Форс мажорные обстоятельства по автомобилю

Форс-мажор в грузоперевозках

Обстоятельства непреодолимой силы или форс-мажор — то, на что любят ссылаться и перевозчики, и экспедиторы с грузовладельцами как на основание, которое, по их мнению, должно освободить их от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Является ли любое неожиданное событие форс-мажором? Как отличить непреодолимую силу от обычных обстоятельств, которые можно предотвратить или устранить? Будет ли считаться в суде то или иное обстоятельство форс-мажором и где проходит та самая грань, за которой начинаются “высшие силы” (а это буквальный перевод с французского force majeure)? Прочитав статью вы узнаете все ответы на эти вопросы.

Определение обстоятельств непреодолимой силы.

В Гражданском кодексе Российской Федерации об обстоятельствах непреодолимой силы упомянуто всего два раза: в статьях 202 и 401. Статья 202 Гражданского кодекса РФ устанавливает случаи, в которых срок пропуска исковой давности прерывается, и форс-мажорные обстоятельства к ним относятся. Намного больший интерес для нас представляет 401-ая статья ГК РФ, в которой дано определение обстоятельствам непреодолимой силы — чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 24 марта 2016 г. № 7 дал более развернутое толкование этому понятию:

  • Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
  • Обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
  • Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Читайте также:  Какой класс автомобиля шевроле лачетти

Если сказать короче, то к форс-мажору относится что-то редкое, невероятно сильное и распространяющееся на всех и каждого, кто оказался бы в месте действия этих обстоятельств. В судебной практике под обстоятельствами непреодолимой силы обычно относятся наводнения, стихийные бедствия, землетрясения, ураганы, сход снежных лавин, иные природные катаклизмы, а также военные действия и эпидемии.

В Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта также имеется ссылка на форс-мажор как на обстоятельство, освобождающее перевозчика и грузовладельца от ответственности за неисполнение обязательств, но без конкретизации таких обстоятельств (ст. 36 Устава).

Ввиду отсутствия в законодательстве сколь угодно полного перечня таких обстоятельств, рекомендуется включать его в договоры перевозки или транспортной экспедиции.

Далее разберем наиболее часто встречающиеся обстоятельства, которые перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы ошибочно относят к форс-мажорным.

Поломка автомобиля.

Пожалуй, самое часто встречаемое заблуждение среди перевозчиков. Запомните, поломка автомобиля не является форс-мажором — нет никаких признаков чрезвычайности и неотвратимости в том, что полетела коробка передач или сгорела проводка. Это частный случай, относящийся к предпринимательскому риску перевозчика. Более того, перевозчик может устранить это последствие простым заключением договора с другим перевозчиком, который заменит его и доставит груз.

Некоторые перевозчики ссылаются на то, что не могли найти запчасти, чтобы выполнить перевозку груза как на форс-мажорное обстоятельство. Это не так — отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров законодательно не является обстоятельством непреодолимой силы.

Хищение груза.

Не является форс-мажором хищение в любой форме (грабеж, кража, разбой) перевозимого груза из автомобиля при его перевозке. Перевозчики нередко ошибочно пытаются представить действия третьих лиц и совершенное ими преступление как обстоятельство непреодолимой силы. Суды давно выработали позицию по этому вопросу: риск хищения груза в результате противоправных действий является разумно предвидимым, следовательно, перевозчик обязан учитывать это при осуществлении своей деятельности. Например, перевозчик может застраховать свою ответственность или нанять охрану.

И, конечно же, никаких признаков форс-мажора в хищении груза при перевозке нет.

Дорожно-транспортное происшествие.

Дорожная авария с участием автомобиля, перевозящего груз или следующего на погрузку, не является обстоятельством непреодолимой силы, даже если виновником ДТП был другой водитель. С бытовой точки зрения участие в ДТП является непредсказуемым обстоятельством, но в юридическом понимании эксплуатация транспортных средств на автодорогах общего пользования подразумевает повышенный риск аварий, который является разумно предвидимым и устраняемым путем страхования ответственности перевозчика. Поэтому ссылаться на отсутствие вины перевозчика в повреждении груза в результате ДТП либо оправдывать опоздание на погрузку или выгрузку вследствие дорожной аварии бессмысленно.

Не лишним будет упомянуть, что если вы были признаны пострадавшим в ДТП, то можете предъявить регрессное требование к владельцу транспортного средства — виновника происшествия. Рекомендуется обратиться к юристу для анализа ситуации и определения стратегии взыскания убытков.

Нехватка денег на топливо.

Притянутая за уши причина, но в практике были и такие случаи, когда перевозчик ссылался на отсутствие денег для заправки автомобиля дизельным топливом как на форс-мажор. Разумеется, это никаким форс-мажором не является, более того, законодательно установлено, что отсутствие у должника необходимых денежных средств не является обстоятельством непреодолимой силы.

