140607 Электрооборудование автомобилей и тракторов. Государственный образовательный стандарт
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель Председателя Госкомвуза России _____________ В.Д.Шадриков «13 » июля 1994 г. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимому содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 180800 — Электрооборудование автомобилей и тракторов. Вводится в действие с 1 сентября 1994 г. Москва 1994 г. — 2 — 1. Общая характеристика специальности 180800 — Электроо- борудование автомобилей и тракторов. 1.1. Специальность утверждена приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 05.03.1994 г. N 180. 1.2. Квалификация выпускников — инженер, нормативная длительность освоения программы при очной форме обучения — 5 лет. 1.3. Характеристика сферы профессиональной деятельности выпускника. 1.3.1. Место специальности в области электротехники, электромеханики и электротехнологии. Специальность 180800 — Электрооборудование автомобилей и тракторов относится к области человеческой деятельности, свя- занной с разработкой, исследованием, производством и эксплуа- тацией электрооборудования автомобилей, тракторов и самоход- ных машин. 1.3.2 Объекты профессиональной деятельности. Объектами профессиональной деятельности инженера по спе- циальности 180800 — Электрооборудование автомобилей и тракто- ров являются приборы, агрегаты и системы электрического и электронного оборудования автомобилей, тракторов и самоходных машин, а также технологические процессы их изготовления. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности. Инженер по специальности 180800 — Электрооборудование автомобилей и тракторов в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды про- фессиональной деятельности: -проектно-конструкторская; -производственно-управленческая; -экспериментально-исследовательская; -эксплуатационно-сервисная. 2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно завершив- ших обучение по программе инженера по специальности 180800 — Электрооборудование автомобилей и тракторов. — 3 — 2.1. Общие требования к образованности инженера. Инженер отвечает следующим требованиям: — знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и соци- альной деятельности; — знает этические и правовые нормы, регулирующие отноше- ние человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проек- тов; — имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выпол- нении профессиональных функций; — способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на ре- ализацию в полном объеме через 10 лет); — имеет представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования; — владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) офор- мить его результаты; — умеет организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) инфор- мации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельнос- ти; — владеет знаниями основ производственных отношений и принципами управления с учетом технических, финансовых и че- ловеческих факторов; — умеет использовать методы решения задач на определение оптимальных соотношений параметров различных систем; — способен в условиях развития науки и изменяющейся со- циальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии; — 4 — — понимает сущность и социальную значимость своей буду- щей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; — способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использо- вать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; — способен поставить цель и сформулировать задачи, свя занные с реализацией профессиональных функций, умеет исполь- зовать для их решения методы изученных им наук; — готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу ис- полнителей, находить и принимать управленческие решения в ус- ловиях различных мнений; — методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами. 2.2. Требования к знаниям и умениям по дисциплинам. 2.2.1. Требования по общим гуманитарным и социально- экономическим дисциплинам. Требования к знаниям и умениям инженера соответствуют Требованиям (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисципли- ны», утвержденным Государственным комитетом Российской Феде- рации по высшему образованию 18 августа 1993 г. 2.2.2. Требования по математическим и общим естественно- научным дисциплинам. Инженер должен: В области математики и информатики: иметь представление: — о математике как особом способе познания мира, общнос- ти ее понятий и представлений; — 5 — — о математическом моделировании; — об информации, методах ее хранения, обработки и пере- дачи; знать и уметь использовать: — основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математичес- кой статистики, дискретной математики; — математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике; — вероятностные