Индикатор питания бортовой сети автомобиля

3-х цветный индикатор бортовой сети автомобиля

Автомобили зачастую не оборудованы приборами и индикаторами напряжения бортовой сети, а это один из важных показателей. Предлагаемый, ниже индикатор позволяет контролировать напряжение в бортовой сети автомобиля с помощью трёх разноцветных светодиодов. При пониженном напряжении загорается желтый светодиод, а при повышенном — красный. Если все в норме — напряжение в пределах 12-14 В, то горит светодиод зеленого свечения.

Принципиальная схема прибора достаточно проста, не содержит в себе дорогих или дефицитных радиодеталей и потому доступна даже начинающим радиолюбителям.

Принципиальная электрическая схема индикатора

Печатной плата и расположение деталей

Все постоянные резисторы в индикаторе — типа МЛТ-0,125 или аналогичные. В качестве подстроечных элементов рекомендуется использовать СПЗ-196 или малогабаритные импортные, а в роли электролитического конденсатора — К50-35 или импортные аналоги.

Микросхема К1401УД2А может быть заменена на импортную LM324N, TL074. Вместо стабилитрона Д818Д подойдут Д814В или Д814Г (9В).

Еще больший простор — при выборе диодов VD2-VD5. Сгодятся любые малогабаритные импульсные аналоги кремниевого КД522Б (IN4148), рассчитанные на прямой ток не менее 50 мА. Есть из чего выбирать и светодиоды. Тем более среди импортных, имеющих, как правило, большую яркость свечения.

Настройка индикатора

Настройка индикатора проста — от регулируемого блока питания подаем на схему контрольное напряжение 11 В, подстроечным резистором R3 зажигаем желтый светодиод HL3.

Читайте также:  Автомобили daf 15 тонн

Затем, постепенно увеличивая U-контр. до 12 В передвижением ползунка резистора R2, добиваются индикации зеленого HL2. При этом светодиод HL3 гаснет.

Потом переходят к индикатору красного свечения. Увеличивая подстроечным резистором R1 контрольное напряжение до 14,8 В, зажигают светодиод HL1. При этом HL2 должен погаснуть.

Таблица напряжений на АКБ (отключенной от зарядного устройства)

Конденсатор С1 сглаживает пульсации, а диод VD5 предохраняет прибор от ошибочного подключения к напряжению иной, чем предусмотрено схемой, полярности. Стабилитрон Д818Д ограничивает питание микросхемы до 9В.

Источник статьи: http://www.mastervintik.ru/3-x-cvetnyj-indikator-bortovoj-seti-avtomobilya/

Три схемы индикаторов бортовой сети автомобиля

Далеко не во всех автомобилях установлен контроль за напряжением бортовой сети. Раньше в отечественных автомобилях стояла обычная лампочка в щитке, которая сигнализировала о зарядке АКБ. Это, конечно мало информации. Было бы не лишним установить дополнительный цифровой вольтметр или хотя бы индикатор из нескольких разноцветных светодиодов, показывающий основные пороги допустимых напряжений. Ниже приведены три простые схемы светодиодных индикаторов напряжения авто.

Индикатор напряжения на LM393

Рабочим напряжением бортовой сети автомобиля с 12 вольтовым аккумулятором считают диапазон значений от 11,7В до 14В.

При выходе за пределы этого диапазона могут быть нехорошие последствия, так как при падении напряжения ниже 11,7 В произойдет резкий разряд аккумулятора, а при превышении свыше 14 В начнется его перезаряд.

Для контроля бортовой сети автомобиля предлагаю собрать простой индикатор состоящий из двух компараторов выполненных на одной микросхеме LM393 и трех светодиодов.

Текущее напряжение, снимается с делителя напряжения, построенного на сопротивлениях R2, R3, R4 и сравнивается с опорным, на стабилитроне VD1). Нормальное напряжение — горит зеленый светодиод, больше 14В — красный и желтый светодиод загорается если напряжение опустится ниже 11,7В

Индикатор напряжения на К1003ПП1

Устройство позволяет контролировать напряжение бортовой сети в четырех интервалах.

