Признаки развозной торговли для целей применения ЕНВД
Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов
Развозная торговля является одним из видов предпринимательской деятельности, в отношении которой может применяться ЕНВД (пп. 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ во взаимосвязи с абзацами 16-17 ст. 346.27 НК РФ).
В то же время в НК РФ признаки развозной торговли приведены, на наш взгляд, недостаточно конкретно, что влечет спорные вопросы при применении ЕНВД в отношении данного вида деятельности.
Рассмотрим закрепленные в НК РФ признаки развозной торговли с учетом подходов, сложившихся к настоящему времени в правоприменительной практике, и попытаемся сформировать доступное для рядовых налогоплательщиков представление о данном виде ЕНВД-деятельности.
Итак, согласно абз. 17 ст. 346.27 НК РФ развозная торговля – розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только с транспортным средством. К данному виду торговли относится торговля с использованием автомобиля, автолавки, автомагазина, тонара, автоприцепа, передвижного торгового автомата.
Из приведенного определения можно вычленить следующие существенные признаки развозной торговли:
1. Развозная торговля – это всегда нестационарная (мобильная) торговля, не привязанная к конкретному месту. Рассматриваемый признак предполагает потенциальную (именно потенциальную) возможность беспрепятственно изменять место торговли, но вовсе не обязывает систематически изменять место торговли.
Таким образом, например, если предприниматель ежедневно, из года в год, осуществляет торговлю со специализированного транспортного средства на одном и том же месте на ярмарке, это само по себе не лишает такую торговлю статуса развозной торговли (в рассматриваемой ситуации у предпринимателя имеется потенциальная возможность изменить место торговли).
И, напротив, если торговля осуществляется на одном и том же месте, например, из автомагазина, у которого отсутствуют двигатель и колеса, такая торговля формально развозной торговлей считаться не может (в рассматриваемой ситуации автомагазин лишен признака мобильности, и используется в качестве некоего аналога киоска).
Возможность временного подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, на наш взгляд, не исключает признак нестационарности (мобильности). По крайней мере, в п. 16 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст) нестационарный торговый объект определяется вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения.
Соответственно, если, например, предпринимателю при торговле на ярмарке из автомагазина организаторы ярмарки предоставляют возможность временно подключиться к сети электроснабжения и (или) водоснабжения, это само по себе не лишает такую торговлю статуса развозной торговли.
2. Развозная торговля осуществляется с использованием специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств.
Что в рассматриваемом контексте считать специализированным транспортным средством для торговли и специально оборудованным для торговли транспортным средством в НК РФ не уточняется. Не удалось нам обнаружить соответствующих критериев и в иных нормативных актах.
Полагаем, что для целей определения развозной торговли под специализированным транспортным средством для торговли следует понимать транспортное средство, которое изначально произведено или дооборудовано (путем «капитальной» установки оборудования на шасси) в качестве транспортного средства для развозной торговли.
Специально оборудованным для торговли транспортным средством, полагаем, следует считать транспортное средство, которое по своим функциональным характеристикам изначально предназначено для перевозки пассажиров или грузов, но в конкретные периоды времени (эпизодически или регулярно) оборудуется для развозной торговли (путем применения весов, мерных емкостей, кассовых аппаратов или чек-принтеров и др.) и используется в качестве такового.
В абз. 17 ст. 346.27 НК РФ исчерпывающим образом перечисляются некоторые виды таких специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств:
— автомобиль (не забудем про общий критерий – специализированный или специально оборудованный);
— передвижной торговый автомат.
