- Фото неправильно припаркованной машины. Можно ли с его помощью доказать вину водителя
- 📸 Фотографирование и выкладывание в интернет фото чужого неправильно припаркованного автомобиля
- Любительское фото – еще не доказательство вины
- 🚗 Что можно сделать, если фото собственного автомобиля оказалось в свободном доступе в сети
- Алгоритм действий
- 5 приложений, с помощью которых можно пожаловаться на неправильную парковку
Фото неправильно припаркованной машины. Можно ли с его помощью доказать вину водителя
– У моей жены резко упало давление, когда ехали вместе в машине. Таблетки, которые могли бы исправить ситуацию, она забыла. Я остановился недалеко от ближайшей аптеки, нарушив ПДД в части парковки, чтобы быстро сбегать за таблетками. Ни аварийку не включил, ни знак не выставил – не до этого было. А тут какой-то умник, проходя, сфотографировал мою машину и выложил на каком-то сайте, а фотографией заинтересовались в ГИБДД. Мне пришел штраф. А что я делать должен был? Как мне теперь быть? Смогу ли я доказать, что остановка была вынужденной? И можно ли назвать эту фотографию доказательством моей вины?
📸 Фотографирование и выкладывание в интернет фото чужого неправильно припаркованного автомобиля
Размещение фотографий чужих автомобилей является достаточно спорной ситуацией – нередко фотографии размещаются их автором без учета того, что на самом деле они могут и не фиксировать конкретное нарушение правил дорожного движения (ПДД) со стороны того или иного водителя. Например, в общий доступ в сети интернет (не в специальные сервисы, которые действуют в крупных городах для облегчения процедуры контроля за соблюдением ПДД) выложена фотография автомобиля, припаркованного с нарушением требований Раздела 12 Правил дорожного движения. Но на фотографии видно только то, что автомобиль стоит с нарушениями.
Любительское фото – еще не доказательство вины
Этой позицией обусловлен тот факт, что Верховный суд Российской Федерации неоднократно на протяжении последнего времени отменяет в рамках своего рассмотрения вынесенные решения о привлечении к административной ответственности. На официальном сайте Верховного суда еще 22 мая 2020 года был размещен материал о том, что одним из судей Верховного суда за апрель 2020 года было рассмотрено более десятка дел о нарушениях правил дорожного движения, половина из которых сводилась к неправильной парковке. Все эти нарушения были зафиксированы и переданы для оформления штрафов в ГИБДД с помощью систем «Помощник Москвы», куда все желающие размещают сделанные собственноручно фотографии автомобилей, водителями которых, по мнению фотографирующего, нарушены ПДД в части остановки и стоянки. Нередко в это приложение направляются и фотографии, взятые из сети интернет (если к фото приложены данные геолокации, где была осуществлена съемка, либо указан адрес вероятного совершения правонарушения).
22 июня 2020 года Российская газета опубликовала на своем сайте позицию Верховного суда по аналогичному делу. Оспаривала решение нижестоящих инстанций владелица автомобиля, которую привлекли к ответственности за парковку на тротуаре на основании фотографии, где видно, что ее машина стоит на плиточном покрытии в окружении зеленых насаждений. Все суды, которые рассматривали это дело, решили, что раз автомобиль стоит на плиточном покрытии, то речь идет именно о тротуаре. Однако Верховный суд высказал позицию о том, что подобные любительские фотографии в качестве доказательства использоваться не могут.
Таким образом, если была сделана фотография автомобиля, который припаркован неправильно, то этот снимок не может служить однозначным доказательством нарушения правил дорожного движения и выступать в качестве основания для привлечения собственника транспортного средства к ответственности. Связано это с тем, что по фотографии (даже если речь идет о серии снимков) однозначно нельзя сделать вывод о том, что имеет место нарушение правил парковки. Более того, может быть ситуация, когда человек оставил автомобиль в неположенном месте по независящим от него причинам, например, в результате технической неисправности автомобиля.
