- Как выбрать датчик уровня топлива
- Особенности устройства
- Устройство наиболее распространенных датчиков уровня топлива
- Особенности применения
- Основные неисправности
- Проводим диагностику и ремонт датчика самостоятельно
- Неэлектрические причины возникновения неполадок
- Как выбрать ДУТ
- Экскурс по брендам
- Вывод
- Рейтинг лучших датчиков уровня топлива на 2021 год
- Датчики в подробностях
- Поплавковая категория
- Ультразвуковая категория
- Емкостная категория
Как выбрать датчик уровня топлива
Во всех современных автомобилях есть отдельный датчик, служащий для определения остатка горючего материала в топливном баке. Он установлен непосредственно в баке и работает вместе с указателем уровня топлива, расположенном на приборной панели. Само устройство достаточно надежным не назовешь. Многие автолюбители жалуются на неправильное определение уровня топлива устройством. Разберемся же с тем, как он устроен, какие могут быть неполадки, что влияет на время эксплуатации и как его выбирать в случае нужды.
Особенности устройства
Ни один датчик уровня топлива не может дать совершенно точные показания. К примеру, помещаемый бак в датчик не будет сразу же давать правильный сигнал о наполнении. Цифры достигают нужного уровня спустя некоторое время.
Принцип работы ДУТ сводится к тому, что подбирать тот сигнал, который соответствует реальному уровню горючего материала. Устройства работают или с аналоговым, или с цифровым сигналом. Аналоговые датчики высокой точностью похвастать не могут, вследствие чего они используются в любой технике очень редко. Более точные цифровые датчики могут «перевести» аналоговый сигнал в цифровую информацию, которая корректируется с учетом погрешностей измерений, часть из которых вызвана геометрией бака и неравномерным распределением топлива. Самый важный этап их работы, а по совместительству и сопряженный со значительными допущениями – этап физического измерения.
Устройство наиболее распространенных датчиков уровня топлива
Важно знать, что сегодня самыми массовыми являются потенциометрические датчики перемещения. Он достаточно простой, относительно надежный и стоит небольших денег. Однако недостаток кроется в наличии подвижных контактов, которые со временем окисляются . Основным элементом устройства является поплавок – именно он находится на поверхности топлива. Различают два типа датчиков уровня горючей смеси в баке:
- Рычажный . Здесь поплавок соединяется с вышеуказанным потенциометром с помощью тонкого металлического рычага. Сам же потенциометр — сектор с нанесенными полосами из резистивного материала. Рычажные датчики очень просты и универсальны – ими можно оборудовать топливный бак любого автомобиля. Сам же ДУТ является частью блока подачи топлива, то есть работает в тандеме с топливным насосом и топливозаборником, хотя иногда он работает и отдельно от блока;
- Трубчатый . Представляет собой длинную трубку с направляющими, вдоль которых двигается поплавок. Параллельно данным направляющим расположены сопротивления, на которые и замыкаются контактные кольца, расположенные на поплавке. При этом трубчатые датчики исправно работают даже при колебаниях уровня жидкости, непременно возникающих при резких поворотах, спусках, равно как и подъемах автомобиля. Вот только установить их во всякий топливный бак не получится – должна соблюдаться геометрия.
Сам датчик подключен к мониторинговой системе авто, отображающей нужную водителю информацию.
Особенности применения
Вышеуказанные типы ДУТ относятся к контактным. Контактные датчики слишком ненадежные для измерения уровня таких видов топлива, как этанол, биодизель и метанол. Дело в том, что подвижные элементы покрываются окисью. Как результат, показания датчиков перестают быть точными. То же происходит в баках, залитых бензином, но окисление происходит медленнее . Если автомобиль использует нетрадиционное топливо, то в его бак помещают бесконтактный ДУТ, представляющий собой магнитный датчик положения ( MAPPS ), помещенный в герметичный сосуд.
К какому бы типу датчик ни относился, у него есть одна особенность: поплавок начинает опускаться уже после того, как опустится ниже некоторого уровня само топливо. Отсюда и следует некоторая погрешность измерений, которая наиболее высока по мере заполнения топливного бака.
