7 городов мира, начавших жить без автомобилей
Архитекторы всего мира всё чаще начинают осознавать, что улицы городов должны создаваться прежде всего для людей, а не кусков металла.
После более чем столетнего сосуществования человека и автомобиля, в некоторых городах мира наконец-то появилось осознание того, что владение автомобилем не имеет особого смысла в городских условиях. И дело тут не только и не столько в высоком уровне смертности в ДТП, сколько в том, что автомобиль становится слишком неудобным средством передвижения по городам. Их просто стало слишком много.
Автомобильный поток в Лондоне сегодня движется медленнее, чем средний велосипедист. Водители Лос-Анджелеса 90 часов в год проводят в пробках. А британское исследование показало, что средний автомобилист более 100 дней за всю жизнь тратит на поиск места для парковки.
Теперь всё большее количество городов задумываются о том, как избавиться от автомобилей. В одних — вводят штрафы, а в других — заманчивые предложения. Как, например, в Милане, где автолюбителям платят за то, что они оставили машину на парковке и воспользовались общественным транспортом.
Неудивительно, что подобные изменения происходят быстрее всего именно в европейских столицах, которые были построены за сотни и даже тысячи лет до изобретения автомобилей. Их улицы просто невозможно приспособить к такому количеству частного транспорта, которое существует теперь. Итак, назовём города, наиболее успешно и последовательно отказывающиеся от господства машин в пользу людей.
Города-лидеры по отказу от автомобилей
Мадрид
Здесь уже запретили движение на личных автомобилях по некоторым улицам города, а в нынешнем году эта зона будет ещё расширена. В пешеходные планируется переоборудовать 24 городские улицы в течение ближайших пяти лет. Штраф за проезд в неположенных местах увеличен до ста евро. К тому же, планируется существенно поднять и стоимость парковки в центральных районах.
Париж
Когда в прошлом году уровень смога во французской столице достиг критических отметок, городские власти приняли решение о запрете движения автомобилей с чётными или нечётными номерами по определённым дням. Загрязнённость воздуха в некоторых кварталах сразу снизилась на 30%. И с тех пор муниципалитет продолжает поддерживать ограничительные меры по отношению к автомобилистам. Так, например, живущие в центре Парижа люди теперь не имеют права пользоваться автомобилями в выходные дни.
Помимо этого, к 2020 году во французской столице планируется вдвое увеличить число велосипедных дорожек, полностью запретить автомобили с дизельными двигателями, а также выделить некоторые улицы только для движения транспорта с низким уровнем вредных выбросов (электромобилей). Меры властей Парижа уже начинают приносить первые плоды: если в 2001 году 40% парижан не имели личного автомобиля, то сегодня этот показатель равен 60%.
Чэнду
Этот город на юго-западе Китая может служить образцом для всех остальных. Его улицы спроектированы настолько продуманно, что в любую точку можно добраться пешком не более чем за 15 минут. Генеральный план города полностью не запрещает автомобили, но отводит для них только половину всех дорог, по другой – передвигаются велосипедисты.
Гамбург
Хотя в Гамбурге и не введён прямой запрет на использование автомобильного транспорта в центре города, власть делает всё, чтобы жителям стало проще и приятнее не ездить на машинах, а передвигаться пешком или пользоваться общественным транспортом. В городе действует программа «Зелёная сеть», которую планируется реализовать за ближайшие 15-20 лет. В неё входит ряд мер для развития удобной инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов. По всему городу будут созданы парки, соединённые между собой удобными пешеходными и велодорожками. «Зелёная сеть» охватит около 40% всего городского пространства и позволит мотивировать большее число людей отказаться от автомобилей.
Хельсинки
Финская столица в ближайшие десятилетия ожидает бурного роста численности населения. Но чем больше людей будет появляться в городе, тем меньше автомобилей в нём будет оставаться. В новом плане развития города автомобильное движение по преимуществу будет перенесено в пригороды. Хорошие новости экологии в том, что центр столицы Финляндии планируется обслуживать только общественным транспортом.
Сегодня в Хельсинки также внедряется ряд новаторских идей, призванных увеличить число людей, отказывающихся от личных автомобилей. Например, создано специальное мобильное приложение, которое позволяет за короткое время найти велосипед на прокат, вызвать такси, найти остановку трамвая или автобуса. В ближайшее десятилетие власти Хельсинки намерены сделать личный автомобиль попросту ненужной вещью.
Милан
Как мы уже упомянули, дальше всех пошли власти Милана. Они материально поощряют тех, кто оставляет машину на парковке и передвигается пешком или на общественном транспорте. Такие люди получают бесплатные транспортные ваучеры, с помощью которых они могут рассчитываться за свой проезд в муниципальных автобусах. Обмануть систему не получится — все автомобили участников такой программы отслеживаются. Когда в системе появляется информация, что автомобиль остался стоять на парковке, бонусы автоматически начисляются на дорожную карту.
Копенгаген
40 лет назад дорожное движение в Копенгагене было настолько же плохим, как и в любом другом крупном городе мира. Однако теперь ровно половина его жителей каждый день ездят на работу на велосипедах.