модели для конкретных процессов и прово- дить необходимые расчеты в рамках построенной модели; иметь опыт: — употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов; — исследования моделей с учетом их иерархической струк- туры и оценкой пределов применимости полученных результатов; — использования основных приемов обработки эксперимен- тальных данных; — аналитического и численного решения алгебраических, обыкновенных дифференциальных уравнений, а так же основных уравнений математической физики; — программирования и использования возможностей вычисли- тельной техники и программного обеспечения; — использования средств компьютерной графики; В области физики, теоретической механики, химии и экологии: иметь представление: — о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволю- ции; — о фундаментальном единстве естественных наук, незавер- шенности естествознания и возможности его дальнейшего разви- тия; — 6 — — о дискретности и непрерывности в природе; — о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядо- ченности строения объектов, переходах в неупорядоченное сос- тояние и наоборот; — о динамических и статистических закономерностях в при- роде; — о вероятности как объективной характеристике природных систем; — об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания; — о фундаментальных константах естествознания; — о принципах симметрии и законах сохранения; — о соотношениях эмпирического и теоретического в позна- нии; — о состояниях в природе и их изменениях со временем; — об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе; — о времени в естествознании; — об основных химических системах и процессах, реакцион- ной способности веществ; — о методах химической идентификации и определения ве- ществ; — о биосфере и направлении ее эволюции; — о взаимодействии организма и среды, сообществе орга- низмов, экосистемах; — об экологических принципах охраны природы и рациональ- ном природопользовании, перспективах создания неразрушающих природу технологий; — о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения технических устройств; — о физическом, химическом и биологическом моделирова- нии; — о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы чело- века; — 7 — знать и уметь использовать: — основные понятия, законы и модели механики, электри- чества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, ста- тистической физики и термодинамики, химических систем, реак- ционной способности веществ, химической идентификации, эколо- гии; — методы теоретического и экспериментального исследова- ния в физике,теоретической механике, химии, экологии; уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания. 2.2.3. Требования по общепрофессиональным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — о свойствах и назначении электротехнических материа- лов; — о методах анализа и синтеза автоматических устройств; — о методах расчета и конструирования деталей и узлов механизмов и машин; — о единой системе конструкторской документации; — о современных средствах машинной графики; — об основных законах и принципах, лежащих в основе ра- боты электротехнических устройств и электрических машин; — о типах систем автоматического управления; — о методах качественного и количественного анализа осо- бо опасных и вредных антропогенных факторов; — о научных и организационных основах мер ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; — о методах и средствах измерения электрических и неэ- лектрических величин; — о основных типах электроприводов подвижных объектов; — о особенностях технологии изготовления узлов электри- ческих машин и электронных аппаратов; — о основных видах электрических и электронных аппара- тов; — 8 — — о методах технико-экономического анализа и оптимизации инженерных решений; знать и уметь использовать: — методы изображения пространственных объектов на плос- ких чертежах; — основные законы электротехники, методы расчета и пост- роения схем замещения электрических и магнитных цепей, методы расчета и выбора элементов электропривода, методы моделирова- ния и анализа электрических и магнитных цепей; — основные виды механизмов, методы исследования их кине- матических и динамических характеристик; — методы расчета на прочность и жесткость типовых эле- ментов машиностроительных конструкций; — расчет деталей машин по критериям работоспособности и надежности; — конструкцию и основные характеристики электротехничес- ких устройств; — методы теоретического и экспериментального исследова- ния с использованием современных методов планирования экспе- римента, средств вычислительной техники; — теоретические основы безопасности жизнедеятельности, нормативно-правовые основы законодательства по охране труда и окружающей среды, систему стандартов