- Уникальные коньки, тренажер для сложных прыжков и секреты тренера. Репортаж «Матч ТВ» с тренировки группы Алексея Мишина
- Фигурное катание. Изучаем тодесы
- «А какая дорожка шагов!»: японцы восхищены выступлением Самоделкиной (видео)
- Блестящая победа на этапе Кубка России
- Восходящая звезда фигурного катания
- Уникальное сочетание сложной техники и артистизма
- Заслуженная победа и перспектива Олимпийских игр
- Не только русские, но и японские фанаты в восторге от Софьи
Уникальные коньки, тренажер для сложных прыжков и секреты тренера. Репортаж «Матч ТВ» с тренировки группы Алексея Мишина
В конце февраля Петербург не слишком приветлив к гостям и горожанам. Он режет лицо ледяной крошкой, норовит сдуть пешеходов с Дворцового моста прямо в Неву и вообще всячески намекает: сидите дома! Вот вам шерстяные носки и чай, а не дела и подвиги.
И все же в любую погоду петербуржцы идут на работу и по делам: погода — это вообще последнее, что способно их испугать. В любую погоду на легендарный каток в «Юбилейном» приходят на тренировку фигуристы. В любую погоду я бы поехала в Санкт-Петербург, особенно когда дело касается «Юбилейного» и приглашения Алексея Николаевича Мишина.
Алексей Николаевич встречает меня у нужного входа после моего звонка.
«Чего хотите? — говорит. — Тренировку посмотреть? Да пожалуйста».
Слово «легенда» так часто используется к месту и нет, что давно превратилось в штамп, но личность Мишина все-таки в отдельной системе координат. Он — настоящая легенда. Элегантный, как британский кот, ироничный, как Жванецкий, энергичный, как реактивный двигатель.
Пока идем в зал, тренер успевает рассказать о неприятном сюрпризе этого утра. У Михаила Коляды заклинило шею, а 25 февраля ему нужно вылетать на соревнования в Гаагу. Пока что под угрозой даже сегодняшняя тренировка, не говоря уже о старте в Гааге, и эту проблему Алексей Николаевич принимается решать прямо по ходу дела.
В зале хореограф Татьяна Прокофьева и несколько фигуристов группы — Елизавета Туктамышева, Анастасия Гулякова, Софья Самодурова и Евгений Семененко. Михаил Коляда поначалу тоже здесь, но не тренируется, а потом уходит домой восстанавливаться.
Периодически кто-то из спортсменов выходит в коридор и в раздевалку и возвращается, остальные разминаются каждый в своем темпе. В ход идут коврик, массажный ролик для спины, резина для отработки скручиваний, спиннер для вращений. Потом начинаются прыжки на полу.
Мне странно смотреть, как эти в реальности миниатюрные ребята и девчата выпрыгивают с места на высоту балетного станка, а для них это совершенно рядовая тренировка. Рутина, можно сказать. Тройные аксели и четверные тулупы из ниоткуда не появляются — для них нужна база.
Если спортивную группу сравнить с семьей, то в семье Мишиных (Алексей Николаевич тренирует вместе со своей супругой Татьяной Николаевной Мишиной) ситуация с микроклиматом намного лучше, чем с климатом в отдельно взятом Петербурге, — нет никакого ощущения холодности и напряженности. И, конечно, большая заслуга в этом принадлежит главе семьи — Алексею Николаевичу.
Если вдуматься, тренер каждый день отвечает за множество вещей и за всех учеников сразу , и это хорошо видно даже на примере единственной подсмотренной мной за сезон тренировки. Поездки: даты, регламенты, планы. Травмы и восстановление: еще одна рутина спорта. Индивидуальные упражнения для каждого: Настя Гулякова отрабатывала вещи, которые не делала Лиза Туктамышева, и наоборот. Психологические трудности. Разные цели на сезон. Разные задачи на один и тот же турнир.
Отдельное удовольствие наблюдать за тем, как в голове Мишина появляются метафоры по нужному случаю. Знаете, почему за ним по пятам следуют журналисты? Потому что каждое сказанное им слово на вес золота, а не сказанное — еще дороже. А еще иногда он долго обдумывает ответы, и это большая редкость в наше время молниеносных, но часто бессмысленных реакций.
