Классификация и индексация АТС
Классификация и система обозначения автомобилей, используемая в отечественном автомобилестроении, определяется в основном отраслевой нормой ОН 025270-66 Минавтопрома СССР.
В соответствии с этой нормой принята следующая система обозначения АТС: каждой новой модели автомобиля, прицепа или полуприцепа присваивается цифровой индекс, перед которым ставится через дефис буквенное обозначение завода-изготовителя (аббревиатура или условное название):
Первая цифра обозначает класс АТС: по рабочему объему двигателя – для легкового автомобиля (4 класса); по габаритной длине – для автобуса (5 классов); по полной массе – для грузового автомобиля (7 классов). Для прицепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 8, для полуприцепов – цифра 9.
Вторая цифра указывает на тип (вид) АТС:
1 – легковой автомобиль;
3 – грузовой автомобиль с бортовой платформой (общего назначения);
4 – седельный тягач;
9 – специальный автомобиль.
Третья и четвертая цифры индекса указывают порядковый номер модели (для прицепов и полуприцепов – в зависимости от полной массы), а пятая говорит о том, что это не базовая модель, а модификация.
Шестая цифра обозначает исполнение:
1 – для холодного климата;
6 – экспортное исполнение для умеренного климата;
7 – экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые транспортные средства в своем обозначении через тире имеют приставку (01, 02, 03 и т.д.), что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.
В настоящее время ОН 025270-66 не носит обязательного характера, однако отечественные автозаводы в основном продолжают придерживаться её при цифровой индексации моделей вновь выпускаемых автомобилей.
Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним.
До введения в действие ОН 025270-66 индексация основных моделей отечественных автомобилей, прицепов и полуприцепов производилась следующим образом: вначале ставилось буквенное обозначение завода-изготовителя, после нее через дефис – двух- или трехзначное цифровое обозначение. При этом каждый завод-изготовитель применял цифровые индексы в определенных пределах (ГАЗ – от 10 до 100; ЗИЛ – от 100 до 200 и т.д.).
Для модернизированных АТС и модификаций добавлялись буквенные обозначения или через дефис двузначное число.
Источник статьи: http://helpiks.org/4-91116.html
ОН 025270-66
Стандартизированная Система автомобильной нумерации использовалась в СССР и сейчас используется в России. Современная система позволяет определить тип транспортного средства и его основные характеристики. Современная система нумерация была введена в 1970х годах. Схожая система используется в КНР.
Содержание
Старая система нумерации
Старая система нумерация использовалась с 1945 года до того, как новая система её полностью не заменила (одна модель автобуса со старым номером, ЛАЗ-695Н , выпускается до сих пор [1]).
Согласно старой системе, модель автотранспорта состояла из названия производителя и 2-х или 3-х значного числа. Каждый производитель получал диапазон чисел, в котором и выбирал номер модели. Диапазоны были назначены следующим образом:
Числа | Завод | Пример |
---|---|---|
1 — 99 | ГАЗ | ГАЗ-14 |
100 — 199 | ЗИЛ | ЗИЛ-130 |
200 — 299 | ЯАЗ, КрАЗ | КрАЗ-255 |
300 — 399 | Урал | Урал-375 |
400 — 450 | Москвич (АЗЛК) | Москвич-412 |
450 — 499 | УАЗ | УАЗ-452, УАЗ-469 |
500 — 599 | МАЗ, БелАЗ | МАЗ-500, БелАЗ-640м |
600 — 649 | КАЗ | |
650 — 699 | Автобусы — ПАЗ, ЛиАЗ, ЛАЗ | |
700 — 999 | ЗАЗ, РАФ, Трейлеры |
Современная система нумерации
Современная система нумерации, документированная отраслевой нормалью ОН 025270-66, была впервые применена в 1966 году и до сих пор используется в России, хотя производители не всегда её придерживаются.
В соответствии с новой системой полное название модели состоит из названия автозавода (например ВАЗ) и номера автомобиля (например 2108).
