- Подержанный гибрид – мифы и реальность
- Японцы преуспевают
- Не паникуйте!
- Действительно ли гибрид экономичный?
- Виды гибридов
- Батареи
- Техническое обслуживание
- Заключение
- Техобслуживание гибридного автомобиля
- Нюансы и проблемы техобслуживания авто с ГСУ
- Основные моменты самостоятельной диагностики и техобслуживания гибрида
- Система зажигания
- Инвертор
- Аккумуляторная батарея
Подержанный гибрид – мифы и реальность
Гибриды в последние годы могут похвастаться уникальным ростом популярности. Сегодня практически каждый производитель имеет в своем ассортименте гибридные автомобили. В тоже время, гибриды до сих пор воспринимаются, как нечто экзотическое, особенно на вторичном рынке. Главное опасение вызывает потенциальная вероятность «попасть» на замену батареи высокого напряжения.
Японцы преуспевают
Японские производители стали первыми по части моды на компактные кроссоверы. Им же принадлежит и пальма первенства в области гибридных автомобилей. Все началось с Toyota Prius, а сегодня на рынке уже несколько десятков японских гибридов. Тойота по-прежнему остается в лидерах. Каждая ее модель, в том числе и премиальный Lexus, имеет гибридный силовой привод, за исключением спортивного Lexus RC F. Среди всего ассортимента вторичного рынка гибридных автомобилей доля Тойты составляет около 60 процентов, а Хонды (вторая по величине) – 15 процентов. Таким образом, японцы заняли три четверти рынка гибридного рынка. Несложно догадаться, что Европейские производители находятся далеко позади.
Не паникуйте!
Интернет-форумы – чрезвычайно полезный источник информации о надежности автомобилей. Единственный существенный недостаток таких сообществ – паника при встрече с незначительными и редко встречающимися дефектами. В интернете легко найти многочисленные описания неисправностей, приключившихся с Приусом или Лексусом. Например, отказы инвертора – устройства, преобразующего постоянный ток в переменный.
Обычного читателя подобного рода сообщения приводят в ужас. Но паниковать не стоит, так как гибридных автомобилей в тысячи раз больше, чем драматичных случаев, число которых можно пересчитать по пальцам одной рукой. Просто каждая такая ситуация настолько необычная, что вызывает большой резонанс и создает ошибочное впечатление, что проблемы – обычное дело владельцев гибридов.
Тем не менее, опрошенные нами механики и собственники гибридных автомобилей, хотя и слышали о малоприятных сюрпризах, в реальности с ними не сталкивались. А один из крупнейших официальных сервисных центров Toyota за все время менял батарею высокого напряжения всего два раза, да и то на совершенно новых автомобилях из-за слишком долгого пребывания на таможне, где не осуществлялась подзарядка батареи, необходимая гибриду, как воздух для всего живого.
При слишком редком использовании автомобиля схожие ситуации возникают и среди владельцев Honda Civic IMA. Если емкость батареи падает ниже 30%, то компьютер выдает сообщение о том, что зарядка невозможна и необходима замены аккумулятора. Но это единичные случаи.
Действительно ли гибрид экономичный?
Гибрид – автомобиль, чувствительный к температуре окружающей среды. Пока он полностью не прогреется, двигатель внутреннего сгорания будет работать все время, а расход топлива заметно вырастет. Так, в зимний период при поездках на короткие расстояния бортовой компьютер порой показывает 11-12 л/100 км.
Вождение гибрида требует специфических навыков. Скорость следует набирать быстро, а далее выдерживать крейсерский режим с очень нежным нажатием педали газа. В таком случае Тойота Приус будет потреблять в городе около 5 литров на 100 км, а Yaris Hybrid – даже ниже 4,5 л/100 км.
Многие задаются вопросом безопасности гибридных автомобилей. Больше всего аварий с участием таких машин происходит в США. Тамошние аварийные службы успокаивают, что вероятность поражения высоким напряжением минимальна. Главное не касаться проводов и компонентов, отмеченных оранжевым цветом.
Виды гибридов
Гибрид, в общем понимании, это сочетание различных технических решений. В случае с автомобилями речь идет об оснащении одновременно, как бензиновым (дизельным) двигателем, так и электрическим.
Классический гибрид последовательно-параллельного типа.
Данная схема изобретена и популяризована концерном Тойота. Расположенный впереди бензиновый двигатель соединен с планетарным редуктором, в котором одновременно размещены два электромотора (большой и маленький).
Во время медленного движения используется только электричество, накопленное в батареях высокого напряжения, которые находятся в багажнике или под задним сиденьем. При ускорениях включается двигатель внутреннего сгорания, а электрический оказывает ему помощь. Движение на высоких скоростях осуществляется исключительно за счет двигателя внутреннего сгорания, который одновременно играет роль «зарядного устройства» для аккумуляторов высокого напряжения. Всем процессом управляет компьютер. Водитель может принудительно использовать тягу только электродвигателя (режим «EV MODE») на небольшие расстояния.