Возгорание автомобиля.

Возгорание — следствие частного случая технической неисправности транспортного средства либо противоправных действий третьих лиц. Если при возгорании автомобиля сгорел и перевозимый груз, перевозчик несет за него полную ответственность, без каких-либо оговорок.

Исключением будет экстраординарный случай возгорания (например, при попадании автомобиля в зону внезапно начавшегося стихийного лесного пожара) — здесь действительно воздействие на груз и автомобиль оказала непреодолимая и чрезвычайная сила.

Поломка линии по выпуску продукции.

Грузовладельцы не отстают от перевозчиков в умении называть что угодно обстоятельством непреодолимой силы и нередко приравнивают техническую неисправность на своем производстве к форс-мажору, что, разумеется, неверно. Риск грузовладельца, не имеющего нужного запаса готовой продукции к моменту прибытия автомобиля на погрузку относится к его предпринимательскому риску.

Сложные погодные условия.

Например, просрочка доставки груза из-за резкого похолодания и обледенения дороги, экстремальных ливней, сильного ветра и т.д. Здесь есть некоторый простор для творчества. Учитывая, что погодные условия оцениваются судом, а если говорить конкретнее — судьей, здесь следует запастись большим количеством аргументов в пользу того, что конкретное погодное явление — аномальное. Также важно принимать во внимание, что перевозчик является профессиональным предпринимателем, который обязан предпринимать все меры осмотрительности и заботливости.

Но есть исключения. Например, снег в июле в Краснодаре — аномалия настолько редкая, что мало кому придет в голову специально смотреть прогноз погоды на предмет настолько резкого понижения температуры. И если МЧС не выпускало никаких предупреждений, то вполне можно предположить, что такое погодное явление относится к форс-мажору, не позволившему доставить груз вовремя.

В то же время, например, заморозки в Иркутской области в октябре — обыденное явление, перевозчик обязан предусмотреть такую возможность и при согласовании срока доставки: а) изучить прогноз погоды; б) согласовать срок доставки с учетом возможных затруднений.

Внезапное отсутствие дороги.

Россия — большая страна. Бывает так, что перевозчик не может доставить груз получателю из-за того, что неожиданно дорога заканчивается. Форс-мажор ли это? Обычно нет. Суды указывают на то, что перевозчик до заключения договора обязан проверить наличие технической возможности доставки груза в место выгрузки, благо сейчас с этим нет проблем — карты, навигаторы и спутниковые снимки позволяют ознакомиться с дорожной инфраструктурой на всем пути следования.

Если перевозчик не проверил возможность доставки груза получателю, он обязан предпринять меры по обеспечению сохранности груза и запросить переадресовку. Бросать груз на дороге нельзя (см. например дело № А19-3998/2014)!

Разрыв контракта с грузополучателем.

Договорные отношения продавца и покупателя, несмотря на всю задокументированность и регламентированность договорами, контрактами и дополнительными соглашениями к ним, нередко зависят от общения двух-трех человек (например, менеджера по продажам и закупщика). И если взаимодействие этих людей начинает хромать, вполне возможен разрыв контракта между продавцом и покупателем. Событие весьма неприятное, и перевозчик тоже может пострадать из-за того, что несколько человек не смогли найти общий язык.

Из-за расторжения контракта ранее запланированные перевозки могут отмениться и грузоотправитель может заявить о форс-мажоре. На самом деле разрыв договорных отношений с покупателем не имеет ничего общего с обстоятельствами непреодолимой силы. Законом прямо предусмотрено, что нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не является обстоятельством непреодолимой силы.

Источник статьи: http://gruzconsult.ru/articles/fors-major

Форс-мажор в грузоперевозках. О чем нужно знать заказчикам

Заключая договор грузоперевозок, участники сделки в обязательно оговаривают ситуации, на основании которых невозможно выполнить обязательства грузоперевозчика. Такие ситуации получили название форс-мажор.

Какие события можно считать неразрешимыми? Чем отличаются обычные причины неисполнения договорных обязательств от тех, которые нельзя было устранить?

И какие ситуации считаются в суде форс-мажором? Что относят к обстоятельствам непреодолимого характера? Ответы на эти вопросы, изложенные в статье, будут полезны как заказчикам, так и грузоперевозчикам.

Что такое форс-мажор

Непреодолимые обстоятельства формулируются в ГК РФ, как чрезвычайные при определенных условиях.

К обстоятельствам непреодолимого характера относят:

  • исключительные ситуации, которые нельзя считать обычными в определенных условиях;
  • когда любой другой грузоперевозчик в аналогичных условиях не смог бы предотвратить наступление подобных обстоятельств;
  • временные ограничения или запрет движения транспорта по автодорогам
  • природные катаклизмы, вооруженные конфликты, эпидемии.

