Если у автомобиля заканчивается полоса

Кто должен уступить при сужении дороги без разметки?

Добрый день, уважаемые автолюбители!

В этом материале мы рассмотрим вопрос приоритета при сужении дороги. При правильной организации дорожного движения сужение дороги обозначается соответствующими знаками и разметкой, однако на практике не редки случаи когда водители попадают в «горлышко», при отсутствии средств организации дорожного движения.

Для примера возьмем сужение дороги на повороте

Автомобили, двигаясь в два ряда в попутном направлении вынуждены между собой поделить оставшуюся полосу. Вариантов всего два, либо уступает белый автомобиль, либо синий.

В основном для данной ситуации водители применяют один из двух пунктов Правил дорожного движения.

Кто-то считает это перестроением:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Для других, такая ситуация правилами не регламентируется и они применяют п.8.9 ПДД:

8.9. В случаях, когда траектория движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.

Аргументы для получения преимущества у белого автомобиля: «Двигаюсь в левой полосе, препятствий на данной полосе — нет, не маневрирую, полосу не меняю, синий автомобиль перестраивается в левую полосу.

Аргументы для получения преимущества у синего автомобиля: «Сужение дороги, две полосы заканчиваются, остается только одна и оба автомобиля совершают одновременно перестроение в эту, оставшуюся полосу» или «В данном случае очередность проезда не оговорена правилами, и уступает, тот у кого помеха справа».

Получается, оба автомобиля имеют право рассчитывать на преимущество, но такого быть не может. Поэтому давайте детально разберем данную дорожную ситуацию. Сначала для удобства «выпрямим» дорогу, так как сам изгиб прямого отношения к количеству полос на дороге не имеет. Движение по изгибу дороги с точки зрения Правил дорожного движения является прямым. Все изменения направления осуществляются относительно направления дороги. Важен сам факт сужения, а по радиусу происходит сужение или по прямой значения не имеет.

При отсутствии разметки или дорожных знаков количество полос определяется в соответствии с п.9.1 ПДД

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

В этом пункте мы видим, что Правила дорожного движения определяют линию середины проезжей части.

Следующий шаг — определить количество полос движения.

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Из определения следует, что линии всех полос расположены вдоль направления проезжей части. В нашем случае, края проезжей части сужаются, поэтому отталкиваться следует от направляющей линии, которая является осью симметрии проезжей части, иначе будет противоречие с определением полосы движения и полосы не будут продольными.

Стоит отметить, что так называемый отсчет полос от осевой линии это не правило. В правилах порядковый счет количества полос не ведется (единожды упоминается «вторая полоса» в правилах движения по автомагистрали). Осевая линия нам нужна для определения направления проезжей части и для построения продольных полос. Края проезжей части могут изменяться и локально изменять направление, направление проезжей части при этом не изменяется.

Центральная линия всегда остается направляющей линией относительно направления проезжей части, даже если центр определен с учетом местных уширений, он будет смещен, но направление проезжей части будет определено корректно. Аналогично следует определять направление проезжей части и на односторонней дороге.

На данном изображении видно, что белый автомобиль движется без изменения полосы, а на полосе синего образуется препятствие в виде сужения проезжей части. Еще раз хочу обратить внимание на факт сужения проезжей части и на определение ее середины согласно Правил дорожного движения. Мнение, что полосы нужно считать от края проезжей части ошибочно. Для наглядности давайте сократим интервал сужения.

В самом начале мы упомянули, что сужение дороги должно обозначаться знаками, но если их нет, следует понимать, что происходит сужение проезжей части, сужается она соответственно не от середины, а с крайних границ и препятствие появляется именно на полосе ближней к границе проезжей части.

Таким образом преимущество имеет белый автомобиль.

Для наглядности посмотрите еще вид в перспективе:

Ни направление дороги, ни направление проезжей части, ни направление движения не изменяются, однако для продолжения движения автомобилю из правого ряда в прямом направлении необходимо совершить перестроение.

Оснований для маневрирования в левом ряду нет. И конечно же все водители не должны забывать про соблюдение безопасного интервала.