Первая цифра
Первая цифра указывает на класс транспортного средства
- Для легковых автомобилей, класс определяется согласно объёму двигателя
цифра | объём двигателя, см³ |
---|---|
1 | менее 1200 |
2 | 1200 — 1800 |
3 | 1800 — 3200 |
4 | более 3500 |
- Для грузовых автомобилей, класс определяется согласно полной массе:
цифра | масса, кг |
---|---|
1 | менее 1200 |
2 | 1200 — 2000 |
3 | 2000 — 8000 |
4 | 8000 — 14000 |
5 | 14000 — 20000 |
6 | 20000 — 40000 |
7 | более 40000 |
- Для автобусов, класс определяется согласно длине:
цифра | длина, м |
---|---|
2 | короче 5 м |
3 | 6 м — 7.5 м |
4 | 8 м — 9.5 м |
5 | 10.5 м — 12 м |
6 | длиннее 16 м |
- Для прицепов, первая цифра индекса — 8
- Для полуприцепов и роспусков, первая цифра индекса — 9
Вторая цифра
Вторая цифра обозначает тип транспортного средства:
цифра | тип |
---|---|
1 | легковой автомобиль |
2 | автобус |
3 | грузовой автомобиль |
4 | тягач |
5 | самосвал |
6 | автоцистерна |
7 | фургон |
8 | — |
9 | специальный транспорт |
Третья и четвертая цифры обозначают фабричное число модели. Пятая цифра не обязательна и указывает на модификацию основной модели. Шестая цифра используется для обозначения экспортных вариантов:
цифра | исполнение |
---|---|
1 | для холодного климата |
6 | экспортное исполнение, для умеренного климата |
7 | экспортное исполнение, для тропического климата |
8,9 | другие экспортные исполнения |
Пример
ВАЗ-21063: Автомобиль производства Волжского автомобильного завода, с двигателем, объёмом от 1200 см³ до 1800 см³ (2), пассажирское транспортное средство (1), автомобиль шестой модели (06) , третьей модификации (3).
Будущее системы
Будущее стандарта неясно. Некоторые производители придерживаются ему, некоторые нет. Например, ВАЗ не придерживается стандарта при выпуске Лады Калина нумеруя её 1117, 1118 и 1119 несмотря на то, что она имеет двигатель объёмом 1.6л .
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «ОН 025270-66» в других словарях:
Список моделей автобусов и троллейбусов по ОН 025270-66 — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Содержание … Википедия
Автобус — У этого термина существуют и другие значения, см. Автобус (значения). Автобус Сочленённый городской автобус Ikarus 280 … Википедия
Производители автобусов России — Мичуринский автобус МАРЗ Автобус, как вид общественного транспорта, появился в России ещё до революции[источник  … Википедия
Qashqadaryo (Fluss) — QashqadaryoVorlage:Infobox Fluss/GKZ fehlt Lage Zentralasien Flusssystem Amudarja Vorlage:Infobox Fluss/ABFLUSSWEG fehltVorlage:Infobox Fluss/QUELLE fehltVorlage:Infobox Fluss/QUELLHÖHE fehlt … Deutsch Wikipedia
Системы классификации автотранспорта в СССР и России — В СССР использовались стандартизированные системы классификации легкового автотранспорта. Современная система была введена в 1966 году (отраслевая нормаль ОН 025270 66) и использует в качестве основания классификации рабочий объём двигателя для… … Википедия
Kaschkadarja — Vorlage:Infobox Fluss/BILD fehltVorlage:Infobox Fluss/DGWK fehltVorlage:Infobox Fluss/QUELLE fehltVorlage:Infobox Fluss/QUELLHÖHE fehltVorlage:Infobox Fluss/HÖHENUNTERSCHIED fehltVorlage:Infobox Fluss/KARTE fehlt Qashqadaryo Lage Zentralasien… … Deutsch Wikipedia
Троллейбус — Троллейбус … Википедия
Классификация легковых автомобилей по размеру — Классификация легковых автомобилей и грузопассажирских на их базе. Существует несколько систем классификации легковых автомобилей. Содержание 1 СССР, Россия и частично СНГ 2 Европа … Википедия
Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1069780
ИНДЕКСАЦИЯ (ОБОЗНАЧЕНИЕ) АВТОМОБИЛЕЙ
До 1966 г. в СССР каждая новая модель автомобиля индексировалась буквами, обозначающими завод-производитель: ГАЗ — Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород);
ЗИЛ — завод имени Лихачева (г. Москва), КрАЗ — Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), и цифрами, причем Горьковскому автозаводу были выделены цифры от 1 до 99, заводу имени Лихачева — от 100 до 199, Кременчугскому автозаводу — от 200 до 299 и т.д.
В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270‑66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.
В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.
Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.
Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:
1 — легковой автомобиль;
3 — грузовой автомобиль (общего назначения);
4 — седельный тягач;
9 — специальный автомобиль.
Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.
