Ford nucleon атомный автомобиль

Советский атомный автомобиль – почему закрыли проект и есть ли будущее у таких машин?

Пик развитии атомной промышленности в СССР пришелся на 50-60-е годы, именно на тот период приходиться большая часть изобретений и идей, многие из которых так и остались на бумаге, другие же не пошли дальше опытного образца. Тогда еще мало понимали опасность ядерных технологий. К таким изобретениям относится и атомная «Волга», — шестиколесный автомобиль с атомным реактором.

Логика тут была проста – если можно делать атомные ледоколы, электростанции, то почему бы не сделать автомобиль? Строго говор, идею создания атомной «Волги» принес в СССР второй секретарь посольства СССР в США, который увидел в 1958 году на одной из выставок американский атомный автомобиль «Ford Nucleon». Авто снабжалось урановым реактором, парогенератором и двум паровыми турбинами.

Однако американцам так и не удалось довести до ума свою чудо-машину, которая так и осталась на уровне макета. Основная сложность – конструкторы так и не смогли сделать компактный реактор. Но несмотря на неудачу, Хрущеву идея понравилась, и он дал старт проекту.

И советским ученым таки удалось сделать невозможное. Под руководством физика Александра Камнева, была создана силовая ядерная установка, причем, в отличии от американцев, которые попытались попросту уменьшить ядерный реактор подводной лодки до приемлемых размеров, Камнев предложил установку, спроектированную с нуля.

Читайте также:  Что нельзя делать при вождении автомобиля

В результате в 1965 году появился автомобиль «Волга-атом», с силовой атомной установкой и с двигателем, мощностью 320 л.с. Судя по тому, что автомобиль получился шестиколесным, весил он немало, впрочем, информации о проекте очень мало. Автомобиль перегревался и плохо тормозил, кроме того, он не разрабатывался для военных, которые финансировались куда лучше, чем советская автомобильная промышленность.

При Брежневе проект закрыли.

Но идея мобильных ядерных реакторов прижилась – были разработаны гусеничные мобильные силовые установки ТЭС-3 и «Памир-630Д», которые работали в труднодоступных районах Севера, обеспечивая полярников электроэнергией. Правда, первый проект закрыли в 1969 году из-за неэффективности, второй – после аварии на Чернобыльской АЭС.

Шли годы, технологии совершенствовались, и в США решили вернуться к идее атомных автомобилей. В 2009 году был представлен автомобиль «Cadillac World Thorium Fuel» инженера Лоуренса Кулесуса. Концепт-кар работает на радиоактивном металле торий, 1 грамм которого, по утверждению разработчиков, заменяет автомобилю 30 тысяч литров бензина. Конструкторы обещают владельцу данного чуда сто лет без заправок и ремонта.

И все бы хорошо, однако проблема остается в се та же – в случае аварии такого автомобиля площадь вокруг места происшествия будет заражена на десятки, а то и на сотни лет, смотря какой изотоп – полураспад от 5 дней до срока, который превышает возраст Земли.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/oruzheinikoff/sovetskii-atomnyi-avtomobil—pochemu-zakryli-proekt-i-est-li-buduscee-u-takih-mashin-6006c8dd94dcbd4ea67e8c94

Ford Nucleon — концепт первого атомного автомобиля

Конец 50-х годов, период бурного развития атомной энергетики. Перспективы которые открывал этот новый вид энергии, кружили голову ученым и инженерам как у нас в стране, так и за океаном. Именно в это время в недрах Ford Motor рождается проект атомного автомобиля — Ford Nucleon .

Это был самый амбициозный проект Форда, ведь окончившись он успехом, это бы сделало компанию самым влиятельным и богатым автопроизводителем в мире.

В 1956 инженеры получают задание по разработке проекта автомобиля с атомной силовой установкой, который был бы способен преодолеть 5 тысяч миль без замены топливных элементов. В ходе проработки проекта учитывалось степень влияния радиации на пассажиров и безопасность автомобиля в целом. Это была серьезная исследовательская работа, которая завершилась в 1957 году.

