- Электропривод автомобиля защита от воздействия окружающей среды
- Как выбрать электродвигатель по степени защиты
- Выполнение электродвигателей по способу защиты от окружающей среды
- Климатическое выполнение двигателей
- Категории размещения двигателей
- Взрывозащищенное выполнение двигателей
- Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
Электропривод автомобиля защита от воздействия окружающей среды
Защита электрических машин от воздействия окружающей среды
Под понятием «степень защиты электрических машин» подразумевается защита обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями, находящимися внутри машин, и защита от попадания внутрь твердых, посторонних тел и воды. Принятые в СССР нормы защиты электротехнического обору-
дования, в том числе электрических машин, базируются на Публикации МЭК 529 (издания 1976 г.), которой соответствует ГОСТ 14254-80.
По этому ГОСТ буквенно-цифровое исполнение состоит из латинских букв IP и двух цифр. Первая цифра характеризует степень защиты персонала от соприкосновения с токоведущими или вращающимися частями, находящимися внутри машины, а также степень защиты самой машины от попадания в нее твердых посторонних тел; вторая цифра — степень защиты от проникновения воды внутрь машины.
Установленные стандартом степени защиты приведены в табл. 2.7 и 2.8.
Стандарт допускает при необходимости указывать с помощью дополнительной прописной буквы латинского алфавита в ТУ или в ГОСТ на конкретные серии и типы машин дополнительные данные. Эта буква должна следовать за цифрами в обозначении степени защиты.
Буквы S , М и W должны использоваться только со следующими значениями:
S — испытано на проникновение воды, когда изделие не работает (например, неподвижная машина);
М — испытано на проникновение воды, когда изделие работает (например, вращающаяся машина);
W (следует сразу после букв IP ) — изделие с таким обозначением предназначено для использования в особых климатических условиях при осуществлении дополнительных мер защиты в конструкции изделия или при эксплуатации.
Отсутствие дополнительных букв означает, что изделие соответствует данной степени защиты во всех нормальных условиях работы.
Если для изделия требуется указать степень защиты только одной цифрой, то пропущенная цифра заменяется буквой X , например IPX 5. ГОСТ 14254-80 устанавливает также и методы испытаний на соответствие степени защиты.
Применительно к электрическим машинам допустимые степени защиты установлены ГОСТ 17494-72, стандарт учитывает требования Публикации МЭК 34-5 и является ограничительным по отношению к ГОСТ 14254-80. Допустимые данным ГОСТ для электрических машин степени защиты приведены в табл. 2.9.
Для отдельных видов электрических машин допускаются степени защиты IP 57 и IP 58. ГОСТ 17494-72 не распространяется на
Таблица 2.7. Степени защиты обслуживающего персонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями электротехнических изделий и от попадания твердых тел внутрь
Таблица 2.8. Степени защиты электротехнических изделий от проникновения воды
электрические машины, предназначенные для работы во взрывоопасной среде и в особых климатических условиях (например, тропи-
ческих, при воздействии влажности, инея, химических реагентов, плесневых грибков и т. д.).