Основные неисправности
Исходя из вышеcказанного, можно легко представить себе процесс возникновения неполадок : из-за того, что устройство работает в условиях химически агрессивной среды, отдельные его элементы истираются или покрываются слоем ржавчины. Так обычно и происходит. Вот с чем может столкнуться владелец авто:
- Показания датчика постоянно «скачут». Очевидно, контактные дорожки, находящиеся на плате, стерлись вследствие постоянного движения бегунка;
- Стрелка прибора периодически показывает ноль, хотя бак полный. Наиболее частая причина кроется в том, что ограничитель хода поплавка был размещен неправильно. А если стрелка часто указывает ну нулевое значение и в довесок дергается, нужно проверить токосъемник – часто он касается резистора слишком слабо. Имеет смысл также проверить обмотку резистора;
- Перестала работать лампочка, предупреждающее о низком уровне горючего материала. В этом случае стоит заменить резистор;
- После зажигания и начала работы двигателя стрелка уровня топлива не двигается. Стоит проверить соединительные провода (возможно, окислились наконечники), предохранители.
Большая часть проблем, связанных с потенциометрическими датчиками, кроется в быстром износе дорожек , реже изнашивается проводка . Показания приборов в этом случае или далеки от реальных (разумеется в меньшую сторону – при полном баке прибор «скажет» вам об отсутствии топлива), или не выводятся на мониторинговую систему вовсе – пришли в негодность провода.
Проводим диагностику и ремонт датчика самостоятельно
Если датчик работает, но индикатор уровня дает заниженные/завышенные показания, для начала его нужно отрегулировать. Существуют довольно надежные способы:
- Штифт поплавка перемещается поочередно в крайние положения. При этом стрелка на индикаторе тоже должна попадать в соответствующие положения: 0 для пустого бака и 1 для полного. Если же соответствия между положением штифта и стрелки нет, сам штифт нужно загнуть и продолжать регулировку;
- Разобрав приборную панель, снимите стрелку с прибора и присоедините провода обратно. Автомобиль нужно завести автомобиль, дать ему проработать около 10 минут , после чего отрегулировать ось указателя до положения «1» и поставить указательную стрелку обратно.
Когда датчик часто « зависает » на показателе нуля, вам снова придется разобрать приборную панель, но уже с целью зачистить все возможные места окисления. Нужно будет также проверить все массы на кузове, в частности ту, которая находится под ручником.
Обзаведитесь мультиметром. Индикатор уровня топлива имеет сопротивление порядка 7 Ом (иногда бывает чуть меньше) при полном баке, а при заполненном наполовину – в промежутке 108-128 Ом . Когда в баке топлива попросту, сопротивление колеблется между 315 и 345 Ом .
При помощи мультиметра легко проверить и сам датчик. Вам достаточно измерять его сопротивления по мере доливания бензина. Если вы решили демонтировать устройство, поплавок придется перемещать рукой. Заметьте: если изменение положения поплавка не сказывается на сопротивлении, датчик однозначно неисправен и его придется заменить.
Неэлектрические причины возникновения неполадок
Важно знать и о том, что уровень топлива может измеряться неправильно не только по причине износа магнитных и токоведущих частей устройства. Вот что также может повлиять на работу датчика:
- В датчике рычажного типа обломался или же изогнулся рычаг поплавка;
- В поплавке есть отверстие, из-за чего он неправильно погружается в топливо;
- Деформировался топливный бак, что мешает перемещению поплавка.
Проверив сам датчик и проводку, и не обнаружив в них неисправностей, нужно проверять топливный бак . Это очень редкий дефект, но он все же имеет место быть. Если же и датчик, и бензобак в порядке, причину неправильного определения уровня топлива ищут в указателе уровня и в проводке, которую нужно будет «прозвонить».