  1. При напряжении батареи ниже 11 вольт светится красный светодиод- VD1,
  2. при нормально заряженном аккумуляторе от 11,1 до 13,2 вольт светится зеленый светодиод VD2,
  3. в интервале от 13,4 до 14,4 вольт светится желтый светодиод — VD3,
  4. при перенапряжении более 14,6 вольта загорится красный светодиод VD4.

Регулировка схемы состоит в подстройке переменным резистором 10К диапазона нормально заряженного аккумулятора (12-13,8 В). Фототранзистор управляет яркость свечения светодиодов в зависимости от уровня внешнего освещения. Можно его и совсем исключить, тогда яркость будет максимальна.

Многоуровневый индикатор напряжения на К1401УД2А

Это схема также используется для контроля за состоянием бортовой сети и позволяет продлить срок эксплуатации аккумулятора, не допуская ее разряд более чем на половину. Данный индикатор с очень высокой точностью контролирует уровень напряжения батареи и информирует водителя о ее состоянии.

Схема устройства выполнена всего на одной отечественной микросборке К1401УД2А и состоит из четырех компараторов на операционных усилителях, которые при помощи светодиодов HL1…HL4 сообщают водителю о текущем уровне напряжения в одном из интервалов. По одномоментному горению сразу двух индикаторов (или их «перемаргиванию») можно точно вычислить момент нахождения напряжения аккумуляторной батареи на границе между интервалами.

Если ни один из светодиодов не горит, то это говорит только о том, что напряжение аккумулятора ниже 11,7В. Свечение HL1 подсказывает водителю о проблемах в работе регулятор напряжения — генератор — так при работающем двигателе генератор должен постоянно заряжать аккумулятор, но напряжение со стабилизатора не должно быть выше 14,8 В. Если же горит светодиод HL4, это говорит о том, что батарея разряжена более чем на 50% и ее нужно подзарядить.

В конструкции используются емкости С1 типа К10-17, С2, С3 типа К73-9 на 250 В, подстроечное малогабаритное сопротивление R5 типа СП3-19а, остальные сопротивления С2-23 (или аналогичные малогабаритные).

Дроссель Т1 построен на кольцевом сердечнике типоразмером К 10 х 6 х 3 из феррита марки 2000 НМ 1. Обмотки имеют по 30 витков провода типа ПЭЛШО-0,12. Дроссель при правильном включении фаз обмоток защищает устройство от пульсации и помех в бортовой сети автомобиля при включенном двигателе.

При установке предлагаемых индикаторов в автомобиле необходимо обратить внимание на то, чтобы его соответствующие элементы были тщательно изолированы от кузова автомобиля. Минусовая клемма должна быть изолирована от кузова, а плюсовая — от замка зажигания. В этом случае указатель напряжения будет регистрировать напряжение аккумулятора только во время движения автомобиля.

Держите напряжение бортовой сети своего автомобиля всегда под контролем!

Источник статьи: http://www.mastervintik.ru/tri-sxemy-indikatorov-bortovoj-seti-avtomobilya/

Индикатор напряжения автомобильного аккумулятора

2 – паяльник; припой; монтажные провода; кусачки; пинцет; отвертка, канцелярский нож, дрель, мультиметр, блок питания для настройки.

Собираем следующим образом.

Шаг 1. Берем сгоревшую автомобильную USB зарядку, разбираем ее, Выпаиваем из ее платы все радиодетали.

В одной половинке корпуса зарядки в ее верхней части делаем 3 отверстия под светодиоды, и устанавливаем в них светодиоды, зеленый – в середину. На печатной плате делаем соответствующие отверстия под стабилитроны и резисторы. Лишние печатные дорожки можно удалить канцелярским ножом.

В разрыв провода между катодом светодиода HL1 и резистора R1 ставим переменный резистор 6,8 ком, подключаем питание на вход схемы 10,8 в, и поворачивая движок переменного резистора добиваемся свечения светодиода HL1. затем отключив питание, измеряем общее сопротивление резисторов (R1 и переменного резистора). Ставим постоянный резистор измеренного номинала в схему, удалив из нее переменный резистор.

