- Типовая инструкция по охране труда для оператора автозаправочных станций ТОИ Р-112-06-95
- 1. Общие требования безопасности
- 2. Требования безопасности перед началом работы
- 3. Требования безопасности во время работы
- 4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
- 5. Требования безопасности по окончании работы
- Работа оператором на АЗС
- Работу оператором на АЗС
- Обязанности оператора АЗС, определенные должностной инструкцией
- Видео — Тренажер оператора АЗС
- Обучение оператора автозаправочных станций
Типовая инструкция по охране труда для оператора автозаправочных станций ТОИ Р-112-06-95
1. Общие требования безопасности
1.1. В настоящей инструкции предусматриваются основные требования по организации и проведению безопасной работы операторов при эксплуатации стационарных и контейнерных автозаправочных станций (АЗС).
1.2. К обслуживанию автозаправочных станций допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие в установленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности.
1.3. Все работники АЗС должны проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.
1.4. Операторы АЗС должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами, включающими, в том числе для работы в аварийных ситуациях:
- халат хлопчатобумажный;
- рукавицы комбинированные;
- при работе с этилированным бензином дополнительно:
- фартук резиновый;
- сапоги резиновые;
- перчатки резиновые.
На наружных работах зимой дополнительно:
- куртку хлопчатобумажную на утепляющей прокладке;
- брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке;
- валенки;
- в остальное время года дополнительно:
- плащ непромокаемый.
1.5. Территория АЗС в темное время должна быть освещена.
Особое внимание должно быть уделено освещению мест заправки и слива нефтепродуктов.
1.6. Для местного освещения при осмотре резервуаров, колодцев (подвалов) и колонок применяются только взрывобезопасные аккумуляторные фонари напряжением не выше 12 В, которые должны включаться и выключаться вне колодцев и на расстоянии более 3 м от колонок.
1.7. Все средства пожаротушения, находящиеся в помещениях и на территории АЗС, должны быть постоянно в полной исправности и готовности к немедленному использованию. Использование противопожарного инвентаря не по назначению запрещается.
1.8. АЗС должна быть оборудована телефонной (радиотелефонной) связью с диспетчерским пунктом или руководством нефтебазы, ближайшей пожарной частью, правоохранительным органам.
Телефонная (радиотелефонная) связь должна содержаться в исправном состоянии.
1.9. Здания АЗС, предназначенные для отпуска нефтепродуктов за наличные деньги, должны быть оборудованы запирающими устройствами на дверях, металлическими решетками на окнах, охранной сигнализацией.
1.10. Санитарно-бытовые помещения должны содержаться в чистоте и проветриваться.
1.11. Скорость движения транспорта на территории АЗС не должна превышать 5 км/ч. Проезд транспорта над подземными резервуарами запрещается.
1.12. Вырытые на территории АЗС для технических целей траншеи и ямы должны быть ограждены и обозначены предупредительными знаками, а по окончании работ немедленно засыпаны.
1.13. В зимнее время пешеходные дорожки и проезжая часть территории АЗС должны очищаться от снега и льда и посыпаться песком.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Надеть спецодежду, проверить наличие средств индивидуальной защиты.
2.2. Проверить исправность технологического оборудования и наличие первичных средств пожаротушения.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Перед сливом нефтепродуктов автопоезд устанавливают по ходу движения автотранспорта: для него должен быть обеспечен свободный выезд с территории АЗС на случай аварийной ситуации.
3.2. Перед началом слива нефтепродуктов оператор обязан:
убедиться в исправности резервуара и его оборудования, технологических трубопроводов и правильности переключения запорной арматуры;
убедиться в исправности сливного устройства автоцистерны;
прекратить заправку машин из резервуара до окончания слива в него нефтепродукта из цистерны.
3.3. Во время слива не допускается движение автотранспорта на расстояние ближе 8 метров от сливных устройств резервуаров АЗС.
3.4. Слив нефтепродуктов в подземные и наземные резервуары АЗС должен быть герметизированным. Слив падающей струей не допускается.
Слив производится при неработающем двигателе автоцистерны после ее заземления. Заземляющий проводник прикрепляют сначала к корпусу цистерны, а затем к заземляющему устройству. Каждая цистерна автопоезда должна быть заземлена отдельно до полного слива из нее нефтепродукта.
Снимается заземление после отсоединения шлангов от сливных устройств резервуаров, сначала от заземляющего устройства, а затем с корпуса цистерны.
3.5. Открывать и закрывать крышки люков и колодцев резервуаров необходимо плавно, без ударов, во избежание искрообразования.
3.6. Работники, открывающие люки автомобильных цистерн, колодцев и резервуаров или заправляющие в них раздаточные рукава, должны находиться с наветренной стороны во избежание вдыхания паров нефтепродуктов.
3.7. Процесс слива нефтепродуктов в резервуар АЗС из автоцистерны должен производиться в присутствии оператора АЗС и водителя автоцистерны.
При обнаружении утечки нефтепродуктов слив должен быть немедленно прекращен.