безопасности труда; — основы гигиены и промсанитарии, эргономику труда; — организацию системы безопасности производственной дея- тельности на предприятиях в нормальных и чрезвычайных ситуа- циях; иметь опыт: — выполнения эскизов и чертежей машин, приборов и их де- талей, чтения чертежей общего вида; — планирования и обработки одно- и многофакторного экс- перимента; — исследования моделей с учетом их иерархической струк- туры и оценкой пределов применимости полученных результатов; — анализа математических моделей с использованием анали- тических и численных методов; — анализа и синтеза систем автоматического управления; — 9 — — расчета и моделирования электрических и магнитных це- пей электрических и электронных устройств; — измерения и оценки параметров производственного мик- роклимата, уровня запыленности и загазованности, шума и виб- рации, освещенности рабочих мест; 2.2.4. Требования по специальным дисциплинам. Инженер должен: иметь представление: — об основных технических характеристиках и параметрах современных автомобилей и тракторов; — об особенностях организации и проведения технического обслуживания автомобилей и тракторов; — об основных системах автотракторного электрооборудова- ния; — об особенностях технологических процессов производства и сборки изделий и агрегатов электрооборудования; — об основных системах электроники и автоматики автомо- билей и тракторов; знать и уметь использовать: — особенности разборки, сборки и монтажа машин, аппара- тов и приборов электрооборудования; — способы технического обслуживания и методы устранения неисправностей изделий автотракторного электрооборудования; — методы анализа факторов, влияющих на точность, произ- водительность и себестоимость производства изделий автотрак- торного электрооборудования; — методику проектирования технологических процессов про- изводства изделий автотракторного электрооборудования и оцен- ки эффективности использования различных типов оборудования и оснастки; — проектно-конструктоские и расчетные работы по созданию элементов и устройств автотракторного электрооборудования; — 10 — — методику проведения лабораторных исследований систем автотракторного электрооборудования; — современную вычислительную технику и автоматизирован- ные системы проектирования при разработке автотракторного электрооборудования; — методики расчета основных параметров и характеристик электронных систем автомобилей и тракторов, а также сравни- тельной оценки и анализа таких систем; Дополнительные требования к специальной подготовке инже- нера определяются высшим учебным заведением с учетом особен- ностей специализации. 2.3. Минимум содержания образовательной программы для подготовки инженера по специальности 180800 — Электрооборудо- вание автомобилей и тракторов. њњњњњњљњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњ Индекс‹ Наименование дисциплин и их основные разделы ‹Всего ‹ ‹часов њњњњњњќњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњ 1 ‹ 2 ‹ 3 њњњњњњ™њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњ ГСЭ.00 Общие гуманитарные и социально-экономические дис- 1800 циплины Перечень дисциплин и их основное содержание соот- ветствует Требованиям ( федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подго- товки выпускника высшей школы по циклу «Общие гу- манитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденным Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 18 августа 1993 года. ЕН.00 Цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин 2220 — 11 — Математика и информатика 920 ЕН.01 Математика: 720 алгебра: основные алгебраические структуры, век- торные пространства и линейные отображения, булевы алгебры; геометрия: аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий; дискретная математика: логические исчисления, гра- фы, теория алгоритмов, языки и грамматики, автома- ты, комбинаторика; анализ: дифференциальное и интегральное исчисле- ния, элементы теории функций и функционального анализа, теория функций комплексного переменного, дифференциальные уравнения; вероятность и статистика: элементарная теория ве- роятностей, математические основы теории вероят- ностей, модели случайных процессов, проверка гипо- тез, принцип максимального правдоподобия, статис- тические методы обработки экспериментальных дан- ных. ЕН.02 Информатика: 200 понятие информации; общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информа- ции; технические и программные средства реализации информационных процессов; модели решения функцио- нальных и вычислительных задач; алгоритмизация и программирование; языки программирования высокого уровня; базы данных; программное обеспечение и технология программирования. Общие естественнонаучные дисциплины 1300 — 12 — ЕН.03 Физика: 510 физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, законы