Группы амортизации автомобилей 2015

Содержание
  1. Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)
  2. Обоснование
  3. Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?
  4. До 2017 года
  5. Советуем прочитать
  6. Публикации
  7. Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?
  8. Срок полезного использования автомобиля для начисления амортизации 2021: как определить СПИ для легкового, грузового транспорта, автобуса?
  9. Классы стойкости
  10. Возникающие нюансы ↑
  11. Срок амортизации легкового автомобиля
  12. Грузовая машина
  13. При лизинге
  14. Срок службы
  15. Генератора
  16. Амортизаторов
  17. Аккумулятора
  18. Входят ли автомобили в реестр основных средств?
  19. От чего зависит реальный срок службы авто?
  20. Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто
  21. Определение амортизационной группы легковых авто
  22. Классификация российских авто
  23. Авто представительского класса
  24. Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей
  25. Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору
  26. Порядок расчетов
  27. Пример расчетов №1
  28. Как рассчитывается в бухучете?
  29. Автобус
  30. Как начислять амортизацию по автомобилю
  31. Грузовые машины
  32. Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?
  33. Как определить в бухгалтерском учете?
  34. Выводы
  35. Является ли транспорт основным средством?
  36. Норма амортизационных отчислений на автомобиль
  37. Какие права имеет покупатель до окончания срока службы автомобиля?
  38. Вам удалось доказать, что недостаток является существенным. Что дальше?
  39. Спецтехника
  40. Как рассчитать амортизацию автомобиля
  41. Расчет амортизации на 1 км пробега
  42. Ускоренная амортизация автомобиля
  43. Сроки полезной эксплуатации авто по классам
  44. Грузовой транспорт: разделение на амортизационные группы
  45. Определение по техническим характеристикам
  46. Классификация
  47. Самые надежные авто с большими сроками службы
  48. Методы определения износа автомобиля
  49. Как продлить срок службы автомобиля?
  50. Масло

Легковой автомобиль (амортизационная группа, ОКОФ)

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

Читайте также:  Блок питания atx для автомобиля

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте тренспортного средства).

Обоснование

К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:

— 310.29.10.2 Автомобили легковые

— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые

— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые

— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые

— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств» . В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 2017 года

До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса)

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Рубрики:

Советуем прочитать

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.

Публикации

Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)

Источник статьи: http://taxslov.ru/ag/ag13.htm

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

  • информации, содержащейся в законодательстве РФ, устанавливающем сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации;
  • рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества (при отсутствии в законодательстве РФ норм, предусматривающих сроки полезного использования имущества в целях начисления амортизации);
  • принятого решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и документах производителя).

В соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификация ОС), легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше трех лет до пяти лет включительно (код ОКОФ 15 3410010)). Согласно абз. 3 п. 44 Инструкции № 157н по объектам основных средств, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку. Поэтому срок полезного использования автомобиля составит пять лет (60 месяцев).

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

На момент принятия автомобиля к учету он уже эксплуатировался 2 г. 8 мес. (32 мес.), поэтому оставшийся срок его полезного использования составит 2 г. 4 мес. (28 месяцев) (5 л. (60 мес.) — 2 г. 8 мес. (32 мес.)).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источник статьи: http://www.klerk.ru/buh/articles/452438/

Срок полезного использования автомобиля для начисления амортизации 2021: как определить СПИ для легкового, грузового транспорта, автобуса?

Классы стойкости

Конечно, производители при маркировке моделей указывают класс стойкости и амортизационный срок. Считается, что первая цифра в маркировке говорит об этом. Однако все понимают, что такой способ определения срока эксплуатации автомобиля сомнителен. В идеале нужно смотреть на реальный опыт использования авто другими водителями, читать отзывы и получать прочие практические данные. Принято считать, что новые автомобили с первым, вторым или третьим классом служат от 3 до 5 лет, машины четвертого класса будут ездить 5-7 лет, пятого — рассчитаны на 7-10 лет службы.

Возникающие нюансы ↑

Когда транспортное средство приобретается, его необходимо зарегистрировать в государственной автоинспекции. Процедура может продлиться долго по ряду причин, например, отсутствовали бланки.

Амортизацию стоит начинать с того месяца, в котором этим транспортным средством начали пользоваться. Также разрешено амортизировать ТС, которое еще не поставлено на учет.

Срок использования устанавливается, исходя из следующих показателей:

Периода В течение которого планируется использовать ТС
Предполагаемых условий Эксплуатации

Срок амортизации легкового автомобиля

Прежде чем ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо определить срок службы легкового автомобиля для расчета амортизации.

При определении срока полезного использования автомобиля учитываются его характеристики. Они указаны в паспорте технического средства или в договоре.

Амортизация легкового автомобиля зависит от его класса. Легковые модели имеют их 5 – первые 4 зависят от объема двигателя.

Классификация:

К первому классу относятся автомобили Объем двигателя которых не превышает 1,2 л
Ко 2 Объем до 1,8 л
К 3 Не больше 3,5 л
К 4 классу Объем двигателя свыше 3,5 л

Если автомобиль 1-3 класса, то период амортизации составляет от 3 до 5 лет. У транспортных средств 4 группы – до 7 лет. Автомобиль большого и высшего классов включены в 5 разряд, они имеют срок до 10 лет.

Какие существуют виды амортизации в бухгалтерском учете смотрите в статье: виды амортизации. Как начисляется амортизация в налоговом учете в 2021 году, читайте здесь.

Для таких авто объем двигателя не важен. К 5 группе может относиться любое легковое транспортное средство – в законодательных актах критерий отнесений нет.

Сотрудники налоговой инспекции относят к этому классу автомобили с популярной маркой, высокой ценой, размерами – седан, лимузин и прочие.

В транспортных средствах отечественного производителя высший класс обозначается цифрой 5 в номере модели (она будет стоять первой).

В иномарках нет распределения по классам, поэтому при определении срока амортизации стоит полагаться на заключение от производителя.

При вычислении коэффициента амортизации берутся в учет следующие показатели:

  • возраст транспортного средства;
  • пробег в настоящее время;
  • производитель;
  • эксплуатационные условия, частота использования, климат;
  • экологическая ситуация в районе использования;
  • применение автомобиля – город, село или поселок.

Если транспортному средству не больше 5 лет, то формула намного проще – затраты на амортизацию будут составлять 15%-20% за год.

