Экологические требования для автомобилей

Экологические требования к автомобильной технике

Лекция 5

При оценке уровня экологической опасности автомобиля используют два вида нормативов:

1) для новых АТС;

2) для АТС, находящихся в эксплуатации.

Нормативам первого вида должны удовлетворять все АТС, сходящие с заводских конвейеров, при сертификационных испытаниях типа.

В области нормирования экологических показателей АТС и двигателей Россия применяет требования Женевского Соглашения 1958 года. Специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», который утверждён постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 года №609, полностью базируется на Правилах ЕЭК ООН (нормы ЕВРО) (таблица 1).

Таблица 1 – Экологическая классификация автомобильной техники в зависимости от уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ

Экологический класс автомобильной техники Категории и подгруппы автомобильной техники Нормативные документы, устанавливающие требования к экологическим характеристикам автомобильной техники/технические нормативы выбросов
М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с бензиновыми двигателями Правила ЕЭК ООН № 83-02, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 c дизелями Правила ЕЭК ООН № 49-01
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО — 85 г/кВт·ч, СmНn — 5 г/кВт·ч, NOх – 17 г/кВт·ч (9-режимный испытательный цикл)
М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с бензиновыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН № 83-02, уровни выбросов В, С соответственно
М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 c газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН № 49-02, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО — 72 г/кВт·ч, СmНn — 4 г/кВт·ч, NOх – 14 г/кВт·ч (9-режимный испытательный цикл)
М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми и газовыми) и дизелями Правила ЕЭК ООН № 83-04, уровни выбросов В, С и D соответственно
М1 максимальной массой свыше 3,5 т, М2, М3, N1, N2, N3 c газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН № 49-02, уровень выбросов В
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО — 55 г/кВт·ч, СmНn – 2,4 г/кВт·ч, NOх – 10 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН № 49-03, испытательный цикл ESC)
М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми и газовыми) и дизелями Правила ЕЭК ООН № 83-05, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН № 49-04, уровень выбросов А
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N1, N2, N3 повышенной проходимости с дизелями Правила ЕЭК ООН № 96-01
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО — 20 г/кВт·ч, СmНn – 1,1г/кВт·ч, NOх – 7 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН № 49-03, испытательный цикл ESC)
М1, М2 максимальной массой не более 3,5 т, N1 с искровыми двигателями (бензиновыми и газовыми) и дизелями Правила ЕЭК ООН № 83-05, уровень выбросов В
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН № 49-04, уровень выбросов В1
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N2, N3 с бензиновыми двигателями СО — 4 г/кВт·ч, СmНn – 0,55 г/кВт·ч, NOх – 2 г/кВт·ч (при испытаниях по Правилам ЕЭК ООН № 49-03, испытательный цикл ESC)
М1 максимальной массой свыше 3,5, М2, М3, N1, N2, N3 с газовыми двигателями и дизелями Правила ЕЭК ООН № 49-04, уровень выбросов В2, С
Читайте также:  Масса автомобиля это плюс или минус

Основные требования к выбросам загрязняющих веществ автомобилями и двигателями установлены в Правилах ЕЭК ООН №49 (грузовые автомобили и автобусы), №83 (легковые автомобили и легкие грузовики), №96 (дизели сельскохозяйственных и лесных тракторов, внедорожных транспортных средств).

Согласно Правилам ЕЭК ООН нормированию подлежат: оксид углерода, суммарные углеводороды, неметановые углеводороды, оксиды азота, суммарные углеводороды + оксиды азота, дисперсные частицы. Нормы устанавливаются в г/км для автомобилей и в г/кВт·ч для ДВС. Испытания автомобилей проводят на беговых барабанах, а испытания ДВС – на моторном стенде. Испытания основываются на использовании стандартизованного ездового цикла, в котором все режимы выбираются так, чтобы обеспечивалось соответствие значениям скоростей движения и ускорений в условиях обычного транспортного потока в большом городе.

Переход от экологического класса автомобильной техники «ЕВРО-0» к «ЕВРО-3» приводит к сокращению выбросов окисла углерода (СО), смеси летучих низкомолекулярных углеводородов (CmHn) и смеси оксидов азота (NOx) в

5 и 2,4 раза соответственно. Таким образом, загрязнение воздуха России при достижении класса «ЕВРО-3» может быть уменьшено в

Технический регламент устанавливает следующие сроки вступления в силу технических нормативов выбросов:

— экологический класс 2 – с 12 октября 2005 года;

— экологический класс 3 – с 1 января 2008 года;

— экологический класс 4 – с 1 января 2010 года;

— экологический класс 5 – с 1 января 2014 года.