Проще говоря, форс-мажор — какое-то сильное и редкое явление, влияющее на каждого, кто оказался под влиянием таких обстоятельств.

Какие ситуации не считаются форс-мажором

К обстоятельствам непреодолимого характера не относятся ситуации, наступление которых мог предотвратить грузоперевозчик. К примеру, незаконные действия сотрудников транспортной компании, нарушение соглашений с его контрагентами и другие. Чтобы избежать ошибок в определении форс-мажора, стоит отметить наиболее часто встречающиеся ситуации.

Поломка автотранспорта

Часто автовладельцы называют причиной неисполнения соглашения по перевозке грузов поломку транспортного средства. Это грубейшая ошибка, которую часто совершают недобросовестные грузоперевозчики. В сгоревшей проводке или неисправности коробки передач нет ничего чрезвычайного.

Вышедший из строя тот или иной узел автомобиля считается частным случаем и относится к рискам владельца машины. Транспортная компания обязана подать другой исправный автомобиль или из собственного автопарка, или заключив договор с третьим лицом-перевозчиком, который выполнит заказ. Также ошибочно считать форс-мажором отсутствие на рынке нужных запасных частей.

Кража груза

Частные грузоперевозчики не редко называют форс-мажором хищение груза из машины, находящейся в рейсе. Позиция судебных органов по этому вопросу предполагает, что потеря груза в результате кражи или разбойного ограбления не является непредвиденной.

Грузоперевозчик обязан учитывать подобные риски в своей работе и предупреждать возможные последствия. К примеру, транспортная компания может обеспечить охранное сопровождение груза, застраховать свою ответственность, оснастить автомобили системами слежения и контроля, при разработке маршрута сократить промежуточные этапы (непредвиденные остановки, простои и т. Д.), предпринять другие действия.

Не хватает средств на топливо

Бывало, когда грузоперевозчик считал, что недостаток средств на дозаправку транспорта вполне оправданная причина и может считаться форс-мажором. Безусловно, что данная ситуация не является неразрешимой. Более того, нарушение договора грузоперевозки по причине «не смог вовремя доставить груз, потому что не было средств, чтобы заправить машину» влечет за собой штрафные санкции.

Возгорание транспортного средства

Еще одна причина, которую некоторые грузоперевозчики ошибочно представляют, как непреодолимую – возгорание транспортного средства. Машина может загореться из-за неисправности автомобиля или действий криминального характера.

За сгоревший при пожаре груз, ответственность возлагается на транспортную компанию. Данные обстоятельства все же можно считать форс-мажором, но только в том случае, если машина с грузом попала в зону стихийного бедствия, к примеру, лесного пожара. При данных условиях возгорание авто случилось из-за воздействия чрезвычайной и непреодолимой силы.

Поломка оборудования на производстве

Желание определить любые обстоятельства к неразрешимым присуще не только грузоперевозчикам, но и грузовладельцам. Нередко клиенты транспортных компаний считают форс-мажором технологические проблемы на своем производстве. Тем самым они стремятся избежать штрафов, предусмотренных договором за простои транспортного средства в пункте погрузки. Грузовладелец обязан иметь нужное количество готовой продукции на момент подачи транспорта грузоперевозчиком, оговоренный в соглашении.

Сложные погодные условия

Часто в перечень чрезвычайных условий, по вине которых грузоперевозчик не выполняет свои обязательства, включают сложные погодные условия. В суде могут учесть данные обстоятельства, но лишь при наличии веских доказательств того, что конкретное погодное явление признано аномальным.

К примеру, снег, выпавший в июле на юге России – действительно редкое явление. Но сибирские заморозки в октябре – предсказуемые обстоятельства, которые может предусмотреть транспортная компания. Чтобы исключить нарушение договора по причине непогоды, грузоперевозчик обязан мониторить прогноз погоды и сводки МЧС, согласовывая срок доставки с грузовладельцем.

Разрыв контракта с получателем груза

Несмотря на документальную фиксацию договорных отношений отправителя и получателя груза, случаются ситуации, когда после заключения соглашения между сторонами возникают какие-либо неразрешимые вопросы. Неумение взаимодействовать, как со стороны грузоотправителя, так и со стороны грузополучателя, может привести к разрыву контракта.

Из-за подобных действий неизбежно срываются ранее оговоренные перевозки. Некоторые клиенты транспортных компаний, могут представить такую ситуацию, как форс-мажор, что противоречит закону. Как было сказано ранее, нарушение обязательств контрагентов участников договора грузоперевозок, не считается непреодолимым обстоятельством.

Является ли коронавирус форс-мажором

Источник статьи: http://perevozka24.ru/pages/fors-mazhor-v-gruzoperevozkah.-o-chem-nuzhno-znat-zakazchikam

Оцените статью