сохранения, основы релятивистской механики, прин- цип относительности в механике, кинематика и дина- мика твердого тела, жидкостей и газов; электричество и магнетизм: электростатика и магне- тостатика в вакууме и веществе, уравнения Максвел- ла в интегральной и дифференциальной форме, мате- риальные уравнения,квазистационарные токи, принцип относительности в электродинамике; физика колебаний и волн: гармонический и ангармо- нический осциллятор, физический смысл спектрально- го разложения, кинематика волновых процессов, нор- мальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; квантовая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движе- ния, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи; статистическая физика и термодинамика: три начала термодинамики, термодинамические функции состоя- ния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статистики, кинетические явления, сис- темы заряженных частиц, конденсированное состоя- ние. ЕН.04 Химия: 140 строение вещества; периодическая система элементов Д.И.Менделеева; химическая связь; классы неоргани- ческих и органических соединений; общие закономер- ности химических процессов; химическая кинетика; поверхностные явления; растворы; электрохимические процессы; электролиз; коррозия; химические свойс- тва конструкционных и электротехнических материа- лов. — 13 — ЕН.05 Теоретическая механика: 110 статика; кинематика точки; кинематика твердого те- ла; сложное движение точки и твердого тела; дина- мика матеральной точки; общие теоремы динамики; элементы аналитической механики; основные понятия аналитической механики электромеханических систем. ЕН.06 Экология: 70 биосфера и человек: структура биосферы;экосисте- мы;взаимоотношения организма и среды; экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального ис- пользования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области окружающей среды. ЕН.07 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- ваемые вузом (факультетом) 470 ОПД.00 Общепрофессиональные дисциплины 2010 ОПД.01 Теоретические основы электротехники: 340 физические основы электротехники; уравнения элект- ромагнитного поля; законы электрических цепей; це- пи синусоидального тока; трехфазные цепи; расчет цепей при периодических несинусоидальных воздейс- твиях; многополюсники; переходные процессы в ли- нейных цепях; нелинейные электрические и магнитные цепи; цепи с распределенными параметрами; теория электромагнитного поля; электростатическое поле; стационарное электрическое поле; магнитное поле; аналитические и численные методы расчета электри- ческих и магнитных полей; переменное электромаг- нитное поле; поверхностный эффект и эффект близос- ти; электромагнитное экранирование. — 14 — ОПД.02 Теория автоматического управления: 130 системы автоматического управления; математическое описание систем автоматического управления с по- мощью дифференциальных уравнений; линеаризация; передаточная функция; устойчивость линейных систем автоматического управления; анализ качества про- цессов; синтез линейных систем автоматического уп- равления и их исследование в пространстве состоя- ний; основы теории нелинейных систем автоматичес- кого управления; нелинейные импульсные системы. ОПД.03 Инженерная графика и основы проектирования: 240 методы проецирования; комплексный чертеж; инвари- антные свойства параллельного проецирования; вза- имное положение прямых и поверхностей; способы преобразования ортогональных проекций; категории изображений на чертеже; разрезы; сечения; госу- дарственная система стандартизации; виды конструк- торских документов; описание технических объектов; особенности оформления чертежей электротехнических изделий; текстовые документы; методы повышения эф- фективности проектирования. ОПД.04 Электротехническое материаловедение: 140 основы материаловедения электротехнических и конс- трукционных материалов; агрегатные состояния, де- фекты строения и их влияние на свойства материа- лов; термическая обработка; конструкционные мате- риалы; обработка деталей элетротехнического обору- дования. проводящие и сверхпроводящие материалы; электроизоляционные материалы и их свойства; чис- тые и примесные полупроводники; магнитные материа- лы. ОПД.05 Техническая механика: 180 расчеты на прочность и жесткость при растяжении; механика материалов; теория напряженно-деформиро- ваенного состояния; расчет изгибаемых элементов — 15 — конструкций; перемещения при изгибе; кручение; сложные виды деформаций стержней; устойчивость элементов конструкций; понятие надежности машин; механика композиционных электротехнических матери- алов; температурные напряжения; прочность при ди- намических нагрузках; механические колебания; эта- пы проектирования машин и механизмов; проектирова- ние и конструирование