Формула динамического фактора автомобиля

Динамический фактор, динамическая характеристика и паспорт автомобиля

Динамическим фактором автомобиля называется отношение свободной силы тяги к весу автомобиля. Заметим, что в теории автомобиля разность Ркв принято называть свободной силой тяги. В этом случае динамический фактор определяется по формуле

, (5.19)

где Д – динамический фактор груженого автомобиля;

ma – полная масса автомобиля;

Рк – окружная сила на ведущих колесах автомобиля, которая определяется по формуле

Рк= ;

Рв – сила сопротивления воздуха определяется так

По формуле (5.19) определяется динамический фактор груженого автомобиля, а для пустого автомобиля имеем

, (5.20)

где Д0 – динамический фактор пустого автомобиля;

m0 – масса снаряженного автомобиля.

Из анализа формул (5.19), (5.20) видно, что динамический фактор наибольшего значения достигает для пустого автомобиля на первой передаче коробки передач.

Соотношение между динамическими факторами груженого и пустого автомобилей запишется так

Д0 = Д . (5.21)

Для определения физического смысла динамического фактора воспользуемся уравнением тягового баланса

Преобразуем уравнение тягового баланса следующим образом

Рк — Pв = Рf + Рі + .

Разделив правую и левую часть последнего уравнения на mag, имеем

.

После элементарных преобразований имеем

. (5.22)

Здесь имеет место .

При установившемся движении , а значит Д=y.

Из анализа уравнения (5.22) следует: динамический фактор автомобиля численно показывает, какой коэффициент дорожного сопротивления может преодолеть автомобиль при установившемся движении.

Динамическая характеристика автомобиля – графики зависимости динамического фактора груженого автомобиля на всех передачах от скорости движения.

По формуле (5.19) определяется динамический фактор, а скорость по зависимости

,

где ne – число оборотов двигателя, об/мин;

По результатам расчетов строится динамическая характеристика автомобиля.

Рис. 5.5 Динамическая характеристика автомобиля

Из рис.5.5 по заданному коэффициенту дорожного сопротивления определяется передача и возможная скорость движения груженого автомобиля.

Для определения динамического фактора автомобиля при различной степени его загрузки строится динамический паспорт.

Динамический паспорт автомобиля – динамическая характеристика вместе с номограммой нагрузок.

При построении номограммы нагрузок ось абсцисс динамической характеристики автомобиля продлевается влево (см. рис. 5.6). Продленная таким образом ось представляет собой в относительных величинах нагрузку на автомобиль. В ее конечной точке ставится отметка 0 , соответствующая пустому автомобилю, и проводится вертикальная линия. Это и будет ось, по которой определяется динамический фактор пустого автомобиля Д0.

Для определения масштаба шкалы динамического фактора пустого автомобиля воспользуемся зависимостью (5.21). Задавшись для груженого автомобиля динамическим фактором Д = 0,1, определим динамический фактор пустого автомобиля. Пусть ma = 20000 кг; m0 = 8000 кг. Тогда динамический фактор пустого автомобиля равен

Д0 = 0,1 .

На оси Д0 против отметки Д = 0,1 ставим 0,25. Имел две точки 0 и 0,25 на оси Д0, разобьем шкалу Д0 соответствующим образом на значения 0,1; 0,2; 0,3 и т.д., соответствующие разметке шкалы Д. Соединим равнозначные точки шкал Д и Д0.

Проведенные косые линии, соединяющие равнозначные точки на шкалах Д0 и Д динамических факторов пустого и груженого автомобиля, пересе-каясь со шкалами Д0,25 ; Д0,5 ; Д0,75 соответственно загруженного автомобиля на 25%, 50% и 75%, определят масштабы этих шкал.