Тем не менее, автомобили, соответствующие стандарту «ЕВРО-3», будут выпускаться в течение 2010 и 2011 годов.

Об этом в июле прошлого года сообщал сайт «РБК» со ссылкой на директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства промышленности и торговли РФ Алексея Рахманова.

«Учитывая европейский опыт, а также более поздний срок введения ограничений по выпуску в оборот топлива низких классов, было принято решение о введении двухлетнего переходного периода на стандарт «ЕВРО-4». Это означает, что в течение 2010 и 2011 годов могут выпускаться в обращение автомобили, соответствующие стандарту «ЕВРО-3», но только те, на которые были оформлены одобрения типа транспортного средства до 31 декабря 2009 года», — процитировал «РБК» слова чиновника.

Нормативам второго вида должны удовлетворять все АТС, находящиеся в эксплуатации.

Для контроля содержания загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей, оснащённых двигателями с искровым зажиганием, при оценке их технического состояния необходимо руководствоваться требованиям двух стандартов.

1) ГОСТ Р 52033-2003 «Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния».

2) ГОСТ Р 17.2.2.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах газобаллонных автомобилей».

Данные стандарты устанавливают нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя. Содержание оксида углерода (в % по объёму) и углеводородов (в ppm или млн -1 ) в отработавших газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной и повышенной частотах вращения коленчатого вала двигателя (таблица 2).

Таблица 2 – Нормативы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей, оснащённых бензиновыми двигателями

Категория и комплектация автомобиля Частота вращения коленчатого вала Оксид углерода, объёмная доля, % Углеводороды, объёмная доля, млн -1
Автомобили категорий М1, М2, М3, N1, N2, N3, произведённые до 01.10.1986 nмин 4,5
Автомобили категорий М1, N1, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов nмин 3,5
nпов 2,0
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, не оснащённые системами нейтрализации отработавших газов nмин 3,5
nпов 2,0
Автомобили категорий М1, N1, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов nмин 1,0
nпов 0,6
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3, оборудованные двухкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов nмин 1,0
nпов 0,6
Автомобили категорий М1, N1 с трёхкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования nмин 0,5
nпов 0,3
Автомобили категорий М2, М3, N2, N3 с трёхкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и те же автомобили и те же автомобили, оборудованные встроенной (бортовой) системой диагностирования nмин 0,5

Для дизельных автомобилей ГОСТ Р 52160-2003 устанавливает нормы и методы контроля дымности отработавших газов при оценке технического состояния автомобилей. Стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ (дымности) в режиме свободного ускорения. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света (м -1 ), вспомогательным – коэффициент ослабления света (в %).

Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

— 2,5 м -1 – для двигателей без наддува;

— 3,0 м -1 – для двигателей с наддувом.

Подлежит нормированию также производимый автомобильной техникой шум.

Для новых АТС, уровень шума нормируется согласно национальному стандарту РФ ГОСТ Р 41.51-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств, имеющих не менее четырёх колёс, в связи с производимым ими шумом». Данный национальный стандарт полностью гармонизирован с Правилами ЕЭК ООН №51 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения автотранспортных средств, имеющих не менее четырёх колёс, в связи с производимым ими шумом».

Согласно вышеуказанным нормативным документам АТС, его двигатель и система снижения шума должны быть спроектированы, сконструированы и собраны таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации и вибрации, которой они могут подвергаться, АТС соответствовало требованиям стандартов (таблица 3).

Таблица 3 – Нормативы уровня шума от АТС согласно ГОСТ Р 41.51-2004

Категория АТС Уровень звука, дБ А
АТС для перевозки пассажиров, которые могут иметь не более девяти сидячих мест, включая место водителя
АТС для перевозки пассажиров, которые имеют более девяти сидячих мест, включая место водителя, и разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, с двигателем мощностью:
— менее 150 кВт
— 150 кВт и более
АТС для перевозки пассажиров, которые имеют более девяти сидячих мест, включая место водителя, АТС для перевозки грузов с разрешённой максимальной массой:
— не более 2 т
— от 2 до 3,5 т
АТС для перевозки грузов максимально разрешённой массой более 3,5 т с двигателем мощностью:
— менее 75 кВт
— от 75 до 150 кВт
— 150 кВт и более

Измерение шума проводится с использованием методов, описанных в стандартах, для АТС, находящегося в движении, и для АТС, находящегося в неподвижном состоянии. При наличии АТС, приводимого в движение с помощью электродвигателя, производимый им шум измеряют только в движении.

