточно эффективно, то она дотормаживает за него.
2. Автоматическая система экстренного торможения
В работе автоматической системы торможения используются видеокамеры и радар (лидар), которые помогают обнаружить впереди едущий автомобиль. В случае слишком быстрого уменьшения расстояния между автомобилями, система определяет возможность аварии и производит предельное либо частичное тормозное усилие, что замедляет или целиком останавливает транспортное средство. Даже в случае столкновения, последствия для обоих автомобилей, скорее всего, будут значительно меньше.
Конструкция данной системы торможения основана на принципах других систем активной безопасности. Таких как курсовая устойчивость и адаптивный круиз-контроль.
Наиболее известными автоматическими системами экстренного торможения будут:
- PEBS (Predictive Emergency Braking System) от Bosch;
- AEB (Automatic Emergency Braking) от TRW;
- Pre-Safe Brake в — Mercedes-Benz;
- City Safety в автомобилях Volvo;
- CMBS (Collision Mitigation Braking System) в Honda;
- Collision Warning with Auto Brake в машинах марки Volvo.
Описанные здесь системы называют иначе превентивными системами безопасности, ведь в них, кроме автоматического экстренного торможения предусмотрены следующие функции:
- приведение в действие отдельных устройств пассивной безопасности;
- предупреждение водителя о возможности столкновения.
Источник статьи: http://autopomoshnik.ru/kak-rabotaet-sistema-ekstrennogo-tormozheniya-eba/