Первая цифра условного обозначения
Степень защиты
Специальная защита отсутствует Защита от проникновения внутрь оболочки большого участка поверхности человеческого тела, например руки, и от проникновения твердых тел размером свыше 50 мм
Защита от проникновения внутрь оболочки пальцев или предметов длиной не более 80 мм и от проникновения твердых тел размером свыше 12 мм Защита от проникновения внутрь оболочки инструментов, проволоки и т. д. диаметром или толщиной более 2,5 мм и от проникновения твердых тел размером более 1,0 мм Защита от проникновения внутрь оболочки проволоки и от проникновения твердых тел размером более 1 мм Проникновение внутрь оболочки пыли не предотвращено полностью. Однако пыль не может проникать в количестве, достаточном для нарушения работы изделия Проникновение пыли предотвращено полностью
Вторая цифра условного обозначения
Степень защиты
Защита отсутствует Защита от капель воды: капли воды, вертикально падающие на оболочку, не должны оказывать вредного воздействия на изделие
Защита от капель воды при наклоне оболочки до 15°: капли воды, вертикально падающие на оболочку, не должны оказывать вредного воздействия на изделия при наклоне его оболочки на любой угол до 15° относительно нормального положения
Защита от дождя: дождь, падающий на оболочку под углом 60° от вертикали, не должен оказывать вредного воздействия на изделие Защита от брызг: вода, разбрызгиваемая на оболочку в любом направлении, не должна оказывать вредного воздействия на изделие
Защита от водяных струй: струя воды, выбрасываемая в любом направлении на оболочку, не должна оказывать вредного воздействия на изделие Защита от волн воды: вода при волнении не должна попадать внутрь оболочки в количестве, достаточном для повреждения изделия
Защита при погружении в воду: вода не должна проникать в оболочку, погруженную в воду, при определенных условиях давления и времени в количестве, достаточном для повреждения изделия
Защита при длительном погружении в воду: изделия пригодны для длительного погружения в воду при условиях, установленных изготовителем
Таблица 2.9. Степени защиты электрических машин
Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/00850_energetica/008_Spravochnik_po_elektricheskim_mashinam_kopa_1988/013.htm
Как выбрать электродвигатель по степени защиты
Для обеспечения безопасности объекта и людей, работающих на нем, необходимо знать, как выбрать электродвигатель по степени защиты. Двигатели, как и любое другое электрооборудование, систематизируются по степени защиты и взрывобезопасности согласно правилам, установленным Международной Электротехнической Комиссией. В разных странах маркировка может обозначаться различными символами, но принцип систематизации везде одинаковый. В РФ степень защиты определяется согласно ГОСТ 14254-80.
Выполнение электродвигателей по способу защиты от окружающей среды
Степень защиты маркируется на шильдике латинскими буквами IP и двумя цифрами либо литерой Х, если она не определена. Существуют 7 степеней защиты от попадания внутрь жестких частиц (0-6) и 9 степеней от попадания воды (0-8). Двигатели подразделяются на следующие категории:
- Защищенного выполнения. Препятствием от попадания в механизм посторонних предметов (кроме капель воды, пыли, волокон и т.п.) служат перфорированные щитки или сетки, установленные на подшипниковых щитах. Они также предотвращают случайные прикосновения к токоведущим и вращающимся частям.
- Брызгозащищенного выполнения. Они имеют приспособление, не пропускающее внутрь капли, падающие вертикально или под углом 45 градусов.
- Закрытого выполнения. От проникновения пыли, волокон и брызг воды внутреннюю часть механизма защищает оболочка. Ребристая поверхность корпуса способствует быстрому охлаждению.
- Пылезащищенного выполнения. На двигатель устанавливается специальная уплотненная оболочка, препятствующая попаданию в механизм мелкой пыли.
- Закрытого обдуваемого выполнения. Воздух для обдувания внешних поверхностей агрегата подается с установленного снаружи механизма вентилятора, который защищен кожухом.
- Продуваемого выполнения. Внутренний механизм охлаждается инертным газом или воздухом, поступающим по трубам от вентилятора (собственного или установленного).
- Герметичного выполнения. Узлы двигателя защищены от любого воздействия окружающей среды изоляцией с очень высокой степенью плотности.
Климатическое выполнение двигателей
Согласно ГОСТ 15150-69 двигатели имеют климатические критерии, в соответствии с которыми они предназначаются для эксплуатации в:
- умеренном климате (У/N);
- прохладном климате (ХЛ/NF);
- тропическом сухом климате (ТС/ТА);
- тропическом влажном климате (ТВ/ТН);
- умеренном морском климате (М);
- любых районах моря (ОМ);
- любых климатических районах, кроме моря, включая реки и озера (O/U);
- любых макроклиматических районах суши и моря (В).
Категории размещения двигателей
По категории размещения двигатели бывают следующего исполнения:
- для работы на открытом воздухе;
- для работы в помещении с влажностью и температурой, приближенными к уличным;
- для работы в закрытых помещениях с естественной вентиляцией, без искусственного регулирования климата;
- для работы в закрытых помещениях с искусственно регулируемым климатом;
- для работы в помещениях с повышенным уровнем влажности.