Всю ледовую тренировку Алексей Николаевич проводит на льду. У него, кстати, интересные синие коньки, сшитые специально по его заказу на фабрике — ни у кого больше таких нет.
На льду у учеников Мишина сразу заметно отсутствие многократных повторений прыжков, присущих другим тренерским системам. В основе же системы Мишина лежит большое внимание к подготовительным упражнениям, формирующим правильную технику, и только после них к прыжкам. Фигурист как будто на физическом уровне запоминает ощущения тела, которые должен испытывать во время прыжка.
Алексей Мишин — автор нескольких технических приспособлений для отработки вращательного момента у фигуристов. По его методикам (твиззлы после выезда, упражнения с резиной и многие другие) занимаются сегодня без преувеличения фигуристы по всему миру, сами того порой не зная, — эти упражнения фактически стали азбукой прыжковой техники. А главное, у каждого из приемов есть научное обоснование.
— Благодаря своему папе, преподавателю теоретической механики, я стал вникать и пытаться понять, что такое фигурное катание. Не просто «рука вверх — рука вниз». Мне было интересно узнать, что происходит с телом. Как оно вращается, как оно скользит. Какой наклон, сколько времени проводит в воздухе, сколько метров пролетает в длину. С какой скоростью заходит на прыжок и выезжает из него. Я стал смотреть на движения фигуриста не просто созерцательно, а пытаясь их измерить. Как говорил Менделеев, «наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Еще когда я был одиночником, мы с папой купили любительскую кинокамеру. Что-то снимали на тренировках, потом проявляли пленки, анализировали, задумывались. Сейчас я могу сказать, что у каждого тренера свой подход и свои сильные стороны. У одного дисциплина и требовательность, например, — мощный инструмент. У другого больше развито художественное восприятие катания. У меня всегда был механистический в хорошем смысле этого слова подход. Я ночами писал диссертацию по механике движений фигуриста, а днем ходил на каток. Получился симбиоз практической и научной работы, который в результате сформировал мое тренерское видение.
6 марта в Петербурге намечается большой праздник — ледовое шоу, посвященное 80-летию Алексея Мишина. Среди приглашенных артистов его прошлые и нынешние ученики, включая олимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы. Алексей Николаевич готовится к нему со всей ответственностью. Уже отснята эффектная фотосессии для его группы, дано не одно интервью, отправлены приглашения.
Спрашиваю у будущего именинника, кто является главной движущей силой в организации шоу. Алексей Николаевич загадочно улыбается и отвечает, что оно все происходит как-то само собой, причем не в первый раз.
Знаете, это и неудивительно. Вряд ли кто-то выстраивал планеты вокруг солнца в нашей Солнечной системе, однако они вокруг солнца охотно вращаются.
Просто Алексей Мишин и есть фигурное катание.
8 марта, в день рождения Алексея Мишина, читайте его эксклюзивное интервью на сайте «Матч ТВ».
Источник статьи: http://matchtv.ru/figure-skating/matchtvnews_NI1316515_Unikalnyje_konki_trenazher_dla_slozhnyh_pryzhkov_i_sekrety_trenera_Reportazh_Match_TV_s_trenirovki_gruppy_Alekseja_Mishina
Фигурное катание. Изучаем тодесы
Друзья, добрый день! Всех поздравляю с пришедшим 2021 Годом! Надеюсь, что мы все в хорошей спортивной форме, поэтому открываем год тодесами. Сегодня я попробую доходчиво и более менее подробно рассказать про элемент парного катания — тодес, который еще именуется «Death spiral» — спираль смерти. Элемент на самом деле далеко не смертельный, практически не травмоопасный и вообще далек от смерти, но при этом довольно красивый и эффектный.
