1.5. Показатели использования транспортных средств, методика их расчета
Транспортные средства и транспортные коммуникации характеризуются высокой капитальностью. Поэтому вполне справедливым является утверждение большинства ученых – экономистов, о том, что высокая инвестиционная составляющая по транспорту оправдывается только при эффективном его использовании.
Постоянный рост объемов перевозок товаров автомобильным транспортом, в том числе принадлежащим торговым организациям и предприятиям, вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих более интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; улучшение использования пробега; ускорение погрузочно-разгрузочных работ.
Для оценки эффективности работы автомобильного транспорта используются технико-экономические показатели.
Так, использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска.
Коэффициент технической готовности (Кy) подвижного состава к работе определяется по формуле:
где АДг – автомобиле-дни в готовом для эксплуатации состоянии; АДс – списочные автомобиле-дни подвижного состава в автохозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле:
где АДэ – число автомобиле-дней эксплуатации.
Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности автомобилей, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.
Для определения степени использования грузоподъемности транспортных средств можно применить статический и динамический коэффициенты.
Статический коэффициент (Кс) определяется отношением:
где Qa – количество фактически перевозочного груза;
Qn – номинальная грузоподъемность автомобиля.
Динамический коэффициент (Кд) определяется отношением:
где Рт.ф – фактическая транспортная работа, ткм; Рн – количество тонно-километров, которое можно было выполнить при полном использовании номинальной грузоподъемности автомобиля.
Улучшению использования грузоподъемности автотранспортных средств в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки.
К сожалению, многие авторы этими показателями и ограничиваются, что на наш взгляд, не способствует более широкой оценке уровня использованных автомобилей.
В данном случае из поля зрения выпадает такой фактор, который характеризует уровень организации перевозок. Ведь не секрет, что в ряде случаев автомобиль поехав за товаром, приезжает ни с чем, сделав холосто пробег. А в других случаях транспортировка организована так, что товар перевозится в обоих направлениях: в одну сторону для себя, в другую попутный груз сторонних организаций.
Даже перевозку собственных грузов в ряде случаев можно организовать так, что машина будет загружена в оба конца рейса.
Например, выезжая за товаром, автомобиль можно загрузить тарой освободившейся после реализации товара. Это позволит сократить транспортные расходы предприятия и в целом издержки обращения.
Поэтому мы предлагаем для оценки работы транспортных средств использовать и такой показатель, как коэффициент полезного пробега (Кп), который должен исчисляться по следующей формуле:
где Пn – пробег с грузом, км.
П – общий пробег, км.
И конечно же, для оценки работы транспортных средств следует использовать такой обобщающий показатель, как собственность одного тонно – километра. В нем заложены все факторы характеризующие уровень использования автомобиля.
Например, если себестоимость тонно – километра низкая, то это наглядно свидетельствует не только об экономном использовании ресурсов, но и о грамотной организации перевозок, хорошем техническом состоянии автомобилей и их высокой технической готовности.
Если же себестоимость высокая, то данная оценка будет совершенно противоположной.
В условиях перехода к рынку, когда цены на энергоносители, в том числе на бензин и дизельное топливо резко возросли, особое внимание должно быть обращено и на такой показатель, как расход топлива на 100 километров пробега автомобиля.
Этот показатель, как впрочем и другие, необходимо анализировать не только в динамике за несколько лет, но и сопоставлять с такими же показателями по другим родственным предприятиям, а также с нормативными данными.
В частности, по всем маркам автомобилей имеются в числе других технических данных и такой показатель, как норма расхода горючего на 100 километров пробега.
Улучшению использования автомобилей в значительной степени способствует применение рациональных приемов размещения грузов в кузове автомобиля, хорошо продуманная разработка маршрутов их доставки, выбор наиболее подходящего для перевозки конкретного товара типа автомобиля и его грузоподъемности.
Важное условие роста эффективности использования автотранспорта – повышение сменности его работы, чего можно добиться путем продления времени работы экспедиционных складов и диспетчерских служб, а также созданием условий для ночного завоза товаров в торговые предприятия.
При этом необходимо учесть, что эффективность перевозок зависит от большого количества факторов. Речь идет в первую очередь о том, что не все грузы в одинаковой степени используют грузоподъемность транспортных средств. В этой связи все народно-хозяйственные грузы по степени использования грузоподъемности транспортных средств делятся на 4 класса. К первому классу отнесены грузы обеспечивающие загрузку транспорта на 100 %, ко второму – на 85 %, к третьему – на 63 % и наконец, к четвертому отнесены же грузы, которые обеспечивают использование грузоподъемности транспорта менее чем на 45 %. Классификация всех народнохозяйственных грузов дана в экономических справочниках. А так как торговые предприятия одновременно перевозят грузы различных классов, но нормативно для расчетов установлены применительно к конкретному классу грузов, то в практике планирования перевозок определяют средний класс перевозимых грузов по следующей формуле:
где:
К – средний класс перевозимых грузов;
01, 02, 03 – вес отдельных видов грузов, т.