1 — прицеп (полуприцеп) для легкового автомобиля;
2 — прицеп (полуприцеп) для автобуса;
3 — прицеп (полуприцеп) грузовой (общего назначения);
4 — не применяется;
5 — прицеп (полуприцеп) самосвал;
6 — прицеп (полуприцеп) цистерна;
7 — прицеп (полуприцеп) фургон;
9 — специальный прицеп (полуприцеп).
Первая цифра обозначает класс автомобиля.
Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.
Грузовые автомобили — по полной массе.
Автобусы — по габаритной длине.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1).
Классификация легковых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса легкового автомобиля | Класс легкового автомобиля | Рабочий объем двигателя, л (дм 3 ) |
Особо малый | до 1,2 | |
Малый | от 1,3 до 1,8 | |
Средний | от 1,9 до 3,5 | |
Большой | свыше 3,5 | |
Высший | рабочий объем не регламентируется |
Под рабочим объёмом двигателя понимают сумму рабочих объёмов всех его цилиндров. Рабочим объёмом цилиндра называют объём, освобождаемый поршнем при его перемещении от верхней мёртвой точки к нижней мёртвой точке. Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называют положение поршня, наиболее удалённое от оси коленчатого вала. Нижней мёртвой точкой (НМТ) называют положение поршня, наиболее близкое к оси коленчатого вала.
Рабочий объём двигателя обычно выражают в литрах и называют литраж двигателя. В соответствии с табл. 1 применяют выражения «малолитражные двигатели», «среднелитражные двигатели» и «двигатели большого литража».
Литр — это мера геометрического объёма. Один литр это кубический дециметр (10 сантиметров). Иными словами, объёму 1 л соответствует объём куба со стороной 10 см (1 дм).
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 2).
Классификация грузовых автомобилей
в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля) | Полная масса, т (тонны) |
до 1,2 | |
от 1,3 до 2,0 | |
от 2,1 до 8,0 | |
от 9 до 14 | |
от 15 до 20 | |
от 21 до 40 | |
свыше 40 |
Полной массой (разрешённой максимальной массой) автомобиля называется масса транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.
В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины (табл. 3).
Классификация автобусов в соответствии с ОН 025270‑66
Первая цифра индекса автобуса | Класс автобуса | Длина автобуса, м (метры) |
Особо малый | до 5,0 | |
Малый | от 6,0 до 7,5 | |
Средний | от 8,0 до 9,5 | |
Большой | от 10,5 до 12,0 | |
Особо большой | 16,5 и более |
Примечание. Класса 1 (первая цифра индекса) для автобусов не существует.
Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.
Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.
Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.
В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.
Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:
· для холодного климата — 1;
· экспортное исполнение для умеренного климата — 6;
· экспортное исполнение для тропического климата — 7.
Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.
Например: ВАЗ‑21703 (рис. 2). Автомобиль ВАЗ – произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля — рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ‑21126, рабочий объём 1,6 л).
Рис. 2. Автомобиль ВАЗ‑21703 LADA PRIORA
КамАЗ‑5410 (рис. 3). Автомобиль КамАЗ – произведён Камским автомобильным заводом (г. Набережные Челны). Цифра 4 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль — седельный тягач, следовательно, он классифицируется по полной массе. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автомобиля — полная масса (с учётом нагрузки на седло) от 15 т до 20 т. Номер модели 10.
Рис. 3. Автомобиль КамАЗ‑5410
ЛиАЗ‑5256 (рис. 4). Автомобиль ЛиАЗ – произведён Ликинским автобусным заводом (г. Ликино-Дулёво, Московская область). Цифра 2 на второй позиции индекса означает, что это автобус, следовательно, он классифицируется по габаритной длине. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автобуса — габаритная длина от 10,5 м до 12,0 м. Номер модели 56. (Действительная габаритная длина автобуса ЛиАЗ‑5256 составляет 11,4 м).
Рис. 4. Автобус ЛиАЗ‑5256
ЧМЗАП‑8386. Транспортное средство ЧМЗАП – произведено Челябинским машиностроительным заводом автомобильных прицепов. Цифра 3 на второй позиции индекса означает, что это транспортное средство грузовое общего назначения, то есть имеет неопрокидываемую бортовую платформу, которая может быть оборудована дугами и тентом. Цифра 8 на первой позиции индекса означает, что это прицеп. Номер модели 86.
В настоящее время отраслевая нормаль ОН 025270‑66 не носит обязательного характера, однако отечественные автозаводы в основном продолжают придерживаться её при цифровой индексации моделей вновь выпускаемых автомобилей.
