- 3-х цветный индикатор бортовой сети автомобиля
- Принципиальная электрическая схема индикатора
- Печатной плата и расположение деталей
- Настройка индикатора
- Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля
- ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ
- П О П У Л Я Р Н О Е:
- Три схемы индикаторов бортовой сети автомобиля
- Индикатор напряжения на LM393
- Индикатор напряжения на К1003ПП1
- Многоуровневый индикатор напряжения на К1401УД2А
- Миниатюрный индикатор напряжения бортовой сети автомобиля
- Разновидности индикаторов
- Пассивная отвертка индикатор
- Активная отвертка индикатор
- Многофункциональная активная отвертка индикатор
- Самодельный пробник (контролька)
- Универсальный пробник
- Мультиметр – все и сразу
- Двухполюсные указатели
- Что лучше выбрать
- Пользование контрольными устройствами
- Как определить фазу
3-х цветный индикатор бортовой сети автомобиля
Автомобили зачастую не оборудованы приборами и индикаторами напряжения бортовой сети, а это один из важных показателей. Предлагаемый, ниже индикатор позволяет контролировать напряжение в бортовой сети автомобиля с помощью трёх разноцветных светодиодов. При пониженном напряжении загорается желтый светодиод, а при повышенном — красный. Если все в норме — напряжение в пределах 12-14 В, то горит светодиод зеленого свечения.
Принципиальная схема прибора достаточно проста, не содержит в себе дорогих или дефицитных радиодеталей и потому доступна даже начинающим радиолюбителям.
Принципиальная электрическая схема индикатора
Печатной плата и расположение деталей
Все постоянные резисторы в индикаторе — типа МЛТ-0,125 или аналогичные. В качестве подстроечных элементов рекомендуется использовать СПЗ-196 или малогабаритные импортные, а в роли электролитического конденсатора — К50-35 или импортные аналоги.
Микросхема К1401УД2А может быть заменена на импортную LM324N, TL074. Вместо стабилитрона Д818Д подойдут Д814В или Д814Г (9В).
Еще больший простор — при выборе диодов VD2-VD5. Сгодятся любые малогабаритные импульсные аналоги кремниевого КД522Б (IN4148), рассчитанные на прямой ток не менее 50 мА. Есть из чего выбирать и светодиоды. Тем более среди импортных, имеющих, как правило, большую яркость свечения.
Настройка индикатора
Настройка индикатора проста — от регулируемого блока питания подаем на схему контрольное напряжение 11 В, подстроечным резистором R3 зажигаем желтый светодиод HL3.
Затем, постепенно увеличивая U-контр. до 12 В передвижением ползунка резистора R2, добиваются индикации зеленого HL2. При этом светодиод HL3 гаснет.
Потом переходят к индикатору красного свечения. Увеличивая подстроечным резистором R1 контрольное напряжение до 14,8 В, зажигают светодиод HL1. При этом HL2 должен погаснуть.
Таблица напряжений на АКБ (отключенной от зарядного устройства)
Конденсатор С1 сглаживает пульсации, а диод VD5 предохраняет прибор от ошибочного подключения к напряжению иной, чем предусмотрено схемой, полярности. Стабилитрон Д818Д ограничивает питание микросхемы до 9В.
Источник статьи: http://www.mastervintik.ru/3-x-cvetnyj-indikator-bortovoj-seti-avtomobilya/
Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля
Описываемые далее устройства предназначены для допускового контроля напряжения в бортовой сети автомобиля с номинальным напряжением 12 В, хотя могут использоваться и в других случаях. Они не отображают точного значения напряжения, а лишь указывают, находится ли оно в требуемых пределах. Например, в индикаторе, схема которого показана на рис. а ниже,
пороги срабатывания устанавливают подстроенными резисторами Rl — R3. При входном напряжении меньше 12 В на входах логических элементов DD1.1 — DD1.3 (за исключением нижнего по схеме входа DD1.1) присутствует напряжение низкого уровня. Напряжение высокого уровня на обоих входах будет только у элемента DDI.4, поэтому окажется зажженным лишь светодиод HL1.
