Динамический фактор, динамическая характеристика и паспорт автомобиля
Динамическим фактором автомобиля называется отношение свободной силы тяги к весу автомобиля. Заметим, что в теории автомобиля разность Рк-Рв принято называть свободной силой тяги. В этом случае динамический фактор определяется по формуле
, (5.19)
где Д – динамический фактор груженого автомобиля;
ma – полная масса автомобиля;
Рк – окружная сила на ведущих колесах автомобиля, которая определяется по формуле
Рк= ;
Рв – сила сопротивления воздуха определяется так
По формуле (5.19) определяется динамический фактор груженого автомобиля, а для пустого автомобиля имеем
, (5.20)
где Д0 – динамический фактор пустого автомобиля;
m0 – масса снаряженного автомобиля.
Из анализа формул (5.19), (5.20) видно, что динамический фактор наибольшего значения достигает для пустого автомобиля на первой передаче коробки передач.
Соотношение между динамическими факторами груженого и пустого автомобилей запишется так
Д0 = Д . (5.21)
Для определения физического смысла динамического фактора воспользуемся уравнением тягового баланса
Преобразуем уравнение тягового баланса следующим образом
Рк — Pв = Рf + Рі + .
Разделив правую и левую часть последнего уравнения на mag, имеем
.
После элементарных преобразований имеем
. (5.22)
Здесь имеет место .
При установившемся движении , а значит Д=y.
Из анализа уравнения (5.22) следует: динамический фактор автомобиля численно показывает, какой коэффициент дорожного сопротивления может преодолеть автомобиль при установившемся движении.
Динамическая характеристика автомобиля – графики зависимости динамического фактора груженого автомобиля на всех передачах от скорости движения.
По формуле (5.19) определяется динамический фактор, а скорость по зависимости
,
где ne – число оборотов двигателя, об/мин;
По результатам расчетов строится динамическая характеристика автомобиля.
Рис. 5.5 Динамическая характеристика автомобиля
Из рис.5.5 по заданному коэффициенту дорожного сопротивления определяется передача и возможная скорость движения груженого автомобиля.
Для определения динамического фактора автомобиля при различной степени его загрузки строится динамический паспорт.
Динамический паспорт автомобиля – динамическая характеристика вместе с номограммой нагрузок.
При построении номограммы нагрузок ось абсцисс динамической характеристики автомобиля продлевается влево (см. рис. 5.6). Продленная таким образом ось представляет собой в относительных величинах нагрузку на автомобиль. В ее конечной точке ставится отметка 0 , соответствующая пустому автомобилю, и проводится вертикальная линия. Это и будет ось, по которой определяется динамический фактор пустого автомобиля Д0.
Для определения масштаба шкалы динамического фактора пустого автомобиля воспользуемся зависимостью (5.21). Задавшись для груженого автомобиля динамическим фактором Д = 0,1, определим динамический фактор пустого автомобиля. Пусть ma = 20000 кг; m0 = 8000 кг. Тогда динамический фактор пустого автомобиля равен
Д0 = 0,1 .
На оси Д0 против отметки Д = 0,1 ставим 0,25. Имел две точки 0 и 0,25 на оси Д0, разобьем шкалу Д0 соответствующим образом на значения 0,1; 0,2; 0,3 и т.д., соответствующие разметке шкалы Д. Соединим равнозначные точки шкал Д и Д0.
Проведенные косые линии, соединяющие равнозначные точки на шкалах Д0 и Д динамических факторов пустого и груженого автомобиля, пересе-каясь со шкалами Д0,25 ; Д0,5 ; Д0,75 соответственно загруженного автомобиля на 25%, 50% и 75%, определят масштабы этих шкал.