Грузовая машина

Когда организация приобретает транспорт и определяет его в качестве грузового, то следующий шаг – установить срок его полезного использования. При отнесении грузовика к определенной группе амортизации учитывается ряд факторов.

Классификация амортизационной группы грузовых автомобилей следующая:

Грузоподъемность менее 0,5 т 3 группа. Срок их использования – 3 5 лет
Грузоподъемность выше 0,5 т (но не больше 5 т) 4 группа. Срок их полезного использования – до 7 лет
При грузоподъемности более 5 т грузовой транспорт Относят к 5 группе со сроком использования до 10 лет

Грузовым автомобильным транспортом являются грузовики, фургоны, тягачи, прицепы.

При лизинге

Лизинг автомобильного транспорта – популярная и востребованная процедура. Это наиболее удобная форма приобретения транспортного средства.

Амортизационные отчисления применимы только к субъектам финансово-хозяйственной деятельности, физических лиц они не касаются. Ускоренная амортизация дает возможность быстрее списать средства, заменить их новыми.

Лизинг имеет преимущества и недостатки. Первыми являются:

  • минимальный налог на имущество;
  • уменьшение базы обложения налогами;
  • возможность купить объект лизинга по окончательной цене.

При определении налоговой базы основой служит остаточная стоимость. При ускоренной амортизации она будет снижаться быстрей.

При приеме автомобиля по лизингу получатель должен установить срок полезного использования. Срок может быть прописан в договоре.

В остальных случаях организация устанавливает его самостоятельно. Амортизация начинается с момента введения автомобиля в пользование.

Срок службы

Срок службы и гарантийный период – понятия разные, не нужно их путать. Согласно законодательству, срок службы – это период, в продолжение которого изготовитель транспортного средства обязан выполнять следующее:

  • обеспечивать возможность использования авто по назначению;
  • отвечать за недостатки, причиненные по его вине.

Покупатель в продолжение всего срока службы имеет право рассчитывать на следующее:

  • осуществление техобслуживания транспортного средства и его ремонт;
  • выдвижение требований, касающихся качества работы авто;
  • компенсацию вреда.

Поскольку грузовик является рабочей категорией транспорта, то срок его службы измеряется не в годах, а в километраже.

Для увеличения срока службы необходимо:

  • проходить своевременно технический осмотр;
  • не перегружать транспорт;
  • использовать качественные смазочные материалы;
  • во время производить замену масла;
  • заменять свечи, фильтры и прочие материалы;
  • покупать детали высокого качества;
  • проходить обслуживание в специальных центрах.

Срок службы легкового транспорта зависит от условий его использования. Эксплуатационный период может длиться до 15 лет. Иномарки могут прослужить дольше, машины отечественных производителей – не боле 8 лет.

Любое транспортное средство нуждается в расходном материале, который периодически необходимо менять. От его состояние зависит и комфорт езды, и жизнь владельца транспорта.

Чем больше проедет автомобиль, тем дольше срок его службы. Все компоненты автомобиля также имеют свой срок службы. Как только они изнашиваются, их необходимо заменять.

Генератора

Генератор оказывает влияние на работу аккумулятора. Срок его службы намного меньше, чем у двигателя – около 160 000 км пробега.

Амортизаторов

На амортизатор оказывает влияние плохая дорога и быстрая езда. Как результата – деталь разрушается. В машинах отечественных производителей исправность детали может длиться в продолжение 30000 км, в иномарках – до 70000 км.

Аккумулятора

Современное транспортное средство оснащено аккумулятором. Он заряжает электрической энергией все системы автомобиля.

Как и у другой детали у аккумулятора имеется срок службы. В среднем при нормальных условиях использования срок составляет до 5 лет.

Чтобы продлить срок, необходимо выполнять следующее:

  • не использовать разряженный аккумулятор;
  • облегчать пуск двигателя;
  • не разряжать аккумулятор во время пуска;
  • проходить регулярно техобслуживание;
  • отключать электрические приборы, когда автомобиль не движется.

Для охлаждения двигателя необходим радиатор. Срок его службы незначительный – не более 2 лет. Раз в год необходимо осматривать радиатор, поскольку он может износиться раньше времени.

Входят ли автомобили в реестр основных средств?

Автотранспорт может считаться основным средством (ОС) и в налоговом учете, и в бухгалтерии, если соблюдены прописанные в законодательстве критерии.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в налоговом учете согласно п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации:

  • эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, оказания услуг, осуществления работ, управления предприятием;
  • стоимость объекта начинается от ста тысяч рублей.

Критерии отнесения к реестру основных средств компании в бухгалтерии в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01»:

  1. эксплуатируется в процессе выпуска и продажи продукции, предоставления услуг, осуществления работ, управления предприятием, сдачи во временную аренду за плату;
  2. эксплуатируется более года>;
  3. компания не собирается перепродавать объект;
  4. в будущем планируется получение прибыли от объекта.

От чего зависит реальный срок службы авто?

Стандартные расчеты срока службы для частного владельца не имеют значения. Их учитывают только для бухгалтерской отчетности компаний, на балансе которых находятся автомобили. Частному владельцу нужно лишь знать, что автомобиль нормально себя поведет при разных ситуациях на дорогах и сможет доставить его из одной точки в другую.

Можно вывести много критериев, которые влияют на реальный срок службы автомобиля вне зависимости от того, какой именно класс ему присвоен.

  1. Пробег за год. Безусловно, один из самых важных факторов тот, который определяет, как долго машина будет служить. Если автомобиль в течение десяти лет будет стоять в гараже, то он потеряет только свой внешний вид, однако состояние внутренних деталей и пар трения будет идеальным. Автомобили некоторых водителей за год пробегают 30-40 тысяч километров. Естественно, срок эксплуатации таких транспортных средств в годах будет ниже.
  2. Хранение транспорта. Это еще один важный фактор, который играет роль и определяет состояние автомобиля. Если автомобиль находится все время на улице, то будет иметь место коррозия на кузове. При гаражном хранении коррозии удается избегать в течение долгих лет.
  3. Своевременное обслуживание машины и замена всех предписанных «расходников» в сроки. Производитель в инструкции указывает, через какой пробег или время нужно менять масло, воздушные, бензиновые, масляные фильтры и т. д.
  4. Использование оригинальных расходных материалов и запчастей при обслуживании. Часто на рынке встречаются аналоги, которые стоят дешевле оригинальных запчастей. Использовать их не рекомендуется.
  5. Быстрое устранение возникающих неполадок при эксплуатации транспорта.
  6. Стиль езды, отношение к автомобилю.
  7. Состояние дорог. Автомобили в Европе служат гораздо дольше таких же марок в России. Одна из причин – это качество дорожного покрытия. Если транспортное средство большую часть времени будет ездить по идеально ровной дороге без выбоин, то прослужит дольше. В России и странах СНГ состояние дорог заметно хуже, чем и объясняются частые ремонты ходовых частей транспорта.

