Эстетическое состояние автомобиля это
Эстетические требования
Качество автомобиля в настоящее время оценивается не только с позиции надежности и долговечности, но и с позиции технической эстетики. В современных автомобилях и автобусах много внимания уделяется рациональной планировке и отделке пассажирского помещения, цвету и микроклимату, комфортабельности и другим эстетическим требованиям.
Поскольку чувство цвета — самая распространенная форма эстетического восприятия человека, проблема цветного решения автомобиля имеет большое значение. Цвет автомобиля должен быть привлекательным, а при окраске в два и три цвета гармония их является основным условием. Учитывая особенности формы автомобиля, цветовые гармонические сочетания лакокрасочных покрытий выбираются с учетом их наибольшего контраста по светлоте.
При разработке предложений по цветам лакокрасочных покрытий для автомобилей во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики определены и сформулированы основные факторы, определяющие цветовое решение автомобиля.
Психофизиологические требования к цвету автомобиля предусматривают благоприятные условия для работы водителя. Часто автомобили, попадающие в поле зрения водителя, окрашивают эмалями спокойных цветов, не утомляющих зрение. Это особенно важно для автомобилей дальнего следования, обслуживание которых требует многочасовой работы водителя.
В салоне автомобиля ВАЗ установлены сиденья «ковшового» типа, улучшающие посадку водителя и пассажиров. Для вентиляции на задних стойках кузова предусмотрены вытяжные отверстия, закрытые декоративными решетками.
Обивка подушек и спинок сидений автомобиля «Москвич» выполнена в виде выпуклых полос, канавки между которыми, являющиеся каналами для воздуха, повышают общую комфортабельность сидений.
Обивка внутреннего помещения кузова автомобиля ГАЗ-24 «Волга» выполнена из искусственной кожи (винилискожа) и поливинилхлоридной пленки или из комбинации искусственной кожи с текстильным материалом. Цвет обивочных материалов выбирается в зависимости от цвета внешней окраски автомобиля. Потолок обивается искусственной кожей, перфорированной для вентиляции кузова.
В качестве обивочного материала в кузове автомобиля «Москвич» применяют полихлорвиниловый кожзаменитель на трикотажной и тканевой основе и бестканевые поливинилхлоридные пленки различного цвета и рисунка тиснений. Основные преимущества этих материалов — высокая прочность и возможность легкого удаления загрязнений мыльной водой. Картонные обивочные панели используют только для передних стенок боковин, полки за спинкой заднего сиденья и боковых стенок багажника. Для удобства проведения ремонтных работ все части обивки выполнены съемными.
Обивки средних и задних стенок боковины, а также стоек ветрового окна выполнены из полужесткого формованного пенополиуретана, облицованного формованной пленкой, и прикреплены к кузову пружинными пистонами. Обивка всех дверей легкосъемная. Она представляет собой лист древесно-волокнистой плиты, покрытой с лицевой стороны поливинилхлоридной пленкой с подкладкой из искусственной ваты.
В кабине автомобиля КамАЗ поверх термошумоизоляции крепится мягкая обивка кабины, выполненная из перфорированной искусственной кожи со слоем пенополиуретана с внутренней стороны. Обивка кабины имеет светло-серый цвет и составляет часть интерьера кабины.
Для обеспечения комфортабельности в кузове современных автобусов предусматриваются: хорошая обзорность для пассажиров вследствие увеличения высоты и ширины окон; эффективная вентиляция благодаря большим форточкам боковых окон и люкам крыши; интенсивное освещение лампами дневного света в вечернее время; эффективное отопление, поддерживающее плюсовую температуру в салоне даже при минус 40°С окружающего воздуха; широкие двери с улучшенным уплотнением; аварийный кран открывания дверей, находящийся на перегородке отсека водителя, на видном и доступном месте.