Если контролируемое напряжение питания лежит в пределах 12… 14 В, на выводе 1 элемента DD1.1 появится напряжение высокого уровня. При этом светодиод HL1 погаснет, a HL2 включится. При напряжении в пределах 14…15 В напряжение высокого уровня будет присутствовать на входах элемента DDI.2 и ни один светодиод не зажжется. Наконец, когда напряжение превысит 15 В, напряжение высокого уровня появится на входах элемента DD1.3 и загорится светодиод HL3. Зона неопределенности показаний индикатора при уровнях 12 и 14 В не превышает нескольких десятых долей вольта.
Налаживание индикатора сводится к установке требуемых порогов срабатывания. Конструктивно устройство размещают на приборной панели автомобиля. При остановленном двигателе должен светиться HL2. Если включен HL1, то аккумуляторную батарею следует подзарядить. После включения двигателя все светодиоды должны погаснуть.
Рис. Схемы индикаторов для допуского контроля напряжения в бортовой сети автомобиля.
Другой индикатор (см. рис. б) содержит два пороговых элемента: для верхнего предела Umax контролируемого напряжения на элементах DD1.3— DDI.5, для нижнего Umin — на элементах DD1.1, DDI.2. Стабилитрон VD1 «отсекает» часть входного напряжения. Его напряжение стабилизации должно быть на 2…3 В меньше, чем Umin. Порог срабатывания пороговых элементов устанавливают резисторами R2 и R3.
При напряжении UBX больше, чем Umax, на выходе инвертора DDI.5 будет напряжение низкого уровня и поэтому окажется зажженным светодиод HL3. Если UBX меньше Umin, будет гореть светодиод HL1. В обоих случаях вход инвертора DDI.6 оказывается зашунтированным либо через диод VD3, либо через VD4. При этом на выходе DDI.6 будет напряжение высокого уровня и светодиод HL2 окажется выключенным. Когда напряжение UBX находится в пределах Umin — Umax, диоды VD3, VD4 закрыты, на выходе инвертора DDI.6 устанавливается напряжение низкого уровня и загорается светодиод HL2.
Пороговые значения индикатора выбирают в соответствии с указаниями по эксплуатации аккумуляторной батареи. При налаживании движок резистора R3 переводят в нижнее по схеме положение и, подав напряжение UBX, равное Umin, подстройкой резистора R2 добиваются одновременного зажигания светодиодов HL1 («Разрядка») и HL2 («Норма»), Затем на вход подают напряжение UBX = Umax и регулировкой резистора R3 обеспечивают одновременное включение HL2 и HL3 («Превышение»). После этого проверяют работу индикатора при входном напряжении, большем Umin и меньшем Umax. В этом случае должен гореть только светодиод HL2. Общий провод индикатора подключают к корпусу автомобиля, вход — непосредственно к клемме аккумулятора.
Дальнейшее совершенствование устройства направлено на возможность применения в нем семисегментного ППИ. Для этого в него введены (см. рис. в) логический узел 2И-НЕ на элементе DD2.1, дешифратор на элементах DD2.2, DD2.3, усилитель мощности на транзисторе VT1 в стабилизаторе напряжения блока питания. Сегменты а, с, g индикатора HG1, соединенные с выходами 30 дешифратора, светятся в различных сочетаниях, в зависимости от значения UBX. Сегменты Ь, е, f подключены непостоянно к блоку питания через резисторы R4-—R6. Если UBX меньше Umin, индицируется буква Р, если больше Umax — П, если Umin
ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ
П О П У Л Я Р Н О Е:
Аккумулятор — достаточно дорогая деталь автомобиля. Поэтому за ней нужен уход и контроль! Ниже рассмотрим индикатор, который предназначен для контроля за напряжением автомобильной аккумуляторной батареи. Он контролирует напряжение бортовой сети автомобиля и от неё же питается.
Во многих современных автомобилях стеклоочистители работают в разных режимах — непрерывном и пульсирующем ( между взмахами щеток наступает пауза), этот режим очень удобен при слабом дожде и измороси, но жалко не во всех автомобилях он есть. В некоторых автомобилях с базовой комплектацией он отсутствует. Возникает вопрос: как оснастить свой автомобиль таким режимом? Подробнее…
МАЛОГАБАРИТНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ СО СВЕТОВОЙ ИНДИКАЦИЕЙ.
