- Обзор технических характеристик МАЗа 551605 и особенности конструкции
- Модификации
- Конструктивные особенности
- Технические характеристики
- Габаритные размеры:
- Весовые показатели:
- Наличие расходных материалов и их стоимость
- Двигатель
- Характеристики двигателя ЯМЗ-238ДЕ:
- Характеристики мотора ЯМЗ-238ДЕ2:
- Характеристики агрегата ЯМЗ-7511-10Е2:
- Разработка
- Устройство
- Каталог запчастей на МАЗ-551605 (551605):
- Тормоза
- Расход топлива
- Подвеска
- Кабина водителя
- Дополнительное оснащение
- Трансмиссия
Обзор технических характеристик МАЗа 551605 и особенности конструкции
Самосвалы и карьерные самосвалы представляют собой грузовой автомобиль с саморазгружающимся устройством, которое может быть оборудовано на кузове, прицепе или полуприцепе (чаще всего бункерного типа). Движение кузова для разгрузки груза осуществляется с помощью мощной гидравлики, механики, а также при помощи шнеков. В основном данная техника применяется для перевозки различных материалов, как сыпучих, так и навалочных, которые могут быть пригодны для разгрузки способом опрокидывания кузова.
- по направлению выгрузки груза (назад или вбок);
- по типу емкости для транспортировки (платформа, съезжающий бункер или платформа, простой бункер);
- по способу выгрузки груза (путем наклона кузова или с помощью дополнительных устройств, шнеков);
Стоит отметить, что грузоподъемность самосвалов зачастую гораздо меньше, чем у обычного грузовика, однако самосвалы остаются довольно выгодными в использовании из-за своей скорости разгрузки. Меньшая грузоподъемность обусловлена тем, что гидравлический привод для поднятия кузова рассчитан на определенную производительность.
Модификации
Серия МАЗ 551605 была представлена 2 основными модификациями:
- МАЗ 551605-280 – самосвал с мотором ЯМЗ-238ДЕ2 с турбиной (Евро-2), стандартной самосвальной платформой с задним бортом и не подрессоренной кабиной, позаимствованной у грузовиков Минского автозавода советского времени;
- МАЗ 551605-271 (старая маркировка – МАЗ 551605-221) – самосвал с турбированным агрегатом ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2), кузовом увеличенного объема (12,5 куб.м) с измененной геометрией и классической кабиной старого образца. Модель практически не отличалась от версии МАЗ 551605-280.
Также в серию входили следующие версии:
- МАЗ 551605-225 – вариация с мотором ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2), дорестайлинговой кабиной и самосвальной платформой с 3-сторонней разгрузкой;
- МАЗ-551605 2130-024 – модель с агрегатом ЯМЗ-238ДЕ (Евро-1) и платформой на 10,5 куб.м;
- МАЗ-551605 2121-024 – модификация с дизелем ЯМЗ-238ДЕ (Евро-1) и кузовом емкостью 10,5 куб.м;
- МАЗ-551605 230-024 – версия с двигателем ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2) и платформой объемом 10,5 куб.м;
- МАЗ-551605 240 – модель с агрегатом ЯМЗ-238ДЕ2 (Евро-2) и большей грузоподъемностью (23350 кг);
- МАЗ-551605 2140 – автомобиль с мотором ЯМЗ-238ДЕ (Евро-1) и грузоподъемностью 23350 кг.
Конструктивные особенности
Среди конструктивных особенностей самосвала можно выделить:
- Грузовую платформу, выполненную из металла с повышенным уровнем износостойкости.
- Силовой агрегат. Его поршневая часть сделана из алюминиевого сплава, с чугунной упрочняющей вставкой, которая расположена под компрессионным кольцом. Гильзы цилиндрических элементов объемно закаленные. Поршневые кольца с хромовым покрытием. Двигатель оборудован закрытой системой охлаждения.
- Сцепной механизм МАЗа 551605-280. Оно фрикционное, сухое, оборудовано пневматическим гидроусилителем руля.
- Трансмиссию. В ее конструкцию также входят крышка опоры рукоятки, фланец крепления карданного вала, стакан заднего подшипника, стопорное кольцо, упорные шайбы, сухарь опоры рычага, роликоподшипник, червяк привода спидометра, промежуточный вал, муфта включения механизма, защитное кольцо.