🚗 Что можно сделать, если фото собственного автомобиля оказалось в свободном доступе в сети
Если собственник или водитель автомобиля увидел фото своего транспортного средства в свободном доступе в сети интернет, он может попытаться защитить свои персональные данные. В первую очередь это связано с тем, что такое размещение фотографии транспортного средства, в том числе с указанием того, что оно неправильно припарковано, может стать основанием для исключительно автоматизированной обработки таких персональных данных.
Если транспортное средство сфотографировано, а фото выложено в общий доступ в сети интернет с закрытыми номерными знаками, то нарушения законодательства в данном случае не будет. Если же фотография сделана так, что номерные знаки видны и по ним можно определить собственника транспортного средства, то здесь уже может начать действовать Кодекс об административных правонарушениях в части статьи 13.11 (часть 2).
Пример. Фотограф Баранкин, идя по улице, увидел автомобиль, принадлежащий Игнатьевой, который, по его мнению, был припаркован на тротуаре. Он сделал фотографию на свою фотокамеру и, придя домой, выложил сделанное фото в общий доступ в сети на одном из тематических форумов. Номерные знаки при этом закрыты не были. На основании данного фото было установлено, кому именно принадлежит данное транспортное средство. Фотография была в автоматическом режиме передана алгоритмом форума в специализированный сервис ГИБДД. В автоматизированном режиме данное фото было обработано, и Игнатьевой был выписан штраф.
В данном случае выписанный штраф Игнатьевой был оспорен, как незаконный, потому что ее персональные данные, установленные на основании номерных знаков ее автомобиля, были обработаны в автоматизированном порядке без учета того, что согласие на такую автоматизированную обработку она не давала. То есть имеет место нарушение части 1 статьи 16 Федерального закона «О персональных данных».
Баранкин ответственность понести вряд ли сможет, так как он только сделал фотографию автомобиля и выложил ее в сеть. Он не указывал лично на какие-то персональные данные Игнатьевой, а обвинение в нарушении правил парковки было сформулировано им на основании его умозаключений, но без уточнения конкретных фактов.
Алгоритм действий
В случае если возникла подобная ситуация, как в приведенном примере с Баранкиным, можно попытаться добиться удаления этого фото, но для этого придется:
- найти, на каком ресурсе фото было опубликовано первый раз, если есть уверенность, что оно «кочует» по разным ресурсам;
- найти автора фотографии – особенно если человек знает, где именно было сделано данное фото, и кто мог его сделать;
- обратиться с официальным заявлением об удалении фотографии.
Как правило, подать заявление на удаление фотографии своего автомобиля можно в различные сервисы поддержки или администраторам тех социальных сетей, где это фото было размещено.
Если же оно пошло дальше и стало основанием для начисления штрафа, то можно обратиться к оператору персональных данных, который выполнил обработку, с заявлением о прекращении такой обработки без согласия лица, чей автомобиль был сфотографирован. Это право предусмотрено Федеральным законом «О персональных данных».
Источник статьи: http://zakonguru.com/transport/foto-priparkovannoy-mashiny.html
5 приложений, с помощью которых можно пожаловаться на неправильную парковку
По данным экспертов, на улицах Москвы в любой момент времени находится от 4 до 5,5 миллионов автомобилей. При этом городская инфраструктура — дороги, парковочные места и т.д. — способна без перегрузки вместить максимум миллион. Так что самая привычная картина для Москвы — парковка в два-три ряда, на тротуарах, газонах и пешеходных переходах. Для недовольных этим жителей есть несколько сайтов и мобильных приложений. Йод разобрался, какие из них стоят потраченного времени.
Не нужно быть экспертом-урбанистом, чтобы оценить катастрофическую перегруженность московских дорог и количество машин, припаркованных на тротуарах, газонах, у подъездов и в других не предназначенных для этого местах. Водители мешают пешеходам и нарушают административный кодекс (причем в Москве и Санкт-Петербурге штраф за неправильную парковку в три раза выше, чем в остальной России), но это их не останавливает. В районах Москвы, попавших в зону платной парковки, обычное зрелище — большинство машин стоят с номерами, прикрытыми листком бумаги или вообще со свинченными номерами.