Настройка светодиода HL1 закончена, так же настраиваем и остальные светодиоды. Для настройки HL2 подаем питание 11.8-12 в. Для настройки HL3 – 15 в. После установки нужных нам резисторов в схему, подаем питание на вход схемы 15в –должны светиться все три светодиода. Убавляем питание до 14 в светодиод HL3 должен погаснуть. При напряжении на входе ниже 11,8 в – должен погаснуть светодиод HL2. А при напряжении ниже 10,8 в должен погаснуть и светодиод HL1. Если это все так, как здесь описано, значит индикатор работает правильно. А если нет, то надо еще точнее подобрать все резисторы.

Источник статьи: http://usamodelkina.ru/13325-indikator-naprjazhenija-avtomobilnogo-akkumuljatora.html

Описание схемы устройства для контроля тока потребления всего электрооборудования автомобиля

Данное устройство предназначено для контроля тока аккумуляторной батареи автомобиля. Оно позволяет визуально контролировать величину тока заряда и разряда и даже ток, который потребляет стартер при запуске двигателя. В принципе, данная схема даст возможность отслеживать состояние всего «электрооборудования» автомобиля — аккумулятора, стартера, генератора и всей электропроводки по величине потребляемого тока.

Принцип работы заключается в измерении величины падения напряжения на проводе, который соединяет корпус машины с отрицательной клеммой аккумуляторной батареи.

Резисторы R1-R5 образуют так называемый «резистивный измерительный мост», с выхода которого снимается сигнал разной полярности, который затем усиливается операционным усилителем (ОУ) типа К153УД2. В схеме можно применить и другие ОУ широкого применения (К140УД6, К140УД7, К140УД8 или аналогичные импортные). Следует только учитывать возможность их другой цоколёвки. Конденсатор С1 в данном случае нужен для исключения возможности самовозбуждения, для других типов ОУ он может и не потребоваться (смотрите типовую схему включения для применяемой микросхемы в справочниках).

Диоды VD1-VD4 составляют «логарифмический узел», который нужен для расширения диапазона измеряемого тока. Благодаря этому появляется возможность измерять большие токи, вплоть до 100 ампер, что позволяет контролировать даже пусковой ток, потребляемый стартером.

В качестве стрелочного индикатора можно применить любой прибор, имеющий нулевую отметку в середине шкалы (например М733 или его современный аналог, стрелочный микроамперметр). Ток полного отклонения стрелки должен быть 50 мкА в минусовой и плюсовой области измерения. Шкалу этого индикатора следует проградуировать. Для этого справа и слева от «нуля» делаются равномерно три метки (на равном расстоянии от «нуля» и друг от друга), которые будут соответствовать величинам тока «5», «50» и «100» ампер. Все резисторы в схеме мощностью от 0,125 ватт, кроме резистора R8 (он — от 0,5 ватт). Подстроечные резисторы любого типа.

Никакого отдельного питания эта схема не требует. Питание берётся от бортовой электросети автомобиля и стабилизируется на уровне 6,6 вольт простейшим параметрическим стабилизатором на двух стабилитронах VD5 и VD6 типа КС133А.

Настройка прибора производится следующим образом.
На схему подают питание напрямую от аккумулятора (непосредственно с его клеммы «+») и устанавливают стрелку индикатора на «ноль» с помощью подстроечного резистора R4.

Затем автомобиль полностью обесточивают («выключают» ключ зажигания) и через резистор сопротивлением 2,4 Ом соединят «плюс» аккумулятора с корпусом автомобиля. При этом следует использовать резистор мощностью не менее 60 ватт (можно использовать, например, кусок нихромовой проволоки с соответствующим сопротивлением).

Потребление тока при этом составит величину 5 ампер и с помощью подстроечного резистора R7 стрелку прибора устанавливают на соответствующую отметку на его шкале («5А»). На этом настройка и калибровка прибора закончена. Плюсовой вывод схемы (правый вывод резистора R8) отключают от плюсовой клеммы аккумулятора и подключают к плюсовому проводу бортовой сети автомобиля.

Спасибо, что дочитали до конца! И я был бы вам благодарен, если бы вы поделились статьёй с друзьями в соцсетях. Отдельное спасибо за лайк и подписку — оставайтесь и далее на канале «ASUTPP»!

При написании статьи была использована информация, взятая из источника: журнал «Радио», №4, 1989, «Индикатор тока аккумуляторной батареи».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/asutpp.ru/opisanie-shemy-ustroistva-dlia-kontrolia-toka-potrebleniia-vsego-elektrooborudovaniia-avtomobilia-600ec3c7ede7353c0a9e3dcc

Индикатор бортовой сети автомобиля, сделай сам.