Учитывая, что в абз. 17 ст. 346.27 НК РФ используется, в том числе, и общая категория – специализированный или специально оборудованный автомобиль – полагаем, для целей определения развозной торговли следует использовать также и конкретные виды специализированных или специально оборудованных автотранспортных средств, перечисленные в п. 73 ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. № 582-ст):
А вот в отношении указанных в п. 73 ГОСТ Р 51303-2013 магазина-вагона и магазина-судна вопрос спорный. Ни под один из перечисленных в абз. 17 ст. 346.27 НК РФ видов транспортных средств магазин-вагон и магазин-судно не подпадают. Соответственно, учитывая отсутствие правоприменительной практики, полагаем, отнесение магазина-вагона и магазина-судна к специализированным или специально оборудованным транспортным средствам (в контексте абз. 17 ст. 346.27 НК РФ) может вызвать споры с налоговыми органами.
3. При развозной торговле использование специализированных или специально оборудованных для торговли транспортных средств должно сопровождаться также применением мобильного оборудования. К такому мобильному оборудованию, на наш взгляд, относятся, например, весы, мерные емкости, мерные линейки (рулетки), кассовые аппараты или чек-принтеры, прилавки, демонстрационные столы, стеллажи, манекены, вешалки, зонты, навесы, козырьки, холодильники (витрины-холодильники), оборудование для обустройства рабочего места продавца.
Обратим внимание, в гл. 26.3 НК РФ развозная торговля ассортиментом не ограничивается. Т.е. это может быть как торговля продовольственными товарами, живой рыбой, раками, моллюсками, птицей, иными животными, так и непродовольственными товарами. Исходя из сущности развозной торговли, это, как правило, торговля товарами народного потребления (в понимании, закрепленном в п. 161 ГОСТ Р 51303-2013), однако не исключается и торговля товарами, не относящимися к таковым (например, торговля бланками бухгалтерской документации, бланками документов бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности – см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30 октября 2013 г. по делу № А32-10201/2011).
Следует также принимать во внимание выработанные в правоприменительной практике некоторые правовые позиции по вопросу о квалификации развозной торговли.
Так, например, в Письме Минфина РФ от 02 декабря 2008 г. № 03-11-05/284 указывается, что торговля путем приема заказов по телефону с последующей доставкой товаров покупателям не может быть отнесена к развозной торговле. В то же время, например, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07 мая 2009 г. по делу № А56-35181/2008 сделал вывод, что продажа товаров путем приема заявок по телефону с последующей доставкой товара покупателям подпадает под развозную торговлю при условии, что оплата товара и оформление купли-продажи (выдача чека) производятся непосредственно при отпуске товаров с автомашины.
По нашему мнению, продажа товаров по принципу «заказ/заявка – доставка» может быть признана развозной торговлей при соблюдении следующих условий:
— купля-продажа, ее оформление, оплата товаров происходят именно при доставке товаров (что предполагает, в частности, право покупателя свободно отказаться от купли-продажи доставленных товаров и право выбора среди предложенных товаров);
— при доставке товаров водителем или иным сопровождающим лицом в силу должностных либо договорных обязанностей выполняются, в том числе, функции продавца (демонстрация товаров, оформление купли-продажи, прием и оформление оплаты), т.е. доставка не должна ограничиваться только операцией «сдал-принял».
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 01 марта 2010 г. по делу № А55-10823/2009 подчеркивается, что развозная торговля как способ организации нестационарной торговой сети характеризуется несвязанностью с какими-либо объектами недвижимого имущества и высокой степенью мобильности. Отсутствие разрешений административных органов на торговлю, отсутствие договоров аренды торговых мест или земельных участков, отсутствие факта оплаты за использование торговых мест или земельных участков само по себе не лишает торговлю статуса развозной торговли.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 23 декабря 2013 г. по делу №А32-17083/2012 признал недопустимым квалификацию деятельности в качестве развозной торговли при наличии следующих признаков:
— товар развозился только по заявкам покупателей согласно ранее заключенным договорам на оптовую поставку товара;
— какая-либо развозная розничная торговля с автомашин на ярмарках, рынках и иных местах не производилась;
— автотранспортные средства не были оборудованы для осуществления розничной торговли, контрольно-кассовая техника отсутствовала;
— при доставке товаров покупателям присутствовали только водители и грузчики, функции продавцов ими не выполнялись.