Вот как описывает этот элемент в своей книге «Искусство фигурного катания» Яков Смушкин (книга 1967г.): «Тодес-обязательная фигура для разряда мастеров. Основное требование к выполнению тодеса – низкая посадка фигуриста в циркуле, удерживающего партнершу за руку, касающуюся головой льда. Перед заходом в тодес партнеры скользят по дуге назад-наружу (1 и 2)… Далее партнерша постепенно переводит тело в положение, напоминающее «гимнастический мост», удерживая равновесие на опорной ноге. В это время партнёр, держа за руку партнёршу, свободным плечом и рукой «закручивает» себя в циркуль назад-наружу, подставляя свободную ногу назад (3, 4, 5). Только после того как партнёр перевел себя в положение циркуля, партнёрша получила возможность перейти из движения по спирали в движение по кругу. Для того, чтобы коснуться головой льда, ей недостаточно только опоры на ребре конька: партнёр, перейдя в положение циркуля, держит её за руку, облегчая перевод тела в низшее положение (6, 7). Выход из тодеса начинает партнёр: он плавно встает и, поднимая за руку партнёршу, выводит её вперёд (8, 9, 10).» (прим. на рисунке тодес назад-наружу)
Сейчас как таковой головой партнерша льда не касается (то есть голова по льду не едет), ну может быть иногда просто прическа соприкасается со льдом совсем чуть чуть. Требования к тодесу в руководстве технических бригад сформулированы не совсем простым языком, особенно для обывателей. Да и для специалистов требования к тодесу разбираются на семинарах. Поэтому попробую попроще.
Две основные черты уровня сложности: 1). Сложный заход (ну тут попроще — шаги, внезапность, скорость, отсутствие долгой подготовки и т.п.) 2). Полные обороты партнерши в «низкой» позиции обоих партнеров.
Что такое «низкая» позиция и какие требования? Для партнера: Ягодицы должны быть не выше колена опорной ноги — ноги, которая стоит в зубце (на зубце) на циркуле. Иными словами попа должна быть опущена ниже, чем колено левой ноги (рассматриваем обычное направление движения. Для партнерши: Наружние тодесы (вперед-наружу и назад-наружу) — голова должна быть на уровне или ниже колена опорной ноги, а тело от колена опорной ноги до головы (линия тела точнее) должна быть плоской или небольшой аркой. Посмотрим пример на Ирины Родниной с Александром Зайцевым — синие стрелочки про попу для партнера, красные стрелочки про голову и тело партнерши (тодес назад-наружу).
На внутренних тодесах требования «низкой» позиции для партнера не меняются, а для партнерши — «нижнее» бедро или ягодица и голова партнерши не должны быть выше колена ее опорной ноги (без 100 грамм хрен поймешь), поэтому совсем коротко — опорная нога должна быть выгнута дугой (или плоской арочкой), голова должна быть как можно ближе ко льду, а свободная нога желательно крепко прижата к опорной в скрещенной позиции (скрещена сзади или спереди не важно — кто как привык) и не торчать выше колена опорной ноги. Давайте лучше на примере Марины Черкасовой и Сергея Шахрая, которые исполняют тодес назад-внутрь. (На Сергея Шахрая здесь не смотрим, он еще не уселся в циркуль, а смотрим на Марину Черкасову)
Надеюсь с требованиями низкой позиции у партнеров немного разобрались, поэтому переходим к уровням. Ну здесь попроще — каждый полный оборот тодеса означает соответствующий уровень — один оборот это 1-ый уровень, два оборота — 2-ой уровень и т.п. Остался вопрос — когда начинается отсчет оборотов? Ответ: Считаются обороты партнерши при условии соблюдения обоими партнерами требований «низкой» позиции, а также момента, когда зубец партнера принимает стационарное (типа якоря) положение на льду (короче, когда сел в глубокий циркуль и не шатается корпусом партнер). Заканчивается счет оборотов либо когда партнер начинает выходить из циркуля, либо, когда партнерша начинает подниматься. Еще одно основное требование — прямые руки у партнера и партнерши. Если партнер начинает подтаскивать к себе партнершу (натяжения нет) и сгибает руку, то это уже ошибка и уже можно подниматься из тодеса и выезжать. Ну и последнее основное требование для партнера — в циркуль надо сесть быстро — менее, чем за один оборот наезда на элемент.