Когда применяются повышающие коэффициенты амортизации авто

Законодательством определено, что при амортизации автотранспортных средств может применяться не только понижающий коэффициент, но и повышающий. Необходимость в применении повышающего коэффициента определяется на усмотрение хозяйствующего субъекта и зависит от определенных обстоятельств. Одним из оснований для такого решения является закрепление такой возможности в соответствующем решении юридического лица – внутреннем нормативном акте.

Законодательством предусмотрено, что применение повышающего коэффициента:

  • в значении 2 возможно для автомобильного транспорта, который работает в условиях агрессивной окружающей среды и при повышенной интенсивности;
  • в значении 3, если это касается транспортных средств, полученных на лизинговых условиях. При этом необходимо согласие как лизингодателя, так и лизингополучателя.

Определение амортизационной группы легковых авто

Согласно общепринятой классификации, действующей на территории Российской Федерации, легковые автомобили делятся на 5 классов. Ключевым критерием такого подразделения является объём двигателя. Выглядит это следующим образом:

  • класс 1 — относятся машины, где объём двигателя меньше значения 1,2 литра;
  • класс 2 — объём варьируется в пределах 1,2-1,8 литра;
  • класс 3 — машины с объёмом двигателя 1,8-3,5 литра;
  • класс 4 — транспортные средства, объём двигателя которых превышает 3,5 литра;
  • класс 5 — представительские авто, объём двигателя которых не играет решающей роли.

Важно! Автомобили представительского класса отечественного производства имеют числовой классификатор «5», который ставится первым в номере модели. Для транспортных средств иностранного производства такая классификация не предусматривается: принадлежность авто к высшему классу определяется производителем.

Классификация российских авто

Для определения класса отечественных автомобилей достаточно обращать внимание на номер модели: первая цифра соответствует классу. Например, ВАЗ 2109 указывает, что транспортное средство относится ко 2-му классу, обладает объёмом двигателя 1,2-1,8 литра, имеет срок полезного использования 3-5 лет.

Пример расчёта периода полезной эксплуатации

Приобретён автомобиль Suzuki в подержанном состоянии, бывший в эксплуатации полтора года. Объём двигателя машины 2,5 литра. Взяв за основу эти данные, можно без проблем рассчитать срок полезного использования. Для этого необходимо выполнить 3 простых действия:

  • определение амортизационной группы — объём двигателя указывает, что авто относится к 3 группе;
  • период полезного использования (общий) — для этой группы сроки варьируются в пределах 3-5 лет;
  • период полезного использования (оставшийся) — из общего срока вычитается период эксплуатации.

В результате, период полезной эксплуатации составит 1,5-3,5 года.

Авто представительского класса

Учитывая, что автомобили класса «Люкс» не определяются по критериям объёма двигателя, для них действуют другие параметры. Основными считаются 3 показателя:

  • длина — более 5 метров;
  • ширина — от 1,7 метра;
  • модель — по умолчанию к транспортным средствам представительского класса причисляются автомобили марок Mercedes, BMW, Lexus и другие авто с приставкой «премиум».

Вторичную определяющую роль играют такие параметры:

  • рыночная цена;
  • скоростные характеристики;
  • тип кузова;
  • комфортабельность салона;
  • безопасность: бронирование.

Нужно уточнить, что причислить автомобиль к представительскому классу помогает совокупность первостепенных и второстепенных признаков. Например, авто может подходить этой категории по размеру кузов и модели, но не соответствовать по вторичным показателям. В этом случае, авто включается в 3-4 амортизационную группу.

Кроме этого, российская и европейская классификации значительно отличаются. Например, на территории РФ подразделение машин идёт по объёму двигателя, в Европе ключевым параметром считается размер. Поэтому утверждение производителя, что иномарка относится именно к представительскому классу, не всегда соответствует действительности. Поэтому, чтобы отнести авто к высшей категории, необходимо экспертное заключение.

Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей

Для новых автомобилей рассчитывать период полезного использования не нужно: достаточно определить принадлежность транспортного средства к амортизационной группе. С техникой б/у ситуация несколько усложняется. Здесь необходимо учитывать фактический срок эксплуатации автотранспорта предыдущим владельцем, после чего вычесть это значение из данных классификатора.
Бывают случаи, когда срок полезной эксплуатации приобретённого автомобиля приблизился к максимально допустимому значению либо превышает его. Например, компания приобрела автомобиль третьей амортизационной группы, который был в эксплуатации 4,5 года. Для этой категории авто срок эффективного применения не может превышать 5 лет. В этой ситуации новый владелец может продлить период полезного использования по своему усмотрению, основываясь на техническом состоянии транспортного средства.

Важно! Срок эксплуатации устанавливается только на основании техпаспорта.

Способ вычисления СПИ в налоговой документации по Классификатору

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» можно увидеть Классификатор СПИ согласно амортизационным группам транспорта.

Все транспортные средства относятся к отдельным амортизационным группам, на номер группы влияет тип ТС, размер, мощность, сфера эксплуатации.

У всех автомобилей СПИ может варьироваться от двух до девяти лет.

Классификатор СПИ ТС можно представить в качестве следующей таблицы:

№п/п Амортизационная группа СПИ, лет Вид транспорта
1 2 от двух до трех Грузопассажирские подъемники с платформами
2 3 от трех до пяти
  1. Легковой автотранспорт объемом двигателя до 3,5 литров>;
  2. Автобусы с габаритами не более 7, 5 метров>;
  3. Грузовики вместимостью до 3,5 тонн>;
  4. Спец. автомобили, которые не входят в другие амортизационные группы.
3 4 от пяти до семи
  1. Автомобили, используемые инвалидами>;
  2. Средние и большие автобусы, длина которых не более 24 метров>;
  3. Автобусы, следующие по междугородному маршруту>;
  4. Троллейбусы>;
  5. Самосвалы, тягачи, фургоны с любой массой;
  6. Специализированный автотранспорт: коммунальная спецтехника, катафалки, бензовозы и прочие;
  7. Спецтранспорт спец. служб: полиция, скорая, спасатели, пожарные;
  8. Спец. машины, перевозящие нефтяную продукцию и газ.
4 5 от семи до девяти
  1. Легковые машины с объемом двигателя более 3,5 литров>;
  2. Автобусы от 16,5 метров до 24 метров, кроме тех, которые указаны в четвертой амортизационной группе;
  3. Грузовики с грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн>;
  4. Спецтехника: мусоровозы, гидроподъемники;
  5. Прицепы и полуприцепы.