Toyota Prius‚ Auris HSD‚ Yaris HSD‚ Camry HSD (американский рынок)‚ все модели Lexus с литерой «h» в названии‚ Ford C-Max Energi (американский рынок)‚ Kia Optima Hybrid.
Данный тип встречается среди гибридов Honda, BMW и Mercedes. Малый электрический двигатель используется лишь для поддержки двигателя внутреннего сгорания. Автомобиль не имеет возможности движения исключительно «на токе». Конструкция довольно простая и легкая, но не дает такой экономии топлива, как классическая схема, используемая Тойотой.
Honda Jazz Hybrid‚ Honda Civic IMA‚ Honda Insight‚ Honda CR-Z‚ Mercedes S 400 HYBRID‚ BMW Active Hybrid‚ Chevrolet Silverado ( американский рынок ).
Гибрид типа plug-in.
Такие автомобили позволяют длительное время передвигаться только с использованием энергии, запасенной в аккумуляторных батареях, подзаряжаемых от электрической сети. Когда заканчивается ток, в работу вступает двигатель внутреннего сгорания. Что важно, последний чаще всего не соединен с колесами, а выступает в роли генератора электроэнергии.
Toyota Prius PHV‚ Chevrolet Volt‚ Opel Ampera‚ Volvo V60‚ Mitsubishi Outlander PHEV‚ BMW i8.
Батареи
Большинство гибридных автомобилей используют высоковольтные батареи типа Ni-Mh (никель-металл-гидридные), размещенные в багажнике. Некоторые модели, например Mercedes S 400 HYBRID, имеют современные литий-ионные аккумуляторы, которые, исключительно в случае с Мерседес, находятся в моторном отсеке.
Согласно заявлению производителей аккумуляторы высокого напряжения рассчитаны на весь срок службы автомобиля. Тем не менее, гарантия Toyota составляет всего 8 лет или 160 000 км. В тоже время, в США достаточно много Приусов, прошедших более 300 000 км на родной аккумуляторной батарее без вмешательства сервиса. Стоимость нового комплекта батарей для Toyota Prius и Auris HSD порядка 2000 долларов.
Батарея Хонды дороже. Аккумулятор для Insight обойдется почти в 2500 долларов. Гарантия составляет 8 лет для моделей, выпущенных до 2010 года, и 5 лет для новых. Следует отметить, что гибриды Хонды хуже переносят редкое использование, чем Тойота.
Гораздо больше заплатят за возможную замену пользователи Lexus RX 400 h . Стоимость батареи более 3500 долларов. Гарантия 5 лет или 100 000 км. Поистине абсурдных денег требует батарея BMW 7-серии Active Hybrid – около 9 000 долларов. Дешевле аккумулятор можно найти, если повезет, на автомобильных разборках или из вторых рук.
Техническое обслуживание
Неисправности гибридного силового привода встречаются редко. Конструкция очень надежная, но незначительные сбои могут обездвижить автомобиль на длительное время. К сожалению, немногие механики способны диагностировать и устранять неисправности. Непрофессионализм встречается и в официальных сервисах. Так, одному из клиентов предложили заменить аккумуляторную батарею, в то время как в сторонней мастерской недуг изгнали банальной зачисткой грязных контактов.
Заключение
Самый главный вывод – не надо бояться гибридов. Вероятность замены батареи гораздо ниже, чем вероятность дорогостоящего ремонта дизельного агрегата. Кроме того, гибридные автомобили отличаются невероятной стойкостью к эксплуатации в непростых городских условиях.
Источник статьи: http://vvm-auto.ru/publikatsii/1122-poderzhannyj-gibrid-mify-i-realnost
Техобслуживание гибридного автомобиля
Автомобили с гибридной силовой установкой с каждым годом отвоёвывают всё большую часть рынка у своих собратьев, оснащённых одним ДВС. Но, несмотря на то, что подобные машины становятся всё более привычными для отечественного автолюбителя, в их отношении продолжают бытовать некоторые стереотипы и предубеждения. Один из них – уверенность в том, что гибриды очень капризны и сложны в техническом обслуживании. Постараемся разобраться, так ли это, и как обслуживать автогибриды самостоятельно.
Нюансы и проблемы техобслуживания авто с ГСУ
Сложное техническое устройство гибридов часто пугает неопытных водителей, в результате чего они, если говорить утрированно, боятся лишний раз открывать капот, чтобы ненароком чего-либо не повредить. Отчасти это справедливо: не зная основных принципов устройства гибридного авто, и требований к его техобслуживанию, лучше не браться за такое дело. Целесообразнее в данной ситуации доверить это дело профессионалам, хорошо разбирающимся в подобной технике. Но своевременно определить потенциальные проблемы, а также принять меры к их устранению должен уметь любой владелец гибридного авто.
Вследствие сложности устройства и насыщенности автогибридов различной электроникой, ремонт их, в случае поломки, обойдётся в круглую сумму. Поскольку авто с ГСУ сравнительно недавно появились на нашем автомобильном рынке, российские нормативы по техническому обслуживанию не содержат никаких специальных указаний по проведению ТО гибридных машин. Между тем, своевременное и грамотное техническое обслуживание – не только залог полноценной работы авто. Из-за сложности устройства, выход из строя одного узла неизбежно отражается на работе других, часто приводя к полному «параличу» всех систем гибрида, начиная от работы силовых установок, и заканчивая электроникой.