Источник статьи: http://ruspdd.ru/journal/112-sugenie-dorogi-kto-dolgen-ustupit/

Знаки «Начало полосы» и «Конец полосы»

Последнее обновление: 17.02.2021
Комментариев нет

  • Дорожные знаки особых предписаний
  • Знаки особых предписаний 5.1 — 5.4
  • Знаки особых предписаний 5.5 — 5.10
  • Знаки особых предписаний 5.11.1 — 5.14.3
  • Знаки направлений движения по полосам
  • Знаки «Начало полосы» и «Конец полосы»
  • Знаки особых предписаний 5.16 — 5.22
  • Знаки Начало и Конец населенного пункта
  • Знаки особых предписаний 5.27 — 5.32
  • Знаки Пешеходная зона и Велосипедная зона
  • Знаки «Зона с ограничением экологического класса»

В этой части рассмотрим дорожные знаки 5.15.3, 5.15.4 «Начало полосы» и знаки 5.15.5, 5.15.6 «Конец полосы».

Рассмотрим, для чего применяют перечисленные знаки, в чем их отличие между собой, несмотря на сходство в названиях, а также некоторые особенности движения на участках дорог, обозначенных этими знаками.

Знак 5.15.3 «Начало полосы»

Знаком 5.15.3 «Начало полосы» обозначается начало дополнительной полосы на подъеме или начало полосы торможения на пересечениях и примыканиях дорог. Этот знак также применяют при увеличении числа полос для движения в данном направлении справа.

Дорожный знак 5.15.3 устанавливают у начала отгона такой полосы.

Данный знак с изображением знака 4.6 «Ограничение минимальной скорости» применяют в тех случаях, когда необходимо установить минимально допустимую скорость на левой полосе (или полосах), ведущей (ведущих) на подъем.

Это делается с целью увеличения пропускной способности данного участка дороги, поскольку на левых полосах машины должны двигаться быстрее.

Принцип простой, он применим на любых дорогах — кто не может двигаться быстро — занимает правую полосу, и едет не спеша, тем более, если дорога ведет на подъем. Кто может ехать быстрее — занимает левые полосы, опережая остальных.

Знак 5.15.4 «Начало полосы»

Знаком 5.15.4 «Начало полосы» обозначается начало участка средней полосы трехполосной дороги, предназначенного для движения в данном направлении. Т.е. до знака 5.15.4 на проезжей части было две полосы, после этого знака слева добавляется еще одна полоса и дорога становится трехполосной.

Знак 5.15.4 устанавливают у начала переходной линии разметки. Его допускается применять для обозначения полосы, предназначенной для поворота налево или разворота.

Если на знаке 5.15.4 изображен знак, запрещающий движение каким-либо транспортным средствам, то движение этих транспортных средств по соответствующей полосе запрещается.

Бывают случаи, когда новые полосы, образованные перед перекрестками знаками «Начало полосы», и предназначенными для поворотов направо или налево, используются не по прямому назначению, а например, для того чтобы объехать своих попутчиков на более высокой скорости.

Нет смысла разбираться в причинах таких нарушений, нужно просто иметь в виду, что такое случается, и быть внимательным. Два похожих случая рассмотрены в статьях Опережение по «новой» полосе и Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо.

Если возникнет соблазн самому объехать поток машин по полосе, предназначенной для поворота, то нужно помнить, что за это нарушение предусмотрен штраф 1500 рублей (на момент публикации) по ст.12.15 ч.1 КоАП РФ.

Знак 5.15.5 «Конец полосы»

Знаком 5.15.5 «Конец полосы» обозначается конец дополнительной полосы на подъеме или конец полосы разгона. Знак указывает, что в данном направлении число полос для движения уменьшается, и водителям следует перестроиться левее.

Знак 5.15.5 устанавливают у начала отгона полосы, но его, обычно, видно издалека.

Еще на приближении к знаку есть смысл оценить ситуацию на соседней полосе слева-сзади вашего автомобиля и приготовиться к перестроению левее. Нет смысла тянуть до последнего, и ехать до самого конца полосы, т.е. до знака «Конец полосы».