Рис.5.6 Динамический паспорт автомобиля
Динамический паспорт автомобиля позволяет определить при заданном дорожном сопротивлении и при различной степени загрузки передачу и возможную максимальную скорость движения автомобиля.
| | следующая лекция ==> | |
Мощностной баланс автомобиля | | | Время и путь разгона автомобиля |
Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 462 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник статьи: http://helpiks.org/9-22217.html
Динамический фактор, динамическая характеристика и паспорт автомобиля
Динамическим фактором автомобиля называется отношение свободной силы тяги к весу автомобиля. Заметим, что в теории автомобиля разность Рк-Рв принято называть свободной силой тяги. В этом случае динамический фактор определяется по формуле
, (5.19)
где Д – динамический фактор груженого автомобиля;
ma – полная масса автомобиля;
Рк – окружная сила на ведущих колесах автомобиля, которая определяется по формуле
Рк= ;
Рв – сила сопротивления воздуха определяется так
По формуле (5.19) определяется динамический фактор груженого автомобиля, а для пустого автомобиля имеем
, (5.20)
где Д0 – динамический фактор пустого автомобиля;
m0 – масса снаряженного автомобиля.
Из анализа формул (5.19), (5.20) видно, что динамический фактор наибольшего значения достигает для пустого автомобиля на первой передаче коробки передач.
Соотношение между динамическими факторами груженого и пустого автомобилей запишется так
Д0 = Д . (5.21)
Для определения физического смысла динамического фактора воспользуемся уравнением тягового баланса
Преобразуем уравнение тягового баланса следующим образом
Рк — Pв = Рf + Рі + .
Разделив правую и левую часть последнего уравнения на mag, имеем
.
После элементарных преобразований имеем
. (5.22)
Здесь имеет место .
При установившемся движении , а значит Д=y.
Из анализа уравнения (5.22) следует: динамический фактор автомобиля численно показывает, какой коэффициент дорожного сопротивления может преодолеть автомобиль при установившемся движении.
Динамическая характеристика автомобиля – графики зависимости динамического фактора груженого автомобиля на всех передачах от скорости движения.
По формуле (5.19) определяется динамический фактор, а скорость по зависимости
,
где ne – число оборотов двигателя, об/мин;
По результатам расчетов строится динамическая характеристика автомобиля.
Рис. 5.5 Динамическая характеристика автомобиля
Из рис.5.5 по заданному коэффициенту дорожного сопротивления определяется передача и возможная скорость движения груженого автомобиля.
Для определения динамического фактора автомобиля при различной степени его загрузки строится динамический паспорт.
Динамический паспорт автомобиля – динамическая характеристика вместе с номограммой нагрузок.
При построении номограммы нагрузок ось абсцисс динамической характеристики автомобиля продлевается влево (см. рис. 5.6). Продленная таким образом ось представляет собой в относительных величинах нагрузку на автомобиль. В ее конечной точке ставится отметка 0 , соответствующая пустому автомобилю, и проводится вертикальная линия. Это и будет ось, по которой определяется динамический фактор пустого автомобиля Д0.
Для определения масштаба шкалы динамического фактора пустого автомобиля воспользуемся зависимостью (5.21). Задавшись для груженого автомобиля динамическим фактором Д = 0,1, определим динамический фактор пустого автомобиля. Пусть ma = 20000 кг; m0 = 8000 кг. Тогда динамический фактор пустого автомобиля равен
Д0 = 0,1 .
На оси Д0 против отметки Д = 0,1 ставим 0,25. Имел две точки 0 и 0,25 на оси Д0, разобьем шкалу Д0 соответствующим образом на значения 0,1; 0,2; 0,3 и т.д., соответствующие разметке шкалы Д. Соединим равнозначные точки шкал Д и Д0.
Проведенные косые линии, соединяющие равнозначные точки на шкалах Д0 и Д динамических факторов пустого и груженого автомобиля, пересе-каясь со шкалами Д0,25 ; Д0,5 ; Д0,75 соответственно загруженного автомобиля на 25%, 50% и 75%, определят масштабы этих шкал.