Прибор реагирует на изменение ионизирующего излучения в окружающем человека
пространстве путем увеличения или уменьшения числа световых вспышек в единицу времени, например в минуту. Он чувствителен к космическому радиационному фону, предупреждает человека об изменении радиационной обстановки в данной местности и может найти применение, например в качестве индикатора уровня концентрации радиоактивных элементов, содержащихся в материалах. Может быть полезен геологам, командирам штабов гражданской обороны, обслуживающему персоналу в радиологических учреждениях, при производстве работ, связанных с неразрушающим контролем качества материалов при помощи источников ионизирующего излучения в условиях повышенного шума, когда звуковые сигнализаторы малоэффективны. Полезен и тем, кто занимается изучением и охраной природы. Подробнее…
Источник статьи: http://www.mastervintik.ru/indikatory-napryazheniya-v-bortovoj-seti-avtomobilya/
Три схемы индикаторов бортовой сети автомобиля
Далеко не во всех автомобилях установлен контроль за напряжением бортовой сети. Раньше в отечественных автомобилях стояла обычная лампочка в щитке, которая сигнализировала о зарядке АКБ. Это, конечно мало информации. Было бы не лишним установить дополнительный цифровой вольтметр или хотя бы индикатор из нескольких разноцветных светодиодов, показывающий основные пороги допустимых напряжений. Ниже приведены три простые схемы светодиодных индикаторов напряжения авто.
Индикатор напряжения на LM393
Рабочим напряжением бортовой сети автомобиля с 12 вольтовым аккумулятором считают диапазон значений от 11,7В до 14В.
При выходе за пределы этого диапазона могут быть нехорошие последствия, так как при падении напряжения ниже 11,7 В произойдет резкий разряд аккумулятора, а при превышении свыше 14 В начнется его перезаряд.
Для контроля бортовой сети автомобиля предлагаю собрать простой индикатор состоящий из двух компараторов выполненных на одной микросхеме LM393 и трех светодиодов.
Текущее напряжение, снимается с делителя напряжения, построенного на сопротивлениях R2, R3, R4 и сравнивается с опорным, на стабилитроне VD1). Нормальное напряжение — горит зеленый светодиод, больше 14В — красный и желтый светодиод загорается если напряжение опустится ниже 11,7В
Индикатор напряжения на К1003ПП1
Устройство позволяет контролировать напряжение бортовой сети в четырех интервалах.
- При напряжении батареи ниже 11 вольт светится красный светодиод- VD1,
- при нормально заряженном аккумуляторе от 11,1 до 13,2 вольт светится зеленый светодиод VD2,
- в интервале от 13,4 до 14,4 вольт светится желтый светодиод — VD3,
- при перенапряжении более 14,6 вольта загорится красный светодиод VD4.
Регулировка схемы состоит в подстройке переменным резистором 10К диапазона нормально заряженного аккумулятора (12-13,8 В). Фототранзистор управляет яркость свечения светодиодов в зависимости от уровня внешнего освещения. Можно его и совсем исключить, тогда яркость будет максимальна.
Многоуровневый индикатор напряжения на К1401УД2А
Это схема также используется для контроля за состоянием бортовой сети и позволяет продлить срок эксплуатации аккумулятора, не допуская ее разряд более чем на половину. Данный индикатор с очень высокой точностью контролирует уровень напряжения батареи и информирует водителя о ее состоянии.
Схема устройства выполнена всего на одной отечественной микросборке К1401УД2А и состоит из четырех компараторов на операционных усилителях, которые при помощи светодиодов HL1…HL4 сообщают водителю о текущем уровне напряжения в одном из интервалов. По одномоментному горению сразу двух индикаторов (или их «перемаргиванию») можно точно вычислить момент нахождения напряжения аккумуляторной батареи на границе между интервалами.
Если ни один из светодиодов не горит, то это говорит только о том, что напряжение аккумулятора ниже 11,7В. Свечение HL1 подсказывает водителю о проблемах в работе регулятор напряжения — генератор — так при работающем двигателе генератор должен постоянно заряжать аккумулятор, но напряжение со стабилизатора не должно быть выше 14,8 В. Если же горит светодиод HL4, это говорит о том, что батарея разряжена более чем на 50% и ее нужно подзарядить.