- Ведущие мосты МАЗа 551605-271. Они оснащены сварными штампованными балками и механизмом блокировки межколесного дифференциала.
- Раму и тягово-сцепное устройство. Оно состоит из 2 лонжеронов, которые соединены поперечинами. На задней поперечине есть жесткая буксирная проушина, которая используется только для буксирования неисправного транспортного средства.
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 8130 мм;
- ширина – 2500 мм;
- высота – 3140 мм;
- колесная база – 3900 (+1400) мм.
Весовые показатели:
- снаряженная масса – 12800 кг;
- полная масса – 33000 кг;
- нагрузка на переднюю ось – 7000 кг;
- нагрузка на заднюю часть – 26000 кг;
- грузоподъемность – 20000 кг;
- полная масса в составе автопоезда – 44000 кг.
Автомобиль оснащается платформой со следующими характеристиками (базовая версия):
- длина – 5000 мм;
- ширина – 2320 мм;
- высота – 950 мм;
- площадь – 11,6 кв.м;
- объем – 11 куб.м.
Предельная скорость автомобиля составляет 92 км/час. Размерность базовых колес – 12.00R20.
Наличие расходных материалов и их стоимость
Обслуживание МАЗ-551605 цена, на который изменяется в зависимости от года выпуска и состояния, играет довольно важную роль в работоспособности всей техники в целом. От систематического и правильного технического обслуживания зависит дальнейший срок эксплуатации автомобиля и ресурс его ключевых деталей. Основными расходными материалами являются: смазывающие вещества для двигателя, трансмиссии и гидравлики, сальники, уплотнители, элементы фильтрации, форсунки, шины и прочее. Стоимость каждой детали зависит от многих условий, к примеру, одна шина размера 12.00R20 стоит около 15 000 рублей.
Двигатель
Для серии МАЗ-551605 используются 3 варианта двигателей:
Дизельный агрегат ЯМЗ-238ДЕ применяется в начальных версиях автомобиля. Для него свойственны высокая надежность и способность длительное время работать при повышенных нагрузках. V-образный мотор имеет воспламенение от сжатия, жидкостное охлаждение, турбонаддув и промежуточное охлаждение в теплообменнике «воздух-воздух».
Характеристики двигателя ЯМЗ-238ДЕ:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность – 243 (330) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1225 Нм;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 130 мм;
- экологический класс – Евро-1.
ЯМЗ-238ДЕ2 – более современная версия двигателя ЯМЗ-238ДЕ. В плане конструкции агрегат практически полностью повторяет предшественника, но имеет экологический класс Евро-2. Данной силовой установкой комплектуется большая часть модификаций МАЗ 551605.
Характеристики мотора ЯМЗ-238ДЕ2:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность – 243 (330) кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1274 Нм;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 130 мм.
Агрегат ЯМЗ-7511-10Е2 является приемником мотора ЯМЗ-238, но отличается большей мощностью. Двигатель устанавливается на последние версии МАЗ 551605. Мотор отвечает нормам стандарта Евро-2/Евро-3.
Характеристики агрегата ЯМЗ-7511-10Е2:
- рабочий объем – 14,86 л;
- номинальная мощность – 294 (400)кВт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 1715 Нм;
- число цилиндров – 8;
- диаметр цилиндра – 130 мм.
Средний расход топлива автомобиля составляет:
- 34 л/100 км при скорости 60 км/час;
- 41 л/100 км при скорости 80 км/час.
Емкость топливного бака – 350 л.
Разработка
Первый опытный образец модернизированного автомобиля под обозначением МАЗ-551605 создан в апреле 2002 года. В качестве силового агрегата использовался дизель ЯМЗ-238ДЕ2. В дальнейшем базовое шасси стало применяться для установки различных надстроек – самосвальных кузовов различной конфигурации, бетономешалок, коммунальных машин и т. д. Благодаря мощному основному двигателю удалось обеспечить высокие технические характеристики МАЗ-551605.