К1, К2, К3 – класс отдельных видов грузов (берется из справочников).
Показатели по перевозкам во многом зависят от типа дорог, по которым осуществляются перевозки. В этой связи все автомобильные дороги России делятся на три группы.
К первой группе относятся дороги с твердым покрытием и с односторонним движением при наличии разделительных полос. Ко второй группе относятся дороги также с твердым покрытием, но и со встречным движением. Таких дорог в России больше, чем первой группы.
Наконец, к третьей группе дорог относятся грунтовые дороги, каких в России еще больше.
Наиболее высокие нормативы по использованию транспорта установлены для первой группы дорог, и наоборот – самые низкие установлены для третей группы дорог.
Издержки по транспортировке товаров во многом зависят от средней дальности их перевозок. Чем меньше расстояние перевозок, тем ниже транспортные издержки, и наоборот.
Все эти факторы и показатели необходимо учитывать при планировании рациональной организации перевозок товаров.
Источник статьи: http://www.xcomp.biz/1-5-pokazateli-ispolzovaniya-transportnyx-sredstv-metodika-ix-rascheta.html
Определение эффективности использования транспорта
Главная > Реферат >Экономика
Тема 1 Определение эффективности использования транспорта
Анализ использования грузового автотранспорта
Для оценки работы грузового автотранспорта применяется целая система частных и обобщающих показателей, которые позволяют оценить работы машин с точки зрения использования времени их работы, скорости движения, пробега, грузоподъемности и т.д., а также производительности работы машин и себестоимость перевозок.
Исходные данные для выполнения работы по варианту берутся из приложения 1. Порядок выполнения следующий.
Составляется таблица исходных данных по данному варианту согласно приложения 1.
Исходные данные для использования автотранспорта
Среднее годовое количество машин, шт.
Средний тоннаж машины, т
Количество машино-дней пребывания в хозяйстве
Общий пробег машин, км
В т. ч. с грузом, км
Перевезено грузов, т
Выполнено тонно-километров, т-км
Среднесуточный пробег одной автомашины, км
Средняя продолжительность рабочего дня, ч
Затраты на работу грузового автотранспорта, тыс. руб.
Методика расчета коэффициентов и показателей
использования грузового транспорта
Отработано одной машиной за отчетный период (месяц) дней
где АД р – количество машино-дней пребывания в работе, дней;
А – среднегодовое количество машин, шт.
Средняя техническая скорость, км/час
где L сут – среднесуточный пробег одной автомашины, км;
L см – средняя продолжительность рабочего дня, час.
Время нахождения машины
где АД Х – количество машино-дней нахождения в хозяйстве
где АД р – количество машино-дней нахождения в работе.
Средняя загруженность машины, т
где Р – выполнено тонно-километров (грузооборот),т-км;
L гр – общий пробег машин с грузом, км.
Коэффициент использования в работе:
Коэффициент использования пробега:
где L общ – общий пробег машин, км.
Коэффициент использования тоннажа
где q – средний тоннаж машины, т.
Себестоимость 1 т-км.
где З общ – затраты на работу грузового автотранспорта.
Себестоимость 1 км
Среднее расстояние перевозок
где Q – общий объем перевозок, т
Производительность на среднесписочную машино-тонну пребывания в хозяйстве
Месячная производительность на среднесписочную машину
Дневная производительность одного списочного автомобиля
Показатели использования подвижного грузового состава сводятся в таблицу 1.2, рассчитывая согласно методики расчета на основании данных таблицы 1.1.
По результатам расчета таблицы 1.2 необходимо провести анализ использования автомобилей по всем расчетным показателям и наметить пути по выявлению резерва улучшения использования автомашин как за счет экстенсификации увеличения занятости машин за отчетный период, так и за счет интенсификации. Наметить мероприятия и сделать заключение.
Далее из таблицы 1.1 необходимо установить, как изменяются плановые показатели по сравнению с фактическими и определить неиспользованные резервы увеличения объема грузооборота, проведя факторный анализ этого показателя.
Детерминированная модель факторной системы объема грузооборота имеет следующий вид:
Эффективность использования автомобильного транспорта
Источник статьи: http://works.doklad.ru/view/eeoIkX1Kv2o.html
Технико-экономические показатели использования грузового автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт применяется преимущественно на межхозяйственных перевозках. На внутрихозяйственных транспортных работах в растениеводстве, животноводстве, строительстве широко используются тракторы, особенно активно — в осенний и весенний периоды в районах с труднопроходимыми дорогами.