Nucleon представлял собой двухместный автомобиль, с вытянутым багажником спереди и широкой платформой сзади, на которой располагался ядерная силовая установка. Внешне Форд выглядел крайне футористично, стремительные линии кузова, ветровое стекло без передних рамок, два плавника сзади (отсутствуют на некоторых моделях), сопла воздухозабоников на корме, все это больше напоминало космический корабль чем автомобиль. Примечательно, что такой дизайн был вполне функциональным. Так кабина была максимально выдвинута вперед за переднюю ось, что максимально удаляло людей от источника радиации, а так же уравновешивало ее с тяжелым оборудованием сзади. Для защиты пассажиров предполагалось устанавливать тяжелые экранирующие свинцовые элементы, между кабиной и моторным отсеком, а ректор экранировать тройным слоем изоляции.

Ядерная установка представляла собой уменьшенный атомный реактор S2W с подводной лодки USS Nautilus. Принцип ее работы был аналогичен большим реакторам, за исключением того что система работала по замкнутому кругу, то есть водяной пар после вращения турбин охлаждался и снова возвращался в парогенератор. Конечно «заправлять» такой реактор новыми урановыми стрежнями было бы крайне проблематично, поэтому предполагалось его замену по прошествии 5 тыс миль, на специализированный станциях. Таким образом можно считать Нуклеон экологически чистым и бесшумным видом транспорта.

В целом концепт такого автомобиля был весьма жизнеспособен, если бы удалось уменьшить и облегчить реактор и сопутствующие агрегаты, однако технологии тех лет не позволяли это сделать. Второй ключевой вопрос был в безопасности, если на заре развития атома большинство людей еще не знало какое он губительное влияние может оказать, то по прошествии времени желающих ездить на таком виде транспорта нашлось бы крайне мало, несмотря на все его плюсы.

Максимум, что Форд смог построить это макеты в масштабе 3:8, которые он показывал на различных выставках. В конце 60-х годах, проект был заморожен в ожидании появления компактных ядерных реакторов, но таковых не появилось. Но в 1962 году, тема неожиданно получает продолжение, но об этом я расскажу в следующий раз.

Если вам понравился материал ставьте лайки, а чтобы не пропустить продолжение подписывайтесь на канал. Спасибо за поддержку)

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/carshistory/ford-nucleon-koncept-pervogo-atomnogo-avtomobilia-5c699c97fec61f00b2b8346c

«Волга-атом»: как в СССР создали автомобиль с атомным двигателем

Вплоть до Чернобыльской аварии развитие советской ядерной энергетики шло уверенными темпами. Тем не менее, многие амбициозные проекты советским атомщикам пришлось в итоге отвергнуть. По одной из версий, такая судьба в 1960-х годах постигла модель шестиколёсного автомобиля ГАЗ с атомным двигателем.

Заграничные концепты

На заре ядерной энергетики учёные и конструкторы всего мира были вдохновлены безграничными, как им казалось, перспективами использования атомных реакторов, об опасности которых тогда мало кто задумывался. Если можно размещать реакторы на ледоколах и подводных лодках, то почему бы не сделать это с другими транспортными средствами? Примерно так рассуждали конструкторы, выдвигавшие идеи атомовозов (мегапоездов), атомолётов и даже атомных танков. Но самой невероятной казалась концепция атомного автомобиля, впервые выдвинутая в США.

В 1958 году компания Ford, известная изобретением конвейера, представила макет атомного автомобиля Ford Nucleon. Обычной американской семье предлагалась машина, колёса которой должны были приводиться в движение посредством уранового реактора, парогенератора и двух паровых турбин. Однако способа решить главную задачу – уменьшить до бытовых размеров стандартный реактор подводных лодок S2W – никто так и не придумал. Ford Nucleon остался лишь музейным экспонатом.

