Эксплуатационная скорость автомобиля определяется
2.5. скорость движения, производительность автомобиля
Общее время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой за одну ездку tпр включает: ожидание погрузки-разгрузки; маневрирование ПС в пунктах погрузки-разгрузки; выполнение непосредственно погрузочно-разгрузочных работ; оформление товарно-транспортных документов.
Время непосредственного выполнения погрузочно-разгрузочных работ является основным элементом времени простоя. Оно складывается из времени, затрачиваемого на открытие и закрытие бортов и дверей кузова, увязку груза, укрепление брезента, взвешивание и пересчет груза, навешивание пломбы и т.д. Общее время простоя определяется предельными нормами простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой. Эти нормы устанавливаются тарифами на грузовые перевозки.
Среднее значение времени простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку с грузом
,
где АТпр – суммарные автомобиле-часы простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой за ze ездок с грузом; t(пр)i – простой автомобиля под погрузкой-разгрузкой за i-ю ездку с грузом.
Скорости движения подвижного состава при перевозках принято характеризовать технической и эксплуатационной скоростями.
Техническая скорость – представляет собой среднее значение скорости за время движения подвижного состава и выражается отношением пройденного расстояния L к автомобиле-часам движения АTдв: vт =
Величина АТдв включает продолжительность кратковременных остановок, связанных с регулированием движения (у светофора, у переездов и т.п.).
За одну i-ю ездку vт = lei / tдei;
за несколько ездок ,
где lei – длина полной ездки автомобиля (ездки с грузом lгi и сле-
дующей за ней ездки без груза lxi, км); tдei – время движения за полную ездку, ч.
Техническая скорость зависит от динамических свойств подвижного состава, степени использования грузоподъемности, дорожных условий, интенсивности движения, частоты и продолжительности остановок, связанных с регулированием движения. Нормативы технической скорости движения для автомобильного транспорта установлены в зависимости от типа дорожного покрытия и грузоподъемности подвижного состава: при работе за городом – 49 км/ч на дорогах с усовершенствованным покрытием (асфальтобетонным, цементно-бетонным, гудронированным); 37 км/ч на дорогах с твердым покрытием (булыжным, щебеночным, гравийным) и грунтовых улучшенных; 28 км/ч на дорогах грунтовых естественных; при работе в городе – 25 км/ч (для автомобилей и тягачей грузоподъемностью до 7 т и цистерн вместимостью до 6 тыс. л) и 24 км/ч (грузоподъемностью 7 т и цистерн вместимостью 6 тыс. л и выше).
Эксплуатационная скорость – это условная средняя скорость подвижного состава за время его нахождения на линии; определяется отношением пройденного расстояния L к суммарному времени нахождения в наряде АТн:
или
,
где lс – среднесуточный пробег автомобиля, км; Тн – среднее время нахождения автомобиля в наряде, ч.
Кроме технической и эксплуатационной, пользуются скоростью доставки грузов. Последняя является условной средней скоростью движения грузов. Она определяется отношением расстояния перевозки ко времени нахождения автомобиля в пути с момента окончания погрузки до момента начала выгрузки.
Производительность грузового автомобильного транспортного средства определяется количеством выполненных тонно-километров или перевезенных тонн груза в единицу времени. Наиболее часто при расчетах пользуются часовой и суточной производительностью единицы подвижного состава.
Поскольку за средневзвешенную ездку единицы подвижного состава перевозится Qe = qgc тонн груза и выполняется Pe = qgдleг тонно-километров, то часовые производительности WQ и WP составят:
; и
,
где te – среднее время одной полной ездки, ч (определяется по формуле te = tдe + tпр).
Суточная производительность автомобильного транспортного средства равна произведению часовой производительности на время в наряде
и
,
где Qса и Pса – соответственно суточная производительность грузового автомобильного транспортного средства, т и тонна-километров.
