Формула силы инерции автомобиля при торможении

Устройство автомобилей

Основы динамики торможения автомобиля

Тормозной момент

Для интенсивного поглощения кинетической энергии движущегося автомобиля используют тормозные механизмы, которые создают на колесах искусственное сопротивление движению. При этом на ступицы колес автомобиля действуют тормозные моменты Мтор , а между колесом и дорогой возникают касательные реакции дороги (тормозные силы Ртор ), направленные навстречу движения.

Величина тормозного момента Мтор , создаваемого тормозным механизмом, зависит от его конструкции, а также усилия (в механическом) или давления (гидравлическом или пневматическом) в тормозном приводе. Усилие и давление в приводе пропорциональны возникающему тормозному моменту и тормозным силам.

Тормозной момент может быть определен по формуле:

где υт – коэффициент пропорциональности, изменяющийся в широких пределах и зависящий от многих факторов – температуры, наличия воды и т. д.);
Р0 – давление в тормозном приводе.

Тормозная сила

Сумма тормозных сил на заторможенных колесах обеспечивает сопротивление торможения. В отличие от естественных сопротивлений (сила сопротивления качению или скатывающая сила) сила торможения может регулироваться от нуля до максимального значения, соответствующего экстренному торможению.

Если тормозящее колесо не проскальзывает по поверхности дороги, то кинетическая энергия автомобиля переходит в работу трения тормозного механизма и частично в работу сил естественных сопротивлений. При интенсивном торможении колесо может быть заблокировано тормозным механизмом, тогда оно скользит по дороге юзом и работа трением имеет место между шиной и опорной поверхностью.

По мере увеличения интенсивности торможения растут затраты энергии на проскальзывание шин, вследствие чего увеличивается их износ. Особенно велик износ шин при блокировке колес на дорогах с твердым покрытием и при высоких скоростях скольжения.
Торможение с блокировкой колес нежелательно и по условиям безопасности движения, поскольку на заблокированном колесе тормозная сила значительно меньше, чем при торможении на грани блокировки. Кроме того, при скольжении по дороге автомобиль теряет управляемость и устойчивость.

Читайте также:  Автомобиль напрокат во владивостоке

Предельное значение тормозной силы определяется коэффициентом сцепления φx колес с дорогой:

Для всех колес двухосного автомобиля:

где Ртор1 и Ртор2 – тормозные силы на колесах передней и задней оси автомобиля соответственно; G – вес автомобиля.

Уравнение движения автомобиля при торможении

Для вывода уравнения движения автомобиля при торможении спроецируем все силы, действующие на автомобиль при торможении (рис. 1) на плоскость дороги:

где Рf – сила сопротивления качению;
Ртд – сила трения в двигателе, приведенная к колесам; зависит от рабочего объема двигателя, передаточного числа трансмиссии, радиуса колеса и КПД трансмиссии;
Рα – сила сопротивления подъему;
Рω – сила сопротивления воздуха;
Рj – сила инерции при поступательном движении;
Рг – сила гидравлического сопротивления в агрегатах трансмиссии, обусловленная вязкостью смазочного материала.

Для упрощения расчетов принимаем некоторые допущения, которые несуществленно повлияют на результаты.
При выключенном сцеплении или нейтральной передаче в коробке передач Ртд = 0.
Учитывая, что скорость автомобиля во время торможения падает, можно принять силу сопротивления воздуха Рω = 0.
Так как сила гидравлического сопротивления трансмиссии Рг мала по сравнению силой Ртор , ею тоже можно пренебречь, особенно при экстренном торможении.
Принятые допущения позволяют переписать уравнение (1) в упрощенном виде:

Учитывая формулы (1) и (2), получим:

где m – масса автомобиля; jз – замедление автомобиля.

Разделив обе части уравнения на силу тяжести автомобиля, получим:

где g – ускорение свободного падения.

Показатели тормозной динамичности

Показателями тормозной динамичности автомобиля являются: замедление jз , время торможения tтор и тормозной путь Sтор .

Замедление автомобиля

Роль различных сил при замедлении автомобиля в процессе торможения неодинакова. При небольших скоростях пренебрегают силой сопротивления воздуха, поскольку она незначительна.
С учетом этого уравнение замедления будет иметь вид:

Так как коэффициент продольного сцепления колеса с опорной поверхностью φx обычно значительно больше коэффициента сопротивления дороги ψ , то при торможении автомобиля на грани блокировки, когда усилие прижатия тормозных колодок таково, что дальнейшее увеличение этого усилия приведет к блокировке колес, величиной ψ в уравнении (3) можно пренебречь.
Тогда получим:

При торможении с отключенным двигателем коэффициент вращающихся масс можно принять равным единице ( δвр от 1,02 до 1,04), тогда получим:

Если при торможении автомобиля коэффициент сцепления φx колес с дорогой не меняется, то величина замедления остается постоянной, независимо от скорости движения.