Можно встретить автомобили, действительный класс которых не соответствует указанному в первой позиции индекса. Это означает, что индекс был присвоен разрабатываемой модели, однако в процессе её доработки и подготовки производства параметры автомобиля изменились и стали соответствовать другому классу, а индекс остался прежним. Примером такого автомобиля может служить ЗИЛ‑5301 «Бычок» полной массой 6950 кг.
Индексация иностранных автомобилей не соответствовала отраслевой нормали ОН 025270‑66. С развитием в Российской Федерации системы сертификации автомобильной техники и появлением «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» (Утверждены Постановлением Госстандарта России от 1 апреля 1998 г.) на каждый новый тип транспортного средства, выпускаемый в обращение на территории Российской Федерации, стали оформлять документ, называемый «Одобрение типа транспортного средства». В соответствии с этим документом каждый тип транспортного средства может иметь марку. Это зарегистрированная специальным образом торговая марка, например LADA, FORD, MAZDA, TOYOTA и т.п. Если у предприятия нет зарегистрированной торговой марки, то в графе «Марка транспортного средства» Одобрения типа транспортного средства ставится прочерк. В графе «Тип транспортного средства» записывается обозначение типа, выбранное изготовителем. Для отечественных изготовителей тип, как правило, состоит из индекса модели, сформированного в соответствии с ОН 025270‑66. Также тип может содержать торговое название модели, например PRIORA, KALINA. Иностранные производители индекс модели в соответствии с ОН 025270‑66 не используют. Они формируют свой индекс по внутренним правилам фирмы-изготовителя или ограничиваются торговым названием модели, например FORD FOCUS, VOLKSWAGEN TOUAREG, TOYOTA RAV4, MAZDA 3, PEUGEOT 308.
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
НА ОСНОВЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ЕЭК ООН
Для целей сертификации автомототехники в Российской Федерации используется международная классификация, основанная на рекомендациях Европейской экономической комиссии Организации объединённых наций (ЕЭК ООН). Эта классификация применяется также при разработке общих стандартов, таможенных правил и в других подобных случаях.
В соответствии с классификацией, основанной на рекомендациях ЕЭК ООН, все автомобили, мотоциклы и прицепы предлагается разделить на следующие основные группы: L, M, N, O. Подобный принцип классификации закреплён в российском ГОСТ Р 52051‑2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения».
3.1. Категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы.
3.1.1. Категория L1. Двухколесный мопед. Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
3.1.2. Категория L2. Трехколесный мопед. Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт;
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
3.1.3. Категория L3. Мотоцикл. Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
3.1.4. Категория L4. Мотоцикл с коляской (боковым прицепом). Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
3.1.5. Категория L5. Трицикл. Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см 3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
3.1.6. Категория L6. Легкий квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см 3 ;
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт;
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
3.1.7. Категория L7. Квадрицикл. Четырехколесное транспортное средство иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
3.2. Категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров.
3.2.1. Категория М1. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
3.2.2. Категория М2. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
3.2.3. Категория М3. Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
3.3. Категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.
3.3.1. Категория N1. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) не более 3,5 т.
3.3.2. Категория N2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) свыше 3,5 т, но не более 12 т.
3.3.3. Категория N3. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу (полную массу) более 12 т.
3.4. Категория О — прицепы (включая полуприцепы).
3.4.1. Категория O1. Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
3.4.2. Категория О2. Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
3.4.3. Категория О3. Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
3.4.4. Категория О4. Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.
3.5. Транспортные средства специального назначения.
Согласно ГОСТ Р 52051‑2003 транспортные средства категорий М, N и О могут быть отнесены к транспортным средствам специального назначения, которые предназначены для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) специального оборудования. Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться символом «C». Например, транспортное средство медицинской помощи категории М2 должно иметь обозначение «М2С».
3.6. Категория G — транспортные средства повышенной проходимости.
К транспортным средствам повышенной проходимости относят транспортные средства категорий М и N, удовлетворяющие определённым в ГОСТ Р 52051‑2003 требованиям. К таким требованиям относятся, например, требования к приводам колёс, дорожному просвету (клиренсу), максимальному преодолеваемому подъёму, углам въезда и съезда, наличию механизмов блокировки дифференциалов и некоторые другие.
При обозначении категории транспортного средства буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N1, которое отвечает требованиям к транспортным средствам повышенной проходимости, может обозначаться как N1G.
3.7. Категория T — сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы.
Сельскохозяйственный и лесохозяйственный трактор — механическое транспортное средство на колесном или гусеничном ходу, имеющее не менее двух осей. Назначение такого трактора зависит в основном от его тягового усилия. Тракторы предназначены главным образом для буксировки, толкания, перевозки или приведения в действие определенных устройств, механизмов или прицепов, предназначенных для использования в сельском или лесном хозяйстве. Такой трактор может быть приспособлен для перевозки грузов и обслуживающего персонала.