Как выбрать ДУТ
Поиск нужного датчика уровня топлива по факту сводится к поиску устройства с подходящим сопротивлением. Так что даже если вы столкнетесь с одинаковыми по геометрии датчиками рычажного или трубчатого типа вам нужно будет узнать сопротивление, которое устройство будет иметь при различных уровнях горючей смеси. Обычно продавцы в этом не разбираются – они только знают, к какому автомобилю подойдет один датчик, а к какому другой. Так что есть два простых способа найти нужный датчик, и еще один более сложный:
- По VIN-коду вашего автомобиля. Так вы найдете оригинал и почти наверняка целое множество аналогов. Вероятность ошибиться нулевая – найденное таким способом устройство точно можно ставить на автомобиль и не думать о возможных погрешностях его работы;
- По данным автомобиля . Речь идет о марке, модели, комплектации и годах выпуска. Отличный вариант, если вы привыкли вести поиски по электронным каталогам. А если не привыкли, то советуем освоиться с этим – правильно составленные каталоги дают возможность быстро найти оригинальные запчасти и близкие по характеристикам аналоги;
- По параметрам цепи. Почерпнуть информацию о параметрах автомобильных цепей можно в тех. документации. Покупать в этом случае придется или у толкового продавца, или в дилерском магазине. Вот краткий перечень характеристик датчика, на которые нужно обращать внимание: сопротивление, максимально потребляемый ток, напряжение питания, интерфейс взаимодействия, диапазон температур. Обращайте внимание также на длину измерителя. В самых продвинутых датчиках измеритель можно укоротить.
Кроме возможности попросту установить ДУТ в топливном баке, от него требуется следующее : в широком температурном диапазоне его показания должны быть достоверными и линейными. Проще говоря, устройство должно точно измерять уровень топлива в любых условиях. Если был куплен хороший датчик, но мониторинговая система все равно вводит водителя в заблуждение, ее также придется менять.
Экскурс по брендам
Отличным выбором станет оригинальное устройство . Оно прослужит дольше любого аналога и наверняка подойдет к вашему автомобилю. Минус такого выбора всегда один, и кроется он в цене. При этом нельзя не отметить, что не всегда оригинальный датчик серьезно уступает по характеристикам аналогу – служит, конечно, дольше, но всегда настолько, что имеет смысл переплачивать. Поэтому рассмотрим производителей хороших неоригиналов.
Из дорого сегмента отметим следующих: Bosch , VDO (Германия), Omnicomm , Italon (Россия). Эти компании выпускают превосходные датчики как для легкового, так и грузового транспорта. Надежность работы устройств всегда на высоте, процент брака минимален.
Более дешевые аналоги: AEB (Италия), JP Group (Дания), Febi (Германия). Серьезно уступают оригиналам и, если судить по отзывам многих автолюбителей, стоят своих денег только тогда, когда этих денег не так уж и много, а замену датчика провести нужно. Впрочем, цены на датчики этих фирм достаточно демократичны и вам не жалко будет заменить их на устройства из более высокого ценового сегмента.
Вывод
ДУТ – не совсем обязательный, если так подумать, элемент автомобиля. Однако водители так привыкли к датчикам уровня топлива, что пользование транспортом без них становится некомфортным. При этом само устройство не отличается высокой надежностью. Для него характерно множество «болячек», часть которых переносится и на мониторинговые системы. При желании замену и регулировку датчика можно провести самому. Мы все же советуем поручить работу мастерам на СТО – и быстрее, и шанса что-то повредить нет. При покупке нового устройства настоятельно рекомендуем обратить внимание или на оригинал, или на аналог из Германии. Как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев оригинальные автомобильные датчики на голову выше аналогов даже из среднего ценового сегмента, а сравниться с ними может разве что продукция фирмы Bosch и еще нескольких японских фирм.
С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .
Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c7d2c2eeada0500b2d920cf/kak-vybrat-datchik-urovnia-topliva-5f96aaebb2613332b0176ce2
Рейтинг лучших датчиков уровня топлива на 2021 год
Просмотрено: 1211
Подобные датчики получили распространение как на стационарных объектах, так и на мобильных. В первую категорию входят стационарные накопители (например АЗС). К второй категории относятся транспортные средства, от легковых авто до профессиональной техники, типа судов и самолетов.
Сокращенное наименование подобной техники выглядит, как ДУТ. Устройство ДУТ необходимо для осуществления наиболее точных замеров топливного столба в резервуаре. Учитывая предоставляемые датчиком показания, программа способна произвести расчёты следующих пунктов:
- Топливные объемы внутри резервуара.
- Топливный расход относительно заданной дистанции.
- Усредненные показатели топливного расхода (л/100 км).
- Фиксировать пополнение или слив топлива.
Датчики в подробностях
На рынке представлено несколько подтипов ДУТ. На 2021 год наиболее востребованные среди покупателей подтипы:
- Штатного типа (поплавковый);
- Модульный (автономная установка), в категорию входят емкостные и ультразвуковые типажи датчиков.