А началось всё в 60-е годы, когда муниципальные власти стали целенаправленно вводить всё новые пешеходные зоны в центре города и постепенно сужать пространства для движения автомобилей. В настоящее время в Копенгагене более 320 километров велосипедных дорожек. В разработке находится и целая магистраль для велосипедистов, которая соединит пригороды с центром.
Копенгаген на сегодня имеет самый низкий процент владельцев автомобилей во всей Европе.
На сегодня ни один из вышеперечисленных городов не планирует полностью отказаться от автомобильного транспорта. Вполне возможно, что этого никогда и не случится. А может быть, в будущем кому-то удастся создать успешную и всеобъемлющую систему проката электромобилей, которая навсегда решит проблему личного транспорта и вредных выхлопов. Впрочем, это перспективы. Сейчас ясно одно: все крупнейшие города мира поняли, что их улицы в первую очередь должны создаваться так, чтобы они были удобны людям, а не бездушным железным коробкам.
Фото: dapperguide.com, 999images.com, 4onatrip.com, 1.bp.blogspot.com, traveljapanblog.com, static.panoramio.com, ricknunn.com. По материалам: fastcoexist.com
© Хорошие новости и добрые истории
Источник статьи: http://humanstory.ru/ecology/goroda-bez-avto-036
Город без автомобилей
В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «BBC Science Focus» и «New Scientist» (Великобритания), «Bild der Wissenschaft», «Mare» и «PM Magazin» (Германия), «Air and Space Smithsonian», «Natural History» и «Science News» (США), «Sciences et Avenir» (Франция).
Частичный запрет на автомобили там, где он осуществлён, уже приносит явные плюсы. В Париже в «день без автомобиля» 16 сентября 2018 года содержание удушающей двуокиси азота вдоль крупных улиц снизилось на 41%, а уровень шума — на 5%. В Брюсселе содержание сажи в воздухе в тот же день снизилось на 80%.
С 2007 года, чтобы днём проехать через центр Стокгольма, надо заплатить от 15 до 35 крон, в зависимости от часа дня (с полуночи до 6.30 утра проезд бесплатный). После введения этой меры уменьшилось количество случаев астмы у детей. В центре испанского города Понтеведра (площадь 117 км 2 ) с 1999 года не было случаев гибели или травмы под колёсами — автомобили здесь запрещены. И более 80% школьников города ходят в школу пешком.
У городов, желающих сократить авто-движение, есть три возможности: запретить двигатели внутреннего сгорания, оставив электромобили; запретить любые автомобили и изменить планировку города и организацию движения таким образом, чтобы пешее хождение, велосипеды и общественный транспорт стали более удобными, чем свой автомобиль. Эколог Одри де Назелл из Имперского колледжа в Лондоне считает, что лучше всего запретить движение всех автомобилей, кроме принадлежащих инвалидам и городским службам. По результатам компьютерного моделирования, здоровье горожан улучшится в 30 раз за счёт сокращения ДТП, оздоровления воздуха и увеличения физической активности населения.
Но, скорее всего, для подавляющего большинства городов полный отказ от автомобилей был бы нереальным. С 2015 года в Осло (Норвегия) многие улицы превращены в пешеходные и велосипедные, в центре города запрещена парковка. Продлены трамвайные линии, снижены цены на проезд на городском транспорте, покупателям электровелосипедов мэрия даёт субсидию. В результате воздух города стал одним из самых чистых в Европе.
Однако не все согласны с этими современными тенденциями. В Фейсбуке жители Осло завели страничку против запрета автомобилей в городе, наполненную жалобами на ограничение личной свободы передвижения, сокращение торговли и туристических услуг. «Осло стал городом-призраком!» — пишет один из пользователей. Но, в конце концов, отвечает мэрия, запрет на курение в общественных зданиях тоже ущемляет свободу личности, и всё же после некоторого периода жалоб курильщики успокоились и курят у себя дома — или просто отказались от вредной привычки.
Источник статьи: http://www.nkj.ru/archive/articles/36496/
Города без автомобилей
19:30, 20 января 2019г.
Еще лет двадцать назад будущее представлялось максимально автомобилизированным. Машины на земле, машины в воздухе, на эстакадах и всевозможных подвесных дорогах.
Но оказалось, что автомобили, это не только удобно, но и очень нездорово. Поэтому сегодня некоторые города взяли курс на отказ от «грязного» транспорта.
К сожалению, сложно избавиться от автомобилей совсем, поэтому для «разгрузок» выбирают определённые дни и часы. Посмотрим, как это устроено у них и насколько эффективно принятые меры способствуют уменьшению загрязнения воздуха?
Венеция
Конечно, самый известный город без автомобилей — Венеция. Её опоясывают перехватывающие парковки, а в самом городе можно передвигаться пешком или по каналам на лодках или общественном транспорте — небольших пассажирских теплоходах вапоретто или появившемся совсем недавно трамвае, связывающем островную часть и район Местре.