Далеко не во всех автомобилях установлен контроль за напряжением бортовой сети. Раньше в отечественных автомобилях стояла обычная лампочка в щитке, которая сигнализировала о зарядке АКБ. Это, конечно мало информации. Было бы не лишним установить дополнительный цифровой вольтметр или хотя бы индикатор из нескольких разноцветных светодиодов, показывающий основные пороги допустимых напряжений. Ниже приведены три простые схемы светодиодных индикаторов напряжения авто.

Индикатор напряжения на LM393

Рабочим напряжением бортовой сети автомобиля с 12 вольтовым аккумулятором считают диапазон значений от 11,7В до 14В.

При выходе за пределы этого диапазона могут быть нехорошие последствия, так как при падении напряжения ниже 11,7 В произойдет резкий разряд аккумулятора, а при превышении свыше 14 В начнется его перезаряд.

Для контроля бортовой сети автомобиля предлагаю собрать простой индикатор состоящий из двух компараторов выполненных на одной микросхеме LM393 и трех светодиодов.

Текущее напряжение, снимается с делителя напряжения, построенного на сопротивлениях R2, R3, R4 и сравнивается с опорным, на стабилитроне VD1). Нормальное напряжение — горит зеленый светодиод, больше 14В — красный и желтый светодиод загорается если напряжение опустится ниже 11,7В

Индикатор напряжения на К1003ПП1

Устройство позволяет контролировать напряжение бортовой сети в четырех интервалах.

  • При напряжении батареи ниже 11 вольт светится красный светодиод- VD1,
  • при нормально заряженном аккумуляторе от 11,1 до 13,2 вольт светится зеленый светодиод VD2,
  • в интервале от 13,4 до 14,4 вольт светится желтый светодиод — VD3,
  • при перенапряжении более 14,6 вольта загорится красный светодиод VD4.

Регулировка схемы состоит в подстройке переменным резистором 10К диапазона нормально заряженного аккумулятора (12-13,8 В). Фототранзистор управляет яркость свечения светодиодов в зависимости от уровня внешнего освещения. Можно его и совсем исключить, тогда яркость будет максимальна.

Многоуровневый индикатор напряжения на К1401УД2А

Это схема также используется для контроля за состоянием бортовой сети и позволяет продлить срок эксплуатации аккумулятора, не допуская ее разряд более чем на половину. Данный индикатор с очень высокой точностью контролирует уровень напряжения батареи и информирует водителя о ее состоянии.

Схема устройства выполнена всего на одной отечественной микросборке К1401УД2А и состоит из четырех компараторов на операционных усилителях, которые при помощи светодиодов HL1…HL4 сообщают водителю о текущем уровне напряжения в одном из интервалов. По одномоментному горению сразу двух индикаторов (или их «перемаргиванию») можно точно вычислить момент нахождения напряжения аккумуляторной батареи на границе между интервалами.

В конструкции используются емкости С1 типа К10-17, С2, С3 типа К73-9 на 250 В, подстроечное малогабаритное сопротивление R5 типа СП3-19а, остальные сопротивления С2-23 (или аналогичные малогабаритные).

Дроссель Т1 построен на кольцевом сердечнике типоразмером К 10 х 6 х 3 из феррита марки 2000 НМ 1. Обмотки имеют по 30 витков провода типа ПЭЛШО-0,12. Дроссель при правильном включении фаз обмоток защищает устройство от пульсации и помех в бортовой сети автомобиля при включенном двигателе.

При установке предлагаемых индикаторов в автомобиле необходимо обратить внимание на то, чтобы его соответствующие элементы были тщательно изолированы от кузова автомобиля. Минусовая клемма должна быть изолирована от кузова, а плюсовая — от замка зажигания. В этом случае указатель напряжения будет регистрировать напряжение аккумулятора только во время движения автомобиля.

Держите напряжение бортовой сети своего автомобиля всегда под контролем!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ed9c40fb4cae340905989df/indikator-bortovoi-seti-avtomobilia-sdelai-sam-5ee5e25a64d6731cc9e1cb06

Оцените статью