К мероприятиям, обеспечивающим безопасность водителей и пассажиров, можно отнести следующие:
применение обивочных огнестойких материалов, передних ветровых стекол с повышенной энергоемкостью, не создающих светопоглощающей сетки при разрушении;
установку рулевой колонки, деформирующейся в случае лобового удара и не травмирующей грудь водителя;
устранение багажной полки за спинкой заднего сиденья или введение ограничительного барьера, чтобы исключить при резком торможении возможность травмирования пассажиров перемещающимися по инерции предметами багажа. Это особенно важно при проектировании автомобилей с задним расположением двигателя;
применение прочной перегородки между багажником, расположенным сзади, и пассажирским помещением. Это необходимо для предотвращения возможности попадания при торможении тяжелых предметов из багажника в салон;
применение мягкой обивки на потолке и стенках кузова и крепления внутреннего зеркала такой конструкции, которая при ударе обеспечивала бы легкое отделение зеркала, а также утопленных внутренних и наружных ручек взамен выступающих;
применение резиновых накладок по всей длине буферов автомобиля ВАЗ-21011 вместо клыков и установка зеркал наружного и внутреннего видов безопасного типа;
установка с правой стороны кузова фонаря для предупреждения при движении автомобиля задним ходом, включающегося автоматически;
применение передних и задних сидений с подголовниками, устраняющими возможность повреждения шейных позвонков при ударе сзади;
улучшение видимости до такой степени, чтобы боковая обзорность составляла до 30° с каждой стороны и обзорность задней полусферы;
устранение образования бликов как от внешних деталей кузова, так и от внутренних;
создание несущих систем, которые при аварии не травмируют пассажиров и одновременно обладают ударопоглощающими свойствами.
Из средств пассивной безопасности большое значение придается установке комбинированных диагонально-поясных ремней, являющихся одним из самых эффективных средств защиты водителей и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях.
Конструктивно ремень безопасности состоит из тяги 8 или 10 (рис. 13) с замком, прикрепляемой к кузову болтом, и лямками 3 или 4 с регулятором длины. В середине лямки установлен запорный язык с зубом. После размещения пассажира или водителя на сиденье следует отрегулировать длину лямки так, чтобы ремень плотно охватывал человека, и вставить язык лямки в замок. Этим заканчивается операция пристегивания. Для того чтобы расстегнуть ремни, следует нажать сверху вниз на рельефную часть красной ручки замка. После расстегивания лямку следует подвесить на верхней точке крепления.
Рис. 13. Установка ремней безопасности: 1 — длинный болт; 2 и 7 — накладки верхнего ушка; 3 и 4 — лямки с регулятором; 5 — накладка нижнего ушка; 6 — короткий болт; 8 — тяга переднего сиденья с замком; 9 — накладка тяги; 10 — тяга заднего сиденья с замком
Приведенными выше мероприятиями далеко не ограничивается безопасность автомобиля. В литературе приводится ряд других дополнительных требований. Автор пытался осветить только некоторые вопросы безопасности, главным образом предусматриваемые в конструкциях кузовов.
Источник статьи: http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000035/st009.shtml
Качество и надежность машин
Качество выпускаемой продукции является одним из важнейших показателей деятельности предприятия.
Качество продукции — это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением; свойство продукции — объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее создании и использовании. Из этой формулировки следует, что не все свойства изделия имеют одинаковую значимость и входят в понятие «качество». Например, качество трактора будет определяться тяговым усилием, удельным расходом топлива, наработкой до капитального ремонта и др.
Показатели качества продукции — количественная характеристика свойств продукции, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания или эксплуатации. Другими словами, показателями качества продукции являются параметры, которые характеризуют качество.
Качество автомобиля — это совокупность свойств, определяющих его способность выполнять свои функции в соответствии с требованиями. Все показатели качества автомобиля делятся на несколько групп:
- Показатели назначения характеризуют приспособленность автомобиля к использованию по назначению, его технические и эксплуатационные возможности (мощность, производительность, скорость и др.).
- Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкции и технологию ее производства.
- Эргономические показатели учитывают его приспособленность к антропометрическим, физиологическим, психологическим, биомеханическим и другим свойствам человека, проявляющимся в производственных процессах (шум, вибрация, усилив на рычагах и др.).
- Показатели унификации и стандартизации характеризуют степень использования одинаковых по своему функциональному назначению деталей сборочных единиц, применяемых на различных автомобилях, и стандартных деталей и узлов.
- Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и использование автомобиля, трудоемкость и стоимость технического обслуживания и ремонта.