3.8. При заправке транспорта на автозаправочной станции должны соблюдаться следующие правила:
- расстояние между автомобилем, стоящим под заправкой, и следующим за ним должно быть не менее 3 м, а между последующими автомобилями, находящимися в очереди, — не менее 1 м;
- мотоциклы, мотороллеры и мопеды необходимо перемещать к топливораздаточным и смесительным колонкам и от них на расстоянии не менее 15 м вручную с заглушенными двигателями;
- все операции по заправке автотранспорта должны производиться только в присутствии водителя и при заглушенном двигателе. Разрешается заправка автомобильного транспорта с работающим двигателем только в условиях низких температур, когда запуск заглушенного двигателя может быть затруднен;
- облитые нефтепродуктами поверхности транспорта до пуска двигателя водители обязаны протереть насухо. Пролитые на землю нефтепродукты должны засыпаться песком. Пропитанный и использованный обтирочный материал собирается в металлические ящики с закрывающимися крышками и вывозится с территории автозаправочной станции в специально отведенные места;
- запрещается заправлять автомобили (кроме легковых), в которых находятся пассажиры.
3.9. Заправка автомашин с горючими или взрывоопасными грузами должна производиться на специально оборудованной для этих целей площадке, расположенной на расстоянии не менее 25 м от территории АЗС.
3.10. Пробы нефтепродуктов должны храниться в специальном металлическом шкафу вне здания операторной АЗС.
3.11. Запрещается сливать нефтепродукты в резервуары, производить измерение уровня, отбор пробы нефтепродукта и заправлять транспорт на АЗС во время грозы.
3.12. На территории АЗС запрещается:
- курить и пользоваться открытым огнем;
- производить какие-либо работы, не связанные с приемом, хранением и отпуском нефтепродуктов;
- хранить в помещении легковоспламеняющиеся жидкости;
- мыть руки, стирать одежду и протирать полы помещений легковоспламеняющимися жидкостями;
- присутствовать посторонним лицам, несвязанным с заправкой или сливом нефтепродуктов;
- заправлять транспорт, водители которого находятся в нетрезвом состоянии;
- заправлять тракторы на резиновом ходу, у которых отсутствуют искрогасители, а также гусеничные тракторы;
- отпускать бензин в полиэтиленовые канистры и стеклянную тару;
- в помещении АЗС использовать временную электропроводку, электроплитки, рефлекторы и другие электроприборы с открытыми нагревательными элементами.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Аварийной ситуацией на АЗС следует считать:
- загорание АЗС;
- неисправность в электрооборудовании;
- утечки нефтепродукта из топливораздаточной колонки, резервуара;
- загазованность (свыше 100 мг/м3) в здании АЗС;
- пролив и перелив при приеме нефтепродуктов.
4.2. Во всех аварийных ситуациях оператор обязан немедленно отключить общий рубильник и прекратить заправку автотранспорта.
4.3. При возникновении пожара оператор обязан вызвать пожарную команду, приступить к тушению пожара имеющимися средствами, привлекая на помощь водителей транспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы.
4.4. Оператору запрещается производить какой-либо ремонт электрооборудования на АЗС. В случае неисправности электрооборудования следует вызвать электрослесаря.
4.5. При обнаружении утечки нефтепродукта в топливораздаточной колонке необходимо немедленно отключить колонку и вызвать специалистов для ремонта.
До устранения неисправности работа колонки запрещается.
4.6. При обнаружении утечки нефтепродукта из резервуара оператор должен вызвать аварийную службу, освободить территорию АЗС от автотранспорта, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смены.
4.7. В случае обнаружения загазованности в здании АЗС следует проветрить здание естественной вентиляцией (открыть двери, окна), определить источник повышенной загазованности, сообщить диспетчеру нефтебазы, сделать запись в журнале приема и сдачи смен.
4.8. При проливе (переливе) нефтепродуктов оператор обязан прекратить все технологические операции, освободить территорию АЗС от автотранспорта, удалить пролитый нефтепродукт, место пролива засыпать песком.
При невозможности ликвидировать аварийную ситуацию своими силами — сообщить диспетчеру нефтебазы и вызвать аварийную службу.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Снять спецодежду и убрать ее в шкаф.
Спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно от личной одежды.
5.2. Перед стиркой спецодежда должна проветриваться на открытом воздухе не менее двух часов.
Ремонт спецодежды производится только после стирки.
5.3. Не оставлять рабочее место без присмотра до прихода следующей смены.
Источник статьи: http://altsi.ru/docs/prikaz-mintopenergo-4-iyulya-1995-144/toi-r-112-06-95.php
Работа оператором на АЗС
Работу оператором на АЗС
Оператор автозаправочной станции – должностное лицо, с которым непосредственно общается клиент, то есть вступает с ним в товарно-денежные отношения, предъявляет ему претензии, обращается за разъяснениями и т.д. Кроме того, профессиональная деятельность оператора сопряжена с использованием технически сложного и небезопасного оборудования, что требует знания пожарной безопасности на автозаправке.