Источник статьи: http://bookzooka.com/book/534-avtomobilnye-perevozki-konspekt-lekcijyez-martynov/15-25-skorost-dvizheniya-proizvoditelnost-avtomobilya.html
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Эксплуатационная скорость
Эксплуатационная скорость v3 зависит от скорости движения автобусов ит и времени простоев на остановочных пунктах и конечных станциях. [1]
Эксплуатационная скорость зависит от планировки городов, длины перегона, модели автобуса, а также от простоев на конечных станциях, остановочных пунктах, между остановками, вызванными условиями движения. Значительное отклонение величины эксплуатационной скорости от плана в ту или иную сторону свидетельствует о нарушении расписания движения автобусов на линии. При анализе необходимо выяснить, на каких маршрутах и почему нарушалось расписание. Обычно колебания отчетных значений v3 от плана составляют незначительную величину. [2]
Эксплуатационная скорость о8 показывает условную среднюю скорость подвижного состава за время его нахождения на линии. [3]
Эксплуатационная скорость — это средняя скорость за время нахождения автомобиля в наряде, При определении этой скорости в отличие от технической учитывается время нахождения в наряде, включая время, затрачиваемое на устранение технической неисправности во время пребывания на линии, оформление документов при получении и сдаче груза, а также время простоев под погрузкой и разгрузкой. Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля, выраженного в километрах, на время пребывания его в наряде, в часах. [4]
Эксплуатационная скорость зависит от всех факторов, влияющих на техническую скорость, но основное влияние на нее оказывают простои под погрузкой и разгрузкой, по организационным причинам и техническим неисправностям. [5]
Эксплуатационная скорость автомобиля зависит от его технической скорости и от длительности простоев в пунктах погрузки и разгрузки ( для автобусов — на конечных и промежуточных остановочных пунктах) и других простоев. [6]
Эксплуатационная скорость движения автомобиля определяется делением пробега автомобиля в километрах на время пребывания автомобиля в наряде. [7]
Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля на время его нахождения в наряде. [8]
Эксплуатационную скорость определяют делением пробега автомобиля на время его нахождения в наряде, включая простои под погруз кой, разгрузкой и при оформлении документов на груз, простои, вызванные техническими неисправностями автомобиля и другими причинами. Эксплуатационная скорость автомобиля зависит от его технической скорости и от длительности простоев в пунктах погрузки и разгрузки ( для автобусов — на конечных и промежуточных остановочных пунктах) и других простоев. [9]
Эксплуатационной скоростью называется отношение общего пробега автомобилей L ко времени пребывания их в наряде Гн, включая время простоя под погрузкой, выгрузкой и по техническим причинам. [10]
Эксплуатационной скоростью Называется отношение общего пробега автомобилей L ко времени пребывания их в наряде Гн, включая время простоя под погрузкой, выгрузкой и по техническим причинам. [11]
Изменение эксплуатационной скорости , пересмотр режима работы автобусов на маршруте, сокращение нулевых пробегов отразятся на количестве рейсов, выполняемых автобусом за день. Проектное значение этого показателя определяют в следующем порядке. [12]
Увеличение эксплуатационной скорости свидетельствует об улучшении использования почасовых автомобилей. [13]
Величина эксплуатационной скорости зависит от: величины технической скорости; способа и организации выполнения погрузочно-разгрузочных работ; расстояния перевозки груза. [14]
Различают техническую и эксплуатационную скорость автомобиля , которые зависят от разных факторов. [15]
Источник статьи: http://www.ngpedia.ru/id436441p1.html
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГРУЗОВОГО АВТОПАРКА
Главная задача транспорта – обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.
Задача грузового автомобильного транспорта – перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Единицей (основой) перевозки грузов является одна ездка, то есть комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза.
Степень использования подвижного состава характеризуют следующие показатели.
Показатели использования автомобилей рассчитываются по приведенным формулам. Предварительно следует определить среднюю грузоподъемность одного автомобиля.
Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
(5.1)
где АДр – количество автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии;
АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент использования парка (выпуска подвижного состава на линию) (Кис) определяется отношением автомобиле-дней в работе к автомобиле-дням пребывания в хозяйстве и рассчитывается по формуле:
(5.2)
где АДр – количество автомобиле-дней в работе;
АДпр – количество автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент использования пробега (Кпр) определяется отношением пробега с грузом к общему пробегу и рассчитывается по формуле:
(5.3)
где Пр – пробег с грузом, т-км;
Побщ – общий пробег, т-км
Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выполненных ездок:
Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр). Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.
Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, то есть к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе, т.е. технической производительнсоти (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом) и рассчитывается по формуле:
(5.4)
где Рф – фактический грузооборот, т-км;
Рв – возможная работа, т-км
Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.
Возможная работа определяется по формуле:
(5.5)
где Пр – пробег с грузом, км;
Гср – средняя грузоподъёмность среднесписочного автомобиля, т
Средняя грузоподъемность одного автомобиля определяется по формуле:
(5.6)
где Тобщ – общий тоннаж автопарка;
Чср – среднесписочное число автомобилей, ед.