В конструкции используются емкости С1 типа К10-17, С2, С3 типа К73-9 на 250 В, подстроечное малогабаритное сопротивление R5 типа СП3-19а, остальные сопротивления С2-23 (или аналогичные малогабаритные).
Дроссель Т1 построен на кольцевом сердечнике типоразмером К 10 х 6 х 3 из феррита марки 2000 НМ 1. Обмотки имеют по 30 витков провода типа ПЭЛШО-0,12. Дроссель при правильном включении фаз обмоток защищает устройство от пульсации и помех в бортовой сети автомобиля при включенном двигателе.
При установке предлагаемых индикаторов в автомобиле необходимо обратить внимание на то, чтобы его соответствующие элементы были тщательно изолированы от кузова автомобиля. Минусовая клемма должна быть изолирована от кузова, а плюсовая — от замка зажигания. В этом случае указатель напряжения будет регистрировать напряжение аккумулятора только во время движения автомобиля.
Держите напряжение бортовой сети своего автомобиля всегда под контролем!
Источник статьи: http://www.mastervintik.ru/tri-sxemy-indikatorov-bortovoj-seti-avtomobilya/
Миниатюрный индикатор напряжения бортовой сети автомобиля
Даже при простейших работах в электрических цепях в хозяйстве пригодится индикатор напряжения – устройство показывающее наличие или отсутствие электрического тока и напряжения в сетях от 220 до 1000в (в зависимости от прибора). Целесообразность его использования продиктована в первую очередь тем, что электрический ток не получится увидеть глазами – о его наличии можно судить только по тому, работает включенное в розетку устройство или нет.
Разновидности индикаторов
Главная функция, которую должен выполнять указатель напряжения, это проверка целостности электрической цепи – именно от этого зависит, будет работать включенный в розетку прибор или нет. Различные устройства справляются с этой задачей по-разному – стандартная отвертка индикатор напряжения использует для проверки ток, который уже есть в сети (пассивная), а внутри многофункционального тестера-пробника напряжения есть целая схема с отдельным питанием (активный), что позволяет прозванивать даже обесточенные электрические цепи. Все эти устройства работают по схожему принципу, но имеют некоторые различия в правилах применения.
Пассивная отвертка индикатор
Это однополюсный бытовой индикатор фазы, выполняющий одну-единственную задачу – показать наличие или отсутствие напряжения в определенной точке электрической цепи. Профессиональными электриками не используется, ввиду крайне ограниченного функционала, но дома среди набора инструментов «на всякий случай» она может пригодиться.
Бесспорное преимущество устройства в том, что наличие напряжения однополюсный индикатор показывает после прикосновения к любому токоведущему контакту. Нулевой провод не нужен – его роль выполняет тело человека, что держит в руках отвертку. Наличие или отсутствие фазы показывает неоновая лампа внутри устройства – чтобы проверить напряжение надо жалом отвертки коснуться проводника, а рукой дотронуться до контактной пластины на ручке.
Для защиты пользователя от высокого напряжения между жалом и лампой установлен резистор, но из-за этого индикатор не реагирует на напряжение ниже чем 50-60 вольт.
Активная отвертка индикатор
Внутри корпуса прибора собрана схема, запитанная от собственного источника питания (батарейки), поэтому это более чувствительный детектор напряжения. Вместо неоновой лампы здесь используется светодиод, который реагирует не только на прикосновение к проводнику, но и если жало просто попадает в электромагнитное поле, которое есть вокруг любого проводника под напряжением. Это его свойство с успехом используется для поиска проводки в стенах или мест ее обрыва. Нужно взять отвертку за жало и провести ее вдоль провода – если в каком-то месте лампа перестала светить, значит там (+/- 15 см) повреждена проводка.
Также светодиодный индикатор будет срабатывать если одной рукой дотронуться до жала, а другой до контактной платины в рукоятке. Это свойство широко используется для прозвонки проводов (определения их целостности). Надо просто взять один конец провода в руку, а до другого дотронуться жалом отвертки – если нет обрыва, значит индикатор засветится.