Ну, и наконец, влияние постоянного соседства солидных сумм наличных денег (на фоне не всегда устраивающей оператора АЗС зарплаты) и обилия востребованного товара – моторного автомобильного топлива. Все вышеперечисленные особенности, накладывают определенный отпечаток на перечень качеств, которыми должен обладать данный работник. Это – достаточная техническая грамотность, ответственность, внимание, терпение, коммуникабельность и способность к мирному разрешению конфликтных ситуаций.
Обязанности оператора АЗС, определенные должностной инструкцией
2.1 Должностная инструкция оператора АЗС – основной документ, регламентирующий профессиональную деятельность должностного лица, осуществляющего прием, выдачу и учет нефтепродуктов на автозаправочной станции в соответствии с требованиями, установленными Правилами технической эксплуатации АЗС и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими их (автозаправок) работу.
2.2 Оператор-кассир на АЗС обязан твердо знать и неукоснительно соблюдать требования следующих Правил и инструкций:
- Правила техники безопасности (ПТБ) и Правила технической эксплуатации (ПТЭ) электрических установок.
- Правила безопасной эксплуатации заправочного оборудования.
- Правила пожарной безопасности (ППБ).
- Инструкция по охране труда.
- Порядок эксплуатации очистных установок.
- Правила приема и отпуска нефтепродуктов.
- Руководство по эксплуатации кассового аппарата.
Кроме того, современные реалии всеобщей компьютеризации требуют, чтобы оператор обладал хотя бы начальными навыками пользователя.
2.3 Непосредственным руководителем оператора АЗС является управляющий АЗС, а прямое руководство в процессе смены осуществляет ее начальник.
2.4 На протяжении рабочей смены оператору категорически запрещается покидать рабочее место, за исключением промежутков времени, установленных утвержденным распорядком дня (перерыв для принятия пищи, технологические перерывы для обслуживания оборудования и т.п.).
2.5 Оператор АЗС – лицо, несущее материальную ответственность в случае выявления недостач нефтепродуктов, финансовых средств, а также в случае полной или частичной потери (по его вине) функциональных кондиций оборудования и иного имущества АЗС.
2.6 Оператор, заступающий на смену, обязан:
- проверить соответствие документации, находящейся на рабочем месте, с утвержденным перечнем;
- удостовериться в наличии и исправности технологического и кассового оборудования, инструмента и материалов;
- принять от сменщика остаток нефтепродуктов и заполнить ведомость приема, указав показания счетчиков и отметки уровней в емкостях-хранилищах;
- принять по счету денежные средства, находящиеся в кассе АЗС, сделав соответствующую запись в кассовой книге;
- проверить санитарное состояние помещения операторской и территории АЗС.
Замечания, выявленные в результате вышеуказанных мероприятий, отражаются в сменном журнале. Подпись оператора-кассира АЗС о принятии смены подтверждает возложение на него персональной ответственности, в том числе и материальной, за происходящее на автозаправке.
В течение рабочей смены в обязанности оператора входит:
- Обеспечение бесперебойного отпуска нефтепродуктов потребителю.
- Поддержание порядка в помещениях и на территории АЗС.
- Соблюдение порядка приема поступающего моторного топлива, включающего:
— изучение сопроводительной документации;
— проверка уровня нефтепродуктов в поступившей емкости;
— прекращение торговли соответствующим типом топлива (оповестив клиентов посредством информационной таблички);
— замер уровня в емкости-хранилище перед сливом и запись в соответствующий раздел журнала;
— замер уровня в емкости-хранилище после слива и запись в соответствующий раздел журнала;
— внесение данных в журнал прихода топлива;
— возобновление продажи топлива.
- Сбор и передача денежных средств инкассаторской бригаде в соответствии с утвержденной инструкцией.
- В случае нарушения работоспособности оборудования АЗС — организация вызова специалиста-ремонтника и сообщение начальнику смены (управляющему АЗС).
- В случае прекращения подачи электроэнергии – сообщение в дежурную службу организации-поставщика и начальнику смены (управляющему АЗС).
- В случае возникновения нештатной ситуации (пожар, наводнение, дорожно-транспортное происшествие, ограбление и т.д.) – организация оповещения соответствующих служб и начальника смены (управляющего АЗС).
- Отражение в сменном журнале всех, произошедших в течение смены, происшествий.
По окончании рабочей смены оператор АЗС передает смену в соответствии с алгоритмом, описанном выше, и заполняет бланки сменной отчетности, передаваемые (совместно с итоговым кассовым чеком) на контроль управляющему АЗС.
Видео — Тренажер оператора АЗС
Обучение оператора автозаправочных станций
Подавляющее большинство компаний («ООО Лукойл», ТД «Нефтьмагистраль», «Газпромнефть», ГК «Трасса» и т.д.), владеющие автозаправками в российской столице, предпочитают заполнять существующие вакансии операторов-кассиров АЗС соискателями, имеющими удостоверения оператора АЗС. Именно поэтому, претендентам, согласным с предлагаемым уровнем заработной платы, а он находится в довольно широком диапазоне (от 20 000 до 40 000 российских рублей), предлагается пройти предварительное обучение или переподготовку. Кроме того, для оператора АЗС, обучение включает прохождение стажировки и программы тренировок.
Источник статьи: http://vipwash.ru/azs/rabota-operatorom-na-azs