передач, опор валов и осей; соединения деталей и узлов машин; конструкторская документация; автоматизированное проектирование. ОПД.06 Метрология: 70 основные понятия метрологического и инженерного эксперимента; характеристики средств измерений; оценка погрешностей при измерениях; электрический сигнал и формы его представления; электромеханические и электронные приборы; методы и средства измерений неэлектрических величин; циф- ровые измерительные приборы; применение вычисли- тельной техники при измерениях; информационно-из- мерительные системы и измерительно-вычислительные комплексы. ОПД.07 Электрические машины: 140 общие вопросы электромеханического преобразования энергии; трансформаторы; асинхронные и синхронные машины; машины постоянного тока; специальные электрические машины. ОПД.08 Электрические и электронные аппараты: 140 электрический аппарат как средство управления ре- жимами работы, защиты и регулирования параметров системы; электромеханические аппараты автоматики, управления, распределительных устройств и релейной защиты; физические явления в электрических аппара- тах; электрические контакты; термическая и элект- родинамическая стойкость электрических аппаратов; электронные и микропроцессорные аппараты; физичес- — 16 — кие явления в электронных аппаратах; гибридные электрические аппараты; выбор, применение и экс- плуатация электрических аппаратов. ОПД.09 Основы электропривода: 140 электропривод как система; структурная схема электропривода; механическая часть силового канала электропривода; физические процессы в электропри- водах с машинами постоянного тока, асинхронными и синхронными машинами; электрическая часть силового канала электропривода; принципы управления в электроприводе; элементная база информационного канала; синтез структур и параметров информацион- ного канала; элементы проектирования электроприво- да. ОПД.10 Основы технологии производства электрических ма- шин: 140 внешние механические, климатические и биологичес- кие факторы, воздействующие на изделия; технологи- чность как свойство конструкции; взаимосвязь тех- нологичности и надежности изделий; конструкционные материалы, электротехнические стали и изоляционные материалы; технология изготовления узлов электри- ческих машин: статора, ротора, коллектора, щеточ- ных узлов; технология печатного монтажа; особен- ности гибридно-интегральной технологии создания электронной аппаратуры. ОПД.11 Безопасность жизнедеятельности: 100 безопасность труда как составная часть антропоген- ной экологии; источники антропогенных факторов; параметры микроклимата производственной среды; ис- точники загрязнения воздуха; механические и акус- тические колебания; электромагнитные поля; ионизи- рующее излучение; видимый диапазон электромагнит- ных излучений; действие электрического тока на ор- ганизм человека; защита от поражения электрическим — 17 — током; пожарная безопасность; принципы возникнове- ния и классификация чрезвычайных ситуаций; размеры и структура зон поражения; особенности аварий на объектах атомной энергетики; организация и прове- дение защитных мер при внезапном возникновении чрезвычайных ситуаций; правовые, нормативно-техни- ческие и организационные основы безопасности жиз- недеятельности. ОПД.12 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- ваемые вузом (факультетом): 250 СД.00 Специальные дисциплины 1550 СД.01 Автомобили и тракторы: 180 основные типы автомобилей и тракторов; основы тео- рии автомобилей и тракторов; особенности устройс- тва автомобилей и тракторов; основные технические характеристики и параметры автомобилей и тракто- ров; техническое обслуживание и сервис автомобилей и тракторов. СД.02 Электрооборудование автомобилей и тракторов: 100 основные этапы развития электрооборудования авто- мобилей и тракторов; типовая принципиальная схема электрооборудования автомобилей и тракторов; усло- вия эксплуатации электрооборудования автомобилей и тракторов; основные технические требования, пре- дъявляемые к автотракторному электрооборудованию; химические источники электрической энергии; систе- мы электростартерного пуска; системы электроснаб- жения; системы зажигания; системы освещения; сис- темы контроля и комфорта; вспомогательное электро- оборудование. СД.03 Технология машиностроения: 120 типы производств и их характеристики; проектирова- ние технологических процессов; базирование деталей — 18 — при обработке; расчет погрешностей настройки и ба- зирования; изготовление заготовок и деталей автот- ракторного электрооборудования методом штамповки; обработка деталей на токарных, фрезерных и свер- лильных станках; чистовые и отделочные методы об- работки деталей; применение сварки и пайки; техно- логические процессы сборки изделий автотракторного электрооборудования; технология изготовления пе- чатных плат; технология