Порядок расчетов

Расчеты производятся по следующему алгоритму:

  1. Определение периода полезной эксплуатации авто.
  2. Выбор метода вычисления амортизации (обычно это линейный способ).
  3. Фиксация выбранного метода в учетных документах предприятия.
  4. Выполнение расчетов.

Выбранный способ амортизации запрещается менять под конкретный объект.

ВАЖНО! Списания начинают производиться с даты ввода ТС в эксплуатацию, а не с фактической покупки автомобиля и его постановки на учет в ГИБДД. Начало амортизации – 1 число месяца, который следует за месяцем начала эксплуатации ТС. Рассмотрим пример. Авто было приобретено 25 января. В эксплуатацию оно введено 15 февраля. В этом случае списания будут производиться с 1 марта.

Пример расчетов №1

Организация в 2006 году купила ТС за 300 000 рублей. Период полезной эксплуатации составляет 5 лет. Сумма чисел лет эксплуатации составляет 15 (1+2+3+4+5). Производятся следующие списания:

  • 2007 год: 5/15*300 тысяч = 100 тысяч. Месячная амортизация: 100 тысяч/12 = 8 333 рубля.
  • 2008 год: 4/15*300 тысяч = 80 тысяч. Месячная амортизация: 80 тысяч/12 = 6 667 рублей.
  • 2009 год: 3/15*300 тысяч = 60 тысяч. Месячная амортизация: 60 тысяч/12 = 5 000 рублей.

Дальнейшие расчеты производятся по аналогии вплоть до 5 года эксплуатации.

Для налогового учета сумма амортизационных трат является аналогичной в каждом месяце. Она составит 5 000 рублей (300 тысяч рублей/60 месяцев использования).

Как рассчитывается в бухучете?

В законодательстве по бухучету нет четких временных рамок по ограничению СПИ.

Предприятие может установить СПИ по Классификатору, применяемому для налогового учета, или же установить другое его значение, руководствуясь определенными факторами.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 факторами, влияющими на СПИ автотранспорта, являются:

  • предполагаемая длительность дальнейшей эксплуатации автомобиля;
  • документальное ограничение СПИ транспорта (окончание договора аренды или лизинга автотранспорта);
  • условия эксплуатации транспорта: погодные условия, частота смен, территориальные особенности местности применения, и т.д.

Автобус

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Как начислять амортизацию по автомобилю

Автомобили, которые соответствуют критериям основных средств, переносят свою стоимость на затраты через амортизацию.

Начало и прекращение начисления амортизации

Начислять амортизацию нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль был принят к учету в качестве основного средства (п. 21 ПБУ 6/01). В дальнейшем амортизацию начисляйте ежемесячно независимо от результатов деятельности организации (п. 19, 24 ПБУ 6/01).

Прекращать начисление амортизации нужно начиная с месяца, следующего за тем, в котором автомобиль выбыл или полностью погасил свою стоимость (п. 22 ПБУ 6/01).

Приостановление начисления амортизации

Иногда начисление амортизации может быть приостановлено. В частности, амортизация не начисляется:

— за период консервации автомобиля продолжительностью более трех месяцев;

— за период восстановления (реконструкции, ремонта или модернизации) автомобиля продолжительностью более 12 месяцев.

Такой порядок предусмотрен пунктами 23 и 26 ПБУ 6/01.

Полный перечень случаев, в которых начисление амортизации приостанавливается, представлен в таблице.

Способы начисления

В бухучете амортизацию можно начислять:

— способом уменьшаемого остатка;

— способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

— способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Любой из перечисленных способов начисления амортизации можно применять к автомобилям без ограничений. Однако после ввода автомобиля в эксплуатацию изменить выбранный способ начисления амортизации нельзя (п. 18 ПБУ 6/01). Применять повышающие (понижающие) коэффициенты к нормам амортизации можно только при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка. Максимальная величина повышающего коэффициента – 3,0 (п. 19 ПБУ 6/01).

Для расчета амортизации нужно знать первоначальную стоимость автомобиля (восстановительную, если он переоценивался) и срок его полезного использования. Перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость основного средства, приведен в таблице.

Срок полезного использования

Срок полезного использования определите при вводе автомобиля в эксплуатацию исходя из следующего:

— срока, в течение которого автомобиль планируется использовать в деятельности, связанной с извлечением доходов;

— предполагаемых условий эксплуатации автомобиля.

Об этом сказано в пункте 20 ПБУ 6/01.

Также срок полезного использования можно определить на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 (п. 1 постановления Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1). Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Бухучет

В зависимости от характера использования автомобиля начисленная по нему амортизация включается либо в состав расходов по обычным видам деятельности, либо в состав прочих расходов, либо в состав капитальных вложений. При этом выполняется проводка:

Дебет 20 (26, 44, 91-2, 08…) Кредит 02

– начислена амортизация по автомобилю.

Если организация провела реконструкцию (модернизацию) автомобиля, то меняется его первоначальная стоимость, а в некоторых случаях и срок полезного использования. Эти изменения могут повлечь за собой изменение суммы ежемесячных амортизационных отчислений.

ОСНО

Если организация применяет общую систему налогообложения, амортизацию по автомобилю начисляйте по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете начислять амортизацию можно одним из двух способов:

С начала очередного налогового периода организация вправе изменить выбранный метод начисления амортизации. При этом перейти с нелинейного на линейный метод начисления амортизации можно не раньше чем через пять лет после начала его применения.

Об этом сказано в пункте 1 статьи 259 Налогового кодекса РФ.

Чтобы рассчитать амортизацию по автомобилю, нужно определить срок его полезного использования. Сделать это можно на основании Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Перечень амортизационных групп, в состав которых включаются автомобили различных категорий, приведен в таблице.

Начисление амортизации до регистрации

Ситуация: можно ли для расчета налога на прибыль начислять амортизацию по автомобилю до его регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)?