Поплавковый тип устанавливается в резервуар в порядке заводского. Данные замеров выводятся на соответствующий экран на панели управления. В зависимости от конфигурации конкретного авто, расположение экрана и количество данных разнятся. ДУТ этой категории не отличается показателями точности, поплавок отображает лишь примерный анализ. Водители с опытом эксплуатации подобного измерителя утверждают, что отклонения поплавка доходят до 30% в показателях.
Категория емкостных и ультразвуковых измерителей считается наиболее точной. Чтобы обзавестись подобным прибором, автовладельцу необходимо приобрести конкретную модель и оплатить установку в резервуар. Стоимость техники этой категории на порядок превышает среднюю цену поплавка, также установка потребует финансовых вложений. За потраченные средства, водитель получит точность с отклонениями, не превышающими 2%.
Поплавковая категория
Подобная запчасть интегрируется в систему авто в порядке заводской. Расположение детали находится внутри резервуара для топлива. Принцип работы отображен в названии детали: положение датчика регулируется положением топлива внутри емкости. Наиболее расхожие материалы для этой запчасти — пластмасса или металлические сплавы. Эта деталь разделяется на 2 подтипа:
- Рычажный тип. Поплавок оснащен соединением с главным измерителем посредством рычажной установки из металлического сплава. Объем горючего задает изменения в приборе путем увеличения или уменьшения объема, прибор фиксирует количество жидкости благодаря перепадам напряжения. Этот тип универсален, что позволяет использовать рычажные приборы в авто наиболее расхожих конфигураций.
- Трубчатый подтип. В баке размещается труба, в которую погружается поплавок. Изменения объемов горючего напрямую влияют на трубу, внутри которой перемещается поплавок. Для движения датчика предустановлены конкретные траектории. Перемещение ДУТ фиксируются проводами, которые передают информацию в главный измеритель. Подобные конструкции необходимы, чтобы фиксировать объемы горючего в условиях перемещения авто по крутым поворотам или спускам и подъемам.
Датчики напрямую связаны с бортовой системой машины. При подключенной к ДУТ массе и обесточенной системе питания машины, произведение измерений невозможны. Это важно учитывать водителям, которые ставят авто на длительную стоянку, потому что при подобных раскладах, слив горючего останется не зафиксированным. Чтобы избежать эту ситуацию, достаточно подключить измеритель напрямую к аккумулятору.
Модель примечательна миниатюрными габаритами и широким функционалом. Также поплавок защитит насос от чрезмерной сухости и поможет в автоматизации операции по наполнению и сливу бака. Модель устойчива к жидкостям типа пузырьковых, длина равна 8см, диаметр 2.8 см.
- Качественный материал;
- Совместим с жидкостями со сложными хим. соединениями;
- Доступная цена.
“Неплохой аппарат для эконом категории, но стоит учитывать высокую погрешность в замерах. Подойдет в качестве временного решения, в дальнейшем рекомендую установить более продвинутый прибор. Рекомендую всем, кто ищет качественный прибор в эконом сегменте!”
Модель примечательна возможностью механической корректировки относительно высоты резервуара. Проще говоря, допускается обрезка измерителя, чтобы добиться требуемых габаритов. Стоит учитывать, что после механического воздействия, датчик потребует калибровки.
- Адекватная стоимость;
- Возможность обрезки;
- Положительные отзывы.
- Необходимость калибровки после обрезки.
“Модель отлично справляется с задачами по измерению топлива. Я обрезал датчик до нужных размеров, после чего произвел калибровку, теперь анализ производится достаточно точно. Рекомендую всем, кто ищет надежный ДУТ среди поплавковых!”
Этот датчик производит стандартный анализ данных, относительно уровня горючего внутри емкости. Сделан из нержавейки, подключается по 2х проводной схеме, защищен от влаги в соответствии со стандартом ip65.
- Приемлемая стоимость;
- Стандарт защиты от влаги ip65;
- Допускается работа при условиях до +125 °.
“Устройство справляется с работой, но в этой категории встречаются и лучше. Функционал аскетичный, подходит как промежуточный вариант. Рекомендую всем, кто ищет временное средство для измерений уровня топлива!”.