АТС максимально допустимой массой свыше 2800 кг дополнительно подвергают испытанию на измерение уровня звука, производимого сжатым воздухом, в неподвижном состоянии, в соответствии с требованиями, приведёнными в стандартах, в том случае, если соответствующее тормозное оборудование является частью АТС.

Испытание АТС, находящегося в неподвижном состоянии, проводят для установления контрольного значения, необходимого для контроля АТС, находящихся в эксплуатации.

Согласно ГОСТ Р 52231-2004 «Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения» при проверке технического состояния АТС, находящегося в эксплуатации, допустимый уровень шума, измеренный в неподвижном состоянии, не должен превышать более чем на 5 дБА контрольного значения, указанного в эксплуатационной документации.

Если в эксплуатационной документации не указаны контрольные значения уровня шума, то допустимый уровень шума выпускной системы автомобиля не должен превышать значений, приведенных в таблице 4.

Таблица 4 – Допустимые уровни шума выпускной системы двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации

Тип автомобиля Уровень шума, дБА
Автомобили легковые категории М1 и грузопассажирские и грузовые категории N1
Автобусы категории М2 и автомобили грузовые категории N2
Автобусы категории М3 и автомобили грузовые категории N3

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/6_44249_ekologicheskie-trebovaniya-k-avtomobilnoy-tehnike.html

Экологические требования к автотранспортным средствам

Требования к автотранспортным средствам, осуществляющим международные перевозки

Технические параметры и качества современных автомобилей, такие как тягово-скоростные показатели, надежность, безопасность, энергоемкость, экологичность, за последние десятилетия достигли высокого уровня. Этому способствовал не только технический прогресс, но и существующие в Европе законодательные меры, направленные на обеспечение безопасности конструкции автотранспортных средств, сохранение окружающей среды, улучшения условий жизни людей.

Вопросами совершенствования автотранспортных средств занимаются транспортные организации ЕЭК ООН, ЕС и Международная организация по стандартизации (ISO).

Требования к подвижному составу можно разделить на три группы:

1) обязательные — требования экологического характера и технические требования безопасности дорожного движения;

2) необязательные — которые можно выполнять или не выполнять (например, тип подвески: рессорная или пневматическая);

3) требования, связанные с особыми условиями перевозок (например, перевозки скоропортящихся, опасных, негабаритных грузов).

Нормативные документы, регламентирующие требования к автомобилям

Для выполнения международных перевозок необходимо соответствие подвижного состава международным требованиям. Обязательные требования регламентированы специальными нормативными документами.

Соглашение о стандартизации транспортных средств, известное как Женевское соглашение 1958 года*, было принято в 1958 году в рамках ЕЭК ООН (новая редакция 1995 p.). Это соглашение о принятии единых условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств. На основе этого соглашения были разработаны процедуры аттестации автотранспортных средств, являющиеся средством контроля деталей и систем новых автомобилей перед их регистрацией.

* Полное название соглашения: «Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть вмонтированы и / или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выданных на основе этих предписаний , от 20 марта 1958 p. «. Заключено в Женеве; вступило в силу 20 июня 1959 г.

Страны, присоединившиеся к Женевскому Соглашению, имеют право выдавать официальные сертификаты — аттестаты на транспортные средства по правилам ООН. Сейчас таких стран 45. Украина присоединилась к Женевскому Соглашению в 2000 году. Постановлением КМУ от 14.02.2001 года Министерство транспорта Украины назначен компетентным органом по обеспечению исполнения Женевского Соглашения 1958 г. в Украине, для чего разработан комплект законодательных и рабочих документов.

Правила ЕЭК ООН, известные как дополнение к соглашению 1958 года распространяются на оборудование и системы автомобилей. В настоящее время принято 126 Правил ЕЭК ООН. Соглашение 1958 и Правила определяют, что каждая из стран, присоединившихся к Соглашению, выставляет одни и те же требования к подвижному составу: по выбросам, шинам, рулевому управлению и тому подобное.

Правила постоянно пересматриваются и дополняются в соответствии с новыми требованиями, но применяются в европейских странах добровольно. Украина применяет на своей территории 96 Правил ЕЭК ООН.