Взрывозащищенное выполнение двигателей
Взрывозащищенность подразумевает защиту окружающей среды от возможности взрыва двигателя вследствие перегрева, искрения и т.д. Всего есть три уровня взрывозащищенности:
- 0 – для абсолютно взрывобезопасного оборудования;
- 1 – для агрегатов, взрывобезопасных при обычном режиме работы и при повреждениях;
- 2 – для двигателей, взрывобезопасных только при обычном режиме эксплуатации.
Перед тем, как выбрать электродвигатель по степени защиты, следует четко определить условия, в которых он будет использоваться.
Источник статьи: http://www.szemo.ru/press-tsentr/article/kak-vybrat-elektrodvigatel-po-stepeni-zashchity/
Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
Тенденции развития различных систем автомобиля, связанные с повышением экономичности, надежности, комфорта и безопасности движения, приводят к тому, что роль электрооборудования, в частности электропривода вспомогательных систем, неуклонно возрастает. В настоящее время даже на грузовых автомобилях устанавливается минимум 3-4 электродвигателя, а на легковых — 5 и более, в зависимости от класса.
Электроприводом называется электромеханическая система, состоящая из электродвигателя (или нескольких электродвигателей), передаточного механизма к рабочей машине и всей аппаратуры для управления электродвигателем. Основными устройствами автомобиля, где находит применение электропривод, являются отопители и вентиляторы салона, предпусковые подогреватели, стекло- и фароочистители, механизмы подъема стекол, антенн, перемещения сидений и др.
Требования, предъявляемые к электродвигателям, устанавливаемым в том или ином узле автомобиля, обусловлены режимами работы этого узла. При выборе типа двигателя необходимо сопоставить условия работы привода с особенностями механических характеристик различных видов электродвигателей. Принято различать естественную и искусственную механические характеристики двигателя. Первая соответствует номинальным условиям его включения, нормальной схеме соединений и отсутствию каких-либо добавочных элементов в цепях двигателя. Искусственные характеристики получаются при изменении напряжения на двигателе, включении добавочных элементов в цепи двигателя и соединении этих цепей по специальным схемам.
Структурная схема электронной системы управления подвеской
Одним из наиболее перспективных направлений в развитии электропривода вспомогательных систем автомобиля является создание электродвигателей мощностью до 100Вт с возбуждением от
постоянных магнитов. Применение постоянных магнитов позволяет в значительной мере повысить технико-экономические показатели электродвигателей: уменьшить массу, габаритные размеры повысить КПД. К преимуществам следует отнести отсутствие обмотки возбуждения, что упрощает внутренние соединения, повышает надежность электродвигателей. Кроме того, благодаря независимомувозбуждению все электродвигатели с постоянными магнитами могут быть реверсивными.
Принцип действия электрических машин с постоянными магнитами аналогичен общеизвестному принципу действия машин с электромагнитным возбуждением — в электродвигателе взаимодействие полей якоря и статора создает вращающий момент. Источник магнитного потока в таких электродвигателях — постоянный магнит. Полезный поток, отдаваемый магнитом во внешнюю цепь, не является постоянным, а зависит от суммарного воздействия внешних размагничивающих факторов. Магнитные потоки магнита вне системы электродвигателя и в электродвигателе в сборе различны. Причем для большинства магнитных материалов процесс размагничивания магнита необратим, так как возврат из точки с меньшей индукцией в точку с большей индукцией (например при разборке и сборке электродвигателя) происходит по кривым возврата, не совпадающим с кривой размагничивания (явление гистерезиса). Поэтому при сборке электродвигателя магнитный поток магнита становится меньше, чем он был перед разборкой электродвигателя.