Ультразвуковая категория
Измерители этой категории устроены по принципу приборов типа излучатели. К датчику прикреплен провод, который передает информацию на трекер (GPS). Конструкция размещается на внешней стенке резервуара. Важно понимать принцип проведения анализа ультразвуковым ДУТ. Прибор создает волновой импульс (ультразвукового типа), который направляется непосредственно в жидкость, преодолевая стену емкости. Доходя до точки соприкосновения воздуха и жидкости, сигнал отражается и фиксируется с помощью измерителя. Расчет показателей объема горючего производится исходя из потраченного на отражение импульса времени.
Точность подобной техники на порядок превосходит поплавковые устройства, но ряд специфик необходимо учитывать. К этим спецификам относятся следующие пункты:
- Соприкосновение между датчиком и стенкой емкости не допускает отклонений. В противном случае подача импульса подвергнется некорректному распространению.
- Установленные конструкции внутри емкости отразятся на корректности распространения импульса. Кроме того, материал резервуара также сказывается на качестве анализа с помощью ультразвука. Не рекомендуется устанавливать ультразвуковой измеритель на резервуар, в котором размещены дополнительные перегородки.
- Качество анализа пострадает, если на поверхности емкости присутствуют дефекты (механические повреждения). Бугры, сколы, шероховатости напрямую отразятся на замере.
- Донные осадки бака также влияют на качество анализа. Скопившие частицы мешают распространению и отражению ультразвуковой волны.
Кроме того, установка прибора этого типа потребует вмешательства профессионалов. Не рекомендуется производить установку ультразвуковой техники самостоятельно.
В продаже эта модель доступна по цене от 8.5 тыс.руб (в среднем), установка потребует от 3.5 до 6 тыс.руб. В модели примечательна технология крепления, исключающая сверление резервуара. Производитель исключил прямой контакт прибора с жидкостью, а также снабдил этот экземпляр технологией, исключающей пожароопасность. Пользователи отмечают высокую точность анализа и возможность подключения аппарата как к Глонасс, так и к Gps.
- Высокая точность анализов;
- Крепление без сверловки;
- Подключение к Глонасс/Gps.
“Отличный аппарат, производит довольно точные замеры. Отсутствие сверловки дает дополнительную герметичность, напрямую датчик с жидкостью не контактирует. Рекомендую всем, кто ищет качественный ДУТ!”
Примечателен широкий спектр приборов фирмы для разных категорий техники. Под этим брендом доступны аппараты для сельхоз техники, профессионального транспорта, легковых автомобилей. Для удобства, модель оснащена централизованной системой сбора данных, которая позволяет фиксировать любые операции, связанные с пополнением или расходом горючего.
- Удобная система сбора информации;
- Широкий ассортимент продукции;
- Точность измерений.
“Неплохой прибор, измерения точные, система управления удобная. Хотя подобную технику можно приобрести и дешевле, модель показывает крепкое качество, достойное назначенного ценника. Рекомендую всем, кто ищет надежный датчик!”
Модель в большинстве аспектов соответствует предшественнику (Узи-0.8), но с учетом исправления несовершенных механик. Улучшенная версия датчика от Сенсора выросла в цене на 4 тыс.руб. и стоит от 12 тыс.руб (в среднем). За эту цену пользователь получает улучшенную систему ультразвукового контроля и ряд гарантий от производителя. При соответствующем подключении, датчик способен производить автономную работу до 30 дней, что полезно для водителей, останавливающихся на длительную стоянку.
- Крепление исключает сверловку;
- Гарантии от производителя;
- Возможность автономной работы до 30 суток.
“Приобрел эту модель, потому что часто останавливаюсь на длительные стоянки. Для подобных мероприятий необходимо располагать прибором контроля горючего, потому что сливы без моего ведома происходят регулярно. Рекомендую всем, кто ищет ДУТ с возможностью автономной работы!”
