- В каких случаях и как уступать дорогу спецтранспорту с включенными проблесковыми маячками и машинам с синими мигалками
- В каких случаях нужно уступить дорогу автомобилю с проблесковыми маячками
- Что значит «уступить дорогу» и как это делать
- Штраф за «не уступил дорогу»
- ПДД: Применение специальных сигналов
- Увидел сзади ДПС с включенной «мигалкой». Что делать и как понять, что они ее используют правомерно?
- Что написано о спецсигналах в ПДД
- Не только права, но и обязанности
- Кто будет виноват в ДТП?
- «Двойники» и «такси» с мигалками
В каких случаях и как уступать дорогу спецтранспорту с включенными проблесковыми маячками и машинам с синими мигалками
К вам приближается автомобиль с включёнными проблесковыми маячками. Уступать дорогу или нет? И если не уступить дорогу, то какой штраф ждёт? Разбираемся в этой статье.
В каких случаях нужно уступить дорогу автомобилю с проблесковыми маячками
Все случаи, когда необходимо уступить дорогу спецтранспорту или другим автомобилям с мигалками (например, правительственным) прописаны в пункте 3.2 ПДД:
«При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств)».
То есть дорогу машине с мигалками уступать нужно только при ОДНОВРЕМЕННОМ выполнении ДВУХ УСЛОВИЙ:
1. Включены проблесковые маячки синего или красного и синего цветов
2. Включён звуковой сигнал.
Если у машины включены красные и синие маячки, звуковой сигнал, есть цветографическая схема и она сопровождает другое ТС или колонну, то уступать дорогу нужно всем.
Заметьте, уступать дорогу нужно только спецтранспорту с синими или сине-красными маячками, с жёлтыми и оранжевыми — нет.
Что значит «уступить дорогу» и как это делать
Понятие «уступить дорогу» прописано в ПДД в общих положениях:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость».
В интернете достаточно много рассуждений и споров по поводу этого определения, но по факту суть такая — вы должны убрать машину с дороги мигалки или просто ничего не делать, например, спокойно стоять на обочине, как и стояли, или продолжать движение по своей полосе.
Иногда возникают сложности. К примеру, вы стоите в пробке в левой полосе и вдруг сзади материализуется автомобиль с мигалками и сиреной. В таком случае включайте правый поворотник и скорее всего вас пропустят в правую полосу и вы «уступите дорогу».
Если же пробка такая, что некуда «воткнуться», то тут хорошо иметь видерегистратор, чтобы всё подробно зафиксировать. Если вдруг вас «поймают», то запись поможет доказать, что вы физически не смогли никуда деть свой автомобиль и фактически ничего не нарушили.
К сожалению, каждый случай «не предоставления преимущества» в конкретной дорожной ситуации уникальный и общих рекомендаций дать нельзя.
Штраф за «не уступил дорогу»
Все виды наказаний за «не уступил дорогу» автомобилю с включенными проблесковыми маячками и мигалками прописаны в статье 12.17 КоАП.
1. Если не уступил дорогу машине без цветографических схем, например, «правительственному» чёрному мерседесу с синей мигалкой, то наказание — предупреждение или штраф 500 руб.
«1. Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству, а равно транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей».
2. Если не уступил дорогу спецтранспорту с цветографическими схемами (скорой, пожарной, ГИБДД, ФСБ и т. д.), то наказание более существенное — штраф от 3 000 до 5 000 руб. или лишение прав от 3 месяцев до 1 года.
«2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех месяцев до одного года».
3. Особое внимание — скорой помощи. Если не уступил дорогу скорой и это повлекло за собой серьёзный вред здоровью пациента или даже его смерть, то наказание внушительное, вплоть до лишения свободы до 4 лет. Подробнее мы уже писали в статье «Не пропустили скорую? Штраф от 3000 рублей или в тюрьму».
Приходите учиться в автошколу Фортуна-Авто. С нами вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю! Классы автошколы:
Источник статьи: http://frt-avto.ru/eto-nado-znat/ustupit-dorogu-probleskovye-mayachki/
ПДД: Применение специальных сигналов
Всего ПДД выделяют 3 вида проблесковых маячков:
- синего (сине-красного) цвета;
- желтого или оранжевого цвета;
- бело-лунного цвета.
Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (иногда + красный), при условии обеспечения безопасности движения, могут отступать от указаний дорожных знаков и разметки, а также от некоторых положений правил дорожного движения (сигналы светофора; расположение транспортных средств на проезжей части; скорость движения; остановка и стоянка; проезд перекрестков; проезд железнодорожных переездов; движение по автомагистралям; движение в жилых зонах; и т.д.). Однако, для водителей таких транспортных средств остаются обязательными сигналы регулировщика .
Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись , что им уступают дорогу.
Теми же правами пользуются водители транспортных средств, которых сопровождают транспортные средства, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
При приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу (т.е. «не создать помех») для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства.
Запрещается выполнять обгон транспортного средства, с включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом, а также те автомобили, которые он сопровождает.
Приближаясь к стоящему транспортному средству с включенным проблесковым маячком синего цвета, водитель должен снизить скорость, чтобы иметь возможность немедленно остановиться в случае необходимости .
Если на оперативном транспорте, оборудованном синим маячком, спецсигнал выключен, то уступать ему дорогу не требуется. Такое ТС по прежнему имеет право отступать от ПДД, но не пользуется преимуществом. Однако, если Вы видите приближающийся автомобиль скорой, пожарной или полиции с включенным маячком, уступите им дорогу — зачастую они включают звуковой сигнал только в случае острой необходимости.
Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности.
Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета должен быть включен на транспортных средствах в следующих случаях:
- при выполнении работ по строительству или ремонту дорог;
- при погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств;
- при перевозке крупногабаритных или опасных грузов;
- при сопровождении ТС, перевозящих крупногабаритные, и опасные грузы;
- при сопровождении организованных групп велосипедистов при проведении тренировочных мероприятий на автомобильных дорогах общего пользования;
- при организованной перевозке группы детей.
Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого цвета могут отступать от требований некоторых дорожных знаков (кроме знаков приоритета, ограничения массы, ширины и высоты, опасность, обгон запрещен).
Водители ТС с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета имеют право:
- вне населенных пунктов, а также на магистралях, двигаться по левым полосам движения при свободных правых;
- на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, двигаться по любым полосам и перестраиваться независимо от того, превышает их скорость движения 40 км/ч или нет;
- в необходимых случаях двигаться по трамвайным путям и линиям разметки;
- при повороте на дорогу с реверсивным движением занимать нужные для выполнения работ полосы;
- отступать от положений правил, устанавливающих порядок движения на автомагистралях.
Правила дорожного движения требуют не препятствовать работе таких транспортных средств.
Маячками бело-лунного цвета и специальным звуковым сигналом оборудуются транспортные средства организаций федеральной почтовой связи и транспортные средства, перевозящие денежную выручку и/или ценные грузы.
Водители таких транспортных средств могут включать проблесковый маячок бело-лунного цвета и специальный звуковой сигнал только при нападениях на них.
Проблесковый маячок бело-лунного цвета не дает преимущества в движении и служит только для привлечения внимания сотрудников полиции и иных лиц.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e8ad94992068043c116dc7f/pdd-primenenie-specialnyh-signalov-5ebf78c984a8a27314378dee
Увидел сзади ДПС с включенной «мигалкой». Что делать и как понять, что они ее используют правомерно?
Правила дорожного движения дают преимущество на дороге тем автомобилям, у которых включены проблесковые маячки и специальный звуковой сигнал. Но это не однозначное преимущество – водители таких авто тоже имеют определенные обязанности. Мы разобрались в вопросе и готовы рассказать своим читателям все, что нужно знать о спецсигналах и ответственности за их использование.
Что написано о спецсигналах в ПДД
Правила дорожного движения написаны понятно и логично, особенно в той части, которая касается приоритета в движении. Все знают, что почти в любой ситуации на дороге есть те, кто должен уступать дорогу и те, кому ее нужно уступать. Кроме того, существует четкая и понятная иерархия способов определения приоритетности: наивысший имеет регулировщик, затем идут светофоры, дорожные знаки и разметка.