Основные средства (в т. ч. автомобиль) признаются амортизируемым имуществом для целей налогового учета, если они соответствуют всем необходимым для того требованиям (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизацию по ним следует начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было введено в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Соответственно, начислять амортизацию по автомобилю нужно с месяца, следующего за тем, в котором он был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

Начисление амортизации после снятия с регистрации

Ситуация: можно ли в бухгалтерском и налоговом учете продолжать начислять амортизацию по автомобилю после снятия его с регистрации в ГИБДД (органах Гостехнадзора)? Автомобиль продолжает числиться на балансе организации.

Ответ: да, можно, если в дальнейшем автомобиль будет использоваться в деятельности организации.

Это объясняется следующим образом.

Одним из критериев включения автомобиля в состав основных средств (в бухучете) и в состав амортизируемого имущества (в налоговом учете) является использование его в деятельности, направленной на получение дохода организации. Это следует из положений пункта 4 ПБУ 6/01, пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ.

Списание основного средства с учета производится при прекращении хотя бы одного из условий принятия актива к учету. Таким образом, основное средство, которое не предназначено для использования в деятельности организации (не способно приносить организации доход в будущем), подлежит списанию. При этом необходимость списания с учета такого основного средства не связано с фактом его снятия с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Аналогичные разъяснения в отношении объектов недвижимости содержатся в письме Минфина России от 22 марта 2011 г. № 07-02-10/20.

Исходя из этого можно сделать вывод: если автомобиль после снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора) не будет в дальнейшем использоваться в деятельности организации, то он выбывает из состава основных средств (амортизируемого имущества). Амортизацию по такому автомобилю прекратите начислять с месяца, следующего за месяцем снятия его с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора). Это следует из положений пункта 22 ПБУ 6/01, пункта 5 статьи 259.1, пункта 10 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 июля 2010 г. № 03-03-06/1/468. Например, такая ситуация может возникнуть, когда автомобиль снимается с учета с целью его дальнейшей продажи. Тогда с момента принятия решения о продаже автомобиля исключите его из состава амортизируемых основных средств.

Если автомобиль снят с учета в ГИБДД (органах Гостехнадзора), но в дальнейшем планируется его использование в деятельности организации, то из состава основных средств (амортизируемого имущества) он не выбывает. В этом случае начислять амортизацию не прекращайте. Такая ситуация возможна, например, когда изменяется место регистрации автомобиля при его передаче из организации в филиал.

Применение понижающего коэффициента

До 1 января 2009 года все организации должны были применять понижающий коэффициент 0,5 при начислении амортизации:

— по легковым автомобилям, первоначальная стоимость которых более 600 000 руб.;

— по пассажирским микроавтобусам, первоначальная стоимость которых более 800 000 руб.

С 1 января 2009 года этот коэффициент не применяется (ст. 27.2 Закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ). Таким образом, начиная с 1 января 2009 года амортизацию по названным основным средствам нужно начислять по основным нормам, независимо от того, когда они были введены в эксплуатацию. При этом организация вправе к основной норме применить понижающий коэффициент (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизация бывших в эксплуатации автомобилей

Если автомобиль, приобретенный организацией, в течение определенного периода находился в эксплуатации у прежнего владельца, то при расчете амортизации линейным методом срок его полезного использования можно уменьшить на продолжительность этого периода (абз. 1 п. 7 ст. 258 НК РФ). При нелинейном методе автомобиль, бывший в эксплуатации, нужно включить в ту амортизационную группу, в которую он был включен у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). .

Разницы по ПБУ 18/02

Из-за различий в правилах амортизации имущества в бухгалтерском и налоговом учете суммы амортизационных отчислений, которые включаются в расходы при определении балансовой и налогооблагаемой прибыли, могут не совпадать. В частности, размер амортизационных отчислений будет различным:

— если различается первоначальная стоимость автомобиля;

— если организация применяет разные способы начисления амортизации;

— если по одному и тому же объекту установлены разные сроки полезного использования;

— если при начислении амортизации применяются разные повышающие (понижающие) коэффициенты;

— если организация рассчитывает налог на прибыль кассовым методом и ввела в эксплуатацию неоплаченный автомобиль.

В каждом из этих случаев будут возникать постоянные или временные разницы (п. 3 ПБУ 18/02). Поэтому в бухучете придется отражать постоянные или отложенные налоговые активы (обязательства). Такие правила установлены пунктом 3 ПБУ 18/02.

Пример образования постоянных и временных разниц в связи с различными способами начисления амортизации в бухгалтерском и налоговом учете

Организация «Альфа» приобрело легковой автомобиль и ввело его в эксплуатацию в декабре 2013 года. Дальнейшая перепродажа автомобиля не планировалась. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете – 200 000 руб. При определении срока полезного использования организация применяет Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Автомобиль включается в третью амортизационную группу. Установленный срок полезного использования – 4 года.

Согласно учетной политике, амортизация по транспортным средствам начисляется: — в бухучете – способом по сумме чисел лет срока полезного использования; — в налоговом учете – линейным методом.

В июне 2015 года «Альфа» безвозмездно передала автомобиль детскому дому. В бухучете амортизация по автомобилю была начислена в следующих размерах. Сумма чисел лет срока полезного использования равна: 1 + 2 + 3 + 4 = 10.

В 2014 году (первый год эксплуатации): — годовая сумма амортизации – 80 000 руб. (4 : 10 × 200 000 руб.); — месячная сумма амортизации – 6667 руб. (80 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году (второй год эксплуатации): — годовая сумма амортизации – 60 000 руб. (3 : 10 × 200 000 руб.); — месячная сумма амортизации – 5000 руб. (60 000 руб. : 12 мес.).

В 2015 году амортизация начисляется с января по июнь. Сумма начисленной амортизации составляет: 6 мес. × 5000 руб. = 30 000 руб.

За весь период эксплуатации автомобиля в бухучете по нему была начислена амортизация в сумме: 80 000 руб. + 30 000 руб. = 110 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в бухучете на момент выбытия равна: 200 000 руб. – 110 000 руб. = 90 000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений была одинакова и составляла: 200 000 руб. : 48 мес. = 4167 руб./мес.

Общая сумма амортизации, начисленной в налоговом учете за весь период эксплуатации автомобиля (18 месяцев), составляет: 200 000 руб. : 48 мес. × 18 мес. = 75 000 руб.

Остаточная стоимость автомобиля в налоговом учете на момент выбытия равна: 200 000 руб. – 75 000 руб. = 125 000 руб.

В бухучете амортизация начисляется в большем размере, чем в налоговом. Поэтому возникают вычитаемые временные разницы.