4. Классификация автомобилей в соответствии с
Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г.
В 1968 году в г. Вене (Австрия) была принята Европейская Конвенция о дорожном движении. Классификация, предусмотренная этой конвенцией, применяется для обозначения категорий транспортных средств, на которые выдаётся водительское удостоверение. Классификация в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. включает в себя следующие категории:
Категория A — мотоциклы и другая мототехника.
Категория B — автомобили, за исключением относящихся к категории A, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Категория C — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.
Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя.
Категория E — составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям B, C или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.
Иными словами, категория E даёт право управлять автопоездом, состоящим из тягача, относящегося к категории B, C или D и прицепа (полуприцепа) любого типа, либо право управлять сочленённым транспортным средством. Категория E применяется только совместно с категориями B, C или D и даёт право её обладателю буксировать прицеп (полуприцеп). При этом правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что водителю разрешено движение с прицепом (полуприцепом) без отметки в графе «E», если его разрешённая максимальная масса не превышает 750 кг. Для автопоезда, с тягачом, относящимся к категории B, также должно выполняться условие: общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств не превышает 3500 кг. В противном случае водитель должен иметь удостоверение с разрешающими отметками в графах «B» и «E».
Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении, с категориями автомототехники, рекомендуемыми ЕЭК ООН, может быть представлено в виде табл. 4.
Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении,
с категориями, рекомендуемыми ЕЭК ООН
L | M | N | O | |||||||
L3, L4, L5, L7 | M1 | M2 | M3 | N1 | N2 | N3 | O1 | O2 | O3 | O4 |
Мотоциклы и другая мототехника | Легковые автомобили | Автобусы | Автобусы, в т.ч. сочленённые | Грузовые автомобили | Грузовые автомобили, специальные | Грузовые автомобили, тягачи | Прицепы, полуприцепы | |||
А | В | D | D, в т.ч. D+E | B | C | C | E |
5. НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕПРИНЯТАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Кроме официально признанных классификаций, существует неофициальная, но широко используемая так называемая Общепринятая европейская классификация, согласно которой выделяются классы: A, B, C, D, E, F, куда автомобили входят в зависимости от размеров, мощности двигателя, комплектации, стоимости. Эта классификация часто используется автомобильными журналистами для сравнительной оценки автомобилей разных марок.
К классу A относятся маленькие автомобили с двигателями небольшого литража и невысокой стоимости. К классу F — дорогие, престижные, как правило, большие автомобили с мощными двигателями. В промежуточные классы без четких классифицирующих критериев вписывается все многообразие выпускаемых в мире легковых автомобилей.
Некоторые автомобильные журналы определяют примерные границы классов легковых автомобилей, основываясь в основном на их длине. Также часто учитывают основное назначение автомобиля или его внешний типаж. Пример такой классификации представлен в табл. 5.
По мере развития автомобильной промышленности постоянно появляются новые автомобили, занимающие свои ниши на автомобильном рынке. В связи с появлением новых моделей автомобилей постоянно расширяется и их классификация. Часто автомобили занимают промежуточные границы между классами и образуют, таким образом, новый класс. Ярким примером такого явления в своё время стало появление внедорожников, предназначенных в основном для движения по дорогам с твёрдым покрытием. Этот класс автомобилей получил название «паркетных внедорожников».
Неофициальная европейская классификация легковых автомобилей
Обозначение класса | Принятое название класса | Примерная длина автомобиля, мм |
A | Особо малый | до 3500 |
B | Малый | от 3500 до 3900 |
C | Первый средний | от 3900 до 4300 |
D | Второй средний | от 4300 до 4600 |
E | Большой | от 4600 до 4900 |
F | Высший | более 4900 |
Кроме этого, в зависимости от внешнего типажа автомобиля принято выделять следующие основные классы: | ||
Обозначение класса | Принятое название класса | Внешний типаж |
G | Первый спортивный | Недорогие спортивные купе |
H | Второй спортивный | Дорогие спортивные купе |
SUV1 | Sport Utility Vehicle 1 – автомобиль спортивного сервиса 1 | Небольшие внедорожники |
SUV2 | Sport Utility Vehicle 2 – автомобиль спортивного сервиса 2 | Большие внедорожники |
MPV | Multi-Purpose Vehicle – многоцелевой автомобиль | Универсалы повышенной вместимости, минивэны |
Появление на рынке квадрициклов, способных двигаться по бездорожью, привело к созданию нового класса транспортных средств, получившего обозначение ATV — All Terrain Vehicle.