Высокая чувствительность устройства является и его недостатком – так как индикатор может показать наличие напряжения и там, где его никогда не было и наоборот – он не отреагирует на обрыв нулевого провода (разве что поменять фазу и ноль местами).
Многофункциональная активная отвертка индикатор
Этот тестер напряжения является улучшенным вариантом предыдущего инструмента – отличается наличием переключателя, которым можно регулировать чувствительность прибора, а также использовать его в контактном и бесконтактном режиме.
Зачастую такая многофункциональная индикаторная отвертка оснащена жидкокристаллическим мини дисплеем, на котором показывается не только наличие напряжения, но и его вольтаж. Это позволяет определять паразитные токи наводки, которые трудно распознать пользуясь обычным индикатором наличия напряжения в цепи.
Кроме дисплея такие устройства комплектуются зуммером, позволяющим без помех использовать прибор в условиях, когда цифровой индикатор не видно. По сути, ТОПовые модели электронных индикаторных отверток это упрощенные мультиметры, но с одним жалом вместо двух щупов. Некоторые электронные индикаторные отвертки даже способны измерить температуру поверхности, к которой прикасается жало устройства.
Самодельный пробник (контролька)
В сумке электрика зачастую есть самодельный пробник напряжения с обыкновенной лампочкой на 220 вольт – на профессиональном жаргоне получивший название «контролька». Несмотря на размеры, он зачастую бывает более удобным, хотя все его достоинства в полной мере раскрываются при проверке трехфазных сетей.
По сути это обычная лампочка, вкрученная в патрон, а провода исполняют роль щупов, которыми касаются контактов, на которых надо проверить наличие напряжения. По сравнению с другими простейшими пробниками индикаторами, контролька не просто показывает наличие электрического тока – по яркости ее свечения можно понять, нормальное ли в цепи напряжение.
К дополнительным преимуществам относится возможность проверить наличие всех трех фаз. К примеру, если есть три провода и два из них «посажены» на одну фазу, то любой другой указатель напряжения на другом конце провода просто покажет что на каждую жилу приходит фаза, а электродвигатель при этом запускаться не будет. В таком случае берется две контрольки, соединенные последовательно, и свободными щупами проверяются фазы между собой – на проводах с одной фазой лампочки гореть не будут. Плюс ко всему, контрольку всегда можно использовать как дополнительное освещение.
Из минусов устройства выделяется только то, что одну фазу можно проверить только если рядом есть нулевой провод, хотя сложно представить ситуацию с его отсутствием.
Универсальный пробник
Наиболее распространенный указатель напряжения среди инструментов профессионального электрика, совмещающий в себе функциональность и удобство использования. Универсальный прибор, который умеет все: определяет фазу и ноль в сети переменного тока, плюс и минус при постоянном, прозванивает проводку, показывает какое напряжение в цепи, имеет звуковую и визуальную индикацию.
Не все подобные устройства умеют находить проводку сквозь стены, но остальных функций более чем достаточно для ежедневных работ, с которыми сталкивается электрик.
Границы измерений определены качеством изоляции и моделью прибора – 220-380 или указатели напряжения до 1000 в и выше.
Мультиметр – все и сразу
Электрический универсальный тестер, объединяющий в одном корпусе все основные приборы, которыми пользуются электрики и радиолюбители – вольтметр, амперметр и омметр. Кроме того устройство может проверять диоды и транзисторы, а также измерять емкость конденсаторов.
Указатель напряжения отличается высокой точностью измерений – в зависимости от выставленного режима, определяет силу тока, сопротивление проводников и прочие значения до сотых и тысячных долей единиц. Для вывода результатов измерений оснащен жидкокристаллическим индикатором.
Двухполюсные указатели
Принцип действия индикаторов этого типа основан на сравнивании потенциалов в 2 токоведущих частях проверяемого оборудования: нуля и фазы. В отличие от указателей однополюсных, эти приборы оснащены двумя щупами. Человек в контакт с контролируемым напряжением не вступает и отделён от его воздействия слоем изоляции. В состав индикатора входят сигнальная лампа и 2 резистора: шунтирующий и токоограничивающий. Связь между щупами выполнена обрезиненным гибким проводом.