В 2014 году ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет: 6667 руб. – 4167 руб. = 2500 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива: Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 500 руб. (2500 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

В 2015 году (с января по июнь) ежемесячная сумма вычитаемой временной разницы составляет: 5000 руб. – 4167 руб. = 833 руб.

Ежемесячно эта разница приводит к появлению отложенного налогового актива:

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 167 руб. (833 руб. × 20%) – отражено появление отложенного налогового актива.

Общая сумма отложенных налоговых активов за полтора года эксплуатации автомобиля равна: 500 руб. × 12 мес. + 167 руб. × 6 мес. = 7002 руб.

При выбытии автомобиля бухгалтер «Альфы» сделал в учете следующие записи:

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации» – 200 000 руб. – списана первоначальная стоимость автомобиля;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 110 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации по выбывающему автомобилю;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств» – 90 000 руб. (200 000 руб. – 110 000 руб.) – отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 99 Кредит 09 – 7002 руб. – списан отложенный налоговый актив с разницы в суммах амортизации, начисленной в бухгалтерском и налоговом учете.

При расчете налога на прибыль расходы в виде остаточной стоимости безвозмездно переданных основных средств не учитываются. Поэтому возникает постоянная разница в размере 90 000 руб., которая приводит к образованию постоянного налогового обязательства.

Бухгалтер «Альфы» отразил его проводкой:

Дебет 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства» Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» – 18 000 руб. (90 000 руб. × 20%) – отражено постоянное налоговое обязательство, связанное с выбытием автомобиля.

Эксплуатация самортизированного автомобиля

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль зарплату водителя, отчисления с нее, а также стоимость ГСМ, если у автомобиля, на котором ездит сотрудник (водитель), закончился срок эксплуатации (вся стоимость автомобиля списана на расходы)?

Действующее законодательство не запрещает использовать имущество, по которому полностью начислена амортизация.

Следовательно, ограничения на то, чтобы включить в расходы ГСМ, зарплату водителя, начисленные с нее взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, отсутствуют.

Главное, чтобы автомобиль использовался в деятельности, направленной на получение дохода.

Такой порядок следует из пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.

УСН

Для расчета единого налога организации, применяющие упрощенку, амортизацию не начисляют. Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, то стоимость приобретенных автомобилей уменьшает налоговую базу в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Если организация платит единый налог с доходов, такие расходы на расчет налоговой базы не влияют. Поскольку при данном объекте налогообложения не учитываются никаких расходы (п. 1 ст. 346.18 НК РФ).

Независимо от выбранного объекта налогообложения организации, применяющие упрощенку, обязаны вести бухучет в полном объеме, в том числе и объектов основных средств (ст. 2, 5 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

Организация обязана оформить первичную документацию и регистры бухучета. Формы документов по учету основных средств утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7. Учетные регистры можно составить в произвольной форме.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (п. 1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы суммы и порядок начисления амортизации по автомобилю не влияют. При этом организации, уплачивающие ЕНВД, должны вести бухучет в полном объеме. Следовательно, в бухучете они обязаны начислять амортизацию по правилам, установленным ПБУ 6/01.

ОСНО и ЕНВД

Амортизацию по автомобилю учитывайте по правилам того режима налогообложения, в деятельности на котором используется данное основное средство. Если автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, то амортизационные отчисления по нему нужно распределить.

Такой порядок установлен пунктом 9 статьи 274 и пунктом 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Пример распределения амортизации по основному средству, которое одновременно используется в разных видах деятельности. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» в январе приобрело и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль, который одновременно используется в обоих видах деятельности. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно методом начисления. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

В бухгалтерском и налоговом учете организация применяет линейный способ амортизации. При вводе автомобиля в эксплуатацию в бухгалтерском и налоговом учете были определены одинаковые: — первоначальная стоимость – 288 000 руб.; — срок полезного использования – 4 года (48 месяцев).

В бухучете годовая норма амортизации автомобиля равна: 1 : 4 года × 100% = 25%.

Годовая сумма амортизационных отчислений составляет: 288 000 руб. × 25% = 72 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений равна: 72 000 руб. : 12 мес. = 6000 руб.

В налоговом учете сумма ежемесячной амортизации автомобиля составляет: 288 000 руб. : 48 мес. = 6000 руб.

«Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Поскольку автомобиль одновременно используется в обоих видах деятельности, начисленная по нему амортизация подлежит распределению. Сумма амортизации, начисленная по автомобилю в феврале, составляет 6000 руб.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в феврале, составляет: — по оптовой торговле (без учета НДС) – 1 800 000 руб.; — по розничной торговле – 650 000 руб.

Чтобы распределить в налоговом учете амортизацию между двумя видами деятельности организации, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общим объемом доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общем объеме доходов за февраль составляет: 1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Сумма амортизации по автомобилю, которую можно учесть при расчете налога на прибыль за февраль, равна: 6000 руб. × 0,735 = 4410 руб.

Сумма амортизации по автомобилю, которая относится к деятельности организации, облагаемой ЕНВД, составляет: 6000 руб. – 4410 руб. = 1590 руб.

Поступление автомобиля и начисление амортизации по нему бухгалтер отразил следующими проводками:

Дебет 08 Кредит 60 – 288 000 руб. – приобретен автомобиль;

Дебет 01 Кредит 08 – 288 000 руб. – отражен ввод в эксплуатацию автомобиля;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации на общей системе налогообложения» Кредит 02 – 4410 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на общей системе налогообложения;

Дебет 26 субсчет «Общехозяйственные расходы по деятельности организации, облагаемой ЕНВД» Кредит 02 – 1590 руб. – начислена амортизация по автомобилю за февраль в части, относящейся к деятельности организации на ЕНВД.

Грузовые машины

СПИ у грузовиков рассчитывается исходя из грузоподъемности и области применения автомобиля:

  • от семи до девяти лет – грузовики, масса груза которых составляет от 3,5 до 12 тонн, прицепы, полуприцепы;
  • от пяти до семи лет – самосвалы, фургоны, спецтехника;
  • от трех до пяти лет – небольшие автомобили с грузоподъемностью до 3,5 тонн.

Например, КамАЗ можно включить в группу к самосвалам.

Соответственно, его амортизационная группа – 4, то есть его СПИ находится в диапазоне от пяти до семи лет

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Выводы

Автомобиль признается основным средством, если он не предназначен для перепродажи. Для него определяется срок полезного использования и начисляется амортизация.