Рис.5.6 Динамический паспорт автомобиля
Динамический паспорт автомобиля позволяет определить при заданном дорожном сопротивлении и при различной степени загрузки передачу и возможную максимальную скорость движения автомобиля.
Источник статьи: http://helpiks.org/8-11379.html
Расчёт динамического фактора автомобиля
Расчёт динамического фактора автомобиля Зил-130-76
Выполнил: |
Ст. гр. МТА-12 |
Кравчик Ольга |
Проверил: |
старший преподаватель |
Коликов М.И. |
Технические характеристики автомобиля Зил-130-76
Выпускался Московским автомобильным заводом имени Лихачева: ЗИЛ-130-76 с 1977 г., ЗИЛ-4ЭЗГ2 с 1980 г. Ранее завод выпускал: с 1962 по 1977 г. автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъемностью 5 т и с 1975 по 1979 г. автомобиль ЗИЛ-1ЭЗГ1 грузоподъемностью 8 т. Кузов автомобилей — деревянная платформа с тремя открывающимися бортами. Кабина — трехместная, цельнометаллическая. Автомобиль ЗИЛ-1ЭЗГ2 предназначен для работы без прицепа.
Модификации автомобиля ЗИЛ-130-76: ЗИЛ-130Г-76 — длинно базовый (база 4500 мм, длина кузова 4685 мм, собственная масса 4575 кг); ЭИЛ-130ГУ-76 — автомобиль с особо длинной базой (база 5600 мм, длина кузова 6100 мм, собственная масса 4985 кг); ЗИЛ-1Э0С — северный для работы при температуре до минус 60°С, отличался двойным остеклением, термоизоляцией кабины, наличием лебедки, шин и резинотехнических изделий из морозостойкой резины, собственная масса 4965 кг (выпускался Читинским автосборочным заводом); ЗИЛ-138 — газобаллонный для работы на сжиженном газе, на котором установлен двигатель с повышенной степенью сжатия, оборудованный газовой аппаратурой. Все модификации грузоподъемностью 6 т. Кроме того, выпускались следующие шасси: ЗИЛ-1Э0Б2 76 для сельскохозяйственных автомобилей-самосвалов; ЗИЛ-13 ОД 1 76,ЗИЛ-130Д2-76 и ЗИЛ-130К с двигателем ЗИЛ-157Д, рядный, шестицилиндровый, 110 л. с. (80,9 кВт) для промышленных автомобилей-самосвалов; ЗИЛ-130-76 для специализированных автомобилей.
Таблица 1 — Техническая характеристика автомобиля Зил-130-76
Общая характеристика | |
Название | Зил-130-76 |
Разработчик и изготовитель | Московский автомобильный завод |
Тип шин | 260-508Р |
Статический радиус шин,м | 476±5 |
Масса-габаритные характеристики: | |
Полная масса, кг | |
Собственная масса, кг | |
Грузоподъёмность, кг | |
Допустимая масса прицепа, кг | |
Длина, мм | |
Ширина, мм | |
Высота, мм | |
Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики | |
Двигатель | ЗИЛ-130, карб., восьмицилиндровый, четырёхтактный, V-обр., верхнеклапанный |
Рабочий объём, л | 6,0 |
Порядок работы цилиндров | 1–5–4–2–6–3–7-8 |
Мощность двигателя, л.с. (кВт) | 150 (110,3) при 3200 об/мин. |
Коробка передач | 5-х ступ.с синхронизаторами на II, III, IVи V передачах |
Передаточные числа коробки передач | 7,44; 4,10; 2,29; 1,47; 1,00 з.х.-7,09 |
Передаточные числа главной передачи | 6.32 |
Главная передача | Двойная: пара конических шестерен со спиральными зубьями и пара цилиндрических |
Расчёт динамического фактора автомобиля
В данной задаче необходимо вычислить динамический фактор, выражающий удельную (приходящую на единицу веса) силу тяги автомобиля, которая может расходоваться на преодолении дорожных сопротивлений. Также будет необходимо построить динамическую характеристику автомобиля, указанную в задаче.