Целесообразно выбрать момент и перестроиться левее заранее, когда есть возможность сделать это безопасно. В противном случае есть риск доехать до конца полосы и вынужденно остановиться, потому что «соседи» по дороге слева просто не впустят в свою полосу. Этот вопрос поднимался в статье Выезд с полосы разгона или дополнительной полосы.

Знак 5.15.6 «Конец полосы»

Знаком 5.15.6 «Конец полосы» обозначается конец участка средней полосы на трехполосной дороге, предназначенного для движения в данном направлении. После этого знака дорога становится «Уже» с левой стороны, т.е. потребуется перестроиться вправо.

Знак устанавливают у начала переходной линии разметки, но готовиться к перестроению нужно раньше, не дожидаясь, когда в конце полосы образуется скопление машин. В часы пик такое происходит часто.

Рекомендации по перестроению такие же, как изложено «под» знаком 5.15.5 (выше по тексту). С общими правилами перестроения, а также с решением некоторых спорных вопросов, возникающих в процессе перестроения, можно ознакомиться в серии статей Перестроение.

Конец полосы. Кто должен уступить дорогу

Знак «Конец полосы» информирует водителя, что очень скоро, через несколько метров, полоса, по которой едет автомобиль, закончится. Водителю следует перестроиться на смежную полосу.

Рядом, по соседней полосе, не меняя своего направления, обычно, едут и другие машины. Кто должен уступить дорогу при перестроении в этой ситуации?

В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Другими словами, когда перестраивается кто-то один из двоих участников движения, и их пути в этом процессе пересекаются, то уступает тот, кто перестраивается. Этот вопрос подробно рассмотрен в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Таким образом, когда полоса заканчивается (впереди — один из знаков 5.15.5 или 5.15.6), то уступить дорогу должен водитель, который съезжает с обозначенной полосы, перестраиваясь на соседнюю полосу дороги.

Конец полосы — это своего рода сужение проезжей части. В дополнение к этой теме предлагаю ознакомиться с материалом статьи Кто уступает при сужении дороги.

Полный список дорожных знаков особых предписаний с краткими комментариями (пояснениями) на сайте avtonauka.ru размещен в Приложении 1 ПДД.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 17.02.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Источник статьи: http://avtonauka.ru/chitaem-dorogu/znaki-nachalo-polosy-i-konec-polosy.html

Кто должен уступить, когда стоит знак «конец полосы» и есть помеха справа

Типичная ситуация для загородного движения, которая многих водителей ставит в затруднительное положение. Как же верно ответить на вопрос: кто должен уступить, когда стоит знак конец полосы и есть помеха справа? Водители с небольшим стажем стараются уступить дорогу любому транспорту, но это не правильно и не соответствует правилам дорожного движения.

Давайте рассмотрим правильный вариант выхода из данной ситуации. Существует определенный тип людей с агрессивной манерой вождения. Они никогда не уступают дорогу другим транспортным средствам и направят проехать первыми.

Например, человек, управляющий красным легковым автомобилем считает, что у него преимущество перед грузовиком, и он должен проехать первым. В свою очередь, грузовик, двигаясь по одной и той же полосе, не собирается никому уступать! Кто же прав в ситуации, и кому следует уступить дорогу?

Верный ответ.

Многие водители ориентируются на дороге согласно правилу правой руки — надо уступать всем автомобилям, движущимся справа. Но грузовая машина находится слева от легкового авто.

Не возникло бы вопросов при отсутствии знака, обозначающего конец полосы. Но если он есть, то надо продолжать движение согласно установленным правилам.

ПДД гласят, что транспортные средства, движущиеся по полосе, которая скоро закончится, должны перестроится на полосу левее. Но при этом обязательно уступить дорогу всем автомобилям, продолжающим движение по выбранной полосе. Иначе возможен риск создания аварийной ситуации.

Теперь мы знаем правильный ответ.
Если статья помогла разобраться с затруднительным вопросом — ставьте палец вверх и смело подписывайтесь на канал . Следите за новостями.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/blogauto/kto-doljen-ustupit-kogda-stoit-znak-konec-polosy-i-est-pomeha-sprava-5cb70c32d9848a00af861cbe

Читайте также:  Почему самолет безопаснее автомобиля
Оцените статью