Шасси имеет привод на два задних моста, что обеспечивает хорошую проходимость и позволяет использовать машины при сложных дорожных условиях. Для соответствия современным требованиям в системе тормозов применена антиблокировочная система. По заказу шасси оснащается комфортабельной кабиной с дополнительным утеплением и ремнями безопасности для всех мест, автономным подогревателем двигателя, системой ограничения скорости.
Устройство
МАЗ 551605 разрабатывался для транспортировки больших объемов груза, потому в его основе лежит рама повышенной прочности. В задней части рамы присутствуют 2 ведущих моста, соединенных при помощи карданного вала. Настройка редукторов сделана таким образом, что число оборотов у среднего моста больше, чем у последнего. Поскольку именно средний мост является более загруженным, подобное решение обеспечивает оптимальное сцепление с дорогой. В модели использована стандартная ходовая часть с рессорной передней подвеской и рессорно-балансирной задней подвеской.
Модель трансмиссии, устанавливаемой на МАЗ 551605, во многом определяется типом агрегата. Большая часть модификаций укомплектована 8-ступенчатой механической коробкой передач ЯМЗ-238М. В состав трансмиссии входит сцепление от Ярославского моторного завода (ЯМЗ-184-15). Однодисковый сухой элемент фрикционного типа отвечает за передачу усилия от агрегата на КПП.
Рабочая тормозная система действует на все колеса. Здесь используются барабанные тормозные механизмы. Во всех версиях присутствует ABS. Стояночная и запасная тормозные системы оказывают воздействие на узлы среднего и заднего моста. Стояночная система выполняет отдельные функции запасной и используется при отказе рабочей системы. Вспомогательная тормозная система применяется для незначительного замедления при длительном спуске.
В дизайне МАЗ 551605 сразу угадываются типичные черты продуктов Минского автозавода. Прямоугольная кабина со сглаженными углами и массивный бампер, установленный для защиты, делают машину очень практичной. Для автомобиля предусмотрены 2 варианта кабины:
- стандартный;
- удлиненный с возможностью установки спального места.
Несмотря на то, что МАЗ 551605 появился в начале 2000-х годов, уровень комфорта в кабине остался минимальным. В салоне устанавливается подрессоренное водительское сиденье с функцией регулировки и настраиваемая рулевая колонка. Пневматические амортизаторы кресла делают передвижение более комфортным. Сиденье также имеет элементы горизонтальной и вертикальной регулировки и настройку спинки. Опционально устанавливаются подлокотники и подголовник. Мощный отопитель обеспечивает нужную температуру в холодное время года. На тоннеле имеется вещевой ящик, который можно использовать в качестве столика. Кондиционер в МАЗ 551605 отсутствует, хотя с учетом специфики эксплуатации машины он не был бы лишним. Для сокращения вибрации кабина подрессорена пружинами в 4 точках. Двери выполнены из листовой стали и укомплектованы роторными замками. Рулевое управление представлено рулевым механизмом с распределителем.
Каталог запчастей на МАЗ-551605 (551605):
В нашем каталоге представлены все запчасти используемые в МАЗ-551605. Выберите необходимый вам узел. Для удобства поиска запчастей на МАЗ-551605, можно воспользоваться быстрым фильтром.
Быстрый Фильтр по узлам:
Установка малой кабины
- Установка и пневмопитание сидений 64221-6800006-10
- Установка зеркала обзора платформы 5516-8200004-01
- Установка облицовки и боковых щитков
- Установка короба 551605-8400031
- Двигатель
- Установка системы заливки и контроля уровня масла 630300-1018002
- Установка подогревателя
- Установка топливопроводов подогревателя
- Крепление предпускового подогревателя 642290-1015001
- Подогреватель 6422-1015006
- Установка шумоизоляционных экранов 555102-1061003-040 (551605-1061002-040)
- Установка шумоизоляционных экранов 642208-1061003-050 (551605-1061002-050)
- Установка шумоизоляционных экранов 551605-1061004-040
- Топливопроводы питания подогревателя 6422-1015004
- Установка системы выпуска отработавших газов 551605-1200001-004 с обогревом кузова (для КП 238М, 239)
- Установка системы охлаждения
- Сцепление
Механизм управления сцеплением
- Установка привода управления коробкой передач 642205-1700002, 642208-1700002
- Установка карданных валов
- Мост задний
- Мост средний
- Рама, бамперы и брызговики двигателя
Рамы 551605-2800010-024, 551605-2800010-017
- Подвеска передняя 551605-2900001-010
- Передняя ось
- Установка запасного колеса 551605-3100001(-700)
- Рулевое управление
Установка рулевой колонки и рулевого механизма 630300-3400001-010(-710), 551603-3400001-010 (-710)
- Тормозной механизм передних колес
- Электрооборудование
Установка фонарей автопоезда 64221-3700099-10
- Принадлежности
Установка дополнительных принадлежностей 5516-3900011
- Запитка коробки отбора мощности 551605-4200007-032
- Гидроцилиндр 55165-8603510
Схемы запчастей и узлы представлены на сайте для справочных целей! Мы продаем не все запчасти на МАЗ-551605, представленные в этом списке, но многие из них.