Директивы ЕС, принятые в Брюсселе, распространяются на собранные конструкции автотранспортных средств и требуют, чтобы они были оснащены аттестованными системами, которые включены в технические условия на конструкцию и национальные стандарты. Таким образом Европейский Союз также регулирует порядок аттестации автомобилей. Директивы ЕС публикуются в официальном бюллетене ЕС и обязательны для включения в национальное законодательство стран-членов ЕС.

Как правило, технические нормативы Директив соответствуют техническим нормам Правил, а некоторые их дублируют. Например, Правилу R49 /02, известном как «Euro-2», соответствует Директива 92/97 / ЕЭС.

Сейчас в области автомобилестроения действуют 126 Правил ЕЭК ООН, 50 Директив ЕС. Они регламентируют требования к техническому состоянию автомобилей:

— по условиям безопасности движения;

— по содержанию вредных веществ в отработанных газах автомобилей;

— по уровню допустимых шумов автомобиля;

— по защите водителя;

— а также требования к установке защитных устройств на различные типы автомобилей и автопоездов, к освещению и сигнализации и др.

Также нужно учитывать требования Конвенции о дорожном движении 1968 г., включая все поправки. Поправка 1997 г. обязует каждую из стран, присоединившихся к Конвенции, ввести технический контроль транспортных средств с получением сертификата, срок действия которого определяется в 1 год.

Экологические требования к автотранспортным средствам

Борьба с загрязнением атмосферы в последние годы приобрела глобальный характер. Для восстановления экологического баланса и возмещения убытков, которые наносит транспорт окружающей среде, в пределах Европейского Союза предусмотрено взимание платы за пользование транспортной инфраструктурой. Поступления должны покрывать расходы на содержание и расходы, связанные с ДТП, загрязнением атмосферы, шумом, перегруженностью дорог. Это касается всех видов транспорта и всех категорий пользователей (частных и коммерческих).

В Европейском Союзе введены жесткие стандарты на токсичность и дымность отработанных газов. Некоторые из них приведены в таблице.

Мероприятия по внедрению экологических требований

Правило ЕЭК ООН Ограничение
R9 Шум ДТС
R24 Дымность дизелей
R40 Выбросы загрязняющих веществ мотоциклами
R41 Шум мотоциклов
R47 Выбросы загрязняющих веществ мопедами
R49 Выбросы загрязняющих веществ дизелями и газовыми двигателями
R51 Шум автомобилей
R63 Шум мопедов
R83 Выбросы загрязняющих веществ автомобилями в зависимости от вида топлива
R103 Каталитические нейтрализаторы

Наиболее известные Правила ЕЭК ООН №49 (иначе R49/02). Ограничение шума автомобилей регламентируется Правилами ЕЭК ООН №51.

Правило №49, разработанное в начале 80-х годов XX в., Содержало следующие ограничения по выбросам вредных веществ в отработанных газах дизелей:

— оксида углерода – 14 г / кВт ч;

— углеводородов- 3,5 г / кВт ч;

— оксидов азота — 19 г / кВт ч.

Поэтому в 1990 году в Правила №49 была принята поправка серии «01», которая установила требования Euro 0. Далее были приняты другие поправки и дополнения к ним, устанавливали более жесткие требования. Нормы выбросов приведены в таблице.

Масса вредных веществ в отработанных газах дизелей, г/кВт ч

Нормы Год внедрения СО — оксид углерода СНХ — углеводороды NOx— оксиды азота РМ — твердые частицы * дымность
Euro 0 11,2 2,4 14,4 _ _
Euro 1 4,5 1,1 8,0 0,36
Euro 2 4,0 1,1 7,0 0,15
Euro 3 2,1 0,66 5,0 од 0,8
Euro 4 1,5 0,46 3,5 0,02 0,5
Euro 5 1,5 0,46 2,0 0,02 0,15
Euro 6 после 2010 1,5 0,25 2,0 0,02 0,15

Итак, Правило №49 содержит ограничения по токсичности и предназначено прежде всего для производителей автомобилей. Автомобиль должен соответствовать тем требованиям, которые действуют на момент его производства. Например, если автомобиль был выпущен в 1990 г., то он должен удовлетворять требованиям, которые вступили в силу в 1988 году (Правило R-49.01, 1986-1990), поскольку именно они действовали на тот момент. Если фирма приобрела новый автомобиль в 1996 г., то он должен отвечать требованиям Euro 2.

Динамика усиления экологических требований показана на рисунке.

Шумность — это отдельное требование, и его нельзя относить к требованиям Евро. Правило №51, действующее с 1996 p., содержит ограничения по шумности автомобилей общей массой более 3,5 т в зависимости от мощности двигателя.

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/6/38501.html

Оцените статью