В ряде ситуаций приоритет определяется ПДД и не зависит от знаков или светофора. Например, при начале движения нужно уступить дорогу всем, кто уже находится на дороге, а при перестроении приоритет у того водителя, который не меняет направления движения.
Но есть одна категория транспортных средств, которая может не придерживаться требований разметки, знаков приоритета и светофоров – это автомобили с включенными специальными сигналами (требования регулировщика они все же обязаны выполнять). Спецсигналы – это:
- включенные проблесковые маячки синего цвета (а у автомобилей ДПС, ФСО, ФСБ и ВАИ – еще и красного цвета);
- включенный специальный звуковой сигнал (сирена);
- специальные цветографические схемы на авто (для автомобилей специальных и оперативных служб).
При этом приоритет такие транспортные средства имеют только в том случае, если включают одновременно проблесковый маячок синего (а иногда и красного) цвета и звуковой сигнал.
Правила дорожного движения говорят о правах таких водителей следующее:
- если на автомобиле включены одновременно проблесковый маячок и звуковой сигнал , его водитель может не выполнять требования ПДД по части приоритета (кроме сигналов регулировщика).
С одной важнейшей оговоркой – убедившись, что другие транспортные средства уступают дорогу такому автомобилю.
Другими словами, автомобилям с включенной сиреной и «мигалкой» (и тем, кого они сопровождают) при движении нужно уступить дорогу, их нельзя обгонять, а если такое авто стоит на месте, перед ним нужно сбросить скорость. А если включена только «мигалка» – дорогу можно не уступать, а спецсигнал несет лишь информационную функцию.
Здесь нужно напомнить суть требования «уступить дорогу» – не начинать, возобновлять или продолжать движение, если из-за этого ТС, имеющее преимущество в движении, будет вынуждено изменить направление или скорость движения. То есть, если движущийся сзади автомобиль ДПС включает сирену и «мигалку», водителю нужно будет сделать что-то, чтобы спецавтомобиль проехал без помех – например, принять вправо или даже остановиться.
Кстати, требования уступить дорогу автомобилю со спецсигналами распространяется не только на автомобили – пешеходы не имеют права начинать переходить дорогу, если к переходу приближается такой автомобиль, а если уже начали переходить – то должны вернуться обратно.
Кроме синих и красных маячков, правилами прописаны еще 2 цвета, использующиеся в ряде случаев:
- желтый или оранжевый. Не дают приоритета в движении и нужны для предупреждения об опасности. Используются при строительных или ремонтных работах на дорогах, при сопровождении тяжелых или крупных ТС, при перевозках групп детей.
Важно: такой маячок позволяет автомобилю не выполнять требования большинства дорожных знаков (за исключением некоторых – в том числе «Уступи дорогу»). Например, автомобиль может выезжать на встречную полосу, ехать в крайней левой полосе на любой скорости, останавливаться там, где это запрещено. Есть и условия: это можно делать лишь при необходимости, и соблюдая правила безопасности дорожного движения.
Раз в ПДД есть обязанность для водителей, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение. А в случае со спецсигналами ответственность может быть не только административная, но и уголовная:
- административная – к ней привлекают тех, кто не предоставил преимущества ТС с включенными спецсигналами. Штраф составляет 500 рублей (в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей). А если водитель не уступил дорогу машине со специальной раскраской (скорая, МЧС, полиция) – его могут оштрафовать на 3000-5000 рублей и лишить прав на 1-3 месяца;
- уголовная – она грозит в том случае, если из-за непредоставления преимущества спецтранспорту кто-то погибнет (например, пациент в машине скорой помощи). Водителю может грозить обвинение по статье 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности), по ней предусматриваются принудительные или исправительные работы, а также ограничение свободы на срок до 2 лет.
Так что машинам со спецсигналами лучше уступать дорогу. Но вот что делать, если их водители злоупотребляют своими правами?