Тормоза
Самосвал МАЗ оснащен несколькими тормозными системами. Рассмотрим их. Рабочая система – пневматического типа, с раздельными контурами подачи на колеса передней оси и колеса оси задней тележки.
На привод тормозных механизмов установлен модулятор системы ABS с электропневматическим приводом. Стояночная и запасная системы блокируют исполнительные узлы на второй и третьей осях. Вспомогательная – работает от созданного давления в выпускной системе и используется для притормаживания на затяжных спусках.
Расход топлива
Для МАЗ 5516 с двигателем ЯМЗ-65 82, средний расход топлива на 100 км составляет – 30 л. Он обладает баком на – 350 литров. Такого объема горючего хватит, чтобы проехать почти 1200 километров. Это отличный показатель для машин такого класса.
Подвеска
Минский самосвал первых серий был довольно спартанским грузовиком во всех отношениях. Это касалось как жесткой подвески, так и убранства кабины. Последняя удивляла своей простотой и практически полным отсутствием эргономики.
Кабина водителя
Конструкторы вложили здесь только функционал. Причем прорабатывать детали попросту не было времени. Потому что нужно было скорее занять новый сегмент рынка. Любое затягивание с выпуском новинки становилось риском оказаться не у дел и потерять потенциального покупателя.
Уже позже, появилось удобное амортизированное сидение, облагородился салон и виброизоляция. Двигатель оснастили предпусковым подогревателем. Минский завод работал с клиентами и вносил изменения в конструкцию, согласно пожеланиям водителей.
Модель МАЗ 5516 оснащается двумя видами кабин: короткая трехместная «дневная» и удлиненная от «дальнобойщика» 6422 с двумя спальными местами.
Обзор очень хороший – сказывается большая площадь остекления, расположение зеркал, высота посадки водителя. Панель приборов читаема и удобна, хотя и очень аскетична – никакого дизайна. Есть возможность регулировки рулевой колонки. В салоне имеется достаточно мощная печка. Доступ до двигателя обеспечивается опрокидыванием кабины вперед, с помощью специального механизма.
Дополнительное оснащение
По заказу завод-изготовитель может установить:
- платформы ковшевого типа;
- U-образные и сельскохозяйственные кузова с разгрузкой назад, на два бока, на три стороны;
- короткую или длинную кабины;
- удобные сиденья на пневмоподвеске;
- отопитель типа «Вебастар»;
- подогрев самосвальной платформы за счет выхлопных газов.
Трансмиссия
Коробки передач, устанавливаемые на МАЗ самосвал – механические. Основных используется несколько: 8-ми ступенчатая ЯМЗ-23 81, 9-ти ступенчатая ЯМЗ-239 и 9-ти ступенчатая ZF. В конструкцию ЯМЗ входит 2-х диапазонный планетарный демультипликатор, с синхронизаторами. Наибольший допускаемый крутящий момент на первичном валу составляет 2100 Н*м. Передаточное число – 7,24. Объем масла внутри узла – 7,5 литров.
В состав ведущих мостов входят: основной конический редуктор и планетарные передачи, размещенные в колесах. Корпус, дифференциал и передача узла на средней оси максимально унифицированы с аналогичными на задней. Передаточное число ведущих мостов – 6,59
Источник статьи: http://gp-prsmah.ru/brend/maz-551605-280.html