Экономическая эффективность использования транспортных средств определяется себестоимостью выполненных работ. К показателям эффективности использования транспортных средств относятся различные коэффициенты: использование грузового автомобильного парка (число работающих автомобилей в процентах ко всем автомобилям); использование машин в работе (отношение машино-дней в работе к количеству машино-дней пребывания автомобиля в хозяйстве); рабочее время (отношение машино-часов, затраченных на перевозку грузов или техническое обслуживание автомобильного парка к общей продолжительности пребывания автомобиля в наряде); пробег (отношение количества километров, пройденных с грузом, к общему пробегу); грузоподъемность (отношение общего количества выработанных тонно-километров к пробегу автомобилей с грузом) и др.
Главная задача транспорта– обеспечить ритмичность производственного процесса, быстрое и планомерное движение грузов и рабочей силы. Без этого производство останавливается, замирает. Особенно это касается предприятий с непрерывным процессом производства.
Задача грузового автомобильного транспорта– перевозка определенного количества груза, измеряемого в тоннах, и выполнение определенного объема транспортной работы, измеряемой в тонно-километрах.
Единицей (основой) перевозки грузов является одна поездка, т.е. комплекс операций по погрузке, перевозке и выгрузке груза. Степень использования подвижного состава характеризуют следующие показатели:
Коэффициент технической готовности подвижного состава (автопарка) – отношение числа автомобиле-дней пребывания подвижного состава в технически исправном состоянии к общему числу аитомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава на линию –- отношение числа автомобиле-дней в работе к числу автомобиле-дней в хозяйстве.
Коэффициент использования грузоподъемности. Под грузоподъемностью автомобиля понимают предельную массу полезного груза, который помещается в кузове за рейс. Определяют статистический и динамический коэффициенты грузоподъемности.
Статистический коэффициент грузоподъемности определяется отношением количества фактически перевезенного груза за один рейс к количеству груза, которое могло быть перевезено при полном использовании грузоподъемности, т.е. к номинальной грузоподъемности автомобиля или автопоезда.
В экономических расчетах чаще используют динамический коэффициент грузоподъемности. Этот показатель определяется отношением количества фактически выполненной транспортной работы в тонно-километрах к возможной транспортной работе (при условии полного использования грузоподъемности на протяжении всего пробега с грузом). Таким образом, в отличие от коэффициента статистического использования грузоподъемности он учитывает не только количество перевезенного груза, но и расстояние, на которое перевозится груз.
Коэффициент использования пробега – отношение пробега с грузом к общему пробегу автомобиля. Эта величина показывает долю пробега автомобиля с грузом к общему пробегу.
Средняя длина ездки – средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки. Определяется делением общего груженого пробега на число выполненных ездок.
Среднее расстояние перевозки груза – средняя дальность перевозки 1 т груза, определяемая делением выполненной транспортной работы в тонно-километрах на число перевезенных тонн.
Время простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой.
Время в наряде. Измеряется часами с момента выезда автомобиля из гаража до момента его возвращения в гараж за вычетом времени, отводимого водителю на прием пищи.
Коэффициент использования рабочего времени автомобиля. Определяется делением фактического времени пребывания автомобиля в движении на время в наряде.
Техническая скорость – средняя скорость движения подвижного состава за определенный период времени, равная отношению пройденного расстояния ко времени движения.
Эксплуатационная скорость — условная скорость движения подвижного состава во время его нахождения на линии, определяемая отношением пройденного расстояния к общему времени нахождения на линии.
К показателям, характеризующим эффективность использования автотранспорта, относят нижеследующие:
Число ездок – время работы подвижного состава на маршруте, т.е. время непосредственного выполнения поездок (за вычетом нулевого пробега).
Производительность подвижного состава – количество груза, перевезенного одним автомобилем за рабочий день. Определяется как произведение числа поездок на количество груза, перевозимого за одну ездку.
Производительность транспортных средств характеризуется количеством перевезенных грузов (тонн) или работой (т/км), выполненной за единицу времени (тонн за рейс, т/км за рейс). Это один из важнейших обобщающих показателей, характеризующих уровень использования транспортных средств.
Себестоимость тонно-километра – важнейший результативный показатель работы автотранспорта. Для исчисления себестоимости необходимо все затраты на содержание грузового автотранспорта хозяйства за минусом затрат на капитальный ремонт автомобилей разделить на количество выполненных тонно-километров. Себестоимость тонно-километра в большой мере зависит от уровня производительности автомобилей. Значительное влияние на величину себестоимости оказывают оплата труда водителей, расходы на текущий ремонт, топливо и смазочные материалы.