Рис.5.6 Динамический паспорт автомобиля

Динамический паспорт автомобиля позволяет определить при заданном дорожном сопротивлении и при различной степени загрузки передачу и возможную максимальную скорость движения автомобиля.

| следующая лекция ==>
Мощностной баланс автомобиля | Время и путь разгона автомобиля

Дата добавления: 2017-06-02 ; просмотров: 462 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник статьи: http://helpiks.org/9-22217.html

Динамический фактор, динамическая характеристика и паспорт автомобиля

Динамическим фактором автомобиля называется отношение свободной силы тяги к весу автомобиля. Заметим, что в теории автомобиля разность Ркв принято называть свободной силой тяги. В этом случае динамический фактор определяется по формуле

, (5.19)

где Д – динамический фактор груженого автомобиля;

ma – полная масса автомобиля;

Рк – окружная сила на ведущих колесах автомобиля, которая определяется по формуле

Рк= ;

Рв – сила сопротивления воздуха определяется так

По формуле (5.19) определяется динамический фактор груженого автомобиля, а для пустого автомобиля имеем

, (5.20)

где Д0 – динамический фактор пустого автомобиля;

m0 – масса снаряженного автомобиля.

Из анализа формул (5.19), (5.20) видно, что динамический фактор наибольшего значения достигает для пустого автомобиля на первой передаче коробки передач.

Соотношение между динамическими факторами груженого и пустого автомобилей запишется так

Д0 = Д . (5.21)

Для определения физического смысла динамического фактора воспользуемся уравнением тягового баланса

Преобразуем уравнение тягового баланса следующим образом

Рк — Pв = Рf + Рі + .

Разделив правую и левую часть последнего уравнения на mag, имеем

.

После элементарных преобразований имеем

. (5.22)

Здесь имеет место .

При установившемся движении , а значит Д=y.

Из анализа уравнения (5.22) следует: динамический фактор автомобиля численно показывает, какой коэффициент дорожного сопротивления может преодолеть автомобиль при установившемся движении.

Динамическая характеристика автомобиля – графики зависимости динамического фактора груженого автомобиля на всех передачах от скорости движения.

По формуле (5.19) определяется динамический фактор, а скорость по зависимости

,

где ne – число оборотов двигателя, об/мин;

По результатам расчетов строится динамическая характеристика автомобиля.

Рис. 5.5 Динамическая характеристика автомобиля

Из рис.5.5 по заданному коэффициенту дорожного сопротивления определяется передача и возможная скорость движения груженого автомобиля.

Для определения динамического фактора автомобиля при различной степени его загрузки строится динамический паспорт.

Динамический паспорт автомобиля – динамическая характеристика вместе с номограммой нагрузок.

При построении номограммы нагрузок ось абсцисс динамической характеристики автомобиля продлевается влево (см. рис. 5.6). Продленная таким образом ось представляет собой в относительных величинах нагрузку на автомобиль. В ее конечной точке ставится отметка 0 , соответствующая пустому автомобилю, и проводится вертикальная линия. Это и будет ось, по которой определяется динамический фактор пустого автомобиля Д0.

Для определения масштаба шкалы динамического фактора пустого автомобиля воспользуемся зависимостью (5.21). Задавшись для груженого автомобиля динамическим фактором Д = 0,1, определим динамический фактор пустого автомобиля. Пусть ma = 20000 кг; m0 = 8000 кг. Тогда динамический фактор пустого автомобиля равен

Д0 = 0,1 .

На оси Д0 против отметки Д = 0,1 ставим 0,25. Имел две точки 0 и 0,25 на оси Д0, разобьем шкалу Д0 соответствующим образом на значения 0,1; 0,2; 0,3 и т.д., соответствующие разметке шкалы Д. Соединим равнозначные точки шкал Д и Д0.

Проведенные косые линии, соединяющие равнозначные точки на шкалах Д0 и Д динамических факторов пустого и груженого автомобиля, пересе-каясь со шкалами Д0,25 ; Д0,5 ; Д0,75 соответственно загруженного автомобиля на 25%, 50% и 75%, определят масштабы этих шкал.