К развозной торговле относится, в том числе, торговля с использованием передвижных торговых автоматов. При этом к передвижным торговым автоматам относятся торговые автоматы, применяемые только с транспортным средством (Письма Минфина РФ от 25 января 2008 г. № 03-11-04/3/21, от 28 марта 2011 г. № 03-11-11/72).
Источник статьи: http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a44/882856.html
Перевозка грузов и пассажиров на ЕНВД и продажа транспорта
Автор: Сухов А. Б., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Многим налогоплательщикам, которые занимаются перевозкой грузов или пассажиров, удобен спецрежим в виде уплаты ЕНВД. Он облегчает учет и позволяет уменьшить сумму платежей в бюджет.
Рассчитать этот налог при осуществлении названного вида деятельности довольно просто – его величина зависит от количества применяемых налогоплательщиком автотранспортных средств. Но возникают вопросы в случае, если плательщик вынужден реализовать одно из своих автотранспортных средств.
Если «вмененщик» занимается перевозками, у него может создаться впечатление, что и все операции с автотранспортными средствами, которые он использует для перевозок, тоже происходят в рамках данного спецрежима. Формально этот вывод не лишен оснований. Но только не с точки зрения налогового законодательства.
Как сказано в пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, система налогообложения в виде уплаты ЕНВД может применяться в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Указанный вид деятельности осуществляется в соответствии со ст. 785 и 786 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти его в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа – и за его провоз (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Отдельным видом деятельности согласно п. 1 ст. 454 ГК РФ является купля-продажа. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Из самого названия спецрежима в виде уплаты ЕНВД следует, что он применяется исключительно в отношении определенного вида деятельности, в рассматриваемом случае – одного из тех, которые осуществляются в соответствии со ст. 785 и 786 ГК РФ.
Следовательно, реализация автотранспортного средства, которое использовалось на «вмененке» при перевозках, должна облагаться в рамках иного режима налогообложения, который для налогоплательщика является основным – общего режима или УСНО.
Налог на прибыль
В рамках общего режима юридические лица платят налог на прибыль. Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации они признают выручку от реализации товаров – как собственного производства, так и ранее приобретенных. Она определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ). На основании пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества полученный от нее доход уменьшается на остаточную стоимость этого имущества, определяемую в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ. Уплата ЕНВД не подразумевает начисление амортизации по объектам основных средств, которые используются в рамках этого спецрежима.
Тем не менее в Письме Минфина России от 16.11.2010 № 03-11-06/3/159 указано, что организация, применяющая спецрежим в виде уплаты ЕНВД, при реализации объекта основных средств, созданного (или, очевидно, приобретенного) до перехода на указанный режим налогообложения (в период применения ОСНО), вправе уменьшить доходы от реализации объекта на его остаточную стоимость, определенную на дату его реализации в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.
В Постановлении ФАС ЗСО от 01.03.2012 по делу № А81-2398/2011 поясняется: если в налоговом учете организации, осуществляющей деятельность, облагаемую ЕНВД, сформирована остаточная стоимость основного средства, то при его реализации организация вправе уменьшить доходы от нее на остаточную стоимость ОС, а также на расходы, непосредственно связанные с его реализацией. Это возможно как раз в случае, если основное средство было приобретено до того, как налогоплательщик перешел на уплату ЕНВД.
Если же ОС было приобретено в период применения данного спецрежима и сразу же использовалось на нем, то доход от его реализации, по мнению судей, налогоплательщик может уменьшить на величину первоначальной стоимости основного средства, поскольку амортизация в целях налогового учета не начислялась и первоначальная стоимость не уменьшалась.
Предприниматели на общем режиме облагают полученный доход НДФЛ. Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при установлении облагаемой НДФЛ базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им в денежной или натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
В силу п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 – 221 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы согласно п. 3 ст. 210 НК РФ право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. На основании пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ, исходя из сумм доходов от осуществления такой деятельности.
При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, предприниматель определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».