В связи с этим важным преимуществом используемых в автотракторной промышленности оксидно-бариевых магнитов является не только их относительная дешевизна, но и совпадение в определенных пределах кривых возврата и размагничивания. Но даже в них при сильном размагничивающем воздействии магнитный поток магнита после снятия размагничивающих воздействий становится меньше. Поэтому при расчете электродвигателей с постоянными магнитами очень важен правильный выбор объема магнита, обеспечивающего не только рабочий режим электродвигателя, но и стабильность рабочей точки при воздействии максимально возможных размагничивающих факторов.
Электродвигатели предпусковых подогревателей. Предпусковые подогреватели используются для обеспечения надежного пуска ДВС при низких температурах.. Назначение электродвигателей этого типа — подача воздуха для поддержания горения в бензиновых подогревателях, подача воздуха, топлива и» обеспечение циркуляции жидкости в дизелях.
Особенностью режима работы является то, что при таких температурах необходимо развивать большой пусковой момент и функционировать непродолжительное время. Для обеспечения этих требований электродвигатели предпусковых подогревателей выполняются с последовательной обмоткой и работают в кратковременном и повторно-кратковременном режимах. В зависимости от температурных условий электродвигатели имеют различную продолжительность включения: при минус 5. минус 10 «С не более 20 мин; при минус 10. минус 2.5 °С не более 30 мин; при минус 25. минус 50 °С не более 50 мин.
Номинальная мощность большинства электродвигателей в предпусковых подогревателях составляет 180 Вт, частота их вращения равна 6500 мин» 1 .
Электродвигатели для привода вентиляционных и отопительных установок. Вентиляционные и отопительные установки предназначены для обогрева и вентиляции салонов легковых автомобилей, автобусов, кабин грузовых автомобилей и тракторов. Действие их основано на использовании тепла двигателя внутреннего сгорания, а производительность в значительной степени зависит от характеристик электропривода. Все электродвигатели такого назначения представляют собой двигатели длительного режима работы, эксплуатируемые при температуре окружающей среды минус 40. +70 °С. В зависимости от компоновки на автомобиле отопительной и вентиляционной установок электродвигатели имеют разное направление вращения. Эти электродвигатели одно- или двухскоростные в основном, с возбуждением от постоянных магнитов. Двухскоростные электродвигатели обеспечивают два режима работы отопительной установки. Частичный режим работы (режим низшей скорости, а следовательно, и низшей производительности) обеспечивается за счет дополнительной обмотки возбуждения.
Кроме отопительных установок, использующих тепло ДВС, находят применение отопительные установки независимого действия. В этих установках электродвигатель, имеющий два выходных вала, приводит во вращение два вентилятора, один направляет холодный воздух в теплообменник, а затем в отапливаемое помещение, другой подает воздух в камеру горения.
Применяемые на целом ряде моделей легковых и грузовых автомобилей электродвигатели отопителей имеют номинальную мощность 25-35 Вт и номинальную частоту вращения 2500-3000 мин 1 .
Электродвигатели для привода стеклоочистителъных установок. К электродвигателям, используемым для привода стеклоочистителей, предъявляются требования обеспечения жесткой механической характеристики, возможности регулирования частоты вращения при различных нагрузках, повышенного пускового момента. Это связано со спецификой работы стеклоочистителей — надежной и качественной очистки поверхности ветрового стекла в различных климатических условиях.
Для обеспечения необходимой жесткости механической характеристики используются двигатели с возбуждением от постоянных магнитов, двигатели с параллельным и смешанным возбуждением, а для увеличения момента и снижения частоты вращения используется специальный редуктор. В некоторых электродвигателях редуктор выполнен как составная часть электродвигателя. В этом случае электродвигатель называют моторедуктором. Изменение скорости электродвигателей с электромагнитным возбуждением достигается изменением тока возбуждения в параллельной обмотке. В электродвигателях с возбуждением от постоянных магнитов изменение частоты вращения якоря достигается установкой дополнительной щетки.