КОД VIN
Каждому авто-, мото-транспортному средству изготовитель присваивает идентификационный номер VIN — Vehicle Identification Number. В коде VIN особым образом зашифровано кем, где, а также, в большинстве случаев, когда и в какой комплектации выпушено транспортное средство, а также некоторая другая информация.
Код VIN состоит из 17 знаков (цифр и латинских букв).
При формировании и нанесении кода VIN европейские фирмы применяют общие рекомендации стандартов ISO (International Standard Organization — Международная организация по стандартизации):
— ISO 3779‑1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный номер транспортного средства. Содержание и структура («Road vehicles. Vehicle identification number (VIN). Content and structure»);
— ISO 3780‑1983. Дорожные транспортные средства. Идентификационный код мирового производителя («Road vehicles. World manufacturer identifier (WMI) code»).
На этих стандартах основаны директивы европейского экономического сообщества (ЕЭС):
— 76/114/EEC. Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления;
— 78/507/EEC. Изменения к директиве 76/114/EEC «Таблички изготовителей механических транспортных средств и прицепов. Их содержание, место расположения и способы крепления».
Российские стандарты, регламентирующие порядок формирования и нанесения кода VIN, также построены по принципам, определённым в стандартах ISO. С 01.01.2004 г. в Российской Федерации действует ГОСТ Р 51980‑2002 «Транспортные средства. Маркировка. Общие технические требования». В части, касающейся правил построения кода VIN, он идентичен стандартам ISO 3779‑1983 и ISO 3780‑1983. До введения в действие ГОСТ Р 51980‑2002 код VIN формировали по ОСТ 37.001.269‑96 «Транспортные средства. Маркировка». (Содержание ГОСТ Р 51980‑2002 во многом аналогично ОСТ 37.001.269‑96, но имеются некоторые дополнительные требования.)
С 01.09.2010 г. в Российской Федерации вводится в действие утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 г. № 720 «Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». Указанный технический регламент содержит требования к структуре, содержанию и правилам нанесения идентификационных номеров. Технический регламент также основан на стандартах ISO 3779‑1983, ISO 3780‑1983.
Изготовители из США, Кореи и Японии, поставляя автомобили в Европу, в том числе в Россию, строят VIN по принципам, изложенным в стандартах ISO.
У конкретного транспортного средства может быть только один код VIN. (У другого, точно такого же транспортного средства, будет другой код VIN.) Его присваивает конечный изготовитель, от которого выходит пригодное для эксплуатации транспортное средство. При этом не важно, изготовлен, например, автомобиль полностью самостоятельно или собран из крупных узлов других производителей.
Идентификационный номер состоит из разделов (частей), заполненных значащими символами – арабскими цифрами (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) и заглавными латинскими буквами, кроме I, O, Q. (I, O, Q не применяются, так как их можно перепутать с похожими по начертанию цифрами.) Допускается применять разделители, отмечающие начало и окончание VIN, либо отделяющие друг от друга его части. Разделители выбирают по усмотрению изготовителя. В качестве разделителей не следует использовать буквы и цифры, служащие для составления кода VIN, а также любые символы, которые можно было бы ошибочно принять за эти буквы и цифры. Приложение № 8 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств рекомендует применять в качестве разделителя символ «*». В документах разделители не используют.
Код VIN содержит три раздела:
1) Всемирный код изготовителя (World Manufacturer Identifier — WMI). WMI состоит из трёх символов и обозначает изготовителя транспортного средства, географическую зону и страну, где он расположен.
Первый символ — код географической зоны (табл. 6).
Второй символ — код страны (табл. 6).
Третий символ — код изготовителя транспортного средства.
Код WMI изготовитель назначать не вправе. Коды географической зоны и страны учитывает и контролирует уполномоченное Международное агентство под наблюдением Международной организации по стандартизации (ISO), а изготовителя внутри страны — компетентный орган страны, работающий по соглашению с Международным агентством. В настоящее время функции Международного агентства возложены на международную общественную организацию Общество автомобильных инженеров — Society of Automotive Engineers (SAE), находящуюся по адресу: 400, Commonwealth Drive, Warren-dale, PA 15096‑0001, USA. Функции компетентного органа, уполномоченного присваивать и учитывать коды изготовителей, в Российской Федерации в настоящее время возложены на ФГУП НАМИ (Федеральное государственное унитарное предприятие Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), находящееся по адресу: 125438, г. Москва, Автомоторная ул., 2.