Динамический фактор определяется как разница между силой тяги на ведущих колёсах автомобиля и сопротивлением воздушной среду, отнесённых к весу автомобиля. Это выражается в следующих формулах.
а) — для гружёного автомобиля:
где сила тяги на колесе, Н;
сила сопротивления воздушной среды, Н;
полная масса автомобиля автомобиля, кг;
g – ускорение свободного падения, .
Полная масса автомобиля – сумма собственной массы автомобиля и массы груза в нём, масса водителя и пассажиров в кабине из расчёта 75 кг на человека.
Собственная масса автомобиля – масса автомобиля в снаряжённом состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля, массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колёс), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования (огнетушитель, лента, дуги и т.д.) без массы водителя и пассажиров в кабине.
Сухая масса автомобиля – масса не заправленного и не снаряжённого автомобиля.
б) – для автомобиля в порожном состоянии
где собственная масса автомобиля.
Пояснения к таблице
Статический радиус шин под нагрузкой определяется по формуле:
=0,9 .
,
– площадь лобового сопротивления
где В, Н – габариты автомобиля — высота и ширина, м
Скорость для каждой передачи (достаточно пяти значений) определяется по формуле(Значения скорости отличаются на 2 – 4 – 5 км/ч ):
где — скорость вращения коленчатого вала двигателя при соответствующей скорости движения автомобиля, об/мин. Определяется для каждой передачи (
по следующей формуле:
где — передаточные числа главной передачи и коробки передач.
— отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя
, к её же максимальному значению
, %. Определяется для каждой скорости движения,
— отношения мощности двигателя к её максимальному значению, %. Расчёт производить с использованием метода интерполяции
Таблица 2 – соотношение величин и
|
|
— мощность двигателя, Вт:
где — максимальная мощность двигателя, Вт
— сила тяги, приходящаяся на одно колесо, Н:
где — КПД трансмиссии. Для автомобилей с двойной главной передачей.
КПД принять равным 0,87÷ 0,93
— сила сопротивления воздушной среды, Н. Зависит от скорости движения автомобиля V, км/ч; его лобовой площади S,
; коэффициента обтекаемости k, Н·
(принять равным 0,6÷0,8)
Динамический фактор ( ) для загруженного автомобиля:
где — сила тяги на колёса, Н;
— сила сопротивления воздушной среды, Н;
— полная масса автомобиля, кг;
— ускорении свободного падения, м/с 2
Динамические факторы ( ) для порожнего автомобиля:
где — собственная масса автомобиля, кг
Динамическая характеристика выражает зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля. Для построения этого графика необходимо заполнить таблицу.
| S, | | | V, км/ч | | | | | | | | |
0,4284 | 4,65 | 6,32 | I ПЕРЕДАЧА | 7,44 | 3784,7967 | 118,2749 | 92,6900 | 25210,8913 | 36,3819 | 0,2438 | 0,5968 | |
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 7,44 | 3202,5203 | 100,0788 | 99,9685 | 32134,3080 | 26,0486 | 0,3110 | 0,7612 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 7,44 | 2620,2439 | 81,8826 | 92,7530 | 36440,4857 | 17,4375 | 0,3528 | 0,8635 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 7,44 | 2037,9674 | 63,6865 | 76,5022 | 38643,2927 | 10,5486 | 0,3742 | 0,9158 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 7,44 | 1455,6910 | 45,4903 | 56,3139 | 39823,9239 | 5,3819 | 0,3857 | 0,9439 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 7,44 | 873,4146 | 27,2942 | 30,9413 | 36468,3338 | 1,9375 | 0,3532 | 0,8645 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | II ПЕРЕДАЧА | 4,10 | 802,1953 | 25,0686 | 27,6029 | 19520,1556 | 5,3819 | 0,1890 | 0,4626 | |