На рис. 8.2 приведена принципиальная схема электропривода стеклоочистителя СЛ136 с электродвигателем на постоянных магнитах. Режим прерывистой работы стеклоочистителя осуществляется включением переключателя 5А в положение III. В этом случае цепь якоря 3 электродвигателя стеклоочистителя является следующей : «+» аккумуляторной батареи GВ — термобиметаллический преобразователь 6 — переключатель SА (конт. 5, 6) — контакты K1:1 — SА (конт. 1, 2) — якорь — «масса». Параллельно якорю через контакты К1:1 к аккумуляторной батарее подключается чувствительный элемент (нагревательная спираль) электротеплового реле КК1. Через определенное время нагрев чувствительного элемента приводит к размыканию контактов электротеплового реле КК1:1. Это вызывает размыкание цепи питания обмотки реле К1. Это реле отключается. Его контакты К1:1 размыкаются, а контакты К1:2 становятся замкнутыми. Благодаря контактам реле К1:2 и контактам конечного выключателя 80 электродвигатель остается подключенным к аккумуляторной батарее до тех пор, пока щетки стеклоочистителя не займут исходное положение. В момент укладки щеток кулачок 4 размыкает контакты 80, в результате чего электродвигатель останавливается. Очередное включение электродвигателя произойдет, когда чувствительный элемент электротеплового реле КК1 остынет и это реле вновь отключится. Цикл работы стеклоочистителя повторяется 7-19 раз в минуту. Режим малой скорости обеспечивается путем включения переключателя в положение И. При этом питание якоря 3 электродвигателя осуществляется через дополнительную щетку 2, установленную под углом к основным щеткам. В этом режиме ток проходит только по части обмотки якоря 3. что является причиной уменьшения частоты вращения якоря. Режим большой скорости стеклоочистителя происходит при установке переключателя ЗА в положение I. При этом питание электродвигателя осуществляется через основные щетки и ток проходит по всей обмотке якоря. При установке переключателя ЗА в положение IV напряжение подается на якори 3 и 1 электродвигателей стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла и происходит их одновременная работа.
Рис. 8.2. Принципиальная схема электропривода стеклоочистителя:
1 — якорь электродвигателя омывателя; 2 — дополнительная щетка;
3 — якорь электродвигателя стеклоочистителя; 4 — кулачок;
5 — реле времени; б — термобиметаллический предохранитель
После выключения стеклоочистителя (положение переключателя «О»-) благодаря конечному выключателю 50 электродвигатель остается включенным до момента укладки щеток в исходное положение. В этот момент кулачок 4 разомкнет цепь и двигатель остановится. В цепь якоря 3 электродвигателя включен термобиметаллический предохранитель 6, который предназначен для ограничения силы тока в цепи при перегрузке.
Работа стеклоочистителя при моросящем дожде или слабом снеге осложняется тем, что на ветровое стекло попадает мало влаги. По этой причине увеличиваются трение и износ щеток, а также расход энергии на очистку стекла, что может вызвать перегрев приводного двигателя. Периодичность включения на один — два такта и выключение, осуществляемое водителем вручную, неудобны , да и небезопасны, так как внимание водителя на короткое время отвлекается I от управления автомобилем. Поэтому для организации кратковременного включения стеклоочистителя система управления электродвигателем дополняется электронным регулятором тактов, который через определенные промежутки времени автоматически выключает электродвигатель стеклоочистителя на один — два такта. Интервал между остановками стеклоочистителя может изменяться в пределах 2-30 с. Большинство моделей электродвигателей стеклоочистителей имеет номинальную мощность 12-15 Вт и номинальную частоту вращения 2000-3000 мин’ 1 .
В современных автомобилях получили распространение стеклоомыватели переднего стекла и фароочистители с электрическим приводом. Электродвигатели омывателей и фароочистителей работают в повторно-кратковременном режиме и выполняются с возбуждением от постоянных магнитов, имеют небольшую номинальную мощность (2,5-10 Вт).
Помимо перечисленных назначений, электродвигатели используются для привода различных механизмов: подъема стекол дверей и перегородок, перемещения сидений, привода антенн и др. Для обеспечения большого пускового момента эти электродвигатели
Источник статьи: http://helpiks.org/8-44004.html