Изготовителем транспортного средства может быть физическое или юридическое лицо (предприятие, фирма). Если годовая производственная программа не превышает 500 штук, в третьем знаке WMI ставят цифру 9. В этом случае 12-й, 13-й и 14-й знаки идентификационного номера также присваиваются компетентным органом страны, на территории которой зарегистрирован изготовитель.
Обозначения кодов географической зоны и страны,
применяемые при формировании кода WMI
Страна | Обозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI) |
Географическая зона – Северная Америка Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — 1, 2, 3, 4, 5 | |
США | 1A, 1B, 1C, 1D, 1E, 1F, 1G, 1H, 1J, 1K, 1L, 1M, 1N, 1P, 1R, 1S, 1T, 1U, 1V, 1W, 1X, 1Y, 1Z, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 10, 4A, 4B, 4C, 4D, 4E, 4F, 4G, 4H, 4J, 4K, 4L, 4M, 4N, 4P, 4R, 4S, 4T, 4U, 4V, 4W, 4X, 4Y, 4Z, 41, 42, 43 44, 45, 46, 47, 48, 49, 40, 5A, 5B, 5C, 5D, 5E, 5F, 5G, 5H, 5J, 5K, 5L, 5M, 5N, 5P, 5R, 5S, 5T, 5U, 5V, 5W, 5X, 5Y, 5Z, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 50 |
Канада | 2A, 2B, 2C, 2D, 2E, 2F, 2G, 2H, 2J, 2K, 2L, 2M, 2N, 2P, 2R, 2S, 2T, 2U, 2V, 2W, 2X, 2Y, 2Z, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 20 |
Мексика | 3A, 3B, 3C, 3D, 3E, 3F, 3G, 3H, 3J, 3K, 3L, 3M, 3N, 3P, 3R, 3S, 3T, 3U, 3V, 3W |
Коста-Рика | 3X, 3Y, 3Z, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 |
Пуэрто-Рико |
Продолжение табл. 6
Страна | Обозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI) |
Географическая зона – Австралия и Океания Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — 6, 7 | |
Австралия | 6A, 6B, 6C, 6D, 6E, 6F, 6G, 6H, 6J, 6K, 6L, 6M, 6N, 6P, 6R, 6S, 6T, 6U, 6V, 6W |
Новая Зеландия | 7A, 7B, 7C, 7D, 7E |
Географическая зона – Южная Америка Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — 8, 9 | |
Аргентина | 8A, 8B, 8C, 8D, 8E |
Чили | 8F, 8F, 8H, 8J |
Эквадор | 8L, 8M, 8N, 8P, 8R |
Перу | 8S, 8T, 8U, 8V, 8W |
Венесуэла | 8X, 8Y, 8Z,81, 82 |
Бразилия | 9A, 9B, 9C, 9D, 9E, 93, 94, 95, 96, 97, 98, 99 |
Колумбия | 9F, 9G, 9H, 9J |
Парагвай | 9L, 9M, 9N, 9P, 9R |
Уругвай | 9S, 9T, 9U, 9V, 9W |
Тринидад и Тобаго | 9X, 9Y, 9Z, 91, 92 |
Географическая зона – Африка Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — A, B, C, D, E, F, G | |
ЮАР | AA, AB, AC, AD, AE, AF, AG, AH |
Кот‑Д’Ивуар | AJ, AK, AL, AM, AN |
Лесото | AP |
Ботсвана | AT |
Намибия | AX |
Продолжение табл. 6
Страна | Обозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI) |
Ангола | BA, BB, BC, BD, BE |
Кения | BF, BG, BH, BJ, BK |
Танзания | BL, BM, BN, BP, BR |
Бенин | CA, CB, CC, CD, CE |
Мадагаскар | CF, CG, CH, CJ, CK, GA, GB, GC, GD,GE |
Тунис | CL, CM, CN, CP, CR |
Египет | DA, DB, DC, DD, DE |
Марокко | DF, DG, DH, DJ, DK |
Замбия | DL, DM, DN, DP, DR |
Эфиопия | EA, EB, EC, ED, EE |
Мозамбик | EF, EG, EH, EJ, EK |
Гана | FA, FB, FC, FD, FE |
Нигерия | FF, FG, FH, FJ, FK |
Географическая зона – Азия Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — J, K, L, M, N, P, R | |