КоАП РФ, СТАТЬЯ 12.19. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ОСТАНОВКИ ИЛИ СТОЯНКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ:
2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, — влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей. 6. Нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.
Пешеходов это, понятно, раздражает. Бдительные граждане срывают листочки с номеров, чтобы первый же проезжающий паркон (автомобили, которые патрулируют зоны платной парковки и фиксируют нарушения) выписал нарушителю штраф в 2500 рублей. Некоторые оставляют водителям вежливые предупреждения — например, кладут под дворник (или кирпич на капоте) записку с просьбой парковаться, не мешая другим. Особо радикальные или отчаявшиеся пускаются на откровенный вандализм: царапают ключом или гвоздём крылья, обливают трудносмываемой краской и т.д.
Законопослушным же гражданам остается только тихо возмущаться припакованным во все четыре колеса поперек тротуара внедорожником. Правда, можно еще разделить свое возмущение с единомышленниками: для этого есть специальные форумы и сайты типа «Я паркуюсь как мудак». Недавно процесс загрузки фотосвидетельств хамской парковки упростился — вышло сразу несколько мобильных приложений для разных платформ, написанных программистами-любителями. А в августе 2014 года о начале разработки собственного приложения для жалоб на неправильную парковку объявил сам департамент транспорта Москвы. Правда, на сегодняшний день никакой конкретной информации о точной дате его выхода или функционале обнаружить не удалось. Йод протестировал несколько приложений для недовольного пешехода.
Раньше это приложение было известно как «Скаут». Теперь оно называется Spot, и по всем параметрам это самое рабочее приложение из всех, что нам удалось найти. Функционал простой — вы фотографируете нарушение, указываете место, номер автомобиля и вид нарушения, а программа автоматически отправляет заявку через электронную приемную ГИБДД. Продуманы все мелочи: фото нарушения нельзя выбрать из архива, а только сфотографировать его на месте (чтобы отсечь «мусор» — срок рассмотрения заявки через сайт ГИБДД 30 дней, и чем оперативнее отправлена заявка, тем выше шанс на ее удачную обработку), в заявку не попадают личные данные заявителя, есть возможность отслеживать ход рассмотрения заявки. Приложение регулярно обновляется, есть версии и для iOS, и для Android. Активных пользователей — около полутора тысяч в месяц. По словам разработчиков, эффективность рассмотрения заявок, сделанных через Spot — то есть количество выписанных ГИБДД штрафов — в среднем 22-23%. Поскольку сравнивать практически не с чем, будем считать, что это высокий результат.
Евгений Левитин, РАЗРАБОТЧИК SPOT:
«Главная проблема для пользователей — это ГИБДД, особенно в Москве. Они не хотят идти навстречу пользователям и вообще заявителям. Особенно не любят тех, кто пользуется электронной приемной — заставляют приходить к ним и писать заявление от руки. Например, в Восточном округе любят прислать письмо с вызовом, и на то же время вызывают и собственника автомобиля-нарушителя.
Через Spot приходят жалобы не только из Москвы и Питера. Основная активность заметна в крупных городах — Екатеринбург, Новосибирск, Уфа. А недавно мы заметили, что гораздо качественнее отрабатывает наши заявки ГИБДД в небольших городах типа Владимира — там очень высокая эффективность по сравнению с другими городами. Почти все нарушители выявлены и привлечены».
Второй инструмент, имеющий хоть какое-то практическое применение в виде последствий для нарушителей. Как и в других случаях, пользователю нужно сфотографировать нарушение (желательно с нескольких ракурсов), указать дату, адрес и марку автомобиля и нажать кнопку «Отправить». А дальше приложение генерирует по шаблону запрос в электронную приемную ГИБДД, вставляя нужные данные.