Обозначение в протоколах и стоимость тодеса. В протоколах можно видеть основную аббревиатуру — Ds (Death spiral) и дальше уже по видам — Fi (Forward inside) означает — вперед-внутрь; Fo (Forward outside) — вперед-наружу; Bi (Backward inside) — назад-внутрь; Bo (Backward outside) — назад-наружу. И далее может стоять последний значок — «В» или цифра 1, или 2, или 3, или 4, цифра означает уровень. Стоимость внутренних тодесов одинаковая — от 2.60 (база) до 3.80 (4-й уровень). Стоимость наружных тодесов повыше, но тоже одинаковая от 3.10 (базовый уровень) до 4.70 (четвертый уровень).
И напоследок давайте посмотрим тодесы относительно свежие с чемпионата России-2020, с точки зрения уже практически профессиональных судей, с полной аббревиатурой и с полученной оценкой с учетом GOE.
А для лучшего запоминания видов тодеса достаточно запомнить — в каком направлении (вперед/назад) и на какой ноге едет на заходе партнерша, я укажу это в каждом тодесе.
1. Евгения Тарасова/Владимир Морозов: FiDs4 (Forward inside Death spiral) — тодес вперед-внутрь 4 уровня (партнерша едет ходом вперед на правой ноге). Итоговая оценка — 5.21.
2. Дарья Павлюченко/Денис Ходыкин: FoDs2 (Forward outside Death spiral) — тодес вперед-наружу 2 уровня (партнерша едет ходом вперед на левой ноге). Итоговая оценка — 4.79.
3. Евгения Тарасова/Владимир Морозов: BoDs4 (Backward outside Death spiral) — тодес назад-наружу 4 уровня (партнерша едет ходом назад на правой ноге). Итоговая оценка 6.58.
4. Карина Акопова/Никита Рахманин: BiDs3 (Backward inside Death spiral) — тодес назад-внутрь 3 уровня (партнерша едет ходом назад на левой ноге). Итоговая оценка 4.25.
В заключении скажу, что из стоимости элемента и его вида ясно, что внутренние тодесы (и вперед-внутрь, и назад-внутрь) попроще. В этом сезоне в короткой программе у парников обязательный тодес легкий — вперед-внутрь. Тодес назад-наружу довольно сложный, особенно для тех партнерш, которые имеют плохую выворотность и плохую гибкость. Тодес вперед-наружу сейчас исполняют из известных мне пар только Дарья Павлюченко с Денисом Ходыкиным, а придумали и первыми исполнили его Людмила Белоусова и Олег Протопопов.
Источник статьи: http://www.sports.ru/tribuna/blogs/karinafsk/2874693.html
«А какая дорожка шагов!»: японцы восхищены выступлением Самоделкиной (видео)
Совсем недавно завершился пятый этап Кубка России по фигурному катанию, где участвовали не только взрослые спортсмены, но и юниоры. Среди последних в женском катании победила 13-летняя Софья Самоделкина. Она чисто исполнила тройной аксель и четверной сальхов в произвольной программе, чем удивила не только россиян, но и японцев. Они остались в восторге от катания юной спортсменки и теперь пророчат ей медали на Олимпийских играх.
Блестящая победа на этапе Кубка России
Тройной аксель и четверные прыжки считаются элементами ультра-си, то есть самыми дорогими в фигурном катании. Чисто на соревнованиях их исполняют единицы, поэтому они так восхищают зрителей. Софья Самоделкина превзошла многих взрослых спортсменок. Ей удалось чисто прыгнуть тройной аксель и четверной сальхов в одной программе. Софья — третья фигуристка в истории, которая может похвастаться этим достижением.
Неудивительно, что после фееричного выступления ее сразу заметили мировые СМИ. Они уже прозвали Софью юным дарованием, пророча ей победы на крупных международных стартах. И у нее действительно есть такой шанс: на этапе Кубка России спортсменка была недосягаема. Вероника Жилина, занявшая второе место, проиграла Софье почти 40 баллов.