Из всех этих положений в совокупности следует, что ИП может уменьшить доход, полученный только от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением такого дохода.
Кроме того, согласно пп. 4 п. 15 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей стоимость реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг отражается с учетом фактических затрат на их приобретение, выполнение, оказание и реализацию. Доходы от реализации основных средств определяются как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью ОС.
Следовательно, ИП вправе уменьшить доход от реализации транспортного средства, которое использовалось в предпринимательской деятельности, на суммы профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 221 НК РФ. Минфин в Письме от 17.05.2018 № 03-04-07/33288 уточнил: это право действует при условии, что реализация произошла, пока физическое лицо еще имело статус предпринимателя.
Обратите внимание: состав расходов, принимаемых к профессиональному вычету, налогоплательщик определяет самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл. 25 НК РФ (см. Постановление АС УО от 13.08.2014 № Ф09-4624/14 по делу № А60-39692/2013).
Если на момент реализации автотранспортного средства статус предпринимателя утрачен, то физическому лицу нельзя будет применить и имущественный вычет, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ. Ведь имущество использовалось в предпринимательской деятельности, что согласно пп. 4 п. 2 ст. 220 НК РФ исключает применение данного вычета (Письмо Минфина России от 20.07.2016 № 03-11-11/42531). По этой же причине нельзя применить имущественный вычет в период, пока физическое лицо является предпринимателем. Исключение – ситуация, когда есть доказательства, что автотранспортное средство использовалось исключительно в личных целях (см. Постановление АС ПО от 04.04.2017 № Ф06-18892/2017 по делу № А65-13298/2016).
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения на УСНО учитывается доход от реализации основного средства. Пунктом 1 ст. 346.16 НК РФ установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСНО. Данный перечень является закрытым.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, налогоплательщик вправе уменьшить полученные им доходы на расходы, связанные с приобретением основных средств. По мнению Минфина, изложенному в Письме от 29.01.2016 № 03-11-09/4088, указанные расходы учитываются только при приобретении основных средств, используемых при осуществлении предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках УСНО (пп. 1 п. 3, абз. 8 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, а также пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Это означает, что если реализованное имущество не использовалось в предпринимательской деятельности, облагаемой налогом в рамках УСНО (например, использовалось в перевозках, переведенных на уплату ЕНВД), то при определении базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, доходы от реализации данного имущества не могут быть уменьшены на расходы на его приобретение (см. Постановление АС УО от 20.02.2018 № Ф09-8373/17 по делу № А76-6739/2017).
Данный подход можно признать вполне справедливым – но кроме случая, когда автотранспортное средство реализуется уже после того, как налогоплательщик перестал применять спецрежим в виде уплаты ЕНВД (то есть в момент реализации он применял только УСНО).
Подпунктом 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что основное средство может быть поставлено на учет в целях обложения единым налогом на УСНО после того, как оно использовалось в рамках другого режима налогообложения.
Согласно абз. 3 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ на дату перехода на УСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» организации, применяющей систему налогообложения в виде уплаты ЕНВД, в налоговом учете отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств до перехода на УСНО. Она определяется как разница между ценой приобретения (сооружения, изготовления) основных средств и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством РФ о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД. Такой расчет делается специально для названных целей независимо от того, что расходы в виде амортизационных отчислений в целях уплаты ЕНВД не учитываются.
Предположим, что приобретенное основное средство налогоплательщик стал использовать и в перевозках, переведенных на уплату ЕНВД, и в виде деятельности, облагаемом единым налогом на УСНО. Тогда получится, что условие пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ выполнено и основное средство можно учесть в целях УСНО – ведь оно используется в рамках этого спецрежима, хоть и не все рабочее время. Ограничения по степени использования актива в данной норме нет, значит, и расходы на его приобретение разрешается признать в случае реализации основного средства.
Впрочем, этот вывод выглядит спорным и наверняка вызовет сомнения у налоговиков.
Источник статьи: http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a44/955028.html