- Экологические показатели характеризуют систему человек—машина—среда с точки зрения уровня вредных воздействий на природу, возникающих в процессе эксплуатации машины.
- Эстетические показатели отражают такие свойства автомобиля, как форма, внешний вид. Они определяются уровнем художественного конструирования.
- Патентно-правовые показатели характеризуют весомость новых изобретений, реализованных в автомобиле.
Надежность автомобиля — один из важнейших показателей качества. Надежность — это свойство изделия, обеспечивающее выполнение заданных функций при сохранении эксплуатационных показателей в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.
Наработка — продолжительность функционирования или объем работы, выполненный автомобилем, которые измеряют в часах, моточасах, гектарах, условных эталонных гектарах. При эксплуатации автомобилей различают наработку: сменную, суточную, месячную или годовую, до первого отказа, между отказами и т. п.
Отказ — нарушение работоспособности автомобиля (детали, узла и т. п.). Повреждение заключается в нарушении исправности. В соответствии с теорией надежности автомобиль может находиться в состоянии работоспособности или неработоспособности, исправности или неисправности.
Работоспособность — состояние автомобиля или сборочных единиц, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют нормативно-технической (стандарты, технические условия и т. д.) и (или) конструкторской документации (мощность двигателя, сила тяги на крюке, расход топлива и т. д.).
Неработоспособность — состояние автомобиля, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской документации.
Исправность — состояние автомобиля, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической и (или) конструкторской документацией.
Неисправность — состояние автомобиля, при котором он не соответствует хотя бы одному из этих требований.
Понятие «исправность» шире, чем «работоспособность». Работоспособный автомобиль в отличие от исправного удовлетворяет лишь тем требованиям нормативно-технической документации, которые обеспечивают его нормальное функционирование при выполнении заданных функций. Однако автомобиль может не удовлетворять, например, требованиям, относящимся к внешнему виду (дефекты кабины, облицовки и др.). Следовательно, работоспособный автомобиль может быть неисправным, однако его повреждения не препятствуют нормальному функционированию.
Надежность автомобиля — комплексное свойство, которое характеризуется безотказностью, ремонтопригодностью, долговечностью и сохраняемостью. Каждое из указанных свойств надежности оценивается рядом технических и экономических показателей, физическая сущность и количество которых зависит от конструкции автомобиля, технологии изготовления и условий эксплуатации, качества технического обслуживания и ремонта.
Безотказность — свойство автомобиля сохранять работоспособность при эксплуатации в течение определенного времени или наработки без вынужденных перерывов. Показатели безотказности определяются опытным путем.
Ремонтопригодность — свойство автомобиля, заключающееся в приспособленности его конструкции к предупреждению, обнаружению и устранению отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонтов для поддержания и восстановления работоспособности. Другими словами, ремонтопригодность — эксплуатационно-техническое свойство автомобиля, характеризующее приспособленность его конструкции к ремонтно-обслуживающим работам (проверка технического состояния, регулировка сопряжений, устранение отказов, замена деталей и т. д.).
Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта до предельного состояния, указанного в нормативно-технической документации.
Предельное состояние — состояние автомобиля, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его работоспособного или исправного состояния невозможно или нецелесообразно.
Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, ремонтопригодности и долговечности в течение и после хранения и (или) транспортирования.
Для оценки надежности автомобиля или сборочной единицы используются единичные и комплексные показатели надежности.
2 комментария к записи “ Качество и надежность машин ”
Хочу приобрести подержанный автомобиль не старше 3 лет. Основным критерием для меня является его надежность. Существует ли рейтинг автомобилей по качеству, чтобы проще было определиться?
Ежегодно рейтинг автомобилей по качеству составляется Немецкой Ассоциацией технического надзора (TÜV). Ниже приведен актуальный рейтинг авто не старше 3 лет. Как видно из таблицы, самыми надежными являются модели Mercedes-Benz GLK и Porsche 911. Хуже всего себя показали автомобили Chevrolet Captiva, Kia Sorento и Kia Sportage. Надеемся эта информация поможет Вам в выборе.
Источник статьи: http://ustroistvo-avtomobilya.ru/teoriya/kachestvo-i-nadezhnost-mashin/