Рис.5.6 Динамический паспорт автомобиля

Динамический паспорт автомобиля позволяет определить при заданном дорожном сопротивлении и при различной степени загрузки передачу и возможную максимальную скорость движения автомобиля.

Источник статьи: http://helpiks.org/8-11379.html

Расчёт динамического фактора автомобиля

Расчёт динамического фактора автомобиля Зил-130-76

Выполнил:
Ст. гр. МТА-12
Кравчик Ольга
Проверил:
старший преподаватель
Коликов М.И.

Технические характеристики автомобиля Зил-130-76

Выпускался Московским автомобильным заводом имени Лихачева: ЗИЛ-130-76 с 1977 г., ЗИЛ-4ЭЗГ2 с 1980 г. Ранее завод выпускал: с 1962 по 1977 г. автомобиль ЗИЛ-130 грузоподъемностью 5 т и с 1975 по 1979 г. автомобиль ЗИЛ-1ЭЗГ1 грузоподъемностью 8 т. Кузов автомобилей — деревянная платформа с тремя открывающимися бортами. Кабина — трехместная, цельнометаллическая. Автомобиль ЗИЛ-1ЭЗГ2 предназначен для работы без прицепа.

Модификации автомобиля ЗИЛ-130-76: ЗИЛ-130Г-76 — длинно базовый (база 4500 мм, длина кузова 4685 мм, собственная масса 4575 кг); ЭИЛ-130ГУ-76 — автомобиль с особо длинной базой (база 5600 мм, длина кузова 6100 мм, собственная масса 4985 кг); ЗИЛ-1Э0С — северный для работы при температуре до минус 60°С, отличался двойным остеклением, термоизоляцией кабины, наличием лебедки, шин и резинотехнических изделий из морозостойкой резины, собственная масса 4965 кг (выпускался Читинским автосборочным заводом); ЗИЛ-138 — газобаллонный для работы на сжиженном газе, на котором установлен двигатель с повышенной степенью сжатия, оборудованный газовой аппаратурой. Все модификации грузоподъемностью 6 т. Кроме того, выпускались следующие шасси: ЗИЛ-1Э0Б2 76 для сельскохозяйственных автомобилей-самосвалов; ЗИЛ-13 ОД 1 76,ЗИЛ-130Д2-76 и ЗИЛ-130К с двигателем ЗИЛ-157Д, рядный, шестицилиндровый, 110 л. с. (80,9 кВт) для промышленных автомобилей-самосвалов; ЗИЛ-130-76 для специализированных автомобилей.

Таблица 1 — Техническая характеристика автомобиля Зил-130-76

Общая характеристика
Название Зил-130-76
Разработчик и изготовитель Московский автомобильный завод
Тип шин 260-508Р
Статический радиус шин,м 476±5
Масса-габаритные характеристики:
Полная масса, кг
Собственная масса, кг
Грузоподъёмность, кг
Допустимая масса прицепа, кг
Длина, мм
Ширина, мм
Высота, мм
Двигатель, ходовая часть и динамические характеристики
Двигатель ЗИЛ-130, карб., восьмицилиндровый, четырёхтактный, V-обр., верхнеклапанный
Рабочий объём, л 6,0
Порядок работы цилиндров 1–5–4–2–6–3–7-8
Мощность двигателя, л.с. (кВт) 150 (110,3) при 3200 об/мин.
Коробка передач 5-х ступ.с синхронизаторами на II, III, IVи V передачах
Передаточные числа коробки передач 7,44; 4,10; 2,29; 1,47; 1,00 з.х.-7,09
Передаточные числа главной передачи 6.32
Главная передача Двойная: пара конических шестерен со спиральными зубьями и пара цилиндрических

Расчёт динамического фактора автомобиля

В данной задаче необходимо вычислить динамический фактор, выражающий удельную (приходящую на единицу веса) силу тяги автомобиля, которая может расходоваться на преодолении дорожных сопротивлений. Также будет необходимо построить динамическую характеристику автомобиля, указанную в задаче.