Регулярность проведения технического обслуживания гибридных автомобилей зависит от климатических условий и общей степени износа его узлов и агрегатов. Поскольку большая часть России находится в резко континентальной климатической зоне со значительными перепадами температур, это неизбежно отражается на состоянии автомобиля. Прежде всего, это касается работоспособности АКБ и систем электроники. Поэтому, для российских условий межсервисный интервал между плановыми ТО должен быть короче, чем рекомендованный компанией-производителем для Европы или США, как минимум, на 20-30%. Таким образом, текущее профилактическое техобслуживание гибридных авто должно производится через каждые 10 тыс. км пробега.
Основные моменты самостоятельной диагностики и техобслуживания гибрида
В целом гибридные автомобили отличаются неплохой надёжностью в эксплуатации, но и они имеют свои слабые места. Особенно силовых узлов автогибридов, требующих пристального внимания со стороны владельца, то это:
- Система зажигания ДВС.
- Инвертор электромотора.
- Аккумуляторная батарея.
Система зажигания
Как показывает анализ отзывов владельцев гибридных авто, значительная доля отказов в работе ДВС приходится на систему зажигания. Слабым звеном здесь являются сами свечи, устанавливающиеся на них колпачки-уплотнители и провода. В большинстве современных гибридных автомобилей используются свечи зажигания с иридиевым напылением. Такие свечи не подлежат регулировке и механической очистке от нагара. Во время техобслуживания вышедшие из строя свечи просто заменяются на новые.
Резиновые уплотнительные колпачки со временем могут терять эластичность и трескаться. В результате нарушается герметичность в месте соединения провода со свечёй, и она в итоге покрывается тонкой плёнкой электропроводящего налёта. Провода, подающие на свечи электричество, имеют определённый показатель сопротивления. В процессе эксплуатации электропроводящая жила выгорает, и этот показатель увеличивается, что приводит к снижению напряжения подаваемого на свечу.
Все перечисленные дефекты устраняются путём замены проблемных элементов системы зажигания во время технического обслуживания гибридных автомобилей. У 90% автогибридов замена проводов и уплотнителей системы зажигания требуется уже после 63-65 тыс. км пробега. Иридиевые свечи в условиях российского климата заменяются примерно на ТО-6, то есть, спустя 60 тыс. км. Стоимость комплекта таких свечей составляет порядка 2,9-3 тыс. рублей.
Инвертор
Инвертор – это агрегат, который отвечает за изменение режимов работы электрической силовой установки гибрида. Изменение крутящего момента производится в результате поступающей от бортового компьютера команды. Под капотом он располагается рядом с ДВС, на его крышке обычно имеется крупная надпись «SYNERGY DRIVE». В процессе работы данный узел сильно нагревается, прямо пропорционально выдаваемой электродвигателем мощности.
Для его охлаждения применяется отдельная система, состоящая из радиатора, помпы и шлангов, по которым циркулирует антифриз. В случае неисправности этой системы может произойти резкий перегрев инвертора с выходом его из строя. В процессе техобслуживания проверяется уровень антифриза, регулярно производится его замена, а шланги обследуются на герметичность. Требует внимания и радиатор охлаждения – его нужно очищать от загрязнений, чтобы он лучше отдавал в тепло в окружающее пространство.
Помпа инвертора является расходным материалом: её диагностика или ремонт не предусматриваются изготовителем. В среднем моторесурс циркуляционной помпы равняется 100-120 тыс. км пробега. Поэтому, данный агрегат следует своевременно менять на новый, во избежание его внезапной поломки – как минимум, через каждые 90 тыс. км. Средняя стоимость помпы инвертора составляет 5-7 тыс. рублей, в зависимости от производителя и модели автомобиля.
Аккумуляторная батарея
Третьим узлом гибридных авто, требующим постоянного внимания является высоковольтная АКБ, приводящая в работу электромотор. АКБ на современных гибридных и электрических авто обладают значительным запасом «живучести». Они могут спокойно проработать без потери своих качеств более 160 тыс. км пробега. Но, только при условии правильного ухода за ними.
Чтобы продлить срок жизни АКБ автогибрида, следует позаботиться о поддержании в них требуемого заряда. За защиту от перезарядки и полного разряда аккумулятора отвечает бортовой компьютер, своевременно отключая или включая нужные электронные функции. От автовладельца требуется лишь соблюдение основных правил:
- Не ездить длительное время на гибридном авто с неработающим ДВС, например, не заправляя его бензином.
- Когда автомобиль ставится на длительное хранение, сроком более месяца, нужно каждые две недели запускать двигатель.
Иных действий по техническому обслуживанию АКБ в процессе эксплуатации машины. По истечении срока действия аккумулятора, при существенном снижении его рабочей эффективности, он просто утилизируется, заменяясь на новый.
Источник статьи: http://energycars.ru/elektromobili/tehobsluzhivanie-gibridnogo-avtomobilya