В бухгалтерском учете удобно выбирать либо линейный метод расчета, либо пропорционально объему работ – по километражу (исходя из пробега).

В налоговом учете можно выбрать линейный или нелинейный метод.

По автотранспорту в лизинге можно использовать ускоренный способ отчислений с применением ускоряющего коэффициента.

Эксплуатация собственного или лизингового транспорта обязывает в налоговом и бухгалтерском учете утвердить параметры начисления физического износа – период, ежемесячную сумму. Независимо от метода амортизации, срок полезного использования автомобиля является определяющим критерием расчета.

Бухгалтерское законодательство предлагает предприятиям самостоятельно определить время продуктивной эксплуатации. Налоговый кодекс ограничивает специализированными классификаторами, предлагая преференции. Пример: срок полезного использования автомобиля в лизинге для целей налогообложения можно сократить в 2 раза. Чтобы исключить возникновение разниц, упростить ведение учета на практике применяют параграфы налогового законодательства.

Является ли транспорт основным средством?

Автомобили можно отнести к основным средствам как в бухгалтерском, так и налоговом учете.

Правила отнесения к объектам ОС в бухучете прописаны в п.4 ПБУ 6/01:

  • Область использования – управленческая, производство, оказание услуг, выполнение работ, сдача в аренду (не предназначен для перепродажи).
  • Срок эксплуатации – не менее 12-ти месяцев.
  • Получение дохода посредством данного объекта в будущем.

Условия отнесения к основным средствам в налоговом учете указаны в п.1 ст.257 НК РФ:

  • Применение для производства или продажи продукции, выполнения работ, услуг, управления.
  • Первоначальная стоимость от 100 000 руб.

Если автомобиль подходит под указанные условия, то его можно принять к учету как объект основных средств.

Норма амортизационных отчислений на автомобиль

Определившись со сроком эффективной эксплуатации автомобиля, устанавливают норму амортизации (НА). Рассчитывается НА в процентах по формуле:

Пример

Организацией приобретен автомобиль стоимостью 400 000 руб. СПИ — 48 месяцев. НА определяют так:

НА = 1/48 х 100% = 2,083%, т.е. амортизация авто будет ежемесячно в размере 2,083% от 400 000 руб. и составлять 4332 руб.

Амортизационные расходы на автомобиль отражаются в учете проводкой Д/т 20 (44) К/т 02.

Какие права имеет покупатель до окончания срока службы автомобиля?

Даже после окончания гарантийного периода, если срок службы еще не подошел к концу, вы имеете право на устранение существенных недостатков автомобиля, при их обнаружении.

Конечно, доказать, что данный недостаток является существенным и появился не по вашей вине, а является дефектом производства, будет не просто. Скорее всего для решения данного вопроса вам придется обратиться в суд, где с помощью независимых экспертов и опытных юристов вы сможете отстоять свои права.

Вам удалось доказать, что недостаток является существенным. Что дальше?

Если вы смогли доказать, что существенный недостаток проявился по причине заводского брака, то дилер в течение 20 календарных дней обязан отремонтировать ваш автомобиль. Если этого не произошло, вы имеете право требовать полной компенсации стоимости машины! Да, все верно, полной стоимости без учета амортизации.

В теории все легко и просто. Но, как показывает наша многолетняя практика, доказать в суде, что недостаток является заводским браком, после 5 лет использования машины, практически невозможно без помощи опытного юриста. Не затягивайте сроки, если у вас есть претензии к качеству вашего автомобиля, лучше сразу проконсультируйтесь с автоюристом, узнайте свои права и начинайте действовать!

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Как рассчитать амортизацию автомобиля

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

  1. Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
  2. Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
  3. Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:

Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах. Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.

Расчет амортизации на 1 км пробега

Помимо потери в цене от износа, автомобиль требует затрат на обслуживание. Чтобы посчитать амортизацию на 1 км пробега, нам потребуются следующие данные:

  1. Эксплуатационный расход топлива на 100 км и цена 1л топлива.
  2. Показания пробега за год.
  3. Стоимость страховки за год.
  4. Стоимость техобслуживания за год.
  5. Амортизация (потеря стоимости) за год.
  6. Величина дорожного налога за год.

Цена топлива на 1км рассчитывается по формуле: расход/100*цена 1л. Разделите цены из пунктов 3,4,5,6 на количество км из пункта 2. Сложите получившиеся значения, у вас получится стоимость 1 км пробега вашего автомобиля.

Ускоренная амортизация автомобиля

Такой способ предполагает расчет амортизационных отчислений с использованием повышающего коэффициента — 2 или 3. Он может быть использован для расчета амортизации автомобиля в лизинге.

Сроки полезной эксплуатации авто по классам

В соответствии с положениями статьи 258 НК, всё амортизируемое имущество подразделяется на 10 групп. Если проводить подразделение по классам, легковые автомобили подходят под критерии 2 групп:

  • 3 группа — охватывает малолитражки и авто среднего класса. Сюда входят авто 1-3 класса включительно. Сроки полезного использования установлены периодом 3-5 лет;
  • 5 группа — относится к транспортным средствам представительского класса, устанавливает срок полезной эксплуатации 7-10 лет.

Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 258 Налогового кодекса РФ «Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)»

Грузовой транспорт: разделение на амортизационные группы

Здесь действуют несколько иные критерии, но в целом, срок расчёта полезного срока использования производятся по стандартной схеме.

Определение по техническим характеристикам

Для грузового автотранспорта, ключевым критерием при распределении является не объём двигателя, а показатели грузоподъёмности и технические особенности. По этому признаку грузовики разделяются на 3 группы:

  • третья группа — малотоннажные автомобили, грузоподъёмностью до 3,5 тонн;
  • четвёртая группа — не превышает 5 тонн, сюда обычно относятся авто общего назначения: самосвалы, тентованные и промтоварные фургоны, бортовые платформы, автокраны;
  • пятая группа — более 5 тонн, сюда включена тяжёлая спецтехника: седельные тягачи, гидроманипуляторы, мусоровозы.

Классификация

Сроки полезного использования также соотносятся с принадлежностью грузового автомобиля к амортизационной группе. Например:

  • группа 3 — полезный срок эксплуатации 3-5 лет;
  • группа 4 — полезный период 5-7 лет;
  • группа 5 — срок 7-10 лет.