Интенсивность работы грузового автопарка характеризуется среднесуточным пробегом (Пс) автомобилей в км. Он определяется делением общего пробега на число дней работы автомобилей и рассчитывается по формуле:
(5.7)
где По – общий пробег, км;
АДр – количество автомобиле-дней в работе.
Среднее расстояние перевозок грузов (средняя дальность перевозки 1 т груза) (Пср) в км определяется делением грузооборота (выполненной транспортной работы) в т-км на объем перевезенного груза (число перевезенных грузов) в тоннах и рассчитывается по формуле:
(5.8)
где От.км – общий грузооборот, т-км;
Т – объём перевезённого груза, т
Общий коэффициент использования автопарка (Кобщ) определяется умножением коэффициента использования автопарка на коэффициент использования грузоподъемности и рассчитывается по формуле:
(5.9)
где Кис – коэффициент использования автопарка;
Кпр – коэффициент использования грузоподъёмности.
Производительность автопарка (ПАт.км) в т-км определяется по грузообороту по формуле:
(5.10)
где От.км – общий грузооборот, т-км;
Тобщ – общий тоннаж автопарка.
Производительность автопарка по объему грузоперевозок определяется по формуле:
(5.11)
где Т – общее количество перевезённого груза, т;
Тобщ – общий тоннаж автопарка, т
Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.
Время в наряде – измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения туда за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.
Техническая скорость – это средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения.
Эксплуатационная скорость – это условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.
К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят:
Число ездок – время работы подвижного состава на маршруте, то есть время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).
Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа ездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.
Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов (т), или работой (т-км), выполненной за единицу времени (т за рейс, т-км за рейс).
Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.
Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы.
Задание 1. В индивидуальных заданиях представлены исходные данные
для расчетов (приложение В). Номер варианта указывает
персонально каждому студенту преподаватель.
Предварительно определяется среднегодовое число автомобилей и
средняя грузоподъемность одного автомобиля.
Все рассчитанные показатели сводятся в таблицу 5.1.
По данным таблицы 5.1 сделать выводы и указать предложения по улучшению показателей использования грузового автопарка.
Таблица 5.1 – Использование грузового автотранспорта
Показатели | Значение |
Грузоподъемность одного среднесписочного автомобиля, т Среднесуточный пробег, км Среднее расстояние перевозок, км Коэффициент использования автопарка Коэффициент использования пробега Коэффициент использования грузоподъемности Производительность в т-км на 1 автотонну Производительность в т на 1 автотонну Общий коэффициент использования автопарка |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Задание 2. Рассчитать показатели экономической эффективности
использования сельскохозяйственной техники и транспортных
средств. Исходные данные представление в приложении Г.
Порядок выполнения задания
1. Выбрать вариант задания из табл. Г.1.
2. Определить эффективности использования сельскохозяйственной техники. На основании расчетов заполнить табл. 5.2.
3. Выбрать вариант задания из табл. Г.2.
4. Рассчитать и заполнить табл. 5.3.
5. Выбрать вариант задания из табл. Г.3.
6. Рассчитать и заполнить табл. 5.4.
7. По результатам работы сделать выводы.
8. Ответить на контрольные вопросы.
Таблица 5.2 – Экономическая оценка эффективности использования тракторов в сельскохозяйственном производстве
Показатели | Расчетные значения |
Тракторообеспеченность, штук на га | |
Нагрузку площади на 1 трактор, га | |
Сменная выработка, усл. эт. га | |
Дневная выработка, усл. эт. га | |
Годовая выработка на физический трактор, усл. эт. га | |
Коэффициент сменности работы тракторов | |
Коэффициент использования тракторного парка | |
Общее число отработанных машино-дней | |
Общее число отработанных машино-смен |
Таблица 5.3 – Степень использования подвижного состава
Показатели | Расчетные значения |
Средняя длина ездки, км | |
Коэффициент использования пробега | |
Коэффициент использования грузоподъемности (статистический) | |
Коэффициент использования грузоподъемности (динамический) | |
Производительность подвижного состава, т | |
Среднее расстояние перевозки груза, км |
Таблица 5.4 – Степень использования подвижного состава
Показатели | Расчетные значения |
Время в наряде, мин. | |
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля | |
Техническая скорость, км/ч. | |
Эксплуатационная скорость, км/ч. |
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Контрольные вопросы:
1. Как рассчитывается коэффициент использования пробега?
2. Как определяется коэффициент использования грузоподъемности?
3. Как определить интенсивность работы автопарка?
4. Назовите наиболее точный показатель производительности автопарка.
5. Какими мерами можно повысить коэффициент использования автопарка?
Источник статьи: http://infopedia.su/16x1095b.html