Емкостная категория
Емкостный прибор (электронный) размещается в резервуаре в зависимости от желания покупателя. Эта категория измерителей гарантирует наибольшую точность анализа. Кроме того, владельцу подобного прибора доступны сведения относительно пополнения горючего, непредусмотренных сливов. Архитектура устройства заключается в трубках, соединенных с главным конденсатором. Трубки присоединяются к плате конденсатора в верхнем отсеке. Промежуток между трубками необходим для заполнения жидкостью. Конденсаторный блок запитывается электрическим током. Показатели сопротивления (удельного) у горючего на порядок ниже, чем у кислорода. Исходя из этого, малые объемы горючего отражаются на скорости заряда конденсаторного блока.
Электронная плата ДУТ внутри резервуар производит расчет времени для заряда. Исходя из полученной информации, измеритель производит расчет высоты топливного столба внутри бака (а также, внутри конденсаторного блока). Система измерений соединена с трекером (GPS). Информацию об анализе прибор передает напрямую на трекер. Поступление данных регулируется пользователем. Допускается подача в реальном времени, а также в отложенном порядке.
Емкостный датчик обеспечит наиболее точными результатами анализов, допускается использование со сторонней техникой соответствующего стандарта. Пользователи отмечают надежность прибора, удобство интерфейса и высокую точность замеров.
- Высокая точность;
- Удобный интерфейс;
- Крепкое качество.
“Приобрёл емкостный датчик, чтобы получать наиболее достоверную информацию относительно объемов горючего. Эта модель отлично справляется с задачей, к тому же я использую ее в совокупности с датчиками других производителей (специфика устройства бака) и результаты превосходные. Рекомендую всем, кто ищет прибор для наиболее достоверных измерений!”
Эта модель получила распространение как в среде стационарных резервуаров, так и транспортных. Рабочая часть изготовлена из сплава алюминия, что исключает ржавчину, средства связи защищены соответствующими технологиями. Датчик оснащен протекцией от загрязнений любых типов.
- Надежная защита прибора;
- Качество изготовления;
- Точность анализов.
“Пользуюсь этой моделью продолжительное время, и качество меня устраивает. Защита электронной части гарантирует долгий срок службы, поэтому менять прибор в скором времени не планирую. Рекомендую всем, кто ищет качественный емкостный ДУТ!”
Чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант, покупателю следует изучить принципы работы измерителей горючего. После изучения специфик, важно соотнести характеристики конкретной модели и автомобиля. При непосредственной покупки прибора необходимо учитывать следующие факторы:
- Габаритные показатели конкретного резервуара. Важно, чтобы прибор свободно достигал дна, в противном случае замеры малых объемов жидкости не гарантируют точных показателей.
- Метод подключения. На рынке доступны как цифровые, так и аналоговые варианты. Последний не гарантируют широкого функционала, в отличие от первых, поэтому рекомендуется присмотреться к цифровым вариантам. Также, встречаются и гибридные модели (допускается и цифровое и аналоговое подключение). Выбор интерфейса датчика зависит от предпочтений покупателя.
- Встречаются ситуации, когда наиболее оптимальное решение заключается в установке нескольких ДУТ:
- Транспорт предполагает наличие нескольких резервуаров под горючее. Подобное встречается среди фур грузового типа (не менее 2 емкостей) или вездеходного транспорта (не менее 3 емкостей). Корректную информацию об объемах жидкости водитель получит лишь при наличии отдельного измерителя для отдельного бака. При грамотной установке, программа позволит ознакомиться со стандартным анализом (суммарное количество жидкости и объем конкретной емкости) и с дополнительными возможностями.
- Транспорт предполагает многоуровневую архитектуру емкости. Подобное встречается среди техники сельскохозяйственного назначения (бак разделен на 2 отсека). Эта архитектура не даст произвести точных замеров одному датчику, поэтому рекомендуется устанавливать несколько.
- Транспорт предполагает нестандартный формфактор топливного отсека. Подобное встречается среди трейлеров. Нестандартная форма бака провоцирует неравномерное распределение жидкости, в виду этого, датчик не способен произвести точный анализ. Профессионалы рекомендуют для бака подобной конфигурации обзавестись парой ДУТ. Устанавливать следует на противоположных стенках резервуара.
Наиболее точной рекомендации относительно типа ДУТ не существует. Конечный выбор остается за автовладельцем, но стоит подробно изучить виды измерителей и специфики конкретных моделей. Также, необходимо соотносить характеристики выбранного ДУТ и машины.
Источник статьи: http://vyborok.com/rejting-luchshih-datchikov-urovnya-topliva/