Мехико
В одном из самых огромных мегаполисов мира запрет на въезд автомобилей на один день в неделю — по субботам — действует уже более десяти лет. За такой длительный период уже можно провести какой-то анализ. Ожидалось, что запрет снизит вредные выхлопы в атмосферу на 15-20 процентов. Однако, этого не случилось. В субботу по городу позволено передвигаться только такси и машинам каршеринга, чем мексиканцы активно пользуются, так что автомобилей в этот день в Мехико не намного меньше, чем обычно.
Париж
Не смотря на провал Мехико, запрет для автолюбителей в определенные дни часы введен и в Париже. Самое время, ведь французская столица вошла в тройку самых проблемных городов Европы по уровню загрязнения воздуха (в компании с Москвой и Лондоном).
Теперь на уикэнд в центральную часть Парижа нельзя въезжать машинам выпущенным ранее 1997 года. Раз в месяц, каждое первое воскресенье, с 10 до 18 часов центр закрыт для большинства автомобилей, въехать может только общественный транспорт, местные жители или такси, передвигаясь при этом со скоростью не более 20 км/ч. Параллельно развивается инфраструктура для электротранспорта и велосипедов.
Копенгаген
Власти датской столицы пошли по другому пути: запретили въезд для автомобилей в определенные районы города, создав там вес условия для велосипедистов: дорожки, пункты проката, точки сервиса. Правительство Дании активно поддерживает и электротранспорт, обеспечивая всю необходимую инфраструктуру.
Согласно многолетней стратегии развития города, с 2030 года здесь будет ограничена продажа автомобилей с дизельными и бензомоторами, а с 2035-го такая же участь постигнет и гибриды.
На сегодняшний день Копенгаген — столица с самым низким процентом владельцев авто к общей численности населения И вовсе не из-за того, что у жителей не хватает денег на покупку машины.
Брюссель
В главном городе Бельгии владельцы старых автомобилей платят повышенный экологический налог по факту — камеры отслеживают, сколько наездили « вредные» машины и высчитывают налог. В Брюсселе также как и в Копенгагене собираются со временем запретить эксплуатацию автомобилей с дизельными агрегатами.
Лондон
В столице Англии запрещен въезд автомобилей с ДВС в центральную часть города, насчитывающую девять улиц. Для нарушителей предусмотрен довольно весомый штраф — 11,5 тысяч рублей на наши деньги. Такую же меру рассматривают и для делового района Сити, но пока у лондонских бизнесменов еще есть время сменить свои бензиновые и дизельные автомобили на гибриды и электрокары.
Чэнду
Этот китайский город спроектирован таким образом, что автомобили передвигаются только по половине улиц. Остальные — пешеходные и для велотранспорта.
Будут ли эффективными эти меры? Смотря как взяться за дело. Вы знали, что еще в конце 1960-х годов река Рейн была одной из самых грязных в Европе, в ней практически не осталось кислорода и погибла большая часть живых организмов. Но благодаря мерам, принятым правительствами стран и городов, через которые протекал Рейн, в 1987 году, к 2000 году в ее воды вернулся лосось — рыба, способная жить только в чистой воде. Возможно. С воздухом мировых мегаполисов случится такое же чудо?
Источник статьи: http://www.zrkuban.ru/article/Goroda-bez-avtomobilej
В Саудовской Аравии построят город без автомобилей
О скором начале строительства нового города, где вообще не будет автомобилей и дорог, объявил наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд. Как передаёт Bloomberg, город под названием The Line станет частью мегапроекта по диверсификации национальной экономики.
Новое поселение, которое построят на северо-западе страны, будет представлять собой цепь связанных между собой сообществ длиной 170 километров — отсюда и название The Line («Линия»). Предварительный план предусматривает интеграцию в городскую инфраструктуру некоего «сверхскоростного транспорта», благодаря которому до любой точки города можно будет добраться не более чем за 20 минут. Построят здесь и один из крупнейших на планете аэропортов. Наконец, планируется реализация сервиса летающих такси.
The Line в будущем должна стать очередным центром развития новых технологий и притяжения бизнеса. В программу планируется инвестировать до 200 миллиардов долларов. Реализация проекта может начаться уже в ближайшие месяцы, а к 2030 году The Line должна обеспечить миллион жилых и 380 тысяч рабочих мест.
Создание мегаполиса будущего под названием Neom, частью которого является The Line, — это одна из мер по постепенной диверсификации экономики Саудовской Аравии, которая сейчас является крупнейшим экспортёром сырой нефти. Общий бюджет проекта — 500 миллиардов долларов, вкладывать которые будут в основном правительство страны, государственный инвестиционный фонд и частные финансисты. Кроме того, полный отказ от традиционного транспорта должен улучшить экологию Саудовской Аравии.
Ранее в ОАЭ передумали выпускать российские премиальные автомобили Aurus. Руководство бренда заявило, что локализация сборки оказалась невыгодной, и теперь Аурусы в страну будут поставлять напрямую из России.
Как считаете, получится у арабов такой мегаполис?
Источник статьи: http://mag.auto.ru/article/newcitycarsfree/