Не только права, но и обязанности
Есть самое важно, о чем часто не вспоминают, говоря о приоритете автомобилей со спецсигналом. Это – то, что их водители обязаны удостовериться в том, что их маневр (например, проезд под знак «Уступи дорогу» или на красный сигнал светофора) будет безопасным.
Например, автомобиль «Скорой помощи» с тяжелым пациентом спешит в больницу, водитель включил сирену и проблесковый маячок. Он приближается к перекрестку со светофором, на котором для него горит красный сигнал. Он имеет право проехать на него, но только если убедится – его пропускают автомобили, для которых проезд разрешен. Обычно такие автомобили притормаживают перед перекрестками, а водители других машин, услышав сирену, более внимательно смотрят по сторонам, чтобы не спровоцировать ДТП.
Другой вопрос – когда именно водители спецавтомобилей имеют право включать сирену и маячок. Закон прописывает это достаточно расплывчато – как говорит Максим Демченко из Финуниверситета, право включить сигналы дает выполнение неотложного служебного задания:
Согласно п. 3.1 Правил дорожного движения водители транспортных средств могут воспользоваться правом включения проблесковых маячков и специальным сигналом выполняя неотложное служебное задание. То есть исходя из установленных правил, просто так, без оснований воспользоваться приоритетом на дороге они не могут.
Убедиться, что машина ДПС едет с включёнными мигалками, другими словами, как понять, что мигалки включены «по делу», а не просто начальник спешит на дачу, чтобы отметить день рождения друга другие водители права не имеют, это прерогатива только руководства соответствующей службы.
Правомерность пользования мигалками сотрудниками ДПС имеют право должностные лица из структуры МВД, курирующие деятельности ГИБДД и непосредственные руководители экипажей ГИБДД.
Максим Демченко, к. ю. н., заместитель декана по научной работе Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ.
Правда, учитывая, сколько спецавтомобилей возят высоких и не очень чиновников с включенными сигналами (из-за которых часто перекрываются дороги и создаются пробки), становится понятно – неотложное служебное задание может быть очень разным.
Но проблема в том, что рядовой водитель никак не сможет узнать – он вынужден уступить дорогу машине ДПС, которая едет по экстренному вызову (например, на серьезное ДТП) или водителю которой просто надоело ехать как все. Формально узнать причину можно, но только постфактум, говорит юрист Сергей Домрачев:
В соответствии с законом уступать дорогу надо всегда при соблюдении указанных выше условий вне зависимости от того, куда и с какой целью движется автомобиль специальных служб. В рамках ПДД это вообще не имеет никакого правового значения. Поэтому у водителей нет права, например, не уступить и узнать у водителей специализированного транспорта цель их поездки. Это совершенно бессмысленно и даже вредно (представьте каждый водитель будет останавливать пожарную машину, спешащую на вызов). Другое дело, что никто не запрещает водителям, как гражданам, направить обращение в соответствующий орган власти и поинтересоваться, действительно ли был вызов. На него обязаны ответить в установленные законом сроки. При наличии подозрений в ложности использования мигалок можно обратиться на «горячую линию» или в службу собственной безопасности ведомства.
Если будет установлен факт использования служебного транспорта сотрудниками ДПС в личных целях, в том числе с использованием мигалок, то это будет являться поводом для проведения служебной проверки и привлечения виновного к дисциплинарной ответственность вплоть до увольнения. Более того виновный сотрудник может быть привлечен даже к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, например, если в результате неправомерного использования мигалок было спровоцировано ДТП или было остановлено транспортное средство с находящимся в нем тяжелобольным человеком, который умер, не успев добраться до больницы.
Сергей Домрачев, частнопрактикующий юрист.
Конечно, в МВД или в МЧС вряд ли смогут подробно расписать в ответе, куда именно и по какой причине двигался автомобиль – но там хотя бы напишут, имел он право включать сигналы, или это «самодеятельность» конкретного сотрудника.
И если водитель автомобиля с «мигалкой» действительно не имел право на использование сигнала, ему грозят неприятности, говорит юрист Андрей Харчиков:
В соответствии с Административным регламентом и Законом «О полиции» инспектор по Вашему требованию обязан показать служебное удостоверение (не передавая его в руки водителя). Для того, чтобы проверить точно ли сотрудник находится при исполнении (осуществляет неотложный выезд с использованием спецсигналов), Вы можете позвонить в подразделение ГИБДД, где служит инспектор и проверить действительно ли он использует спецсигнал «по делу» или нет. Инспектор должен сообщить Вам телефонный номер подразделения.