Япония | JA, JB, JC, JD, JE, JF, JG, JH, JJ, JK, JL, JM, JN, JP, JR, JS, JT, JU, JV, JW, JX, JY, JZ, J1, J2, J3, J4, J5, J6, J7, J8, J9, J0 |
Шри-Ланка | KA, KB, KC, KD, KE |
Республика Корея | KL, KM, KN, KP, KR |
Иордания | KS |
Китай | LA, LB, LC, LD, LE, LF, LG, LH, LJ, LK, LL, LM, LN, LP, LR, LS, LT, LU, LV, LW, LX, LY, LZ, L1, L2, L3, L4, L5, L6, L7, L8, L9, L0 |
Индия | MA, MB, MC, MD, ME |
Индонезия | MF, MG, MH, MJ, MK |
Таиланд | ML, MM, MN, MP, MR |
Продолжение табл. 6
Страна | Обозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI) |
Иран | NA |
Ирак | NF, NG, NH, NJ, NK |
Турция | NL, NM, NN, NP, NR |
Узбекистан | NS |
Филиппины | PA, PB, PC, PD, PE |
Сингапур | PF, PG, PH, PJ, PK |
Малайзия | PL, PM, PN, PP, PR |
Тайвань | RF, RG, RH, RJ, RK |
ОАЭ | RA, RB, RC, RD, RE |
Вьетнам | RL, RM, RN, RP, RR |
Саудовская Аравия | RS |
Географическая зона – Европа Обозначение географической зоны (первая позиция кода WMI) — S, T, U, V, X, Y, Z | |
Великобритания | SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SK, SL, SM |
Германия | WA, WB, WC, WD, WE, WF, WG, WH, WJ, WK, WL, WM, WN, WP, WR, WS, WT, WU, WV, WW, WX, WY, WZ, W1, W2, W3, W4, W5, W6, W7, W8, W9, W0, а также коды SN, SP, SR, SS, ST, ранее принадлежавшие ГДР |
Польша | SU, SV, SW, SX, SY, SZ |
Швейцария | TA, TB, TC, TD, TE, TF, TG, TH |
Чехия | TJ, TK, TL, TM, TN, TP (ранее принадлежали Чехословакии) |
Венгрия | TR, TS, TT, TU,TV |
Португалия | TW, TX, TY, TZ, T1 |
Дания | UH, UJ, UK, UL, UM |
Ирландия | UN, UP, UR, US, UT |
Окончание табл. 6
Страна | Обозначение страны (первая и вторая позиции кода WMI) |
Румыния | UV, UW, UX, UY, UZ |
Македония | U1, U2 |
Словакия | U5, U6, U7 |
Австрия | VA, VB, VC, VD, VE |
Франция | VF, VG, VH, VJ, VK, VL, VM, VN, VP, VR |
Испания | VS, VT, VU, VV, VW |
Югославия | VX, VY, VZ, V1, V2 |
Хорватия | V3, V4, V5 |
Эстония | V6, V7, V8, V9, V0 |
Болгария | XA, XB, XC, XD, XE |
Греция | XF, XG, XH, XJ, XK |
Нидерланды | XL, XM, XN, XP, XR |
СССР | XS, XT, XU, XV, XW |
Люксембург | XX, XY, XZ, X1, X2 |
Российская Федерация | X3, X4, X5, X6, X7, X8, X9, X0 (Часть изготовителей транспортных средств применяют коды, присвоенные им до распада СССР) |
Бельгия | YA, YB, YC, YD, YE |
Финляндия | YF, YG, YH, YJ, YK |
Мальта | YL, YM, YN, YP, YR |
Швеция | YS, YT, YU, YV, YM |
Норвегия | YX, YY, YZ, Y1, Y2 |
Беларусь | Y3, Y4, Y5 |
Украина | Y6, Y7, Y8, Y9, Y0 |
Италия | ZA, ZB, ZC, ZD, ZE, ZF, ZG, ZH, ZJ, ZK, ZL, ZM, ZN, ZP, ZR |
Словения | ZX, ZY, ZZ, Z1, Z2 |
Литва | Z3, Z4, Z5 |
Коды WMI некоторых отечественных автопроизводителей представлены в табл. 7.
Коды WMI некоторых отечественных автопроизводителей
Автопроизводитель | Код WMI |
Волжский автомобильный завод (ВАЗ) | XTA |
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) | ХТН |
Камский автомобильный завод (КамАЗ) | ХТС |
Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) | ХТТ |
Ижевский автомобильный завод (ИЖ) | XTK |
2) Описательный (Vehicle Descriptor Section — VDS).
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s25050t8.html