«Волга-атом»

Советская изобретательская мысль отставала от американской, пока в 1958 году второй секретарь посольства СССР в Вашингтоне не увидел Ford Nucleon на промышленной выставке. По утверждению ряда источников, с лёгкой руки Никиты Хрущёва начались разработки советского аналога атомной машины. Этим занималось секретное Автомобильное конструкторское бюро, которое возглавлял физик Александр Камнев. Именно он проектировал основной элемент автомобиля – работоспособную силовую ядерную установку. Сначала Камнев решил пойти по тому же пути, что и американцы – взять действующий ядерный реактор (такой же, как на атомоходе «Ленин») и уменьшить его до приемлемых размеров. Когда это сделать не удалось, Камнев предложил иную, принципиально новую конструкцию двигателя. Построенный в 1965 году опытный образец «Волга-атом» имел мощность двигателя в 320 л.с. Испытания в Североморске показали, что машина сильно перегревалась и плохо тормозила. Поскольку Брежнев не выказал заинтересованности в дальнейшей работе, проект свернули.

Впрочем, всё вышеизложенное не имеет достаточных документальных подтверждений. Описанный некоторыми авторами «четырехцилиндровый двигатель с использованием шайб из обогащенного изотопа урана 235» откровенно фантастичен, так что, скорее всего, речь идёт об очередном мифе. Автомобильная промышленность СССР никогда не принадлежала к числу передовых отраслей, занимаясь преимущественно копированием западных (и не самых передовых) моделей. Кроме того, не секрет, что многие разработки ядерщиков (например, ракеты с атомными двигателями), финансировались с ведома министерства обороны. У атомного же автомобиля не могло быть военного применения.

Впрочем, ядерный реактор на колёса в Советском Союзе всё-таки поставили. Учёные разработали и испытали гусеничные АЭС ТЭС-3 и «Памир-630Д »– мобильные установки, предназначенные для выработки электричества в труднодоступных районах, например, на Севере. Передвижные АЭС ждала разная судьба. От первой модели заказчики отказались в 1969 году из-за экономической неэффективности, вторая же модель оказалась «не к месту» после Чернобыля, и её ликвидировали.

Атомные автомобили – реальность будущего?

В настоящее время изобретатели возвращаются к идее атомного автомобиля. В 2009 году инженер Лоуренс Кулесус представил публике концепт-кар Cadillac World Thorium Fuel. Данная модель позиционируется как машина, способная работать 100 лет без заправки и ремонта. В ядерном реакторе нового типа используется торий – радиоактивный металл, 1 грамм которого даёт столько же энергии, сколько 30 тысяч литров бензина. К слову, в России насчитывается немало крупных месторождений тория, так что в XXI веке у нашей страны остаются шансы завоевать рынок атомных автомобилей, используя в т.ч. и советские наработки. Если, конечно, рядовые водители преодолеют страх перед «атомной бомбой на колёсах».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/russian7/volgaatom-kak-v-sssr-sozdali-avtomobil-s-atomnym-dvigatelem-5f3c2d77e9d89d02952d108f

«Ядерный автомобиль» — реально ли его появление?

Здравствуйте, уважаемые автовладельцы! Живя в современном мире, никому из нас не нужно напоминать о трудном экологическом и экономическом положении. Земельные ресурсы истощаются крайне быстро, а вместе с тем повышается и степень загрязнения нашей планеты. Именно поэтому «ведущие умы» пытаются открыть альтернативные источники энергии , которые могли бы возобновляться и не привели бы к глобальной экологической катастрофе.

Ядерный распад и синтез — на момент XX — XXI вв. это самый доступный и физически реальный способ добычи колоссальной энергии. Он применяется для обеспечения городов электричеством, в производстве атомного оружия, а также в качестве двигателя для некоторых транспортных машин и комплексов. Входят ли в их список автомобили? Сейчас разберёмся!

Принцип работы атомного двигателя?

Для многих словосочетание «машина с ядерным двигателем» звучит ужасающе, ведь это ничто иное, как бомба на колёсах. Однако, инженеры озадачены другой проблемой, а именно, созданием атомного реактора небольших размеров . Дело в том, что сам реактор является энергетической установкой, вырабатывающей тепло, и для того, чтобы заставить колёса автомобиля вращаться, это тепло необходимо преобразовать .