Динамический фактор определяется как разница между силой тяги на ведущих колёсах автомобиля и сопротивлением воздушной среду, отнесённых к весу автомобиля. Это выражается в следующих формулах.

а) — для гружёного автомобиля:

где сила тяги на колесе, Н;

сила сопротивления воздушной среды, Н;

полная масса автомобиля автомобиля, кг;

g – ускорение свободного падения, .

Полная масса автомобиля – сумма собственной массы автомобиля и массы груза в нём, масса водителя и пассажиров в кабине из расчёта 75 кг на человека.

Собственная масса автомобиля – масса автомобиля в снаряжённом состоянии без нагрузки. Слагается из сухой массы автомобиля, массы топлива, охлаждающей жидкости, запасного колеса (колёс), инструмента, принадлежностей и обязательного оборудования (огнетушитель, лента, дуги и т.д.) без массы водителя и пассажиров в кабине.

Сухая масса автомобиля – масса не заправленного и не снаряжённого автомобиля.

б) – для автомобиля в порожном состоянии

где собственная масса автомобиля.

Пояснения к таблице

Статический радиус шин под нагрузкой определяется по формуле:

=0,9 . ,

– площадь лобового сопротивления

где В, Н – габариты автомобиля — высота и ширина, м

Скорость для каждой передачи (достаточно пяти значений) определяется по формуле(Значения скорости отличаются на 2 – 4 – 5 км/ч ):

где — скорость вращения коленчатого вала двигателя при соответствующей скорости движения автомобиля, об/мин. Определяется для каждой передачи ( по следующей формуле:

где — передаточные числа главной передачи и коробки передач.

— отношение частоты вращения коленчатого вала двигателя , к её же максимальному значению , %. Определяется для каждой скорости движения,

— отношения мощности двигателя к её максимальному значению, %. Расчёт производить с использованием метода интерполяции

Таблица 2 – соотношение величин и

, %
, %

— мощность двигателя, Вт:

где — максимальная мощность двигателя, Вт

— сила тяги, приходящаяся на одно колесо, Н:

где — КПД трансмиссии. Для автомобилей с двойной главной передачей.

КПД принять равным 0,87÷ 0,93

— сила сопротивления воздушной среды, Н. Зависит от скорости движения автомобиля V, км/ч; его лобовой площади S, ; коэффициента обтекаемости k, Н· (принять равным 0,6÷0,8)

Динамический фактор ( ) для загруженного автомобиля:

где — сила тяги на колёса, Н;

— сила сопротивления воздушной среды, Н;

— полная масса автомобиля, кг;

— ускорении свободного падения, м/с 2

Динамические факторы ( ) для порожнего автомобиля:

где — собственная масса автомобиля, кг

Динамическая характеристика выражает зависимость динамического фактора от скорости движения автомобиля. Для построения этого графика необходимо заполнить таблицу.