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 4,10 | 1123,0735 | 35,0960 | 42,6441 | 21540,6630 | 10,5486 | 0,2085 | 0,5104 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 4,10 | 1443,9516 | 45,1235 | 55,8920 | 21958,6530 | 17,4375 | 0,2125 | 0,5201 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 4,10 | 1764,8297 | 55,1509 | 67,4236 | 21672,9247 | 26,0486 | 0,2097 | 0,5132 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 4,10 | 2085,7078 | 65,1784 | 77,9195 | 21193,4184 | 36,3819 | 0,2049 | 0,5016 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | III ПЕРЕДАЧА | 2,29 | 806,4998 | 25,2031 | 27,8047 | 10923,8023 | 17,4375 | 0,1056 | 0,2585 | |
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 2,29 | 985,7220 | 30,8038 | 36,2057 | 11638,1230 | 26,0486 | 0,1125 | 0,2753 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 2,29 | 1164,9441 | 36,4045 | 44,6068 | 12132,6528 | 36,3819 | 0,1172 | 0,2868 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 2,29 | 1344,1663 | 42,0052 | 52,3060 | 12329,8710 | 48,4375 | 0,1189 | 0,2911 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 2,29 | 1523,3885 | 47,6059 | 58,7468 | 12218,9412 | 62,2153 | 0,1177 | 0,2882 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 2,29 | 1702,6107 | 53,2066 | 65,1876 | 12131,3651 | 77,7153 | 0,1167 | 0,2857 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | IV ПЕРЕДАЧА | 1,47 | 862,8491 | 26,9640 | 30,4461 | 7176,9217 | 48,4375 | 0,0690 | 0,1690 | |
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,47 | 977,8957 | 30,5592 | 35,8389 | 7454,2462 | 62,2153 | 0,0716 | 0,1752 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,47 | 1092,9422 | 34,1544 | 41,2317 | 7673,1866 | 77,7153 | 0,0736 | 0,1801 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,47 | 1207,9888 | 37,7496 | 46,6245 | 7850,4241 | 94,9375 | 0,0751 | 0,1839 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,47 | 1323,0353 | 42,3449 | 51,5466 | 7924,4752 | 113,8819 | 0,0756 | 0,1852 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,47 | 1438,0819 | 44,9401 | 55,6811 | 7875,2802 | 134,5486 | 0,0750 | 0,1835 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,47 | 1553,1284 | 48,5353 | 59,8156 | 7833,3734 | 156,9375 | 0,0743 | 0,1820 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | V ПЕРЕДАЧА | 1,00 | 900,0240 | 28,2258 | 32,1886 | 4948,4944 | 113,8819 | 0,0468 | 0,1146 | |
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,00 | 978,2870 | 30,5715 | 35,8572 | 5071,4818 | 134,5486 | 0,0478 | 0,1170 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,00 | 1056,5499 | 33,0172 | 39,5258 | 5176,2488 | 156,9375 | 0,0486 | 0,1190 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,00 | 1134,8129 | 35,4629 | 43,1944 | 5266,5652 | 181,0486 | 0,0493 | 0,1206 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,00 | 1213,0759 | 37,9086 | 46,8629 | 5345,2279 | 206,8819 | 0,0498 | 0,1218 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,00 | 1291,3388 | 40,3543 | 50,4075 | 5401,0674 | 234,4375 | 0,0500 | 0,1225 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,00 | 1369,6018 | 42,8001 | 53,2201 | 5376,5764 | 263,7153 | 0,0495 | 0,1212 | ||
0,4284 | 4,65 | 6,32 | 1,00 | 1447,8647 | 45,2458 | 56,0326 | 5354,7331 | 294,7153 | 0,0490 | 0,1200 |
Таблица 3 — Таблица динамических характеристик
Примечание: жирным шрифтом выделено наибольшее значение и
, что является начальной скоростью для расчета следующей передачи.
Источник статьи: http://allrefrs.ru/2-3902.html