Вам это будет интересно Выбор и особенности подключения счётчика энергомера
Из старых моделей двухполюсных указателей напряжения до 1000 В до сей поры применяются МИН 1 и УНН-10 с диапазоном рабочего потенциала 70―660 вольт. Сигнальная лампа этих приборов загорается при 60―65 В. С помощью означенных изделий проводят проверку цепи на целостность. К простым исполнениям относятся индикаторы серий ПИН-90, УН-500, УННУ-1 — они определяют только присутствие напряжения. Более совершенные модели ЭЛИН-1, ИПМ указывают также номинал и полярность потенциала.
В качестве сигнала используются светодиоды всех цветов, неоновые лампочки и цифровые показатели. Существуют также комбинированные индикаторы — к свечению добавляется звуковое сопровождение, что повышает безопасность обращения с прибором. Самый известный дигитальный двухполюсный указатель напряжения — мультиметр. Он способен определить величину потенциала переменного и постоянного тока, силу и частоту. Прибор нередко используют для решения бытовых задач.
Что лучше выбрать
Все устройства имеют свои плюсы и минусы, которые надо учитывать при их покупке. Кроме того, надо понимать, зачем оно будет нужно – к примеру, если контролька отлично себя зарекомендовала в трехфазных цепях, то делать ее для домашнего использования особого смысла нет.
Как ни странно, но если человек не разбирается в электрике, то ему лучше купить все таки полупрофессиональное устройство – хотя бы универсальный пробник на 220-380в. Кроме того, что это просто надежное и нужное устройство, если придется приглашать электрика или просить знакомых посмотреть проводку, то лучше если под рукой окажется хороший прибор.
Пользование контрольными устройствами
Перед каждым применением указатель осматривают, нет ли повреждений корпуса, изоляции, после чего проверяют работоспособность индикатора, прикоснувшись к фазе, заведомо находящейся под напряжением. Дефектный прибор приведёт к ошибке, влекущей короткое замыкание, или травме человека. При выполнении замеров надо быть внимательным и соблюдать основные правила:
- индикатор должен соответствовать параметрам сети — будет нелишним убедиться в этом, взглянув на маркировку, нанесённую на корпусе устройства;
- во время проверки принять устойчивую позу, исключая неожиданное падение и касание с заземлёнными проводниками;
- один из способов избежать нежелательного контакта — держать свободную руку в кармане, чтобы случайно не создать замкнутого контура для электрического заряда.
При работе однополюсным указателем запрещается пользоваться диэлектрическими перчатками: должен быть обеспечен контакт пластины на ручке индикатора с пальцем оператора. Надо помнить, что электричество опасно — от ошибок гибнут не только новички, но и опытные монтёры.
Вам это будет интересно Описание и разновидности вводно-распределительных устройств (ВРУ)
Как определить фазу
Вопрос весьма простой, тем не менее, многие попросту не знают на него ответа. Если у вас есть любой, даже самый простой индикатор напряжения, прочитав инструкцию к нему вы легко разберетесь что к чему. В случае с простой индикаторной отверткой, достаточно просто вставить ее в розетку и коснуться контакта – если лампочка загорелась, вы нашли фазу, если нет – вы определили нуль.
Чтобы отвертка работала правильно, в ней должен находиться резистор, имеющий сопротивление на уровне одного мегаома. Если отвертка из Поднебесной, эта ее часть будет сделана в форме цилиндра сероватой окраски.
Несмотря на свою простоту, отвертка с индикатором напряжения выручает в самых простых и банальных ситуациях, и особенно незаменима в ежедневной жизни.
Если вы работаете с жидкокристаллической модификацией, нужно знать, что проверяя напряжение системы с нагрузкой ниже 50-ти вольт, нужно касаться специальной сенсорной панели.
Если же напряжение намного выше, но не превышает 500 вольт, то сенсор трогать не стоит. У таких индикаторов нету специального светодиода, потому, для проверки показателей, нужно нагибаться к нему, а иногда и подсвечивать чем-то.
Источник статьи: http://seventools.ru/instrumenty/vidy-indikatorov-napryazheniya-2.html