Одним из резервов улучшения работы автомобильного транспорта является концентрация его крупных специализированных автотранспортных предприятий агропромышленного комплекса на основе межхозяйственной кооперации, лучшего использования специализированных и большегрузных транспортных средств предприятий АПК.
Эффективность использования автотранспорта в значительной степени зависит от типа и состояния дорог. Автомобильные дороги можно разделить на 5 категорий: I и II категории — дороги межгосударственного и основные республиканского значения, III категория — остальные дороги республиканского и основные областного значения, IV — остальные дороги областного и районного значения; V категория — дороги местного значения. Большинство внешнехозяйственных дорог районного значения имеет щебеночное, гравийное и каменное покрытия. Внутрихозяйственные дороги в основном — профилированные грунтовые. По сравнению с автомобильными дорогами с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон) себестоимость перевозок по профилированным грунтовым дорогам, находящимся в хорошем состоянии, выше в 2 раза, расход топлива выше в 1,54 раза, а по грунтовым дорогам во влажном состоянии соответственно эти показатели значительно выше. Отставание дорожного строительства не только ухудшает условия эксплуатации машин, но и оказывает отрицательное влияние на социальное развитие села. В республике в последние годы увеличивается общая протяженность дорог, в том числе и с твердым покрытием.
Для составления производственной программы транспортных работ определяют объем перевозок на определенный период (месяц, квартал, год) в одном направлении. Чтобы рассчитывать объем перевозок (грузообъем), необходимо знать вид продукции и объем производства, затем определяют грузооборот (произведение объема перевозки на расстояние перевозки, т/км). Для составления плана транспортных работ можно использовать следующие приемы:
1. Определенные возможные грузопотоки и их физический объем (для этого устанавливают место погрузки и разгрузки, схему перевозки и объемов грузов по видам);
2. Расчет общей массы грузов (здесь используется коэффициент повторности перевозок и среднее расстояние перевозок фактического объема перевозок превышающих массу грузов, отправленных из пункта погрузки, это связано с технологическими особенностями производства). Примерные коэффициенты повторности перевозки: зерна — 2,8; картофеля и сенажа — 2; органических удобрений — 1,4.
3. Возможный объем транспортных услуг определенный с учетом численности и состава автопарка, его технической готовности, производительности.
Экономическая эффективность транспорта оценивается с помощью коэффициентов:
1. Коэффициент использования автомашин в работе;
2. Коэффициент рабочего времени;
3. Коэффициент пробега;
4. Коэффициент использования грузоподъемности.
Коэффициент использования автомобилей в работе (Кар):
, (12.1)
где Кар— коэффициент использования автомобилей в работе;
АДр — число автомобиле-дней в работе;
АДХ — число автомобиле-дней в хозяйстве.
Коэффициент использования рабочего времени (Крв)
(12.2)
где Крв — коэффициент использования рабочего времени;
Тдв — автомобиле-часы в движении;
Тно — автомобиле-часы в наряде.
Коэффициент использования пробега (Кпр ):
(12.3)
где Кпр – коэффициент использования пробега;
Lг — пробег автомобиля с грузом, км;
L — общий пробег автомобиля, км.
Коэффициент использования грузоподъемности (Кгр):
(12.4)
где Кгр — коэффициент использования грузоподъемности;
гф — грузоподъемность автомобиля фактическая, ткм;
гн — грузоподъемность автомобиля техническая (номинальная), км.
Производительность автомобиля в т и т/км:
,
, (12.5)
где Па – производительность автомобиля;
Рткм — выполненный объем работы (грузооборот), т/км;
АДх — число автомобиле-дней пребывания в хозяйстве.
Q – объем перевозок автомобилей за анализируемый период
Основным показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость единицы транспортной работы (1 т/км).
Производственные затраты по автопарку включают следующие элементы затрат:
· оплата труда водителей;
· отчисления на социальные нужды;
· материальные затраты (топливо и смазочные материалы; ремонт и техническое обслуживание, замена или восстановление шин);
Себестоимость 1 т/км рассчитывают по формуле:
(12.6)
где Сб — себестоимость 1 т/км.;
∑Иэ — сумма эксплуатационных затрат по автопарку, тыс. руб.
Рткм — выполненный объем работы (грузооборот), т/км.
∑Иэ — всего затраты (у.е.) по перевозкам грузов (без расходов на погрузочно-разгрузочные работы ина капитальный ремонт автомобилей):
Изп—заработная плата водителей;
Исн – отчисления на социальные нужды;
Игсм— стоимость горючего исмазочных материалов;
ир—затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание;
иш — затраты на восстановление износа и ремонт шин;
иa—амортизационные отчисления по автомашинам и прицепам;
ипр — прочие прямые затраты;
Источник статьи: http://infopedia.su/18xbd1f.html