Самые надежные авто с большими сроками службы

Американская компания J.D. Power and Associates по результатам опроса 80 000 владельцев новых автомобилей составила рейтинг надежности машин. Аналитики компании по каждому производителю определяли количество проблем, которые имели место у 100 владельцев автомобилей в течение первых 90 дней эксплуатации. Первые места получили концерны, автомобили которых имели меньше всего проблем.

Второй год кряду первое место получает корейский концерн Kia. На 100 проданных новых автомобилей приходится в среднем 72 неисправности.

Второе место – корейская компания Genesis (дочерняя компания Hyundai) с результатом 77 неисправностей на 100 автомобилей.

Третье место – Porsche. На 100 проданных машин марок «Порше» приходится 78 поломок.

Остальные места в рейтинге получают следующие марки:

Учитывая тот факт, что данные модели отличаются меньшим числом поломок, можно сделать вывод, что их срок службы продолжительнее по сравнению с автомобилями конкурентов. Однако при ненадлежащей эксплуатации даже они долго не прослужат.

Методы определения износа автомобиля

Как поставить на учет автомобиль конструктор и оформить ПТС в 2019 году
При определении износа учитывают разные параметры, а также применяют различные методики подсчета, поэтому нередко износ для одного и то же автомобиля, но подсчитанный по различным методикам или с учетом разных параметров, сильно отличается. Не менее важна и цель, для которой определяют амортизацию. Ведь одно дело – рассчитывать износ машины для налоговой отчетности и совсем другое – для определения собственных расходов на содержание автомобиля. Поэтому условно методы можно поделить на официальные и неофициальные.

В основе всех официальных методов расчета амортизационного износа автомобиля лежат два документа:

  • статья 259 Налогового Кодекса РФ (с ней вы можете ознакомиться по этой ссылке https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ad6e31e62418ce6768a1215342837d033553217e/);
  • Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 (вот ссылка на этот документ — https://base.garant.ru/12125271/).

Эти документы привязывают амортизационный износ к стоимости автомобиля, его возрасту и условиям эксплуатации, а также другим факторам, которые приписаны в различных таблицах и нормативах. Поэтому правильно рассчитать и оформить амортизационный износ может лишь опытный бухгалтер. Тем не менее можно примерно подсчитать амортизацию с помощью различных онлайн-калькуляторов, например, вот этого https://амортизационные-группы.рф/onlajn-kalkulyator-vychisleniya-amortizatsii-linejnyj-metod.

Суть большинства способов, основанных на официальном методе заключается в определении снижения стоимости автомобиля в течение расчетного периода. К примеру, стоимость автомобиля составляет 500 тысяч рублей, а период его использования с момента приобретения до списания составляет 5 лет, то есть 60 месяцев. Поэтому стоимость автомобиля делят на количество месяцев и получают примерное значение амортизации в месяц. Этот метод хорошо подходит для налоговой и бухгалтерской отчетности, а также применим для тех, кто планирует зарабатывать на машине и менять ее через несколько лет. В этом случае под амортизацией подразумеваются ежемесячные отчисления от дохода, которые он копит, чтобы затем купить на них новую машину.

Поэтому официальный метод не подходит для тех ситуаций, когда необходимо оценивать реальный износ автомобиля и затраты на его обслуживание и ремонт. Ведь стоимость такого амортизационного износа будет существенно выше, потому что в него включены расходы на техобслуживание и ремонт, а не только отчисления на приобретение нового автомобиля.

Также возможен такой расчет амортизации, при котором за основу берется не стоимость автомобиля, а только затраты на его обслуживание и ремонт. Для такого расчета необходимо использовать гарантийные сроки для тех или иных агрегатов, а также стоимость их ремонта или замены.

Поэтому гарантийный пробег делят на ежемесячный пробег, чтобы определить количество месяцев, за которое машина выберет его, после чего стоимость ремонта или замены делят на число месяцев. Также поступают и по остальным агрегатам. Для бухгалтерской или налоговой отчетности этот метод не подходит, но его можно использовать для отслеживания реальных расходов на содержание автомобиля.

Как продлить срок службы автомобиля?

Каждый более-менее опытный водитель прекрасно знает, что автомобиль должен обслуживаться своевременно и качественно. Если следовать рекомендациям производителя, то срок службы автомобиля в годах или километрах пробега можно существенно увеличить.

Вот перечень рекомендаций, которые необходимо выполнять:

  1. Строго в срок проходить технические осмотры и осуществлять ремонт в соответствии с правилами.
  2. Покупать только оригинальные запчасти. Неоригинальные аналоги, более дешевые в цене, в итоге могут привести к более серьезным поломкам.
  3. Не возить грузы, вес которых превышает максимальную грузоподъемность автомобиля.
  4. Придерживаться скоростных рамок и рекомендаций относительно переключения передач.
  5. Не повышать нагрузку на мотор без крайней необходимости. То есть не нужно резко стартовать или разгоняться до большой скорости и затем внезапно тормозить на светофорах. Важно сбавлять скорость при движении по плохой дороге. Так можно существенно снизить нагрузку на подвеску автомобиля и продлить ей жизнь.

Все это простые, знакомые всем действия, которых мало кто придерживается. Впрочем, если следовать рекомендациям производителя, ухаживать за автомобилем и не перегружать его, то спустя десятилетия железный конь будет выглядеть как новый. Даже после продажи такой транспорт будет успешно эксплуатироваться годы и не доставит новому владельцу никаких проблем. Поэтому не стоит экономить на техническом осмотре и оригинальных запчастях, ведь все это позволит избавиться от проблем в будущем.

Масло

Отдельный вопрос обстоит с маслом. Дело в том, что смазка играет одну из самых важных ролей при эксплуатации двигателей. Стоит один раз залить неподходящую смазку — и мотор может быть серьезно поврежден.

Мало придерживаться рекомендаций производителя относительно использования масла. Необходимо еще следить, чтобы данный продукт был оригинальным. На рынке полным-полно подделок, заливать которые строго не рекомендуется. Также стоит следить за вязкостью масла. Если машина эксплуатируется где-нибудь на Севере, где температура воздуха низкая, то и вязкость жидкости должна быть соответствующей.

Что касается старых моторов, то их срок службы можно продлить, сменив масло на синтетической основе на полусинтетическое. Подтверждено, что на старых двигателях, в которых практически всегда есть микротрещины, полусинтетический продукт работает лучше. Так что в данном случае рекомендации производителя использовать только «синтетику» могут быть неуместны.

Источник статьи: http://law-inside.ru/oplata/srok-poleznogo-ispolzovaniya-legkovogo-avtomobilya.html

Оцените статью