производства полупроводни- ковых микросхем; микросборка полупроводниковых приборов и интегральных схем. СД.04 Теория, конструкция и расчет автотракторного элек- трооборудования: 150 типовые схемы электрооборудования автомобилей и тракторов; влияние эксплуатационных факторов на надежность электрооборудования; стартерные аккуму- ляторные батареи; расчет характеристик батарей; системы электростартерного пуска, основы теории и расчет электростартеров; принципиальные схемы ге- нераторных установок; расчет зарядного баланса; теория работы и расчет автотракторных генераторов; регуляторы напряжения; системы зажигания, основы теории и расчета рабочих характеристик; распреде- лители, катушки зажигания, свечи; системы освеще- ния и световой сигнализации, теория и методы рас- чета; электропривод агрегатов автомобиля; коммута- ционная и вспомогательная аппаратура. СД.05 Системы электроники и автоматики автомобилей и тракторов: 150 электронные системы регулирования качества элект- рической энергии на автомобилях и тракторах; электронные регуляторы частоты вращения исполни- тельных двигателей; электронные реле и прерывате- ли; электронные системы зажигания; автоматизация рабочих процессов автомобилей и тракторов; анти- — 19 — блокировочные тормозные системы автомобилей, прин- ципы построения, основные параметры и характерис- тики; маршрутные компьютеры на основе микро-ЭВМ, принципы построения. СД.06 Организация и управление производством: 100 производственная структура предприятия; основы ор- ганизации и управления предприятием; организацион- ные типы производства; совершенствование техники и экономическая эффективность ее использования; ор- ганизация производственного процесса; использова- ние сырья, оборудования; научная организация тру- да; основы технического нормирования; оплата тру- да; техникоэкономические показатели по труду и за- работной плате; организация и планирование ремонта оборудования; план технического развития и повыше- ния эффективности производства; план производства и реализации продукции; план использования сырья; план по труду и заработной плате; план по себесто- имости продукции, прибыли, рентабельности; плани- рование показателей финансовой деятельности предп- риятия. СД.07 Дисциплины специализаций: 750 СД.08 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавли- ваемые вузом (факультетом): 250 Ф.00 Факультативы 450 Ф.01 Военная подготовка: 450 Всего часов теоретического обучения 8150 П.00 Практика 14 Недель — 20 — Срок реализации образовательной программы инженера при очной форме обучения составляет 256 недель, из которых 151 неделя теоретического обучения, 14 недель подготовки квалифи- кационной работы, не менее 35 недель каникул, включая 4 неде- ли последипломного отпуска. Примечания: 1.При разработке образовательно-профессиональной прог- раммы подготовки инженера Вуз (факультет) имеет право: 1.1. Изменять объем часов, отводимых на освоение учебно- го материала для циклов дисциплин — в пределах 5%, для дис- циплин, входящих в цикл — в пределах 10% без превышения мак- симального недельного объема нагрузки студентов и при сохра- нении содержания, указанного в настоящем документе. 1.2. Устанавливать объем часов по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам (кроме иностранного языка и физической культуры). 1.3. Осуществлять преподавание общих гуманитарных и со- циально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, (разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, наци- онально-этническую, профессиональную специфику, также и науч- но-исследовательские предпочтения преподавателей), обеспечи- вающим квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла. 1.4. Устанавливать необходимую глубину преподавания от- дельных разделов общих гуманитарных и социально-экономичес- ких, математических и общих естественнонаучных дисциплин (графа 2) в соответствии с профилем специальных дисциплин. 2. Объем обязательных аудиторных занятий студента не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обя- зательные практические занятия по физической культуре и фа- культативным дисциплинам. — 21 — 3. Факультативные дисциплины предусматриваются учебным планом вуза, но не являются обязательными для изучения сту- дентом. 4. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение. 5. Наименование специализаций утверждается учебно-мето- дическим объединением по автотракторному и дорожному образо- ванию, наименование дисциплин специализаций и их объем уста- навливаются высшим учебным заведением. Составители: Учебно-методическое объединение по автотракторному и дорожному образованию В.В. СЕРЕБРЯКОВ Главное управление образовательно-профессиональных программ и технологий Ю.Г. ТАТУР В.Е. САМОДАЕВ Н.С. ГУДИЛИН
Источник статьи: http://eduscan.net/standart/140607