Время торможения

Время tо торможения автомобиля до полной остановки складывается из отрезков времени:

где tр – время реакции водителя, в течение которого он принимает решение и переносит ногу на педаль тормоза, оно составляет 0,2…0,5 с;
tпр – время срабатывания привода тормозного механизма, т. е. в течение этого промежутка времени происходит перемещение деталей в приводе. Время срабатывания привода зависит от типа привода и его технического состояния: для гидропривода tпр = 0,005…0,07 с для дисковых тормозных механизмов и tпр = 0,15…1,2 с для барабанных тормозных механизмов; для систем с пневматическим приводом tпр = 0,2…0,4 с;
tн – время нарастания замедления. С момента соприкосновения деталей в тормозном механизме замедление увеличивается с нуля до того установившегося значения, которое обеспечивает сила, развиваемая в приводе тормозного механизма. Время нарастания замедления может меняться в пределах от 0,05 до 0,2 и зависит от типа автомобиля, состояния дороги, дорожной ситуации, квалификации и состояния водителя, состояния тормозной системы. Оно возрастает с увеличением веса автомобиля и уменьшением коэффициента сцепления колес с дорогой;
tуст – врем движения с установившимся замедлением или время торможения с максимальной интенсивностью соответствует тормозному пути. В этот период времени замедление автомобиля практически постоянно.

Считая, что нарастание замедления и снижение скорости осуществляются по линейному закону, а максимальная интенсивность торможения может быть получена только при полном использовании коэффициента сцепления φx , полное время торможения автомобиля можно определить по формуле:

где v – скорость движения автомобиля до начала торможения;
tсумм = tр + tпр + 0,5 tн – время до начала установившегося замедления.

Тормозной путь

Величина тормозного пути зависит от характера замедления автомобиля.
Обозначив пути, проходимые автомобилем за время tр , tпр , tн и tуст соответственно Sр , Sпр , Sн и Sуст , можно записать, что полный остановочный путь Sо автомобиля от момента обнаружения препятствия до полной остановки может быть представлен в виде суммы:

Первые три слагаемые представляют собой путь пройденный автомобилем за время tсумм . Он может быть представлен, как

С учетом допущений, позволяющих пренебречь силами сопротивления воздуха и дороги можно вывести формулу полного остановочного пути автомобиля:

где jуст – максимальное замедление автомобиля, равное установившемуся замедлению. Значение jуст можно определить опытным путем, используя прибор для измерения замедления движущегося транспортного средства – деселерометр.

Источник статьи: http://k-a-t.ru/PM.01_mdk.01.01/7_teoria_avto_8/index.shtml

Силы, действующие на машину при торможении. Уравнение динамики

Тема : ТОРМОЗНЫЕ СВОЙСТВА АВТОМОБИЛЯ

ЛЕКЦИЯ 21

Распределение тормозных сил между осями автомобиля. Силы, действующие на машину при торможении. Уравнение динамики. Перераспределение нагрузки на оси при торможении. Тормозная сила и ее распределение между мостами автомобиля. Использование сцепного веса при торможении.

Проведенный анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта позволили выявить, что из-за нарушения работоспособности тормозных систем совершено 82% ДТП в городах и 44,5% ДТП на магистралях, что свидетельствуют о непосредственной связи технического состояния тормозов с безопасностью автомобиля.

Отсюда понятно внимание к тормозным свойствам автомобиля и высокие требования к знаниям выпускников училища, которые позволяют им правильно организовывать эксплуатацию автомобильной техники, обеспечив безопасность транспортировки.

Рассмотрим силы, действующие на движущийся автомобиль при торможении на ровной горизонтальной дороге (рис.1).

Для простоты будем считать, что автомобиль двухосный. Предположим, что в момент торможения двигатель при помощи сцепления отсоединен от трансмиссии. Примем, что база автомобиля , координата центра тяжести «» по горизонтали от передних колес равна , расстояние от центра тяжести до задней оси по горизонтали равно . Вертикальная координата т.от опорной поверхности . Сила тяжести приложена в т. , а опорные реакции и приложены соответственно в точках и. На автомобиль действует сила сопротивления воздуха , пропорциональная квадрату скорости автомобиля и силы естественного сопротивления движению, выраженные через силы сопротивления качению колес передней и задней оси автомобиля и . При затормаживании колес в пятне контакта за счет сил сцепления колес с дорогой появляются тормозные силы и , величины которых регулируются водителем. Как уже отмечалось на предыдущем занятии, при появлении тормозной силы немедленно появляется и сила инерции , стремящаяся поддержать предшествующее торможению состояние – движение с установившейся скоростью.

Силы, действующие на автомобиль при торможении.

Численно сила инерции равна произведению массы на величину замедления и равна сумме всех сил сопротивления движению. Это равенство можно записать так:

(1)

где — замедление автомобиля;

— ускорение свободного падения;

— коэффициент сопротивления качению;

— коэффициент сопротивления воздуха;

— лобовая площадь автомобиля;

— скорость движения машины.

Это уравнение называют уравнением движения автомобиля при торможении. Анализируя это равенство, видно, что чем больше величины тормозных сил и , тем большее замедление развивается автомобилем, тем эффективнее торможение.

В случае экстренного торможения доля искусственного сопротивления движению из всех остальных сопротивлений составляет не менее 90%. Если торможение осуществляется при скорости 60-70 км/ч, то доля сопротивления воздуха очень невелика, а при уменьшении скорости прогрессивного падает. Поэтому для случаев аварийного торможения достаточно точно упрощенное выражение:

(2)

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/5_3590_sili-deystvuyushchie-na-mashinu-pri-tormozhenii-uravnenie-dinamiki.html

Оцените статью