S, V, км/ч , об/мин , % , % , Вт , H , H
0,4284 4,65 6,32 I ПЕРЕДАЧА 7,44 3784,7967 118,2749 92,6900 25210,8913 36,3819 0,2438 0,5968
0,4284 4,65 6,32 7,44 3202,5203 100,0788 99,9685 32134,3080 26,0486 0,3110 0,7612
0,4284 4,65 6,32 7,44 2620,2439 81,8826 92,7530 36440,4857 17,4375 0,3528 0,8635
0,4284 4,65 6,32 7,44 2037,9674 63,6865 76,5022 38643,2927 10,5486 0,3742 0,9158
0,4284 4,65 6,32 7,44 1455,6910 45,4903 56,3139 39823,9239 5,3819 0,3857 0,9439
0,4284 4,65 6,32 7,44 873,4146 27,2942 30,9413 36468,3338 1,9375 0,3532 0,8645
0,4284 4,65 6,32 II ПЕРЕДАЧА 4,10 802,1953 25,0686 27,6029 19520,1556 5,3819 0,1890 0,4626
0,4284 4,65 6,32 4,10 1123,0735 35,0960 42,6441 21540,6630 10,5486 0,2085 0,5104
0,4284 4,65 6,32 4,10 1443,9516 45,1235 55,8920 21958,6530 17,4375 0,2125 0,5201
0,4284 4,65 6,32 4,10 1764,8297 55,1509 67,4236 21672,9247 26,0486 0,2097 0,5132
0,4284 4,65 6,32 4,10 2085,7078 65,1784 77,9195 21193,4184 36,3819 0,2049 0,5016
0,4284 4,65 6,32 III ПЕРЕДАЧА 2,29 806,4998 25,2031 27,8047 10923,8023 17,4375 0,1056 0,2585
0,4284 4,65 6,32 2,29 985,7220 30,8038 36,2057 11638,1230 26,0486 0,1125 0,2753
0,4284 4,65 6,32 2,29 1164,9441 36,4045 44,6068 12132,6528 36,3819 0,1172 0,2868
0,4284 4,65 6,32 2,29 1344,1663 42,0052 52,3060 12329,8710 48,4375 0,1189 0,2911
0,4284 4,65 6,32 2,29 1523,3885 47,6059 58,7468 12218,9412 62,2153 0,1177 0,2882
0,4284 4,65 6,32 2,29 1702,6107 53,2066 65,1876 12131,3651 77,7153 0,1167 0,2857
0,4284 4,65 6,32 IV ПЕРЕДАЧА 1,47 862,8491 26,9640 30,4461 7176,9217 48,4375 0,0690 0,1690
0,4284 4,65 6,32 1,47 977,8957 30,5592 35,8389 7454,2462 62,2153 0,0716 0,1752
0,4284 4,65 6,32 1,47 1092,9422 34,1544 41,2317 7673,1866 77,7153 0,0736 0,1801
0,4284 4,65 6,32 1,47 1207,9888 37,7496 46,6245 7850,4241 94,9375 0,0751 0,1839
0,4284 4,65 6,32 1,47 1323,0353 42,3449 51,5466 7924,4752 113,8819 0,0756 0,1852
0,4284 4,65 6,32 1,47 1438,0819 44,9401 55,6811 7875,2802 134,5486 0,0750 0,1835
0,4284 4,65 6,32 1,47 1553,1284 48,5353 59,8156 7833,3734 156,9375 0,0743 0,1820
0,4284 4,65 6,32 V ПЕРЕДАЧА 1,00 900,0240 28,2258 32,1886 4948,4944 113,8819 0,0468 0,1146
0,4284 4,65 6,32 1,00 978,2870 30,5715 35,8572 5071,4818 134,5486 0,0478 0,1170
0,4284 4,65 6,32 1,00 1056,5499 33,0172 39,5258 5176,2488 156,9375 0,0486 0,1190
0,4284 4,65 6,32 1,00 1134,8129 35,4629 43,1944 5266,5652 181,0486 0,0493 0,1206
0,4284 4,65 6,32 1,00 1213,0759 37,9086 46,8629 5345,2279 206,8819 0,0498 0,1218
0,4284 4,65 6,32 1,00 1291,3388 40,3543 50,4075 5401,0674 234,4375 0,0500 0,1225
0,4284 4,65 6,32 1,00 1369,6018 42,8001 53,2201 5376,5764 263,7153 0,0495 0,1212
0,4284 4,65 6,32 1,00 1447,8647 45,2458 56,0326 5354,7331 294,7153 0,0490 0,1200

Таблица 3 — Таблица динамических характеристик

Примечание: жирным шрифтом выделено наибольшее значение и , что является начальной скоростью для расчета следующей передачи.

Источник статьи: http://allrefrs.ru/2-3902.html

Читайте также:  Кузов автомобилей не имеющий дверей
Оцените статью