Но на отправке фото борьба с хамской парковкой отнюдь не заканчивается. Дальше происходит следующее: по адресу, который вы указали в настройках программы, приходит приглашение от ГИБДД явиться свидетелем в такой-то отдел по делу такому-то. В отделе вас встретит хмурый капитан и с плохо скрываемым раздражением начнет обьяснять, как вы отвлекаете дорожную инспекцию от важных дел («Мы вместо того, чтобы ездить на аварии с трупами, должны с вашими бумажками возиться»). Потом вам расскажут, что объяснительную придется всё равно писать от руки и по каждой жалобе отдельно. Так что если у вас был урожайный проход по переулкам Остоженки или Большой Ордынки, готовьтесь к долгой и нудной писанине. В конце капитан расскажет вам, что на этом ваши права и обязанности как свидетеля заканчиваются, и о дальнейшем ходе возбужденных (если до этого все-таки дойдет) дел вас никто извещать не обязан. Впрочем, если вы настроены решительно, и вам попадётся понимающий сотрудник, можете попросить у него форму объяснительной, размножить и заполнить заранее по каждой загрузке жалобы через приложение.
Правда, судя по всему, разработчики «Роспарковки» потеряли интерес к приложению. Последняя версия для iOS вышла в феврале, многочисленные глюки не исправлены, а твиттер проекта не обновлялся с прошлого года.
На данный момент самый активный проект, существующий, правда, разве что ради удовлетворения авторов и участников — функции отправки жалобы в ГИБДД нет. В день на сайте публикуется по несколько десятков фото и видео от пользователей, на которых видна вся гамма автодорожного хамства: парковка в два-три ряда, на тротуарах, полностью перегораживая проход, на переходах, в том числе прямо на рельефной плитке для слабовидящих. Свидетельства приходят в основном из Москвы, но активны и регионы, особенно почему-то, судя по обилию номерных знаков с цифрой 58, Пензенская область. Выразить свое отношение к героям фото и видео можно, поставив — или + (если вы не согласны с определением водителя, вынесенным в название сайта), в комментариях или в оффлайне. Для этого можно распечатать наклейку с -кодом, чтобы герой вашего донесения смог узнать, что о нем думают пользователи сайта. Приложение есть только в версии для iOS.
The Village — Парковки
Проект интернет-издания The Village дошел почти до финишной прямой. Вышло приложение для iOS и Android, запустился красивый сайт, западные издания типа Bloomberg Businessweek и TopGear написали восторженные рецензии — и на этом, похоже, всё закончилось. Если верить сайту проекта, загруженные через приложение данные о парковочном хамстве должны выскакивать в виде назойливого баннера на сайте The Village (вроде бы точно так же, как неправильно припаркованные автомобили появляются на тротуаре). После чего неравнодушный пользователь может ославить нарушителя в соцсетях, а равнодушный просто закроет баннер. Но ничего подобного на сайте The Village обнаружить не удалось.
Проекты такого рода по-английски обозначаются аббревиатурой GONGO — «организованная государством негосударственная организация». Языколомный оксюморон, но суть отражает довольно точно. Хотя сайт проекта всячески подчеркивает его независимость и «органичность», его создатель, Дмитрий Кох до недавнего времени занимал верхние строчки в иерархии прокремлевского движения «Наши» и Федерального агентства по делам молодежи под руководством Василия Якеменко. Сайт вроде бы выступает посредником между гражданами и властями, помогая первым донести свои жалобы до последних. Через сайт можно пожаловаться на самые разные проблемы, начиная с неправильной парковки и заканчивая задержкой зарплаты. Сайт красивый, есть приложение (правда, тоже только для iOS), но его эффективность в случае с неправильной парковкой оценить не удалось — никакого ответа на жалобу через приложения не пришло, а лента жалоб забита спамом.
Правда, даже с помощью даже самого функционального приложения невозможно решить проблему, например, захвата городской территории под парковку ведомственных машин. В таком случае надежда только на отчаянных активистов, которые берут дело — и оранжевые конусы незаконных парковок для чиновников — в свои руки.
Источник статьи: http://echo.msk.ru/blog/yopolisnews/1419060-echo/