Восходящая звезда фигурного катания
Примечательно, что главные звезды женского фигурного катания в России сегодня тренируются в школах Тутберидзе и Плющенко. Софья же никогда не была связана с ними. Фигуристка занимается в школе ЦСКА, где тренируется под руководством Сергея Давыдова. Самоделкина — его первая спортсменка, добившаяся таким результатов.
СМИ в один голос называют ее новой восходящей звездой, гадая, перейдет ли она от своего тренера в более раскрученную школу. Сама Софья не спешит отвечать на эти догадки. Результат говорит сам за себя: она отлично выступает, тренируясь у Давыдова.
Уникальное сочетание сложной техники и артистизма
Самоделкина поразила публику еще во время короткой программы. В ее начале ей удалось чисто исполнить каскад, состоящий из тройного акселя и тулупа. Эксперты отмечают и ее скольжение, сочетающееся с артистизмом. Как правило, им больше славятся опытные фигуристки. Наличие этого навыка у юниорки — большая редкость, особенно в сочетании со сложной техникой. Прыжки отнимают у спортсменок много сил, поэтому они не сосредоточиваются на скольжении.
Но Софье удается сочетать в себе и техническую, и артистичную сторону. Фигуристка отличается и хладнокровием. Во время проката короткой программы у нее пошла кровь из носа, но она не остановилась и закончила выступление. Позже она призналась, что просто перенервничала. Так или иначе, это никак не сказалось на ее катании.
Самоделкина справилась и со сложнейшей произвольной программой. Когда все прыжки были позади, она раскрепостилась и показала свое мастерство в хореографии. И заслуженно победила, оставив своих соперниц далеко позади.
Заслуженная победа и перспектива Олимпийских игр
Софье всего 13 лет, но уже сейчас она имеет сложную техническую базу, которой нет у большинства взрослых фигуристок. Поэтому теперь к ней привлечено внимание со всего мира. Особенно сильно фигуристка понравилась японцам. Они остались в восторге от ее артистизма и техники. Теперь они в унисон пророчат ей медаль на Олимпиаде 2026 года. К сожалению, на играх в Пекине мы ее не увидим. По правилам участвовать в них могут спортсменки, которым уже исполнилось 15 лет. Софья чуть запаздывает — ей будет только 14 лет.
Не только русские, но и японские фанаты в восторге от Софьи
Что японцы говорят о катании Софьи? Они называют ее по-настоящему гениальной фигуристкой, которая в будущем только раскроет свой талант. «Жаль, что мы не увидим Софью на Олимпиаде в Пекине, — пишет пользователь под ником Mar. — Будем ждать ее в 2026 году в Милане. Ей будет всего 18 лет!»
Японцы восхищаются тем, как много талантов открывают школы российского катания. Им кажется, что резервы русских девушек неисчерпаемы. Каждый год появляются новые звезды, которые двигают спорт вперед. Они не боятся прыгать сложные прыжки, каждый раз совершенствуя свое мастерство.
«Просто поражен катанием Софьи, — пишет японец Jevvv. — И пусть в СМИ пишут только об ультра-си, она и все остальные прыжки сделала чисто».
Другие пользователи сомневаются в том, что увидят Софью в Милане. «В России слишком много претенденток на медали, — пишет Aae. — Сколько еще талантов появится у них к 2026 году». Ей вторит и пользователь Sak: «И это «пугающая» Россия?! Да они чемпионов штампуют пачками, они появляются у них, как горячие пирожки!»
Но никто не отрицает техническое мастерство спортсменки. Японцев напугало кровотечение из носа, поэтому они советуют тренеру обратить внимание на здоровье фигуристки. «Еще пару лет назад трудно было представить, что фигурное катание шагнет так далеко, — резюмирует мнения японцев пользователь под ником Kor. — На прошлой Олимпиаде на пьедестале не было ни одной спортсменки с ультра-си. А теперь без этих прыжков нельзя победить на юниорских соревнованиях в России. Раньше эти элементы исполняли только мужчины!»
Источник статьи: http://fb.ru/post/journalism/2020/12/11/268983