Контролирующим органом является Прокуратура. По сообщению граждан проводится служебная проверка и в случаях выявлений незаконного использования спецсигналов сотрудникам ГИБДД грозит:
- Административный штраф;
- Выговор;
- Увольнение!
- А в случае, если действиями сотрудника ГИБДД повлекли причинение вреда здоровью граждан вплоть до уголовной ответственности.
Мигалка – это только способ привлечь к себе внимание. А отступать от правил даже с включенными спецсигналами водитель имеет право лишь в том случае, если другие уступают дорогу и эти действия будут безопасны для окружающих. И, конечно, включать маячок можно, только выполняя неотложное служебное задание. Следовательно, каждый человек, защищая свои права, вполне может сделать справедливое замечание в адрес любого должностного лица, преступившего черту закона. В том числе, если речь идет о сотруднике ДПС, либо зафиксировать на видео использование спецсигнала и направить жалобу в ГИБДД и прокуратуру с целью проведения проверки по законности использования спецсигнала.
Андрей Харчиков, юрист службы Единый центр защиты.
Правда, надеяться на торжество справедливости в данном случае не стоит – сотрудники ДПС или других силовых органов прекрасно знают закон и понимают, что им грозит за нецелевое использование сигналов, а потому не будут так явно нарушать правила.
Но если «мигалка» установлена на обычный автомобиль, который, к тому же, слишком часто пользуется таким правом – это уже повод для запроса в соответствующий орган власти. И если окажется, что это на авто вообще нельзя было ставить сигнал, справедливости станет чуть больше.
Кто будет виноват в ДТП?
В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.
С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.
С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком). ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.
Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.
Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?
Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка). Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении.
Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.
«Двойники» и «такси» с мигалками
На самом деле, проблема автомобилей со спецсигналами тянется достаточно давно – еще в начале 2010-х оказалось, что в России слишком много чиновников (и не только) получают право на сигнал и злоупотребляют им, чтобы добираться на работу (и по другим делам) без пробок.
До 2012 года в стране было около 7 тысяч автомобилей со спецсигналами – это именно «гражданские» автомобили (не полиция или «скорые», а чиновники). Другие водители были этим явно недовольны, из чего выросло целое движение «Синие ведерки» – когда владельцы приклеивали на свои машины ведерки, очень напоминающие «мигалки» (и формально ничего не нарушали – хоть их и наказывали за нарушение правил перевозок багажа).
В итоге ситуация сдвинулась с мертвой точки, и в 2012 году число гражданских авто с «мигалками» уменьшили до тысячи, а сейчас их вообще не больше 600. Право пользоваться такими сигналами сохранили немногие чиновники: члены правительства, администрации президента, руководство силовых органов (ФСБ, Росгвардия, Генеральная прокуратура, СК РФ, Минобороны), а также губернаторы. Еще 12 «мигалок» закреплены за Госдумой.
На практике, однако, все немного иначе. До сих пор случаются ситуации, когда спецавтомобили фактически оказывают услуги VIP-такси. Несколько лет назад в Москве это даже стало предметом для уголовного дела – сотрудники МВД на своих служебных автомобилях доставляли обеспеченных клиентов из аэропортов, и брали за это 70 тысяч рублей.
В регионах, отмечает один оппозиционный политик, ситуация еще хуже. Например, если «мигалку» согласовывают на один конкретный автомобиль, появляются его «клоны» с такими же госномерами – и у каждого из них будет свой спецсигнал. А руководство ГИБДД в регионах попросту закрывает на это глаза – лишь бы такие автомобили не выезжали в Москву.
Источник статьи: http://bankstoday.net/last-articles/uvidel-szadi-dps-s-vklyuchennoj-migalkoj-chto-delat-i-kak-ponyat-chto-oni-ee-ispolzuyut-pravomerno