Упрощённо принцип работы реактора заключается в выделении большого количества тепла в результате цепной управляемой ядерной реакции. Охлаждающая его вода вскипает, а выделяющийся пар попадает на лопатки турбины, заставляя её вращаться. Затем он конденсируется, и цикл повторяется. Чтобы поместить в автомобиль такую установку, его размеры должны быть минимум, как многотонный грузовик. Тем не менее, попытки создать что-то подобное не раз фиксировались в истории, а разработки продолжаются и по сей день.

Реально ли создать атомный автомобиль?

Сразу хочу отметить, что пока ещё не было ни одного атомного автомобиля , который передвигался бы своим ходом. Все созданные прототипы были и остаются лишь макетами , которые так и не удалось воплотить в жизнь.

К ним относятся Ford Nucleon 1957 года и Ford Seattle-ite 1962 года . Эти машины имели своеобразный дизайн и чем-то напоминали миниатюрные космические корабли. По задумке конструкторов реактор должен был занимать 80% места , поэтому водителю с пассажирами оставалось лишь 2 сиденья и багажник небольшого объёма. Автомобили были неудобными, громоздкими и имели не очень надёжную защиту от облучения. Но вместе с тем они могли обрести абсолютно уникальные преимущества перед всеми существовавшими на то время моделями.

Бесшумность. Шум, издаваемый реактором, практически незаметен для человеческого уха. Единственный источник звука — это вращающиеся паровые турбины.

Экологичность. С надёжной изоляцией и системой управления реактором такой автомобиль становится абсолютно безвреден для окружающей среды.

Автономность. В зависимости от внедряемой порции ядерного топлива, машина могла проехать от 8000 до 30000 км без дозаправки.

Такими свойствами не обладает ни один современный автомобиль! Кроме всего прочего, реактор, в отличие от привычного поршневого ДВС, является энергетической установкой . Производимое им тепло можно преобразовать как в крутящий момент, так и в электрическую энергию, без особой потери мощности.

Почему ядерный автомобиль невозможен?

Не стоит скрывать тот факт, что за всё время владения атомом, были созданы и воплощены в реальность несколько проектов. Например, советский гусеничный комплекс ТЭС-3 , представляющий собой миниатюрную передвижную АЭС. По задумке она должна была эксплуатироваться на Крайнем Севере, однако, использовать технику, работающую на жидких углеводородах (бензин, ДТ), было гораздо выгоднее и удобнее. По официальным сведениям, проект был закрыт из-за неоправданности потраченных средств .

Не менее интересными являются атомные танки , ледоколы , а также подводные лодки, производство и эксплуатация которых продолжается по сей день.

Однако, об автомобилях с реактором в ближайшее время можно не мечтать. Связано это с тем, что учёные пока не придумали установку, которая смогла бы уместиться в классический кузов авто . Причём большую часть пространства занимал бы не сам реактор, а система охлаждения. Именно поэтому применение атомных двигателей в морском транспорте так распространено — есть постоянный приток воды! Да и размеры всех существующих и когда-либо созданных «ядерных машин» во многом превосходили автомобиль.

Заключение

С уверенностью можно сказать, что автомобиль с атомным сердцем учёные ещё не придумали. Их первостепенная задача состоит, казалось бы, не в обеспечении безопасности, а в создании компактной ядерной установки, применение которой было бы целесообразным. Ведь какой смысл тянуть за собой пару прицепов, чтобы перевезти 2-х человек.

Если вам было интересно читать, и вы любите познавать автомир, то подписывайтесь на канал и ждите новых выпусков! Не оставляйте статью без оценки , а также делитесь своей точкой зрения в комментариях ! С уважением, АВТО ИЗНУТРИ!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/avto_iznutry/iadernyi-avtomobil—realno-li-ego-poiavlenie-5e7dd7a320c88d0211c26094

Оцените статью